Научная статья на тему 'МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПРОГРАММАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПРОГРАММАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION / FITNESS / STEP AEROBICS / FUNCTIONAL TRAINING / FEMALE STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИТНЕС / СТЕП-АЭРОБИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / СТУДЕНТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Головин М.С., Шигаева Е.А., Колосова Т.И., Айзман Р.И.

Цель исследования - выявление показателей физического здоровья студенток НГПУ, занимающихся по разным фитнес-программам по сравнению с традиционными занятиями физической культуры. Методика и организация исследования. В научной работе приняло участие 60 девушек-студенток от 18 до 22 лет, занимающихся в фитнес-центре НГПУ «Green Fitnes» и на традиционных занятиях по физической культуре. Девушки самостоятельно выбирали вид физкультурно-оздоровительной деятельности, что позволило сформировать три группы: 1) основная медицинская группа (ОМГ, n=15); 2) стэп-аэробика (СА, n=30); 3) функциональный тренинг (ФТ, n=15). Студентки ОМГ в течение года занимались по основной программе физической культуры вуза. Особенностями занятий в группе СА являлось длительное время физической работы в пределах целевой зоны пульса с использованием продолжительных упражнений для разных групп мышц. Интенсивность нагрузки дозировалась с помощью высоты платформы, принципа рычага, амплитуды перемещений, увеличения музыкального темпа. Занятия функциональным тренингом включали активацию большого количества мышечных групп и волокон разного типа с использованием комплексных статических и динамических нагрузок. ФТ включал в себя Cross Fit, функциональные петли TRX, использующие различные мышцы-стабилизаторы. Результаты исследования и выводы. Стэп-аэробика и функциональный тренинг способствуют снижению массы тела и общего жира, развитию внешнего дыхания, повышению экономичности работы сердечно-сосудистой системы в покое и при физической нагрузке, увеличению PWC170 и улучшению восстановления частоты сердечных сокращений. Стандартная программа физической культуры приводит к незначительным улучшениям показателей физического здоровья, тогда как большинство параметров физического развития и функционального состояния к концу учебного года не изменяются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Головин М.С., Шигаева Е.А., Колосова Т.И., Айзман Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morphofunctional features of female students trained according to different physical education programs

Objective of the study was to identify indicators of physical health of female students of Novosibirsk State Pedagogical University (NSPU) engaged in various fitness programs compared to traditional physical education classes. Methods and structure of the study. The study involved 60 female students aged from 18 to 22 years, attending the fitness center of NSPU "Green Fitness" and traditional physical education classes. The girls independently chose the type of health and fitness activities, which enabled to form three study groups: 1) main health group (MHG, n=15); 2) step aerobics (SA, n=30); 3) functional training (FT, n=15). During the academic year, the MHG female students were engaged in the main physical education program at the university. The SA group was involved in prolonged trainings within the target zone of their pulse using long-duration exercises for different muscle groups. The load intensity was dosed by changing the height of the platform, the principle of the lever, the amplitude of movements, and by increasing the musical tempo. The functional trainings were based on the activation of a large number of muscle groups and fibers of various types using complex static and dynamic loads, and included Cross Fit, TRX functional loops using various muscle stabilizers. Results of the study and conclusions. Step aerobics and functional training help reduce body weight and total fat, improve external respiration, increase the efficiency of the cardiovascular system at rest and when performing physical loads, increase PWC170 and improve heart rate recovery. The standard physical education program was found to lead to insignificant improvements in physical health indicators, while most parameters of physical development and functional state did not change by the end of the academic year.

Текст научной работы на тему «МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПРОГРАММАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

морфофункциональные особенности студенток, занимающихся по разным программам физической культуры

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 21.01.2019 г.

Информация для связи с автором: golovin593@mail.ru

Кандидат биологических наук, доцент М.С. Головин1 Е.А. Шигаева1 Доцент Т.И. Колосова1

Доктор биологических наук, профессор Р.И. Айзман1

1 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

MORPHOFUNCTIONAL FEATURES OF FEMALE STUDENTS TRAINED ACCORDING TO DIFFERENT PHYSICAL EDUCATION PROGRAMS

PhD, Associate Professor M.S. Golovin1 E.A. Shigaeva1

Associate Professor T.I. Kolosova1 Dr. Biol., Professor R.I. Aizman1

1 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - выявление показателей физического здоровья студенток НГПУ, занимающихся по разным фитнес-программам по сравнению с традиционными занятиями физической культуры. Методика и организация исследования. В научной работе приняло участие 60 девушек-студенток от 18 до 22 лет, занимающихся в фитнес-центре НГПУ «Green Fitnes» и на традиционных занятиях по физической культуре. Девушки самостоятельно выбирали вид физкультурно-оздоровительной деятельности, что позволило сформировать три группы: 1) основная медицинская группа (ОМГ, n=15); 2) стэп-аэробика (СА, n=30); 3) функциональный тренинг (ФТ, n=15). Студентки ОМГ в течение года занимались по основной программе физической культуры вуза. Особенностями занятий в группе СА являлось длительное время физической работы в пределах целевой зоны пульса с использованием продолжительных упражнений для разных групп мышц. Интенсивность нагрузки дозировалась с помощью высоты платформы, принципа рычага, амплитуды перемещений, увеличения музыкального темпа. Занятия функциональным тренингом включали активацию большого количества мышечных групп и волокон разного типа с использованием комплексных статических и динамических нагрузок. ФТ включал в себя Cross Fit, функциональные петли TRX, использующие различные мышцы-стабилизаторы

Результаты исследования и выводы. Стэп-аэробика и функциональный тренинг способствуют снижению массы тела и общего жира, развитию внешнего дыхания, повышению экономичности работы сердечно-сосудистой системы в покое и при физической нагрузке, увеличению PWC170 и улучшению восстановления частоты сердечных сокращений. Стандартная программа физической культуры приводит к незначительным улучшениям показателей физического здоровья, тогда как большинство параметров физического развития и функционального состояния к концу учебного года не изменяются.

Ключевые слова: физическая культура, фитнес, степ-аэробика, функциональный тренинг, студентки.

Annotation

Objective of the study was to identify indicators of physical health of female students of Novosibirsk State Pedagogical University (NGPU) engaged in various fitness programs compared to traditional physical education classes. Methods and structure of the study. The study involved 60 female students aged from 18 to 22 years, attending the fitness center of NGPU "Green Fitness" and traditional physical education classes. The girls independently chose the type of health and fitness activities, which enabled to form three study groups: 1) main health group (MHG, n=15); 2) step aerobics (SA, n=30); 3) functional training (FT, n=15). During the academic year, the MHG female students were engaged in the main physical education program at the university. The SA group was involved in prolonged trainings within the target zone of their pulse using long-duration exercises for different muscle groups. The load intensity was dosed by changing the height of the platform, the principle of the lever, the amplitude of movements, and by increasing the musical tempo. The functional trainings were based on the activation of a large number of muscle groups and fibers of various types using complex static and dynamic loads, and included Cross Fit, TRX functional loops using various muscle stabilizers.

Results of the study and conclusions. Step aerobics and functional training help reduce body weight and total fat, improve external respiration, increase the efficiency of the cardiovascular system at rest and when performing physical loads, increase PWC170 and improve heart rate recovery. The standard physical education program was found to lead to insignificant improvements in physical health indicators, while most parameters of physical development and functional state did not change by the end of the academic year.

Keywords: physical education, fitness, step aerobics, functional training, female students.

CL

с га

Ii

О (U .с Н

Введение. В настоящее время в системе высшего образования набирают популярность различные виды фитнес-культуры [2]. Популярность этих оздоровительных

систем обусловлена многообразием видов фитнеса, предоставлением студентам свободы выбора индивидуально приемлемых форм занятий физической культурой в соот-

ветствии с их индивидуальными особенностями и запросами [3].

Цель исследования - выявление показателей физического здоровья студенток НГПУ, занимающихся по разным фитнес-программам по сравнению с традиционными занятиями физической культурой.

Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 60 девушек-студенток от 18 до 22 лет, занимающихся в фитнес-центре НГПУ «Green Fitnes» и на традиционных занятиях по физической культуре. Девушки самостоятельно выбирали вид физкультурно-оздоровительной деятельности, что позволило сформировать три группы: 1) основная медицинская группа (ОМГ, n=15); 2) стэп-аэробика (СА, n=30); 3) функциональный тренинг (ФТ, n=15). Студентки ОМГ в течение года занимались по основной программе физической культуры вуза (табл. 1).

Особенностями занятий в группе СА являлось длительное время физической работы в пределах целевой зоны пульса с использованием продолжительных упражнений для разных групп мышц. Интенсивность нагрузки дозировалась с помощью высоты платформы, принципа рычага, амплитуды перемещений, увеличения музыкального темпа [6].

Занятия функциональным тренингом включали активацию большого количества мышечных групп и волокон разного типа с использованием комплексных статических и динамических нагрузок. ФТ включал в себя Cross Fit, функциональные петли TRX, использующие различные мышцы-стабилизаторы [4].

Определяли массу тела (МТ), длину тела (ДТ), кистевую (КС) и становую силу (СтС), жизненную емкость легких

(ЖЕЛ), содержание общего жира в организме (биоимпеданс-ный анализ) [8].

Измеряли частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) в покое, физическую работоспособность при стэп-эргометрической нагрузке (PWC170). Рассчитывали хроноинотропный резерв (ХР), скорость восстановления ЧСС (ИВ) после физической нагрузки [1, 5].

Результаты обработаны общепринятыми методами математической статистики с использованием непараметрического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни и считались достоверными при р<0,05. Обследование было проведено осенью 2016 г и повторно весной 2017 г Все участницы обследования дали добровольное информированное согласие в соответствии с Хельсинкской декларацией (1964).

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования группы не отличались между собой по основным антропометрическим показателям (табл. 2). Однако при повторном исследовании через 8 месяцев была выявлена тенденция увеличения МТ у девушек ОМГ, снижение в СА и отсутствие изменений в ФТ. Повышение МТ в ОМГ обусловлено увеличением общего жира, тогда как в СА и ФТ установлена тенденция к снижению выраженности жирового компонента (см. табл. 2). В соответствии с нормативными значениями общего жира девушки находились в границах половозрастных норм. Таким образом, занятия СА и ФТ способствуют снижению жирового компонента тела, тогда как занятия в ОМГ, вероятно, недостаточны для этого.

В группах СА и ФТ выявлено достоверное увеличение жизненного индекса, а в ОМГ проявилась тенденция к снижению жизненного индекса (ЖИ), по-видимому, обусловленная уве-

Таблица 1. Характеристики занятий физической культурой и фитнесом у студенток

Характеристики занятий ОМГ Стэп-аэробика Функц. тренинг

Средняя продолжительность занятия, мин 90 60 60

Количество занятий в неделю 2 3 3

Длительность основной части занятия, мин 60 40 40

Целевая зона пульса, уд/мин 120-160 120-160 120-160

Таблица 2. Изменение морфофункциональных показателей студенток НГПУ

Показатели ОМГ СА (Стэп-аэробика) ФТ (Функц. тренинг)

2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г.

Длина тела, см 166,7±2,4 166,8±2,2 164,6±1,5 164,7±1,5 164,8±1,1 164,9±1,1

Масса тела, кг 56,7±2,3 59,8±2,2 56,5±2,4 55,3±2 # 54,5±2 54,2±1,8 #

% общего жира 27,8±1,9 29,4±1,7 28,7±1,7 27,3±1,5 27,0±1,3 26,2±1,2#

Жизненный индекс, мл/кг 57,0±1,3 54,8±2,7 53,8±1,6 58,4±2,3* 56,8±1,7 60,4±1,7*#

Кистевой индекс, кг/кг 0,53±0,03 0,54±0,01 0,50±0,02 0,52±0,02 0,56±0,02 0,55±0,02

Становой индекс, кг/кг 1,00±0,1 0,99±0,08 0,94±0,04 0,93±0,06 1,12±0,05 1,11±0,05

ЧСС покой, уд/мин 80,7±2,0 76,7±2,3 78,8±2,5 72,8±2,1* 81,1±1,8 75,4±2,2*

ХР, покой 94,8±4,4 90,3±5,6 91,0±3,5 82,6±3,5*# 93,3±2,5 86,6±3,3*

ЧСС нагрузка, уд/мин 173,3±2,1 176,1±3,0 172,0±4,2 167,0±3,9# 174,7±2,5 168,0±3,0*#

ХР, нагрузка 271±8 279±11 253±12 244±10# 267±9 242±8*#

Индекс восстановления, у.е 8,6±0,4 9,1±0,3 9,4±0,5 9,9±0,4# 8,8±0,4 9,8±0,3*#

Р^МС170, кгм/мин*кг 10,6±0,2 10,2±0,4 11,2±0,7 11,5±0,6# 10,8±0,4 11,6±0,5#

Примечание. Достоверность внутригрупповых отличий в динамике изменений: * р<0,05; по сравнению с ОМГ: # р<0,05.

№ 4 • 2020 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

43

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

личением массы тела студенток и отсутствием увеличения ЖЕЛ. Во всех группах не выявлено изменений становой и кистевой силы, что можно объяснить преимущественным развитием общей выносливости в тренировочных программах.

При одинаковых первоначальных значениях ЧСС к концу года отмечали снижение ЧСС во всех группах, что свидетельствует о повышении экономичности работы сердечнососудистой системы у всех обследуемых, однако более выраженные изменения в СА и ФТ. Достоверное снижение ХР было обнаружено в группах СА и ФТ, что указывает на существенное повышение экономичности работы сердца к концу учебного года и является благоприятным интегральным показателем адаптации. В ОМГ выявлена только тенденция снижения этого параметра. Таким образом, описанные изменения свидетельствуют о благоприятном влиянии физической культуры на функциональное состояние сердечнососудистой системы студенток во всех группах, однако в большей степени у СА и ФТ.

Как известно, хорошее функциональное состояние отражает высокие физиологические резервы организма и рациональность их использования при мышечной деятельности [7]. Для оценки резервных возможностей кардио-респираторной системы студентки выполняли стандартную стэп-эргометрическую нагрузку. Не выявлено достоверных различий ЧСС, САД и ДАД при первоначальном тестировании, что свидетельствует об одинаковых резервных возможностях девушек в начале обследования. К концу учебного года в ОМГ наблюдалась тенденция повышения ЧСС, не выявлено сдвигов артериального давления, что указывает на отсутствие достоверных изменений функциональных резервов. В то же время в обеих фитнес-группах установлено повышение экономичности работы сердечно-сосудистой системы, о чем свидетельствует выраженное снижение ХР, однако более выраженные улучшения обнаружены при занятиях ФТ. Таким образом, у девушек в фитнес-группах выявлено улучшение функционального состояния кардиореспиратор-ной системы, проявляющееся в экономной реакции на стандартную физическую нагрузку.

Одним из самых важных показателей при оценке физического здоровья является аэробная физическая работоспособность. В ОМГ PWC170 на протяжении учебного года не изменилась, тогда как в фитнес-группах выявлена тенденция к повышению аэробной производительности при стандартной степ-эргометрической нагрузке.

Скорость восстановления ЧСС после физической нагрузки в ОМГ и СА имела тенденцию к повышению, более существенное - в группе ФТ, что отражало совершенствование механизмов вегетативной регуляции к концу учебного года.

Обнаруженная динамика изменения функциональных возможностей кардиореспираторной системы свидетельствует о рациональности и эффективности тренировочного режима в фитнес-группах по сравнению с учебными занятиями в основной медицинской группе. Кроме того, включение фитнес-программ в образовательный процесс студентов вызывало у них интерес к таким занятиям, способствовало систематичности занятий, что является важным фактором улучшения физического здоровья.

Выводы:

• Стэп-аэробика и функциональный тренинг способствуют

снижению массы тела и общего жира, развитию внешнего

дыхания, повышению экономичности работы сердечнососудистой системы в покое и при физической нагрузке, росту PWC170 и улучшению восстановления частоты сердечных сокращений.

• Стандартная программа физической культуры приводит к незначительным улучшениям показателей физического здоровья, тогда как большинство параметров физического развития и функционального состояния к концу учебного года не изменяются.

• Занятия стэп-аэробикой и функциональным тренингом могут быть рекомендованы к использованию в курсе реализации образовательной программы «Физическая культура» как важнейшие составляющие для развития общей выносливости и улучшения работы кардиореспираторной системы занимающихся по сравнению с занятиями по традиционной программе «Физическая культура», а также рекомендованы как дополнительные занятия по выбору. Литература

1. Головин М.С. Интеграция функциональных, психофизиологических и биохимических процессов в организме спортсменов после аудиовизуальной стимуляции / М.С. Головин, Н.В. Балиоз, С.Г. Кривощёков и др.// Физиология человека. - 2018. - Т. 44. -№ 1. - С. 64-71.

2. Лубышева Л.И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л.И. Лубышева, Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 1. - С. 39-41.

3. Панфилов О.П. Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-технологий) / О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова и др. // Теория и практика физ. культуры. -2013. - № 8. - С. 62-67.

4. Саитов Р.М. Что такое «функциональный тренинг» / Р.М. Саитов, Т.С. Лисицкая // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 6. - С. 73-75.

5. Суботялов М.А. Морфофункциональные и психофизиологические показатели девушек-легкоатлеток с разным уровнем спортивной квалификации / М.А. Суботялов, О.С. Никулина // Медицина и образование в Сибири. - 2014. - № 3. - С. 22.

6. Филиппова Ю.С. Некоторые данные медико-биологического отбора кандидатов в сборную команду Новосибирской области по спортивной аэробике / Ю.С. Филиппова, М.С. Головин // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. -№ 11-1. - С. 9-11.

References

1. Golovin M.S., Balioz N.V., Krivoshchekov S.G., Aizman R.I. Integratsiya funktsionalnykh, psikhofiziologicheskikh i biohimicheskikh protsessov v organizme sportsmenov posle audiovizualnoy stimulyatsii [Integration of functional, psycho-physiological and biochemical processes in athletes' body after audiovisual stimulation]. Fiziologiya cheloveka. 2018. v. 44. no. 1. pp. 64-71.

2. Lubysheva L.I., N.V. Peshkova Analiz razvitiya studencheskogo sporta: sostoyanie i perspektivyi [Analysis of development of student sports: state and prospects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. # 1.pp. 39-41.

3. Panfilov O.P., V.V. Borisova, T.A. Shestakova et al. Metodologicheskie osnovyi klassifikatsii integrirovannyih neparametricheskih vidov fiz-icheskih uprazhneniy (na primere fitnes-tehnologiy) [Methodological basis of classification of integrated nonparametric physical exercises (in terms of fitness technologies)]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2013. # 8. pp. 62-67.

4. Saitov R.M., T.S. Lisitskaya Chto takoe «funktsionalny trening» [The Meaning of «Functional Training»]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2013. # 6. pp. 73-75.

5. Subotyalov M.A., O.S. Nikulina Morfofunktsionalnyie i psihofiziolog-icheskie pokazateli devushek-legkoatletok s raznyim urovnem sport-ivnoy kvalifikatsii [Morphofunctional and psychophysiological indicators of female athletes with different sport skill levels]. Meditsina i obrazovanie v Sibiri. 2014. # 3. P. 22.

6. Filippova Yu.S., M.S. Golovin Nekotoryie dannyie mediko-biolog-icheskogo otbora kandidatov v sbornuyu komandu Novosibirskoy oblasti po sportivnoy aerobike [Some data from biomedical selection of candidates for the Novosibirsk Region national team for sports aerobics]. International Journal of Experimental Education. 2014. no. 11-1. pp. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.