Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности педагогов средствами проблемного педсовета по теме: «Введение ФГОС второго поколения в основной школе»'

Развитие профессиональной компетентности педагогов средствами проблемного педсовета по теме: «Введение ФГОС второго поколения в основной школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1764
639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС / ПРОБЛЕМНЫЙ ПЕДСОВЕТ / РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ / МЕТОДИКА "ЗЕРКАЛО ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ" / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доможирова Ольга Николаевна, Изман Анастасия Андреевна, Сиденко Алла Степановна

В статье представлены материалы работы педагогического совета МАОУ СОШ № 10 с. Покровское по теме: «Элементы введения стандартов второго поколения в основной школе в соответствие с требованиями». Подробно рассмотрены методики «Зеркало инновационных преобразований», «Кластерный анализ текста», а также основные приемы развития критического мышления. Педсовет проводился в форме работы в творческих группах, ход и результаты которой представлены в приложениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доможирова Ольга Николаевна, Изман Анастасия Андреевна, Сиденко Алла Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагогов средствами проблемного педсовета по теме: «Введение ФГОС второго поколения в основной школе»»

^^^^^^^^^^ОТ^ГЕОРИИКПРАКТИКЕ^ЕАЛИЗАЦИИФГОС^^^^^^^^^

Доможирова Ольга Николаевна

заместитель директора по УР E-mail: ou10p02@mail.ru Изман Анастасия Андреевна заместитель директора по ВР E-mail: 10zam@mail.ru МАОУ СОШ № 10 Свердловская область, с. Покровское Сиденко Алла Степановна Профессор АПК и ППРО г. Москва

E-mail: sidenko2009@yandex.ru

J ^

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОГО ПЕДСОВЕТА

ПО ТЕМЕ: «ВВЕДЕНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Л____________________________.__________________________с

Аннотация. В статье представлены материалы работы педагогического совета МАОУ СОШ № 10 с. Покровское по теме: «Элементы введения стандартов второго поколения в основной школе в соответствие с требованиями». Подробно рассмотрены методики «Зеркало инновационных преобразований», «Кластерный анализ текста», а также основные приемы развития критического мышления. Педсовет проводился в форме работы в творческих группах, ход и результаты которой представлены в приложениях.

Ключевые слова: информационно-методическое сопровождение введения ФГОС, проблемный педсовет, работа в творческих группах, методика «Зеркало инновационных преобразований», кластерный анализ текста, развитие критического мышления.

Актуальность темы педагогического совета

Современная школа активно включилась в процессы модернизации образования. Как трактует национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» общее образование должно быть для всех и для каждого. В ходе преобразований многое предстоит изменить, переосмыслить. На это направлены и требования Федеральных образовательных стандартов. Для того чтобы идти в ногу со временем, педагогический коллектив и администрация МАОУ СОШ № 10 с. Покровское целенаправленно спланировали работу по введению ФГОС в основной школе в ОУ. Предлагаем материалы проведенного в апреле 2014 года педагогического совета.

Одно из направлений плана-графика введения ФГОС - это информационно-методическое сопровождение введения ФГОС. Ключевым мероприятием по вопросам введения новых стандартов в 20132014 учебном году стал педагогический совет по теме: «Элементы введения стандартов второго поколения в основной школе в соответствие с требованиями».

Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов через углубленное изучение вопросов по введению ФГОС в образовательном учреждении.

По функциональной направленности вид педагогического совета: тематический с промежуточными итогами, посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива.

Форма педсовета: работа в творческих группах.

Состав инициативной группы:

• Заместитель директора по учебной работе (УР) Доможирова О. Н.

• Заместитель директора по воспитательной работе (ВР) Изман А. А.

• Учитель технологии, ИЗО Грошовкина Е. А.

• Учитель математики, информатики Булаева С. А.

• Учитель химии, биологии Гудина Е. Ю.

• Учитель начальных классов Смоляк Е. В.

Проведение заседания педагогического совета

«Поздороваемся!»

Цель - Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

3

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Численность - вся группа.

Время - 8 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

Проведение: Руководитель просит участников

встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Руководитель говорит участникам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом коллег, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут участники собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешное упражнение - игра позволяет весело начать любое занятие или заседание, раскрепощает участников, позволяет размяться перед более серьезными мероприятиями, снимает усталость (в данном случае - отдых после шести уроков), способствует установлению контакта между участниками.

Председатель педсовета приветствует всех присутствующих, предлагает на утверждение повестку дня.

1. Выступление заместителя директора по УР Доможировой О. Н. по теме «Методика Зеркало инновационных преобразований в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС».

2. Работа в группах: разработка педагогических проектов (по методике «Зеркало»). Защита проектов.

3. Выступление заместителя директора по ВР по теме «Основные методические приемы развития критического мышления. Прием «Кластер».

4. Работа в группах: создание кластера по статьям ФГОС 2 поколения. Защита кластеров.

5. Принятие решения педагогического совета.

6. Рефлексия.

Порядок и регламент работы: каждая группа излагают подготовленные для выступления материалы перед другими участниками педсовета, а коллеги, сидящие за этим же столом, комментируют (уточняют и дополняют) тезисы выступающих. Такая форма сближает всех членов заседания. Комментарии также могут высказывать и другие участники педсовета -учителя из других групп.

I. Выступление заместителя директора по учебной работе Доможировой О. Н. по теме: «Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС» (Приложение 1).

II. Работа в группах (5 групп)

1 задание: Мы предлагаем вам, уважаемые педагоги, потренироваться в экспертной оценке применения этой методики для решения педагогических проблем, связанных с введением ФГОС в школе. Для этого вам нужно проанализировать разработки других педагогов и ответить на вопросы:

1) Актуальна ли, на Ваш взгляд, проблема, выбранная автором?

2) Находится ли ее решение в компетенции разработчика?

3) Все ли причины реальны и устранимы собственными силами?

4) Являются ли указанные причины первопричинами или следствиями?

5) Есть ли дополнительные причины, из-за которых может существовать проблема? Если «да», то назовите их.

6) Корректно ли сформулирована цель: достаточно ли она конкретизирована? Можно ли будет зафиксировать ее достижение?

7) Находится ли решение заявленных задач в компетенции разработчиков? Есть ли ресурсы на решение каждой задачи?

8) Достаточен ли перечень мероприятий по решению каждой задачи? Нужна ли их корректировка? Если «да», то проведите корректировку.

9) Адекватно ли определены критерии, и можно ли по ним определить степень решения проблемы и задач? Уточните критерии, если считаете нужным.

Работа в группах над проблемой:

1 группа: Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Руководитель группы - Грошовкина Е. А. (Приложение 2)

2 группа: Незнание технологии составления

и использования КИМов. Руководитель группы -Гудина Е. Ю. (Приложение 3)

3 группа: Отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья школьников. Руководитель группы - Смоляк Е. В. (Приложение 4)

4 группа: Высокий уровень тревожности первоклассников. Руководитель группы - Булаева С. А. (Приложение 5)

Каждая группа проанализировала представленное «Зеркало», ответила на поставленные вопросы, внесла необходимые, на их взгляд, изменения.

2 задание: Разработать собственный педагогический проект с применением методики «Зеркало инновационных преобразований». Условие: проект должен быть реализован в течение полугода, года.

Группы выбрали для разработки проектов следующие проблемы:

1 группа: Сниженный уровень мотивации к получению образования. Руководитель группы - Грошов-кина Е. А. (Приложение 6)

2 группа: Отсутствие действующей системы

школьного самоуправления. Руководитель группы -Гудина Е. Ю. (Приложение 7)

4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

3 группа: Отсутствие у обучающихся навыка работы с информацией. Руководитель группы - Смоляк Е. В. (Приложение 8)

4 группа: Отсутствие преемственности между начальной и основной школой по реализации стандартов второго поколения. Руководитель группы - Булаева С. А. (Приложение 9)

Каждая группа оформила проект на ватмане и представила его перед педагогическим коллективом. (Приложение 10)

III. Выступление заместителя директора по воспитательной работе по теме «Основные методические приемы развития критического мышления. Прием «Кластер». (Приложение 11)

IV. Работа в группах: создание кластера по статьям, описывающим введение ФГОС 2 поколения. Защита кластеров.

Каждой группе предлагается сделать кластерный анализ текста статей по теме «Введение и реализация ФГОС второго поколения» (по собственному выбору группы). (Приложение 12)

Для разработки «Кластера» группы выбрали следующие статьи:

1 группа:

1. Колпакова Л. Е. Педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1.2012. С.77-79.

2. Воровщиков С. Г Возможные перспективы развития отечественной системы повышения квалификации работников образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 1. С.24-35.

2 группа:

1. Сиденко Е. А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.29-32.

2. Новожилова М. М. Метапредметный элективный курс: компонент внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 1. С.2-5.

3 группа:

1. Бакурадзе А. Б. Сопротивление организационным изменениям: оценка и средства преодоления // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С.29-34.

2. Пивоваров А. А. «Перезагрузка» профессионального мышления и поведения педагогов в условиях инновационного развития образовательной организации // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 1. С.36-39.

4 группа:

1. Литвинова В. И. Реализации стандартов второго поколения в гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.18-20.

2. Демидова Е. В. Система работы классного руководителя с родителями учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С.27-34.

Каждая группа представила свой «Кластер», оформленный на ватмане; ответила на вопросы, задаваемые членами других групп. (Приложение 13)

Работая с текстами, группы сформулировали собственную систему выводов, дополнили имеющиеся выводы собственными заключениями.

V. Принятие решений педагогического совета

1. Принять к сведению информацию по изучению элементов введения стандартов второго поколения в основной школе.

2. Изучить материалы ФГОС второго поколения для основной школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Методическим объединениям учителей-предмет-ников способствовать изучению и накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.

4. Обеспечить условия для поэтапного перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО):

• своевременно направлять учителей на курсы повышения квалификации по вопросам перехода на ФГОС второго поколения;

• обеспечивать материально-техническую поддержку и создавать информационно-развивающую среду при переходе на ФГОС второго поколения (оснащение кабинетов, наличие соответствующих учебно-методических комплектов, программ).

5. Создать рабочую группу по введению ФГОС ООО в составе: заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, руководители ШМО.

6. Руководителям творческих групп педагогического совета (Грошовкиной Е. А., Гудиной Е. Ю., Смоляк Е. В., Булаевой С. А.) предоставить разработанные материалы по методике «Зеркало инновационных преобразований» и «Кластерный анализ текста» заместителям директора по УР и ВР.

VI. Рефлексия

Педагогам предлагается на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

• большой - для меня это важно и интересно...

• указательный - я получил конкретные рекомендации.

• средний - мне было трудно (не понравилось) ...

• безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

• мизинец - для меня было недостаточно.

Выводы:

Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причем непосредственно внедрять новые ФГОС придется всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, нам необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках всей школы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

5

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Приложение 1

Как составить наиболее эффективный пошаговый план решения профессиональных педагогических задач в условиях введения ФГОС?

Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большая часть россиян (51%) негативно относится к проекту нового образовательного стандарта. Почему это так? Можно предположить, что часть респондентов просто не представляют себе, чем реформа образования может помочь школе, для чего она нужна и как пройдет ее внедрение. Между тем, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения, которое понималось как передача системы готовых знаний, к обучению как умению эти знания самостоятельно добыть.

Иногда учителю не совсем понятно, что же плохого в передаче готового знания. Казалось бы, это проще, удобнее, надежнее -вот оно, «готовое к употреблению» - бери и пользуйся, зачем изобретать велосипед?

Но бывают ситуации (и в современной жизни они встречаются все чаще), когда то, чему научили, уже не действует - например, оно «устарело», или в жизни появилось что-то новое, чему не обучали вообще. Наиболее типичный пример необходимости самостоятельного получения нового знания - это освоение информационных технологий [3,5]. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, коренным образом преобразующей жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Даже в самой лучшей школе невозможно научить абсолютно всему, чтобы полученных знаний и опыта хватило на всю взрослую жизнь [1,2].

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, можно обобщенно назвать умением учиться [14,15]. Сегодня наиболее перспективным путем формирования этого умения признано формирование у школьников универсальных учебных действий, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Что входит в умение учиться? Можно назвать несколько ключевых компетенций, входящих в это понятие: способность к работе с информацией, ее пониманию, усвоению, обработке и оформлению, умение регулировать свою деятельность, владение логическими операциями и умение сотрудничать с окружающими людьми.

Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Целесообразно поэтому оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования

не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.

У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока?

Мы хотим предложить один из способов работы с инновационным преобразованием. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов: Т. В. Све-тенко, И. В. Галковской и Е. Н. Яковлевой [7,13].

Данная методика часто используется при работе над проектом [2,3]. Она позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате вашего мини-проекта.

Рассмотрим более подробно, как именно работать по методике «Зеркало инновационных преобразований в практике». Разберем по пунктам каждый этап.

1. Постановка проблемы

Здесь кратко формулируется сама суть проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос: «Что меня волнует?» Поскольку речь идет об инновациях, рассмотрим примеры из педагогической практики (хотя методика может применяться для решения любых, даже бытовых проблем).

Итак, нужно задать себе вопрос: «Что меня волнует в моей профессиональной деятельности?» Ответ: «Мои ученики не хотят учиться». Можно это сформулировать как «проблема низкой мотивации учащихся» [18,21,22], или подобрать другие формулировки, но сути они не меняют. Главное - чтобы проблема была обозначена четко, по возможности коротко и ясно.

2. Причины

Вспомогательным вопросом здесь будет: «Что является причинами существования этой проблемы?» Причины формулируются через «не» и «нет». Их может быть несколько.

Продолжая рассматривать наш пример с низкой мотивацией учащихся, сформулируем причины.

1. Проблема: Ученики не хотят учиться.

2. Причины:

• педагог не знает, как заинтересовать учеников;

• педагог не владеет необходимыми методиками;

• педагог не умеет обучать через проблемную ситуацию.

6

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

При формулировании причин рекомендуется оставлять только те причины, на которые сам участник проектной группы (или сама группа) могут повлиять в ограниченное время и с ограниченными ресурсами. Не имеет смысла формулировать те причины, на которые невозможно повлиять либо вообще (например, их разрешение находится не в нашей компетенции), либо -в период времени, предполагающий работу по проекту.

При работе с причинами важно не путать причину проблемы со следствием или вторичной причиной, вытекающей из первой.

Хотя большинство педагогов в качестве причины низкой мотивации учащихся указывают отсутствие интереса к своему предмету у детей, это нельзя назвать первопричиной. Это, скорее, следствие.

Как отличить причину от следствия и как узнать, что является первопричиной? Нужно задать вопрос «А что стоит за этим?», то есть, какая причина стоит за этой, и что стоит за следующей - и так до логического завершения цепочки причин и следствий. Поясним на примере.

Дети не хотят учиться - причина: детям не интересен предмет. В чем причина? Им скучно на уроке. Они пассивны на уроке. В чем причина того, что им скучно, и они не хотят ничего делать? Педагог не знает, как их заинтересовать и сделать активными. Почему педагог не знает? Он не обучен методикам, у него нет необходимых знаний.

3. Цель

Цель - это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель - это зеркальное отражение проблемы». Если проблема - это была ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель. Наша проблема была «Ученики не хотят учиться» - значит, нашей целью будет «Сделать так, чтобы ученики захотели учиться».

4. Задачи

Задачи «отражаются» от причин, другими словами задачи - зеркальное отображение причин. Сколько было причин - столько же должно быть поставлено задач, от каждой причины (ситуации-минус) отражается своя задача (ситуация-плюс).

Приведем пример. Причины:

A) . Педагог не знает, как заинтересовать учеников -задача: узнать, как заинтересовать учеников.

Б). Педагог не владеет необходимыми методиками - задача: овладеть методиками.

B) . Педагог не умеет обучать через проблемную ситуацию - задача: научиться работать в контексте проблемного обучения.

5. Мероприятия

Чтобы понять, какие нужно запланировать мероприятия, нужно задать себе вопрос: как решить поставленную задачу, какие нужны действия?

Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть вполне конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задачи. При этом необходимо ответить на вопрос: сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных задач?

Но придумать мероприятия - это не так сложно. Сложнее взять на себя ответственность за их исполнение, четко обозначить, что именно будет сделано и кем. Есть такое выражение: «с кого потом спросить?» Именно для этого в методике есть пометка «ответственные».

Приведем примеры.

1. Задача: узнать, как заинтересовать учеников.

Мероприятия, ответственные.

1.1. Узнать в Интернет, какие есть способы работы с мотивацией.

Поручить это Петровой Марии Ивановне, у нее есть доступ в Интернет и она хорошо умеет собирать информацию. Попросить у нее ссылки, тексты статей и все остальное, что она найдет, в конце месяца.

1.2. Посетить мотивационный тренинг или семинар.

Я сама хочу посетить этот тренинг, чтобы узнать

все из первых рук. Для этого мне нужно найти информацию о тренингах и семинарах по этой проблеме, узнать о стоимости и решить вопрос с оплатой. Информацию я найду на сайте нашего регионального центра повышения квалификации. Если там не ведутся такие семинары, то я воспользуюсь поисковой системой в Интернет и узнаю, где еще ведутся подобные курсы. Вопрос с оплатой я решу с нашим директором.

1.3. Посетить открытый урок в соседней школе по тому же предмету, который веду я.

Это я тоже сделаю сама. Я хочу сама увидеть, что такой же педагог, как я делает на уроке, чтобы заинтересовать учащихся в предмете. Для этого мне нужно поговорить с завучем и узнать, как это лучше сделать.

2. Задача: овладеть такими методиками работы с учащимися, чтобы им был интересен и нужен мой предмет.

Мероприятия, ответственные.

2.1. Подобрать и изучить литературу о методе проектов [6,8,9,10,11,12,13,16,17,19,20].

Давно слышала о методе проектов - надо узнать поподробнее. Есть много литературы, ее нужно изучить и составить свое мнение. Попрошу нашего библиотекаря подобрать для меня книги о методе проектов. Часть книг я прочитаю сама, другую часть дам приятельнице - педагогу, которую тоже волнует проблема интереса учеников к ее урокам. Потом обменяемся мнениями.

2.2. Узнать в нашем региональном центре повышения квалификации, есть ли курсы повышения квалификации по методу проектов. План тот же, что и с мотивационным тренингом. Плюс я могу пригласить с собой приятельницу, если она захочет.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

7

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

2.3. Узнать, кто из учителей применяет проектную методику на своих уроках. Это может быть и в нашей школе, и в соседней. Про нашу узнать просто: на перемене в учительской спросить, работал ли кто-то по этому методу и какие отзывы. Про соседнюю школу поговорить с завучем, когда буду узнавать про открытые уроки. Может, кто-то давно и успешно применяет этот метод, и я могла бы посмотреть какие-то материалы или посетить урок. Может быть, со мной поделятся готовыми проектами и расскажут, как их проводить.

3. Задача: научиться работать в контексте проблемного обучения, как это выделено в концептуальных положениях ФГОС.

Мероприятия, ответственные.

3.1. Прочитать статьи об обучении через проблемную ситуацию в журналах. Попросить нашего библиотекаря подобрать несколько журналов с небольшими статьями по этой проблеме. Короткие статьи читаются легко, поэтому на ближайшем педсовете я попрошу коллег взять по одному журналу и почитать дома. Обменяемся нашими мнениями в учительской по мере прочтения.

3.2. Узнать в нашем учебно-методическом центре, когда будет следующий вебинар по инновационному обучению в условиях введения ФГОС в начальной школе. Записаться на вебинар и задать вопрос там: кто может поделиться успешным опытом обучения через проблемную ситуацию. Записать координаты, контакты людей, чтобы, если нужно, списаться потом по электронной почте и получить материалы.

3.3. В школьном коллекторе взять несколько презентаций по проблемному обучению и посмотреть их дома в выходные. После того, как я составлю свое мнение об обучении через проблемную ситуацию, я решу, нужны ли мне курсы на эту тему. Может быть, после изучения литературы, вебинара, обсуждения с коллегами и просмотра презентаций, я сама смогу применять этот метод на уроках. Если возникнут затруднения, я буду искать курсы, чтобы обучиться этому методу.

Итак, мы разобрали достаточно подробно все мероприятия, которые планируются для решения задач из нашего примера. Пойдем дальше.

6. Ресурс

Ресурс - это то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. Ошибка, которую часто допускают педагоги, работая по методике «Зеркало» - перечисление ресурсов, которые были бы нужны для решения проблемы, но к которым нет доступа. К примеру, далеко не у всех есть доступ в Интернет. Часто бывает так, что если он есть, то только формально - например, сеть проведена в управление образования, оттуда можно при необходимости отправлять почту, но нельзя работать в поисковых системах и выходить на какие-либо сайты, и вообще вряд ли кто-то соберется туда поехать и там работать. В таком случае, указывать Интернет как ресурс нельзя, как нельзя и планировать какие-либо мероприятия, связанные с работой в сети.

Очень часто в качестве ресурса указывают деньги, которые нужно «попросить в бухгалтерии», но по факту таких прецедентов не было, например, в данном учреждении бухгалтерия еще ни разу не финансировала кому-то обучение на курсах. В таком случае, рассчитывать на то, что курсы оплатят, не стоит. Можно запланировать разговор с директором и бухгалтерией как запасное мероприятие, но писать «деньги из бухгалтерии» в ресурс не нужно.

Ресурсы бывают не только внешние, но и внутренние. Самый мощный ресурс часто забывают указать и забывают о том, что на него можно рассчитывать. Это - желание педагога заниматься данной проблемой, интерес к данному вопросу. Всегда необходимо помнить о желании как ресурсе, потому что если найти людей с желанием эту же проблему решить, вы получаете единомышленников и помощников, с которыми вы гораздо быстрее достигнете планируемого результата.

Время - тоже важный ресурс, о котором не стоит забывать. У кого из окружающих людей есть желание решать со мной эту проблему и время на то, чтобы этим заняться? Может, кто-то готов уделить время проведению одного из запланированных мною мероприятий и я могу поручить это ему? Связи - еще один ресурс. Деловые и неформальные контакты с людьми, которые могут помочь в решении моих задач, очень важны, поэтому их тоже нужно указать в данном пункте. Сюда же относится вся литература, бумажная и электронная, презентации, видеофильмы, дидактические материалы, учебные пособия, разработки уроков, журнальные статьи, книги. Ресурсами в нашем примере будут: Интернет (информация о способах работы с мотивацией, которую будет искать Мария Ивановна), возможность посетить открытый урок в соседней школе, литература о методе проектов, статьи об обучении через проблемную ситуацию, возможность посетить вебинар, презентации из школьного коллектора, свободное время в выходные дни, которое я могу выделить на просмотр материалов, наличие у меня заинтересованной подруги, которая тоже хочет решить проблему низкой мотивации учащихся.

Поскольку я не уверена, выделит ли директор финансы на обучение на курсах повышения квалификации, я не пишу это в ресурс, хотя запланировала себе как мероприятие разговор с директором по этому вопросу.

7. Продукт

Продуктом можно считать то, что я получу в результате решения моей проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос: что нового появится в моей профессиональной практике (или в моей жизни в целом), когда моя проблема решится? Продукт обычно формулируется с помощью существительного и отвечает на вопрос «кто?», «что?».

В нашем примере продуктом будет заинтересованный ученик (точнее, ученики). Помимо этого основного продукта в ходе работы мы получим несколько

8

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

дополнительных продуктов: обученного учителя, комплект методик, с которыми он сможет работать, дидактическое материалы и пособия, мультимедийные средства, которые он будет использовать на уроках. По сути, каждое запланированное мероприятие может быть отражено в некотором продукте: программа, сценарий, план, видеофильм и пр. Поэтому часто говорят, что данная методика позволяет быстро наполнить часть педагогического портфолио, причем представив результаты деятельности структурировано, в определенной системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но как узнать, хороший ли продукт мы получили? Вдруг это не такой продукт, на который мы рассчитывали? Для этого нужен следующий пункт: критерии эффективности.

8. Критерии эффективности

Чтобы заполнить этот пункт, нужно задать себе вопрос: «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю, что мой продукт - хороший, что он удовлетворяет меня?»

В нашем примере, где продуктом будет заинтересованный ученик, критериями эффективности можно назвать желание учеников учить мой предмет, о котором я узнаю с помощью следующих показателей (критериев):

1. Активность учащихся на уроке: слушают, задают вопросы, участвуют в диалоге, открыто смотрят в глаза, смело отвечают, строят гипотезы, участвуют в обсуждениях.

2. Выполнение домашних заданий: им нравится выполнять задания, подходят к этому творчески, неформально, предлагают свои варианты заданий, делятся затруднениями, с удовольствием рассказывают о том, что выполнили.

3. Отличные знания по моему предмету: ученики хорошо пишут контрольные, отвечают у доски, повысилась успеваемость, ученики участвуют в олимпиадах.

Здесь также важно подобрать комплект контрольно-измерительных материалов (далее КИМов) для диагностики результатов. В зависимости от решаемой проблемы критерии эффективности, в том числе и КИМы, необходимые для диагностики, будут варьироваться. Только оценив полученный результат, можно понять тот ли это результат, который был нужен, и не нуждается ли цель в корректировке.

И, наконец, мы подошли к последнему пункту: степень разработанности проблемы.

9. Степень разработанности проблемы

Заполнение этого пункта нужно для того, чтобы знать, на чей опыт можно опираться. И это не обязательно должен быть опыт ученых или целых научных школ. Это может быть просто коллега - педагог, или любой человек, который сталкивался с той же проблемой в жизни и ее решал. В нашем примере сюда можно вписать все выходные данные статей, книг и пособий, к которым педагог будет обращаться в процессе решения задач по введению ФГОС, а также опыт коллег.

Литература

1. Бадмаева Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет // Образование и наука. 2012. № 7. С.45-67.

2. Борисенков В. П. Что такое образование сегодня? // Образование и наука. 2011. № 7. С.3-12.

3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. 175 с.

5. Кирилова Н. Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации // Педагогика. 2005. № 5 С.13-21.

6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. М.: Академия, 2003. 272 с.

7. Светенко Т. В., Галковская И. В., Яковлева Е. Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений. Рабочая тетрадь. М.: НФПК, 000 «Миралл», 2005.

8. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С.76-80.

9. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1. С.3-14.

10. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1. С.103-112.

11. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.

12. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С.22-25.

13. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.2-10.

14. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 3. С.55-59.

15. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8; С.5-14.

16. Соколова И. А. Применение технологии поэтапного формирования умственных действий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С.35-40.

17. Сторожева Н. В. О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С.62-67.

18. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-68.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

9

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

19. Тангалычев Р.Х., Казакова И. Р. Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» (Проект инновационного развития) // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. С.18-22.

20. Тимченко Е. А. Проектный подход в практической деятельности учителяфизическоговоспитания//Инноваци-онные п°оектыи программы еобрагпраиос.200д. №4 С.65-67.

21. Ульянова Н. А. Важность профессиональной мотивации старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 2. С.52-53.

22. Фоменко С. Л. Процесс освоения педагогическим коллек-тинпмконцзпцри, содержрсзя а технологий компетент-ззстного подходав <^<5разовании // Образование и наука.

2012. аза.с.яс-ио.

Приложение 2

6. Ресурс: в период учебного года 8. Критерии эффективности: активность

7. Продукт: школьник, имеющий высокую мотива- на уроке, осознанность применения знаний цию к учебной деятельности

10

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ОТ ТЕОРИИ IB riPTUKTHKE РЕАЛ ИЗАЦИИ ФГОС

Приложение 3

1. Постановка проблемы: Незнание технологии составления и использования КИМов

2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

3. Цель: Овладеть технологией составления и использования КИМов

4. Задачи:

f---------------------\

Изучение требований по составлению КИМов

v_____________________/

К

Расширение представлений о технологии составления КИМов

Л

У

/ \

Обучение методике составления КИМов

'____________________>

5. Мероприятия, ответственные

Обучающий семинар «Современные требования к составлению КИМов» -зам по науке

Консультации -зав. кафедрами, ШМО

Самообразование

Семинар-практикум «Методика составления КИМов»

Курсы повышения квалификации

Обмен опытом

6. Ресурс: Опыт, библиотека, Интернет, ЦОР курсы повышения квалификации

7. Продукт:

1. Составленные КИМы

2. Банк ЦОРов для составления КИМов

8. Критерии эффективности:

1. Результаты внутренней экспертизы контрольных работ

2. Количество побед в межпредметных олимпиадах

3. Представление (презентация) опыта на уровне района. города и т. д.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

11

ОТТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАИИЗАЦИИ ФГОС

Приложение 4

1. Постановка проблемы: Отсутствие в образовательном процессе зИоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение зИоротья школьников

2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

3. Цель: Обеспечить школьнику возможность сохранения зИоротья за период обучения в школе

( л

Создание условий для ощущения у детей радости в процессе обучения

С \

Научить детей жить

в гармонии с собой и окружающим миром V__________________У

4.Задачи:

(---------------------\

Организация работы с эффектом сохранения и укрепления здоровья V_____________________

5. Мероприятия, ответственные

Внедрение педтехнологий: проблемного обучения, разных форм уроков, игровых ситуаций, чередования видов УД

Творческий характер дом. заданий, их вариативность, рациональное расписание уроков

Изучение психологопедагогической литературы

Пропаганда ЗОЖ: спортивные праздники, соревнования, экскурсии

Проведение тематической работы с родителями

Психологический климат, экологическое пространство, физминутки, подвижные перемены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитание общей культуры, культуры здоровья

Уроки ПДД, ОБЖ, час здоровья

Проведение диагностики состояния здоровья обучающихся (медики)

6. Ресурс: на протяжении учебного года.

7. Продукт: школьник, имеющий реальное здоровье, имеющий багаж ЗУН, необходимых для ведения ЗОЖ.

8. Критерии эффективности: Изменение состояния здоровья школьников (динамика здоровья), повышение мотивации к учебной деятельности.

12

/муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ОТТЕОРИИКПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИФГОС

Приложение 5

1. Ппсианпкка проблемы: Высокий уровень тревожности первоклассников

2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

3. Цель: Понизить уровень тревожности первоклассников

4. Задачи:

г л

Добиться адекватной оценки родителями ребенка

V У

( \ Добиться усвоения программы всеми учащимися

V________'_________J

( \ Учитывать индивидуальные особенности ребенка V____________________

5. Мероприятия, ответственные

Психологическая диагностика учащихся Применение на уроках наглядных и игровых форм обучения Диагностическая работа психолога

Проведение родительского собрания: «Адаптация первоклассников» Осуществление диф. подхода к учащимся на уроке Изучить психолого- физиологические особенности первоклассников

Психологические консультации для родителей Коррекционная работа по понижению тревожности психологом

6. Ресурс: личная заинтересованность роди- 8. Критерии эффективности: показатели диа-

телей. гностики улучшились повышение качества ЗУН.

7. Продукт: первоклассник с низким уровнем тревожности.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№6, 2014

13

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Приложение 6

Творческая группа МАОУ СОШ № 10 с. Покровское под руководством учителя технологии Гоошовкиной Елены Анатольевны

Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике

1. Постановка проблемы: Сниженный уровень мотивации к получению образования.

2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

3. Цель: повысить уровень мотивации к получению образования

5. Мероприятия, ответственные

Использование игр на Создание проблемных

развитии памяти, ситуаций

внимания, логического

Создание ситуации

Чередование видов успеха

деятельности

Участие в проектной и

Использование исследовательской

занимательного деятельности на

материала различных уровнях

Изучения педагогической литературы по проблеме

Взаимодействие учителя с психологом е

6. Ресурс: ИнтернеС. метадическая я психологическая литература, консультэиии сослошали-стами ИРРО.

7. Продукт:

1. Обучающийся с диагностируемым уровнем мотивации

2. Данные мониторинга

3. Система задасий для развития волевой и мыслительной сферы

8. Критерии эффективности:

1. Отсутствие неуспевающих

2. Личностный рост обучающихся

3. Рост добровольного взаимодействия семьи и школы

4. Повышение качества образования

14

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ОТ ТЕОРИИ КПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Приложение 7

Творческая группаМАОУ СОШ № 10 с. Покровское под руководктвомукителя химии, Паолооии Гудиной Елены Юрьевны

Методика«Реркалр ктнoпaцЕТнныЕПЕeoбpззoвaний» впЕлктике

1. Постановка проблемы: Отсутствие действующей системы школьного самоуправления.

2. Причины: (формулирияки с «не» и «нет»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

3. Цель: Организовать школьное самоуправление

5. Мероприятия, ответственные

Поисм педагога, готового к данной деятельности (администрация ОУ) ПрезтенУтация позитивного опыта др. ОУ Изучение опыта других ОУ

Денежное стимулирование педагога (администрация тУ) Обозначить престиж детей, состоящих в самоуправлении Свемб инары, консультации, вебинары

Создание ситуации творческого роста Обозначить для детей пути роста в данной деятельности

6. Ресурс: опыт, литература, интернет, кадры.

7. Продукт:

1. Проект развития школьного самоуправления.

2. Действующая система школьного самоуправления.

8. Критерии эффективности:

1. Активность учащихся при планировании, проведении мероприятий.

2. Появление новых форм мероприятий.

3. Повышение коэффициента удовлетворенности школьной жизнью у учащихся, родителей, учителей.

9. Степень разработанности проблемы: Проблема разработана на достаточном уровне, имеется много методической литературы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

15

ОТТЕОРИИКПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГСбС

Приложение 8

Творческая группа МАОУ СОШ № 10, с. Покровское под руководством угителя начальных классов Смоляи Егатерины Владимировны

Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике

1. Постановка иррЕлтеа: Отсутствие у обучающихся навыка работы с информацией

2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

3. Цель: Привить обучающимся умение работать с информацией 4.Задачи:

5. Мероприятия, ответственные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жужжащее чтение, «пятиминутки» чтения на уроке

(учителя-предметники)

Мероприятия в классах: «Папа, мама, я - читающая семья»; «Литературный тайник»; «Моя книжная полка» и др.

(библиотекарь, классные руководители)

Работа с алгоритмами (учителя-предметники)

Быстрый поиск ответов на поставленные вопросы

(учителя-предметники)

Домашние задания, направленные на поиск дополнительной информации (учителя-предметники

Тематические конкурсы, викторины (библиотекарь, педагог-организатор, классные руководители, учителя-предметники)

Применение игровых технологий

(учителя-предметники)

Интегрированные уроки (учителя-предметники)

6. Ресурс: педагогические кадры, библиотека. Интернет, опыт других педагогов.

7. Продукт:

1. Обучающийся. умеющий работать с различными источниками инсЬоомаиии.

2. Банк алгоритмов. приемов работы с текстами.

3. Банк литературных сценариев. конкурсов. викторин.

8. Критерии эффективности:

X. Высокие результаты техники чтения.

2. Умение выделять главное. делать выводы.

3. Повышение активности обучающихся на уроке.

4. Расширение кругозора детей.

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Приложение 9

Творческая группа МАОУ СОШ № 10, с. Покровское под руководством учителя информатики и ИКТ Булаевой Светланы Анатольевны

Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике

1. Постановка проблемы: Отсутствие преемственности между начальной и основной школой по реализации стандартов второго поколения

2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

3. Цель: Обеспечить преемственность между начальной и основной школой по _реализации стандартов второго поколения

4. Задачи:

Создать единую методическую базу

ч____________________/

Г

Л

Выработать единые требования по

основным предметам

» у

С У

Создать тесную взаимосвязь

между методическими

объединениями начальной

и основной школы

5. Мероприятия, ответственные

Изучение стандартов второго поколения основного общего образования (зам. директора по УР, руководители ШМО)

Изучение учебнометодической литературы по ФГОС

(зам. директора по УР)

Самообразование

Работа по единым алгоритмам при подготовке

(учителя-предметники)

Проведение точечных контрольных работ для выработки единых требований (руководители ШМО, учителя-предметники)

Проведение совместных заседаний ШМО (зам. директора по УР, руководители ШМО)

Взаимопосещение

уроков

(учителя-предметники)

Проведение совместных мероприятий в рамках предметных недель (руководители ШМО, учителя-предметники)

6. Ресурс: педагогические кадры, стандарты второго поколения, Интернет.опытдругихшкол.

7. Продукт:

1. Плавный переход на стандарты ООО.

2. Единая методическая база.

8. Критерии эффективности:

1. Повышение уровня качества обученности

2. Улучшение работы школьных методических объединений

3. Качественные совместные мероприятия

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

17

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Приложение 10

Защита проектов по методике «Зеркало инновационных преобразований»

Группа № 1 Группа № 2

Группа № 3

Группа № 4

Приложение 11

Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление - необ-

ходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути -некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем сегодня обсуждать на педагогическом совете.

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов Осмысление содержания Рефлексия

- Мотивационная - Информационная - Коммуникационная

(побуждение к работе с новой информа- (получение новой информации по теме) (обмен мнениями о новой информации)

цией, пробуждение интереса к теме) - Систематизационная - Информационная

- Информационная (классификация полученной информа- (приобретение нового знания)

(вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) - Коммуникативная (бесконфликтный обмен мнениями) ции по категориям знания) - Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) - Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Конструктор урока

Прием стадия 1 2 3 4 5 6 7 8

Начало урока (вызов) «кластер» «загадка» Учебно- мозговой штурм Отсроченная догадка Фанта- стическая добавка Театрали- зация Да - нетка Интеллек- туальная разминка (опрос)

Объяснение нового материала Зигзаг - 2 инсерт экспертиза МФО (метод фокальных объектов) Дерево предсказа- ний Круги по воде Чтение с остановками экспертиза

Закрепле- ние загадка Учебно- мозговой штурм Метод контрольных вопросов экспертиза МФО инсерт Оживи картину Бином фантазии

Повторение кластер загадка Бином фантазии Оживи картину театрализа- ция Ролевая игра МФО Круги по воде

Рефлексия (конец урока) кластер Зигзаг - 2 Интеллек- туальная разминка Синквейн экспертиза Ролевой проект Исследо- вательский проект Бином фантазии

Домашнее задание загадка кластер Оживи картину инсерт Круги по воде Бином фантазии

Основные методические приемы развития критического мышления

Прием «Кластер»

Рассмотрим несколько приемов графической организации текста. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее популярным из современных методов является кластер. Кластер (от англ.-cluster - гроздь) -это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать заранее определенному плану.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

19

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог в классе может организовать вашу индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Ключевые понятия

Прежде всего, каждый текст опирается на группу понятий. Термин «ключевое» введен для объяснения особой роли названного понятия по отношению к тексту, это понятие раскрывает смысл текста. Именно поэтому ключевые понятия должны быть выделены в отдельную группу единиц информации, работе с ключевыми понятиями посвящены и специальные задания, направленные на создание собственных детских «справочников». Ключевых понятий не может быть много, глава пособия (как и урок) не должна содержать больше ключевых понятий, чем способен одновременно воспринять человек (5-9 единиц). Мы часто будем встречаться с ситуациями, когда то или иное понятие, не отнесенное авторами учебных пособий к ключевым, может вызвать неоднозначное толкование в аудитории. Что делать в данном случае классу? Ответ на данный вопрос определяется только наличием или отсутствием временного ресурса. Спор «по понятиям» считается в современной школьной практике одним из самых непродуктивных. В таких ситуациях имеет смысл обратиться к словарю, принять за основу ту

трактовку понятия, которую предлагает один из учеников, заменить «неудобное слово» на другое, вызывающее большую согласованность, ввести собственную версию. Заметим, все эти действия не могут иметь отношения к ключевым понятиям, специально оговоренными авторами учебных пособий.

Какая работа с ключевыми понятиями может быть предложена в классе?

До прочтения текста учебного пособия целесообразно иметь перечень ключевых понятий главы книги (пособия) на основе которых вы можете составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.

Можно предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать, какая из трактовок ближе содержанию главы.

Полезным представляется задание увязывания понятий в единый кластер, то есть схему взаимосвязи.

Любая глава в учебных пособиях начинается с постановки цели и завершается формулировкой выводов. Выводы, в данном случае, несут в себе несколько «нагрузок». Они служат организации текста, автор проверяет сам себя - удалось ли решить все поставленные задачи. Они помогают читателю еще раз зафиксировать в сознании содержание прочитанного. Выводы легко могут выполнить роль тезисного изложения текста.

Литература

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. 175 с.

2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. М.: Академия, 2003. 272 с.

3. Кирилова Н. Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. 2005. № 5. С.13-21.

Приложение 12

Работа в группах по методике «Кластерный анализ текста»

1 группа 2 группа

20

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

3 группа 4 группа

Приложение 13

Результаты «кластерного анализа текстов»творческихгрупп

КолпаковаЛ. Е.Ыедагыгхпеытиеусковиясыпкотос!ения детнП к офонтиоппы1л и ыызмтжныстямнсдоровья // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1.2012. С.77-79.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

21

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СиденкоЕ.А. Профилатшкаакзаменацинаногострессаустарших подр<^<^т^ков // Мунальное образование: иннов ациииэксп еримент. № 1.2013. С.29-32.

Бакурадзе А. Б. Сопротивление организационным изменениям: оценка и средства преодоления // Инновационные проектыи программы в образовании. № 2. 2013. С.29-34.

Сопротивление работников арганизашонным изменениям:

Оценка уровня сопротивления

22

Муниципальноеобразование: иннанациииэксеерлмент №6, 2014

^^^^^^^^^^^Т^ГЕОРИИКПРЛКТИКЕРЕЛЛИЗАЦИИфГОС^^^^^^^^^

Литвинова В. И. Реализации стандартов второго поколения в гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5. 2013. С.18-20.

Воровщиков С. Г Возможные перспективы развития отечественной системы повышения квалификации работниковобразования//Эксперименти инновации в школе. 2014. № 1. С.24-35.

Конференции, семинары, педагогические выставки по изучению передового

Специальные п особия и журналы, сберники и другая специализированная литература

Ассамбленная учеба: решается общая проблема - значимая для всех участников образовательного процесса

Методцентры. методслужбы; краткосрочные курсы, курсы -конференции, заочные курсы и т.п.

Психолого-педагогическая интернатура

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Сгажировочные площадки для студентов

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

23

ОТ ТЕОАИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ МвГОС

НовожиповаМ.М.Меяапредметтыйэрективпыйкотвзкомппнзнтвмутрьшкольной № ьтемыформирования культуры исследовательской деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 1. С.2-5.

Пивоваров А. А. «Перезагрузка» профессионального мышления и поведения педагогов в условиях инноваци-онногоразвития образовательнойорганизации//Эксперимент и инновациив школе.2014. № 1.С.36-39.

Образ «Перезагрузка» Модель

профессионала профессиональной деятельности специалиста

Пр еобра зу ет и меющи еся условия в средства собственного саморазвития

Учитель новой фармации Уч ит ел ь~п ед azo г-чело век

Требует условия для запланированного результата

Умения работать в информационно насыщенной среде, перерабатывать информацию, наращивать знания

Умение общаться взаимодействовать с другими людьми, строить коммуникации, предвидеть изменения в профессии и быть готовым к ним

Умение применять полученные знания

с ♦> Адаптация в новых Принятие приоритета коммуникативного подхода *> Воспитание внутренней

социальных условиях в развитии профессиональной культуры учителя свободы и независимости

лает возможность для решения задач: : : : 1

*> Владеть современными технологиями педагогической коммуникации

изменение своей позиции в социуме, разЕнвать опосредственное мышление и рефлексивные умения

24

Муниципалы оеобразование:инновациии эксперимент №6, 2014

ОТТЕО РИИ1ТП РАКОИКЕРЕАЛИЗАЦИИФГОС

Демидова Е. В. Система работы классного руководителя с родителями учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С.27-34.

методический центр ГБОУ ДО (повышения квалификации)

г. Москва

E-mail: ramazanova_t_n@mail.ru

J ^

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК

ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Л___________________________________________г

Аннотация: Разработка основ управления качеством деятельности педагога с одарёнными детьми базируется на психолого-педагогическом анализе концептуальных подходов, также включает в себя выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет основные подходы для решения данной проблемы. Автор статьи анализирует определённые условия деятельности педагога, определяет основные цели процесса формирования компетенций педагога в контексте обеспечения социально-педагогической поддержки одарённых детей. В статье рассматриваются определённые условия формирования социально-педагогических условий в общеобразовательном учреждении, выстраивается система, направленная на повышение качества деятельности педагога через конкретные формы работы. Создание комфортных социально-педагогических условий рассматривается как обеспечение эффективной социально-педагогической поддержки одарённых детей и детей с высокой мотивацией, в свою очередь, эффективная социально-педагогическая поддержка способствуют формированию компетенций одарённого ребёнка.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, социально-педагогические условия, одарённость, компетенция, инновационная деятельность, управление качеством, дистанционное обучение.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.