Научная статья на тему 'Контроль физического состояния детей школьного возраста с использованием автоматизированных систем'

Контроль физического состояния детей школьного возраста с использованием автоматизированных систем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
654
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / МОНіТОРИНГ / ЗДОРОВ'Я / ФіЗИЧНИЙ СТАН / КОМП'ЮТЕРНА ПРОГРАМА / MONITORING / HEALTH / PHYSICAL STATE / COMPUTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончарова Н. Н., Потребенко Е. В.

Исследование посвящено проблеме использования автоматизированных систем контроля физического состояния. Авторы представляют разработанную компьютерную программу «Monitoring». Программа позволит осуществлять мониторинг физического состояния школьников и обеспечить адекватное применение средств физического воспитания. В процессе физического воспитания не учитываются возможности современных технологий контроля физического состояния. Это усложняет применение адекватных мер по повышению его уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control of physical state of children with using of the computerize-monitoring system

The paper is dedicated to the problem of the use computerized monitoring system of a physical state. Authors represent the developed computer program Monitoring. The program will allow to carry out monitoring of a physical state of schoolboys and to provide adequate application of agents of physical training. During physical training opportunities of state-of-the-art technologies of the control of a physical state are not taken into account. It complicates application of adequate measures on rising his level.

Текст научной работы на тему «Контроль физического состояния детей школьного возраста с использованием автоматизированных систем»

Література

1. Брискин Ю.А. Социально-психологическая реабилитация инвалидов // Приоритеты интеллектуальной элиты в развитии мировой цивилизации: Материалы Междунар. науч-теорет. конф. / Междунар Гуманитар.-экон. ин-т; Редкол.

А.Н.Алпеев и др. — Минск: Веды, 2002. — С.261-264.

2. Гуманистические аспекты использования физической культуры и спорта в реабилитации детей — инвалидов / О.Л. Луковская, С.Н. Афанасьев, А.М. Соловей, Е.В. Бондаренко, А.Я. Пикуш // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту. — 2005. — N 10. — С. 159-161.

3. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.

4. Засоби адаптивної фізичної культури у соціальній адаптації та інтеграції людей з обмеженими можливостями /

О.А. Томенко // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту. — 2003. №2. - С. 12-20.

5. Бойко Г.М. Психологічне здоров’я як фактор успішної особистісної та професійної самореалізації спортсменів-інвалідів //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту //зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. — Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. — №5. — С.196-200.

6. Мілова Юлія, Римар Ольга. Специфіка розвитку фізичної культури і спорту інвалідів в різних регіонах України // зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. — Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. — №3. — С.63-67.

Надійшла до редакції 01.11.2007р.

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Гончарова Н.Н., Потребенко Е. В. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля

Аннотация. Исследование посвящено проблеме использования автоматизированных систем контроля физического состояния. Авторы представляют разработанную компьютерную программу «Monitoring». Программа позволит осуществлять мониторинг физического состояния школьников и обеспечить адекватное применение средств физического воспитания. В процессе физического воспитания не учитываются возможности современных технологий контроля физического состояния. Это усложняет применение адекватных мер по повышению его уровня.

Ключевые слова: мониторинг, здоровье, физическое состояние, компьютерная программа.

Анотація. Гончарова Н.М., Потребенко Є.В. Контроль фізичного стану дітей шкільного віку з використанням автоматизованих систем. Дослідження присвячене проблемі використання автоматизованих систем контролю фізичного стану. Автори пропонують розроблену комп’ютерну програму «Monitoring». Програма дозволить здійснювати моніторинг фізичного стану школярів і забезпечити адекватне застосування засобів фізичного виховання. У процесі фізичного виховання не враховуються можливості сучасних технологій контролю фізичного стану. Це ускладнює застосування адекватних заходів щодо підвищення його рівня.

Ключові слова: моніторинг, здоров’я, фізичний стан, комп’ютерна програма.

Annotation. Goncharova N., Potrebenko E. Control of physical state of children with using of the computerize-monitoring system. The paper is dedicated to the problem of the use computerized monitoring system of a physical state. Authors represent the developed computer program “Monitoring”. The program will allow

to carry out monitoring of a physical state of schoolboys and to provide adequate application of agents of physical training. During physical training opportunities of state-of-the-art technologies of the control of a physical state are not taken into account. It complicates application of adequate measures on rising his level. Kay words: monitoring, health, physical state, computer program.

Введение.

На современном этапе развития общества жизнь и здоровье людей становятся наивысшими ценностями. Для обеспечения высокого уровня здоровья необходимо полное представление о закономерностях формирования здоровья и знание факторов влияющих на его уровень.

Система управления процессом физического воспитания, включает в себя ряд системообразующих звеньев, без которых управляемость или достижение запланированной цели не представляется возможным [5], а управление процессом физического воспитания возможно только при наличии достаточного объема информации о состоянии объекта.

Важность проблемы здоровья обуславливает необходимость определения уровня физического состояния детей школьного возраста, осуществление его диагностики и в соответствии с этим адекватное применение средств физического воспитания.

Известно, что уровень физического состояния человека определяется комплексом соматометрических, соматосюпических, физиометрических показателей физической работоспособностью, состоянием функциональных систем и уровнем физической подготовленности. Изучению физического состояния детей школьного возраста и измерению его уровня посвящено достаточное количество источников педагогической и медикобиологической литературы [2,4,7].

Определение уровня физической подготовленности детей школьного возраста производят по ряду показателей предусмотренных учебной программой по ФК. Для оценки состояния здоровья необходима оценка таких его составляющих, как физическое развитие человека, функциональное состояние ведущих систем его организма, уровень заболеваемости и др. Значительный объем информации, возникающий при проведении такого рода исследований, требует привлечения информационных систем и технологий.

Несмотря на достаточное количество публикаций по вопросам оценивания физического состояния школьников [8], в том числе и поддержания его стабильности, не все вопросы в этой сфере нашли свое решение. Это относится, в частности, и к вопросам создание комплексной системы контроля динамики изменения физического состояния.

Таким образом, в настоящее время на Украине возникает острая необходимость создания современной информационной системы контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения на основе использования автоматизированных информационных систем.

Исследование проведено согласно сводному плану НИР Государственного комитета Украины по

физической культуре и спорту в рамках темы 3.2.11.5п «Автоматизированные системы контроля физического состояния детей школьного возраста» № госре-гистрации 01064010790, индекс УДК 796-053.2:613.71.

Формулирование целей работы.

Цель исследования - разработать автоматизированную мониторинговую систему диагностики физического состояния.

Задачи исследования: провести анализ данных специальной литературы по данной проблеме; разработать и обосновать программу диагностики физического состояния детей школьного возраста.

Результаты исследования.

Для обеспечения контроля за физическим состоянием школьников была разработана информационно- диагностическая программа «Monitoring».

Программа написана на языке C#, используется база данных SQLite.

Системные требования: Microsoft .NET Framework 2.0, операционная система Windows 2000/ XP/Vista, процессор 500 МГг, оперативная память 192 Мб, место на жестком диске 4 Мб, клавиатура, мышь.

Программа состоит из четырех блоков: информационный, диагностический, тренировочные программы и самоконтроль ребенка.

Диагностическая часть программы представлена блоком «Диагностика», который используется с целью всесторонней оценки физического состояния организма детей и получение оперативной информации о состоянии и динамике данного показателя.

Изучение физического состояния школьников, включающее оценку уровня физической подготовленности, состояния здоровья и других характеристик, базируется на тестировании, поэтому содержание данного блока было определено на основе существующих в литературе положений о критериях оценки физического состояния детей [1,3,4,6].

Диагностический блок включает на два модуля: контроль и самоконтроль ребенка.

Программа предназначена для расчета уровня физического здоровья, печати результатов тестирования.

Входящие параметры блока «Диагностика» предлагают пользователю ввод следующих данных: фамилия, имя, отчество, возраст, дата рождения, класс в котором обучается ребенок, медицинский диагноз, состояние опорно-двигательного аппарата и количество дней болезни по месяцам. Показатели физического развития (длина, масса тела, обхватные размеры, толщина кожно-жировых складок),

Гибкость, координация, выносливость мышц спнны и живота

Рис. 1. Структура блока «Диагностика».

Рис.2. Рабочее окно блока «Диагностика».

функциональных возможностей организма (ЖЕЛ, артериальное давление, функциональные пробы Ру-фье, Генче, Штанге), физической подготовленности.

База данных, которая сформирована из материалов тестирования, характеризуется сложной структурой:

■ физическое развитие

■ показатели деятельности основных систем организма

■ состояние опорно-двигательного аппарата

■ двигательные способности

■ уровень заболеваемости

■ обобщающий показатель - уровень соматического здоровья по методике Г. Л. Апанасенко.

На основании полученных данных программа проводит:

■ расчет индекса Руфье, силового, жизненного индекс, индекс Робинсона, определяет соответствие массы длине тела;

■ на основании полученных расчетов индексов определение уровня физического состояния;

■ просмотр и печать вводимых данных.

В программе предусмотрен ряд сервисных функций:

■ создание учетной записи пункт меню «Обследуемый», подменю «Добавить»;

■ просмотр и редактирование существующих учетных записей меню «Обследуемый», подменю «Редактировать», удаление - «Удалить»;

■ предварительный просмотр и печать информации содержащейся в учетной записи - меню «Программа», подменю «Предварительный просмотр» и «Печать»;

■ выход из программы - меню «Программа» подменю «Выход».

Для того чтобы создать учетную запись «Добавить» или редактировать «Редактировать» существующую запись необходимо ее открыть и последовательно вводить необходимую информацию в окна,

введенную информацию сохраняется нажатием кнопки «Сохранить». Затем программа автоматически производит все необходимые расчеты. Для просмотра и печати данных учетной записи необходимо используя меню «Программа» - подменю «Предварительный просмотр» открыть существующие данные. Окно содержит меню включающее функции: управление режимом просмотра, переход на предыдущую или последующую страницу, печать отчета.

Выводы.

Анализ литературы по вопросу контроля физического состояния в процессе физического воспитания младших школьников показал, что в процессе физического воспитания не учитываются возможности современных технологий контроля физического состояния, что усложняет применение адекватных мер по повышению его уровня. Разработанная компьютерная программа «Monitoring» позволит осуществлять мониторинг физического состояния школьников и обеспечить в соответствии с этим адекватное применение средств физического воспитания.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в проверке эффективности разработанной компьютерной программы.

Литература

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. - К.: Здоров’я, 199В. - 24В с.

2. Вовк В.М. Автоматизированные информационно-диагностические системы контроля физического состояния учащейся молодежи // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. Зб. наук. пр. під ред. Єрмакова С.С - Харків: ХДАДМ(ХХПІ), - №9. - с. В2-В9.

3. Добринський В. Оцінка фізичного здоров’я підлітків// Педагогіка, психологія та медико біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків, 1999 - №9 - С.7-12.

4. Дубогай О. Фізкультура як складова здоров’я та успішності навчання дитини. -К.: «Шкільний світ», 2006.- 12В с.

5. Круцевич Т.Ю. Управление физическим состоянием подростков в системе физического воспитания: Дис ... докт. наук по физ. восп. и спорту. - К., 2000. - 510 с.

6. Круцевич Т.Ю., Воробьев М.И. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей.- К., 2005.- 196 с.

7. Сергієнко Л.П. Комплексне тестування рухових здібностей людини. - Миколаїв: УДМТУ,2001. -360 с.

В. Усачів Ю. Науково-практичне застосування проблемного моніторингу у сфері оздоровчого фітнесу // Теорія і методика фізичного виховання і спорту - 2007.-№1. - С.91-93.

Поступила в редакцию 01.11.2007г.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ СОХРАНЕНИЯ

И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Деминская Л. А.

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. Основой процесса формирования и сохранения здоровья человека является здоровый образ жизни, а также оптимальная двигательная активность, которая обеспечивается занятиями оздоровительной физической культурой. Разнообразие оздоровительной физической культуры позволяет не только сохранить, но и восстановить здоровье людей, перенесших серьезные заболевания.

Ключевые слова: здоровье, активность, движения, занятия, профилактика, восстановление.

Анотація. Демінська Л.О. Оздоровча фізична культура у процесі збереження і відновлення здоров’я сучасної людини. Основою процесу формування і збереження здоров’я людини є здоровий спосіб життя, а також оптимальна рухова активність, яка забезпечується заняттями оздоровчою фізичною культурою. Різноманітність оздоровчої фізичної культури дозволяє не тільки зберегти, але і відновити здоров’я людей, що перенесли серйозні захворювання.

Ключові слова: здоров’я, активність, рухи, заняття, профілактика, відновлення.

Annotation. Deminskaya L. Health physical culture in the process of saving and renewal of health modern man. The healthy way of life is the basis of process of forming and saving of health of man, and also optimum motive activity which is provided by employments by a health physical culture. The variety of health physical culture allows not only to save, but also recover the health of people carrying the serious diseases. Keywords: health, activity, motions, employments,

prophylaxis, renewal.

Введение.

Здоровье как социально-биологическая основа жизни нации есть, в конечном счете, результат политики государства, создающего у своих граждан духовную потребность относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, а к его сохранению - как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению здорового рода, как к задаче энергетического обеспечения созидательного труда, гарантии совершенного генофонда, основе развития творчества и духовности [3; 23].

Здоровье современного человека находится в центре внимания ученых различных областей, которые определяют следующее его содержание:

■ отсутствие болезней;

■ нормальная функция организма на всех уровнях его организации;

■ способность к полноценному выполнению основных социальных функций;

■ полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма;

■ динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды;

■ способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде [5; 32].

Формирование, сохранение и восстановление здоровья современного человека, возможно при ведении им здорового образа жизни.

Одним из определений здорового образа жизни является следующее: «Здоровый образ жизни -гармоничное сочетание различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической. Здоровый образ жизни должен гармонизировать физиологический, психологический и социальный уровни жизни человека [5;41].

В несколько другом аспекте представлено содержание здорового образа жизни, как мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций. Здоровый образ жизни - это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. В понятие «здоровый образ жизни» входят: рациональное питание, полноценный сон, закаливание организма, борьба с вредными привычками, влияние физической нагрузки, стресса, окружающей среды на организм [6; 445, 447].

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Формулирование целей работы.

Рассмотрим одно из составляющих здорового образа жизни - занятия физической культурой. Но, учитывая задачи, стоящие перед данной физической культурой, более уместно было бы говорить об оздоровительной физической культуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель работы: рассмотреть содержание оздоровительной физической культуры и ее значение в процессе формирования, сохранения и восстановления здоровья современного человека.

Задачи:

1. Показать роль оздоровительной физической культуры, двигательной активности на организм здорового человека, в процессе профилактики возникновения заболеваний.

2. Изучить значение оздоровительной физической культуры на организм людей перенесших тяжелые заболевания и хирургические вмешательства.

3. Рассмотреть некоторые механизмы воздействия на организм конкретных видов оздоровительной физической культуры.

Методы исследования: анализ специальной, педагогической и медицинской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.