Научная статья на тему 'К вопросу о проблеме формирования фонда оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО'

К вопросу о проблеме формирования фонда оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / СТУДЕНТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FUND ESTIMATED MEANS / STUDENT / COMPETENCE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна

В статье рассматриваются проблемы формирования фонда оценочных средств, которые приобретают особую актуальность в связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF PROBLEM OF FUND EVALUATION ASSETS UNDER ADMINISTRATION HPE GEF

This article discusses the formation of the fund valuation tools that are particularly relevant in connection with the enactment of the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (HPE GEF).

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблеме формирования фонда оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО»

В.А. Коваль

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

PROBLEM FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

PHILOLOGIST IN MIDWEEK

© 2013

V.A. Koval, Ed.D. professor of Ukrainian Language and Methods of teaching

Uman State Pedagogical University named after Paul Tychiny, Uman (Ukraine)

Annotation: The article analyzes the scientific works of scientists about the formation of professional competence of future teachers, philologists. We consider the problem of training teachers of the Ukrainian language and literature at pedagogical universities as individuals ready to competence orientation, intellectual and creative professional activities.

Keywords: training, professional competence, competence, intellectual and creative activity, the standard of higher pedagogical education, speech competence.

УДК 378.146

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВПО

© 2013

С.И. Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных единоборств

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования фонда оценочных средств, которые приобретают особую актуальность в связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Ключевые слова: фонд оценочных средств, студент, компетенция, федеральный государственный образовательный стандарт.

Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) стало основой для начала многолетней кропотливой работы по проектированию, разработке и внедрению основных образовательных программ (ООП) и необходимого методического обеспечения к ним.

Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения - ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности специалистов [1].

Компетентностный характер образования, ориентированный на конечный практический результат позволяет говорить о сбалансированном образовательном процессе, сочетающем получение знаний и освоение компетенций по их использованию. Он также рассматривается как инструмент усиления социального диалога высшей школы с рынком труда. По мнению Е. И. Сахарчук, новый стандарт предстает как междисциплинарный проект с минимальными ориентирами, в соответствии с которыми планируется и реализуется образовательный процесс в конкретном вузе [4].

Такой подход, с одной стороны, безусловно, дает большую свободу вузам, так как появилась реальная возможность формирования ООП вуза с учетом актуальных потребностей регионального рынка труда, миссии вуза, специфики научных школ, его образовательных и культурных традиций, уровня развития материально-технической базы и инфраструктуры, сотрудничества вуза с другими российскими и зарубежными организациями.

С другой стороны, процесс формирования ООП ФГОС имеет сложности, связанные с отсутствием научно обоснованного механизма, позволяющего проектировать результаты освоения ООП студентами вуза.

За последнее десятилетие сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации. Так, например, в Макете ФГОС ВПО определено место и роль оценочных средств (редакция 05.02.09), которые представлены в п.8 «Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ». В данных Требованиях указано, что:

- оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников (п. 8.2);

- конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабаты-

ваются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения (8.3);

- для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом (п. 8.4.) ».

Считаем необходимым указать нормативные и правовые документы в области качества образования:

Закон «Об образовании», глава III «Управление системой образования», ст. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);

24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Приказ Минобрнауки РФ от 3 декабря 2004 № 304 «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях.

Письмо Минобрнауки РФ от 09 декабря 2004 №676/12-16 «О разработке и внедрении внутривузов-ских систем управления качеством образования».

Письмо Управления учреждений образования от 22.05.2006 № 836/12-16 о типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.06.2005 №01-282/05-01 «О создании общенациональной системы оценки качества образования».

Приказ Минобрнауки РФ от 30.09.2005 г. №1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1133 «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области образования».

Приказ Рособрнадзора № 541 от 5 марта 2011 г. О про-

С.И. Колодезникова

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ ...

ведении в 2011 году конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования».

• ГОСТ Р 52614.2-2006 - «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования» [2].

Проанализировав ряд работ, посвященных ФОС, пришли к заключению, что фонд оценочных средств как система оценивания состоит из трех частей:

1. Структурированного перечня объектов оценивания (кодификатора/ структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения ООП, дисциплины),

2. Базы учебных заданий,

3. Методического оснащения оценочных процедур.

При планировании и разработке ФОС как системы

оценивания используется ограниченный набор элементов:

- цели / результаты обучения;

- индикаторы и критерии оценивания;

- содержательная область контроля;

- функции и цели контроля;

- виды, методы и формы контроля;

- средства оценивания/ учебные задания [2].

Необходимо также отметить, что оценивание формируемых профессиональных и универсальных компетенций более эффективно при выполнении курсовых работ, учебных и производственных практик и научно-исследовательской работы студента (НИРС).

Однако наряду с перечисленными оценочными мероприятиями рекомендуется использовать инновационные формы контроля как на этапе итоговой, так и на этапах текущей, промежуточной и рубежной аттестаций. Важнейшим условием успешной реализации перечисленных форм контроля является их комплексность и функциональность, предполагающая связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активности выпускника.

В целях реализации инновационных разработок проектирования оценочных средств для оптимального контроля качества компетенций выпускников вузов ряд исследователей [3] предлагают сформулировать методологические основы этого проектирования и построить общую модель сравнительной оценки качества подготовки. Эта модель может включать следующие структурные компоненты:

- объекты оценивания и их предметные области;

- базы оценивания (нормы качества - системы требований);

- критерии оценивания (признаки степени соответствия установленным требованиям, нормам, стандартам);

- субъекты оценивания (студенты, преподаватели, эксперты);

- средства и технологии (процедуры) оценивания.

Практическая реализация общей модели осуществляется через систему оценочных средств и технологий оценки качества подготовки выпускника, адекватно отражающую результаты освоения им основной образовательной программы, т.е. компетенции, приобретенные

им в течение всего периода обучения.

Эффективность применения оценочных средств определяется используемыми технологиями контроля результатов обучения, которые предусматривают возможность комплексного оценивания различных элементов образовательных программ, формирующих приобретаемые компетенции.

При этом оценочные средства должны давать возможность измерять уровень достижения установленных результатов обучения.

На примере дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» разработали примерные индикаторы измерения результатов обучения при работе над кейсом.

Параметры оценивания конкретной ситуации

Параметр Оценка (по 5-балльной шкале и т.д.)

Студент разносторонне проанализировал ситуацию. Студент ответил на все вопросы, не допустил ошибки, предложил обоснованные управленческие рекомендации. Студент привел примеры эффективности аналогичных решений. Студент владеет знаниями и умениями по дисциплине в полном объеме 5/50

Студент разносторонне проанализировал ситуацию. Студент ответил на все вопросы, допустил не более 1 ошибки, предложил обоснованные управленческие рекомендации. Студент привел примеры эффективности аналогичных решений. Студент владеет знаниями и умениями по дисциплине в полном объеме 4/40

Студент поверхностно проанализировал ситуацию. Студент ответил на вопросы, допустил более 2 ошибок, не предложил обоснованные управленческие рекомендации 3/30

Студент не смог правильно решить ситуацию. Допустил ошибку в анализе истории. Не ответил на вопросы 2/20

В заключение отметим, что проектирование комплексных оценочных средств для контроля качества подготовки выпускников при реализации многоуровневых программ ВПО, основанных на компетентностном подходе, является сложной, многокомпонентной задачей, требующей создания новой системы оценочных средств, позволяющей планомерно отслеживать динамику роста качества подготовки студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богословский В.А. и др. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации ВПО в России. - Москва. 2005. 358 с.

2. Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств. - Томск. 2012. 62 с.

3. Принципы и процедуры проектирования структуры, содержания и условий реализации инновационных образовательных программ: Методические рекомендации. - Москва. 2006. 86 с.

4. Сахарчук Е.И. Стандарты высшего профессионального образования как основа качества подготовки специалистов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки»: научный журнал. 2012. № 4 (74). С. 52-57.

© 2013

THE QUESTION OF PROBLEM OF FUND EVALUATION ASSETS UNDER

ADMINISTRATION HPE GEF

S.I. Kolodeznikova, candidate of pedagogical sciences

North-Eastern federal university of a name of M.K. Ammosov, Yakutsk (Russia)

Annotation: This article discusses the formation of the fund valuation tools that are particularly relevant in connection with the enactment of the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (HPE GEF). Keywords: fund estimated means, student, competence, federal state educational standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.