УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10152
Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior
Model of Diagnosis and Developing Schoolchildren's Soft skills in Terms of WorldSkills Junior Competition Training
Елена Вадимовна ВОСТОРГОВА,
кандидат педагогических наук, директор Центра проектного творчества «Старт-ПРО» Московского городского педагогического университета
E-mail: [email protected]
Владислав Валентинович МИХАЙЛОВ,
заведующий лабораторией кибернетики и электроники Центра проектного творчества «Старт-ПРО» Московского городского педагогического университета
E-mail: [email protected]
Антон Кириллович СЫЩЕНКО,
педагог-психолог Центра проектного творчества «Старт-ПРО» Московского городского педагогического университета
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье авторы раскрывают построенную в центре проектного творчества «Старт-ПРО» модель диагностики и развития softskills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior. На основе данной модели разрабатываются дополнительные общеобразовательные программы, и организуется подготовка учащихся к различным соревнованиям и конкурсам.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, дополнительные общеразвивающие программы, коммуникация, кооперация, креативность, критическое мышление, soft skills, WorldSkills
Abstract. In the article, the authors reveal the model of diagnostics and development of schoolchildren's softskills has been built in the center of project creativity "Start-PRO" within training for the WorldSkills Junior competitions. On the basis of the current model, additional general education programs are being developed and the preparation of students for various competitions and contests is being organized.
Key words: additional education, supplementary general enrichment, communication skill, creative skill, cooperation, critical thinking skill, soft skills, World-Skills movement
Модель диагностики и развития softs-kills школьников в рамках подготовки участников к соревнованиям World Skills Junior разработана на основе проведенного анализа существующих моделей и концепций формирования образовательных результатов в формате soft skills, анализе стандартов компетенций и критериев оценивания в соревнованиях WorldSkills Junior, Junior Skills, SchoolSkills и др.
За основу проведенного анализа «гибких» навыков была взята «Система 4К», имеющая за рубежом название "Four Cs" (Collaboration, Communication, Creativity, Critical thinking) [5]. Данная модель является обобщением так называемой Давосской десятки, списка из десяти ключевых компетенций, сокращенных до четырех, наиболее востребованных к 2020 г. [4]. Структура и содержание soft skills в представленной модели раскрывается через следующие компетенции:
■ коммуникация — умения налаживать контакты, договариваться, слушать и слышать собеседника, доносить свою точку зрения;
■ креативность — способность оценивать ситуации с различных ракурсов и находить нестандартные пути решения;
■ кооперация (командная работа и сотрудничество) — умения, тесно связанные с коммуникацией, но относящиеся к достижению групповой цели; способность оценки ситуации, выделении цели, способов ее достижения и распределения ролей;
■ критическое мышление — система суждений, помогающая выявлять причинно-следственные связи и отсеивать ненужную информацию для последующего формулирования обоснованных выводов. Модель диагностики и развития soft skills
школьников в рамках подготовки участников к соревнованиям WorldSkills Junior состоит из следующих структурных компонентов, раскрывающих этапы реализации модели: целевого, первичной диагностики, формирующего, повторной диагностики, результативного, а также этап условия реализации модели.
Целью является развитие soft skills школьников в процессе реализации дополнительных об-щеразвивающих программ для подготовки к участию в соревнованиях WorldSkills Junior и пр.
Результатом диагностики с целью дальнейшего развития soft skills должны стать данные об уровне сформированности четырех основных групп «гибких» навыков: коммуникации, креативности, кооперации, критического мышления.
Этап первичной диагностики представляет собой творческое задание из двух этапов, во время выполнения которого педагоги и наставники, наблюдая за учащимися, оценивают их индивидуальный уровень развития soft skills.
На первом этапе учащимся необходимо за ограниченное время создать машину будущего из заранее подготовленных материалов, используя листы с геометрическими фигурами и канцелярские принадлежности: ножницы, клей, фломастеры, карандаши. Участникам необходимо установить контакт (коммуникацию), спроектировать машину будущего, разделить обязанности и роли в группе (кооперация).
На втором этапе учащиеся защищают свои работы перед экспертами (креативность), после чего они обмениваются с другими участниками своими моделями и проводят их оценку по критериям (критическое мышление).
Во время работы учащихся эксперты, используя метод наблюдения, оценивают их уровень развития «мягких» навыков на специальных бланках. Для каждого навыка определены критерии и показатели оценивания (табл. 1).
Таблица 1. Критерии оценивания «мягких» навыков
Навык из системы 4К Критерии оценивания
Коммуникация Эмоциональная устойчивость Аргументация собственной позиции Умение вести дискуссию Участие в обсуждении проблемы Умение слушать
Кооперация Участие в распределении ролей группы Участие в обсуждении хода работы и принятии решений Рациональное распределение времени (законченность решения) Умение договориться при столкновении интересов Активная позиция в поиске решения задачи
Креативность Поиск альтернативных подходов вариантов решения Оригинальность предложенных способов решения задачи Поиск альтернативных подходов вариантов решения Поиск новых признаков, характеристик объектов и возможных вариантов их использования Поиск необходимой информации и выделение ключевой в общем потоке Рефлексия, оценивание процесса выполнения и результата работы Способность делать логические умозаключения
Критическое мышление Умение выделять в информации главное, видеть противоречия Умение обобщать и делать выводы Умение анализировать альтернативные точки зрения Умение осуществлять правильную интерпретацию
Развитие soft skills происходит на формирующем этапе, в основе которого лежат дополнительные способы развития, позволяющие кроме формирования предметных образовательных результатов (hard skills) последовательно развивать коммуникативные, креативные, кооперативные навыки, критическое мышление. Для этого каждая программа содержит набор форм, методов, приемов и средств обучения, которые позволяют при освоении каждого модуля подготовки интегрировать формирование soft- и hard-умений.
Для развития коммуникативных навыков используются развивающие занятия с элементами тренинга, направленные на развитие эмпа-тии, навыков активного слушания и невербальных коммуникаций. Отдельно проводятся тренинг публичных выступлений и выступления с презентацией.
Для развития креативности и творческих способностей используются развивающие занятия с элементами тренинга, метод кейсов, дискуссии, направленные на развитие креативности, тренировку воображения и обучение методам преодоления прокрастинации («Три сложнейших вопроса», «Воображение и креативность», «Сильная мотивация - хорошо или плохо?» и др.).
Для развития навыков командной работы и кооперации используются командная работа и развивающие занятия с элементами тренинга, деловые игры на развитие коммуникативных навыков («Клубок знакомств. Три качества», «Образуем круг», «Город группы» и др.).
Для развития критического мышления используются развивающие занятия с элементами тренинга («Список навыков критического мышления», «Концентрация внимания», «Виды мышления»).
Таким образом, способы развития навышов soft skills представляют собой комбинацию форм и методов работы, когда на каждом этапе (теме) в процессе формирования предметных умений включаются специальные упражнения и тренинги на развитие «гибких» умений. Вместе с тем это позволяет эффективно реализовывать дополнительные об-щеразвивающие программы без специальной подготовки учащихся к соревнованиям, в которых часто определяющим фактором становятся soft skills.
Повторная диагностика позволяет определить уровень развития soft skills по аналогичному творческому заданию, которое обучающиеся должны выполнять в других группах (командах) по схожим по уровню сложности темам (техническим объектам).
При повторной диагностике необходимо более строго соблюдать временные рамки выполнения творческого задания, этапы его выполнения и соответствие оцениваемым критериям.
Анализ результатов повторной диагностики проводится как по индивидуальным результатам, так и по показателям командной работы. Очевидно, что серьезные изменения в развитии soft skills за один полугодовой курс произойти не могут, но должны меняться те или иные показатели (индивидуальные или командные), включая время выполнения задания.
Для эффективной реализации модели сформулированы условия реализации модели, среди которых можно выделить организационные, процедурные, кадровые и содержательные условия.
Организационные условия:
■ насыщенная образовательная среда, позволяющая обеспечить эффективную реализацию спектра дополнительных общераз-вивающих программ;
■ создание системы диагностики обучающихся (направленной на оценку уровня развития soft skills) на этапе реализации дополнительных общеразвивающих программ и подготовки учащихся к соревнованиям;
■ создание условий для реализации практик наставничества, обеспечивающей индивидуальную и групповую работу обучающихся, передачу опыта и специфики участия в соревнованиях по профессиональным компетенциям.
Процедурные условия:
■ разработка системы диагностики soft skills, включая критерии и показатели оценивания, оценочные формы и пр.;
■ разработка дополнительных общеразвива-ющих программ, включающих формы, методы и средства развития soft skills обучающихся;
■ разработка типовых заданий для развития soft skills в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ;
■ отбор методов и приемов развития soft skills для достижения определенных образовательных результатов;
■ участие самих обучающихся в процедурах оценивания и обсуждения результатов развития soft skills.
Содержательные условия:
■ образовательные результаты дополнительных общеразвивающих программ должны включать как предметные результаты, так и «гибкие» умения (soft skills);
■ в дополнительных общеразвивающих программах должна быть реализована комбинация форм и методов обучения, позволяющая эффективно формировать как предметные, так и «гибкие» умения и навыки;
ЭТАП ЦЕЛЕВОЙ
ЭТАП
ПЕРВИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ
ЭТАП
ФОРМИРУЮЩИЙ
ЭТАП
ПОВТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ
ЭТАП
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ
Цель: развитие soft skills школьников в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ для их подготовки к участию в соревнованиях
IZ
Коммуникации
Креативность
Кооперация
Креативное мышление
Творческое задание / команды
Наблюдение / наставник
Формы и методы развития soft skills
Дотолкнпелъяая оещераз&игающал программа
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 Защита проекта
Формы и методы формирования hard skills
Индивид/групповое консультирование
Повторная диагностика
Индивидуальный профиль развития Soft skills
Результаты участия в соревнованиях
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
МОДЕЛИ
Рис. 1. Модель диагностики и развития softskills школьников
■ объем (трудоемкость) дополнительных общеразвивающих программ должна позволять формировать планируемые образовательные результаты.
Кадровые условия:
■ подготовка педагогов-наставников, владеющих методами и приемами развития soft skills у обучающихся;
■ организация взаимодействия педагогов-наставников между собой и с психологом для диагностики и развития softskills, создания индивидуального профиля обучающихся.
Предложенная модель диагностики и развития soft skills обучающихся в рамках подготовки участников к соревнованиям служит инвариантной основой для разработки содержания и технологии реализации пакета дополнительных общеразвивающих программ, разрабатываемых по профессиональным компетенциям WorldSkills Junior.
Список литературы
1. Восторгова Е.В., Васильева АЕ., Махотин ДА., Михайлов В.В., Смирнова Д.С., Черников В.В. Модель и технологии организации проектной деятельности учащихся в условиях образовательного технопарка // Интерактивное образование. 2017. № 3. С. 18—25.
2. Восторгова Е.В., Махотин ДА., Михайлов В.В. Модель профессиональной подготовки школьников на основе стандартов JuniorSkills // Вестник РМАТ. 2018. № 3. С. 80—85.
3. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации [Электронная страница проекта] // URL: https:// ioe.hse.ru/monitoring/4k (дата обращения: 24.04.2019).
4. 10 Top Soft Skills for 2020: What They Are and How To Train Them. 2016. [Электронный ресурс] // URL: https://www.game-learn.com/top-soft-skills-2020-how-to-train-them/ (дата обращения: 11.02.2019).
5. An Educator's Guide to the "Four Cs" [Электронный ресурс] // URL: https://www.game-learn.com/top-soft-skills-2020-how-to-train-them/ (дата обращения: 11.02.2019).