Научная статья на тему 'Монотипия в графическом дизайне'

Монотипия в графическом дизайне Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1228
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монотипия в графическом дизайне»

мрачные очертания. В архетипическом плане и Средневековье и современная цивилизация являются «ночными эпохами», но данное сравнение словно говорит: тьма сгущается. Этот усеченный образ готики подчеркивает ментальное состояние современного общества, его тревожное мироощущение, чувство незащищенности и потерянности, примат тела над духом. В Средние века, отличительной чертой которых является религиозность, божественный свет освещал мрак. Сейчас это скорее поиск света во тьме. Неудивительно, что именно кинематограф, как «ночной» жанр искусства, является основанием для существования неоготики на данном этапе.

М. С. Иванова, А. Б. Афанасьева Монотипия в графическом дизайне

Цель данной статьи - рассмотреть технику монотипии в графическом дизайне и способы создания оттисков в современном искусстве дизайна.

«Монотипия - это вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке... полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным». Такое определение данной техники дано в Большой советской энциклопедии.

В технике монотипии профессиональные художники-графики и живописцы создают замечательные произведения искусства. В то же время с нею знакомятся и осваивают в своих первых художественных опытах дети дошкольного и школьного возраста, так как монотипия с точки зрения педагогической психологии - способ самовыражения. Художники и преподаватели изобразительного искусства обоснованно считают, что графическая техника монотипии пробуждает фантазию детей, способствует развитию их воображения и образного мышления.

Изображения, созданные в технике монотипии, являются уникальными, а методы их получения разнообразны, они часто имеют непредсказуемый результат и каждый по-своему интересен. В исторической ретроспективе техника монотипии появилась около трёхсот лет назад. Ее изобретение приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне, творившему в первой половине XVII столетия (1607-1665). Но несмотря на свой немалый «возраст» техника монотипии не получила широкого распространения в силу того, что оттиск изображения можно получить лишь в одном экземпляре, его нельзя повторить многократно. Монотипия не

188

имела коммерческого эффекта, поэтому эта техника была забыта. К ней обратились в конце XIX в. французские импрессионисты, оценив разнообразные возможности игры цвета в оттиске красок от гладкой поверхности. В монотипии работали Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Поль Гоген, Пьер Боннар.

В России появление монотипии связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой. В начале ХХ в. она, работая в Париже над цветными офортами, открыла монотипию для себя, стала работать в этой технике (с 1909 г.) и добилась в ней высоких результатов. Художницу привлекли возможности монотипии, позволявшие интересно соединять живопись с печатью. Как отмечают искусствоведы, в своих изысканных и лаконичных, красивых по цвету натюрмортах, пейзажах и жанровых сценках Кругликова сумела использовать возможности этой техники так полно, как не удавалось, пожалуй, никому после нее. Её парижская мастерская на улице Буассонад стала русским культурным центром: У нее учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин. Среди учеников были и французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак, прославившиеся впоследствии как графики. Периодически приезжая из Парижа в Россию, она продолжала работать в Санкт-Петербурге.

Здесь художницу застала Первая мировая война, и с 1914 г. до конца своей жизни (1941 г.) Елизавета Сергеевна жила в России. Она продолжала заниматься не только творческой, но и педагогической деятельностью. С 1920-х гг. стала профессором кафедры офорта графического факультета Академии художеств в Петрограде, позднее была заведующей кабинетом офорта при полиграфическом факультете Вхутеина в Ленинграде. Во многом благодаря ее увлеченности офортом и мастерству художницы и педагога произошло развитие русской гравюры в ХХ в. Многие из ее учеников стали художниками-графиками, продолжили работу в цветной гравюре и монотипии.

В настоящее время эффекта гравировки, живописных мазков, различных видов оттисков можно достичь, используя усовершенствованные графические редакторы. Современные дизайнеры всё меньше создают изображения вручную (красками и другими художественными материалами), отдавая предпочтение графическому планшету. Рисунок на компьютерном устройстве приобретает все большее распространение. И, тем не менее, техника монотипии поныне остаётся востребованной в графическом дизайне. Она не перестаёт быть популярной, ею занимаются многие: от начинающих художников до профессионалов.

В нашей статье освещаются несколько самых известных и увлекательных способов создания монотипии, чтобы показать, как ин-

189

тересна и многогранна данная техника печатной графики. Как уже говорилось, монотипия - единственный отпечаток с рисунка. Рисунок делается масляной краской, акварелью или типографской краской на гладко отполированной металлической доске, стекле, оргалите, пластике, картоне, дереве.

Самым известным считается способ, когда на выбранную твёрдую поверхность наносится краска, а сверху накладывается бумага. Затем бумага продавливается сверху и плавно снимается. Часто дети на занятиях в детском саду начинают знакомиться с рисованием именно с монотипии. Художница и преподаватель изобразительного искусства Надежда Иванченко так описывает этот процесс: детки «рисуют акварелью пятно на одной половине бумаги, прикрывают другой половиной, сверху проглаживают рукой, разворачивают лист и смотрят, что получилось»1.

Как правило, этот способ достаточно трудно управляем, особенно если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии. Так, например, иллюстратор Екатерина Шемяк - член петербургского общества любителей монотипии, работающая в данной технике с 2007 г., находит невероятные сюжеты в уже созданном живописном пятне. Она мастерски подчёркивает, додумывает и стилизует появившиеся живые формы подтёков краски. В её работах отображены мифологические и сказочные сюжеты, природные красоты и облики животных.

Следующий способ требует использования профессионального оборудования. Краска наносится на пластины из металла или пластика, сверху накладывается бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Данный способ позволяет достаточно точно управлять процессом и угадывать нужный результат.

Можно создавать живописные реалистичные произведения. Такими образцами являются замечательные работы родоначальницы российской монотипии Е.С. Кругликовой («Моя мастерская в Париже», «Манекены»).

Другой достойный внимания способ очень любопытен и оригинален. В фотованночку или другую ёмкость наливается вода, затем жидкие, разведённые растворителем краски, брызгаются на воду. Далее начинается самое интересное: перемешивая краски, мы получаем своеобразный узор, удивительные живописные сочетания,

i

URL: http://mir-ricunka.ucoz.ru/index/monotipija/0-78

190

как в калейдоскопе. На воду накладывается лист бумаги и быстро снимается. Данная техника была доведена до совершенства в творчестве Марины Звягинцевой - члена Московского Союза художников. Приведем в качестве примера ее удивительные, потрясающие работы - «Танец»; «Яблоко».

Завершает наш обзор способ, при котором пластина равномерно закатывается краской с помощью валика и сверху осторожно кладется бумага, на которой, при необходимости, может быть выполнен предварительный эскиз. Затем художник обводит рисунок и растирает пальцем области тона. Лист снимается и в результате получается изображение, имеющее пятнообразную фактуру, что характерно для ручной монотипии.

Техника рисования монотипии входит в систему художественного образования. Ей посвящено немало брошюр и сайтов для любителей живописи, пробующих себя в изобразительном искусстве, а также для тех, кто хочет достичь профессионализма и мастерства. На наш взгляд, интересен курс И.А. Минеева «Техника рисования монотипии», электронный журнал «Мир рисунка», существует главный российский интернет-портал о монотипии «Монотипия - страна чудес». Техника монотипии привлекает многих тем, что она объединяет элементы рисунка и живописи с приемами печати. В ней создается единственный и неповторимый творческий продукт, она не нацелена на тиражирование.

Рассмотрев самые известные и оригинальные способы создания оттисков в технике монотипии, можно сделать вывод, что процесс печатания может быть прост в исполнении, но в то же время имеет различные пути реализации. Полученные произведения -единственные в своём роде. Монотипия позволяет насладиться непредсказуемым процессом создания изображения.

Т. И. Галич, С. В. Захаров Эрмитаж: экспозиция как объект социологического исследования

Художественный музей - Эрмитаж - является хранителем духовных ценностей и по своим функциям призван возвращать их обществу, общественной жизни, реализовывать потенциалы культуры в условиях нового времени. С этим связана и та богатая по языку и содержательно-смысловой определённости вся символическая деятельность музея, не ограничивающаяся только символикой современного прочтения и современного языка.

В своём недавнем интервью директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский отметил, что «критерий успеха музея - это

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.