Научная статья на тему 'Монолог директора сельской школы'

Монолог директора сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / ПАТЕРНАЛИСТСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / НОВЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЖИМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ЦЕНТР ПЕДАГОГИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивоваров Александр

В данной статье представлены размышления директора сельской школы о прошлом, настоящем и будущем сельского образования. Автор анализирует свой большой опыт работы руководителя с позиции сегодняшнего дня. Как бы это и не было заманчиво, директор не ностальгирует о прошлом, а с оптимизмом смотрит вперед и открывает для себя новые горизонты развития малочисленной школы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пивоваров Александр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монолог директора сельской школы»

Школа и ФГОС второго поколения

Пивоваров Александр

к.п.н.

доцент кафедры образовательного менеджмента КОГОАУ ДПО (повышения квалификации) Институт развития образования Кировской области

г. Киров

J V.

МОНОЛОГ

ДИРЕКТОРА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Л__________________________________________г

Аннотация. В данной статье представлены размышления директора сельской школы о прошлом, настоящем и будущем сельского образования. Автор анализирует свой большой опыт работы руководителя с позиции сегодняшнего дня. Как бы это и не было заманчиво, директор не ностальгирует о прошлом, а с оптимизмом смотрит вперед и открывает для себя новые горизонты развития малочисленной школы в современных условиях.

Ключевые слова: директор школы, конкурентоспособность выпускников, патерналистская политика государства, новые цели образования, режим инновационного развития, социокультурный комплекс, центр педагогизации сельского социума, акмеологический подход.

Я - руководитель. Директор школы. Маленькой сельской школы, которая переживает сейчас не самые лучшие времена. Социально-экономическая ситуация на селе и изменения в российском образовании поставили малочисленные школы на грань выживания, о чем пишут авторы, выделяя разные аспекты этой проблемы [1,2,4,5,6].

1. Современная стратегия развития образования основывается на принципе предоставления широкого спектра социально-образовательных услуг для удовлетворения образовательных запросов детей и взрослых. Важнейшим критерием качества образования является повышение конкурентоспособности выпускников, их признания и успешности в открытом поликультурном обществе [3]. Может ли наша сельская школа удовлетворять этим высоким требованиям?

Хорошо помню те годы, когда ответы на многие вопросы находились автоматически. Патерналистская политика государства в области образования превращала руководителя в простого исполнителя, диспетчера, подавляя всякую инициативу. В современных же условиях от руководителя требуется личностная психологическая и технологическая готовность к организации деятельности педагогического коллектива по достижению новых целей образования. Например:

1. Понимать ценности и смыслы современного образования.

2. Ориентироваться на рынке образовательных услуг.

3. Владеть способами изучения потребностей субъектов внешней среды.

4. Производить стратегический анализ и стратегическое программирование, проектирование и планирование изменений образовательных систем.

5. Находить различные источники и способы восполнения (умножения) необходимых ресурсов.

6. Вносить оправданные изменения в нормы взаимодействия с субъектами образовательной и социальной сети.

7. Эффективно управлять персоналом.

8. Реализовывать творческий потенциал персонала к изменениям.

Не скрою, что переход от позиции «мне должны» к тезису «я и только я несу ответственность за будущее своей школы» был для меня довольно трудным. Поэтому сегодня я должен принять единственно верное, осознанное решение в этой ситуации неопределённости, в условиях нелинейности развития всего современного общества и положительно ответить на поставленный выше вопрос.

Прежде всего, моя основная задача как руководителя - поставить чёткую и ясную цель (прежде всего для себя). Что я хочу? Я хочу, чтобы моя школа была заполнена детьми, чтобы им в ней было комфортно и удобно, чтобы в школе были созданы все условия для реализации своих возможностей, как учащимся, так и учителям.

2

Эксперимент и инновации в школе 2013/5

Школа и ФГОС второго поколения

Однако поставить стратегическую цель - это полдела, даже не половина, а только малая его часть. Что могу я один? Ничего не могу. Только в сотрудничестве, в совместной деятельности с моими коллегами я смогу достичь заявленной цели. Поэтому мне необходимо сделать так, чтобы мои коллеги пошли за мной, чтобы моя цель стала их целью. Значит, я должен знать их профессиональные и личные потребности. Какова у них мотивация к инновационной деятельности? Какие трудности на пути взаимодействия встречаются и как они преодолеваются? Вот те вопросы, на которые мне необходимо ответить, прежде всего.

Процесс преобразования школы в успешное конкурентоспособное образовательное учреждение не прост. Даже опытный педагог не всегда готов к инновационной деятельности, к решению задач модернизации школьного образования. Большая часть нашего коллектива перешагнула 50-летний рубеж. Для них, например, сложно осваивать новые технологии (информационные, цифровые). Необходимо научиться брать ответственность на себя и быть лично ответственным за свою судьбу и своё будущее. Ведь не так не так давно от учителя практически ничего такого не требовалось. Он приходил в школу «на всё готовое»: кабинет подготовлен, дети на месте, светло, тепло. А теперь учитель сам создаёт свою образовательную среду из предоставленного образовательного пространства.

По своему многолетнему опыту знаю, что всех педагогов условно можно разделить на четыре группы. Первая: «хотят и могут», это мои единомышленники, первые помощники, моя опора. Вторая группа: «хотят, но не могут». Стратегия работы руководителя с такими коллегами выражается фразой: «не могут - научим». Это - мой ближний резерв. Третья группа: «могут, но не хотят». Как правило, это очень сильные педагоги и задача руководителя заключается в том, чтобы привлечь их на свою сторону, из ярчайших звёзд сформировать единое созвездие. Без знания психологии здесь не обойтись. Последняя группа: «не могут и не хотят». От таких сотрудников нужно безжалостно отказываться и расставаться, не скорбя.

Переход образовательного учреждения на режим инновационного развития всегда связан с риском, состоянием нестабильности, поиском новых подходов и технологий обучения, с неопределённостью результатов. В связи с ситуацией риска, инновационное развитие требует изменения системы управления образовательным учреждением, его педагогическим коллективом: применения принципов инновационного менеджмента, системного и программно-целевого подходов к управлению, а также акмеологических идей школьного образования, направленных на успех. Акмеологический подход к управлению профессиональным развитием педагогического коллектива ориентирует нас на достижение вершин своего пе-

дагогического мастерства, творческой индивидуальности каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Наверное, самое сложное здесь, говоря современным языком, «перезагрузка профессионального сознания» от модели специалиста к образу профессионала. От специалиста-исполнителя, который требует создать ему определённые условия - к профессионалу, который сам преобразует внешние условия и внутренние ресурсы в средства собственного саморазвития. Моя задача - «завести пружину» этих преобразований, а раскручиваться она может и без моего участия.

Работая руководителем несколько десятилетий, я понял, что не должен «жалеть» учителей. Я не благодетель. Поэтому не подачки, а создание вышеперечисленных условий для самореализации способствуют тому, чтобы в коллективе вырос настоящий Учитель, Учитель с большой буквы.

Хороший учитель - это учитель, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в неё, знающий её горизонт -новейшие открытия, исследования, достижения. Хороший учитель - это педагог, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Стратегическая цель нашей программы развития школы сформулирована следующим образом: создать образовательную среду, которая предоставляет каждому учащемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное образование посредством эффективных, личностно-ориентированных педагогических технологий, в которой у учащихся развиваются ключевые компетенции, необходимые для успешной деятельности в открытом обществе 21 века.

Концепция развития школы, построенная на основе акмеологического подхода, имеет и соответствующий девиз: «Через качество, доступность образования и создание комфортных условий - к личностному успеху!». Положенные в основу управления образовательным учреждением идеи самоуправления и демократизации позволяют согласовывать образовательные запросы всех субъектов с учетом уникальности и традиций школы, стимулировать инновационные образовательные процессы.

Задачи Программы развития школы сориентированы на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, работников школы, социум, посредством объединения в единый социокультурный комплекс:

1. Совершенствование системы взаимоотношений всех участников образовательного процесса путём коррекции нормативно-правовой базы образовательного учреждения.

2. Создание мотивационных условий для роста профессиональной компетентности педагогического коллектива.

Эксперимент и инновации в школе 2013/5

3

Школа и ФГОС второго поколения

3. Развитие информационно-коммуникационной культуры всех участников образовательного процесса посредством построения, функционирования и развития единой информационной образовательной среды школы.

4. Повышение качества управления образовательным учреждением на основе современных управленческих технологий, базирующихся на идеях самоуправления и демократизации.

5. Формирование и укрепление ресурсной базы школы, выстраивание эффективных экономических отношений, позволяющих привлекать дополнительные финансовые средства.

Программа предполагает повышение педагогической грамотности всего населения, развитие социально-педагогического партнёрства школы с культурно-спортивными и образовательными учреждениями, сельскохозяйственной организацией, органами местного самоуправления села, района. В целях реализации этих направлений, в рамках Программы развития разработана модель, структура и создан Центр педа-гогизации сельского социума.

На базе созданного Центра педагогизации обеспечена возможность выбора дошкольниками и учащимися индивидуальных образовательных маршрутов. Введено профильное обучение в средней школе, 3 предпрофильных курса в основной школе, коррекционное обучение. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для всех учащихся 3 ступени. В образовательный процесс органично включены ИКТ, организована проектноисследовательская деятельность учащихся, педагогов, членов социума.

Каковы же основные результаты нашей инновационной деятельности по реализации программы развития?

Результаты ЕГЭ по многим предметам выше среднеобластных. Наши выпускники поступают в самые престижные учебные заведения. Исчезла угроза закрытия образовательного учреждения. Снижена психологическая напряжённость детей и родителей. Возросла спонсорская помощь. Но всё это произошло не по мановению волшебной палочки, а в результате тяжёлого и кропотливого труда.

Теперь я с уверенностью могу сказать: да маленькая сельская школа в состоянии создать все условия

для удовлетворения образовательных запросов всех участников образовательного процесса и обеспечить достижение нового качества образования. Таким образом, малочисленная сельская школа имеет «право на жизнь» и вполне может соответствовать жёстким требованиям времени.

Интересно порассуждать о том, какой будет «Наша новая школа» в скором будущем. Мне представляется, что из школы «супермаркета», где знания «дают», она превратится в школу «лабораторию», где эти знания добывают, причём самостоятельно. Школа станет таким же социальным институтом, как музей или церковь, который не будет требовать постоянного очного присутствия учителя и ученика...

Я - руководитель. Я - директор одной такой маленькой сельской школы. Я решил задачу отвести угрозу закрытия моего образовательного учреждения. Мы выжили! Путём невероятных усилий, бессонных ночей. Но останавливаться на достигнутом нельзя.

Литература

1. Антипина И. О. Современные подходы к определению профессионально значимых компетенций директора школы в отечественной педагогической науке и практике. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 5.С.15-19.

2. Ганаева Е. А. Развитие профессиональной компетентности директоров средних школ в вопросах инновационной деятельности. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.30-36.

3. Прохорова С. Ю. Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 30-34.

4. Сиденко Е. А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 29-32.

5. Шмарова И. В. Опытно-экспериментальная работа по формированию у первоклассников-билингвалов устной речи в сельской школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 52-56.

6. Яшина Г. А., Сиденко А. С. От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 6.С. 21-25.

4

Эксперимент и инновации в школе 2013/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.