Научная статья на тему 'Изменения силовых показателей у студенток 18-19 лет, занимающихся в основном отделении со спортивной направленностью (аэробика)'

Изменения силовых показателей у студенток 18-19 лет, занимающихся в основном отделении со спортивной направленностью (аэробика) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / ФИТНЕС / СИЛОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТКИ / AEROBICS / FITNESS / POWER INDICATORS / PHYSICAL DEVELOPMENT / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сиверкина Татьяна Евгеньевна, Кабанова Ирина Александровна, Ведищева Татьяна Александровна, Качалова Татьяна Анатольевна

В процессе физического воспитания студенческой молодежи вопросы развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и приобретения новых, актуальны, и исследуются многими учеными. В работе проанализировано влияние практических занятий физической культурой со спортивной направленностью аэробика на рост силовых показателей у студенток 1 -2 курса за период одного учебного года. Полученные данные подтверждают эффективность процесса физического воспитания занимающихся аэробикой за счёт увеличения функциональных показателей организма, способствующих приросту силовых качеств у испытуемых данной возрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сиверкина Татьяна Евгеньевна, Кабанова Ирина Александровна, Ведищева Татьяна Александровна, Качалова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in power indicators for 18-19 year students in the basic group with sports direction (aerobics)

In the process of physical education of the students, the issues of developing the physical qualities, improving motor skills and acquiring new ones are relevant and studied by many scientists. This work investigates the impact of physical education practical exercises with the sports direction (aerobics) on the growing of the 1-2 years students power indicators for the period of one academic year. The data obtained supports the efficiency of physical education process for students engaged in aerobics due to increasing of the functional indicators of the body which help to improve power qualities in subjects of this age group.

Текст научной работы на тему «Изменения силовых показателей у студенток 18-19 лет, занимающихся в основном отделении со спортивной направленностью (аэробика)»

Статья поступила в редакцию 23.03.2020

УДК 796.015.5

ИЗМЕНЕНИЯ СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У СТУДЕНТОК 18-19 ЛЕТ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОМ ОТДЕЛЕНИИ СО СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ (АЭРОБИКА)

Татьяна Евгеньевна Сиверкина, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Александровна Кабанова, кандидат педагогических наук, Татьяна Александровна Ведище-

ва, старший преподаватель, Татьяна Анатольевна Качалова, старший преподаватель, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация

В процессе физического воспитания студенческой молодежи вопросы развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и приобретения новых, актуальны, и исследуются многими учеными. В работе проанализировано влияние практических занятий физической культурой со спортивной направленностью аэробика на рост силовых показателей у студенток 1-2 курса за период одного учебного года. Полученные данные подтверждают эффективность процесса физического воспитания занимающихся аэробикой за счёт увеличения функциональных показателей организма, способствующих приросту силовых качеств у испытуемых данной возрастной группы.

Ключевые слова: аэробика, фитнес, силовые показатели, физическое развитие, студентки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p407-410

CHANGES IN POWER INDICATORS FOR 18-19 YEAR STUDENTS IN THE BASIC GROUP WITH SPORTS DIRECTION (AEROBICS)

Tatyana Evgenyevna Siverkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Alexandrovna Kabanova, the candidate of pedagogical sciences, Tatyana Alexandrovna Ve-dishcheva, the senior teacher, Tatyana Anatolyevna Kachalova, the senior teacher, The State

University of Management, Moscow

Abstract

In the process of physical education of the students, the issues of developing the physical qualities, improving motor skills and acquiring new ones are relevant and studied by many scientists. This work investigates the impact of physical education practical exercises with the sports direction (aerobics) on the growing of the 1-2 years students power indicators for the period of one academic year. The data obtained supports the efficiency of physical education process for students engaged in aerobics due to increasing of the functional indicators of the body which help to improve power qualities in subjects of this age group.

Keywords: aerobics, fitness, power indicators, physical development, students.

ВВЕДЕНИЕ

Задачей высшей школы является формирование у студенческой молодежи устойчивой потребности к двигательной активности посредством занятий физической культурой и спортом, что можно обеспечить рациональной организацией физического воспитания студентов, если иметь релевантную информацию об их запросах и возможностях [1].

В практике физического воспитания и спорта для решения задач воспитания собственно-силовых способностей широкое применение нашли упражнения, направленно стимулирующие увеличение степени напряжения мышц благодаря повышенным внешним отягощениям. Всё многообразие применяемых средств при воспитании скоростно-силовых способностей сводится к упражнениям, отличающимся высокой мощностью мышечных сокращений, а также упражнения ударно -реактивного воздействия. Упражне -ния, как правило, выполняются по несколько серий, придерживаясь, правила: лучше за-

ниматься чаще и понемногу.

Кроме того, в ряде исследований направленных на изучение показателей различных физических качеств с использованием фитнес методик в школах и вузах ведутся попытки доказать больший прирост различных показателей физической подготовленности на фоне аэробной нагрузки [3, 4, 5].

Использование групповых занятий аэробикой является одним из приоритетных направлений в физическом воспитании в вузах. Посредством аэробной и силовой нагрузок такие занятия оказывают специфическое воздействие на организм, улучшая деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и психоэмоциональное состояние занимающихся. Групповой формат силового фитнеса включает в себя более двадцати основных фитнес направлений. Их реализация на практике в условиях основной учебной программы по физической культуре в вузе, практически невозможна и влечет за собой трудности в планировании физкультурно-оздоровительного процесса, осуществлении контроля за динамикой показателей подготовленности занимающихся, формировании осознанной мотивации к систематическим и длительным занятиям [2].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данные исследования проводились на базе кафедры физической культуры Государ -ственного университета управления с целью определения динамики показателей силовых качеств у студенток 1-2 курса занимающихся аэробикой в рамках основной учебной программы по физической культуре вуза. Всего в исследовании приняли участие 82 студентки. В ходе эксперимента были проанализированы результаты показателей их физической подготовленности. Учебно-тренировочные занятия в экспериментальных группах проводились в урочной форме 2 раза в неделю, продолжительностью 90 минут. Занятия поделены на аэробную и силовую части с традиционной структурой: состоящей из вводной (разминка), основной и заключительной частей.

Аэробная часть занятия включала в себя разучивание и совершенствование базовых шагов аэробики, объединение их в различные по сложности двигательные комбинации и танцевальные связки с постепенным увеличением интенсивности аэробной нагрузки. В силовой части занятия использовались комплексы упражнений с гантелями и шейпинг упражнений.

В целом при распределении физической нагрузки в течение учебного года было предусмотрено постепенное её увеличение для оптимизации роста показателей силовых качеств и функциональной подготовленности студенток экспериментальных групп. Так во втором полугодии (весеннем семестре) аэробная часть занятия включала более сложные по интенсивности двигательные комбинации и танцевальные связки, чем в начале учебного года.

В силовой части занятия в первом полугодии (осеннем семестре) для выполнения специального комплекса упражнений использовались гантели весом 1,5 килограмма. Во втором полугодии студентками экспериментальных групп выполнялся тот же комплекс с немного большим количеством повторений в подходах и с гантелями весом 2 килограмма.

Тестирование показателей физической подготовленности испытуемых проводилось в начале и конце учебного года по трём нормативам: подтягивания на низкой перекладине, отжимания в упоре от скамьи, подъём туловища из положения лёжа за 1 минуту.

Так же в исследовании использовались и физиологические методы изучения изменений отдельных показателей организма под влиянием занятий аэробикой: жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (мл), измерялась водным спирометром и частота сердечных сокращений (ЧСС) (уд/мин), измерялась пальпаторно на лучевой артерии.

Все показатели (в начале и конце учебного года) измерялись в состоянии покоя по общепризнанным методикам. Статистический анализ экспериментальных данных прово-

дили с помощью определения средних значений и квадратических отклонений от них (сигма). По результатам оценки эксцесса и асимметрии определяли достоверность различий по г-критерий Стьюдента для попарно-связных вариантов. Результаты проведенных исследований представлены в таблицах. За период учебного года занятий в группе студенток отделения аэробики, произошли достоверные изменения уровня развития силы с положительной динамикой (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей силы у студенток экспериментальных групп, занимающихся аэробикой (М±о)______

Тесты физической подготовленности В начале учебного года В конце учебного года г Р

Подтягивания на низкой перекладине М 9,5 21,15 1,99 < 0,05

о 4,64 7,17

Отжимания в упоре от скамьи М 10,38 21,69 1,65 < 0,05

о 5,28 6,7

Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. М 36,73 38,64 1,97 < 0,05

о 6,46 6,98

Полученные данные говорят об эффективности процесса физического воспитания занимающихся за счёт постепенного увеличения объёмов двигательной активности, включая комплекс аэробной части занятия. Так при сравнении силовых показателей у студенток отделения аэробики, с результатами тестирования занимающихся отделения фитнес, выявлены существенные достоверно значимые различия (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей силы у студенток второго курса отделения аэробики и фитнес в конце учебного года (М±а)_

Тесты физической подготовленности Аэробика (п=62) Фитнес (п=46) г Р

Подтягивание на низкой перекладине М 21,15 13,25 3,43 < 0,05

о 7,17 4,03

Отжимания в упоре от скамьи М 21,69 14,33 3,07 < 0,05

о 6,7 5,23

Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. М 38,64 28,92 2,43 < 0,05

о 6,98 5,33

Можно сказать, что аэробная нагрузка даёт существенное преимущество при развитии физических качеств в частности, таких как сила. Таким образом, улучшение силовых показателей следует рассматривать как закономерное совершенствование двигательной функции под влиянием специально направленных средств и методов.

Таблица 3. - Динамика изменений физиологических показателей у студенток экспериментальных групп, занимающихся аэробикой (М±а)_

Показатели Начало учебного года Конец учебного года Р

ЧСС, уд/мин 100±1,30 84±0,37 <0,05

ЖЕЛ, мл 2911,29±66,06мл 3208,33±59,41мл <0,05

Рассматривая значения ЧСС к концу учебного года показатели достоверно уменьшились на 16 уд/мин (Р <0,05), что говорит о повышении тренированности сердечной мышцы. Значения показателя ЖЕЛ к концу года также значительно увеличились, что указывает на улучшение функционирования дыхательной системы.

Установленное в ходе преобразующего педагогического эксперимента значительное преимущество, по всем изученным показателям у испытуемых, свидетельствует об эффективности разработанной технологии оздоровительной силовой подготовки для девушек 18-19 лет. И может эффективно применяться в рамках основной учебной программы на занятиях физической культурой в вузах.

ВЫВОДЫ

1. Полученные показатели физической подготовленности подтверждают необходимость уделять внимание не только формированию гармоничного телосложения, но и

комплексному развитию физических качеств студенток, в частности силы, грамотного отбора направленности групповых занятий аэробикой, правильного дозирования физической нагрузки, выбора методов тренировки, определения оптимальной продолжительно -сти этапов и тем самым доказывает целесообразность применения дифференциального подхода.

2. По результатам проведенного исследования применение методики занятий по аэробике способствует выраженному улучшению функциональных показателей организма занимающихся, способствуя большему приросту силовых показателей у испытуемых данной возрастной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранцев, С. А. Нормативы оценки изменений в течение учебного года показателей общей физической подготовленности студентов первого курса / С.А. Баранцев, Т.Е. Сиверкина, С.Е. Хромов // Новые исследования. - 2010. - № 3 (24). - С. 87-96.

2. Применение программы АВТ в условиях фитнес-клуба при реализации интегральной методики групповых занятий оздоровительным фитнесом силовой направленности с женщинами 21-35 лет / Ю.А. Илюхина, Н.А. Дарданова, Т.Н. Крамаренко, Т.Е. Сиверкина // Дети, спорт, здоровье : межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии, посвященный памяти доктора медицинских наук, профессора Р.Н. Дорохова. Вып.14. -Смоленск, 2018. - С. 202-205.

3. Певнева, М.В. Динамика показателей физической подготовленности и функционального состояния у студенток, занимающихся по стандартной программе и занимающихся танцевальной аэробикой // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 151-154.

4. Булгакова, О.В. Физическое развитие и функциональная подготовленность студенток, занимающиеся фитнесом / О.В. Булгакова, Д.А. Шубин, В.В. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 55.

5. Симавская, А.А. Особенности включения силовой аэробики для воспитания силовых способностей студенток не спортивного вуза / А.А. Симавская, В.А. Александрова // Известия Тульского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 61-66.

REFERENCES

1. Barantsev, S.A., Siverkina, T.E. and Khromov, S.E. (2010), "The norms of assessment of general physical readiness of first year students during the whole academic year", New Research Almanac, No. 3, pp. 87-96.

2. Ilyukhina, Yu.A. Gardanova, N.A. Kramarenko, T.N., and Severkina, T.E. (2018), "Application of programs in the conditions of a fitness club in the implementation of integrated methods of group health fitness classes with women 21-35 years", Children, sport, health (Issue 14): international collection of scientific papers on the problems of integrative and sports anthropology, dedicated to the memory of doctor of medical sciences professor R.N. Dorokhov, Smolensk, pp. 202-205.

3. Pevneva, M.V. (2011), "Dynamics of indicators of physical fitness and functional state of students engaged in the standard program and dance aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (72), pp. 151-154.

4. Bulgakova, O.V., Shubin, D.A. and Ponomarev, V.V. (2015), "Physical development and functional readiness of students engaged in fitness", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 55.

5. Simavskaya, A.A. and Alexandrova, V.A. (2016), "Features of inclusion of power aerobics for power abilities development of non-sporting university students", Izvestiya Tula state University, No. 3, pp. 61-66.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.