Е.В. СЕРГЕЕВА (Волгоград)
мониторинг учебных достижений студентов педагогического буза в системе управления качеством подготовки специалистов
Представлена технология мониторинга учебных достижений студентов педагогического вуза, спроектированная с позиций гуманитарного подхода к управлению качеством подготовки специалистов. Показаны возможности данной технологии в развитии субъектности студентов как основного средства повышения качества профессиональной подготовки. Приводится описание результатов педагогического эксперимента, подтверждающих эффективность технологии.
Ключевые слова:управление качеством профессиональной подготовки, мониторинг, учебные достижения, профессиональноличностная компетентность.
Государственная политика в области образования, осуществляемая в России в последние годы, нацелена на усиление ответственности вузов за качество профессиональной подготовки специалистов. Это соответствует мировым тенденциям в сфере гарантий качества образования и стимулирует вузы на разработку и внедрение эффективных внутриву-зовских систем управления качеством. Измерение и оценка результатов образования при создании таких систем занимают одно из центральных мест, вне зависимости от модели, на основе которой выстраивается система управления качеством.
Анализ современной научнопедагогической литературы по проблеме управления качеством образования (А.Г. Бер-мус, Г.А. Бордовский, М.М. Поташник, Е.И. Сахарчук, С.Ю. Трапицын, П.И. Третьяков и др.) позволяет сделать вывод, что при всей неоднозначности трактовок в обобщенном виде под управлением качеством подготовки специалистов понимается системная деятельность субъектов управления по достижению соответствия качества профессиональной подготовки установленным требованиям. Это вполне соответствует определению поня-
тия «менеджмент качества», которое все больше используется в сфере образования в связи с тем, что в российской высшей школе в последнее время ведется массовая работа по созданию систем менеджмента качества на основе международных стандартов серии ИСО 9000. Применительно к сфере образования менеджмент качества можно рассматривать как часть общего процесса управления образовательным учреждением, направленную на достижение установленного уровня качества (определяемого потребностями заказчиков) и планомерное его повышение при активном вовлечении персонала (педагогических работников) и всех заинтересованных сторон (органов управления, общественных институтов, работодателей, студентов и т.д.).
В управленческом цикле одно из центральных мест занимает мониторинг. В Руководящих указаниях по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в сфере образования (ГОСТ Р 52614.2-2006) приводится интерпретация требований к организации мониторинга в образовательных учреждениях: «... образовательное учреждение должно установить и использовать методы мониторинга результатов предоставления образовательных услуг для обеспечения установленных образовательных процессов... Результаты процесса аттестации должны быть зарегистрированы и использованы для демонстрации достижения запланированных целей по образовательным услугам» [1]. Для формирования эффективных систем управления качеством, отвечающих характеру современного образования и потребностям государства, общества и личности, необходим не формальный, а осознанный подход на основе концепции и методологии стандартов ИСО 9000 с выбором, интерпретацией и творческим дополнением тех рекомендаций, которые в наибольшей мере подходят для системы образования. Таким дополнением, как показало наше исследование, может служить гуманитарный подход к управлению качеством.
Будучи социально-педагогической, система подготовки в педагогическом вузе является самоорганизующейся и саморазвивающей-ся (Е.Н. Гусинский, Е.И. Сахарчук). Управление такой системой должно строиться с опорой на основных субъектов образовательного процесса - преподавателей и студентов. Гуманитарная сущность высшего педагогического образования, раскрытая в работах В.И. Да-нильчука, И.А. Колесниковой, Е.И. Сахарчук,
© Сергеева Е.В., 2010
Ю.В. Сенько, Н.К. Сергеева и др., проявляется в том, что качество профессиональной подготовки будущего педагога обеспечивается активной позицией студента в образовательном процессе, уровнем его субъектности. Основываясь на этих положениях, мы спроектировали технологию мониторинга учебных достижений студентов, позволяющую вовлекать преподавателей и самих студентов в управление качеством профессиональной подготовки. При организации мониторинга учебных достижений студентов мы ориентировались на следующие требования.
• Мониторинг учебных достижений студентов в системе управления качеством подготовки специалистов должен диагностировать не только когнитивный (знания) и деятельностный (умения и навыки) компоненты учебных достижений в соответствии с ГоС ВПо, но мотивационно-ценностный (готовность и отношение) компонент. оценочные процедуры мониторинга должны давать возможность для интегративной оценки компетенций, освоенных в процессе профессиональной подготовки. Это позволит охватить все результаты образовательного процесса и судить о продвижении студента к конечной цели - становлению профессионально-личностной компетентности будущего педагога как интегративного показателя качества его профессиональной подготовки (Е.И. Сахарчук).
• Для создания условий для развития субъ-ектности студентов мониторинг их учебных достижений должен усиливать «личностную ориентацию» (В.В. Сериков) образовательного процесса. Для этого необходимо реализовывать идеи личностно ориентированного подхода к оцениванию, предполагающие целостный взгляд на студента, ориентацию на его мотивы, потребности и личный опыт, учет личностных особенностей при выставлении оценки, предоставление студенту возможности выбора формы отчетности по результатам выполненной работы. Реализация функции поощрения в процессе оценки приводит к тому, что система мониторинга учебных достижений студентов служит одним из основных источников создания ситуаций успеха, внутренним регулятором учебной деятельности, обеспечивающим рост учебных достижений в дальнейшем.
• Мониторинг учебных достижений студентов должен ориентировать участников образовательного процесса в направлениях работы по закреплению успехов и восполнению пробелов в освоении учебной дисциплины. об-
ратная связь, постоянно обеспечиваемая мониторингом, позволяет студентам адекватно и целенаправленно планировать свою учебную деятельность, вносить в нее необходимые коррективы и улучшать деятельность преподавателя на основе данных, полученных в ходе мониторинга. И наконец, обязательно включение в мониторинг оценочных процедур, которые развивают готовность и способность студентов к рефлексии собственных учебных достижений, что будет также способствовать становлению студента в качестве субъекта управления качеством своей подготовки.
Мониторинг учебных достижений студентов, удовлетворяющий данным требованиям, позволяет преодолеть отчуждение результатов учебной деятельности от ее субъекта и включить учебные достижения студента в поле его личностных достижений. В рамках нашего исследования под личностными достижениями понимается позитивный для окружающих и значимый для личности результат деятельности, отражающий степень ее роста (прогресса) в сравнении с предыдущими результатами. Опираясь на разработки отечественных педагогов (А.С. Белкин, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Н.А. Селезнева, С.Е. Шишов и др.), мы в своем исследовании определяем мониторинг учебных достижений студентов как процесс непрерывного диагностико-прогностического отслеживания результатов учебной деятельности студентов с целью развития их субъектности как основного механизма гумани-тарности управления качеством подготовки специалистов.
Рассмотрим технологию мониторинга, представляющую собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объект, субъекты организации и осуществления мониторинга, комплекс критериев и показателей оценки и оценочных процедур. Цель является системообразующим элементом мониторинга учебных достижений студентов, как и любой деятельностной системы: чтобы система работала, необходимо определить, ради чего она должна действовать. Исходя из цели, определяются объект мониторинга, выделяется комплекс критериев и показателей качества учебных достижений, подбираются оценочные процедуры.
Объект мониторинга, как правило, представляет собой сложное целое и имеет определенное строение. Рассматривая учебные достижения студентов педагогического вуза в качестве основного результирующего показателя образовательного процесса, подлежаще-
го измерению, мы обращаемся к пониманию проблемы результативности в педагогическом образовании (Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.). Ученые, говоря о результате педагогического образования, выделяют в нем две стороны: предметные и личностные изменения, которые получают свое развитие на разных этапах обучения. Предметная, деятельностная сторона включает в себя умения, знания, навыки и компетенции, приобретенные студентами в вузе. Личностная же сторона связывается с изменениями в поведении, отношении студентов к будущей профессии, учебным дисциплинам, детям и самому себе в образовательном процессе.
Как объект мониторинга, учебные достижения студентов педагогического вуза представляются в виде следующих компонентов: когнитивный (знания, полученные студентом в ходе учебной деятельности); деятельностный (умения и навыки); мотивационноценностный (готовность и отношение) и интегративный (освоенные общекультурные и профессиональные компетенции). Такое представление учебных достижений соотносится, на наш взгляд, с современными представлениями о результатах освоения образовательных программ, требования к которым изложены в ФГОС ВПО третьего поколения.
Субъектами мониторинга учебных достижений выступают все участники образовательного процесса (преподаватели, студенты, руководители разных уровней). Степень их участия различна, но все они получают информацию, анализируют ее. Основным субъектом организации мониторинга учебных достижений студентов является преподаватель. Преподаватель на основе учебной программы дисциплины прогнозирует основные результаты, которые могут быть получены студентами после освоения дисциплины, выбирает в соответствии со спецификой изучения дисциплины оценочные методики, которые позволят судить о степени достижения учебных целей, проводит регулярную диагностику и анализирует полученные результаты, в соответствии с которыми принимает решение о коррекции учебных заданий для конкретных студентов или корректировке всей учебной программы.
Студенты как субъекты мониторинга получают информацию о личных учебных достижениях для ликвидации пробелов в освоении дисциплины, а также благодаря рефлексивным оценочным методикам самоактуали-зируют смыслы своей профессиональной под-
готовки. Рефлексивные оценки студентов способствуют функционированию обратной связи, т.к. преподаватель получает информацию о возможных затруднениях студентов, вызванных содержанием, средствами и методами, используемыми преподавателем в ходе учебного процесса. Руководители различного уровня (деканы, заместители деканов, заведующие кафедрами) на основе данных мониторинга учебных достижений студентов (в основном в рамках показателей рубежных срезов) имеют возможность определять общее состояние успеваемости в учебной группе, курсе, проследить успехи конкретного студента. Особое значение это имеет для студентов, находящихся в «красной зоне», т.е. имевших ранее академические задолженности, пропуски занятий.
Критерии и показатели объекта мониторинга. В контексте нашего исследования под критерием понимается обобщенная характеристика состояния исследуемого объекта, признак, на основании которого производится оценка. При этом под показателем понимается степень выраженности признака, по которому можно судить о состоянии объекта. При этом могут использоваться качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства, и количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства. Каждый критерий раскрывается через систему показателей. Критерий «Качество знаний» оценивается через систему показателей, основанных на разработках отечественных педагогов, исследовавших проблемы оценивания знаний (М.И. Зарецкий, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, Е.И. Петровский, М.Н. Скаткин и др.). К ним относятся полнота, глубина, оперативность, гибкость, системность, осознанность, прочность. Критерий «Качество умений» оценивается через количество и качество действий, выполняемых студентом, их последовательность и время, затраченное на выполнение. Количество действий свидетельствует о полноте, устойчивости педагогического умения, а их последовательность отражает степень осознанности, т.е. указывает, в какой мере оно опирается на теоретические знания. Развитие педагогических умений различается по уровням (репродуктивный, эвристический и творческий). Критерий «Личностные качества» оценивается через такие показатели, как активность студента, мотивация учения, собственного развития, достижения успеха, отношение к предмету, будущей профессии, готовность к применению знаний. Кри-
терий «Овладение компетенциями» оценивается интегративно через готовность студента решать профессионально-педагогические проблемы и типичные задачи на практике.
Следующий элемент мониторинга - оценочные процедуры. По мнению А.Н. Майорова [2], эффективность мониторинга для решения задач управления качеством профессиональной подготовки зависит от того, насколько правильно подобраны методы измерения по отношению к объектам. Поэтому для успешного мониторинга учебных достижений студентов должны использоваться, с одной стороны, адекватные методы измерения, с другой - эти методы должны быть реализованы в рамках образовательного процесса. С учетом уточненного объекта, критериев и показателей оценивания в качестве оценочных процедур нами были выбраны традиционные и современные методы оценки учебных достижений студентов, а именно: опрос, наблюдение за деятельностью, тестирование, анализ результатов учебной деятельности (эссе, рефераты и пр.), учебные проекты, рефлексивные методы, аутентичные (например, портфолио) и формативные методы оценки. Наиболее рационально, на наш взгляд, оценочные процедуры мониторинга учебных достижений встраиваются в рейтинговую систему как накопительную систему оценки, которая, по мнению Н.Ф. Ра-дионовой и А.П. Тряпицыной, предусматривает вариативность результатов образования и способствует проявлению индивидуальноличностных особенностей студентов [3]. Рейтинговая система здесь выступает эффективным инструментом мониторинга, позволяющим реализовать принцип информированности сторон о его результатах.
Определенная таким образом технология мониторинга учебных достижений студентов внедрялась нами поэтапно в течение ряда лет в процессе изучения дисциплин педагогического цикла в Волгоградском государственном педагогическом университете. Всего в эксперименте приняли участие более 500 студентов. На первом (подготовительном) этапе была осуществлена декомпозиция ожидаемых результатов после освоения дисциплины по компонентам учебных достижений: определены основные знания и умения, которыми должны овладеть все студенты, общекультурные и профессиональные компетенции, овладению которыми способствует данная дисциплина. Определены оценочные процедуры для диагностики компонентов учебных достижений студентов и сроки их проведения. Наи-
большее затруднение на этом этапе вызывало конструирование карт компетенций для их формативной оценки, т.к. диагностика компетенций в отечественной науке еще довольно слабо разработана.
На втором (процессуальном) этапе нами были апробированы оценочные процедуры, а также система обратной связи. Проведенный эксперимент показал, что наиболее эффективно информирование студентов об их достижениях осуществляется с помощью электронного рейтинга (нами реализовано средствами электронных таблиц Google Docs), где отражаются все результаты, полученные в ходе учебной деятельности, и имеются необходимые данные для коррекции своей учебной стратегии.
На третьем (корректирующем) этапе нами осуществлялась разработка дополнительных заданий для студентов, учебные достижения которых были ниже порогового уровня. Ранняя коррекция, основанная на регулярном анализе данных мониторинга, позволила сократить количество академически неуспевающих студентов до среднестатистического значения 4,5 % (в начале эксперимента было 18%). Для оперативных консультаций по той или иной теме активно использовались тематическая группа «Педагогика ИИЯ»* социальной сети «ВКонтакте», электронная почта.
Эффективность разработанной нами технологии мониторинга учебных достижений студентов экспериментально подтверждается также и возросшей активностью студентов (увеличилось среднее количество баллов, набранных студентами в контрольных точках); в положительную сторону изменилось отношение к дисциплине; появилось понимание связи изучаемого материала с будущей практической деятельностью; появилась мотивация новых достижений. Данные выводы сделаны на основе контент-анализа педагогических эссе студентов и результатов применения методики «экспресс-рефлексия».
Таким образом, реализация разработанной нами технологии мониторинга учебных достижений студентов не только позволяет эффективно управлять качеством подготовки специалистов через диагностирование достижения целей образовательного процесса, охватывая все полученные результаты, но и способствует повышению субъектности студентов, задавая тем самым вектор постоянного
* ИИЯ - Институт иностранных языков.
профессионально-личностного развития, профессионального роста будущих специалистов через достижения.
Литература
1. ГОСТ Р 52614.2-2006. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования / Федер. агентство по техн. регулированию и метрологии. М. : Стандартинформ, 2007. 63 с.
2. Майоров А.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 335 с.
3. Компетентностный подход в педагогическом образовании : кол. монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб. : Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2005. 392 с
Techniques of students’ learning achievements monitoring in the system of management of the quality of specialists’ training in pedagogical higher school
There are given the techniques of learning achievements monitoring of students from a pedagogical higher school planned from the positions of humanitarian approach to specialists training quality management. There are shown the opportunities of the given techniques in developing students’ subjectivity as the basic means of professional training quality improving. There is described the pedagogical experiment confirming the efficiency of the given techniques.
Key words: professional training quality management, monitoring, learning achievements, professional and personal competence.