Научная статья на тему 'Мониторинг внедрения программ воспитания в вузах Российской Федерации'

Мониторинг внедрения программ воспитания в вузах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программы воспитания в вузе / мониторинг воспитания / рабочая программа воспитания / календарный план воспитательной деятельности / профили календарных планов воспитательной деятельности / education at university / monitoring of education / work program of education / calendar plan of educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Валерьевна Воронцова, Ольга Борисовна Скрябина

Статья посвящена анализу результатов мониторинга рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной деятельности в вузах РФ. На основе мониторинга авторы приходят к ряду выводов, характеризующих общие тенденции в содержании программ воспитания и особенности синхронизации программ воспитания и основных профессиональных образовательных программ высшего образования, а также позволяющих описать содержание массовых практик воспитательной деятельности вузов посредством построения профилей календарных планов: содержательного, субъектного, хронологического, дифференциального, инновационного, технологического и динамического. Проанализированы программы воспитания и планы воспитательной деятельности 300 вузов различной ведомственной принадлежности. Массив данных содержал более 56-и тысяч компонентов календарных планов воспитательной деятельности. Авторами выявлены следующие значимые характеристики содержания и структуры рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной деятельности вузов РФ: представленность в практике всего спектра направлений воспитания; высокая степень готовности ООВО к решению поставленных на государственному уровне задач; недостаточный учет в практиках вузов динамических характеристик запроса студента в процессе обучения в вузе, а также особенностей разных групп студентов (в основном события ориентированы на всех студентов и повторяются ежегодно); доминирование профессионалов в статусе авторов и организаторов основных событий, мероприятий, программ; значительно большая представленность в пространстве внеаудиторной деятельности событий культурно-творческой направленности при очень незначительной представленности профессионально ориентированных событий трудового воспитания; некоторая замкнутость воспитательной системы вуза на себе, недостаточность внешних связей и событий, имеющих целью включение студентов во внешние сообщества; доминирование мероприятивного подхода в практиках воспитания, что создает неравномерный хронологический профиль воспитательной деятельности с активными и пассивными фазами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Валерьевна Воронцова, Ольга Борисовна Скрябина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring the implementation of educational programs in universities of the Russian Federation

The article is devoted to presenting the results of monitoring work programs of education and calendar plans of educational activities in universities of the Russian Federation. Based on the monitoring, the authors come to a number of conclusions that characterize general trends in the content of educational programs and the features of synchronization of educational programs and basic professional educational programs of higher education, as well as allowing them to describe the content of mass practices of educational activities in universities by constructing profiles of calendar plans: content, subject, chronological , differential, innovative, technological and dynamic. Educational programs and plans for educational activities of 300 universities with various departmental affiliations were analyzed. The data array contained more than 56,000 components of calendar plans for educational activities. The authors identified the following significant characteristics of the content and structure of educational work programs and calendar plans for educational activities of universities in the Russian Federation: representation in practice of the entire spectrum of education areas; a high degree of readiness of the body of educational organization of higher education to solve the tasks set at the state level; insufficient consideration in the practices of universities of the dynamic characteristics of a student’s request during the learning process at university, as well as the characteristics of different groups of students (mainly events are aimed at all students and are repeated annually); the dominance of professionals in the status of authors and organizers of major events, activities, and programs; a significantly greater representation of cultural and creative events in the space of extracurricular activities, with a very insignificant representation of professionally oriented events and labor education; some isolation of the educational system of the university on itself, insufficient external relations and events aimed at including students in external communities; the dominance of the action-based approach in educational practices, which creates an uneven chronological profile of educational activities with active and passive phases.

Текст научной работы на тему «Мониторинг внедрения программ воспитания в вузах Российской Федерации»

Научная статья УДК 378.4

DOI: 10.20323/1813-145X_2024_1_136_78 EDN: MLRBPY

Мониторинг внедрения программ воспитания в вузах Российской Федерации Анна Валерьевна Воронцова113, Ольга Борисовна Скрябина2

1 Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и акмеологии, Костромской государственный университет. 156000, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17

2Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике, Костромской государственный университет. 156000, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17 1annavorontsova@ksu.edu.ru3, https//orcid.org/0000-0002-9706-1082 2olgaskryabina@ksu.edu.ru, https//orcid.org/0000-0001-6575-395X

Аннотация. Статья посвящена анализу результатов мониторинга рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной деятельности в вузах РФ. На основе мониторинга авторы приходят к ряду выводов, характеризующих общие тенденции в содержании программ воспитания и особенности синхронизации программ воспитания и основных профессиональных образовательных программ высшего образования, а также позволяющих описать содержание массовых практик воспитательной деятельности вузов посредством построения профилей календарных планов: содержательного, субъектного, хронологического, дифференциального, инновационного, технологического и динамического. Проанализированы программы воспитания и планы воспитательной деятельности 300 вузов различной ведомственной принадлежности. Массив данных содержал более 56-и тысяч компонентов календарных планов воспитательной деятельности. Авторами выявлены следующие значимые характеристики содержания и структуры рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной деятельности вузов РФ: представленность в практике всего спектра направлений воспитания; высокая степень готовности ООВО к решению поставленных на государственному уровне задач; недостаточный учет в практиках вузов динамических характеристик запроса студента в процессе обучения в вузе, а также особенностей разных групп студентов (в основном события ориентированы на всех студентов и повторяются ежегодно); доминирование профессионалов в статусе авторов и организаторов основных событий, мероприятий, программ; значительно большая представленность в пространстве внеаудиторной деятельности событий культурно-творческой направленности при очень незначительной представленности профессионально -ориентированных событий трудового воспитания; некоторая замкнутость воспитательной системы вуза на себе, недостаточность внешних связей и событий, имеющих целью включение студентов во внешние сообщества; доминирование мероприятивного подхода в практиках воспитания, что создает неравномерный хронологический профиль воспитательной деятельности с активными и пассивными фазами.

Ключевые слова: программы воспитания в вузе; мониторинг воспитания; рабочая программа воспитания; календарный план воспитательной деятельности; профили календарных планов воспитательной деятельности

Для цитирования: Воронцова А. В., Скрябина О. Б. Мониторинг внедрения программ воспитания в вузах Российской Федерации // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 78-88. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_78. https://elibrary.ru/MLRBPY

Original article

Monitoring the implementation of educational programs in universities of the Russian Federation Anna V. Vorontsova13, Olga B. Skryabina2

:Candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of pedagogy and acmeology, Kostroma state university. 156000, Kostroma, Dzerzhinsky st., 17

2Candidate of pedagogical sciences, associate professor, vice-rector for educative activity and youth policy, Kostroma state university. 156000, Kostroma, Dzerzhinsky st., 17 1annavorontsova@ksu.edu.ru3, https//orcid.org/0000-0002-9706-1082 2olgaskryabina@ksu.edu.ru, https//orcid.org/0000-0001-6575-395X

© Воронцова А. В., Скрябина О. Б., 2024

Abstract. The article is devoted to presenting the results of monitoring work programs of education and calendar plans of educational activities in universities of the Russian Federation. Based on the monitoring, the authors come to a number of conclusions that characterize general trends in the content of educational programs and the features of synchronization of educational programs and basic professional educational programs of higher education, as well as allowing them to describe the content of mass practices of educational activities in universities by constructing profiles of calendar plans: content, subject, chronological , differential, innovative, technological and dynamic. Educational programs and plans for educational activities of 300 universities with various departmental affiliations were analyzed. The data array contained more than 56,000 components of calendar plans for educational activities. The authors identified the following significant characteristics of the content and structure of educational work programs and calendar plans for educational activities of universities in the Russian Federation: representation in practice of the entire spectrum of education areas; a high degree of readiness of the body of educational organization of higher education to solve the tasks set at the state level; insufficient consideration in the practices of universities of the dynamic characteristics of a student's request during the learning process at university, as well as the characteristics of different groups of students (mainly events are aimed at all students and are repeated annually); the dominance of professionals in the status of authors and organizers of major events, activities, and programs; a significantly greater representation of cultural and creative events in the space of extracurricular activities, with a very insignificant representation of professionally oriented events and labor education; some isolation of the educational system of the university on itself, insufficient external relations and events aimed at including students in external communities; the dominance of the action-based approach in educational practices, which creates an uneven chronological profile of educational activities with active and passive phases.

Key words: education at university; monitoring of education; work program of education; calendar plan of educational activities

For citation: Vorontsova A.V., Scryabina O. B. Monitoring the implementation of educational programs in universities of the Russian Federation. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (1): 78-88. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_78. https://elibrary.ru/MLRBPY

Введение

В последнее десятилетие в педагогической теории и практике значительно усиливается внимание к вопросам воспитания. Это связано с многими причинами, и, не углубляясь в их характеристику, отметим, что это усиление базируется на предшествующем ему ослаблении воспитательных функций образовательных организаций. Воспитание подрастающего поколения - это такая неотъемлемая задача общества, что во многом искусственный застой в этой сфере закономерно заменяется тенденциями возрастания значимости воспитательных задач.

Эти общественно-педагогические тенденции нашли воплощение в ряде законодательных, нормативных, программных документов. Так, Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 р, определяет задачи и приоритеты, основные направления и механизмы в области воспитания. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» содержит понятие воспитания, требует включения воспитания в контекст образовательной дея-

тельности, а на уровне методической документации - программы воспитания в основную образовательную программу, определяет общие требования к организации воспитания обучающихся.

Конкретизация ценностей, целей, содержания и требований к воспитательной деятельности в организациях высшего образования осуществляется в рамках примерной программы воспитания в образовательных организациях высшего образования, которая была разработана под эгидой Министерства науки и высшего образования в 2021 г.

С 2021-2022 учебного года программа воспитания и календарный план воспитательной деятельности стали обязательными документами, которые должны целостно отражать реальные воспитательные практики каждого вуза.

На настоящий момент программы воспитания и календарные планы воспитательной деятельности размещаются в открытых источниках - на официальный сайтах образовательных организаций высшего образования, что позволяет анализировать актуальное состояние воспитания в вузах на основе большого массива свободно распространяемых данных.

Костромским государственным университетом в 2022 году выполнялось государственное задание от 14.01.2022 № 075-03-2022-157 «Научно-методическое и ресурсное обеспечение про-

79

ведения комплекса общественно-значимых мероприятий, направленных на обеспечение работ по воспитательной работе с обучающимися образовательных организаций высшего образования Российской Федерации», одной из задач которого было проведение мониторинга внедрения программ воспитания в вузах Российской Федерации.

В настоящей статье представлены результаты мониторинга и авторская интерпретация полученных данных.

Теоретические основания. В рамках нашего исследования воспитание понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитательная деятельность как педагогический процесс и как нормативно регламентированная активность образовательных организаций нуждается в объективной оценке ее эффективности.

Эффективность деятельности может оцениваться с точки зрения ее процессуальных характеристик и с точки зрения достижения ее результатов. Процессуальными характеристиками, которые могут использоваться для оценки эффективности деятельности, являются: ее содержание, формы и условия реализации. Результирующими показателями воспитательной деятельности являются личностные изменения воспитанника. И первое, и второе может быть объектом образовательного мониторинга.

Мониторинг воспитательной деятельности является одним из направлений образовательного мониторинга в целом, как и воспитание является компонентом целостного образовательного процесса.

Категория, сущностные характеристики, принципы, технологии мониторинга педагогического процесса активно изучаются в отечественной педагогике с середины 90-х гг. ХХ века (А. С. Белкин А. Н. Майоров, Т. А. Строкова, В. И. Зверева, М. Н. Скаткин и другие).

Несмотря на использование различных родовых и видовых понятий при определении мониторинга общий смысловой контекст довольно однороден и характеризует определяемую категорию как некую активность, позволяющую получить сведения об объекте, сопоставить их с эталонными значениями (формализованными или неформализованными), спрогнозировать развитие объекта и принять максимально обоснованные управленческие решения в стремлении достичь желаемого будущего.

В. Г. Горб обосновывает основные принципы мониторинга в педагогике: личностной целесообразности, педагогической коммуникативности, информационной интегративности, социально-нормативной обусловленности, реализация которых в системе с уже существующими принципами диагностико-прогностической направленности, научности, непрерывности, целостности и преемственности будет способствовать проявлению аксиологической и деятельностной сущности, получаемой в результате мониторинга педагогической информации [Горб, 2005, с. 27]. Н. Н. Абакумова выявляет значимые характеристики мониторинга в образования с точки зрения его системного проектирования и реализации [Абакумова, 2018].

И. А. Григорян указывает на множественность объектов мониторинга. Ими могут являться образовательные учреждения, образовательные системы, процессы развития, содержание образования, цели обучения, учебные программы, планы, методики, средства и др. [Григорян, 2017].

Поскольку объекты в педагогической реальности почти всегда сложные и отличаются многомерностью, для мониторинга избирается предмет, которым выступает наиболее значимая для оценки сторона или характеристика объекта.

Цель является системообразующим элементом системы мониторинга. Исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки, подбираются методы исследования, выстраивается процедура проведения мониторинга. Критерии и показатели должны быть достаточными и охватывать предмет мониторинга [Григорян, 2017].

В последнее десятилетие вопросы методологии и методики мониторинга воспитательной деятельности в разных типах образовательных организаций активно дискутируются исследователями и практиками воспитания. В фокус внимания попадают специфика мониторинга воспитания в организациях среднего профессионального образования [Кубрина, 2023], в вузе [Кема-

лова, 2023; Кукеева, 2023; Пуляева, 2023; Устинова, 2021], методические аспекты мониторинга воспитания [Завада, 2022; Лисовский, 2004], особенности мониторинга воспитания в вузах различной профильности [Байгутлин, 2022; Матвеева, 2014; Мейер, 2022; Перескокова, 2016; Тома, , 2022; Устинова, 2021; Юсупов, 2019], воспитательный потенциал образовательной среды как предмет мониторинга [Голошумова, 2011], особенности мониторинга в контексте информатизации образования [Жуковская, 2021; Московце-ва, 2023] и др.

В нашем случае объектом мониторинга стала воспитательная деятельность в образовательных организациях высшего образования, а предметом - программы воспитания и календарные планы воспитательной деятельности. Мониторинг был нацелен на оценку процессуальных характеристик объекта (воспитательной деятельности), то есть на выявление его содержания, субъектно-объектных, структурно-функциональных характеристик, которые были определены нами как профили воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования.

Результаты исследования

Некоторые характеристики методологии сбора и обработки данных в ходе мониторинга. Целью мониторинга программ воспитания было выявление содержательных, структурных, хронологических, технологических характеристик воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования с целью формулирования рекомендаций и построения доказательной основы принятия управленческих решений в сфере воспитания в вузах РФ.

Для сбора эмпирических данных использовались открытые источники - официальные сайты образовательных организаций высшего образования. Анализу подвергались программы (концепции) воспитания, рабочие программы воспитания в структуре основных профессиональных образовательных программ и календарные планы воспитательной деятельности.

В ходе мониторинга осуществлялся количественный анализ и качественная экспертная оценка. Для количественного анализа были выделены показатели, позволяющие создать профили календарных планов воспитательной деятельности. Количественный анализ предшествовал качественной экспертизе.

Экспертами выступали высококвалифицированные специалисты в области воспитания, работающие в образовательных организациях высшего образования, непосредственно осуществляющие руководство воспитательной деятельностью и молодежной политикой вуза.

В ходе мониторинга программ и календарных планов воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования различной ведомственной принадлежности проанализированы программы воспитания и планы воспитательной деятельности 300 вузов с различной ведомственной принадлежностью.

Массив данных, на основе которых разрабатывались профили воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования содержал более 56000 компонентов календарных планов воспитательной деятельности.

Для выявления структурно-содержательных характеристик воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования были разработаны критерии, оснащенные количественными показателями (таблица 1).

Таблица 1.

Критерии и показатели для структурно-функциональной оценки профилей воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования

Критерии оценки Показатели

Содержательный профиль воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования Доля мероприятий плана воспитательной деятельности, относящихся к различным направлениям воспитания, установленным Примерной программой воспитания в ООВО

Субъектный профиль воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования Доля мероприятий плана воспитательной деятельности, где основным субъектом (организатором) являются студенты

Хронологический профиль воспитательной деятельности по годам обучения Доля мероприятий в календарном плане воспитательной деятельности, ориентированных на первокурсников, второкурсников, третьекурсников, выпускников программ бакалавриата, магистрантов

Дифференциальный профиль воспитательной деятельности Доля мероприятий в календарном плане воспитательной деятельности, ориентированных на специфические категории/группы студентов

Критерии оценки Показатели

Инновационный профиль воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования Доля традиционных и оригинальных событий/мероприятий в календарном плане воспитательной деятельности

Технологический профиль воспитательной деятельности Доля разовых мероприятий и продолженных форматов работы в структуре календарного плана воспитательной работы

Динамический профиль воспитательной деятельности Доля мероприятий календарного плана воспитательной деятельности, приходящихся на каждый месяц года

Характеристика профилей воспитательной деятельности в образовательных организациях, полученных на основе анализа количественных данных. При построении содержательного профиля воспитательной деятельности нами осуществлялся анализ всех событий, мероприятий и программ, включенных образователь-

ными организациями высшего образования в календарные планы воспитательной деятельности по направлениям воспитания, заявленных в Примерной программе воспитания в ООВО. Результаты в процентном выражении представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Содержательный профиль воспитательной деятельности в ООВО

Полученные данные позволяют утверждать, что в событийной структуре воспитательной деятельности вузов представлены мероприятия и программы, обеспечивающие все заявленные направления воспитания. Преобладающей в общем массиве является доля мероприятий культурно-творческого направления, наименьшей - экологического направления. За исключением экологического направления, доли по другим направлениям воспитания распределяются довольно равномерно в амплитуде от 9 % до 16,2 %.

Показательными являются результаты анализа содержательного профиля воспитательной деятельности по федеральным округам. Целью этого анализа было определение наличия или отсутствия зависимости содержательного профиля ООВО (повестки воспитательной деятельности) от федерального округа, в котором функционирует вуз. Весь массив проанализированных данных был распределен по принадлежности образовательной организации высшего образования к федеральному округу.

Количественные данные позволяют утверждать, что направление гражданского воспитания активнее развивается в Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округах; патриотическое - в Северо-Кавказском и Южном федеральном округах; физическое - в Уральском федеральном округе. Однако, в целом значительных отличий в содержательном профиле воспитательной деятельности в отдельных округах не выявляется.

Значимость субъектного профиля воспитательной деятельности определяется сущностью и требованиями системно-деятельностного подхода, признанного доминирующим в образовательных практиках Российской Федерации. Включенность в деятельность, в том числе в целепола-гание и целеосуществление, обеспечивает личностные изменения субъекта этой деятельности. Для построения субъектного профиля воспитательной деятельности из всего массива данных нами выявлялись те события, программы, практики, в которых основным действующим лицом

(в том числе инициатором, организатором, координатором) очевидно является студент. В результате - 10,92 % компонентов календарных планов воспитательной деятельности с указанным параметром.

Построение хронологического профиля календарных планов позволяет определить, насколько адресно вузы обращают свои воспитательные практики на отдельные группы обучающихся по возрасту и месту в динамической структуре образовательной программы. Результаты широкомасштабного исследования студенческого запроса к образовательной организации, проведенного в рамках данного проекта, позволяют с уверенностью утверждать, что потребности студента и его интересы в области воспитательной деятельности и молодежной политики значительно меняются от курса к курсу обучения. При этом доминирующее большинство мероприятий, программ, событий, заявленных в календарных планах обращены равно ко всем группам студентов. В результате этого у студентов, начиная с третьего курса обучения, интерес к содержанию этой деятельности значительно падает. Так, 95,13 % компонентов календарных планов не ориентированы на возраст и курс студентов, обращены ко всем студентам одновременно. Среди оставшейся, довольно незначительной доли событий и программ преобладают ориентированные на первокурсников (1,87 %). Компоненты плана воспитательной деятельности, нацеленные на студентов более старших курсов и магистрантов, составляют менее 1 % от массива данных.

Дифференциальный профиль воспитательной деятельности позволяет нам определить, насколько элементы воспитания, входящие в структуру календарных планов, направлены на работу со специфическими группами обучающихся. Исследовательская гипотеза заключается в том, что в студенческом сообществе образовательной организации высшего образования выделяются группы студентов с особым образовательным (в том числе и воспитательным) запросом и потребностями. Реализация потенциала этих групп требует создания особых педагогических условий. К таким группам мы относим студентов с ограниченными возможностями здоровья, иностранных студентов, студентов, в отношении которых осуществляются особые меры государственной поддержки (например, студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и другие группы. Ориен-

тированность воспитательной деятельности в вузе на такие группы студентов исследовалась путем выделения в структуре календарных планов образовательных организаций высшего образования доли мероприятий, очевидно ориентированных на специфические категории/группы студентов. Мероприятия без ориентации на специфические категории/группы студентов составляют 97,39 % от всей выборки.

Значимым параметром для оценки системности воспитательной деятельности является соотношение разовых, единичных и продолженных, развивающихся форматов работы. Сугубо дискретный, мероприятивный подход к воспитанию недостаточно эффективен применительно к идее раскрытия личностного потенциала студентов, сопровождения обучающегося на жизненном пути в вузе. Разделяемый нами принцип субъект-субъектного характера воспитания требует предоставления студенту возможностей деятельной самореализации, для этого необходимы более продолженные форматы взаимодействия, смещения баланса «мероприятие» или «программа/сообщество» в сторону вторых. Соотношение разовых мероприятий и продолженных форматов работы в структуре календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования два к одному. Доля мероприятивных форматов составила 65,4 %, доля продолженных форматов - 31,9 %. оставшиеся компоненты планов сложно классифицировать по этому основанию. Полученные данные позволяют утверждать доминирование мероприятивного подхода к организации воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования.

Соотношение традиционных и оригинальных (инновационных) событий/мероприятий в календарном плане воспитательной деятельности позволило нам построить инновационный профиль воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования. Традиционными мы считали наиболее распространённые форматы воспитательных практик, такие как концерт, праздник, фестиваль, соревнование, конкурс, обучающая программа, дискуссия, открытая лекция, пресс-конференция, викторина и другие. Примерами редко встречающихся в массиве, оригинальных форматов могут служить следующие: Студенческая лаборатория, Ночь открытых дверей, Фестиваль здоровой кухни, Ламповый вечер, Научный standup, Фитнес Кэмп, Арт-гостиная, Онлайн флешмоб /акция/

конкурс/квест, Этногостиная, Инвестиционная игра, Научный батл, Радиоэкспедиция, Плоггинг, Интенсив Игротехников, Киноклуб с психологом, Урбанистический хакатон, Ночной университет, Конкурс стартапов, Интеллектуальный кроссфит, Конкурс GPS рисунков, Фитнес субботник, Кейс-чемпионат, Витрувиада, Студенческий автопробег, Риторический покер, Антинаучная конференция и др. При этом учитывалась не только инновационность формы, но и нестандартность содержания, ее наполняющего.

Доля традиционных форматов в компонентах календарных планов воспитательной деятельности составила 84,4 %, инновационных - 15,6 %.

Для анализа динамического профиля воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования мы исследовали распределение компонентов календарных планов воспитательной деятельности по месяцам года.

Довольно предсказуемыми оказались пики воспитательной активности, приходящиеся ежегодно на сентябрь (мероприятия, связанные с началом года и адаптацией новых студентов), а также на апрель-май (Фестиваль Студенческая весна, мероприятия, связанные с выпуском обучающихся). Также очевидно значительное снижение количества воспитательных событий в летние месяцы. Незначительно пониженная активность в области воспитательной деятельности наблюдается в ноябре-декабре и феврале-марте.

После проведения количественного анализа календарных планов воспитательной деятельности и интерпретации полученных данных экс-

При этом продолженное событие или программа учитывались на всем периоде их реализации. Таким образом, на наш взгляд, получена более объективная картина воспитательной активности вуза. Целью построения профиля была проверка исследовательской гипотезы о том, что в воспитательной деятельности университета есть периоды высокой и периоды низкой интенсивности. Отличия показателей по этим периодам могут быть очень значительными. Большая амплитуда данных по периодам высокой\низкой активности может быть связана с реализацией мероприятив-ного подхода в воспитании. Продолженные, дея-тельностные форматы работы выравнивают динамический профиль воспитания, равно в разные периоды года предлагая студентам возможности деятельной самореализации и взаимодействия. Результаты в процентном выражении представлены на рисунке 2.

пертной группой осуществлялась качественная оценка программ воспитания.

Оценка осуществлялась по следующим критериям:

— синхронизированность общеуниверситетского календарного плана воспитательной работы и календарного плана воспитательной работы направления подготовки;

— профессиональная ориентированность календарного плана воспитательной работы направлений подготовки;

— признаки готовности программ воспитания к реализации концепции жизненного пути студента; готовность воспитательных систем уни-

апрель

март

Рис. 2. Хронологический профиль воспитательной деятельности в ООВО

верситетов к реализации Положений Указа Президента РФ № 809 (о традиционных ценностях);

— субъектная структура воспитательной деятельности.

Заключение

Выводы по результатам мониторинга внедрения программ воспитания и календарных планов воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования:

— в большинстве образовательных организаций высшего образования разработаны концепция (программа) воспитания, рабочие программы воспитания в рамках основных профессиональных образовательных программ и календарные планы воспитательной деятельности. Документы отражают общие ценностно-целевые установки, сформулированные в примерной программе воспитания, направления воспитательной деятельности, и учитывают содержательную и структурную специфику образовательных организаций высшего образования, в которых они разработаны. Однако в ряде случаев сохраняется формальный характер документов, шаблонное повторение примерной программы воспитания;

— наблюдается принятие и присвоение субъектами воспитательной деятельности и молодежной политики образовательных организаций высшего образования идеи воспитания как неотъемлемой части профессионального образования, что отражается в разработке программ воспитания в структуре основных профессиональных образовательных программ. Однако, на настоящий момент можно зафиксировать тенденцию скорее дополнительного, добавочного характера программы воспитания к ОПОП, чем глубокого и сущностного синтеза процессов профессионального обучения и воспитания. Это выражается в шаблонном, механически повторяющемся характере рабочих программ воспитания в основных профессиональных образовательных программах, недостаточно отражающем цели, ценности и содержание направлений подготовки и специальностей при разработке программы воспитания. При этом необходимо подчеркнуть развитие и включенность в воспитательные практики вузов таких традиционно ориентированных на профессию дел, как традиционные дела по знакомству с профессией, профессионально ориентированные мастер-классы, экскурсии на места будущей практики. Этот опыт позволяет развивать идеи взаимопроникновения

процессов обучения и воспитания в рамках образовательных программ;

— комплексным механизмом реализации концепции (программы) воспитания образовательной организации высшего образования является календарный план воспитательной деятельности. В большинстве случаев календарный план воспитательной деятельности содержательно и структурно (по целям, по направлениям деятельности) соответствует концепции (программе) воспитания, однако экспертами выявлен довольно ограниченный круг вузов, где такого соответствия не наблюдается, программа и план существуют как два документа с разным содержанием и связи «идея-механизм реализации» не имеют;

— во многих университетах (например, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского) ведется научно обоснованный и творческий поиск в направлении содержания, институциональных основ, ролей и функций субъектов воспитательной деятельности. Опыт составления карты акторов воспитания, технологий, направленности и содержания их деятельности может быть распространен в других образовательных организациях высшего образования. Особое значение при этом приобретают вопросы организации воспитывающего обучения и роли в этом преподавателя как референтного для студентов взрослого, постоянно взаимодействующего со студентами;

— эксперты отмечают, что в Концепциях (программах) воспитания и календарных планах воспитательной деятельности заложен значительный содержательный и организационный базис для реализации положений Указа Президента России № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Значительную долю календарного плана воспитательной деятельности составляют события и мероприятия гражданско-патриотической направленности (от 10 до 16 % ). Однако преимущественно эти мероприятия носят массовый характер, не предполагают персонифицированного ценностного взаимодействия с каждым студентом;

— готовность к проектированию и реализации воспитательной деятельности, основанной на динамике роли, потребностей, запросов студентов, на идеях концепции жизненного пути студента в программах воспитания и календарных планах воспитательной деятельности прослеживается не явно. В основном события ориентированы на всех студентов и повторяются ежегодно.

Но есть категории студентов, которым адресована напрямую часть воспитательного контента: это студенты младших курсов, нуждающиеся в сопровождении адаптационных процессов, иностранные студенты и лица с ОВЗ, студенты выпускных курсов. Опыт и практики адресной деятельности позволяют развивать гибкость, содержательную, структурную и ролевую дифференциацию воспитательной деятельности на разных курсах обучения и программах подготовки;

— оценивая субъектную структуру воспитательной деятельности, эксперты фиксируют доминирование профессионалов в статусе авторов и организаторов основных событий, мероприятий, программ. Студенты упоминаются в качестве субъектов преимущественно при организации локальных, малых по охвату участников мероприятий, чаще выступают в роли участника или волонтера;

— календарные планы воспитательной деятельности содержат значимые эмпирические референты для оценки содержания и структуры воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования;

— содержание и структура воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования посредством анализа календарных планов может быть оценена как минимум по следующим параметрам: содержательный, субъектный, хронологический, дифференциальный, инновационный, технологический, динамический;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— культурно-творческая деятельность часто составляет основу и пространство воспитательной деятельности в вузе. При сохранении ее традиций и значимости необходимо развивать другие направления воспитания, в первую очередь, духовно-нравственное, патриотическое, профессионально-трудовое;

— в доминирующем большинстве практик субъектом воспитания является «взрослый» (преподаватель, организатор воспитательной деятельности и молодежной политики и др.). Необходимо создавать условия для развития субъектной роли студента, переформатировать воспитание с видением студента как взрослого и равного участника этого процесса;

— в повседневной организации воспитательной деятельности в вузах преобладают воспитательные события и программы, ориентированные на студентов младших курсов бакалавриата, недостаточно учитывается динамика позиции сту-

дента и изменение его образовательного запроса к более старших курсам обучения;

— необходимо проводить в образовательной организации анализ целесообразности и достаточности воспитательной деятельности со специфическими группами/категориями студентов. Доля событий и программ, ориентированных на такие категории (2,6 %) может быть достаточной для одного вуза с небольшой включенностью таких категорий студентов в контингент и явно недостаточной для другого;

— в ООВО сформировался богатый опыт организации воспитательных событий. Однако необходимо учитывать ограниченность возможностей мероприятивного подхода и осуществлять научно-обоснованный поиск баланса между событиями/мероприятиями и повседневными, продолженными, опосредованными форматами воспитания;

— в организации воспитательной деятельности выраженно ощущается творческая ориентированность ее субъектов. Это может интерпретироваться как показатель инновационной готовности и как значимый потенциал развития воспитательной деятельности и молодежной политики Доля инновационных форматов в общем массиве воспитательных событий (15,6 %) позволяет говорить, что поиск нестандартных решений и практик воспитания ведется в большинстве ООВО;

— доминирование мероприятивного подхода влияет на хронологический профиль воспитательной деятельности, в котором присутствуют выраженные периоды подъема и спада активности. Во многих случаях это объясняется объективными причинами, однако это может быть нивелировано реализацией продолженных форматов воспитательной деятельности.

Библиографический список

1. Абакумова Н. Н. Система мониторинга в образовании : учебное пособие. 2018. URL: http ://vital.lib .tsu. ru/vital/access/manager/Repository/vtls: 000652579 (дата обращения: 24.01.2024).

2. Байгутлин Р. Р. Диагностика эффективности процесса профессионального воспитания студентов гуманитарного вуза / Р. Р. Байгутлин, П. Ю. Романов, Г. В. Токмазов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 36-39.

3. Борунова Е. Е. Мониторинг как основа построения воспитательной работы в современном вузе. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72363 (дата обращения: 20.10.2021).

4. Голошумова Г. С. Мониторинг воспитательного потенциала образовательной среды педагогического

вуза / Г. С. Голошумова, Г. В. Остякова, М. В. Ковязи-на // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 71-74.

5. Горб В. Г. Методология педагогического мониторинга в вузе // Высшая школа. 2005. № 3 (май -июнь). С. 25-30.

6. Григорян И. А. Мониторинг: эволюция научных взглядов, сущность, функции и принципы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-evolyutsiya-nauchnyh-vzglyadov-suschnost-funktsii-i-printsipy (дата обращения: 25.01.2023).

7. Жуковская И. Е. Основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 3. С. 15-25.

8. Завада Г. В. Проблемы мониторинга воспитательной деятельности в вузе / Г. В. Завада, Г. А. Ляу-кина, М. В. Реймер // Приборостроение и автоматизированный электропривод в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве : материалы VII Национальной научно-практической конференции [09-10 декабря 2021 года]. Казань : Казанский государственный энергетический университет, 2022. С. 350-352.

9. Зеленова Д. А. Мониторинг результатов воспитания студентов как средство совершенствования образовательного процесса в педагогическом университете. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42397528 (дата обращения: 25.01.2023).

10. Кемалова Л. И. Особенности воспитания студенческой молодежи в условиях глобальных вызовов // Вестник педагогических наук. 2023. № 8. С. 76-81.

11. Кубрина Ю. А. Мониторинг профессионального воспитания студентов колледжа. URL: https://ratio-natura.ru/vypusk-no1-7-2023-g (дата обращения: 25.01.2023).

12. Кукеева М. К. К вопросу мониторинга эффективности патриотического воспитания студентов университета / М. К. Кукеева, Р.К. Тастыбаева // Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск : сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой году педагога и наставника. [16-17 ноября 2023 года]. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2023. С. 301-306.

13. Матвеева В. В. Проблема мониторинга воспитательной работы со студентами в техническом вузе в контексте формирования инновационного общества. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/problema-monitoringa-vospitatelnoy-raboty-so-studentami-v-tehnicheskom-vuze-v-kontekste-formirovaniya-innovatsionnogo-obschestva (дата обращения: 08.08.2023).

14. Мейер О. С. Об уровне гражданско-патриотической воспитанности студентов технического вуза / О. С. Мейер, Е. Л. Федотова // Образование в XXI веке : материалы V Международной научно-практической конференции. [28-31 марта 2022 года] / под редакцией О. М. Коломиец, М. Г. Голубчиковой,

И. И. Капалыгиной, У К. Кыякбаевой. Москва : Развитие образования, 2022. С. 414-421.

15. Московцева Е. А. Использование информационных систем для мониторинга качества обучения и воспитания (по областям знаний и уровням образования) // Заметки ученого. 2023. № 1. С. 120-123.

16. Перескокова Т. А. Воспитание студентов в системе высшего образования / Т. А. Перескокова,

B. П. Соловьев // Высшее образование сегодня. 2016. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-studentov-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 07.12.2023).

17. Пуляева В. Н. Модель оценки результативности воспитательных практик в системе высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64).

C. 18-23.

18. Тома Ж. В. Профессиональное воспитание студентов в условиях вузовской среды / Ж. В. Тома, А. А. Пашин // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 3. С. 55-58.

19. Устинова Н. П. Организационная эффективность управления воспитательной работой в ВУЗе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 5(80). С. 9-12.

20. Юсупов В. З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-studentov-vuza-ponyatie-struktura-genezis-razvitiya (дата обращения: 05.12.2023).

Reference list

1. Abakumova N. N. Sistema monitoringa v obra-zovanii = Monitoring system in education : uchebnoe posobie. 2018. URL:

http ://vital.lib .tsu. ru/vital/access/manager/Repository/vtls: 000652579 (data obrashhenija: 24.01.2024).

2. Bajgutlin R. R. Diagnostika jeffektivnosti processa professional'nogo vospitanija studentov gumanitarnogo vuza = Diagnosis of the effectiveness of the process of professional education of students in humanitarian university / R. R. Bajgutlin, P. Ju. Romanov, G. V. Tokmazov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2022. № 76-1. S. 36-39.

3. Borunova E. E. Monitoring kak osnova postroenija vospitatel'noj raboty v sovremennom vuze = Monitoring as the basis for building educational work in a modern university. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72363 (data obrashhenija: 20.10.2021).

4. Goloshumova G. S. Monitoring vospitatel'nogo potenciala obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo vuza = Monitoring the educational potential of the educational environment of the pedagogical university / G. S. Go-loshumova, G. V. Ostjakova, M. V Kovjazina // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2021. № 1 (86). S. 71-74.

5. Gorb V. G. Metodologija pedagogicheskogo monitoringa v vuze = Methodology of pedagogical monitoring at the university // Vysshaja shkola. 2005. № 3 (maj -ijun'). S. 25-30.

6. Grigorjan I. A. Monitoring: jevoljucija nauchnyh vzgljadov, sushhnost', funkcii i principy = Monitoring: evolution of scientific views, essence, functions and principles. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-evolyutsiya-nauchnyh-vzglyadov-suschnost-funktsii-i-printsipy (data obrashhenija: 25.01.2023).

7. Zhukovskaja I. E. Osnovnye trendy sovershenstvo-vanija dejatel'nosti vysshego uchebnogo zavedenija v uslovijah cifrovoj transformacii = The main trends in improving the activities of a higher educational institution in the context of digital transformation // Otkrytoe obra-zovanie. 2021. T. 25. № 3. S. 15-25.

8. Zavada G. V Problemy monitoringa vospitatel'noj dejatel'nosti v vuze = Problems of monitoring educational activities at the university / G. V. Zavada, G. A. Ljaukina, M. V. Rejmer // Priborostroenie i avtomatizirovannyj jel-ektroprivod v toplivno-jenergeticheskom komplekse i zhilishhno-kommunal'nom hozjajstve : materialy VII Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [09-10 dekabrja 2021 goda]. Kazan' : Kazanskij gosudarstvennyj jenergeticheskij universitet, 2022. S. 350-352.

9. Zelenova D. A. Monitoring rezul'tatov vospitanija stu-dentov kak sredstvo sovershenstvovanija obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom universitete = Monitoring the results of student education as a means for improving the educational process at the pedagogical university URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42397528 (data obrashhenija: 25.01.2023).

10. Kemalova L. I. Osobennosti vospitanija stu-dencheskoj molodezhi v uslovijah global'nyh vyzovov = Features of educating student youth in the context of global challenges // Vestnik pedagogicheskih nauk. 2023. № 8. S. 76-81.

11. Kubrina Ju. A. Monitoring professional'nogo vospitanija studentov kolledzha = Monitoring the professional education of college students URL: https://ratio-natura.ru/vypusk-no1-7-2023-g (data obrashhenija: 25.01.2023).

12. Kukeeva M. K. K voprosu monitoringa jeffek-tivnosti patrioticheskogo vospitanija studentov universi-teta = On the issue of monitoring the effectiveness of patriotic education of university students / M. K. Kukeeva, R. K. Tastybaeva // Teorija i praktika voennogo obra-zovanija v grazhdanskih vuzah: pedagogicheskij poisk : sbornik materialov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhjonnoj godu pedagoga i nastavnika. [16-17 nojabrja 2023 goda]. Ekaterinburg: OOO «Izdatel'stvo UMC UPI», 2023. S. 301-306.

13. Matveeva V V Problema monitoringa vospitatel'noj raboty so studentami v tehnicheskom vuze v kontekste formirovanija innovacionnogo obshhestva = The problem of

monitoring educational work with students at a technical university in the context of formation of innovative society. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-

monitoringa-vospitatelnoy-raboty-so-studentami-v-tehnicheskom-vuze-v-kontekste-formirovaniya-innovatsionnogo-obschestva (data obrashhenija: 08.08.2023).

14. Mejer O. S. Ob urovne grazhdansko-patrioticheskoj vospitannosti studentov tehnicheskogo vuza = On the level of civil-patriotic education of students at technical university / O. S. Mejer, E. L. Fedotova // Obrazovanie v XXI veke : materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [28-31 marta 2022 goda] / pod redakciej O. M. Kolomiec, M. G. Golubchikovoj, I. I. Kapalyginoj, U. K. Kyjakbaevoj. Moskva : Razvitie obrazovanija, 2022. S. 414-421.

15. Moskovceva E. A. Ispol'zovanie informacionnyh sistem dlja monitoringa kachestva obuchenija i vospitani-ja (po oblastjam znanij i urovnjam obrazovanija) = Use of information systems to monitor the quality of education and education (by knowledge area and level of education) // Zametki uchenogo. 2023. № 1. S. 120-123.

16. Pereskokova T. A. Vospitanie studentov v sisteme vysshego obrazovanija = Raising students in the higher education system / T. A. Pereskokova, V. P. Solov'ev // Vysshee obrazovanie segodnja. 2016. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-studentov-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (data obrashhenija: 07.12.2023).

17. Puljaeva V. N. Model' ocenki rezul'tativnosti vospitatel'nyh praktik v sisteme vysshego obrazovanija = Model for assessing the effectiveness of educational practices in the higher education system // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2023. № 3(64). S. 18-23.

18. Toma Zh. V. Professional'noe vospitanie studentov v uslovijah vuzovskoj sredy = Professional education of students in university environment / Zh. V. Toma, A. A. Pashin // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2022. № 3. S. 55-58.

19. Ustinova N. P. Organizacionnaja jeffektivnost' upravlenija vospitatel'noj rabotoj v VUZe = Organizational efficiency of educational work management in the university // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksper-iment. 2021. № 5(80). S. 9-12.

20. Jusupov V. Z. Professional'noe vospitanie studentov vuza: ponjatie, struktura, genezis razvitija = Professional education of university students: concept, structure, genesis of development // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-studentov-vuza-ponyatie-struktura-genezis-razvitiya (data obrashhenija: 05.12.2023).

Статья поступила в редакцию 25.12.2023; одобрена после рецензирования 17.01.2024; принята к публикации 18.01.2024.

The article was submitted 25.12.2023; approved after reviewing 17.01.2024; accepted for publication 18.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.