Научная статья на тему 'Мониторинг "внеучебных достижений" и (или) поступка в профессиональном образовании'

Мониторинг "внеучебных достижений" и (или) поступка в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЛЬНОСТЬ / "ВНЕУЧЕБНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ" / ДЕЙСТВИЕ / ACTION / ДУХОВНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ПОСТУПОК / DEED / ПАССИОНАРНОСТЬ / PASSIONARITY / ПЕРФОРМАНС / PERFORMANCE / ANIMALITY / 'EXTRA-CURRICULAR ATTAINMENT' / SPIRITUAL WEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов С. Г.

Профессиональное образование не имеет права занимать нейтральную позицию в жесткой войне противоборствующих духовной и потребительской идентификаций. Поэтому проблема оценивания «внеучебных достижений»1 в профессиональной образовательной организации актуализировалась, особенно в связи с необходимостью исполнения госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан.», нацеленной на увеличение выраженности патриотических компетенций у обучающихся. И мы предлагаем обсуждать феномен «поступок» как объект оценивания в рамках мониторинга «внеучебных достижений», обеспечивающих патриотическую и этнокультурную идентификацию обучающегося относительно двух антагонистических Миров Русского и Западного, духовно-пассионарно-созидательного и анимально-деструктивно-потребительского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF ''EXTRA-CURRICULAR ATTAINMENTS'' AND/OR DEED IN THE VOCATIONAL EDUCATION

The vocational education doesn’t have the right to occupy the neutral position in the tough battle of the spiritual and consumptive identification. That’s why the problem of assessment of the ‘extracurricular attainments’ in the vocational educational institutions is topical especially in the light of the necessity of fulfilment of the state programme ‘Patriotic education of the citizens.’, which is aimed at the intensification of the students civic competencies. We propose to discuss the phenomenon ‘deed’ as an assessment object in the frames of monitoring of the ‘extra-curricular attainments’, which form the student’s patriotic and ethnic and cultural identification in relation to two antagonistic worlds Russion and Western, spiritual-passionarcreative and animalistic-destructive-consumptive.

Текст научной работы на тему «Мониторинг "внеучебных достижений" и (или) поступка в профессиональном образовании»

УДК 371/377 С. Г. Молчанов, проф. Челябинского института

развития профессионального образования (ЧИРПО), проф. Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ), д-р пед. наук, проф., действительный член АГН, почетный работник высшего образования РФ, отличник просвещения РФ, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

МОНИТОРИНГ «ВНЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ» И (ИЛИ) ПОСТУПКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Профессиональное образование не имеет права занимать нейтральную позицию в жесткой войне противоборствующих духовной и потребительской идентификаций. Поэтому проблема оценивания «внеучебных достижений»1 в профессиональной образовательной организации актуализировалась, особенно в связи с необходимостью исполнения госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан...», нацеленной на увеличение выраженности патриотических компетенций у обучающихся. И мы предлагаем обсуждать феномен «поступок» как объект оценивания в рамках мониторинга «внеучебных достижений», обеспечивающих патриотическую и этнокультурную идентификацию обучающегося относительно двух антагонистических Миров — Русского и Западного, духовно-пассионарно-созидательного и анимально-деструк-тивно-потребительского.

Ключевые слова: анимальность, «<внеучебное достижение», действие, духовность, идентификация, поступок, пассионарность, перформанс.

Появление госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан...» [1] актуализировало проблему мониторинга, но теперь уже не только «внеучебных достижений» [2, с. 168], но, конкретно, патриотичности всех граждан, обучающихся в том числе. В связи с этим мы полагаем, что настало, наконец, время для обсуждения феноменов «внеучебные достижения» и «социальные компетенции». А также и того, как они соотносятся с феноменами «действия» и «поступки». Ведь нам необходимо понять, какой объект подлежит «мониторингу», т. е. «стандартизированному наблюдению» [2, с. 168]. И было бы гораздо удобнее, если бы этот объект на разных уровнях образования назывался и описывался единообразно.

Мы предлагаем определять «учебные и вне-учебные достижения» [2, с. 168] как образованность и социализованность, поскольку в процессе обучения возникает именно образованность, а в процессе воспитания — социализованность. Однако, чтобы оценить (измерить) эти объекты в рамках «мониторинга», необходимо создать инструменты, позволяющие измерять (оценивать) эти объекты, фиксировать их состояние. Но тогда эти объекты должны быть

1 Статья 97 ФЗ «Об образовании...».

описаны через совокупность признаков. Далее определить критерии, измерители, а также назвать и субъектов оценивания.

В своих исследованиях мы уже определяли образованность как совокупность образовательных компетенций, а социализованность — социальных. Эти определения были согласованы с экспертами на многочисленных семинарах, конференциях и представлены в наших публикациях и предложениях в адрес Минобрнауки РФ и Комитета по образованию Государственной Думы РФ.

При этом сама компетенция как категория определена нами как трехкомпонентная структура со следующим контентом: 1) теоретические представления об объекте, его признаках (фиксируются по преимуществу в виде существительных); 2) теоретические представления о возможных способах работы с объектом, с его признаками (фиксируются по преимуществу в виде глаголов); 3) реальные действия с объектом (фиксируются в виде перформансов — продуктов или поступков). Поэтому по итогам обучения оцениванию подлежат действия, а по итогам воспитания — поступки.

Заметим, что поступок — это тоже действие, но действие человека, имеющее социальный смысл (для другого человека или группы людей).

Наша позиция поддерживается некоторыми нашими коллегами, но и подвергается критике и сомнениям. В этой связи мы хотели обсудить критические замечания в адрес нашей технологии «Духовные скрепы», которая предполагает измерение (оценивание) именно поступков.

Е. А. Ямбург в статье, опубликованной газетой «Московский комсомолец» № 26839 от 22 июня 2015 г. [3], обсуждает нашу методику оценивания социализованности [4], входящую в состав технологии «Духовные скрепы».

Поводом для обсуждения послужило то, что одна из российских организаций родительской общественности2 после подробного ознакомлениями с нашими методиками, которые можно использовать для оценивания как социали-зованности (через измерение поступков), так и патриотичности обучающихся и в учреждении СПО, и в летнем лагере и т. п., обратилась в Ми-нобрнауки с предложением внести в перечень показателей эффективности образовательной организации, включая летний лагерь, такой индикатор, как СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ (воспитанность).

Почему? Поясним. В системе образования создаются два продукта: 1) образованность и 2) социализованность обучающихся. В статье 97 ФЗ «Об образовании...» они обозначены как «учебные и внеучебные достижения» [2, с. 168].

Образованность измеряется наблюдения-ми3 за освоенностью содержания образования, зафиксированными в соответствующем ФГОС (например, экзамен, зачет, защита, контрольная работа и т. п.).

А социализованность? Ничем и никогда!

А из этого следует понятный всем вывод: коли не измеряем, то и не управляем (так считает, например, и наш французский коллега профессор Ж. Ладсу [5].

Образованность и социализованность обучающихся выступают как: а) объекты педагогического вмешательства и б) объекты мониторинга, стандартизированного наблюдения [2], а, следовательно, оценивания и измерения.

Обучение выступает как способ воздействия на образованность и обеспечивает готовность к действию, а воспитание — как способ воздействия на социализованность и обеспечивает готовность к поступку.

В статье 2 ФЗ «Об образовании...» [2] «образование» определяется как «.воспитание

2 «Родительское всероссийское сопротивление (РВС)».

3 Феномен «мониторинг» в статье 97 ФЗ «Об образовании...» определяется как «стандартизированное наблюдение».

и обучение», и они неотделимы друг от друга. Но (и особенно это очевидно на примере организации образовательного процесса в учреждении СПО) обучение доминирует с сентября по май, а воспитание — с июня по август.

В этой связи возникает вопрос: почему по итогам обучения проводится итоговая аттестация, а по итогам воспитания не проводится никакого оценивания (измерения, фиксации)?

Таким образом, «учебные достижения» подвергаются мониторингу, а «....внеучебные достижения» не подвергаются «стандартизированному наблюдению» [2]. Таким образом, мы вынуждены констатировать, что ФЗ «Об образовании...» не исполняется.

Возникает вопрос: не хотим исполнять или нет инструментария? А может, не хотим признать неэффективность действующей «воспитательной компоненты» (В. В. Путин)? Заметим при этом, что Президент РФ не только выразил озабоченность по поводу «дефицита духовных скреп» в российском обществе, но и предложил работникам системы образования разработать новую, «современную» «воспитательную компоненту» [6]! А это поручение означает, что нынешняя уже никого не устраивает!

Мы считаем, что недостатки действующей «воспитательной компоненты» [6] состоят в том, что она отвечает только на вопрос КАК? и представлена как план воспитательной работы, состоящий из совокупности мероприятий. Но она не отвечает на вопрос ЧТО?, т. е. что формировать, какие компетенции. А также не отвечает на вопрос КАКОВ?, т. е. каков уровень позитивной социализованности обучающихся [7; 8].

Именно для ответов на эти вопросы и была создана технология «Духовные скрепы», которая предполагает и отбор содержания социализации (т. е. ответ на вопрос ЧТО?), и оценивание социализованности как совокупности социальных компетенций, которые явлены в виде поступков (т. е. ответ на вопрос КАКОВ?).

При этом некоторые исследователи, в частности Е. А. Ямбург, утверждают, что нельзя «оценивать детей по количеству хороших поступков (выделено нами — С. М.)» [3]. Это означает, что сторонники данной точки зрения отказываются, по существу, от «...оценки... подготовки обучающихся в организации...» (статья 93 ФЗ «Об образовании...»), которая выражается и во «внеучебных достижениях» (статья 97 ФЗ «Об образовании...») [2], т. е. в воспитанности, или социализованности.

Наша же позиция такова: именно по поступку (-ам) можно оценить, обладает ли чело-

век качеством, социальной компетенцией или нет, а количество этих поступков позволяет зафиксировать (измерить) выраженность качества (компетенции). Ведь всем, кто когда-нибудь изучал диалектику, известно, что количество переходит в качество

При этом мы опираемся на точку зрения таких исследователей, как В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лу-рия, А. М. Матюшкин, А. В. Петровский, а они считают, что «...поступок... социально оцениваемый акт поведения... В нем проявляется личность... отношение к окружающей действительности... в соответствии с социальными требованиями, этическими и нравственными нормами...» [9, с. 269] и поступки «...оцениваются как нравственные или безнравственные... » [9, с. 269-270].

Заметим, что «поступок» — «социально оцениваемый акт.» [9, с. 269]. Следовательно, слова «социально оцениваемый» означают, что в оценивании принимают участие члены определенной социальной группы, социума, который всегда оформлен как социальное окружение каждого человека. И это, прежде всего, члены социальной группы, которая в учреждении СПО оформлена как академическая группа. И в ней обучающийся находится и проживает четыре-пять лет своей жизни. В этой социальной группе он совершает поступки по отношению к сверстникам и сверстницам. И оцениванию, фиксации подлежат только поступки позитивные и только совершенные по отношению к членам этой группы.

Поэтому мы исходим из того, что обучение готовит к действию. И, например, это подтверждено во ФГОС начального образования второго поколения, в котором употреблен термин «универсальные учебные действия».

А вот воспитание готовит к поступку. И в основе поступка лежит, конечно, действие, но поступок, и в этом его отличие от действия, может выразиться и в бездействии. И это во-первых. А во-вторых, поступок — это действие, имеющее социальный смысл, т. е. не действие для себя, но действие для других.

Таким образом, чем больше позитивных поступков совершает обучающийся, тем он социально компетентнее [9-12] и тем выше его позитивная социализованность, а ей пределов нет. Следовательно, и патриотичность, которая проявляется в готовности защищать, созидать и уважать, выступает как составная часть социализо-ванности. Поэтому предлагаемые методики [4] позволяют зафиксировать вектор социализации,

увеличение или уменьшение позитивных поступков, восхождение ребенка к хорошему или «сползание» к плохому. Мы вообще предлагаем введение единого социализационного экзамена [11; 12] по итогам освоения любой образовательной программы. И это стало бы реальным исполнением поручения Президента РФ о формировании таких качеств (компетенций), как ответственность, гражданственность и духовность.

Е. А. Ямбург в своей статье под предлогом, что методика создана «провинциальной»4 наукой, считает ее «недоброкачественный» [3]. Однако МОиН РФ не разделяет его точку зрения и утверждает (О. В. Роскин), что вышеназванные в технологии «Духовные скрепы» [13] «...методики... могут быть... использованы в образовательном процессе по решению... органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации...» (письмо № 08-ПГ-МОиН РФ-15534 от 27.06.2013 за подписью зам. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования О. В. Роскина).

За использование методики высказывается и С. В. Портье: «... в образовательных учреждениях... есть возможность для использования данных технологий» (письмо №16-06/942 от 14.03.2014 за подписью начальника Управления образования администрации г. Челябинска С. В. Портье). Но при этом делается ссылка на то, что «...использование инструментария... определяется полномочиями образовательной организации» (письмо № 03/6753 от 04.09.2013 за подписью зам. министра МОиН Челябинской области Е. А. Коузовой).

Мы совершенно согласны с этими рекомендациями, в которых авторы писем (исполнители, которым было поручено их подготовить) ссылаются на статью 28 ФЗ «Об образовании...» [2]. Но нужно при этом зафиксировать, что в этой 28-й статье говорится не об индикаторах эффективности образовательной организации, а об ее свободе выбирать способы обучения и воспитания, но не способы оценивания (измерения) образованности и социализованности.

Вопрос, который обсуждаем мы: способы фиксации выраженности позитивных компетенций у обучающихся, или нужно ли исполнять статью 93 Закона [2]? Ведь кроме статьи 28 в ФЗ «Об образовании.» есть и другие статьи.

Итак, во-первых, конечно, образовательные организации «....свободны в определении

4 Е. А. Ямбург пишет, что автор методики (т. е. автор этой статьи — С. М.) — «...профессор одного из провинциальных педагогических университетов» [1].

содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий... по... программам» [2]. Пункт 7 статьи 3 Закона подтверждает «... предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания» [2, с. 8]. Но «программы»-то должны быть «аккредитованными», а их исполнение подлежит контролю [2], иначе «программы» не могут и не должны получать бюджетное финансирование.

Во-вторых, статья 97 предполагает обязанность регионального субъекта управления образования реализовывать «мониторинг», который «...осуществляется ...органами исполнительной власти субъектов... осуществляющими государственное управление в сфере образования...» [2, с. 168]. Далее в ФЗ «Об образовании.» дается следующее пояснение: «3. Мониторинг... систематическое стандартизированное наблюдение за... учебными и вне-учебными достижениями...» [2, с. 168]. А эти «учебные и внеучебные достижения» мы уже давно предлагаем называть тем, что они и есть на самом деле, т. е. образованностью и социа-лизованностью (или, по традиции, воспитанностью).

И проблема в том, что нет стандартного инструментария для «стандартизированного наблюдения» [2, с. 168], т. е. для оценивания (измерения, фиксации) состояния объекта «со-циализованность». И мы отвечаем на сомнения Е. А. Ямбурга следующим образом: проблема, которую попыталась решить «провинциальная» наука, — создание такого инструментария. Таким образом, наша технология есть инструментальное обеспечение «мониторинга», «стандартизированного наблюдения».

Для усиления аргументации обратим внимание читателя на пункт 29 статьи 2 ФЗ «Об образовании.», в которой говорится: «...качество образования — комплексная характеристика... подготовки обучающегося, выражающая... степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [2, с. 7]. Заметим, что именно эти «достижения» названы «учебными» и «внеучебными» [2], а их «степень» [2, с. 7] и есть образованность, которая измеряется в рамках аттестационных процедур, например, вопросами из экзаменационных билетов, тестами и прочими инструментами.

В логике вышеназванной статьи Закона, конечно, и «внеучебные достижения» должны фиксироваться (измеряться, оцениваться) хотя бы уже на том основании, что воспитательная

работа в образовательной организации получает бюджетное финансирование. Но «внеучебные достижения», т. е. социализованность (воспитанность), не фиксируются (не оцениваются, не измеряются), поскольку для этого не было создано инструментального обеспечения. При этом требование-то остается обязательным для исполнения. Так, пункт 3 статьи 11 фиксирует: «Федеральные... стандарты... включают требования к... 3) результатам освоения основных образовательных программ» [2, с. 22].

В-третьих, возвращаясь к статье 28, декларирующей «свободу» [2] организации образовательного процесса, процитируем и пункт 7 статьи 3, которая подтверждает «свободу» «...в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания» [2, с. 8], но отнюдь не свободу выбора инструментов (форм, методов, приемов и средств) мониторинга, т. е. контроля за «...учебными и внеучебными достижениями обучающихся» [2].

Таким образом, наше исследование статей Закона делает очевидным вывод: инструментарий (формы, методы и проч.) «стандартизованного наблюдения» [2] для фиксации социализо-ванности должен определяться государством или субъектом РФ, а это означает — стандартный инструмент для «стандартизированного наблюдения» в рамках «мониторинга» на уровне всей системы образования РФ. И никакой вариативности (!!!), которая означала бы, что может быть позитивная социализованность, а может и негативная, что может быть и патриотизм, а может и готовность к предательству и проч.

В-четвертых, еще аргументы? В Законе их достаточно. Так, пункт 2 статьи 93 [2] фиксирует следующее: «Под... государственным контролем качества... понимается деятельность по оценке... подготовки обучающихся в организации... по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам...» [8, с. 161]. И профессионально-образовательные программы СПО, как и все другие, должны быть аккредитованы, а результаты их освоения — подвергнуты оценке.

В-пятых, с точки зрения родителей и общественности, Закон предлагает принять меры к усилению роли «независимой оценки» со стороны «общественных организаций» [2]. Такая независимость оценки гарантируется, если «... используется общедоступная информация об организациях... и реализуемых ими образовательных программах». А сами образовательные программы, как мы уже подчеркивали со ссылкой на Закон, состоят из «планируемых резуль-

татов... форм аттестации, ... оценочных материалов... » [2].

А вот эти-то «оценочные материалы» организация не может ни создавать, ни выбирать!!! Поскольку, при помощи этих «оценочных материалов» осуществляется «...систематическое стандартизированное наблюдение...» [8] в рамках «мониторинга», относящегося к полномочиям федерального министерства или министерств субъектов РФ.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем определять «внеучебные достижения» обучающихся как их социализованность. Далее. Социализованность мы предлагаем понимать как совокупность позитивных социальных компетенций. И поскольку мы уже обсудили, как следует понимать и описывать феномен «компетенция» (см. выше — С. М.), постольку мы предлагаем феномен «поступок» («совокупность поступков») считать объектом мониторинга в рамках оценивания «внеучебных достижений».

Наша же технология «Духовные скрепы» позволяет фиксировать именно позитивные поступки обучающихся на основе реципрокного оценивания, обеспечивающего достоверность и валидность его результатов.

Ответ на этот вопрос, кстати, наконец-то обеспечит открытость5 образовательной организации, т. е. реально включит в процесс родителей как полноправных субъектов. К тому же, родители имеют право «...на участие в управлении образовательными организациями» [2, с. 9]. В соответствии со статьей 44 «родители... имеют право... 3) знакомиться... с оценками успеваемости своих детей... 6) получать информацию о... результатах проведенных обследований...». А эти исследования, по нашему мнению, должны быть «стандартизованными» [2].

Родители отправляют своих сыновей и дочерей в профессионально-образовательную организацию для того, чтобы они стали профессионально образованными (готовыми к профессиональному действию) и социализован-ными (готовыми к поступку) в соответствии с образовательным стандартом, о котором они с государством договорились [2, с. 3]. А стандарт не может быть вариативным или адаптивным, как предлагается в либеральной позиции Е. А. Ямбурга.

5 В пункте 9 статьи 3 сформулирован принцип «...информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций» (с. 8).

Таким образом, система образования должна отвечать и родителям, и государству на вопрос: какова социализованность воспитанника. А в нынешних условиях — еще и его патриотичность.

И эта информация должна быть получена в ходе «стандартизированного наблюдения» [2] при помощи стандартного инструментария: только тогда она может восприниматься как достоверная. И только тогда на ее основе можно принимать адекватные педагогические и родительские решения о социально-педагогическом воздействии, его инструментальном оснащении и направленности.

Конечно, родитель может получить информацию о поступках (проявлениях социальных компетенций) своего (-ей) сына (дочери) от соседей, от участкового, от друзей, от родственников, от знакомых, от тренеров, от руководителей кружков и др. Но достоверна ли она для принятия адекватных педагогических и родительских решений и действий? Поэтому родители должны получать информацию о поступках своих детей от педагогов, профессионально оформленную и достоверную.

А пока мы провели уже более 60 родительских собраний [8]. Такое родительское собрание мы провели и в Первомайском техникуме. В рамках и этого собрания мы уже в 346-й раз задали родителям такой вопрос: «Вы хотели бы знать, какие поступки совершает ваш ребенок, когда вы его не видите (например, в техникуме, в летнем лагере, в кружке и т. п.)? Не вредят ли эти поступки ему самому или окружающим его людям? Дружественно ли другие поступают по отношению к нему? Вы хотели бы ЭТО знать?».

И сто процентов родителей и в детских садах, и в школах, и в колледжах отвечают: «Да!». Этой информацией хотят располагать и педагоги.

Следовательно, обязанность образовательной организации и педагогов в соответствии со статьей 44 ФЗ «Об образовании.» — давать эту информацию родителям и лицам, участвующим в позитивной социализации и патриотизации обучающихся и воспитанников. Таким образом, нам представляется целесообразным продолжение апробационных занятий по использованию методик оценивания социализованности и патриотичности ввиду их актуальности с учетом исполнения госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан.» [1].

Библиографический список

1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1js KAErrx2dE4q0ws.pdf.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : [фе-дер. закон. от 29.12.2012 № 273-ФЗ] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.

3. Ямбург, Е. А. Здравствуй, лето «крючков-скрепов»! Доктора вызывали? Нет, он сам пришел [Текст] / Е. А. Ямбург // Московский комсомолец. — 2015. — 21 июня.

4. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации и оценивания социализо-ванности мальчиков и (или) девочек [Текст] / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2012. — 60 с.

5. Ladsous, J. Travail social [Texte] / J. Ladsous. — Montpelier : Actif. — p. 97.

6. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию [Текст] // Рос. газ. — 2013. — 13 дек. — С. 2-4.

7. Молчанов, С. Г. Исполняем «Стратегию воспитания... до 2025 года»? [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 3. — С. 4-10.

8. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел ФГОС ДО? [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 4-21.

9. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.

10. Молчанов, С. Г. Эффект Герострата [Текст] / С. Г. Молчанов // Аргументы и факты. — 2015. — 14-20 окт. — С. 19.

11. Пинкус, М. Л. Школа научит контролировать эмоции : Уральский педагог считает, что пора вводить ЕГЭ по воспитанности [Текст] / М. Л. Пинкус // Рос. газ. : Неделя. — 2015. — 12 нояб. — С. 23.

12. Пинкус, М. Л. ЕГЭ по поведению : Уральский педагог считает, что школам надо оценивать детей по хорошим поступкам [Текст] / М. Л. Пинкус // Рос. газ. : Регион. Спецвыпуск. — 2015. — 30 нояб. — С. 48-49.

13. Письмо № 08-ПГ-МОиН РФ-15534 от 27.06.2013 г.

УДК 316.6 Н. В. Трусова, доц. Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ТЬЮТОРА В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Статья раскрывает содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Особое внимание уделено профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога, тьютора. Данная статья будет интересна не только специалистам, которые задействованы в службах сопровождения, но и всем педагогическим работникам.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная деятельность педагога-психолога, социального педагога, тьютора.

Сегодня много говорится о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся во всех системах образования, и на страницах журнала «Инновационное развитие профессионального образования» мы не раз поднимали эту тему [1-3].

Если кратко коснуться истории вопроса сопровождения, то в конце 90-х годов XX века в отечественной психологии и педагогике психолого-педагогическое сопровождение рассматривалось широко как в контексте образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.