Научная статья на тему 'Мониторинг учебно-воспитательного процесса с позиции процессного подхода международных стандартов качества'

Мониторинг учебно-воспитательного процесса с позиции процессного подхода международных стандартов качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов Владимир Васильевич, Рудичева Елена Евгеньевна

Рассмотрены принципы организации мониторинга учебно-воспитательной работы в вузе на основе требований стандартов ИСО 9000 с позиции процессного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг учебно-воспитательного процесса с позиции процессного подхода международных стандартов качества»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 658.56 : 378

В. В. ЕФИМОВ, Е. Е. РУДИЧЕВА

МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПОЗИЦИИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА

Рассмотрены принципы организации мониторинга учебно-воспитательной работы в вузе на основе требований стандартов ИСО 9000 с позиции процессного подхода.

В последние годы российские вузы активно занимаются разработкой систем управления

качеством образования. К концу 2002 г. более 10 вузов получили государственные сертификаты на системы качества или всего вуза, или отдельных его подразделений (факультеты, научные центры).Вместе с этим подавляющее большинство разработок относится к управлению качеством только учебного процесса. По нашему мнению, требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием должны учитывать также деятельность вуза по учебно-воспитательной работе. В настоящее время во всех отраслях экономики востребован творческий, инициативный, ответственный, грамотный специалист, умеющий не только принимать решения в нестандартных ситуациях, но и обладающий навыками самообучения, которые очень важны в условиях интенсивного научно-технического прогресса. Это возможно при гармоничном развитии личности специалиста. Поэтому одной из главных целей образоваш1я является подготовка гармонично развитого специалиста, способного решать проблемы завтрашнего дня. Что же понимать под гармоничным развитием питомца высшей школы? На обывательском уровне часто считают гармоничным такое развитие, когда выпускник имеет знания в различных отраслях и гуманитарного, и естественного профиля. Он как бы и лирик, и физик. Вместе с этим наличие знаний - только одна сторона качества специалиста будущего. Как говорит патриарх менеджмента П. Друкер (США): «21 век будет веком повышения производительности

умственного труда». Следовательно, нашего выпускника вуза надо готовить к творческой работе, связанной с созданием новых знаний.

Одновременно с этим уровень культуры

молодежи, сложившийся во многом под действием переходных политических и экономических

процессов последнего десятилетия, в значительной степени не соответствует ни требуемому уровню культуры коммуникаций, ни категориям

традиционных понятий нравственности.

Значит, и повышение культурного уровня студенческой молодежи должно быть отражено в критериях качества образования, если мы хотим,

чтобы наш специалист соответствовал требованиям 21-го века. Конечно, творческие способности заложены в человеке изначально, с рождения. Но их проявление и развитие ускоряется при гармоничном развитии личности. Следует сказать, что не надо связывать развитие творческих способностей студента только с наукой. Как известно из работ по искусственному интеллекту,

творческие наклонности человека развивает любая незапрограммированная деятельность, в том числе и эмоционального плана. Например, искусство, литература, музыка, самодеятельное творчество. Это хорошо подтверждают молодые люди, принимающие участие в известных телевизионных шоу: «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и других, в которых многие участники проявляют недюжее творчество в областях юмора и сатиры. Люди, познавшие радость творчества, уже не могут остановиться на достигнутом, а стремятся произвести все более новое. Творчество становиться навыком, образом жизни. Как известно, многие из них успевают и в науках.

Появление в экономике подобных творческих

специалистов возможно при создании благоприятных условий воспитания студентов в вузе. Именно во время обучения в вузе студент приобретает не только

профессиональные знания, но и достигает полной зрелости, формируется как индивидуальная личность. Поэтому очень важно помочь ему расширить свой не только профессиональный, но и личностный, культурный кругозор.

Что же касается учебного процесса, то развитие творческих наклонностей предполагает в большей степени процесс самостоятельного изучения учебного материала, заставляющий обучаемого напрягать более, чем на лекции, свои умственный способности к усвоению «неразжеванных» лектором учебных материалов.

Есть ж сегодня в вузе время для системной реализации учебно-воспитательного процесса? Известно, что значительный объем часов любого учебного курса в вузе в соответствии с ГОСом отведен на самостоятельное

обучение, которое или не планируется, или не контролируется в той мере, которая присутствует при аудиторном обучении.

Весь объём теоретического курса обучения, например, по бакалаврской программе направления «Менеджмент» составляет 7236 часов за 134 рабочих недели, что соответствует 9-часовому рабочему дню студента по 6-дневной рабочей неделе. Учитывая, что в большинстве вузов сегодня аудиторная учебная нагрузка студентов составляет 24 часа в неделю, то есть 4 часа в день, необходимо сформировать нормативную нагрузку студента на остальные 5 часов в день.

На наш взгляд, принимая во внимание 40-часовую неделю (по КЗОТ), можно незагруженные занятиями 16 часов отнести на самостоятельную учебную работу, что составит 2,7 часа в день. Тогда остальные 2,3 часа в день пойдут на учебно-воспитательную деятельность. Теперь легко рассчитать объём всей нагрузки студента за весь процесс теоретического обучения: учебно-аудиторная нагрузка - 3216 часов, учебно-самостоятельная нагрузка-2197 часов, учебно-воспитательная нагрузка-1823 часа. Вот эта нагрузка и должна войти в мониторинг образовательного процесса на всех этапах деятельности студента.

Весь образовательный процесс можно разделить на три главных макропроцесса:

• процесс аудиторного обучения (лекции, практические занятия, лабораторные работы)

© процесс самостоятельного обучения (в т.ч. курсовое и дипломное проектирование, учебные практики)

® учебно-воспитательный процесс.

Описание макропроцессов качества аудиторного обучения достаточно хорошо изложено во многих статьях журналов «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Инновации, качество, образование» и др. Что касается макропроцессов качества самостоятельного обучения, то это почти неисследованная проблема, так же как и качество учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 25.01.2002 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 25.12.2001 № 19.2» процесс воспитания в системе образования должен способствовать:

- сохраненшо исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию духовнонравственных качеств личности;

- воспитанию патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающего права и свобода личности;

- разностороннему развитию детей и молодежи, формированию их творческих способностей, созданию условий для самореализации личности;

- воспитанию у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;

- формированию основ культуры здоровья,

сознательного отношения к семейной жизни;

- формированию трудовой мотивации, обучению основным принципам построения профессиональной’ карьеры и навыкам поведения на рынке груда.

На наш взгляд, главные компоненты учебно-воспитательного процесса должны способствовать привитию студентам нравственных категорий и воспитанию общей культуры. Общая культура может состоять из следующего обязательного культурного

минимума:

® культура делового общения,

® культура творчества,

® культура здорового образа жизни,

• культура труда и быта,

• культура общественных коммуникаций.

Содержание каждой компоненты должно быть

тщательно проработано как администрацией вуза, так и общественными вузовскими организациями с максимачьным привлечением студенческого актива. Целесообразно разработать стандарт вуза (СТП) по содержанию и порядку проведения учебно-воспитательной деятельности. При этом годовые планы учебно-воспитательной работы в вузе должны не заменять СТП, а дополнять. В СТП должны быть чётко прописаны цели и задачи учебно-воспитательной деятельности и отражаться корпоративные ценности вуза. Вместе с этим целесообразно отразить важность накопленных в вузе культурных ценностей для будущего специалиста.

Обязательный культурный минимум надо преподавать аудиторию (т.е. в присутствии преподавателя). Освоение культурного минимума не должно затягиваться более чем на 1,5-2 года (но и не меньше). А далее студент должен проявить навыки этого минимума на одном из факультативов (науки, самодеятельности, общественной работе, клубной деятельности и т.д.).

Нам представляется, что полная реализация учебно-воспитательного процесса должна проходить по следующим этапам:

1. Формирование целей и задач воспитания.

2. Разработка стандартов по проведению обязательной части учебно-воспитательного процесса (культурного минимума), как процесса формирования общей культуры личности.

3. Разработка программы обязательных культурных минимумов.

4. Создание условий для реализации культурных минимумов как за счёт средств университета, так и спонсоров.

5. Подбор и подготовка персонала для

проведения культурных минимумов.

6. Разработка учебных пособий или

методического указания по понятиям и содержанию культурного минимума. Разработка тестов для контроля и самоконтроля студентов.

7. Формирование групп студентов.

8. Проведение обязательных занятий по культурному минимуму (для студентов 1-2 курсов).

9. Проверка знаний и общего уровня развития

личности путем тестирования или отчёта о

практической деятельности.

Макропроцесс

аудиторного

обучения

Макропроцесс учебно-воспитательной

деятельности

Рис.]. Мониторинг процесса образовательной деятельности Этапы макропроцесса аудиторного обучения: 1) Формирование целей и задач обучения; 2) Разработка стандарта образовательного процесса по специальностям; 3) Разработка учебных планов специальностей с учетом региональных компонент; 4) Набор абитуриентов и перевод студентов на следующий курс; 5) Разработка графика учебного процесса; 6) Комплектование ППС и УВП по учебным курсам; 7) Разработка рабочих программ учебных дисциплин, выбор методов и технологии обучения; 8) Разработка учебнометодического материала по обучению; 9) Подготовка и оснащение учебно-лабораторной базы; 10) Проведение учебных занятий; 11) Промежуточный контроль процесса; 12) Самостоятельная работа студента по каждому курсу; 13) Экзаменационная и зачетная сессии, дипломная работа; 14) Оценка соответствия результатов плановым показателям; 15) Разработка мероприятий по устранению несоответствий; 16) Корректирующее воздействие

10. Разработка программ факультатива по выбранному индивидуально каждым студентом направлению.

11. Выбор студентом культурного факультатива (одного или нескольких) и его посещение в виде практических занятий, круглых столов, творческих занятий и т. д.

12. Самостоятельное самосовершенствование, самовоспитание студента под контролем куратора вуза.

13. Итоговая оценка деятельности студента на основании отчетов студента по учебно-воспитательной деятельности за каждый период.

14. Оценка соответствия результатов плановым показателям.

15. Разработка мероприятий по устранению несоответствий.

16. Корректирующие воздействия.

Этапы 1, 2, 3 и 14, 15, 16 должны быть одинаковы у всех макропроцессов (учебно-аудиторное обучение, самостоятельное -обучение, учебно-воспитательный процесс), как важнейшая составляющая мониторинга

образовательной деятельности, заключающаяся в обязательной обратной связи между фактической и планируемой деятельностью. Иначе нельзя улучшать процессы.

Учитывая, что финансирование вуза предусматривает деятельность ППС и УВП в рамках всех выделенных часов образовательного стандарта, выделение работников на проведение учебно-воспитательного процесса должно быть предусмотрено штатным расписанием.

Воспитательное и обучающее воздействие происходит при непосредственном взаимодействии преподавателя-воспитателя и студента, а также при индивидуальном самосовершенствовании студентов. Поэтому целесообразно соединение всех трех макропроцессов в один цикл (см. рис.1).

Каждый макро- или микропроцесс

образовательной деятельности должен

соответствовать требованиям, предусмотренным стандартами ИСО 9000:2000, для чего в целях непрерывного совершенствования качества образовательного процесса на каждом этапе мониторинга необходимо соблюдать цикл Деминга,

состоящий из стадий: наблюдения, анализа,

оценивания, коррекции. Примем для разных этапов может иметь место разная стадия цикла Деминга. Очевидно, что в стандарты вуза (СТП) . по проведению учебно-воспитательного процесса должны входить содержательные описания стадий работ на каждой стадии.

Ефимов Владимир Васильевич, доктор технических наук, профессор, окончіиі Ленинградский

механический институт, заведующий кафедрой «Управление качеством» Ульяновского

государственного технического университета (УлГТУ). Имеет монографии, учебные пособия и статьи в области менеджмента качества.

Рудичева Елена Евгеньевна, окончила Ульяновский государственный университет, аспирант кафедры «Управление качеством» Ул1ТУ. Имеет статьи в области качества образования.

УДК 378:37.013.2

Е. Ш. РОМАЗАНОВА

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Выявлены особенности научно-педагогической деятельности в качестве одного из видов социального творчества, а также ее возможности в становлении самостоятельной личности, развитии и совершенствовании креативных потенциалов.

В свете решения жизненно важных проблем высшего образования значимым является исследование содержания, структуры и функций научно-педагогической деятельности (НПД). НПД в высшей школе как вид социально-профессиональной деятельности образовалась на стыке двух областей -научного творчества и педагогической деятельности, что и определяет ее структуру. НПД выступает в единстве практической и теоретической составляющих, решает конкретные научнопедагогические задачи с целью удовлетворения определенных индивидуально-личностных и социальных потребностей. Результатами этой работы являются подготовка специалистов высшей квалификации, а также плоды научно-исследовательского поиска, имеющего конкретные формы (статьи, монографии, учебно-методические материалы, программные продукты, изобретения и

др.).

Современная ситуация в НПД характеризуется тем, что образование понимается не просто как передача и усвоение культурного опыта, а как совместная деятельность преподавателей и обучающихся, направленная на глубокое

познавательное, социальное и личностное развитие каждого из участников этой деятельности [1], что предполагает выход на творческие методы. НПД не чужда эвристическая методология, поскольку научно-исследовательская составляющая направлена на получение нового знания.

НПД неизменно реализуется в форме взаимодействия между процессом познания (генерированием идей, теоретическим осмыслением),

преподавательской практикой и жизненным миром, состоящим из повседневности, обыденности и опытно-чувственной реальности. То есть она находится на стыке между постижением, пониманием идей, адекватным их изложением, передачей и конкретными жизненными (суетно-будничными) ситуациями. На этой сфере (как на творчестве) лежит печать воздействия неразрывного единства теоретического и эмпирического, возможного и действительного, мыслимого и реализуемого. Здесь практически невозможно отделить, локализовать научно-педагогическую «работу» от других дел и событий. Она простирается в каждодневную жизнь, ежечасные заботы, растворяется в них, не теряя собственные черты, и в них же обретает себя, как бы заново становясь, возрождаясь к новому витку (но типу симбиотического сосуществования). Можно с уверенностью заявить, что это особый мир, б который погружен человек, где все связано со всем и все отражается во всем. В этом проявляется синкретизм творческого акта, что одновременно порождает множество проблем.

НПД является видом самодеятельности индивида в рамках социального института, благодаря которой он реализует творческие потенциалы, изменяет энергетический уровень всех жизненных систем человека и общества, совершенствует собственные навыки. НПД создает условия для свободы человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. Ситуация отсутствия жесткого внешнего принуждения, гнета, тотальных ограничений воли, уважения личностного начала способствует реализации творческих порывов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.