МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 378.147 769.2 Н. И. ХОЛОДОК
Дальневосточный государственный гуманитарный университет, г. Хабаровск
ОБУЧЕНИЕ
ГРАФИЧЕСКИМ ТЕХНИКАМ, НЕОБХОДИМЫМ ПРИ СОЗДАНИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ,
НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДИНСТИТУТОВ
Статья посвящена развитию творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Автор рассматривает иллюстрацию в развитии от рукописной книги до наших дней, уделяя внимание «деланию иллюстраций». Ключевые слова: иллюстрация, структура книги, технология графических техник.
Происходящие в настоящее время преобразования высшей школы предусматривают значительное улучшение художественного образования. Ставится задача развивать у студентов чувство прекрасного, формировать высокий художественный вкус, умение правильно понимать и оценивать произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Важно лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно изобразительного искусства. Уместно в этой связи на занятиях по
композиции изучать структуру, оформление и иллюстрирование книги.
Иллюстрация — одна из наиболее важных составляющих книги. Цветные и черно-белые иллюстрации располагаются на обложке, переплете, форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, на полях, исполняют роль буквиц, заставок и концовок. Иллюстрации представляют собой орнаменты, сюжетные изображения, связанные непосредственно с текстом книги, разнообразные технические вспомогательные рисунки
и чертежи (например, в анатомических или ботанических атласах, в книгах по математике), карты, схемы, графики.
Оформляли книги замечательные мастера. Среди них великие художники XIV в. Феофан Грек и Андрей Рублёв. Им приписывают создание четырех шедевров искусства русской книги конца XIV— начала XV вв. — Евангелий, названных позднее по именам заказчиков и владельцев — бояр Федора Кошки, Богдана Хитрова и Бориса Морозова. Влияние Рублёва ощутимо в миниатюрах небольшого Евангелия начала XV в. из Успенского собора Московского Кремля.
В конце XV в. на оформление книг оказала влияние школа знаменитого русского художника Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия. С именем последнего связывают появление старопечатного орнамента. Установлено участие Феодосия в изготовлении книжных заставок, гравированных на металле.
Следует отметить, что современная интенсификация учебного процесса требует специфических подходов к организации учебной деятельности.
«Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис — изображение автора произведения. Текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав. Начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами, и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.)» [1].
Это же можно увидеть и в западноевропейских скрипториях. (Скрипторий — в западноевропейских средневековых монастырях — мастерская, в которой переписывались книги) [2, с. 462]. В оформлении книжной страницы с уже написанным текстом участвовали несколько человек. В начале трудились рубрикаторы. Они наносили контуры заглавных букв и заполняли их краснилами. Получалась рубрика, открывавшая текст с красной строки. Потом страница переходила в руки орнаментаторов.
Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный «Апостол» Ивана Фёдорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по нескольку раз), 22 буквиц — с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Эта книга «такого рода высокоценное и внутреннее единое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля» — писал один из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А. А. Сидоров [3, с. 52].
Объектами художественного оформления являются все элементы книги — переплет, шрифт, титульный лист, начальная и концевая полосы текста и т. д., каждый из которых имеет свои особенности и создается с помощью определенных выразительных средств. Совокупность этих средств, их гармоническое сочетание и взаимодействие способствуют созданию целостного ансамбля книги — ее художественного оформления, которое несет отпечаток эпохи.
Иллюстрация не только истолковывает текст, но и обогащает его в своих зрительных образах, комментирует, развивает и дополняет мысли автора. Важнейшими особенностями иллюстрации являются ее зависимость от текста и прямая цель — дополнить
в наглядно-зрительных образах повествования автора. При разработке системы упражнений по обучению графическим техникам нельзя пройти мимо вывода сделанного известным художником и теоретиком книги Андреем Дмитриевичем Гончаровым, который утверждал: художник-иллюстратор, работающий с художественной литературой, должен считаться со всеми объективными условиями конструирования книги и помнить о существовании трех вопросов, в каком бы изобразительном ключе и в какой бы иллюстративной системе он не работал. «Что, зачем и как?» для него неизбежны во всех случаях, во всех системах. Каковы же эти системы?
Первая — это, система, при которой иллюстратор целиком следует за текстом, стремясь точно воспроизвести образы, обстановку, исторические и бытовые детали, данные в литературном произведении. Такие иллюстрации нужны особенно в тех случаях, когда мы стремимся восстановить историческое прошлое, для нас важное и интересное. Их много. Они достаточно широко известны, и их просветительское значение неоспоримо.
Вторая — когда иллюстратор дополняет литературное произведение, внося ли добавления, досказывая ли недосказанное или же в зрительных образах выражая то, что звучало у писателя в подтекстах, в том, что скорее ощущалось, чем ясно и четко выражалось.
И, наконец, третья — когда иллюстрация сопутствует тексту, ассоциативно изображая его содержание. С наибольшей ясностью жизнеспособность таких иллюстраций подтверждается тогда, когда мы сталкиваемся с необходимостью иллюстрировать лирические стихотворения.
В ряду изобразительных искусств книжная иллюстрация по массовости повторения и распространения оригинала занимает ведущее место. Эта особенность иллюстрации подчеркивает ее социально-воспитательную роль и большую ответственность издательств перед читателями по созданию настоящих, подлинно художественных иллюстраций. Иллюстрации всегда выступают как составная часть книги, тесно связанные не только с ее содержанием, но и с ее способом печати и брощюровки, техникой ее исполнения. Ведь иллюстрация — не тот рисунок, что исполнил художник пером или кистью, тушью или акварелью, а типографский оттиск, воспроизводящий рисунок художника.
Для оформления и иллюстрирования книги во все времена привлекались художники, получившие художественное образование в специальных учебных заведениях. ВХУТЕМАС — одно из них. Он был создан в 1920 году. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов, одним из которых был печатно-графический. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборное дело. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.
ВХУТЕМАС был преобразован во ВХУТЕИН. В стенах ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА факультет назывался полиграфическим и слово «Полиграф» стало основой для образования Московского полиграфического института, который в 1993 году был переименован в Академию печати, а в 1997 году — в Университет печати им. Ивана Фёдорова.
Общепризнанным главой школы является В. А. Фаворский. Его ученики — вхутемасовцы первых выпусков — А. Д. Гончаров, П. Г. Захаров, Г. Т. Горо-щенко, А. П. Журов, И. И. Чекмазов передали традиции школы новому поколению. В начале семидесятых годов начинают свою педагогическую работу многие выпускники факультета, ставшие сегодня ведущими преподавателями. При активном участии декана Ю. И. Чувашева факультет собирает в числе своих педагогов крупнейших художников книги, живописцев, графиков. Кафедру рисунка и живописи в разное время возглавляли выдающиеся отечественные мастера, академики Д. Д. Жилинский, А. В. Васнецов, М. П. Митурич. Здесь работали академики Д. С. Бисти, замечательный иллюстратор Б. М. Басов, известные художники В. В. Перцов, А. А. Ливанов и другие.
Сегодня в состав педагогического коллектива входят видные мастера живописи, графики, книжной иллюстрации. Этих художников в творчестве объединяет верность методическим принципам их предшественников и учителей .
В Дальневосточном государственном гуманитарном университете на факультете изобразительных искусств и дизайна вместе с академическим рисунком и живописью на занятиях по композиции изучаются структурные и художественно-технологические особенности такой полиграфической продукции, как книга. На занятиях просто и доступно объясняется, в чем заключается суть технологического процесса той или иной графической техники, используемой при создании иллюстраций, какие используются инструменты, вещества и материалы.
Среди многочисленных и разнородных видов изобразительного искусства рисование пером занимало и занимает видное место. В рисовании главными и наиболее характерными изобразительными элементами являются линия и штрих, в рисовании пером эти элементы наиболее важны. К материалам перового рисунка относятся перо, тушь и бумага. Тушь (черные чернила, орешковые чернила и др.) — материал несмываемый, поэтому разного рода поправки в перовом рисунке, по существу, исключены. Если качество бумаги и допускает подчистку, все же не следует злоупотреблять этим. Карандашная подготовка легкая, незаметная, наводящая, нужна для расположения общих мест и силуэта. Наносятся перовые линии и штрихи сразу, смело, уверенно. Наряду с линейным рисованием очень важно овладеть мастерством штрихования. Ведь с помощью штрихов достигаются тон и живописная среда. С этой целью штрихи можно употреблять самые различные, сделанные во всех направлениях, в любых сочетаниях. Чередование толщины штриха и расстояния между линиями, а также от наклонов зависит впечатление различной фактурности поверхности, как это встречается у обычных тканей. Живописно-тональное штрихование какой-либо плоскости, предположим, фона в рисунке, может быть доведено до очень сложной и красивой ритмической игры.
Сухая кисть — прием оформления штрихового оригинала при помощи кисти, «выпачканной» полусухой краской. Рисуют на крупнозернистой бумаге, на которой мазок кистью оставляет след в виде рваных пятен и точек. Во всех своих частях мазок должен иметь абсолютно черный цвет, а поэтому лучше всего для этой цели применять черную гуашь, а не тушь или акварельную краску.
Монотипия — печатный прием в графике. Изображение, нанесенное на гладкую поверхность доски
(металлической, пластиковой), под давлением переходит на бумагу; при этом получается единственный оттиск, обладающий своеобразными художественными качествами. Монотипия известна с XVII века. Особенность этой техники состоит в том, что она имеет черты, общие как с живописью, так и с гравюрой (поскольку монотипию, выполненную на доске средствами живописи, печатают на бумаге посредством офортного пресса). Важное преимущество монотипии в том, что «на оттиске» не отражается трудность работы; все переделки, каким подвергалась поверхность доски, словом, вся черная работа уничтожается бесследно, и на бумагу переходит только окончательный результат сложной работы, гораздо более свободной, чем гравюра офортом.
Силуэт — плоскостное однотонное изображение человека, предмета и т.д., подобное его тени. Силуэт, нарисованный (обычно тушью или белилами) либо вырезанный из бумаги и наклеенный, образует сплошное, ограниченное контуром, темное пятно на светлом фоне или же светлое пятно — на темном. Искусство силуэта, требующее большой четкости и выразительности контура, известно с древности в Китае, где сохранило высокие традиции до наших дней (например, «оконные цветы» — картинки, наклеиваемые на окна). В Европе искусство силуэта также имеет древнюю историю и восходит к профильным фигурам на сосудах Древней Греции. Наивысший подъем интереса к искусству силуэта среди художников относится к концу XIX — началу XX вв. В XIX веке в Европе в технике силуэта создавались, кроме портретов, бытовые сцены, натюрморты, иллюстрации и т.д. В технике силуэта работали Е. С. Кругликова (портреты советских писателей и т.д.), Н. В. Ильин и др. В широком смысле слова, силуэт — характерное очертание предмета, здания, фигуры и т.д., воспринимающихся издали, главным образом своими внешними контурами. Выразительность силуэта особенно важна для монументальных произведений архитектуры и скульптуры, предназначенных для восприятия с большого расстояния.
С точки зрения методики обучения студентов художественно-графических факультетов педвузов графическим техникам, важно учитывать ту закономерность, что линию можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линия, проведенная рейсфедером, на всем своем протяжении одинакова по толщине, но для художественных целей, как чертежная, линия непригодна — она однообразна, безжизненна, невыразительна. Линия, даже незаконченная, способна выполнять одновременно несколько функций: ограничивать форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорций и т.д. На первых этапах выполнения графического рисунка изображение зачастую линейно и поэтому условно и знаково. При выполнении иллюстрации на плоскости целесообразно дать разъяснение о том, что этимологическое значение и толкование слова «линия» раскрывает несколько ее определений:
— линия как черта на изобразительной поверхности, обозначающая тонкий объект (волос, соломинку, нитку и т.п.);
— как граница или край (поверхности, объекта, пятна);
— линия как тонкая проекция двухмерной поверхности;
— линия как расстояние от точки до точки;
— линия как знак, указывающий направление, предел, уровень чего-либо, след движущейся точки, расположение предметов в ряд;
— линия как тональный след на поверхности, отпечаток красящего материала.
При разработке комплекса упражнений по обучению графическим техникам необходимо учитывать визуальную особенность, что линия происходит от движения карандаша или другого рисующего материала по изобразительной поверхности и потому всегда имеет некоторую толщину, контрастность по отношению к фону (тональность, цвет) и фактуру. В отличие от чертежной и абстрактной (математической) линии, она материальна и не одномерна. Линейное рисование натуры объясняется особенностями восприятия, если рисовальщик, пользуясь линейным элементом изобразительного языка, понимает и принимает смысл обозначенного линией фрагмента рисунка. Проводя черту внутри поверхности, опытный рисовальщик подразумевает какой-то очень тонкий объект (нитку, иголку, соломинку, тонкую щепку, волос и т.п.), лежащий на этой поверхности. Очерчивая поверхности или ограничивая поверхности в каком-либо месте чертой, рисовальщик обозначает край этой поверхности. При этом нажимает на изобразительный инструмент таким образом, чтобы повторить тональность поверхности. Стремясь изобразить пространственно край, уходящей в глубину поверхности, рисовальщик усиливает тон линии на ближнем крае поверхности и высветляет тон дальнего линейного края для обозначения удаления поверхности в глубину пространства. Таким образом, обозначается воздушная перспектива не условной линии, а поверхности, изображаемой с помощью линий.
Необходимо обратить внимание студентов, что линогравюра имеет много общего с рисунком. Она также оперирует штрихом и линией, цвет почти всегда играет в ней лишь вспомогательную роль. Однако основное различие между гравюрой и рисунком заключается в том, что гравер не рисует прямо на бумаге, а наносит изображение сначала на какую-либо твердую поверхность, а потом уже с этой поверхности переносит изображение на бумагу. Гравюра — это оригинальное художественное произведение. Каждый авторский оттиск — такой же подлинник, как и картина маслом. В том-то и прелесть эстампа, что он дает большое количество равноценных оттисков, каждый из которых — самостоятельное художественное произведение. Линогравюра получила распространение с конца XIX века благодаря доступности материала и относительной простоте изготовления. Режется штихелями коробчатого сечения. Лучшим материалом является старый линолеум на пробковой основе, но можно резать и на выпускаемых современной промышленностью.
Гравюра на картоне — один из самых молодых видов графики, существующий всего несколько десятилетий. Простота и доступность техники позволяют осваивать не только профессиональным художникам, но и студентам. В отличие от штриховой гравюры, здесь работа ведется преимущественно пятном. Богатство оттисков создается фактурой картона, высотой рельефа и распределением усилий при печати.
Экслибрис — метка, указывающая, кому принадлежит книга. Работа над экслибрисом ставит перед художником большие требования — создать высокохудожественный, правильно решенный, емкий по
содержанию, высокоидейный книжный знак. Их рассматривают как произведения «малой» графики, нередко представляющие собой большую художественную ценность. Вот почему они экспонируются как на выставках экслибрисов, так и на выставках графики.
Известные художники книги: В. А. Фаворский, А. Д. Гончаров, Д. С. Бисти подчеркивали, что художник книги — прежде всего режиссер, постановщик, костюмер и только потом исполнитель. Его задача в книге — не показать, как он хорошо умеет что-то нарисовать, а сделать зримым образы, созданные автором, поместить их в ситуацию и время, выбранные писателем. Книга — это театр, а иллюстрация — срежиссированная сцена спектакля. Начиная с форзаца — это как бы занавес, который вводит в мир книги. Заставка — вступление, и потом разворачивается действие: знакомство с героями, эпохой, все доводится до кульминации. Необходимо показать образ героя в развитии. Это ответственный момент: стоит где-то допустить ошибку, как уже все остальное воспринимается не очень серьезно. Вот почему от художника требуется конкретность. «Художник еще и осветитель: какую-то группу выделяет, какую-то уводит в тень. Рембрант в своих произведениях освещал вовсе не главные моменты. Важно, что композиция, ритм, пятна, декоративные напряжения зависят от литературы, которая иллюстрируется. Маяковский, Гомер, Тургенев и Барто — совершенно разные миры, и художник должен попадать в них». Основы теории искусства должны сочетаться с практическими советами и упражнениями. Они призваны научить студентов самостоятельно создавать законченные произведения.
В книгоиздании со времен Ивана Фёдорова структура книги осталась почти неизменной. Перед художниками книги, студентами стоит прежняя задача: добиться того, чтобы художественное начало вытекало из функционального. Иллюстрация, шрифт, приемы набора и верстки — все должно работать на образ издания. Если это так, то, как констатировал известный теоретик книги Воля Николаевич Ляхов, «архитектоника издания должна быть не результатом пришедшего вдохновения, а следствием математически точного расчета» .
Итак, изучение структуры книги, а также научно-обоснованные методы обучения технологий графических техник, необходимых при создании иллюстраций. Они эффективны и действенны тогда, когда будут научно-теоретически доказаны и проверены практикой.
Библиографический список
1. Первопечатная книга : [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru. wikipedia. org / wiki / Апостол / (дата обращения: 12.12.2012).
2. Шаумян, Л. С. Словарь иностранных слов / Л. С. Шаумян. — М. : Русский язык, 1983. — 608 с.
3. Сидоров, А. А. История оформления русской книги / А. А. Сидоров. — М.—Л. : Гизлегпром, 1946. — 380 с.
ХОЛОДОК Николай Иннокентьевич, доцент кафедры изобразительного искусства. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2013 г. © Н. И. Холодок