Научная статья на тему 'Изобразительные и выразительные возможности техник ручной печати. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . '

Изобразительные и выразительные возможности техник ручной печати. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1359
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительные и выразительные возможности техник ручной печати. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »

Чуканова Е.С.

НОУ «Институт современного искусства»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИК РУЧНОЙ ПЕЧАТИ

В статье рассматриваются изобразительные и выразительные возможности графических техник: трафаретной печати, монотипии. Приводятся основные понятия и определения, акцентируется внимание на выразительных средствах техник, выполненных вручную без использования печатного станка. Конкретизируются задачи курса «Техника графики» в общем учебном процессе подготовки дизайнеров-графиков.

Графическое изображение как информация, представленная для образного восприятия, становится своеобразным визуальным текстом, «посланием». Основное значение этого «послания» раскрывается через специфику графических материалов, технических методов и приемов, а главное, через индивидуальность художника-автора. Рудольф Арнхейм утверждает: «Если выразительность составляет основное содержание восприятия в повседневной жизни, то еще в большей мере это характерно для видения мира художником. Для него экспрессивные свойства являются средствами коммуникации. Они привлекают его внимание, с их помощью он понимает и истолковывает свой опыт, они определяют форму моделей, которую он создает» [1, с. 376].

Специфика графического изображения как визуального текста проявляется в особом отношении к изображению. В печатных графических техниках это выражается через разнообразную фактуру гравированного штриха, через уникальность оттиска с деревянного штампа, через точки, линии литографий и монотипий.

Особенность «изобразительной поверхности» графики - в ее опосредованном отношении к изображаемому объекту. Художник прибегает к сознательному изменению характеристик натуры: он стилизует, обобщает, трансформирует объекты, создает новую реальность. «На метод изображения влияют сюжет, тема, средства изображения, формы восприятия и материальная форма изобразительной поверхности. Следовательно, методов изображения может быть бесконечное множество...» [9, с. 202]. В гра-

«Осознание того, как происходят вещи и явления, делает действия человека более эффективными».

Лао Цзы

фическом искусстве, связанном с понятиями печати, оттиска, имеется большой арсенал технических приемов, средств. Условно их можно разделить на две большие группы: а) техники ручной печати, выполненные непосредственно вручную (только при помощи рук) и б) техники, в которых используется печатный станок или иное типографское оборудование.

Цель данной публикации - привлечь внимание к ручным печатным техникам как к особому средству выражения.

Изучение печатных техник начинается с прикладного исследования печати вручную. И это не случайно, потому что это изучение дает студентам новое осознание «души» графических материалов, способствует развитию навыков рисунка в целом.

При подготовке художников-дизайне-ров, особенно в области графического дизайна, техникам графики отводится важная роль. Предмет «Техника графики» вводится в учебный процесс на 5-6 семестрах обучения. В этот период студенты уже достаточно подготовлены для того, чтобы адекватно выбирать изобразительные формы выражения для решения художественных и комплексных проектных задач.

Техники, изучаемые в рамках курса «Техника графики», специально подобраны таким образом, чтобы студент, используя самые простые навыки ручной работы и некоторые специальные приемы, достаточно быстро получал результат, способствующий дальнейшему эмпирическому интересу к заданию. Опыты с несложными на первый взгляд техниками и наглядные примеры сти-

мулируют любопытство, способствуя продолжению экспериментов.

В буквальном и переносном смысле понятие «ручные техники графики» можно определить как техники:

- выполняемые с помощью только рук и подручных, по сути, материалов, без применения сложных приспособлений для печати, с использованием «физики» рук, - «природные»;

- воплощающие своеобразный принцип экологии мышления - экономичность приспособлений, материалов;

- «прирученные» - собственные, близкие, авторские, оригинальные, «живые».

По определению, печать (само печатание)

- это процесс переноса красящего вещества (печатной краски) с печатной формы на запечатываемый материал, - как правило, бумагу. Способы печати, применяемые в полиграфии, - процессы, которые отличаются друг от друга принципами формирования красочного изображения на передающей поверхности

- печатной форме, и методом передачи краски с печатной формы на бумагу (или иной материал) в процессе печатания. Когда мы говорим о ручной печати в контексте курса «Техника графики», нас интересует прежде всего ручной метод переноса краски с печатной формы на бумагу и ручное изготовление самих печатных простых форм (трафаретов, шаблонов, масок, клише и т. д.).

Простые приемы печати штампами, деревянными и картонными клише, использование рук как инструмента рисования наглядно иллюстрируют саму историю развития процесса печатания как такового. Возникает уникальный исторический контекст, в котором появляется новое осознание таких понятий, как: «рукопись», «рукописная книга», «техника ручного набора», «ручная набойка», «ручное гравирование», «ручное вырезание».

Слово и понятие «вручную» проверяется на практике, возвращая нас к истокам творчества, напоминая о рукотворности человеческого бытия. «Новые принципы. находятся в связи с прошлым и с будущим», - можем повторить мы вслед за В. Кандинским [3, с. 97].

Использование «физики» и «механики» рук хорошо знакомо в художественной практике рисования. Посредством изменения на-

жима пера, кисти, карандаша возможно акцентировать точки, линии изображения и таким образом изменять пространственные характеристики изображаемых объектов (бли-же-дальше, выше-ниже), светлотные и иные их взаимодействия. Использование технических приемов печати позволяет получать разные по насыщенности, значению фактуры. Недаром так часто встречаются в литературе высказывания самих художников о некоем «языке» материалов, о закономерностях, которые необходимо внимательно и неутомимо изучать. Слова замечательного русского графика П.Я. Павлинова, например, актуальны и сейчас, 60 лет спустя: «.В работе в том или другом материале самым важным представляется понять, знать «язык» этого материала. Это касается и карандаша, в особенности пера, ксилографии, офорта и литографии. И чем отвлеченнее материал, то есть чем дальше он от объективных зрительных наших представлений (и наиболее далеко отстоит, конечно, одноцветное штриховое изображение), тем вопрос знания языка этого материала и труднее и ответственнее» [2, с. 259].

Графика (гр. graphike < grapho - пишу, черчу, рисую) - вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями, а также печатные художественные изображения, в основе которых лежит такой рисунок (гравюра, литография, монотипия и др.).

Словарное значение этих слов полностью подтверждается графическими техниками, ручным методом печати. Техники основаны на рисунке, используют рисовальные приемы, печатные техники передачи изображения. Визуальный текст, который передают эти техники, опирается на своеобразный «язык», в котором имеются свои буквы, слова, предложения. Их можно изучить, расшифровать, почувствовать. Это возможно благодаря широкому спектру технических приемов, инструментов, т. е. того набора изобразительных средств «языка» материалов, которые помогают выразить то, что нужно автору.

В качестве техник, в которых применяются ручные способы печати, в курсе «Техника графики» рассматриваются трафарет-

ная печать, монотипия, коллаграфия. Как прототип печатных техник рассматривается техника «фроттаж».

Фроттаж (франц. &оА^е - букв. натирание) - прием копирования рельефной фактурной поверхности при помощи пастели, воскового мелка, угля, графитного карандаша путем «натирания». Лист гладкой бумаги накладывается на рельефную поверхность и натирается мелком, карандашом по поверхности. Получается своеобразный оттиск-след рельефных элементов, имитирующий основную фактуру. Возможно использование как черно-белых, так и цветных графических материалов. Потенциал данной техники, раскрытый и более или менее разработанный Максом Эрнстом, в настоящее время по достоинству оценен, и фрот-таж широко варьируется и применяется как самостоятельная или смешанная техника.

Следующая техника - трафаретная ручная печать. Эта техника художественной печати с использованием трафарета имеет глубокие художественные традиции и корни. Существуют различные приемы трафаретной ручной печати, основные методы которой - «прямой» трафарет (печать через отверстия, «масочный» метод) и «обратный» трафарет (печать собственно формой, штампами). Краска на трафарет наносится губкой, кистью, распыляется при помощи баллончиков или пульверизаторов. Техника широко варьируется в зависимости от сферы применения и материалов. Способы ручной трафаретной печати позволяют увидеть возможности водорастворимых красок, изучить типы возникающих фактур, научиться работать поэтапно.

Монотипия - вид печатной графики, в которой рисунок от руки наносится краской на гладкую поверхность металлической доски, стекла или пластика. Единственный отпечаток

- оттиск - получается на печатном станке или вручную. Монотипия выполняется акварелью, акрилом, тушью, гуашью, типографскими или масляными красками. Существует два основных приема («сухая» и «мокрая» монотипии) и множество разновидностей. Техника монотипии применяется также в соединении с офортом. Позволяет хорошо ознакомиться с возможностями масляных и типографских красок, приучает к «смелой» быстрой работе.

Коллаграфия - особая техника получения оттисков. Печатной формой является объемная коллажная рельефная поверхность, создаваемая путем наклеивания на жесткую основу легких материалов (бумага, картон, пластик и т. д.), - собственно коллаж. Коллагра-фические оттиски отличаются богатством печатной фактуры, передающей объемные формы исходных материалов. В качестве краски для ручной печати используются тушь, акриловые и масляные краски. Этот метод предваряет работу с гравюрой на картоне.

Вышеперечисленные техники в контексте курса решают общие и частные изобразительные задачи и обладают общими и специфическими чертами. По словам Арнхейма, «существует только единственный способ восприятия мира - это вид священной горы, которая с разных точек зрения представляется по-разному, но в то же время всегда остается одной и той же» [1, с. 385].

Самое главное, что сближает все эти техники, - это активное разнообразие материалов: от водорастворимых до масляных и типографских красок. Обязательное условие для всех изучаемых техник - последовательное применение предложенных красочных материалов поочередно в каждой технике.

«Свобода» техники и ее своеобразие постигаются в процессе решения вопросов освещенности формы, уровней пространства. Обязательным для всех техник является решение проблемы взаимодействия плоского, рельефного, глубокого пространства изображения и освещенности формы. Так изучаются возможности каждой техники и наглядно проявляются, например, «подвижность» и «плоскостность» монотипии и относительная «лояльность» трафаретной «прямой» печати по отношению к освещению и формности предметов.

Несомненно, доступность вышеописанных техник привлекательна, но эти техники не просты: требуется тщательная подготовка по инструментарию, композиции сюжета и т. д. Объединяет все эти техники, безусловно, фактура оттиска, которая становится «выразителем» не столько технических особенностей, сколько некоей эмоции, «языка», заложенных в технике: «сильные» фактуры «обратного» трафарета (печать формой), про-

зрачные фактуры «сухих» монотипий, «живые» фактуры фроттажа. Технические качества и неожиданные эффекты фактур, их реальная «заряженность», уникальность необычайно привлекательны. «Одним из моментов мудрости, которая относится к подлинной культуре, является постоянное осознание символического значения, выраженного в каждом конкретном событии, ощущение всеобщего в конкретном. Это осознание и придает достоинство любому повседневному занятию, и подготавливает почву, на которой базируется и вырастает искусство» [1,с. 379].

Уникальность техник - в их неповторимости и нетиражности. Особенно явно единичность оттиска проявляется в монотипии. В трафаретной печати формой оттиск, строго говоря, тоже единичный, но точно повторить его можно только как форму, в то время как фактурный оттиск-след каждый раз будет новым.

Перспективность и практическая значимость изучаемых в курсе «Техника графики» вышеперечисленных техник позволяет сделать ряд немаловажных выводов:

- изучение диапазона изобразительных средств разных графических материалов;

- укрепление и развитие навыков рисования в целом;

- укрепление навыков видения, передачи визуальной информации, развитие образного мышления;

- обучение пониманию техник через дизайнерское видение: способность дизайнера увидеть в технике богатый материал для дальнейшего применения в своей художественно-проектной работе;

- изучение разнообразных форм выражения;

- практическое изучение пространственных, светотеневых фактурных характеристик объектов.

Изучение простых ручных способов печати оправдано быстрой результативностью техник, что уже является хорошим рабочим стимулом: оттиск (практический результат) может считаться авторским оригиналом и применяться в конкретной работе (плакат, иллюстрация, упаковка). Конкретные примеры - серия театральных плакатов в оригинальной технике трафаретной печати, открытки и т.п.

Приобретение знаний об объекте на физическом уровне дает студентам ощущение владения материалом, помогает приобрести уверенность в собственных возможностях. Расширение границ визуального мышления проявляется в развитии и умении расставить акценты, перейти от формального к неформальному, выйти на более широкий уровень восприятия: передвинуться от эмоции (эмоционального) к осознанному чувству.

Список использованной литературы:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - Б.: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392 с.

2. Дольский В.Д. сост. и ред. Познавательные изображения: Учебное пособие вып.2. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - 336 с.

3. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992.

4. Клее Пауль. Педагогические эскизы / пер. с немецкого, Н. Дружковой под редакцией Л.Монаховой. - М.: Изд. Д. Аронов, 2005. - 71 с.

5. Майсурадзе Ю.Ф., Мильчин А.Э., Гаврилов Э.П. и др. Энциклопедия книжного дела. - М.: Юристъ, 1998. - 536 с.

6. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - М.: Рус.яз., 1989. - 624 с.

7. Смит С. Рисунок. Полный курс. - М.: Астрель Аст, 2002. - 159 с.

8. Стефанов С.И. Полиграфия для рекламистов и не только. - М.: Гелла-Принт, 2002. - 352 с.

9. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

10. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. - М.: Аст-Астрель, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.