Научная статья на тему 'Проектирование оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе'

Проектирование оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНОЧНАЯ ПРОЦЕДУРА / MONITORING / COMPETENCES / RESULTS OF EDUCATION / ASSESSMENT PROCEDURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Викторовна

Показана логика проектирования оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе, определены основные действия преподавателя на каждом из этапов, показана возможность декомпозиции результатов обучения и подбора оценочной процедуры для их комплексной оценки на примере подготовки магистров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is shown the logic of projecting of assessment procedures in monitoring of mastering results of the main educational programmes at a pedagogical higher school, determined the main actions of a teacher at every stage, shown the possibility of decomposition of teaching results and assessment procedures choice for their complex assessment based on the example of post graduate students training course 050100 “Pedagogic Education”.

Текст научной работы на тему «Проектирование оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе»

2. Bondarenko S. V. Sotsialnaya straktura virtu-alnyih setevyih soobschestv: dis. ... d-ra sotsiol. nauk. Rostov n/D., 2004.

3. Buyko T.N., Kashlev S.S. Metod proektov. Ser. «Sovremennyie tehnologii universitetskogo obra-zovaniya». Vyip. 2 / Belorus. gos. un-t. Tsentr problem razvitiya obrazovaniya. Respubl. In-t vyissh. shk. BGU. Minsk: RIVSh BGU, 2003.

4. Burkov V. N., Novikov D.A. Kak upravlyat pro-ektami. M., 1997.

5. Gerkushenko G.G., Sokolova S.V. Proek-tirovanie i realizatsiya programmno-apparatnogo kom-pleksa dlya provedeniya obrazovatelnyih vebinarov // Innovatsionnyie informatsionnyie tehnologii: materi-alyi Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Praga, Chehi-ya, 22-26 apr. 2013 g.). M. : MIEM NIU VShE, 2013. T.1, S. 123-128.

6. Kolesnikova I. A. Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vyissh. ucheb. zavedeniy; pod red. I.A. Kolesnikovoy. M. : Akademiya, 2005.

7. Polat E.S. Tipologiya telekommunikatsionnyih proektov // Nauka i shkola. 1997. №4.

8. Sergeev A.N. Obuchenie v setevyih soob-schestvah Interneta kak napravlenie informatizatsii obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2011. №8(62). S. 73-77.

9. Sokolova S.V. Diagnostika pedagogicheskoy kompetentnosti u buduschego prepodavatelya // Grani poznaniya: elektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2009. № 4(5). URL : http://grani.vspu.ru/files/pub-lic s/112_pub.pdf.

10. Reinmann-Rothmeier, Gabi/Mandl, Heinz: Auf dem Weg zur Entwicklung einer neuen Lernkul-tur. In: Kubicek, Herbert u.a. (Hrsg.): Lernort Multimedia. Jahrbuch Telekommunikation und Gesellschaft 1998. Heidelberg, 1998. S.55 - 61.

Network media project as the means of formation of readiness for professional self development of a future teacher

There is described the structure of media project as the means of formation of readiness for professional self-development, compared the components of readiness for professional self-development and stages of media projects organization, given the example of a network media project.

Key words: media project, project work, readiness for work, readiness for self-development, structure of a media project, stages of a media project.

е.в. Сергеева

(волгоград)

проектирование оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе*

Показана логика проектирования оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе, определены основные действия преподавателя на каждом из этапов, показана возможность декомпозиции результатов обучения и подбора оценочной процедуры для их комплексной оценки на примере подготовки магистров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

Ключевые слова: мониторинг, компетенции, результаты образования, оценочная процедура.

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) содержится требование о том, что вузы обязаны обеспечивать гарантию качества подготовки бакалавров и магистров за счет мониторинга основных образовательных программ, разработки объективных процедур оценки уровня сформированности компетенций у выпускников.

В настоящее время продуктивное выполнение данного требования существенным образом осложняется тем, что ФГоС ВПо не содержит ответа на вопрос, как разработать систему оценочных средств и проводить на ее основе измерение уровня сформированности компетенции не только у выпускников, но и студентов, обучающихся по основным образовательным программам вуза.

ФГОС ВПО, в отличие от стандартов второго поколения, предъявляет требования не к содержанию образования, а к его результатам, при этом, как отмечают Е.И. Сахарчук [3] и другие исследователи, новый стандарт уста-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 гг., соглашение № 14.B37.21.0720.

© Сергеева E.B., 2013

известия вгпу

навливает только общий рамочный характер результатов образования, выраженный на языке компетенций. Инициативу в разработке и ответственность за объективность разработанных оценочных средств стандарт передает вузу.

Процесс проектирования оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе проходит в несколько этапов.

На первом этапе необходимо точно определить, какие именно результаты образования должен продемонстрировать студент по окончании того или иного курса, т.е. предположить, какие учебные достижения должны быть продемонстрированы, чтобы подтвердить сфор-мированность у него компетенций заданного уровня. Согласимся с мнением М.Ю. Чандры [4], что на уровне вуза наиболее полного, комплексного описания результатов образования в форме компетенций позволит добиться создание таких документов, как паспорт и программа формирования компетенции.

В данных документах должно быть определено место каждой дисциплины в формировании компетенции, установлена логическая последовательность изучения дисциплин в процессе реализации основной образовательной программы вуза. Таким образом, паспорт и программа формирования компетенции станут ориентиром для каждого преподавателя в определении образовательных результатов и разработке соответствующих им оценочных средств.

Формулировка результатов образования (компетенций) в ФГОС ВПО носит слишком широкий контекст, чтобы оставить ее без уточнения применительно к определению результатов обучения по конкретной дисциплине. Соответственно, перед тем как приступить к проектированию оценочных процедур, преподаватель должен решить задачу по уточнению структурных элементов компетенций выпускника через их декомпозицию в учебных достижениях студентов в ходе освоения ООП вуза.

Опираясь на психолого-педагогические исследования (В.И. Байденко, И.А. Зимней и ю.Г. Татура и др.), полагаем, что компетенция как сложное образование может быть представлена тремя основными компонентами:

• когнитивным (система профессиональных знаний, полученных студентом в процессе обучения);

• деятельностным (умения и навыки для осуществления профессиональной деятельности);

• мотивационно-ценностным (мотивационная готовность к проявлению профессионально-личностной компетентности, положительное отношение к содержанию професси-

ональной деятельности, процессу обучения, ценностные ориентации на профессию, наличие личного опыта).

В процессе обучения студенты должны демонстрировать признаки того, что они владеют определенными компетенциями на необходимом уровне. Об этом уровне можно судить по характеру учебных достижений студентов. И хотя компетенция, как любое свойство личности, является образованием целостным и интегративным, необходимо определить базовые характеристики, отражающие содержание компетенции, чтобы иметь возможность отследить ее в учебных достижениях студентов в освоении конкретных учебных курсов и дисциплин. Таким образом, полагаем, что результаты освоения студентом конкретной компетенции можно сформулировать в комбинации терминов «знать», «уметь», «владеть/обладать».

После уточнения результатов освоения компетенций в терминах «знать», «уметь», «владеть/обладать» необходимо определить, на каких этапах контроля (текущий контроль, промежуточная аттестация) и с помощью каких оценочных средств студент сможет продемонстрировать сформированность у него знаний и умений, владение определенным опытом и уровень приобретенной компетенции в целом.

Деятельностная природа компетенции предполагает использование в качестве инструментов диагностики уровня ее сформиро-ванности у студентов (выпускников) такой системы оценочных средств, которая обеспечивает создание ситуаций, имитирующих ситуации из реальной профессиональной деятельности. При этом оценочные средства должны обеспечивать проверку всего компонентного состава компетенции. В процессе проектирования также важно учитывать, что выбор оценочных процедур должен быть обусловлен возможностью оценить не только отдельные компоненты, но и владение компетенцией как интегративное свойство личности. В этом случае возможно обеспечить выполнение требований ФГОС ВПО о том, что в вузе должны быть созданы условия для максимального приближения ситуации контроля учебных достижений студентов и итоговой аттестации выпускников к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Поэтому при выборе оценочных средств на первый план выходят те, с помощью которых создаются условия для квазипрофессио-нальной деятельности. Следует отметить, что педагогические вузы имеют преимущество в том, что моделирование реальных педагогиче-

ских ситуаций менее затруднительно, т.к. студенты - это вчерашние учащиеся, которые хорошо представляют себе среду своей будущей профессиональной деятельности. Такие оценочные средства могут предъявляться в форме проблемных ситуаций, ситуационных тестов, поисково-творческих проектов, кейсов и другого, при выполнении которых студенты демонстрируют уровень владения той или иной компетенцией.

Полный набор оценочных процедур складывается из традиционных и современных методов оценки достижений студентов: устные и письменные опросы, наблюдение за деятельностью, тестирование, анализ результатов учебной деятельности (эссе, рефератов, разработок, статей, планов и пр.), учебные, творческие, исследовательские проекты, рефлексивные методы, аутентичные (например, портфолио), формативные методы оценки, кейсы различных типов.

По мнению А.Н. Майорова [2], эффективность мониторинга для управления качеством профессиональной подготовки зависит от того, насколько правильно подобраны методы измерения по отношению к объектам. Поэтому для успешного выполнения требований 8-го раздела стандарта должны использоваться, с одной стороны, адекватные методы измерения, с другой стороны, эти методы должны быть реализованы в рамках образовательного процесса.

Завершающим этапом процесса проектирования оценочных процедур является формулирование критериев оценки, применяемых в тех или иных процедурах. Так, в качестве критериев для оценки эссе могут выступать такие, как четкость и грамотность формулирования мысли, умения структурировать информацию, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свои мысли соответствующими примерами, аргументировать, владение научным стилем речи и др. Для оценки любого публичного выступления студента (дискуссия, защита проекта, презентация работы и пр.) можно использовать такие критерии, как содержательность, полнота, структурированность, логичность, рациональность использования времени, конкретность, осознанность, владение профессиональной речью, выразительность и культура речи и др.

Оценка проектной деятельности студентов может проводиться на основе следующих критериев: значимость и актуальность выдвинутых проблем; корректность используемых методов исследования; корректность обработки полученных результатов; ар-

гументация принимаемых решений, их оригинальность; интеллектуальная или практическая ценность созданного проектного продукта; эстетика оформления результатов, презентации; активность членов проектной команды, взаимопомощь и взаимодополняемость.

При формулировании критериев для оценки результатов квазипрофессиональных видов деятельности студентов педагогических вузов необходимо включать мотивационноценностный компонент, который определяет наличие жизненных и профессиональных смыслов и ценностей, характеризует качество и степень выраженности у студента уровня субъективизации знаний, сформированности личностных качеств, ценностных и целевых ориентиров по отношению к будущей профессиональной деятельности, стремления к профессиональному развитию.

Представим в качестве иллюстрации фрагмент проектирования оценочной процедуры по дисциплине «Организационные основы высшего профессионального образования» для магистрантов по направлению 050100 «Педагогическое образование» (магистерская программа «Высшее образование») Волгоградского государственного социальнопедагогического университета.

Указанная дисциплина участвует в формировании следующих профессиональных компетенций:

• в области управленческой деятельности -готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10); готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (Пк-12);

• в области проектной деятельности - готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14).

конкретизируем указанные компетенции в ожидаемых учебных достижениях студентов:

• знает основную нормативную документацию в области ВПО;

• знает основные методы стратегического анализа;

• умеет анализировать отдельные направления деятельности вуза;

• умеет анализировать состояние образовательной системы на предмет ее соответствия нормам (законодательным, аккредитационным и др.);

• умеет вычленять основные тенденции в развитии образования в регионе;

• умеет выявлять потенциал конкретного образовательного учреждения, его области для улучшения;

• умеет анализировать проект образовательной программы (учебный план) на предмет его соответствия требованиям ФГОС ВПО;

• владеет опытом индивидуального и коллективного принятия решений;

• владеет опытом разработки образовательной программы (учебного плана).

В качестве одной из оценочных процедур был спроектирован кейс, позволяющий оценить не только отдельные знания и умения, но и проявление уровня указанных компетенции в целом.

Описание. Ситуация в вузе такова, что накоплен достаточный опыт реализации магистерских программ, уровень профессорско-преподавательского состава достаточен для реализации программ любого уровня, однако спектр реализуемых программ не в полной мере соответствует актуальным потребностям рынка труда.

К заседанию ученого совета необходимо представить проекты магистерских программ (название, учебный план, потенциальные абитуриенты, прогноз по приему) по направлению 050100 «Педагогическое образование», которые будут востребованы на образовательном рынке региона.

Материалы кейса

1. ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», уровень подготовки - магистратура.

2. Список магистерских программ, реализуемых в университете, а также в других вузах города (по этому направлению).

3. Методические рекомендации Минобрнауки России разработчикам ООП.

4. Аналитический отчет о результатах опроса работодателей (руководителей образовательных учреждений).

5. Бланк учебного плана.

Задание

1. Проанализируйте материалы, предложите название магистерской программы. Дайте стратегический прогноз востребованности программы на образовательном рынке региона. Подготовьтесь к защите.

2. Спроектируйте учебный план, используя рекомендации Минобрнауки России.

3. Какие кафедры могут реализовать данную программу? Какие преподаватели? Оцените возможности профессорско-преподава-

тельского состава, используя сведения на сайте университета.

4. Проверьте соответствие требованиям стандарта (обеспеченность научно-педагогическими кадрами, соотношение аудиторной работы и СРС, лекций и практических занятий и т.д.).

Для оценки учебных достижений студентов, которые они демонстрируют, работая над кейсом, целесообразно использовать формативную оценку. Суть формативного оценивания - в оценке самого процесса деятельности, т.е. «степени соответствия реальных практических действий студента установленному заранее формату» [1]. Для формативного оценивания необходимо разбить действия студентов при работе с кейсом на действия, за которыми преподаватель может наблюдать на занятии, и действия, о которых можно судить только по результатам решения кейса.

Для систематизации многокритериальной оценки необходимо составлять карты оценивания (см. табл.), которые могут использоваться не только преподавателями, но и студентами для само- и взаимооценивания.

Критерии наблюдения Студ. 1 Студ. 2

ПК-12 Готовность к работе в команде, инициативное сотрудничество

Определение целей, функций участников

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Саморегулирование и самоконтроль

Обобщенная оценка ПК-12 (уровень)

ПК-10 ПК-14 Выявление и анализ проблем вуза

Выявление сильных сторон вуза

Проведение анализа по всем направлениям

Выявление ключевых проблем, тенденций в развитии образовательной сферы региона

Навыки SWOT-анализа проекта

Выделение информации, существенной для проекта

Навыки работы с нормативной документацией

Рассмотрение проблемы с разных позиций (работодателя, абитуриента, руководства, студента)

Обобщенная оценка ПК-10 (уровень)

Обобщенная оценка ПК-14 (уровень)

Само решение кейса оценивается по следующим критериям: соответствие предложенного решения актуальным потребностям образовательной сферы; детальность проработки учебного плана; аргументированность выбора дисциплин/модулей; правильность расчетов основных параметров (трудоемкость, соотношение лекционных и практических занятий, вариативность, обеспеченность кадрами; прогноз возможных проблем при реализации предложенного плана).

Таким образом, можно заключить, что проектирование оценочных процедур мониторинга результатов освоения основных образовательных программ требует нового взгляда на представление результатов образования на каждом этапе обучения студента, снижения роли традиционных средств оценивания, использования активных методов обучения не только в дидактических целях, но и для оценки уровня сформированности компетенций, более детального подхода к процессу оценивания в высшей школе.

литература

1. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: монография. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002.

2. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. 3-е изд., испр. и доп. М. : Интеллект-Центр, 2005.

3. Сахарчук Е.И. Стандарты высшего профессионального образования как основа качества подготовки специалистов // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер. «Педагогические науки». 2012. № 4 (74). С. 52-57.

4. Чандра М.Ю. Паспорт и программа формирования компетенции у студентов вуза // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2012. № 10 (74). С. 71-75.

* * *

1. Bermus A.G. Upravlenie kachestvom pro-

fessionalno-pedagogicheskogo obrazovaniya: mono-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

grafiya. Rostov n/D.: Izd-vo RGPU, 2002.

2. Mayorov A. N. Monitoring v obrazovanii. 3-e izd., ispr. i dop. M. : Intellekt-Tsentr, 2005.

3. Saharchuk E.I. Standartyi vyisshego profes-sionalnogo obrazovaniya kak osnova kachestva podgotovki spetsialistov // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2012. № 4 (74).

S. 52-57.

4. Chandra M.Yu. Pasport i programma for-mirovaniya kompetentsii u studentov vuza // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2012. № 10 (74). S. 71-75.

Projecting of assessment procedures of monitoring of mastering results of the main educational programmes at a pedagogical higher school

There is shown the logic of projecting of assessment procedures in monitoring of mastering results of the main educational programmes at a pedagogical higher school, determined the main actions of a teacher at every stage, shown the possibility of decomposition of teaching results and assessment procedures choice for their complex assessment based on the example of post graduate students training course 050100 "Pedagogic Education".

Key words: monitoring, competences, results of education, assessment procedure.

М.в. корепанова

(волгоград)

кластерный подход как основа построения нового типа взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами

Обосновывается актуальность построения модели образовательного кластера, способствующего объединению его участников для повышения качества дошкольных образовательных услуг и совершенствования организационно-экономических механизмов управления дошкольным образовательным учреждением. Выделены уровни и формы социального партнерства в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования; определены механизмы мотивации вовлечения участников рынка в систему социального партнерства.

Ключевые слова: кластерный подход, социальные партнеры, дошкольная образовательная организация, функции образовательного кластера.

Современное развитие общества характеризуется радикальными преобразованиями во всех сферах общественных отношений: экономике, политике, социокультурной сфере, что влечет за собой формирование нового уровня требований государства и общества к образованию. Условия для достижения качественного образования определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федера-

© Корепанова М.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.