ДИДАКТИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
10. Krasiuk, E.V. Professional’naia podgotovka studentov turistskogo vuza v usloviiakh ekscursionnogo biuro [Professional training of students of tourism-specific HE institutions at sightseeing tour agencies]. Avtoreferat dissertatsii kandidata pedagogicheskikh nauk [Candidate of Pedagogics’ dissertation: author’s abstract]. Moscow, 2002. 24 p.
11. Kulaev, K. V. Kul’turologiia i ekskursovedenie [Cultural studies and Organiozation and realization of excursions]. Moscow: Sov. sport Publ., 1998. 107 p.
12. Kurilo, L.V. Podgotovka ekskursovodov v sisteme turistskogo obrazovaniia [Tour guide training]. Dissertatsiia kandidata pedagogicheskikh nauk [Candidate of Pedagogics’ dissertation]. Moscow, 1998. 236 p.
13. Mal’tseva, L.V. “Organizatsiia ekskursiinikh poslug” iak navchal’na distsiplina // Visnik Lugan’skogo natsional’nogo universitetu im. T. Shevchenka [Bulletin of the aras Shevchenko National University of Luhansk]. 2012. №4 (239). Part. II. pp. 159-163.
14. Moshniaga, E.V. Sotsial’no-pedagogicheskie usloviia sovershenstvovaniia podgotovki spetsialistov turistskoi deiatel’nosti [Social and pedagogical prerequisites for tourism-specific professional training quality improvement]. Avtoreferat dissertatsii kandidata pedagogicheskikh nauk [Candidate of Pedagogics’ dissertation: author’s abstract]. Moscow, 1997. 25 p.
15. Novikov, A.M. Povyshenie kvalifikatsii ekskursovodov: metod. rekomendatsii [Further training for tour guides: methodological recommendations]. Moscow: Tutist Publ., 1980. 44 p.
16. Zelen’ska, L.I., and Trotsenko, O.V. Praktikum z kursu “Kraeznavstvo i turizm”: navch. pocib. Dnepropetrovsk: RVV DNU Publ., 2011. 60 p.
17. Tropina, E.V. Ispol’zovanie uchebnykh ekskursii pri podgotovke menedzherov gostinichnogo, kurortnogo i turisticheskogo servisa [Exercise excursions in hotel, resort and tourist service managers’ training]. Kul’tura narodov Prichernomor’ia [Culture of the Black-Sea-Region ethnos]. 2004. №55. Vol. 3. pp. 137-139.
18. Iudin, M. V., and Abramov, A. V. Rol’ gosudarstvennoi informatsionnoi politiki v protsesse formirovaniia sotsial’no-kul’turnykh kompetentsii obuchaiushchikhsia [Role of State Communications Policy in the Process of Learner Sociocultural Competence Development]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Vol. 8. 2014. №2. pp. 68—72.
19. Kharitonova, T.V., and Chkhikvadze, N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System’s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society // World applied sciences journal Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism) 14.
УДК 378.14.015.62
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ БАКАЛАВРИАТА ФГБОУ ВПО «РГУТИС»
Суслова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, osp.08@mail.ru,
Смит Наталья Львовна, начальник Управления по международным связям, n_smith@mail.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Одним из важнейших направлений развития современного образования является глобализация. Она выражается в необходимости обеспечения совместимости образования, создания общего образовательного пространства. Возможности академической мобильности российских вузов базируются на формировании программ двойных дипломов с зарубежными партнерами. Особого внимания заслуживают вопросы по строению совместной образовательной программы, направлений и степени унификации реализуемых вузами основных образовательных программ (ООП), взаимообогащения их содержания. В статье рассмотрены подходы к разработке программы двойных дипломов бакалавриата ФГБОУ ВПО «РГУТиС» (Москва) по направлению подготовки «Менеджмент» и МШБ (г. Будапешт) по направлению подготовки «Бизнес-администрирование и менеджмент».
Раскрыты особенности основных составных элементов программы: характеристики учебных планов вузов, порядок взаимозачета кредитных единиц по наполняющим их дисциплинам, со-
94 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Исследование особенностей формирования программы двойных дипломов...
держание учебно-методического комплекса дисциплин, текущая, промежуточная и итоговая аттестация студентов. Выявлены отличия в трудоемкости дисциплин учебных планов, на основании чего сделан вывод о практикоориентированности ООП, реализуемой МШБ и достаточно высокой степени теоретизированности ООПФГБОУВПО «РТУТиС»: общее количество учебных дисциплин ООП ФТБОУ ВПО «РТУТиС» и по ТОС ВПО и по ФТОС ВПО превышает аналогичный показатель МШБ на 6 дисциплин. Выявлены различия также по другим показателям, таким как число дисциплин по выбору студента, характеризующий расширение предоставляемых вузом возможностей в отношении вариативности и индивидуализации процесса обучения. Число таких дисциплин в учебном плане ФТБОУ ВПО «РТУТиС» 2011 г. составляет 14 ед., что на 9 ед. больше, чем по плану университета 2010 г. и на 4 ед. выше, чем по плану МШБ.
Определены приоритеты ее дальнейшего развития, способствующие сближению результатов освоения реализуемых вузами программ ВПО бакалавриата и повышению готовности выпускников к практической деятельности на рынке труда.
Ключевые слова: академическая мобильность, бакалавриат, ФТБОУ ВПО «РТУТиС», МШБ, программа двойных дипломов, учебный план, студенты, преподаватели
Обоснование актуальности. На протяжении последних десятилетий развитие мирового сообщества происходит в условиях глобализации. Особенностью названного процесса является интеграция и унификация экономической, политической и культурной сфер деятельности разных стран. Распространяется он и на систему высшего профессионального образования (ВПО). В Европе импульсом его активизации послужила разработка Болонской декларации и последующих межнациональных рамочных соглашений, направленных на признание совместных степеней и квалификаций (Прага — 2001 г.; Берлин — 2003 г., Страсбург — 2004 г., Берген — 2005 г., Лондон — 2007 г., Левен — 2009 г., Будапешт — Вена — 2010 г.).
Университеты разных стран не только признают академические результаты друг друга, но и, опираясь на национальные стандарты, в условиях межнационального сотрудничества разрабатывают совместные программы профессионального обучения. Разнообразные международные, национальные, независимые фонды поддерживают академические обмены студентов и профессорско-преподавательского состава вузов, проведение широкого спектра научных исследований.
Присоединение России к Болонскому процессу явилось важным шагом вхождения страны в европейское образовательное пространство. Оно привело к реформи-
рованию системы образования, введению в 2011 г. ФГОС ВПО третьего поколения, принятию в 2012 г. нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Отличительные особенности отечественной системы ВПО в настоящее время определяют:
• двухуровневая модель образования;
• кредитная система оценки освоения образовательной программы;
• развитие международных образовательных контактов;
• совместимость и согласованность межнациональных образовательных программ;
• сохранение и развитие национальных интересов и особенностей образования.
В сложившихся условиях проблема формирования российскими вузами совместных образовательных программ с европейскими партнерами становится все более востребованной и актуальной. Раскрытие ее основных организационных аспектов поможет вузам, приступающим к разработке программ двойных дипломов, в определении подходов к их построению, а вузам, реализующим подобные программы, в выявлении путей дальнейшего совершенствования.
Научный инструментарий и источники исследования. В рамках изучения особенностей обучения менеджменту в России и в Европейском академическом пространстве (на примере конкретных вузов) было проведено сравнительное исследование педагогической документации.
95
ДИДАКТИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Содержание исследования. В рамках данной статьи исследованы особенности разработки программы двойных дипломов бакалавриата ФГБОУ ВПО «Российский государ -ственный университет туризма и сервиса» («РГУТиС» г. Москва) и Международной школы бизнеса (МШБ г. Будапешт, Венгрия), определены направления ее развития.
С 2009 г. университет успешно реализует совместную образовательную программу, по итогам которой выпускники получают два диплома бакалавра — ФГБОУ ВПО «РГУТиС» по направлению подготовки «Менеджмент» и МШБ по направлению подготовки «Бизнес -администрирование
и менеджмент».
Программа двойных дипломов построена на согласовании основных составных элементов реализуемых вузами ООП, прежде всего, на совмещении учебных планов и пе-резачете кредитных единиц по дисциплинам аналогичного содержания, целей и задач освоения.
Для получения диплома бакалавра МШБ студент ФГБОУ ВПО «РГУТиС» должен:
• набрать необходимое количество зачетных единиц по дисциплинам совмещенного учебного плана;
• пройти практику (стажировку в компании);
• написать и защитить выпускную бакалаврскую работу;
• сдать экзамен на получение сертификата на знание английского языка CEFR B2. Возможность разработки и функционирования совместной образовательной программы двойных дипломов ФГБОУ ВПО «РГУТиС» и МШБ базируется на тождественности целей реализуемых вузами ООП в области бакалавриата менеджмента. В соответствии с положениями государственных образовательных стандартов второго и третьего поколений цель ООП ФГБОУ ВПО «РГУТиС» по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) состоит в подготовке выпускников к организационно-управленческой, информационно -аналитической и предпринимательской видам деятельности, осуществляемым в организациях любой организационно-правовой формы в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также предпринимате-
лей, организующих собственные коммерческие структуры1.
Подобным образом определена и цель освоения образовательной программы МШБ по направлению подготовки «Бизнес-администрирование и менеджмент» (бакалавриат), где она рассматривается как учебная деятельность, направленная на формирование у выпускников знаний, навыков и компетенций в области эффективного управления современным бизнесом в условиях интеграции и глобализации экономики.
В рамках совместной образовательной программы вузов, кроме указанных целей, отражающих национальный подход к результатам профессионального обучения, в качестве общих целей определены [1]:
• создание межгосударственного образовательного пространства в области подготовки бакалавров менеджмента;
• интернационализация современных образовательных технологий;
• обеспечение мобильности студентов и преподавателей ФГБОУ ВПО «РГУТиС и МШБ.
Реализация целей программы двух дипломов основывается на разработке и рациональном использовании комплекса составляющих ее элементов. Важнейшим из них является учебный план. В состав его основных характеристик входят:
• содержание и объемные показатели учебных циклов и разделов подготовки;
• структура, трудоемкость и последовательность освоения учебных дисциплин;
• трудоемкость и распределение аудиторных часов;
• посеместровая трудоемкость учебной нагрузки студента.
Информация, представленная в таблице 1, отражает особенности учебных планов МШБ и ФГБОУ ВПО «РГУТиС, на основе которых осуществляется реализация
1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 800500 Менеджмент. Степень (квалификация) — бакалавр менеджмента. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/db/ portal/spe/3v/220207m.htm/ ( дата обращения 20.04.2013).
96 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Исследование особенностей формирования программы двойных дипломов...
совместной программы двойных дипломов в условиях действия в РФ государственных образовательных стандартов как второго (ГОС ВПО), так и третьего поколений (ФГОС ВПО). Сопоставление значений показателей таблицы 1 позволяет выявить основные направления сходства и отличия учебных планов вузов при подготовке бакалавров менеджмента.
В каждом вузе нормативный срок освоений ООП бакалавриата при очной форме обучения составляет 4 года. При этом ее общая трудоемкость в ФГБОУ ВПО «РГУТиС» равна 240 3. Е., а в МШБ — 210 З.Е. Учитывая разную трудоемкость 1 3. Е. (в системе ВПО РФ она соответствует 36 академическим часам, а в Венгрии — 30), следует отметить пре-
вышение общей трудоемкости ОПП ФГБОУ ВПО «РГУТиС» на 2340 часов.
Сравнение состава общей трудоемкости ОПП вузов позволяет отметить наличие совпадающих разделов. К их числу следует отнести определенное ГОС и ФГОС ВПО выделение в учебных планах российских вузов дисциплин трех циклов: гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ); математического и естественнонаучного цикла (ЕН); профессионального цикла (П) и проведенную аналогичную группировку дисциплин ученого плана МШБ, а также раздела, предусматривающего прохождение практики. Однако, кроме указанных, учебный план ФГБОУ ВПО «РГУТиС» содержит раздел «Итоговая государственная атте-
Таблица 1
Характеристика показателей учебных планов бакалавриата МШБ по направлению подготовки «Бизнес-администрирование и менеджмент» и ФГБОУ ВПО «РГУТиС» по направлению подготовки «Менеджмент»
Учебный план
МШБ «РГУ- «РГУ-
2010 г. ТиС» ТиС»
Показатель 2011 г. по ГОС по
ВПО ФГОС
2010 г. ВПО
2011 г.
1 2 3 4
1. Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения, лет 4 4 4
2. Общая трудоемкость ООП, З.Е., в том числе: 210 240 240
- дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла; 44 57 43
- дисциплин математического и естественнонаучного цикла; 31 33 40
- дисциплин профессионального цикла; 105 132 134
- раздела «Физическая культура»; - - 2
- раздела «Учебная и производственная практика»; 30 9 9
- раздела «Итоговая государственная аттестация» - 9 12
3. Трудоемкость зачетной единицы, академические часы 30 36 36
4. Общее количество учебных дисциплин ООП, ед., в том числе: 48 46 54
- гуманитарного, социального и экономического цикла; 14 14 11
- математического и естественнонаучного цикла; 6 5 12
- профессионального цикла 28 27 31
5. Средняя трудоемкость 1 учебной дисциплины, З.Е., в том числе: 3,7 4,8 4,0
- гуманитарного, социального и экономического цикла; 3,1 4,1 3,9
- математического и естественнонаучного цикла; 5,2 6,6 3,3
- профессионального цикла 3,7 4,9 4,3
6. Количество дисциплин по выбору студента, ед., в том числе: 10 5 14
- гуманитарного, социального и экономического цикла; 3 2 3
- математического и естественнонаучного цикла; - 1 3
- профессионального цикла 7 2 8
7. Средний объем аудиторных дисциплин студента за период теоретического обучения, часов в не- 24,8 26 25,4
делю
8. Удельный вес лекций в общем объеме аудиторных занятий, %, в том числе: 37,1 51,6 40,9
- дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла; 29,7 41,6 34,1
- дисциплин математического и естественнонаучного цикла; 33,3 44,6 37,1
- дисциплин профессионального цикла 42,7 56,5 44,6
97
ДИДАКТИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
стация», а по требованиям ФГОС ВПО и отдельный раздел «Физическая культура».
В структуре общей трудоемкости ООП ФГБОУ ВПО «РГУТиС» прослеживается ее превышение по циклу дисциплин учебного плана по ГОС ВПО на 13 З.Е., по циклу ЕН учебного плана по ФГОС ВПО на 9 З.Е. и стабильно высокий уровень отклонений по дисциплинам профессионального цикла соответственного на 27 З.Е. и на 29 З.Е. Существует значительное отличие в трудоемкости прохождения практики. В МШБ программа ее выполнения студентом оценивается в 30 З.Е., по учебному плану ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в 9 З.Е., при максимальном нормативе в 10 З.Е.
Выявленные отличия в трудоемкости свидетельствуют о практикоориентированности ООП, реализуемой МШБ, и достаточно высокой степени теоретизирован-ности ООП ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Общее количество учебных дисциплин ООП ФГБОУ ВПО «РГУТиС» и по ГОС ВПО и по ФГОС ВПО превышает аналогичный показатель МШБ на 6 дисциплин. Хотя по учебному плану университета на основе ГОС ВПО оно на 2 дисциплины ниже уровня МШБ. Основной причиной указанных изменений является рост количества дисциплин по выбору студента, характеризующий расширение предоставляемых вузом возможностей в отношении вариативности и индивидуализации процесса обучения. Число таких дисциплин в учебном плане ФГБОУ ВПО «РГУТиС» 2011 г. составляет 14 ед., что на 9 ед. больше , чем по плану университета 2010 г. и на 4 ед. выше, чем по плану МШБ.
По структурной составляющей учебный план ФГБО ВПО «РГУТиС» 2010 г. имеет идентичное соотношение дисциплин с МШБ по всем циклам теоретического обучения. Однако в плане университета 2011 г. происходит двухкратное повышение числа дисциплин блока ЕН (с 5 до 12 ед.).
Средний объем аудиторных занятий студентов каждого вуза значительно не отличается, составляя в МШБ 24,8 часа в неделю, в ФГБОУ ВПО «РГУТиС» по учебному плану 2011 г. — 25,4 часа. Удельный вес лекций в общем объеме аудиторных занятий в МШБ в зависимости от цикла дисциплина на 10—14% ниже, чем в университете
по учебному плану, разработанному по ГОС ВПО. Однако по учебному плану, составленному по ФГОС ВПО, этот показатель превосходит аналог МШБ всего на 2—3%, что свидетельствует о повышении практической ориентации аудиторной составляющей ООП университета.
Проведенное сопоставление учебных планов МШБ и ФГБОУ ВПО «РГУТиС» позволяет констатировать достаточно высокий уровень их тождественности:
• общий нормативный срок освоения ООП;
• наличие аналогичных циклов и разделов;
• полное или частичное совпадение трудоемкости освоения отдельных циклов дисциплин в зачетных единицах;
• незначительное расхождение в общем количестве учебных дисциплин;
• наличие дисциплин по выбору студента;
• идентичность среднего объема аудиторных занятий студента за период теоретического обучения.
Одновременно оно выявляет и присущие ФГБОУ ВПО «РГУТиС» отличия:
• регулирование основных параметров учебного плана требованиями ГОС ВПО и ФГОС ВПО;
• значительное превышение общей трудоемкости освоения реализуемой ООП ;
• чрезмерная теоретизированность учебного плана;
• повышенная концентрация учебного плана на подготовке бакалавров к информационно-исследовательским видам деятельности.
Совмещение учебных планов МШБ и ФГБОУ ВПО «РГУТиС» построено на учете национальных особенностей системы ВПО, условий реализации разработанных вузами ООП, мировых тенденциях развития профессионального образования [2, с. 76]. Его осуществление базируется на межвузовской экспертной оценке степени эквивалентности содержания и целевой направленности каждой дисциплины учебных планов. С учетом результатов экспертной оценки все дисциплины учебного плана ФГБОУ ВПО «РГУТиС» подразделяются на 4 группы:
1) тождественные с МШБ, не требующие пересмотра содержания учебно-методического комплекса (УМК);
98 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Исследование особенностей формирования программы двойных дипломов...
2) частично тождественные, требующие корректировки содержания УМК;
3) нетождественные, требующие дополнительного включения в учебный план и разработки УМК;
4) нетождественные, требующие освоения путем академической мобильности студента в МШБ.
Порядок проведения подобного деления дисциплин представлен в таблице 2. На основе полученной информации выявляются количество и состав дисциплин учебного плана университета, отнесенных к каждой группе. При этом вновь вводимые дисциплины включаются в состав дисциплин по выбору студента.
Необходимая корректировка содержания УМК по отдельным дисциплинам учебного плана ФГБОУ ВПО «РГУТиС», а также его разработка по дополнительно вводимым дисциплинам осуществляется ведущими
преподавателями университета, прошедшими специальную подготовку в МШБ. Типовой состав элементов УМК дисциплины совмещенного учебного плана включает:
• рабочую программу;
• методические рекомендации для преподавателя;
• методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий;
• методические указания по самостоятельной работе студентов;
• фонд оценочных средств.
При его разработке большое внимание уделяется содержанию, видам, формам проведения аудиторных занятий, внеаудиторной самостоятельной работе студента, оценочным средствам для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Учитывая особенности методики преподавания социальных, экономических и про-
Таблица 2
Фрагмент группировки дисциплин учебных планов МШБ и ФГБОУ ВПО «РГУТиС» 2010 г.
по степени тождественности
МШБ ФГБОУ ВПО «РГУТиС» Характеристика тождественности дисциплин
Дисциплина Количество З. Е. Дисциплина Количество З. Е.
Основы информатики 4 Информатика 4 Тождественны
Статистика 4 Статистика 4 Тождественны
Бизнес-менеджмент 4 Основы менеджмента 7 Тождественны
Введение в деловую этику 5 Этика делового общения 4 Тождественны
Микроэкономика 4 Экономическая теория 3 Корректировка УМК
Макроэкономика 4
Бизнес-экономика 4 Производственный менеджмент 4 Корректировка УМК
Маркетинг 3 Маркетинг 5 Корректировка УМК
Организационное поведение 5 Организационное поведение 6 Корректировка УМК
Навыки обучения 2 Навыки обучения 3 Включение в план и разработка УМК
Академическое письмо 2 Исследования и академическое письмо 4 Включение в план и разработка УМК
Презентации 2 Навыки презентаций 3 Включение в план и разработка УМК
Навыки менеджмента 2 Навыки менеджмента 2 Включение в план и разработка УМК
Международное бизнес-право 5 Международное бизнес-право 4 Включение в план и разработка УМК
Международная торговля и операции 4 Освоение студентом в МШБ
Организации международной кооперации 3 Освоение студентом в МШБ
Принципы глобального бизнеса 3 Освоение студентом в МШБ
Выпускная бакалаврская работа 5 Освоение студентом в МШБ
99
ДИДАКТИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
фессиональных дисциплин в МШБ, переработанные и вновь разработанные УМК дисциплин университета предусматривают активное использование групповой формы работы студентов при выполнении аудиторных и внеаудиторных заданий. Обязательное двухсеместровое обучение студента четвертого курса ФГБОУ ВПО «РГУГиС» в МШБ осуществляется по индивидуальному учебному плану, утвержденному деканом факультета. В нем определяется состав дисциплин, подлежащих освоению студентом в венгерском вузе, и их эквивалент для взаимозачета кредитных единиц по плану университета. В процессе обучения в МШБ студент пишет и защищает на английском языке квалификационную выпускную (бакалаврскую) работу. По возвращении студент представляет государственной аттестационной комиссии университета выполненную им работу на русском языке с учетом требований выпускающей кафедры.
Опыт, накопленный ФГБОУ ВПО «РГУ-ТиС» по формированию программы двойных дипломов с МШБ в рамках действия стандартов ВПО второго поколения, был учтен в процессе ее дальнейшего развития. В условиях регулирования ООП вузов стандартами третьего поколения, в учебном плане университета по направлению подготовки «Менеджмент» (бакалавриат) более широко представлены дисциплины, аналогичные дисциплинам МШБ. Так, по плану 2011 г. в цикле ЕН в состав дисциплин по выбору студента дополнительно вошел курс «Методы исследования». В цикле профессиональных дисциплин в состав обязательных дисциплин включены курсы «Управление проектами», «Управление организационными изменениями», а в состав дисциплин по выбору студента «Риск-менеджмент» и «Национальные особенности ведения бизнеса» [3]. Подобное расширение состава тождественных дисциплин двух вузов упрощает процедуру перезачета кредитных единиц их освоения студентам.
При разработке УМК дисциплин учебного плана особое внимание уделено формированию общекультурных и профессиональных компетенций в контексте требований современной бизнес-среды, использованию в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (кейс-стадии,
деловых игр, индивидуальных и групповых заданий), повышению роли самостоятельной работы студента. В ходе освоения учебных дисциплин предусмотрено проведение мастер-классов специалистов, встреч с представителями отечественного и зарубежного бизнеса, государственных и общественных организаций.
По аналогии с МШБ все элементы УМК дисциплин учебного плана, начиная с 2011 г., размещены в электронном виде на студенческом информационном портале ФГБОУ ВПО «РГУТиС». По всем возникающим у студента вопросам, связанным с освоением учебной дисциплины, он может в режиме online обратиться к ведущему преподавателю за консультацией.
Текущая и промежуточная аттестации по дисциплинам учебного плана проводятся с использованием балльно-рейтинговой технологии. Критерии оценивания, перечень контрольных точек, требования к их выполнению и таблица планирования результатов обучения в баллах приводится в электронном учебно-тематическом рейтинг-плане дисциплины. На протяжении семестра ведущий преподаватель заполняет электронный журнал учебной группы, выставляя каждому студенту балльную оценку за его аудиторную и внеаудиторную текущую работу. К концу семестра по количеству набранных баллов определяется готовность студента группы к промежуточной аттестации.
Проведена корректировка критериев оценки качества выпускной квалификационной работы бакалавра, способствующая сближению требований к ее выполнению с МШБ.
Таким образом, осуществляемый ФГБОУ ВПО «РГУТиС» процесс развития программы двойных дипломов, не нарушая национальных интересов и особенностей образования, поэтапно приближает содержание реализуемой ООП бакалавриата к аналогичным характеристикам МШБ, повышая тем самым степень подготовленности выпускников к практической деятельности как на внутреннем, так и европейском рынках труда.
Основные выводы по результатам исследования
1. Современные тенденции развития системы ВПО предоставляют российским вузам широкие возможности для установления
100 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Исследование особенностей формирования программы двойных дипломов...
международных образовательных контактов и формирования совместных образовательных программ.
2. Разработка программ двойных дипломов основывается не на унификации реализуемых вузами-партнерами ООП, а на использовании положительного зарубежного опыта, повышении на этой основе качества и эффективности образования.
3. Раскрытие особенностей построения программы двойных дипломов ФГБОУ
ВПО «РГУТиС» поднимает ряд вопросов, представляющих интерес для всех отечественных вузов, как участвующих в реализации совместных образовательных программ, так и только приступающих к их формированию: совмещение учебных планов, согласование рабочих программ дисциплин (учебных модулей), программ практик (стажировок), составление календарных учебных графиков, перезачет кредитных единиц и др.
Литература
1. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 8. 2014. №2. С. 4—17.
2. Суслова И.А. Оценка качества учебного плана ФГОУ ВПО «РГУТИС» по основной образовательной программе направления подготовки « Менеджмент» (бакалавриат) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. №1. С. 74—80.
3. Zorina N.M. The Formation of Intercultural Competence as an Integral Part of Professional Training in the Field of Tourism // World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology & Tourism): 41—42, 2014.
ON SPECIFICS OF DOUBLE DEGREE UNDERGRADUATE PROGRAMMES AT THE RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF TOURISM AND SERVICE
Suslova Irina Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor, osp.08@mail.ru,
Smit Natal’ia Lvovna, Head of the Department of International Relations, n_smith@mail.ru,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Globalization, which is one of the major lines of development in the sphere of education, requires that a common education space be created and different systems of education be made compatible. Russian HE institutions improve academic mobility through developing double degree programmes in partnership with non-Russian HE institutions, which brings to the fore such issues as a joint curriculum development, and alignment of core curricula of partner-HE-institutions though content cross-pollination. The article deals with the approaches to double degree undergraduate programme as developed by the Russian State University of Tourism and Service (Moscow) for the Bachelor in Management programme and the International Business School (Budapest) for the BA in Business Studies.
In the article, the authors identify the key components of the double degree programme as jointly developed by the Russian State University of Tourism and Service and the International Business School: the specifics of the curricula and syllabi of the two institutions, the procedure of credit transfer, the content of the teaching materials of the disciplines involved, formative, summative, and final academic assessments. The authors emphasize the difference in the workload of the disciplines on the curricula, and conclude that the curriculum currently employed by the International Business School is more application-driven, while that employed by the Russian State University of Tourism and Service is more theory-driven. The authors also identify discrepancies in the number of elective courses, with the Russian State University of Tourism and Service offering 14 elective courses in 2011, which is 9 courses more than in 2010 and 4 courses more than offered by the International Business School.
Keywords: academic mobility, Bachelor, Russian State University ofTourism and Service, International Business School, double degree programme, curriculum, students, faculty
101
ДИДАКТИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
References
1. Il’kevich, S.V., and Sakharchuk, E.S. Ekonomicheskie aspekty ustoichivogo razvitiia turizma v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Economic aspects of sustainable tourism development in the regions of the Russian Federation]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Vol 8. 2014. №2. pp. 4-17.
2. Suslova, I.A. Otsenka kachestva uchebnogo plana FGOU VPO “RGUTiS” po osnovnoi obrazovatel’noi programme napravleniia podgotovki “Menedzhment” (bakalavriat) [Assessing the quality of the Russian State University of Tourism and Service’s curriculum for BA in Management]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2011. №1. pp. 74-80.
3. ZorinaN.M. The Formation of Intercultural Competence as an Integral Part of Professional Training in the Field of Tourism // World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology & Tourism): 41-42, 2014.
102 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3