Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ'

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEMALE STUDENTS / FITNESS AEROBICS / ENDURANCE / DYNAMICS OF ENDURANCE INDICATORS / СТУДЕНТКИ / ЗАНЯТИЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шиленко О. В., Пьянзина Н. Н., Петрова Т. Н., Пьянзин А. И.

Цель исследования - определение динамики показателей общей и специальной выносливости у студенток нефизкультурных вузов на занятиях по фитнес-аэробике в рамках спортивной секции в вузе. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2017 г. по июнь 2018 г. Было протестировано 15 студенток 1-3-го курсов очного отделения, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, занимающихся фитнес-аэробикой 2 раза в неделю по 3 ч. При определении динамики показателей выносливости использовались двигательные тесты («2 минуты» и «Прыжки со скакалкой за 1 мин») и функциональные пробы (индекс Руфье). Было проведено 3 контрольных среза. Результаты исследования и выводы. У девушек наблюдается рост показателей выносливости в течение всего педагогического эксперимента. Показатели выносливости улучшались от этапа к этапу. По всем показателям отмечены достоверные различия по сравнению с исходным уровнем (p<0,05). В индексе Руфье средний результат улучшился с 9,5 до 6 баллов. Так, конечный результат относительно исходного стал лучше на 3,5 балла, что составляет 37%. Исходный показатель соответствовал среднему результату, однако приближался к границе ниже среднего. Конечный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и приближается к границе выше среднего. В двигательном тесте «2 минуты» конечный средний показатель улучшился на 5,5 раза (14,3%) по сравнению с исходным и составил 44 раза, что соответствует уровню подготовленности «5» баллов. В двигательном тесте «Прыжки со скакалкой за 1 мин» средний результат увеличился со 108,7 раза до 137,2 раза. Так, конечный результат улучшился на 28,5 раза, что составляет 27 %. Данный показатель соответствует показателям группы спортивного совершенствования. Систематические занятия фитнес-аэробикой позволили существенно повысить уровень развития выносливости, а также обеспечили достижение социально значимых результатов: здоровья, физического развития, культуры движений, эстетики физического имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шиленко О. В., Пьянзина Н. Н., Петрова Т. Н., Пьянзин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ENDURANCE INDICATORS IN FEMALE STUDENTS ENGAGED IN FITNESS AEROBICS

Objective of the study was to determine the dynamics of general and special endurance indicators in female students of non-sports universities during the fitness aerobics classes in the university sports sections.Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted from September 2017 to June 2018. Sampled for the experiment were the full-time 1st-3rd-year apparently healthy female students (n=15) doing fitness aerobics twice a week for 3 hours. The dynamics of endurance indicators was determined using the motor ("2 minutes" and "Skip jumping for 1 min") and functional (Ruffier test) tests. Additionally, 3 checkup tests were carried out.Results and conclusions. The girls' endurance rates were increasing throughout the educational experiment, improving from stage to stage. There were statistically significant differences in terms of all indicators as opposed to the baseline (p<0.05). In the Ruffier test, the average result improved from 9.5 to 6 points. Consequently, the final result improved relative to the baseline and amounted to 3.5 points (37%). The baseline value corresponded to the average result, though approaching the lower limit of the average. The final result corresponded to the average fitness level and was approaching the above-average limit. In the "2 minutes" motor test, the average result improved by 5.5 times (14.3%) as compared to the baseline and amounted to 44 reps, which corresponded to the fitness level rated at "5" points. In the "Skip jumping for 1 min" motor test, the average result increased from 108.7 to 137.2 reps. Thus, the final result improved by 28.5 times (27%). This indicator corresponded to that obtained in the sport excellence group.Regular fitness aerobics practices contributed to a significant improvement of the athletes' endurance skills and achievement of socially significant results: health, physical development, movement culture, aesthetics of the physical image.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ»

динамика показателей выносливости у студенток, занимающихся фитнес-аэробикой

УДК/UDC 37.037:796.012.12

Поступила в редакцию 25.03.2019 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Шиленко1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Пьянзина2 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Петрова1 Доктор педагогических наук, профессор А.И. Пьянзин1

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

2 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

DYNAMICS OF ENDURANCE INDICATORS IN FEMALE STUDENTS ENGAGED IN FITNESS AEROBICS

PhD, Associate Professor O.V. Shilenko1 PhD, Associate Professor N.N. Pyanzina2 PhD, Associate Professor T.N. Petrova1 Dr.Hab., Professor A.I. Pyanzin1

1 Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Cheboksary

2 Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary

Аннотация

Цель исследования - определение динамики показателей общей и специальной выносливости у студенток нефизкультурных вузов на занятиях по фитнес-аэробике в рамках спортивной секции в вузе. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2017 г. по июнь 2018 г. Было протестировано 15 студенток 1-3-го курсов очного отделения, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, занимающихся фитнес-аэробикой 2 раза в неделю по 3 ч. При определении динамики показателей выносливости использовались двигательные тесты («2 минуты» и «Прыжки со скакалкой за 1 мин») и функциональные пробы (индекс Руфье). Было проведено 3 контрольных среза. Результаты исследования и выводы. У девушек наблюдается рост показателей выносливости в течение всего педагогического эксперимента. Показатели выносливости улучшались от этапа к этапу. По всем показателям отмечены достоверные различия по сравнению с исходным уровнем (р<0,05).

В индексе Руфье средний результат улучшился с 9,5 до 6 баллов. Так, конечный результат относительно исходного стал лучше на 3,5 балла, что составляет 37%. Исходный показатель соответствовал среднему результату, однако приближался к границе ниже среднего. Конечный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и приближается к границе выше среднего.

В двигательном тесте «2 минуты» конечный средний показатель улучшился на 5,5 раза (14,3%) по сравнению с исходным и составил 44 раза, что соответствует уровню подготовленности «5» баллов.

В двигательном тесте «Прыжки со скакалкой за 1 мин» средний результат увеличился со 108,7 раза до 137,2 раза. Так, конечный результат улучшился на 28,5 раза, что составляет 27 %. Данный показатель соответствует показателям группы спортивного совершенствования. Систематические занятия фитнес-аэробикой позволили существенно повысить уровень развития выносливости, а также обеспечили достижение социально значимых результатов: здоровья, физического развития, культуры движений, эстетики физического имиджа.

Ключевые слова: студентки, занятия фитнес-аэробикой, выносливость, динамика показателей выносливости.

Annotation

Objective of the study was to determine the dynamics of general and special endurance indicators in female students of non-sports universities during the fitness aerobics classes in the university sports sections. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted from September 2017 to June 2018. Sampled for the experiment were the full-time 1st-3rd-year apparently healthy female students (n=15) doing fitness aerobics twice a week for 3 hours. The dynamics of endurance indicators was determined using the motor ("2 minutes" and "Skip jumping for 1 min") and functional (Ruffier test) tests. Additionally, 3 checkup tests were carried out. Results and conclusions. The girls' endurance rates were increasing throughout the educational experiment, improving from stage to stage. There were statistically significant differences in terms of all indicators as opposed to the baseline (p<0.05).

In the Ruffier test, the average result improved from 9.5 to 6 points. Consequently, the final result improved relative to the baseline and amounted to 3.5 points (37%). The baseline value corresponded to the average result, though approaching the lower limit of the average. The final result corresponded to the average fitness level and was approaching the above-average limit. In the "2 minutes" motor test, the average result improved by 5.5 times (14.3%) as compared to the baseline and amounted to 44 reps, which corresponded to the fitness level rated at "5" points.

In the "Skip jumping for 1 min" motor test, the average result increased from 108.7 to 137.2 reps. Thus, the final result improved by 28.5 times (27%). This indicator corresponded to that obtained in the sport excellence group. Regular fitness aerobics practices contributed to a significant improvement of the athletes' endurance skills and achievement of socially significant results: health, physical development, movement culture, aesthetics of the physical image.

Keywords: female students, fitness aerobics, endurance, dynamics of endurance indicators.

Введение. За последнее время произошли достаточно ощутимые изменения в отношении понимания роли студен-

ческого спорта в личностном становлении молодых людей, рассмотрении его как неотъемлемой составляющей образо-

№ 7 • 2020 Июль | Yuli

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

вательного пространства вуза [4]. Специалисты считают, что задача приобщения молодых людей к студенческому спорту во многом может быть решена посредством его интеграции в систему физического воспитания в процессе реализации спортивно-ориентированного подхода [4, 6, 7].

Во многих вузах, в том числе и Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, функционируют секции по различным видам спорта. Фитнес-аэробика также представлена в рамках спортивной секции и как любой другой вид спорта ставит своей целью участие студентов в соревнованиях. По фитнес-аэробике проводятся соревнования всех уровней [2].

Фитнес-аэробика представляет собой соревновательную комбинацию, выполняемую под музыкальное сопровождение в быстром темпе, с резкой сменой положения тела, позиций, непростыми по координации движениями. При этом в работу вовлекается большое количество мышечных групп, используется много прыжковых упражнений [1]. Все это предъявляет особые требования к проявлению всех физических качеств, в том числе общей и специальной выносливости [3, 5]. Показатели выносливости тесно связаны с уровнем здоровья, поэтому в молодом возрасте необходимо уделять ей большое внимание. Выносливость является необходимой базой для эффективного воспитания всех других физических качеств.

Цель исследования - определить динамику показателей общей и специальной выносливости у студенток нефизкультурных вузов на занятиях по фитнес-аэробике в рамках спортивной секции в вузе.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в течение учебного года. Для этого была определена группа из 15 студенток 1-3-го курсов очного отделения, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, занимающихся фитнес-аэробикой 2 раза в неделю по 3 ч. Занятия проводились в спортивном зале учебного корпуса № 3 ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева».

Для изучения динамики показателей выносливости у студенток контрольное тестирование за период эксперимента проводилось 3 раза: 1-е тестирование - сентябрь (определение исходного уровня); 2-е тестирование - декабрь (определение уровня в конце семестра); 3-е тестирование - конец июня (определение конечного уровня).

В нашем исследовании использовались следующие тесты и функциональные пробы: проба Руфье, тестовые упражнения «2 минуты», «Прыжки со скакалкой за 1 мин».

Проба Руфье. Характеризует уровень развития общей выносливости. Выполняется 30 приседаний за 30 с. Индекс Руфье рассчитывается по формуле: Индекс Руфье = (Р1 + Р2 + Р3-200)/10, где Р1 - ЧСС в покое в положении сидя (после 5 мин отдыха); Р2 - ЧСС сразу после нагрузки (стоя); Р3 - ЧСС через 1 мин после окончания нагрузки. Применялась следующая шкала оценок уровня функциональной подготовленности: 0 баллов и меньше - высокий; 0,1-5 баллов - выше среднего; 5,1-10 баллов - средний; 10,1-15 баллов - ниже среднего; 15,1-20 баллов - низкий; больше 20 баллов - очень низкий.

Тест «2 минуты» применяется в качестве контрольного норматива при оценке уровня развития скоростно-силовой выносливости студентов. Испытуемые из и. п. о. с. принимают положение упор присев, далее толчком ног - упор лежа, снова толчком ног упор присев и, наконец, о. с. Цикл выполняется в течение 2 мин. Учитывается максимальное количество повторений.

Прыжки со скакалкой за 1 мин. При помощи данного теста определяется уровень развития скоростно-силовой выносливости. В соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта фитнес-аэробика,

утвержденным приказом Министерства спорта РФ от 1 апреля 2015 г., этот тест является контрольно-переводным нормативом: на этапе спортивной специализации - не менее 100 раз, на этапе спортивного совершенствования - не менее 130 раз.

Педагогический эксперимент состоял из двух этапов, соответствующих двум семестрам, после которых проводилось тестирование показателей выносливости.

Первый этап - сентябрь-декабрь. В первый месяц на занятиях изучалась техника базовых шагов и их разновидностей без сложных движений руками. По мере освоения связки усложнялись. В целом, занятия были посвящены повышению уровня общей физической подготовленности.

Октябрь-декабрь - занятия были посвящены разучиванию и закреплению соревновательной комбинации дисциплины «Аэробика». Вначале разучивались отдельные блоки движений и элементы. По мере разучивания и запоминания блоки соединялись между собой и выполнялись под музыкальное сопровождение. Так, к концу декабря было разучено 75 % композиции.

Также особое место на этом этапе отводилось совершенствованию техники базовых аэробных шагов, а также специальной физической подготовке.

Второй этап - январь-июнь. В январе учебно-тренировочные занятия были направлены на совершенствование соревновательной композиции дисциплины «Аэробика» в целом, техники отдельных ее элементов и воспитание физических качеств. Особое внимание отводилось хореографической подготовке.

В феврале-марте занятия были посвящены изучению и разучиванию соревновательной композиции дисциплины «Степ-аэробика», а также специальной физической подготовке.

В апреле-июне совершенствовались соревновательные композиции дисциплин «Аэробика» и «Степ-аэробика». Большая часть времени специальной физической подготовки отводилась воспитанию гибкости и силовых качеств. Упражнения для воспитания специальной выносливости чередовались с непосредственным выполнением композиции в целом или ее отдельных частей.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов исследования показал, что занятия по фитнес-аэробике в рамках спортивной секции в вузе оказались эффективными. У девушек наблюдается рост показателей выносливости в течение педагогического эксперимента.

Как видно из рис. 1, результаты в индексе Руфье улучшались от этапа к этапу. До эксперимента средний показатель составил 9,5 балла, что считается средним результатом. Однако результат приближается к границе ниже среднего. После педагогического эксперимента результат достоверно (р<0,05) улучшился на 3,5 балла (37 %) и составил 6 баллов. Данный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и приближается к границе выше среднего.

Динамика показателей выносливости в тесте «2 минуты» является положительной (рис. 2). До эксперимента сред-

11

л §

а.

и си

8,3

Этапы тестирования

Рис. 1. Динамика показателей выносливости в индексе Руфье, баллы

34

http://www.teoriya.ru

№7 • 2020 Июль | Yuli

46

m га а.

£41 I

s S

г1 36

I-и

44,0

40,5

38,5

Этапы тестирования

Рис. 2. Динамика показателей выносливости в тесте «2 минуты», кол-во раз

140

137,2

Ï 130

125,5

108,

о НО

и

d 100

12 3

Этапы тестирования

Рис. 3. Динамика показателей выносливости в прыжках со скакалкой за 1 мин, кол-во раз

ний показатель составил 38,5 раза. Этот результат соответствует уровню подготовленности на оценку «4» и «5» баллов. После первого этапа, в конце декабря, результат улучшился на 2 раза и составил 40,5 раза. В конце педагогического эксперимента результат улучшился еще на 3,5 раза и составил 44 раза, что соответствует уровню подготовленности «5» баллов. За весь период результат достоверно (p<0,05) улучшился на 5,5 раза, что составляет 14,3 %.

Как видно из рис. 3, результаты в «Прыжках со скакалкой за 1 мин» также улучшались от этапа к этапу. Исходный показатель группы составил 108,7 раза, что соответствует даже показателям группы спортивной специализации. После первого семестра результат улучшился на 16,8 раза и составил 125,5 раза. В конце педагогического эксперимента также произошло улучшение среднего показателя, который увеличился до 137,2 раза. Данный показатель соответствует даже показателям группы спортивного совершенствования. Так, за период эксперимента результат достоверно (p<0,05) улучшился на 28,5 раза, что составляет 27 0%.

Вывод. Систематические занятия фитнес-аэробикой позволили не только существенно повысить уровень развития выносливости, но и обеспечили достижение социально значимых результатов: здоровья, физического развития, культуры движений, эстетики физического имиджа, доставили

огромное удовольствие занимающимся как от тренировочного процесса, так и от выступлений на соревнованиях.

Литература

1. Дегтярева Д.И. Значение прыжковой хореографии в фитнес-аэробике в дисциплине «Аэробика» / Д.И. Дегтярева, Е.В. Турчи-на, М.С. Терехова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 76-79.

2. Ермоленко С.П. Физическое воспитание студенток на основе специализации Фитнес-аэробика / С.П. Ермоленко // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 13. -С. 52-55.

3. Лагутина М.В. Факторы физической работоспособности спортсменок на этапах многолетней подготовки в фитнес-аэробике / М.В. Лагутина, Е.П. Горбанева, И.Н. Солопов // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 4. - С. 76-80.

4. Лубышева Л.И. Дополнительное образование в поисках спортивных талантов / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 6. - С. 95.

5. Мингалишева И.А. Моделирование повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой / И.А. Мингалишева, Л.Д. Назаренко, И.Н. Тимошина // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 2. - С. 62-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пешкова Н.В. Интеграция студенческого спорта в систему физического воспитания в вузе / Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 3. - С. 89.

7. Пешкова Н.В. Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева, А.А. Пешков // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 12. - С. 88-90.

References

1. Degtyareva D.I., Turchina E.V., Terehova M.S. Znachenie pryzhkovoy khoreografii v fitnes-aerobike v distsipline «Aerobika» [Role of jumping choreography in fitness aerobics in Aerobics discipline]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2015. No. 9 (127). pp. 76-79.

2. Ermolenko S.P. Fizicheskoe vospitanie studentok na osnove spetsializatsii Fitnes-aerobika [Physical education of female students based on fitness aerobics specialization]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. No. 13. pp. 52-55.

3. Lagutina M.V., Gorbaneva E.P., Solopov I.N. Faktory fizicheskoy rabotosposobnosti sportsmenok na etapah mnogoletney podgotovki v fitnes-aerobike [Factors of Exercise Performance. of Female Athletes on Stages of Long-term Training in Fitness Aerobics]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2013. No. 4. pp. 76-80.

4. Lubysheva L.I. Dopolnitelnoe obrazovanie v poiskakh sportivnykh talantov [Additional education to find sports talents]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 6. p. 95.

5. Mingalisheva I.A., Nazarenko L.D., Timoshina I.N. Modelirovanie povysheniya ispolnitelskogo masterstva zanimayushchikhsya fitnes-aerobikoy [Execution mastery improvement model applicable in fitness aerobics]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 2. pp. 62-64.

6. Peshkova N.V. Integratsiya studencheskogo sporta v sistemu fizicheskogo vospitaniya v vuze [Integration of university sports in academic physical education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 3. p. 89.

7. Peshkova N.V., Lubysheva L.I., Peshkov A.A. Sportizatsiya fizicheskogo vospitaniya kak uslovie razvitiya studencheskogo sporta v vuzakh nesportivnogo profilya [Sportization of Physical Education as a Condition of Development of Student Sport in Non-Sports Universities]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2013, no.12, pp. 88-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.