Научная статья на тему 'Особенности разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основе межкультурных проектов'

Особенности разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основе межкультурных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL PROGRAM / INTERCULTURAL PROJECT / DEVELOPMENT / PERSONALITY / INTERACTION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушев М.В.

В статье представлена концепция разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Межкультурные междисциплинарные проекты рассматриваются как основное средство формирования навыков межкультурного взаимодействия, культурной идентификации и социализации личности. Модульный принцип построения программ расширяет возможности и сферы применения предлагаемой технологии, способствует реализации общеобразовательных задач и развитию метапредметных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPING ADDITIONAL GENERAL EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE BASIS OF INTERCULTURAL PROJECTS

The article presents the concept of development of additional General educational programs. Cross-cultural interdisciplinary projects are considered as the main means of forming skills of intercultural interaction, cultural identification and socialization of the person. The modular principle of constructing programs expands the possibilities and scope of the proposed technology, contributes to the implementation of educational tasks and the development of metasubject skills.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основе межкультурных проектов»

УДК 37.017; 37.035; 37.036 ЯКУШЕВ М.В.

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института иностранных языков, кафедра немецкого языка Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

Е-mail: yakuschev.m@yandex.ru

UDC 37.017; 37.035; 37.036 YAKUSHEV M.V.

Candidate of Pedagogics, associate professor, Director of the Institute of Foreign Languages, Department of German

Language, Orel State University Е-mail: yakuschev.m@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

FEATURES OF DEVELOPING ADDITIONAL GENERAL EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE BASIS OF INTERCULTURAL PROJECTS

В статье представлена концепция разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Межкультурные междисциплинарные проекты рассматриваются как основное средство формирования навыков межкультурного взаимодействия, культурной идентификации и социализации личности. Модульный принцип построения программ расширяет возможности и сферы применения предлагаемой технологии, способствует реализации общеобразовательных задач и развитию метапредметных умений.

Ключевые слова: образовательная программа, межкультурный проект, развитие, личность, взаимодействие, социализация.

The article presents the concept of development of additional General educational programs. Cross-cultural interdisciplinary projects are considered as the main means offorming skills of intercultural interaction, cultural identification and socialization of the person. The modular principle of constructing programs expands the possibilities and scope of the proposed technology, contributes to the implementation of educational tasks and the development of metasubject skills.

Keywords: educational program, intercultural project, development, personality, interaction, socialization.

Философские проблемы образования занимают значительное место среди диссертационных исследований последнего десятилетия. Это обстоятельство обусловлено последствиями дегуманизации в общественных отношениях, ведущими к утрате духовных и нравственных ценностей, отказу от мировоззрения, основанного на справедливости, отсутствию внимания и уважения к человеку, обесцениванию жизни человека и его нравственности. Молодое поколение сталкивается с проблемой национальной идентичности, сосуществованием и проявлением в крайних формах: доверия и подозрительности, альтруизма и эгоизма, героизма, самопожертвования и стяжательства, одобрения, признания и нигилизма, конформизма и нонконформизма.

Миссия современной школы рассматривается в контексте социальной деятельности всех субъектов образовательного процесса и видится в том, чтобы «дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами» [2, с. 336].

Социальный заказ общества предстает в виде всесторонних требований к развитию личности обучаемых, их эффективной социализации и приумножению гуманистического аспекта в содержании обучения, всемерной реализации образовательного, воспитательного и развивающего

потенциала учебных дисциплин.

В этой связи в ОГУ им. И.С.Тургенева разработан комплекс мероприятий, нацеленных на на культуросбережение и культуросозидание, осознанное восприятие и принятие общечеловеческих и базовых национальных ценностей. Программы дополнительного образования ориентированы на формирование гармоничной личности с целевыми установками и ценностными ориентациями, на развитие гражданского общества в России и выработке ответственного и взвешенного отношения к своей деятельности.

Решению культурно-образовательных задач по интеграции в европейское образовательное пространство, становлению личности в новых условиях информационного общества наиболее эффективно способствуют межкультурные междисциплинарные проекты, обеспечивающие формирование мировоззрения, мироощущения и миропонимания, развитие творческого мышления, нахождение нестандартных решений возникающих задач.

Данный подход обеспечивает решение одной из основных задач Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы -модернизации образовательных программ и применении новых подходов, обеспечивающих успешную социализацию и эффективную самореализацию обучающихся, их всестороннее развитие.

Государственная языковая политика на современном этапе основывается на признании важности развития всех

© Якушев М.В. © Yakushev M.V.

языков и создании необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территории России. Ее стратегическая цель - формирование языковой и профессиональной готовности студента/выпускника к сотрудничеству с зарубежными партнерами, взаимодействию с ними на международных площадках и форумах, присвоению зарубежного опыта профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что именно межкультурные практико-ориентированные проекты в полной мере соответствуют поставленным целям. В ходе их проведения формируются, так называемые, гибкие навыки (англ. soft skills), определяемые как совокупность универсальных надпрофессиональ-ных навыков, необходимых для успешного взаимодействия в коллективе, обеспечивающих эффективность командной работы. Данные навыки основаны на личностных характеристиках и мировоззренческих установках, опыте социально значимой деятельности и коммуникативного взаимодействия, кооперации с партнерами, умении устанавливать контакты и находить общие точки взаимодействия, решать конфликты и снимать противоречия.

Межкультурный проект является ведущим средством, технологией формирования «сквозных» компетенций, гарантирующих видение целого конструкта, развитие системного мышления, управление эмоциями, учет потребностей партнеров, построение успешной коммуникации и включение в продуктивную и плодотворную коллективную работу.

Формирование отечественной парадигмы личностно-ориентированного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса и содержит описание личностных качеств, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ разного уровня и типа.

В контексте исследуемой проблемы следует указать, что проектная методика обеспечивает комплексный подход к реализации предъявляемых требований в оценке уровня сформированности целевых навыков и умений. Именно поэтому, согласно ФГОС как основного, так и полного общего образования, структура основной образовательной программы должна предусматривать «формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и

(или) социально значимой проблемы» [4, с. 28-29].

Межкультурная коммуникация и диалог культур предстают в современных межъязыковых и междисциплинарных исследованиях в качестве базовых понятий, определяющих их направленность и содержание. Разрабатываемая концепция дополнительных общеобразовательных обще-развивающих программ рассматривает такие программы как межкультурные, полиязычные и межпредметные проекты, трактуя культурно-просветительскую деятельность как пассионарность, которая видится в нацеленности на общественное развитие, созидание, изменение окружения, стремление к идеальным новым общественным отношениям, активное преобразование на благо общества, формирование новой модели поведения в условиях миграции, создание смешанного культурного ландшафта посредством развития и освоения культуры, разрушения стереотипов, преодоление враждебности и недоверия.

Ключевым (основополагающим) становится сло-

восочетание «язык мира» предстающее, с одной стороны, как феномен космополитизма, многообразия в единении, общего культурного пространства и традиций, а с другой - как взаимопонимания, единения и интеграции, добрососедства.

Основной направленностью дополнительных образовательных программ является воспитание гармонично развитой личности с опорой на гуманитарные и гуманистические традиции отечественного образования. Приоритетное место в формировании межкультурной компетенции в образовательном процессе занимает воспитательная работа, направленная на создание развивающей среды, призванная эмоционально насытить и духовно обогатить жизнедеятельность студентов.

Поводом для стратегической проработки замысла подобных программ стала набирающая обороты волонтерское движение и культурно-просветительская деятельность добровольцев и неравнодушных социально активных студентов по продвижению русского языка и культуры за рубежом, а также стратегический проект развития ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» «Центр литературного наследия «Язык Тургенева - язык мира».

Цель дополнительных общеобразовательных обще-развивающих программ - совершенствование социальной и межкультурной компетенции обучающихся, вовлечение в культурно-просветительскую деятельность, продвижение и популяризация российского культурного наследия и приобщение к ценностям мировой цивилизации.

На примере программы «Организация культурно-просветительской деятельности волонтеров по продвижению русского языка за рубежом» рассмотрим типологические особенности разработки и реализации предлагаемого нами концепта.

Новизна программы заключается в ее модульном построении, нацеленности на формирования целого спектра компетенций (общекультурных, метапредметных), необходимых для установления и поддержания межличностного общения и международных контактов. Вариативность модулей позволяет вовлечь обучающихся в основные сферы жизнедеятельности, детально проработать интересующую их тематику и актуальную предметную область.

В основу алгоритма разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ мы предлагаем положить проектный метод, в полной мере обеспечивающий развитие познавательных способностей и критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Ранее нами обозначены и достаточно подробно описаны необходимые и достаточные условия успешной организации проектной деятельности [3; 5].

Технология реализации проектного замысла при построении рассматриваемых программ включает в себя 7 этапов:

1 этап: Отбор студентов, заинтересованных в участии в проекте, посредством анкетирования, написания эссе по одной из предложенных тем и мотивированного обоснования своего участия.

2 этап: Разработка модульной программы дополнительного образования.

3 этап: Обучение отобранных студентов на интенсивных курсах, развивающих требуемые компетенции и формирующих базовые умения в видах деятельности, необходимых для осуществления проекта.

4 этап: Подготовка макета презентаций и разработка сценариев проведения запланированных мероприятий.

5 этап: Реализация замысла, выполнение пошаговых алгоритмизированных заданий и решение творческих задач, презентация проектов в процессе экспедиционной кампании.

6 этап: Подготовка отчета и демонстрация результатов проведенной экспедиции.

7 этап: Обобщение и рефлексия, написание научных статей и методических рекомендаций по организации и проведению подобных проектов.

Группы обучающихся формируются из студентов (до 15 человек), не обязательно имеющих устойчивые навыки владения иностранными языками и опыта осуществления проектной деятельности. Единственным условием участия в проекте является мотивационная составляющая, потребность в коммуникативном и интерактивном взаимодействии, желание самореализоваться и работать в команде, преследующей единую цель.

В процессе краткосрочного интенсивного обучения обучающиеся осваивают необходимое содержание, стратегии и технологии взаимодействия и установления партнерских отношений. Курсы разбиты на два этапа. Первый из них является вводным и способствует постановке и осознанию целей проекта, видов деятельности, коррекции и развитию имеющихся умений. На втором этапе у обучающихся формируются целевые навыки и умения в ходе практико-ориентированных занятий, имитирующих условия протекания запланированной деятельности.

Актуальность и педагогическая целесообразность подобных программ и способов их реализации видится в продвижении российской культуры и приобщении к общеевропейскому наследию посредством вовлечения представителей разных культур и этносов в диалог и совместную творческую деятельность. Проект предполагает активную экспедиционную составляющую, выполняемую в разных культурно-географических условиях. Вся подготовительная работа (языковые и методические курсы, циклы лекций, исследовательские проекты, круглые столы и т. п.) нацелены на эффективную и плодотворную работу проектной группы во время следования по маршруту экспедиции.

Концепция программы разработана с учетом тенденций в современном образовании, формирует стратегии и тактики коммуникативного поведения, этику общения, взаимное уважение, ощущение собственной востребованности и ориентирована на формирование универсальных компетенций как совокупности способностей и умений, связанных с познавательной деятельностью (сюда относятся, к примеру, умения ставить цель, планировать, анализировать и оценивать), а также с творческой деятельностью (умение самостоятельно добывать знания, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем).

Отличительными особенностями данной программы являются:

• Модульное построение - программа представляет собой комплекс модулей, ориентированных на усвоение

требуемого содержания и готовящих к экспедиционной деятельности.

• Практикоориентированность - усвоение содержания происходит в ходе приобретения опыта осуществления видов деятельности, необходимых для реализации проекта; процесс обучения, предлагаемые интеллектуально-познавательные и прагматические задачи и способы их решения имитируют и воссоздают условия протекания реальной деятельности.

• Проектные технологии - обучающиеся знакомятся с проектной методикой, приобретают умения работы в группе, самостоятельной постановки задач и поиска путей их решения, выбора способов презентации разработанных материалов. Проектная методика формирует среду единомышленников, способствует кооперации и самореализации в коллективном творчестве.

• Межпредметность - содержание модулей носит межпредметный характер и позволяет сформировать способность к творческой деятельности, анализу и установлению взаимосвязей, формирует умения трансфера и переноса знаний и умений из разных областей знания и сфер деятельности.

Примерный учебно-тематический план программы «Организация культурно-просветительской деятельности волонтеров по продвижению русского языка за рубежом»

Модуль 1: Базовый курс иностранного языка (144 аудиторных часа). Предполагает прохождение базовых лексико-грамматических тем, готовящих к иноязычному общению в основных сферах взаимодействия с симуляцией типичных ситуаций общения, возникающих в процессе подготовки и реализации проекта.

Модуль 2: Основы методики преподавания русского языка как иностранного (24 аудиторных часа). Модуль дает представление о принципах, технологиях, способах и приемах обучения русскому языку, трудностях в усвоении русского языка, национальных особенностях общения.

Следует отметить, что в рамках продвигаемой концепции данный модуль является вариативным. Он считается тематическим, отражает предметную направленность проекта, а его название и содержание будут варьироваться в зависимости от специфики образовательной программы.

Модуль 3: Основы актерского мастерства (24 аудиторных часа). Позволит подготовить к презентации докладов и проекта в целом, овладеть навыками сценического общения, пластикой и жестикуляцией, приемами вербального и паралингвистического воздействия на аудиторию, передачи эмоционального состояния, способами взаимодействия с партнерами и основами коллективного творчества.

Модуль 4: Основы проектной деятельности (24 аудиторных часа). Знакомит с историей проектного метода и его местом в образовании, спецификой проектной деятельности и требованиями, предъявляемые к организации проектов. Обучающиеся знакомятся с этапами проектной деятельности, типами проектов и алгоритмами планирования, особенностями работы в группе, формами и способами презентации проекта и подведения итогов.

Модуль 5: Консультирование по научно-исследовательской деятельности (34 аудиторных часа).

Модуль предполагает оказание помощи в самостоятельной постановке задач и планировании деятельности, поиске и систематизации необходимой информации, оформлении результатов и презентации проекта. Занятия проводятся в виде индивидуального и группового консультирования по основным разделам в соответствии с разработанным графиком.

Сроки реализации программы - один год, 250 аудиторных часов.

Формы и режим занятий. Программа предполагает организацию двух контактных сессий по 6 недель, в ходе которых проводятся занятия по разработанным модулям. Приоритетная форма организации занятий - практическое занятие в интерактивной форме. Численность учащихся в группе составляет до 15 человек. На занятиях используются преимущественно групповые и парные формы взаимодействия, способствующие достижению поставленных целей. В межсессионный период обучающиеся изучают литературу, самостоятельно выполняют индивидуальные и групповые задания.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Приёмы, используемые педагогом: упражнения, беседа, анализ, наблюдение, тренинг, тестирование, инсценировки, проекты, презентации, творческие встречи, мини-концерты, диспуты, ролевые игры и т.п.. Предпочтение отдается продуктивной, поисково-познавательной деятельности с обязательной рефлексией.

Используемые технологии:

• личностно-ориентированного обучения (учет особенностей, целевых установок, потребностей обучающихся);

• развивающего обучения - (развитие когнитивных способностей и психических свойств личности, творчества)

• коммуникативного подхода (формирование всех компонентов коммуникативной компетенции)

• компетентностного подхода (формирование спектра межпредметных компетенций как совокупности умений и опыта осуществления деятельности)

Формы подведения итогов реализации программы. При подведении итогов реализации образовательной программы и демонстрации результатов совместной деятельности могут использоваться следующие формы: открытые занятия, панельные дискуссии, отчётные концерты, презентации и доклады, инсценировки, анкетирование.

По итогам экспедиции готовится отчетная презентация и научная статью по теме проведенного исследования.

Методическое обеспечение программы.

- аудио и видеоматериалы

- методические пособия, учебная и справочная литература

- рабочие листы с заданиями для групповой и индивидуальной работы.

Материально-техническое обеспечение программы: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, компьютерный класс, магнитная доска, канцелярские расходные материалы (бумага белая/цветная, марке-

ры, ножницы, магниты, мяч...) и др.

Планируемые мероприятия:

• проведение культурно-просветительских встреч с населением в форме презентации результатов научно-исследовательского проекта;

• мастер-классы по русскому языку (занятия с иностранцами, основы русского языка, презентация особенностей в игровой и интерактивной формах);

• театрализованное представление (инсценировка эпизодов из жизни и произведений Тургенева с возможным участием иностранных партнеров)

Ожидаемые результаты:

• успешная интеграция обучающихся в поликультурную конкурентную среду, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся;

• расширение внеурочной деятельности образовательных организаций, повышение интереса к российскому и мировому культурному наследию, решение культурно-образовательных задач для интеграции в европейское образовательное пространство;

• создание благоприятной информационно-образовательной среды, расширение международных контактов, образовательных возможностей и профессиональных перспектив обучающихся;

• привлечение внимания общественности к актуальным проблемам современности;

• поддержка инициатив, создание условий, необходимых для формирования устойчивой мотивации обучающихся к социально значимой деятельности;

• приобретение опыта просветительской деятельности по формированию положительного отношения к отечественному и мировому наследию;

• активизация социального партнёрства со сверстниками, интерактивное взаимодействие с представителями других культур, формирование уважительного отношения к культуре и традициям различных народов;

• раскрытие личности, творчества и вдохновения, активизации творческих способностей и саморазвития;

• обобщение опыта организации и проведения совместных образовательных (познавательных, культурно-просветительских) проектов.

Таким образом, разрабатываемая концепция устраняет дефициты традиционных подходов к образовательной деятельности, в ее реализацию вовлечены все субъекты образовательного процесса. Куррикулумная гибкость концепции позволяет варьировать предметно-тематическую направленность программ, их объем, сроки и интенсивность освоения.

Предлагаемый подход к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основе межкультурных проектов готовит обучающихся к плодотворному межличностному сотрудничеству, к жизни в условиях поликультурного мира, повышает их готовность к социальной адаптации и социокультурной интеграции, в том числе - посредством взаимодействия с представителями других культур.

Библиографический список

1. ПолатЕ.С. Метод проектов. ИОСО РАО 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.

htm.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. 342 с.

3. Скрипкина Г.В., Якушев М.В. Международные проекты как путь включения студентов в активный диалог культур. - Журнал «Образование и общество» - Орел, 2005, № 3. C. 33-37.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (утвержден приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365. С.28-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Якушев М.В. Условия успешной организации и презентации проектов на уроке иностранного языка. Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Выпуск 5. Орел: ОГУ 2011. С. 34-40

References

1. PolatE. S. Ргсуей Method. IOSO RAO 1998. [Electronic resource.] - Access mode: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm.

2. Approximate basic educational program of an educational institution. Primary school / [Comp. E. S. Savinov]. M.: Education, 2011. 342 p.

3. Skripkina, V. G., Yakushev M. V, International projects as a way to involve students in an active dialogue of cultures // Education and society. 2005. № 3. Рр. 33-37.

4. Federal state educational standard of secondary (complete) General education. (Approved by order No. 413 of the Ministry of education and science of 17 may 2012) [Electronic resource]. - Access mode: http://минобрнауки.рф/документы/2365 mmm. P. 28-29.

5. YakushevM. V. ^nditions for successful organization and presentation of projects at a foreign language lesson. Scientific works of the Faculty of Additional Professional Education and Advanced Training. Issue 5. Orel: OSU, 2011. Pp. 34-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.