Научная статья на тему 'Антропологический подход и профессиональная подготовка студентов'

Антропологический подход и профессиональная подготовка студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9421
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина И. С., Дуранов М. Е.

Проведен анализ профессиональной подготовки студентов, опирающийся на антропологический подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропологический подход и профессиональная подготовка студентов»

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

И.С. Ломакина, М.Е. Дуранов ЧГПУ, г. Челябинск

Проведен анализ профессиональной подготовки студентов, опирающийся на антропологический подход.

Одной из проблем советской педагогики явился ее отрыв от психологии. Педагогика превращалась в нормативную науку, с правилами и примерами как действовать в той или иной ситуации. Это вело к формализму и обезличиванию педагогического процесса. Среди путей преодоления указанных трудностей следует отметить педагогическую антропологию.

Антропология - слово греческого происхождения, и означает науку о человеке. История познания человека ведется с античного мира. Впервые к понятию антропология обратился Аристотель. А Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих», но только И. Кант обосновал принцип, что человек -самый главный предмет науки, конечная цель науки - познание самого человека. Как учение, антропология сформировалась в XVIII в.

По мнению И. Канта, антропология как междисциплинарная наука, отражает двойственную природу человека, одновременно принадлежащую миру природы и миру свободы. Последнее он связывал с самодеятельностью человека и социума, к которому принадлежит человек.

Активное изучение человека привело к тому, что антропология оказалась тесно связанной с естественной историей, мифологией, социологией, этнологией, психологией, физиологией, педагогикой и др. науками. Произошла дифференциация знаний о человеке, то есть сформировались новые антропологические направления. Так, например, философская антропология выступает как философия человека и связана с решением таких вопросов, как «что такое человек»; «в чем смысл жизни человека»; «какова цель человеческой деятельности» и др. Основоположниками этого направления являются Л. Фейербах, О. Касман, М. Шеллер и др. Культурная антропология отражает социальный и антропологический аспект культурологии. Сторонники этого вида антропологии считают человека слепком формирования культурных условий. Психологическая антропология изучает человека как индивида, его энергетические особенности психики: силу, лабильность, консерватизм, генетические особенности поведения, потребности человека.

В научный оборот термин «педагогическая антропология» был введен немецкими философами

О. Больновым и Р. Штайнером. Именно О. Больнов в начале XX в. был основоположником педагогически ориентированной философии.

Р. Штайнер в начале XX в. разработал идею «антропософии» (антропос - человек, софия -мудрость), своеобразной педагогической антропологии. Антропософия составила часть так называемой вальдорфской педагогики, основателем которой был Р. Штайнер. Весь педагогический процесс он строил на основе душевности и духовности взаимодействия учителя и учащихся. Свобода, равенство и братство - принципиальные основные положения данной педагогики. По мнению Р. Штайнера, самая важная проблема всякого человеческого мышления - «понять человека». Свобода - основной принцип духовного развития учителей и учащихся, следовательно, педагогической антропологии Р. Штайнера.

Именно работы и идеи Р. Штайнера легли в основу гуманистической педагогической антропологии.

В русской педагогике к понятию педагогическая антропология впервые обратились в середине XIX в. Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский. Последний посвятил проблеме свой фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания» [14].

Педагогическую антропологию Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский понимали как новую педагогику, основные идеи которой сводились к следующему: воспитание человека, гражданина; формирования твердых установок, которые бы позволили противостоять «растлевающим влияниям»; воспитание потребности в самосовершенствовании, преодолении недостатков; обеспечение целостного педагогического процесса, который бы обеспечивал развитие всех духовных и физических сил человека; педагогического процесса с опорой на философию, психологию и культурологию; обеспечение системного подхода к образованию личности; воспитание человека с учетом этнокультурных традиций.

Работы К.Д. Ушинского явилась теоретическим ориентиром развития русской педагогической мысли, педагогической антропологии.

Педагогическая антропология - многозначное понятие. В настоящее время бытуют четыре его значения. Одно из них означает естественнонаучную дисциплину, сконцентрированную на антропологическом облике детей, главным образом учащихся. Другое - является педагогически ориентированным философским учением О. Больнова. Третье - «новой педагогикой» XIX в. Четвертое -«методологией современной педагогики» [8].

В современных условиях весомый вклад в разработку педагогической антропологии внесли

Б.М. Бим-Бад [4], В.А. Сластенин [13], В.В. Краев-ский и др. Согласно их исследованиям педагогическая антропология в системе занимает промежуточное положение между теоритической педагогикой и практикой, основанной на философии, социологии, культурологии, общей и социальной психологии.

Опираясь на антропологический подход, профессиональную подготовку студентов представим как систему модулей, отражающих взаимосвязь становления специалиста с природой, обществом, культурой и выделим следующие модули:

- социогуманитарный модуль, связанный с изучением философии, социологии, логики, этики, эстетики, аксиологии, права, истории, экономики, политологии. Этот модуль ориентирован на человека, его развитие, формирование целостной картины мира личности;

- культурологический модуль, включающий изучение культурологии, иностранного языка, физической культуры, риторики. Этот модуль ориентирован на профессиональные культурные ценности и их включение в структуру личности;

- социально-психологический модуль, связанный с положением личности в социуме, ее со-циально-психологическим самочувствием, что находит свое отражение в таких предметах как социология, социальная психология, общая психология, социальная педагогика;

- психолого-педагогический модуль, отражающий изучение взаимодействия людей, их отношение в процессе образования и развития на интеллектуальном, эмоциональном и предметнопрактическом уровнях.

В.И. Андреев отмечает: «Антропологический подход в педагогике - это такой философско-методологический принцип, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательной системы» [1]. Антропологический подход выступает как педагогический принцип, имеющий всеобщее значение.

Антропологический подход связан, прежде всего, с развитием личности, подготовкой студента к профессиональной деятельности. Это позволило В.И. Максаковой рассматривать личность как:

- участника общественной жизни;

- участника совместного и в то же время дифференцированного труда и носителя системных отношений;

- выразителя и одновременно исполнителя общепринятых требований и ограничений;

- носителя значимых для личности и для других людей социальных ролей и статусов;

- сторонника определенного образа жизни [8].

Поэтому необходимо вести речь об онтогенетическом (индивидуальном) развитии личности

специалиста. В этом плане следует опираться на следующие теории развития личности специалиста:

- биогенетическая теория развития индивида связана с реализацией генетически заданной программы (генотип). При этом сторонники этой теории не отрицают влияния социальной среды на развитие личности (В .М. Русалов);

- социогенетическая теория онтогенетического развития личности связывается с ее адаптацией к культуре, результатом этого процесса является усвоение культуры, точнее ориентация в социокультурных ценностях;

- персоналистская теория онтогенетического развития личности связана с самосознанием, самовозвышением человека, с достижением само-совершенства (Ж.П. Сартр, В. Франк);

- историко-эволюционная концепция, связывающая процесс развития личности с процессом преобразования, воспроизводства человеком культуры, своих свойств, общественно-истори-ческого опыта.

Опираясь на антропологический подход, к основным направлениям развития личности студента и становления его как специалиста следует отнести:

- присвоение опыта нравственных отношений, исторически накопленного обществом;

- развитие креативных способностей, связанных с ориентацией специалиста на высшие духовные, творческие ценности. Рассудочность и духовность создают условия для развития творческих сил человека, что повышает ценность деятельности специалиста;

- персонификация подготовки специалиста, исходя из многогранности и полифункциональности личности. Здесь главное - опора в развитии на сущностные силы человека, которые проявляются в деятельности;

- ориентация на социокультурное развитие специалиста, что связано с развитием социокультурного пространства, включающего в себя: направленность культурно-образовательного пространства, преобразовательный характер этого пространства, кооперированность культурнообразовательного пространства, детерминированность этого пространства, разноуровневый характер развития;

- ориентация на общечеловеческие и профессиональные ценности. Ценности выступают индивидуальной особенностью целеустремленности личности.

Развитие и подготовка специалиста связана с наличием персонального социального пространства, личностного временного бытия человека, которые должны быть наполнены предметами, отношениями, соответствующими ценностями, информацией, имеющими непосредственное отношение к духовной культуре человека [9].

Культура, как результат человеческой деятельности, органически связана с антропологией, поэто-

Современные проблемы человекопознания в эпоху информационного образовательного общества

му о культуре можно говорить как об антропологическом явлении, то есть творении человеческих рук.

Современная культура производственной деятельности носит синтетический характер, являясь результатом взаимодействия технических культур многих народов и даже цивилизаций. В основе формирования производственно-технической культуры специалиста лежит диалог культур различного уровня (методологического, теоретического, технологического).

Практика показывает, что антропологический подход к профессиональной подготовке специалиста реализуется на основе деятельностно-развивающего, ценностно-оценочного, личностно-ориентированного, культурологического подходов.

Деятельностно-развиванмцийся подход к формированию профессиональной культуры специалиста социокультурной сферы деятельности связан с развитием креативных способностей и включает в себя формирование культуры труда, культуры речи, культуры способов интеллектуальной и предметно-практической деятельности.

Ценностно-оценочный подход к подготовке специалиста связан с формированием духовных ценностей и присвоением нравственных норм поведения и отношений, развитием рефлексивной сферы личности. Особо следует выделить нормативно-ценностные системы, связанные с оценкой культуры отношений.

Личностно-ориентированный подход отражает способ личностного приобщения к культурным ценностям специалиста. Он связан с формированием ценностного отношения к природе, социуму, к своему развитию, своему месту в системе социальных отношений.

Культурологический подход связан с культурой как историческим явлением. Сама культура многослойна, многолика, ее целостность относительна, что ярко проявляется на уровне социума и личности.

Структурные слои культуры определяюще влияют на становление специалиста. В.И. Максакова выделяет информационный, технологический, аксиологический пласты культуры [8].

Информационный пласт культуры связан с присвоением базовых знаний профессиональной деятельности, а так же представлений о себе как личности.

Технологический пласт культуры профессиональной подготовки связан с присвоением инструментальных ценностей, то есть средств и способов интеллектуальной и практической деятельности.

Аксиологический пласт культуры связан с ценностями культуры профессиональной деятельности, ориентацией будущего специалиста на ценности этой деятельности.

Следует отметить, что приведенные составные части культуры взаимопроникают друг в друга, что придает культуре относительную целостность.

Вне культуры немыслимо формирование специалиста. Культура как историческое явление выступает неиссякаемым источником развития человека, как личности и как профессионала. Чем шире и разнообразнее связи личности с культурными ценностями, включая и профессиональную деятельность, тем больше возможностей для саморазвития специалиста.

Следовательно, при подготовке специалиста на основе культуры как антропологического феномена следует учитывать:

- историю становления и развития культуры, культуры производства (технологии), конкретной профессиональной деятельности;

- культуру, ее традиции, носящие локальный характер, равно как культуру профессиональной деятельности;

- особенности феномена культуры личности, выраженные в постоянном стремлении к совершенству личности, ее профессиональной деятельности;

- проявление культуры в стиле жизнедеятельности человека, в его отношениях и профессиональной деятельности к другим людям, к самому себе.

Практика показывает, что профессиональное образование должно соответствовать уровню развития технологий, культуры, потребностям общества, способностям человека. Подготовка специалиста должна осуществляться на методологическом, теоретическом и практическом уровнях.

Методологический уровень отражает философскую подготовку личности, что связано с формированием миропонимания, мировоззрения, основанного на принципах историзма, детерминизма и системности.

Теоретический уровень профессионального образования связан с социологией и психологией, профессиональной педагогикой, включает знание основ профессиональной деятельности, теории управления, теории деятельности.

Практический уровень подготовки специалиста связан с профессиональной педагогикой и включает в себя овладение профессиональными знаниями и умениями, ориентацию будущего специалиста на профессионально-познавательные ценности, развитие физических сил (физическая культура), мотивационно-потребностной и рефлексивно-оценочной сфер личности, что выражается в культуре профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка должна быть антропологически ориентированной, т. е. выходить на личность студента, поэтому должна носить персонифицированный характер. Это связано с духовным (нравственным) становлением специалиста, как гуманистической личности; непрерывностью образовательного процесса; переводом профессионального образования в самообразование.

Духовность, в первую очередь, связана с нравственной стороной профессиональной деятельности, строгим соблюдением установленных норм отношений, одобренных обществом. Духовность связана с формированием и самоформирова-нием гуманистических черт личности специалиста. Только нравственно-гуманистические качества личности способны создать относительно гармоничные отношения в обществе.

Непрерывное образование специалиста позволяет постоянно совершенствовать производственные процессы и управление ими; поддерживать свой профессиональный статус; сделать производственный процесс эффективным.

Антропологический подход к подготовке специалиста связан со становлением «самости» личности. Понятие самости разработано К. Юнгом и его учеником К. Роджерсом, включает в себя актуализацию «Я», стремящие развить свои способности как личности. Согласно «Я-концепции» профессиональное становление специалиста представляет собой путь движения от Я-реального к Я-идеальному.

Следовательно, рассмотрение профессиональной подготовки студентов в антропологическом плане связано:

- с историческим анализом развития профессии;

- с реализацией культурологического подхода к профессиональной подготовке специалиста;

- с использованием «антропологических» наук в организации процесса подготовки специалиста.

Анализ педагогической практики показывает, что антропологический подход как принцип выполняет следующие функции:

- теоретико-методологическую функцию, которая требует изучения человека как целостности с использованием данных различных наук о человеке, его поведения в различных жизненных ситуациях;

- гуманистическую функцию, связанную с развитием сторон личности, реализацией творческого потенциала, бережного отношения к человеку, как высшей ценности;

- интегративную функцию в подготовке специалиста. Сама антропология, по своей сущности интегративно-комплексная наука, использует данные всех наук о человеке. Исходя из приведенного, развитие личности специалиста должно рассматриваться с позиции ее приобщения к культурным (и профессиональным) ценностям на методологическом, теоретическом и практическом уровне, с использованием данных всех наук о человеке;

- ценностно-ориентировочную функцию в подготовке специалиста, что связано с ориентацией педагогического процесса на профессиональные ценности, обучение студентов субординации ценностей, выбору ценностей для удовлетворения познавательных и других духовных потребностей;

- диагностическую функцию в подготовке специалиста, включающую определение уровня подготовленности студентов, креативных способностей, сориентированности в профессиональных, социокультурных и других ценностях, имеющих общественную значимость;

- развивающую функцию в подготовке специалиста, связанную с постановкой перспективных целей реализации творческого потенциала, совершенствованием профессионального мастерства и повышением социального статуса;

- рефлексивную функцию, включающую ретроспективный взгляд на историю развития человека как личности, развитие рефлексивной сферы личности, связанной с самовоспитанием, самообразованием, самоуправлением, самооценкой, самокоррекцией, самоуправлением.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -Кн. 1. - Казань: КГУ, 1996. - 567 с.

2. Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М., 1994.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 1998.

4. Бим-Бад Б.М. Антропологические основы теории и практики образования. - М.: РОУ, 1994.

5. Гусинский Э.Н., Турчанинов Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Логос, 2001. - 224 с.

6. Емельянов Ю.Н. Введение в культурную антропологию. - СПб., 1992.

7. Куликов В.Б. Педагогическая антропология.-Свердловск, 1988.

8. Максакова В.И. Педагогическая антропология. -М.: Академия, 2001. -208 с.

9. Марков Б. В. Философская антропология. СПб.. 1997.

10. Петров М.К. Язык, знак, культура. -М., 1991.

11. Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. - М., 1995.

12. Сапов Ю.И., Тюников Ю.С. Психологопедагогическая антропология. — М.: Академия, 2003.-256 с.

13. Сластенин В.А. Избранные труды. - М.: Магистр-Пресс, 2000. - 415 с.

14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. -Т 8.-М.: АПН РСФСР, 1950. - 776 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.