Научная статья на тему 'Мониторинговая модель управления физическим воспитанием студентов с использованием компьютерных технологий'

Мониторинговая модель управления физическим воспитанием студентов с использованием компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MONITORING / PHYSICAL EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Эдуард Михайлович, Березин Николай Сергеевич

Рассмотрены подходы к созданию мониторинговой модели управления физическим воспитанием и разработке содержательных аспектов мониторинга физической подготовленности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Эдуард Михайлович, Березин Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING MANAGEMENT MODEL PHYSICAL EDUCATION STUDENTS USING COMPUTER TECHNOLOGY

The approaches to the creation of the monitoring management model of physical education and the development of meaningful aspects of monitoring ofphysical fitness of the student.

Текст научной работы на тему «Мониторинговая модель управления физическим воспитанием студентов с использованием компьютерных технологий»

УДК 796.01

МОНИТОРИНГОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ

ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Э.М. Попов, Н.С. Березин

Рассмотрены подходы к созданию мониторинговой модели управления физическим воспитанием и разработке содержательных аспектов мониторинга физической подготовленности студента.

Ключевые слова: мониторинг, физическое воспитание, информационные технологии

На современном этапе особое значение приобретает системный подход к организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов с учетом уровня развития их основных адаптационных характеристик, в том числе и физических кондиций, а также адаптации современных информационных технологий к условиям вуза с коррекцией организационно-методических подходов в разработке структуры мониторинга [1].

Большое количество работ по проблеме мониторинга в вузах чаще всего основано на использовании традиционных методов контроля за уровнем развития отдельных двигательных качеств. Это позволяет получить только общее представление о состоянии совокупности свойств и качеств организма. Для углубленного изучения и объективной оценки физических кондиций необходим системный подход в организации мониторинга с последующим созданием информационного фонда экспериментальных данных на основе использования современных компьютерных технологий [3].

Создание мониторинговой модели управления физическим воспитанием, разработка содержательных аспектов мониторинга состояния физической подготовленности должны позволить реально оценить эффективность организации физического воспитания в вузе и стать основой разработки современных подходов к его совершенствованию. Для этого необходимо, чтобы мониторинг не только сводился к тестированию кондиционных физических качеств, но и имел педагогическое, психологическое и социологическое сопровождение [2].

На кафедре физического воспитания и спорта Тульского государственного университета (ТулГУ) начальный этап разработки программного обеспечения мониторинговых исследований базировался на основе использования принципа трехуровневого преобразования получаемой информации, обеспечивающего объективность и наглядность выдачи результатов обследования.

Первый уровень включал обозначение всех рассчитываемых интегральных показателей, отражающих содержание измеряемого качества или свойства в достаточной форме.

На втором уровне осуществлялось приведение разномодальных (разные признаки) и разномерных (в разных единицах измерения) величин оценки реакций к единой шкале оценок результатов комплексного тестирования.

Третий уровень предполагал расчет интегральных показателей с переводом их в единую шкалу оценок уровней развития измеряемых качеств и свойств.

Трехуровневый принцип преобразования лег в основу разработки программного продукта «Профиль». Данная программа позволяла решать следующие задачи:

1. Формирование базы данных о текущем функциональном состоянии организма человека.

2. Хранение и выдача по запросу справочной информации о функциональном состоянии организма обследованных студентов.

3. Расчет и построение текущего графика по отдельному обследованию.

4. Статистическая обработка результатов комплексного тестирования обследуемых контингентов с выдачей визуальных графиков: минимум, максимум, среднее значение, среднеквадратическое отклонение и дисперсия.

5. Выдача печатных форм результатов тестирования.

В дальнейшем была разработана программа «Система мониторинга физической подготовленности студентов». Данное программное обеспечение позволяло работать с первичной информацией мониторинга физической подготовленности студентов и осуществлять статистическую обработку данных.

На современном этапе информационное обеспечение мониторинговых исследований должно соответствовать следующим требованиям:

1. Создавать, организовывать и управлять данными, хранящимися в базах данных.

2. Осуществлять просмотр данных в различных формах: табличная, ленточная, в столбец, диаграмма.

3. Выполнять фильтрацию строк и столбцов с данными с целью отображения только тех данных, которые удовлетворяют определенным условиям.

4. Сортировать данные по любому значению.

5. Автоматически вычислять итоговые суммы, средние величины и выполнять другие математические и статистические действия.

6. Оценивать индивидуальный уровень отдельных физических кондиций.

7. Формировать практические рекомендации для самостоятельного физического совершенствования.

8. Создавать отчеты и распечатывать их.

Опираясь на базовые положения в организации контроля, учета и обработки результатов мониторинга физических кондиций студентов, в ТулГУ разработали компьютерную программу, предназначенную для хранения и обработки данных о результатах тестирования физических кондиций студентов. В настоящий момент доступны шесть типов тестов, которые проводятся в ходе учебного процесса студентов первых и вторых курсов.

Главным окном программы является панель, отображаемая в верхней части экрана, которая состоит из строки меню и кнопок быстрого доступа. Кнопки быстрого доступа дублируют часто используемые пункты меню. Используя пункты меню или кнопки главного окна, пользователь вызывает другие функциональные окна. При закрытии главного окна происходит выход из программы.

При общем просмотре данных используется окно, содержащее записи о студентах и пройденных ими контрольных тестах. После

двойного щелчка указателя мышки на фамилии студента выводятся результаты его тестов. Для добавления данных о студенте используется меню «Новый студент». В меню вносятся личные данные студента. Обязательными пунктами для заполнения являются поля, выделенные синим цветом. В случае введения фамилий нескольких студентов из одной учебной группы запоминается номер этой группы посредством постановки отметки возле пункта «Такая же группа, как у предыдущего студента».

В режиме правки пользователь может не только просматривать данные о студентах и тестах, но и вносить изменения в эти данные, удалять их из базы данных. После внесения изменений в данные о студентах или результатах тестирования следует подтвердить эти изменения нажатием кнопки ОК, или отказаться от них нажатием кнопки Отмена.

После выбора системы тестирования в нижней части бланка данных о студенте появляется бланк с данными о результатах тестирования.

Для выполнения отбора выводимых данных используется окно «Отбор». Окно показывает все записи о тестах учебного процесса в виде одной таблицы.

Сортировка данных представляется в виде таблиц. При сортировке по нескольким столбцам большое значение имеет порядок, в котором выбраны столбцы с данными для сортировки. Данные сортируются по содержимому первого выбранного столбца, значения других выбранных столбцов учитываются, только если данные предыдущих столбцов одинаковы.

Панель итогов позволяет производить несколько математических операций над отображаемыми в таблице данными.

Каждому студенту может быть выдан печатный отчет с результатами тестирования и индивидуальными рекомендациями по развитию физических качеств.

Использование компьютерной программы для мониторинга и коррекции физической кондиций студентов показало, что в работе она значительно проще всех подобных компьютерных программ, созданных с помощью других систем управления базами данных, и при имеющихся навыках работы в других компьютерных программах очень легко осваивается и не требует специальных знаний по программированию.

Список литературы

1. Востриков В.А. Биокибернетические аспекты обучения в физической культуре как основы мониторинга подготовленности занимающихся: мониторинг физического развития, физической

подготовленности различных возрастных групп населения // Мат. всерос. науч.-практ. конф. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. С. 39.

2. Герасименко Н.Ф. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России // Мат. всерос. форума по политике в обл. обществ. здоровья. М., 1999. С. 7.

3. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике / В.П. Губа и [др.]. М.: СпортАкадемПресс, 2002. С. 256.

Попов Эдуард Михайлович, доцент, доцент, fksit@mail.ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет,

Березин Николай Сергеевич, доцент, fksit@mail.ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

MONITORING MANAGEMENT MODEL PHYSICAL EDUCATION STUDENTS USING

COMPUTER TECHNOLOGY

E.М. Popov, N.S. Berezin

The approaches to the creation of the monitoring management model of physical education and the development of meaningful aspects of monitoring ofphysical fitness of the student.

Keywords: monitoring, physical education, information technology.

Popov Eduard Mikhailovich, professor, associate professor, Russia, Tula, Tula state university,

Berezin Nikolay Sergeevich, associate Professor, Russia, Tula, Tula state university

Получено 12.02.2013 г.

УДК 796.011.2

ПРОБЛЕМА ТЕЛЕСНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ю.И. Родин

Предпринята попытка психофизиологического обоснования физического воспитания как практической аксиологии человеческого тела. Показана необходимость осознания человеком телесных ощущений в процессе построения двигательного действия.

Ключевые слова: телесность, живое движение, двигательные действия, физическое воспитание.

Вне сомнения тело человека относится к ценностям физической культуры. Однако, за исключением отдельных попыток исследователей (Быховская И.М., Лубышева Л.И., Столяров В.И. и др.) осмыслить физическую культуру как практическую аксиологию человеческого тела,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.