implementation of distance education in the Russian Federation] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T 8. 2014. № 1 (28). PP. 80-84.
6. Kuz’mina I.A., Ustinov V.A. Printsipy i metody sozdaniia kursov distantsionnogo obucheniia [Principles and methods for creating distance learning courses] // Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii URL http://ict.edu.ru/ft/004082/kuzmina.pdf (data obrashcheniia [accessed] 18.09.2014).
7. Malitikov E.M. Karpenko M.P., Kolmogorov V.P. Aktual’nye problemy razvitiia distantsionnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii i stranakh SNG [Actual problems of development of distance education in the Russian Federation and CIS countries] // Pravo i obrazovanie. 2000. № 1 (2). PP. 42-54.
8. Obrazovatel’nyi portal onlain-kursov Coursera. [Educational Portal online courses Coursera] URL https://www. coursera.org/ (data obrashcheniia [accessed] 18.09.2014).
9. Ofitsial’nyi sait MOODLE [MOODLE official site]. URL https://moodle.org (data obrashcheniia [accessed]
18.09.2014).
10. Polat E.S. Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniia [Educational technologies for distance learning] / Network Society- E-technologies for All National Commission of Ukraine for UNESCO, 2003.
11. Ruliene L.N. Distantsionnoe obuchenie: sushchnost’, problemy, perspektivy [Distance learning: the nature, problems and prospects]. Ulan-Ude: Izd-vo Buriatskogo gosuniversiteta, 2010. 272 p.
12. Sakharchuk E.S. Metodika analiza zarubezhnykh modelei podgotovki kadrov dlia sfery turizma [Methods of analysis of foreign models of training for tourism] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T 8. 2014. № 3. PP. 78-85.
13. Trotsenko A.V. Distantsionnyi kurs «Kraevedenie» [Distance Learning Course «Regional Tourism Studies»]. http://courses.dsu.dp.ua/course/view.php?id=153 (data obrashcheniia [accessed] 18.09.2014).
14. Berge Z. Characteristics of online teaching in post-secondary, formal education. Educational Technology. 1997. №37 (3). PP. 35-47.
15. Byrne R. Seven Free Platforms for Teaching Online Courses // free technology of teaching. http://www. freetech4teachers.com/2011/02/seven-free-platforms-for-teaching.html#. (data obrashcheniia: 18.09.2014).
16. Bielaczyc K., McLellan H. The Internet as a virtual learning community. Journal of Computing in Higher Education, 1999. №8 (12). PP. 92-112.
17. McInnerney J., Roberts T. Online Learning: Social Interaction and the Creation of a Sense of Community Educational Technology Society. 2004. 7 (3). PP. 73-81.
18. Shea P., Li C. S., & Pickett A. A study of teaching presence and student sense of learning community in fully online and web-enhanced college courses. Internet and Higher Education. 2006. №9 (3). PP. 175-190.
УДК 378.14 DOI: 10.12737/6478
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация,
Штремберг Пер, PhD, профессор, [email protected],
Университетский Колледж Телемарк, Норвегия,
Илькевич Сергей Викторович, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация,
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
75
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
В связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании» реформы отечественной высшей школы получили дополнительный импульс. Усовершенствованные стандарты третьего поколения «ФГОС 3+» открыли широкие возможности для развития профильного образования в рамках различных направлений подготовки, что в полной мере позволяет учесть отраслевую специфику и требования бизнес-сообществ. Поэтому важнейшей задачей настоящего этапа реформирования высшего образования является адаптация современных образовательных тенденций к разработке основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Статья базируется на материалах исследования, проведенного при непосредственном участии авторов, основным результатом которого стала разработка примерной основной образовательной программы академического бакалавриата по направлению подготовки «Туризм». Непосредственно в данной статье рассматриваются вопросы оптимизации учебных планов, которые являются «стержнем» любой образовательной программы. Результаты, полученные непосредственно авторами, опираются на обширную эмпирическую базу, которую составили учебные планы и основные образовательные программы бакалавриата, разработанные высшими учебными заведениями — признанными лидерами образования в области туризма. По направлению подготовки «Туризм» для академического бакалавриата авторами статьи сформирована компетентностная модель подготовки бакалавра туризма, учитывающая возможности академической мобильности, и составлен модульный учебный план, включающий 27 учебных дисциплин (модулей). И учебный план, и примерная образовательная программа в целом отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учитывают требования современного бизнес-сообщества относительно профессиональной подготовки будущих бакалавров туризма.
Ключевые слова: основная образовательная программа, туризм, учебный план, академический бакалавриат
Обоснование актуальности
В системе российского образования, в том числе в области туризма, на настоящем этапе развития происходит переход на дифференцированный подход к получению первой ступени высшего образования. В рамках этого подхода по большому числу направлений подготовки предполагаются две формы получения образования: академический бакалавриат и прикладной бакалавриат. Эти названия вошли в дискурс российской системы высшего образования относительно недавно, поэтому до сих пор даже в академических кругах трактуются неоднозначно. И совершенно закономерно, что потенциальным потребителям образовательных услуг эти две формы дифференцированного получения образования практически неизвестны ни в каком контексте и до сих пор остаются совершенно непонятными. Отсутствие четкого понимания даже на уровне базовых дефиниций и смыслового разграничения академического и прикладного бакалавриата как у представителей системы образования, так и у практиков отрасли является само по себе крайне неблагоприятной предпосылкой для направленности и качества основ-
ных образовательных программ в области туризма в перспективе ближайших нескольких лет. Ситуация осложняется также тем, что, как известно, процесс участия работодателей в формировании содержания образования регламентирован достаточно условно, и зачастую он носит очень формальный характер. Как следствие, на рынок образовательных услуг поступают программы:
1) не реализовывавшиеся ранее, не апробированные, не получившие «обратной связи»;
2) разработанные в ситуации отсутствия профессиональных стандартов;
3) разработанные хотя и с участием работодателей, но в большинстве своем по формальному признаку [1].
Сложившаяся ситуация создает огромные риски и угрозы для всей системы российского высшего образования в области туризма, в частности, с точки зрения соответствия планируемых в основных образовательных программах результатов образования реальным потребностям рынка труда в области профессиональной деятельности и, кроме того, адекватности предусмотренных программами форм и методов обуче-
76 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Современные подходы к оптимизации учебных планов...
ния, ресурсов и т. д. целям и задачам разных по своему сущностному наполнению бакалавриатов — академического и прикладного. Одна из угроз, которую стоить отметить особо, состоит в том, что в столь неблагоприятных условиях российские вузы, исходя из целей оптимизации как образовательных, так и иных процессов, могут поддаться искушению учить прикладных и академических бакалавров одинаково, в потоках, экономя ресурсы.
Отсутствующий опыт реализации разных форм бакалавриата и имеющая место практика нормативного ограничения и администрирования образовательного процесса становятся препятствиями для полноценного формирования основных образовательных программ. В этой связи представляется оправданным обращение к зарубежному, и прежде всего европейскому, опыту реализации программ бакалавриата в области туризма, с тем чтобы, проанализировав структуру и содержание зарубежных моделей и подходов к подготовке кадров для сферы туризма, выявить принципы и закономерности функционирования систем профильного туристского образования, для того чтобы учебные планы основных образовательных программ в области туризма, их философия, структура, приоритеты и наполнение в большей степени соответствовали задачам подготовки конкурентоспособных кадров для индустрии.
Содержание и научный инструментарий
исследования
Исходя из обоснования актуальности проблемы, авторами статьи выделены объект, цель и задачи исследования.
Объектом исследования явились имеющие место в отечественной и зарубежной практике основные образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки «Туризм».
Цель предпринятого авторами исследования состояла в актуализации образовательных программ академического бакалавриата в области туризма в соответствии с требованиями усовершенствованного образовательного стандарта.
Основными задачами данного исследования, способствующими достижению поставленной цели, стали: 1) разработка учебного
плана примерной основной образовательной программы по направлению подготовки «Туризм»; 2) создание условий для формирования необходимых профессиональных компетенций у будущих бакалавров туризма, адекватных современным требованиям как российского, так и международного рынка труда.
В качестве пилотной площадки для разработки учебного плана примерной образовательной программы академического бакалавриата по направлению подготовки «Туризм» был выбран ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».
Эмпирическую базу исследования составили учебные планы и основные образовательные программы бакалавриата в области туризма, разработанные Университетским Колледжем Телемарк (Норвегия), Университетом МОДУЛ (Австрия), Университетом Экстремадуры (Испания), Бизнес-школой «СКЕМА» (Франция), Манчестерским Ме-трополитэн Университетом и Университетом Плимуф (Британия), Дублинским Технологическим Институтом (Ирландия), Университетом Саксион (Нидерланды), Международной школой бизнеса (Венгрия) и Колледжем Туризма и Гостиничного Менеджмента (Кипр). Выбор этих учебных заведений для целей бенчмаркинга не случаен. Они не только являются сами по себе признанными лидерами туристского образования в Европе, но также активно участвуют в программах двойных дипломов и международных проектах по совершенствованию российских учебных планов в области туризма.
Сравнительный анализ учебных планов и основных образовательных программ проводился по следующим параметрам:
1) продолжительность обучения;
2) соотношение обязательной и вариативной части;
3) сочетание аудиторной и внеаудиторной работы;
4) модульное/немодульное построение учебного плана;
5) соотношение общеобразовательных и профессиональных дисциплин;
6) дисциплины профиля подготовки и их общее количество;
7) методика преподавания;
8) учебно-методическое обеспечение.
77
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
Кроме структурного и количественного анализа был выполнен контент-анализ с целью оптимизации учебных дисциплин как по количеству, так и содержательному наполнению. В рамках этого направления состоялся ряд рабочих семинаров, в которых принимали участие представители европейских университетов-партнеров. Это в итоге позволило сформировать учебный план программы академического бакалавриата таким образом, что в он стал соответствовать некоторому консенсус-мнению российских и европейских экспертов в области создания и совершенствования образовательных программ. Это, в свою очередь, создало более благоприятные возможности для студентов, обучающихся по программе, для академической мобильности (в том числе гибкости и точности во взаимном пере-зачете зачетных единиц, прежде всего, с европейскими образовательными учреждениями).
В этой связи представляется целесообразным отметить отдельные дисциплины (модули), призванные стать «ядром» учебного плана образовательной программы академического бакалавриата по направлению подготовки «Туризм» и обеспечить наибольшую степень сближения с программами европейских университетов.
Одной из таких дисциплин является «Правовое обеспечение туризма и гостеприимства». Эта дисциплина дополняет, раскрывает и конкретизирует применительно к индустрии туризма знания, полученные студентами в области права. Данная дисциплина носит модульный характер, общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 8 зачетных единиц, что соответствует 288 часам. Преподавание дисциплины ведется в третьем и четвертом семестрах (на втором курсе).
В рамках дисциплины изучается круг вопросов, связанных со следующими вопросами:
1) международное регулирование профессиональной деятельности в туризме;
2) государственное регулирование профессиональной деятельности в туризме;
3) правовой статус субъектов туристского рынка;
4) способы обеспечения обязательств в сфере туризма;
5) договорные отношения в профессиональной деятельности;
6) нормативно-правововое регулирование туристских перевозок;
7) нормативно-правововое регулирование гостиничной деятельности;
8) правововое регулирование страхования в профессиональной деятельности;
9) обеспечение безопасности в туризме;
10) туристские формальности.
Объединение всех юридических аспектов туристической отрасли в рамках одного сквозного модуля представляется оптимальным подходом, позволяющим обучающимся в полной мере в рамках одной большой дисциплины ознакомиться со всем правовым обеспечением в индустрии туризма. Это очень типичный подход и в европейской системе туристского образования, когда обучающиеся на программах бакалавриата проходят одну вводную (менее объемную) дисциплину в области права, а затем изучают более крупную дисциплину — модуль права в туризме.
Далее следует отметить дисциплину «Индустрия туризма и гостеприимства в России и за рубежом». В рамках дисциплины изучается круг вопросов, связанных, прежде всего, с методическим и информационным обеспечением прикладных исследований в области туризма, мониторинга рынка услуг туризма и гостеприимства в России и за рубежом, а также основные мировые тенденции развития во всех видах туризма. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 16 зачетных единиц или 576 часов. Преподавание дисциплины целесообразно осуществлять на старших курсах, то есть в пятом, шестом и седьмом семестрах.
За счет включения в учебный план программы академического бакалавриата «Туризм» такой стержневой дисциплины становится возможным не только сформировать целостное понимание структуры и всех взаимосвязей в индустрии туризма, воспринимая ее как целостный комплекс, но и сблизиться с европейским подходом, в рамках которого типичным является наличие нескольких основных, корневых дисциплин-модулей, которые обычно так и называются «Индустрия туризма», «Индустрия гостеприимства» или просто «Основы туризма». И даже в тех европейских программах, где стараются избегать
78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Современные подходы к оптимизации учебных планов...
модулей, которые бы превышали 8 зачетных единиц, «флагманский» модуль может быть просто разделен на две части, например, «Индустрия гостеприимства и туризма 1» (8 з.е.) и «Индустрия гостеприимства и туризма 2» (8 з.е.).
Другой важной особенностью такого обширного базового модуля является включение в его тематический план тех особых тематических областей, которые являются на сегодняшний день центральными в мировых туристских исследованиях и практике, но преподавание которых в рамках отдельных дисциплин пока нецелесообразно.
Продемонстрируем это на таком характерном в рамках данной проблематике тематическом блоке как «Устойчивый туризм». В одном из ключевых партнеров РГУТиСа по совершенствованию учебных планов — Университетском Колледже Телемарк — данный блок не только выделен в отдельные дисциплины, но в совокупности представлен 15 з.е.: обязательной дисциплиной «Устойчивый туризм» (7,5 з.е.) и элективным курсом «Устойчивый менеджмент» (7,5 з.е.). Что составляет 10% от всех зачетных единиц дисциплин трехгодичной программы «Туризм». Столь высокая доля изучения устойчивого туризма отражает как весомый опыт Норвегии в развитии устойчивого, сельского, эко-и агротуризма, так и особое внимание к дисциплинам и исследованиям в рамках данной тематики со стороны Университетского Колледжа Телемарк. Однако даже во многих европейских образовательных учреждениях дисциплины по устойчивому туризму появились совсем недавно или только начинают появляться. Для российских же учреждений в туристском образовании характерна ситуация, которая была типична для европейских университетов в середине прошлого десятилетия, когда аспекты устойчивого туризма были, как правило, разбросаны по нескольким дисциплинам или модулям [2]. И только к рубежу текущего десятилетия сложилась достаточно распространенная среди ведущих в области туризма европейских и американских университетов практика выделения устойчивого туризма в отдельную дисциплину или модуль, обусловленная достижением новой фазы консолидации учебных планов в области туризма [3]. Представляется вполне реалистичным достижение аналогичной
стадии для российских университетов через несколько лет. А на текущем этапе включение тематического блока устойчивого туризма в модуль одного из центральных курсов учебного плана основной образовательной программы является сбалансированным выходом как для данной тематики, так и для ряда других.
Притом в зависимости от степени обще-принятости или, наоборот, новизны тех или иных концепций и практик в России и за рубежом их можно определять и в тематический план дисциплины «Тенденции развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом», которая относится к дисциплинам по выбору вариативной части программы и дополняет дисциплину «Индустрия туризма и гостеприимства в России и за рубежом. Она также читается в 5-м, 6-м и 7-м семестрах, и ее объем тоже составляет 16 зачетных единиц или 576 часов. Она в гораздо большей степени сфокусирована на изучении глобальных тенденций и перспективы развития индустрии туризма и гостеприимства в России и за рубежом, обзоре ее состояния именно в последние годы, анализе конъюнктуры рынков, а также на исследовании развития новых видов туризма и использовании инноваций и новых технологий.
Таким образом, две данные дисциплины позволяют полностью решить проблему упущения каких-либо актуальных и важных тем только по той причине, что в учебных планах с небольшими по количеству зачетных единиц дисциплин эти темы до дисциплин не дотягивали, а для тематических планов этих более узких дисциплин были слишком объемными либо недостаточно релевантными.
Достаточно похожим образом можно охарактеризовать дисциплину «Технологии обслуживания в туризме и гостеприимстве», которая относится к обязательным дисциплинам вариативной части программы академического бакалавриата по направлению подготовки «Туризм» (20 зачетных единиц, 720 часов). Преподавание дисциплины планируется в 5-м, 6-м, 7-м и 8-м семестрах.
Модули схожего содержания, разумеется, также всегда присутствовали в числе центральных модулей европейских бакалаврских программ туризма. Однако существенное отличие подхода, выбранного ФГБОУ ВПО «РГУТиС», от европейской
79
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
и американской практики заключается в том, что за рубежом, даже в тех бакалавриатах, которые буквально и называются «Менеджмент в туризме и гостеприимстве», операционный менеджмент в туризме и операционный менеджмент практически всегда разбивается на две отдельных дисциплины объемом 6—8 з.е. Зарубежный подход отражает важные конкуптуальные и даже философские различия между менеджментом в туризме и в гостеприимстве [4], на которые в отечественной науке и преподавании обращается меньшее внимание. Однако с точки зрения академической мобильности существование такого огромного модуля не является проблемой. С точки зрения объединения туризма и гостеприимства в одной технологической дисциплине поддерживаются определенные традиции российской системы образования в туризме. При дальнейшем совершенствовании программы целесообразно вновь вернуться к этому краеугольному вопросу.
Современные международные тенденции последних 5—7 лет в туристском образовании очень удачно отражает дисциплина «Сервисная деятельность», которая является частью первого блока программы (4 з.е. или 144 часа). Преподавание дисциплины предполагается на первом курсе в первом семестре.
Названная дисциплина является традиционной в учебных планах образовательных программ в области туризма отечественных вузов сервисного профиля, однако это, к сожалению, нетипично для многих других российских учреждений. В то же самое время в мировой туристской науке последних лет неоспорим именно сервисологический фокус [5]. Что проявляется не только появлением дисциплин «Сервис», «Дизайн сервиса», «Проектирование сервиса» в тех программах, где их не было, но и в повышении весомости дисциплины (с 2—4 з.е. до 6—8 з.е.).
Значимость дисциплины объясняется тем, что отрасли, основанные на сервисе и в которых конкуренция основана, прежде всего, на сервисе, доминируют в туристском секторе. Поэтому необходима дисциплина, которая будет раскрывать следующие сервисологические аспекты применительно к туризму и гостеприимству:
• характеристики сервиса и сущность сервисно -ориентированного предпринимательства;
• почему бизнесу необходимо углубление клиентоориентированности, и как это может быть достигнуто;
• управление качеством и его влияние на конкурентоспособность сервиса;
• управление ресурсами, в частности, временем и персоналом;
• управление взаимоотношениями с клиентами и повышением лояльности;
• как может происходить дифференциация сервисных предложений и как могут быть разработаны целевые, нишевые, премиальные предложения, которые сложно имитировать.
Наряду с дисциплиной «Сервисная деятельность» сервисологическая компонента дополняется дисциплиной «Стандартизация и управление качеством» (7 з.е., 252 часа), преподавание которой предполагается во втором и третьем семестрах.
Указанная дисциплина связана со следующими темами: основы технического регулирования; технические регламенты; система стандартизации в сфере сервиса и туризма; гармонизация национальной системы стандартизации с международными нормативными документами; добровольное подтверждение соответствия организаций сферы сервиса и туризма; добровольная сертификация услуг в сфере сервиса и туризма; управление качеством; факторы, влияющие на качество работы сервисной организации; качество персонала, оборудования, материалов, средств измерений, инфраструктуры; квали-метрия; показатели качества услуг.
Таким образом, сервисологическая компонента программы представлена 11 з.е., что не только по объему превышает менее существенные или вообще отсутствующие дисциплины такой направленности в учебных планах российских учебных заведений, но и европейские дисциплины объемом в 6—8 з.е.
Необходимо также отметить дисциплину «Технологии делового общения», преподавание которой планируется в первом-четвер-том семестрах в объеме 10 з.е., что составляет 360 часов.
В европейской практике программ бакалавриата существуют два подхода. Согласно первому из них, тематическое содержание
80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Современные подходы к оптимизации учебных планов...
такой большой сквозной дисциплины-модуля разбивается на несколько независимых дисциплин в 2—3 з.е., например: «Переговоры», «Международные коммуникации», «Кросс-культурные коммуникации», «Конфликтология», «Психология общения» и др. Согласно второму подходу существует одна большая дисциплина в 6—8 з.е.: «Деловое общение», «Бизнес-коммуникации» и др.
Отдельно нужно отметить дисциплины «Экономика и предпринимательство» и «Инновации в сервисе и туризме». В учебном плане они логично продолжают друг друга и планируются во втором, третьем и четвертом семестрах. Тот объем программы, который приходится на эти две дисциплины, представляется адекватным и схожим с европейской практикой, где аналогичные дисциплины, связанные с экономикой, микроэкономикой, бизнесом, предпринимательством, инновациями, представлены 4—6 з.е.
Вместе с тем, как и в случае с дисциплиной «Технологии обслуживания в туризме и гостеприимстве», при примерно одинаковом с Европой объеме дисциплин, в тематической компоновке возобладала опять отечественная традиция. Если для зарубежных образовательных программ принято отдельно выводить микроэкономику (менеджери-альную экономику) и в то же самое время взаимоувязывать в рамках одной дисциплины предпринимательство и инновации (поскольку последние действительно являются основами для первого), то в российском опыте исходят из того, что предпринимательство, в первую очередь, взаимосвязано с экономикой, а инновации (в данном случае в сервисе и туризме) лучше рассматривать в качестве самостоятельной дисциплины.
Поэтому, следуя именно российской образовательной традиции, в итоге получилось, что «Экономика и предпринимательство» охватывает круг вопросов, связанных с изучением механизма функционирования рыночной экономики и роли государства в повышении эффективности использования потенциала национальной экономики; деятельности предприятий туристской индустрии в современных условиях хозяйствования, рассмотрения механизма функционирования предприятий туристской индустрии различных организационно-правовых форм, путей повышения качества туристско-
го продукта, ценообразования, оплаты труда и управления финансовыми ресурсами; содержания и организации предпринимательской деятельности.
Модуль «Инновации в сервисе и туризме» охватывает круг вопросов, связанных с концептуальными и методологическими аспектами инновационного управления в сфере сервиса и туризма с применением высоких технологий (например, современных информационных технологий) и новейших достижений в развитии управления и осуществления операционной деятельности.
Примечательным и важным для дальнейшего совершенствования учебных планов является то, что, несмотря на возлагаемые на бакалавриат надежды относительно подготовки будущих предпринимателей в сфере туризма, многочисленные зарубежные исследования демонстрируют отсутствие существенного влияния образовательных программ университетов на предпринимательскую направленность выпускников [6].
Полученные результаты
Основным результатом проведенных авторами исследований можно считать оптимизированный учебный план, который призван стать «стержнем» примерной образовательной программы по направлению подготовки «Туризм» для академического бакалавриата. В целом учебный план носит модульный характер, что существенно упрощает процесс стандартизации основной образовательной программы в соответствии с требованиями международной образовательной системы.
Функциональная структура учебного плана примерной основной образовательной программы представлена в таблице 1.
Дисциплины и модули, направленные на формирование общекультурных компетенций, являются общими для всех основных образовательных программ, реализуемых в вузе. Дисциплины, формирующие общепрофессиональные компетенции, фактически едины для всех основных образовательных программ гуманитарной и социально-экономической направленности вуза. Дисциплины, связанные непосредственно с формированием профессиональных навыков, в большей степени коррелируют с ООП «Гостиничное дело» и ООП «Менеджмент»
81
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
Таблица 1
Функциональная структура учебного плана примерной основной образовательной программы по
направлению подготовки «Туризм»
Виды формируемых компетенций Дисциплины (модули), направленные в основном на формирование компетенций
Общекультурные компетенции История
Философия
Иностранный язык
Физическая культура
Право
Технологии делового общения
Безопасность жизнедеятельности
Учебная практика
Государственная итоговая аттестация
Общепрофессиональные и дополнительные общепрофессиональные компетенции Основы энергосбережения и энергоэффективности
Сервисная деятельность
Менеджмент
Экономика и предпринимательство
Инновации в сервисе и туризме
Стандартизация и управление качеством
Маркетинг
Информационное обеспечение профессиональной деятельности
Управление человеческими ресурсами
Управление проектами
Бизнес-планирование
Социально-экономическая статистика
Учебная практика
Государственная итоговая аттестация
Профессиональные и дополнительные профессиональные компетенции Основы туризма
Туристско-рекреационное проектирование
Второй иностранный язык
Туристское ресурсоведение
Технологии обслуживания в туризме и гостеприимстве
Правовое обеспечение туризма и гостеприимства
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
География и страноведение
Туристское регионоведение и страноведение
Индустрия туризма и гостеприимства в России и за рубежом
Тенденции развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом
Производственная практика
Преддипломная практика
Государственная итоговая аттестация
82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Современные подходы к оптимизации учебных планов...
(профиль «Менеджмент в туризме и гостеприимстве»).
Основные выводы
Разработанная на основе проведенных исследований примерная основная образовательная программа академического бакалавриата является инновационным продуктом и содержит следующие элементы новизны:
1) сформирована компетентностная модель академического бакалавра туризма в России;
2) в основу примерный основной образовательной программы положен модульный учебный план, включающий 27 учебных дисциплин (модулей), 3 из которых носят альтернативный характер;
3) примерная основная образовательная программа сравнительно легко может быть интегрирована в международное образовательное пространство, так как является результатом совместной экспертной работы с целым рядом ведущих европейских учебных заведений в области профессионального туристского образования, благодаря чему она отражает универсальные закономерности эволюции требований отрасли к подготовке кадров;
4) образовательная программа учитывает требования современного бизнес-со-
общества относительно профессиональной подготовки будущих бакалавров туризма.
Качество подготовки академических бакалавров туризма по данной образовательной программе обусловлено полным соответствием ФГОС ВО по направлению подготовки «Туризм». А ее конкурентоспособность на российском и международных рынках образовательных услуг может обеспечиваться ориентацией на четыре важнейших параметра:
1) обеспечение индивидуальной траектории обучения;
2) конкурентоспособность выпускника на рынке труда;
3) возможность для академической мобильности, развитию которой во многом способствует гибкость и точность во взаимном перезачете образовательных кредитов (ЗЕТ) с европейскими образовательными учреждениями и отсутствие значительных проблем даже в случаях самостоятельной, индивидуальной мобильности, когда зарубежные университеты не являются партнерами российского образовательного учреждения;
4) способность академического бакалавра продолжать обучение по программам магистратуры и аспирантуры.
Литература
1. Kharitonova T.V. and Chkhikvadze N.A. (2014), Research of Competence-Based Tourism Educational System’s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society // World Applied Sciences Journal, Vol. 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), pp. 22—24.
2. Basby G. (2003), The Concept of Sustainable Tourism within the Higher Education Curriculum: A British Case Study // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education, Vol. 2, No. 2, pp. 48—58.
3. Fidgeon P.R. (2010), Tourism education and curriculum design: A time for consolidation and review? // Tourism Management, Vol. 31, Issue 6, pp. 699—723.
4. Chen K.C., Groves D (1999), The importance of examining philosophical relationships between tourism and hospitality curricula // International Journal of Contemporary Hospital Management, Vol. 11, Issue 1, pp. 37— 42.
5. Shaw G., Bailey A. and Williams A. (2011), Aspects of service-dominant logic and its implications for tourism management: Examples from the hotel industry // Tourism Management, Vol. 32, Issue 2, pp. 207—214.
6. Gurel E., Altinay L. and Daniele R. (2010), Tourism students’ entrepreneurial intentions // Annals of Tourism Research, Vol. 37, Issue 3, pp. 646—6б9.
83
РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ НОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
CONTEMPORARY APPROACHES TO CURRICULUM OPTIMIZATION FOR THE EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE ACADEMIC BACHELOR IN TOURISM
Kharitonova Tatiana Viktorovna, PhD (Candidate of Sciences) in Economics, Associate Professor, [email protected],
Russian state university of tourism and service, Moscow, Russian Federation,
Stromberg Per, PhD, Associate Professor at Telemark University College, Norway, [email protected],
Ilkevich Sergey Viktorovich, PhD (Candidate of Sciences) in Economics, Associate Professor, [email protected], Russian state university of tourism and service, Moscow, Russian Federation, Sakharchuk Elena Sergeevna, PhD (Candidate of Sciences) in Pedagogics, Associate Professor, Dean of Faculty of Tourism and Hospitality, [email protected] Russian state university of tourism and service, Moscow, Russian Federation
In connection with the entry into force of the new law «On education» the reforms of the national higher education received an additional boost. Improved standards of the third generation «FGOS 3+» has opened up great opportunities for the development of professional education in various areas of training that allows to fully take into account industry-specific features and requirements of business communities. Therefore, the most important task of the present stage of the reform of higher education is the adaptation of modern educational trends in the development of main educational programs of undergraduate and graduate levels. The article is based on a study conducted with direct participation of the authors, the main result of which is the development of an academic main educational program for the undergraduate level in the field of study «Tourism». Directly this article deals with the optimization of curricula that are «core» of any educational program. The results obtained directly by the authors are based on a fairly extensive empirical basis, which consists of curricula and basic educational undergraduate programs developed by higher education institutions — the recognized leaders in the field of tourism education. For the undergraduate level in the field of study «Tourism» the authors formed a competence model for academic Bachelor in tourism, taking into account the possibility of academic mobility, and consisting of a modular curriculum that includes 27 academic disciplines (modules). It should be noted that both the curriculum and the exemplary educational program as a whole meet the requirements of the federal state educational standard of higher education and take into account the demands of the modern business community regarding the training of future bachelors in tourism.
Keywords: basic educational program, tourism, curriculum, academic bachelor
References
1. Kharitonova T.V. and Chkhikvadze N.A. (2014), Research of Competence-Based Tourism Educational System’s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society // World Applied Sciences Journal, Vol. 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), pp. 22—24.
2. Basby G. (2003), The Concept of Sustainable Tourism within the Higher Education Curriculum: A British Case Study // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education, Vol. 2, No. 2, pp. 48—58.
3. Fidgeon P.R. (2010), Tourism education and curriculum design: A time for consolidation and review? // Tourism Management, Vol. 31, Issue 6, pp. 699—723.
4. Chen K.C., Groves D (1999), The importance of examining philosophical relationships between tourism and hospitality curricula // International Journal of Contemporary Hospital Management, Vol. 11, Issue 1, pp. 37—42.
5. Shaw G., Bailey A. and Williams A. (2011), Aspects of service-dominant logic and its implications for tourism management: Examples from the hotel industry // Tourism Management, Vrl. 32, Issue 2, pp. 207—214.
6. Gurel E., Altinay L. and Daniele R. (2010), Tourism students’ entrepreneurial intentions // Annals of Tourism Research, Vol. 37, Issue 3, pp. 646—6б9.
84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4