Научная статья на тему 'Самоменеджмент как фактор развития профессионализма будущих специалистов'

Самоменеджмент как фактор развития профессионализма будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / PROFESSIONAL CULTURE OF STUDENTS / NATIONAL EDUCATION STANDARDS OF THE THIRD GENERATION / KOMPETENTNOSTNY APPROACH / SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котрухова Римма Ивановна

Анализируются исследования в области педагогики, рассматривающие основные факторы формирования профессиональной культуры студентов. Раскрываются основные условия формирования профессиональной культуры при реализации учебных планов третьего поколения, рассматриваются возможности самоменеджмента как средства формирования профессиональной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-MANAGEMENT AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF PROSPECTIVE SPECIALISTS PROFESSIONALISM

In article researches in the field of the pedagogics, considering major factors of formation of professional culture of students are analyzed. The author the main conditions of formation of professional culture reveal at implementation of curricula of the third generation, self-management possibilities as means of formation of professional culture of students are considered.

Текст научной работы на тему «Самоменеджмент как фактор развития профессионализма будущих специалистов»

УДК 378

Р. И. Котрухова

САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Анализируются исследования в области педагогики, рассматривающие основные факторы формирования профессиональной культуры студентов. Раскрываются основные условия формирования профессиональной культуры при реализации учебных планов третьего поколения, рассматриваются возможности самоменеджмента как средства формирования профессиональной культуры студентов.

Ключевые слова: профессиональная культура студентов, федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, компетентностный подход, самоменеджмент

In article researches in the field of the pedagogics, considering major factors offormation of professional culture of students are analyzed. The author the main conditions offormation ofprofessional culture reveal at implementation of curricula of the third generation, self-management possibilities as means of formation ofprofessional culture of students are considered.

Keywords: professional culture of students, National Education Standards of the third generation, kompetentnostny approach, self-management

Процесс становления компетентного специалиста во многом определяется качеством профессионального образования, полученного в вузе. Становится очевидным факт, что целевая установка высшего образования на «закладывание в специалиста» знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности уже не обеспечивает его профессиональной компетентности в силу быстрого изменения содержания труда и обновления прикладных знаний. Значит, необходима переориентация целей высшего образования на развитие личности специалиста в процессе получения образования, обеспечивающего среди прочего и развитие профессионально значимых личностных качеств, гарантирующих формирование профессиональной культуры.

Профессиональная культура, будучи частным проявлением культуры вообще, представляет систему, состоящую из ряда основных подсистем: ценностей, знаний, норм, символов, регулирующих поведение и деятельность в процессе профессиональной активности. Выделение профессиональной культуры как атрибутного свойства профессиональной группы людей, согласно И. М. Моделю, является результатом разделения труда, вызывающего обособление видов специальной деятельности. И. М. Модель определяет профессиональную культуру как «меру, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощенно» [7, с. 26-27].

В процессе формирования профессиональной культуры необходимо учитывать выделенный В. И. Максаковой взаимоинтегрированный комплекс трех пластов культуры: информационного, технологического и аксиологического [5, с. 54].

Информационный пласт профессиональной культуры возникает в процессе усвоения студентом

знаний, базовых для человечества, конкретного общества, этноса, группы людей. Технологический - в процессе овладения студентом совокупностью операциональных и интеллектуальных умений и навыков, которые обеспечивают высокое качество его профессиональной деятельности, высокий уровень соответствия требованиям, предъявляемым обществом, окружающими людьми, самим человеком к результатам деятельности. Аксиологический пласт появляется в процессе интериоризации студентом традиционных и актуальных, профессиональных общечеловеческих и групповых ценностей.

Названные пласты профессиональной культуры взаимосвязаны с умениями и навыками и не возможны друг без друга. Успешность овладения профессиональными умениями и навыками обеспечивается мотивацией, ценностными ориентациями человека. Поиск новых знаний, создание новых технологий соответствуют признанию определенных ценностей как актуальных.

Профессиональная культура специалиста как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности есть системное образование, в котором важное место занимает профессиональное мышление. Культура профессионального мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, развитие наблюдательности, профессиональной памяти, творческого воображения.

В. А. Мижериков и М. Н. Ермоленко выделяют три уровня профессионального мышления.

1) методологическое мышление, ориентированное его профессиональными убеждениями (позволяет специалисту придерживаться правильных ориентиров в своей профессиональной деятельности);

2) тактическое мышление, способствующее

153

материализации специальных идей в технологии профессиональной деятельности; 3) оперативное мышление, проявляющееся в самостоятельном творческом применении общих профессиональных закономерностей к частным, уникальным явлениям реальной действительности [6, с. 51-52].

Формирование профессиональной культуры детерминировано внутренними и внешними факторами и условиями. К внутренним факторам и условиям В. И. Андреев относит все, что передается человеку по наследству, особенности строения его организма, его физиологические и психические свойства, а к внешним - саму социальную среду, в которой осуществляется реальная жизнедеятельность человека, и обучение и воспитание, которое он получает [2, с. 101].

Процесс формирования профессиональной культуры носит длительный, этапный характер. М. Е. Дуранов выделяет следующие этапы становления личности студента, исходя из ее социальнопрофессиональной адаптации:

- естественно-культурный этап, связанный с вхождением личности в систему социальноценных отношений конкретного социума;

- социокультурный этап, включающий ориентацию личности студента в системе профессионально-познавательных ценностей;

- социально-зрелый этап, связанный со становлением профессионально-познавательной самостоятельности личности студента, ее самоопределением, самоутверждением [3].

Обратимся к факторам формирования профессиональной культуры. Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетного рассматривается компетентностный подход. Он предполагает не усвоение слушателем отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе их отбора и конструирования лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании [10, с. 60]. Применение компетентностного подхода в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов позволяет обеспечить реализацию следующих принципов: развитие у студентов способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе социального и личного опыта; отбор содержания образовательных программ на основе дидактически адаптированного опыта решения профессиональных, познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем; оценка результатов обучения на основе уровня достижения целей обучения.

Актуальность данной проблематики также объясняется тем, что логика многоуровневого обра-

зования обусловила поиски новых моделей построения образовательного процесса. Существенно обновились используемые образовательные технологии. В практике вуза привычными стали модульные, проектные технологии, технология критического мышления, рефлексивного обучения, исследовательской работы. Меняется роль преподавателя: она предусматривает более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов.

Учебные планы третьего поколения предполагают значительное сокращение количества аудиторных часов при изучении дисциплин. Такое нововведение, очевидно, было продиктовано стремлением создать условия для большей самостоятельности студентов. Действительно, свободный доступ к информации на базе современных технологий позволяет студентам самостоятельно осваивать отдельные разделы изучаемых дисциплин, а сокращаемые часы аудиторных занятий отводятся на рассмотрение наиболее сложных и проблемных вопросов курса, решение практических и ситуационных задач.

Вместе с тем для успешной реализации таких учебных планов необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, перед началом каждого семестра студент должен иметь возможность ознакомиться с программой учебной дисциплины, где помимо общего содержания курса представлен перечень тех его разделов, которые будут рассмотрены на аудиторных занятиях. Во-вторых, самостоятельные разделы курса не должны оставаться непроверенными до последней формы контроля - экзамена или зачета по дисциплине. Большую часть самостоятельно изученных разделов необходимо контролировать в течение всего семестра, так как они являются базой для понимания следующих разделов.

Все это требует достаточно большой дополнительной подготовительной работы со стороны преподавателей: пересмотра программ учебных курсов, разработки вопросов для самостоятельного изучения и форм их контроля, существенного обновления методических материалов по дисциплине с учетом новых требований.

Одним из путей решения этой задачи в вузе может быть формирование активной познавательной деятельности студентов, которая решает и ближайшую задачу - успешное изучение учебных дисциплин в вузе, и вообще цели образования, развития и воспитания, в частности задачу самообразования человека, которым он должен заниматься всю свою жизнь, чтобы быть на уровне требований, предъявляемых ему обществом и государством [1].

В связи с этим перед преподавателями высшей школы встает требование - сконцентрировать внимание на поисках таких методов преподавания, которые способствовали бы формированию и развитию у обучающихся умений и навыков

154

самостоятельной работы на различных этапах процесса познания для успешной профессиональной деятельности в будущем. Большое значение в данном процессе играет самоменеджмент.

Самоменеджмент - это использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время, так как общеизвестно, что фактор времени - самый мощный стрессор в повседневной жизни [8].

Идея исследования заключается в том, что самоменеджмент является комплексной системой управления собой и своей деятельностью, включающей последовательное применение эффективности выполняемых процедур и операций. В то время как неудачник поддается воле обстоятельств, успешный студент сознательно творит свою жизнь. На наш взгляд, самоменеджмент в его техническом, стратегическом и философском измерениях является универсальным инструментом такого творчества.

Специалисты по самоменеджменту выделяют 6 основных его функций: постановка цели, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация. Основное правило самоменеджмента заключается в том, что вокруг последней указанной функции вращаются все остальные, смысловой аспект социального взаимодействия находится в центре правил самоменеджмента [4].

Методами и приемами в данном случае являются: овладение техникой рационального чтения, общения, ведения беседы, использования телефона, листков-памяток. Благодаря быстрому чтению, лучшей организации учебного процесса, выделению специального времени для общения и встреч, отгораживанию от возможных помех, минимуму отвлечений у студентов появится больше свободного времени.

Первая функция самоменеджмента требует выразить в виде четких намерений явные и скрытые потребности студентов, интересы или задачи, а также сориентировать действия и поступки на эти цели и их выполнение.

Рабочими приемами и методами являются: определение цели, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формирование цели.

Для достижения любой цели необходимо планирование (выполнение второй функции самоменеджмента), которое позволяет идти кратчайшим путем, концентрировать внимание на важных делах, устанавливать реальные сроки, создавать резервы времени, т. е. повышать эффективность и уменьшать стресс. Рабочие методы этой функции -менеджмент с помощью дневника времени, планирование дня, декадное, месячное и годовое плани-

рование; отсюда выигрыш во времени в результате подготовки к реализации задуманного, оптимальное распределение и использование времени, сокращение сроков исполнения.

Следующая функция - принятие решений -предполагает установление целеориентированных и однозначных приоритетов.

В качестве методов и приемов предлагается принцип Парето, который гласит, что если все рабочие функции рассматривать с точки зрения критерия их эффективности, то окажется, что 80 % конечных результатов достигается только за 20 % затраченного времени, тогда как остальные 20 % итога поглощают 80 % учебного времени [8]. Поэтому к немногочисленным «жизненно важным» проблемам следует всегда приступать в первую очередь.

Нужно научить студентов отдавать себе отчет в том, что они не могут делать сразу все; устанавливая приоритеты, необходимо начинать с самого главного. В качестве рабочего метода предлагается так называемый метод делегирования дел, т. е. перепоручение дел другому лицу. Делегирование означает саморазгрузку. Оно высвобождает время для выполнения более важных дел и предоставляет шансы для раскрытия своих способностей. Важное дело редко бывает необходимо выполнить сегодня или на этой неделе, в то время как со срочным делом хотят разделаться сразу, поэтому желательно освобождаться от «тирании» поспешности благодаря двум правилам: 1) никогда не допускать того, чтобы важные дела становились срочными; 2) стараться срочные, но менее важные дела не выполнять лично, а делегировать. Результатом функции принятия решений послужит приводящая к успеху организация труда, первоочередное решение жизненно важных проблем, упорядочение дел по их важности, отсутствие цейтнота, продуктивность трудовых затрат.

Рассмотрим четвертую функцию - реализация и организация деятельности. Для целесообразной и эффективной ее реализации необходимо установить очередность планируемых дел. Эта функция самоменеджмента предполагает объединение энергии и активности личности и направление их на достижение поставленных целей. Желательно сделать свой учебный стиль более гармоничным на основе корректирования техники самоменеджмен-та и успешного выполнения последней его функции - контроля, охватывающего задачи в процессе анализа своей учебной деятельности:

1) осмысление собственного физического состояния (что достигнуто к моменту контроля?);

2) сравнение запланированного с достигнутым (в какой степени достигнута цель? Какие есть отклонения?);

155

З) корректировка по установленным отклонениям: контроль процесса и осуществления деятельности; контроль результатов.

Методами и приемами будут здесь сравнение замысла с результатом; контролирование достижения поставленных целей промежуточных результатов, обзор итогов истекшего дня (самоконтроль).

Таким образом, технология самоменеджмента в университетском образовании выполняет следующие функции: постановка целей (анализ и формирование личных целей студентов); планирование (разработка планов и альтернативных вариантов собственной деятельности студентов); принятие

решений (принятие студентами самостоятельных решений по предстоящим делам); реализация и организация (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач); контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости корректировка целей); информация и коммуникация (поиск и обмен информацией, осуществление коммуникационных связей). При этом эффект от самоменедж-мента в формировании профессиональной культуры можно получить только тогда, когда он организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.

1. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1985. - 236 с.

2. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608 с.

3. Дуранов, М. Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, А. М. Баскаков, И. С. Ломакина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2003. - 288 с.

4. Кирьякова, А. В. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета: моногр. / А. В. Кирьякова, Т. Н. Козловская. - Н. Новгород: ВГИПА, 2006. - 142 с.

5. Максакова, В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Максакова. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

6. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для пед. вузов и ссузов / В. А. Миже-риков, М. Н. Ермоленко. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 268 с.

7. Модель, И. М. Профессиональная культура муниципального депутата / И. М. Модель. - Екатеринбург, 1993. - 190 с.

8. Ноздренко, Е. А. Самоменеджмент в организации обучения студентов / Е. А. Ноздренко // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 81-82.

9. Пидкасистый, П. И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый. -М.: Пед. о-во России, 1999. - 354 с.

10. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования / А. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Сдано 5.06.2012

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.