Появление компьютерных технологий и возможность использования их в мультипликационном искусстве усилили восприятия мультобразов зрителями, они стали более реальными и захватывающими, с выразительными идеями и глубокими чувствами. Телевидение, повышая значение неполнометражных лент, создаёт, в частности, технические условия для повышения общественного статуса мультипликационных фильмов. Но каким бы разным анимационное искусство ни было, оно пытается ставить задачи, решать их и отвечать на сложные, а порой извечные вопросы путем красочной движущейся картинки, которой могут наслаждаться люди разного возраста и социального положения, осмысливать, делать выводы и принимать решения.
М.В. Асалханова
Развитие трафаретной печати: от техники к искусству
Трафаретная печать - один из древнейших видов деятельности человека, тесно связанный с особенностями традиционной культуры различных народов. Но лишь в ХХ в. - начале ХХ1 в. данная техника становится искусством с новациями в области пластической формы и технологии творчества. Современная трафаретная печать несёт в себе мощный потенциал возможностей для творческой активности как самого художника - автора (обогащая его технику работы), так и зрителя, приобретающего визуальный опыт.
Современную авторскую трафаретную печать невозможно оценить в достаточной мере, игнорируя ее историческое развитие, благодаря которому техника становится искусством. Советский энциклопедический словарь предлагает следующее определение: «трафарет («от итальянского traforetto, буквально - продырявленное) - тонкий лист из картона, металла, пластмассы и т. д. с отверстиями, форма которых повторяет несложные орнаменты, буквы, цифры, топографические знаки, условные графические обозначения ... Применяют при чертежно-графических, малярных и других
работах для получения повторяющихся рисунков и сложных фил
гур»1. Трафаретная печать - «воспроизведение текста и графических изображений путём продавливания краски через отверстия печатной формы.»2.
1 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1359.
2
2 Там же.
106
Анализ орнаментального украшения древних образцов восточного текстиля методом трафаретного декорирования позволяет говорить о постепенном развитии художественно-эстетической функции трафаретной печати. Известно, что в Древнем Египте при декорировании интерьеров и экстерьеров применялись довольно сложные трафареты. Самые ранние сохранившиеся образцы китайских тканей (с изображением Будды), украшенные с помощью трафаретов, относятся к I в. н. э. Благодаря, по всей видимости, торговому обмену со странами Востока, шаблонное повторение известно европейцам с XII в. В Средние века в Европе по вырезному трафарету раскрашивали книги. В конце XVII в. трафарет применяли для раскрашивания лубков и географических карт. До появления на текстильных мануфактурах деревянных форм (клише) рисунки на ткань набивались по специально вырезанным трафаретам1. Одним из наиболее известных способов набивки орнаментов через трафарет является известная с конца XVII в. (по другим источникам - с XVI в.) японская техника катозоми, активно применявшаяся и в XVIII-XIX вв. Работа над созданием сложных цветных композиций, требовавших вырезания четырех-пяти трафаретов (в основном, для росписи кимоно) занимала несколько месяцев. Бумажный японский трафарет дошёл до наших дней как уникальная форма традиционного национального искусства (к сожалению, совершенно неизвестная в России). Несмотря на то, что использоваться такие трафареты могли многократно, как правило, их уничтожали после разового окрашивания. В европейских странах японские трафареты стали известны, скорее всего, после 1853 г. (подписание первого договора о торговле и начале организации Всемирных художественнопромышленных выставок).
Уже в середине XVIII в. вырезные трафареты применяются для украшения дорогих лионских шелков. В Америке с конца XVIII в. промасленные бумажные трафареты используются для изготовления обоев и фурнитуры. В XIX в. трафарет активно применяется для печати вывесок, афиш, иллюстраций в журналах, открыток, меню, пригласительных билетов и коробочных этикеток. В середине XIX в. трафарет переживает своё второе рождение. В этот период (во многом благодаря влиянию идей У. Мориса) традиционные ремесла стали переходить в разряд декоративно-прикладного искусства. Экстерьеры и особенно интерьеры времён модерна активно декорировались трафаретными изображениями.
Известно, что в народном искусстве и ремёслах разрисовывание по образцу существовало и в более ранние периоды. Так,
1 Соболев Н.Н. Набойка в России. М., 1912. С. 111.
107
например, до начала ХХ в. народы Нижнего Амура и Сахалина украшали деревянные постройки и лодки, используя берестяные трафареты1.
Техника печати постепенно совершенствовалась, и в XIX в. трафарет в европейской станковой графике стал активно сочетаться с некоторыми эстампными техниками (например, с литографией). Подобные работы встречаются у Тулуз-Лотрека. В 1870-80-е гг. таким же образом вводили цвет в некоторые свои эстампы Э. Дега и К. Писсарро. Использовали трафареты и другие художники-графики того времени. 1910-1930-е гг. - «золотой век» художественного трафарета. Ряд работ того времени, выполненных в этой технике, становятся шедеврами искусства. В первой половине ХХ в. французский традиционный трафарет (пошуар2) часто находит применение при создании изданий авторских репродукционных эстампов (М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Сомов). Примерно к этому времени относится серия кубистических пошуаров А. Экстер. Особенно популярен был трафарет у художников авангардных течений 1910-1930-х гг., видевших в этом методе возможность успешной визуализации авангардных пластических задач. Впоследствии, хотя и очень опосредованно, эта привязанность повлияла и на зарождение интереса к
о
шелкографии3 (разновидности трафаретной печати) в мировом искусстве (Э. Уорхол, К. Кимура, А. Готлиб, С. Девис, Д. Эрнст, М. Шемякин, З. Церетели, Т. Новиков и др.).
К числу существенных и характерных особенностей современной трафаретной печати следует отнести множественность ее вариантов, которые дают новые творческие импульсы для дальнейшего развития этой техники. Так, А. Парыгин предлагает следующие варианты печати: ручной, фотомеханический и электронный трафарет4. Ручной трафарет включает все печатные шаблоны, создаваемые вручную (вырезной, лаковый (клеевой), тушевой, плёночный). В контексте искусства именно эта группа представляется наиболее ценной (с точки зрения авторства), так как все работы, включая изготовление печатной формы, выполняются самим художником.
Анализ основных технических возможностей современной печати позволяет выделить ее особенности: создание изображения в
1 Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина. СПб., 1995. С. 111.
2 Дословно - трафарет для рисования.
3 Парыгин А. Б. Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники. СПб., 2009.
4 Там же. С. 21.
108
натуральную величину; создание от одного до нескольких сот полностью идентичных изображений (или бесконечно вариативных); применение красок на самой разнообразной основе (масляной, водной и т. д.); возможность работы с объёмными формами; комбинирование практически с любыми другими техниками (коллаж, аппликация) и материалами (бумага, дерево, пластик, ткань); создание различных фактур (эффект потёртости, несвежести, вещи, «наработавшей душу»).
Рассмотрев историю возникновения и развития трафаретной печати, следует сделать вывод, что её современные авторские варианты являются результатом синтеза традиционного и инновационного компонентов, приобретающего со временем дополнительные качества и свойства, что говорит об уникальности бытования данной печати в системе современного искусства.
Также следует отметить наиболее существенные признаки, характеризующие специфику места и положения трафаретной печати в современном изобразительном искусстве: активный интерес к трафаретной печати как к искусству; активное внедрение в промышленно-прикладную сферу (полиграфическая, текстильная промышленность и т. д.); постоянное усовершенствование самой техники; использование во всех видах искусства (станковая живопись и графика, скульптура, декоративно-прикладное и театральное искусство). Вместе с тем, сочетая традиции пластического искусства (часто трансформируемые) с новейшими техническими достижениями, современная трафаретная печать сохраняет главное семантическое качество, изначально свойственное самой технике: органичное сочетание цветовой активности и декоративности композиции (шелкография В. Барнета, Д. Дайна, Т. Вессельмана и др.).
Таким образом, весь процесс развития трафаретной печати в целом говорит о наличии основных доминант, к которым можно отнести постоянное совершенствование ее технического потенциала; расширение её первоначального бытования; возрастание значимости, признания её роли и ценности (не только как оригинальной разновидности печатной графики, но и как фактора инновации в развитии современного искусства в целом).
Исследование истории трафаретной печати, её феноменологии, места и роли в современном художественном процессе - многоаспектная проблема в искусствоведении, которая требует более глубокого анализа как основных направлений и перспектив в развитии, так и отдельных её составляющих.
109