Научная статья на тему 'Проектирование инновационной педагогической системы научно-практической деятельности студентов-психологов'

Проектирование инновационной педагогической системы научно-практической деятельности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SCIENTIFIC AND PRACTICAL ACTIVITIES / THE INNOVATIVE PEDAGOGICAL SYSTEM / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логашенко О. И.

Рассмотрены основные концептуальные положения проектирования новой педагогической системы в профессиональной подготовке психолога-преподавателя, признаки ее инновационности, место среди педагогических технологий. Приведена интегративная модель научно-практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логашенко О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE INNOVATIVE PEDAGOGICAL SYSTEM OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL ACTIVITIES OF STUDENTS OF PSYCHOLOGY

The article deals with the basic conceptual items designing a new educational system in the professional training of teachers of psychology, its innovative signs and the place among the pedagogical techniques. The integrative model of scientific and practical activities is provided.

Текст научной работы на тему «Проектирование инновационной педагогической системы научно-практической деятельности студентов-психологов»

УДК 378

О. И. Логашенко

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Рассмотрены основные концептуальные положения проектирования новой педагогической системы в профессиональной подготовке психолога-преподавателя, признаки ее инновационности, место среди педагогических технологий. Приведена интегративная модель научно-практической деятельности.

Ключевые слова: научно-практическая деятельность, инновационная педагогическая система, педагогическое сопровождение.

Начало XXI в. ознаменовалось сменой парадигмы образования на фоне перехода индустриального общества в постиндустриальное. Изменение парадигмы затронуло направление личностной ориентированности и гуманизации, обозначило понимание важности полученного личностью образования как средства самореализации ее в жизни и построения личной карьеры. В связи с этим повышается ответственность самого студента за качество его профессиональной подготовки, возрастает значение и объем самостоятельной работы, усиливаются требования не столько к получению теоретических знаний, сколько к качеству приобретенных в процессе обучения практических умений и навыков и творческому их использованию. Из этого вытекают задачи подготовки специалиста для системы образования, в частности психолога-преподавателя, связанные прежде всего с необходимостью реализовать условия, позволяющие студенту на основе полученной теоретической подготовки осуществлять научно-практическую деятельность, и ориентировать на работу в учебном заведении. Однако на практике при решении этих задач наблюдаются определенные трудности.

Причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, может являться как неразвитость навыков научно-практической деятельности у студентов, так и недостаточная разработанность содержания, механизмов и способов реализации педагогического сопровождения этой деятельности, ко -торое имеет направленность на профессиональное развитие студентов, особенно в части его гностического, конструктивного и исследовательского компонентов. Существующая в настоящее время система учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) недостаточно эффективно перерастает в научно-исследовательскую работу (НИРС), которая позволила бы большему количеству студентов овладеть навыками работы не только в теоретическом, но и практическом плане, подготовить их к профессии.

Введение научно-практической деятельности (НПД) как деятельности, которая переводит УИРС в НИРС и включает элементы научного исследова-

ния, теоретические и практические результаты, должно быть включено в содержание индивидуальных курсовых работ, отчетов по практикам, итоговых квалификационных работ. Педагогическое сопровождение этой деятельности как непрерывной, целостной, системно организованной деятельности преподавателя, направленной на создание оптимальных педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия, может, на наш взгляд, оказать влияние на решение достаточно актуальной на сегодняшний день проблемы подготовки студента-психолога к профессиональной деятельности.

Процесс проектирования новой педагогической системы включал в себя несколько стадий: обоснование введения понятия научно-практической деятельности студентов в профессиональную подготовку психолога-преподавателя; рассмотрение основных положений концепции проектирования и фундаментальных основ проектирования; определение инновационности системы по основным признакам, а также составление ее модели.

Для обоснования введения понятия «научнопрактическая деятельность» (НПД) необходимо учитывать, что специалист с квалификацией психолог-преподаватель должен быть в равной степени подготовлен как к профессионально-психологической, так и к профессионально-педагогической деятельности не только на высоком теоретическом, но и на достаточном практическом уровне.

Однако подготовка студентов-психологов, на наш взгляд, недостаточно ориентирована на практическое применение полученных знаний, поскольку наибольшее распространение получили методы, при которых цель обучения состоит в усвоении хорошо описанных методик решения некоторого набора типовых задач. В процессе преподавания не всегда в достаточной мере уделяется внимание способам поиска и синтеза методов их решения [1; 2]. Это, по нашему мнению, мешает формированию у студентов оценивающих механизмов познавательной деятельности, т. е. модели-

рования и понимания проблемных ситуаций, формирования целей, планирования и оценки действий, формирования гипотез и аналогий.

Для того чтобы развивать творческие способности студентов, умение индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, дидактические и воспитательные задачи, применять в практической деятельности достижения научнотехнического прогресса, быстро ориентироваться в возникающих ситуациях, мы предлагаем введение системы научно-практической деятельности.

Научно-практическая деятельность студентов -это деятельность, осуществляемая студентом и курируемая преподавателем в рамках учебного процесса, включающая элементы научного исследования, теоретические и практические результаты которого должны быть включены в содержание индивидуальных курсовых работ, отчетов по практикам, итоговых квалификационных работ.

Научно-практическая деятельность носит междисциплинарный характер и осуществляется студентами на четырех этапах учебного процесса [3, с. 170].

1-й этап (2-й курс) - начальный (ознакомительный) этап, целью которого является овладение основами организации и проведения научного исследования, а содержание включает изучение и творческий анализ деятельности психолога в образовательном учреждении; исследование личности ученика методами беседы и наблюдения; проведение диагностического обследования коллектива класса; анализ внутригрупповых отношений; разработка предложений об их оптимизации;

2-й этап (3-й курс) - этап педагогического воздействия, целью которого является творческое освоение студентами принципиально нового компонента деятельности (проведение учебного занятия), а содержание включает исследование взаимосвязи между планированием, организацией и методами проведения занятий, изучение основных принципов осуществления воспитательных мероприятий, анализ результатов учебно-воспитательной работы, корректирование хода воздействия; использование математических методов обработки данных;

3-й этап (4-й курс) - научно-педагогический этап, цель которого заключается в проведении законченного научного исследования в условиях конкретного образовательного учреждения, имеющего самостоятельную научную ценность. Содержание включает выявление проблем, требующих проведения исследования, выработку критериев оценки результатов исследования, разработку практических рекомендаций и определение эффективности их применения.

4-й этап (5-й курс) - завершающий (квалификационный) этап, на котором студенты не только ис-

следуют существующие проблемы, но и разрабатывают новые способы решения как уже существующих, так и неизвестных ранее задач. Содержанием является исследование формирования механизмов профессиональной деятельности в условиях реальной образовательной организации.

Научно-практическая деятельность является связующим звеном между учебно-исследовательской работой студентов (УИРС) и научно-исследовательской работой студентов (НИРС), поскольку УИРС не дает необходимой практической подготовки, достаточной для того, чтобы большинство студентов участвовало в НИРС (коэффициент полезного действия НИРС невысок: по данным вузов, на 100 студентов серьезно занимаются научными исследованиями не более 25-30 человек). Таким образом, для оптимизации проведения научных исследований, творческого развития и привлечения к НИРС большего числа подготовленных студентов может применяться научно-практическая деятельность, которая направлена на формирование четко выстроенных знаний, умений и навыков, ориентированных на научные исследования, вносит новые качества в НИРС и служит для осуществления интеграции теоретического и практического обучения.

Научно-практическая деятельность имеет общие свойства с УИРС и НИРС, но обладает и отличиями, которые включают: обязательную связь научных творческих разработок с требованиями профессиональной направленности, обязательную преемственность результатов творческой работы на всех стадиях учебного процесса, обязательное использование теоретических и практического результатов научного исследования при выполнении курсовых работ, отчетов по практике, квалификационных работ [4, с. 179].

Формирование творческой активности происходит в процессе познания и исследования, а предлагаемая нами система научно-практической деятельности делает этот процесс непрерывным, развивая знания, умения и навыки при поэтапном осуществлении. Процесс развития знаний умений и навыков проходит от УИРС через научно-практическую деятельность до НИРС.

Для осуществления студентами НПД разработаны и внедряются следующие методические мероприятия:

- к учебным дисциплинам разработаны задания для самостоятельной работы, которые обеспечивают безусловное выполнение некоторого минимума и предусматривают усложнение для учащихся, подготовленных лучше;

- осуществляется регулярный контроль успешности выполнения учебного задания творческого характера, проводятся индивидуальные консульта-

ции преподавателей: такое личное педагогическое общение имеет принципиальное значение;

- разработан комплекс учебно-методических материалов; проводятся установочные занятия, на которых студенты знакомятся с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля; студенты учатся самостоятельному планированию собственной работы;

- в методических материалах имеются все необходимые вопросы, задачи, методики, которыми должен владеть студент для успешного выполнения задания; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;

- методические материалы в электронном и опубликованном вариантах выдаются студентам заранее; оговариваются предельные сроки выполнения заданий;

- до начала выполнения учебных заданий творческого характера проводится тестированный «входной контроль» для выявления и устранения пробелов в знаниях;

- задания предусматривают выполнение обязательной части и дополнительной, рассчитанной на более развитых студентов;

- во время выполнения заданий проводится поэтапный контроль методом компьютерного тестирования;

- студенты, наиболее успешно выполняющие задания, подключаются к участию в НИРС, проводят консультации с более слабыми студентами.

Система научно-практической деятельности позволяет учитывать индивидуализацию обучения путем разработки таких заданий, которые учитывают разнообразие интеллектуальных качеств студентов.

Контроль над выполнением заданий построен на трех взаимосвязанных функциях: диагностической, обучающей, воспитательной [5]. Для усиления объективности мы применили моральное регулирование, снижение влияния на оценку педагогического опыта и личных качеств преподавателя, убедительную аргументацию при выставлении оценки.

Инновационность педагогической системы НПД доказывается по основополагающим признакам [6]: цель - удовлетворение потребности общества в специалистах новой формации и удовлетворение потребности студента в получении теоретических и практических знаний, которые помогут ему в профессиональном самосовершенствовании и самоопределении; область функционирования - высшее профессиональное образование, где система эффективно проявляет себя в сфере профессиональной подготовки психологов-преподавателей, видоизменяет и обогащает эту сферу, придает ей

новые ценности; авторы творчески реализуют поставленные цели на практике; свой «жизненный цикл».

Место научно-практической деятельности среди современных образовательных методических систем можно определить, учитывая новое направление «Высокие интеллектуальные технологии обучения» при подготовке специалистов в высшей и средней школах, которое разрабатывается учеными Санкт-Петербургского государственного технического университета [7]. Эта система общепедагогическая, основанная на диалектической, научной и гуманистической философии, комплексная, поскольку на личность влияют биогенные, социогенные и психогенные факторы; ассоциативно-рефлекторная по научной концепции усвоения опыта; формирующая знания, умения и навыки, самоуп-равляющие механизмы личности, творческие способности и действенно-практическую сферу; профессиональная по характеру содержания и структуры; применяющая способы дифференцированного обучения; личностно ориентированная по отношению к обучаемому; использующая проблемные, поисковые, творческие, информационные методы; массовая для обучаемых.

Особенности системы НПД студентов-психоло-гов, будущих преподавателей по сравнению с традиционным обучением состоят в том, что:

- основной мотивацией является сочетание познавательных потребностей, которые связаны с «профессиональной деятельностью; со стремлением обладать различными навыками и умениями; с выраженным желанием осуществлять исследовательскую деятельность» [8, с. 136], и потребностей к самоактуализации, которая связана с «активным желанием человека развивать свои индивидуальные способности, добиваться реализации своих личных целей и интересов» [8, с. 136];

- позиция преподавателя основана на том, что он является деловым партнером, старшим товарищем, который обладает большим опытом, более высоким уровнем знаний и готов оказать помощь и поддержку студенту в освоении своего опыта и знаний;

- позиция студента основана на том, чтобы свободно, самостоятельно, не исключая помощи и поддержки преподавателя, реализовать свои цели в профессиональном и исследовательском развитии, а также личностном становлении;

- организация учебного процесса характеризуется перенесением акцента с преподавания на учение; превращением педагогического руководства самовоспитания и самообразования студента в педагогическое сопровождение его деятельности; использованием мотивации самоактуализации наряду с познавательной мотивацией; приоритетом са-

— ii9 —

мостоятельных, творческих и исследовательских методов и приемов.

Учитывая особенности системы НПД, схема концепции ее проектирования отражает связь научно-теоретической и методической составляющих, поскольку проектирование включает моделирование и механизмы практической реализации концептуальных задач. Концепция проектирования НПД базируется на следующих принципах:

1) психолого-педагогические: единство фундаментального научного образования и его профессиональной направленности, форм обучения и самообразования, активации учебной деятельности и рефлексии, гуманизации и сотрудничества в учебном процессе, учета человеческого фактора;

2) общедидактические: наглядность, доступность, последовательность, систематичность;

3) методические:

- адекватность научно-практической деятельности специфике научного содержания, соответствия научного содержания и структуры учебно-методических материалов, их вариативности и воспроизводимости, функциональности и информативности, дифференциации и индивидуализации обучения, соответствия содержания педагогических продуктов НПД потребностям практики обучения;

- структурное единство профессионального образования на различных уровнях и профессиональной ориентированности;

- структурированность содержания проектируемых учебных материалов.

Основными этапами проектирования НПД являются: педагогическое, методическое, структурное проектирование; интеграция инновационных дидактических и компьютерных технологий; конструирование системы сопровождения с заданными педагогическими свойствами; внедрение системы педагогического сопровождения, отладка и корректировка его инструментальной и методической составляющих.

Научно-практическая деятельность студента-психолога фундаментально связана с категорией деятельность и одной из ее разновидностей - педагогической деятельностью.

Проведенный сравнительный анализ литературы, отражающей научные взгляды на категорию деятельность, определил, что фундаментальной основой любой деятельности являются: потребность в ее осуществлении, активность во взаимодействии с окружающим миром, творческий подход к преобразованию природы, сознательное регулирование, культурное развитие, преобразование действительности. Объектом деятельности является окружающая действительность, а субъектом выступает человек. Уточненная структура содержания деятельности включает следующие элементы:

мотив, цель, средство, условие, результат, оценка, процесс, критерии. Она была использована для проектирования предлагаемой нами научно-практической деятельности студентов. Поскольку получаемая студентами-психологами квалификация -преподаватель психологии, необходимо учесть связь научно-практической деятельности с педагогической деятельностью.

Анализ научных подходов к определению педагогической деятельности по работам Е. Г. Иванова,

В. А. Сластенина, А. С. Роботовой, А. К. Марковой,

A. А. Реан, В. А. Кан-Калик показал, что наиболее характерным является отнесение этого вида деятельности к профессиональной, с субъект-субъек-тными отношениями между участниками образовательного процесса, направленной на обучение, воспитание и развитие обучаемых для подготовки их успешной адаптации в социуме.

Педагогическая деятельность явилась теоретической основой для проектирования научно-практической деятельности студентов, поскольку анализ компонентов структуры педагогической деятельности из работ Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова,

B. И. Гинецинского, А. К. Марковой, С. Б. Елканова, А. П. Акимовой, Т. Д. Андроновой, В. А. Сластенина, В. Н. Абросимова, В. Г. Иванова, проведенный методом факторного анализа, позволил остановиться на трех основных критериях НПД:

- гностическом, который определяет объем полученных студентом знаний, освоенные способы педагогической коммуникации, уровень самопознания (собственной личности и деятельности);

- исследовательском, в котором наиболее удачно сочетаются обучение и практика, поскольку приобретенные знания начинают воплощаться в исследованиях, так или иначе связанных с практикой;

- конструктивном, который связан с конструированием студентом собственной деятельности, с активизацией его при выполнении заданий, требующих творческого поиска, с учетом целей проведения исследования.

Эти критерии определяют, на наш взгляд, триединство в профессиональной подготовке психолога-преподавателя: преподаватель-профессионал, преподаватель-исследователь, преподаватель-конструктор, который осуществляет единство научного исследования и психолого-педагогического образования.

В соответствии с концепцией проектирования системы НПД разработана ее интегративная модель, представленная на рисунке.

Фундаментом теоретической базы НПД явились:

1. Законодательство по образованию, которое позволило определить основные проблемы современного отечественного высшего профессионального образования и наметить пути для более эффективного решения некоторых из этих проблем.

Интегративная модель НПД

О. И. Логашенко. Проектирование инновационной педагогической системы..

2. Теории, которые легли в основу НПД: теория профессионального образования личности (Б. Г. Ананьев, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин); теория моделирования в образовательном процессе (Л. Калуве, Э. Маркс, М. Петри и др.).

3. Концепции, использованные при проектировании: концепция формирования профессиональной направленности личности (С. Я. Батышев, Т. С. Деркач, Т. П. Маралова и др.); концепция личностно-профессионального развития студентов (Г. М. Белокрылова, А. А. Бодалев, А. И. Донцов и др.).

4. Подходы, включенные в методологию НПД: деятельностный (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев,

С. Л. Рубинштейн); личностно ориентированный (В. И. Андреев, В. А. Беликов, А. С. Белкин и др.); ценностно ориентированный (Е. Н. Бондаревская, А. В. Кирьякова, И. С. Якиманская).

Содержательная база НПД включает те же составные компоненты, что и категория деятельности:

1. Мотив (ведущий) - это профессиональное самоопределение студента.

2. Целью (результатом) НПД является: формирование умения специалиста успешно конструировать и открывать неизвестные ранее способы решения возникающих задач; вырабатывание в процессе обучения оценивающих механизмов познавательной деятельности, к которым относятся моделирование и понимание проблемных ситуаций, формирование целей, планирование и оценка действий, формирование гипотез и аналогий; обеспечение выявления исследовательского потенциала будущего специалиста; развитие его личностной позиции в учебно-исследовательской деятельности; стимулирование «выхода» за рамки учебных дисциплин, осознанного самоопределения; ориентирование образовательного процесса на самостоятельную исследовательскую деятельность студента.

3. Средствами НПД являются способы выполнения заданий на этапах: обязательное наличие творческого поиска, формулирование гипотез к исследованиям, организация и проведение исследо-

вания по заданным параметрам, результативность проведенной работы с респондентами, работа с современной литературой.

4. Условием осуществления НПД является ее педагогическое сопровождение, которое имеет определенную нами структуру и реализуется по спроектированной методике.

5. Результат НПД мы получаем при реализации разработанного психолого-педагогического сопровождения - это наиболее устойчивые положительные результаты в повышении творческого потенциала студентов и их педагогической направленности.

6. Процесс НПД - это аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя.

7. Оценкой педагогического сопровождения НПД является положительная динамика личностных (терминальные ценности) и профессиональных (приобретенные умения и знания, уровень направленности на педагогическую деятельность) качеств.

8. Критериями НПД явились выделенные нами наиболее «весомые» структурные элементы педагогической деятельности: гностический, конструктивный и исследовательский.

В проектировании предложенной педагогической системы мы опирались на разработки современных ведущих отечественных педагогов [9; 10].

Основные положения спроектированной нами инновационной педагогической системы научнопрактической деятельности в профессиональной подготовке психолога-преподавателя легли в основу диссертационной работы, защищенной в Томском государственном педагогическом университете в 2009 г., а также включены в международную электронную базу научных данных EBSCO (Education Research Complete and Copernicus Index) (США). Большой интерес вызвала наша работа в научных кругах Краснодарского края: она стала лауреатом краевого конкурса на лучшую научную работу «Олимп науки Кубани» за 2010 г.

В настоящее время процесс проектирования представленной педагогической системы продолжается, идет ее адаптация к двухуровневой системе профессиональной подготовки студентов.

Список литературы

1. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Академия, 2002. 288 с.

2. Новиков А. М. Развитие отечественного образования // Полемические размышления. М.: Издательство «Эгвес», 2005. 176 с.

3. Шапошникова Т. Л. Обоснование и методология психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности студен-тов-психологов // Международный сериальный сборник научных трудов «Problems of education in the 21st century. Variety of education in central and eastern Europe». Lithuania. 2007. № 2. С. 166-174.

4. Логашенко О. И., Ломакина Л. И., Белова В. В. Роль и место научно-практической деятельности студентов как инновационной технологии в системе УИРС и НИРС // Развитие кубанского региона: экономические и социально-психологические аспекты: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. г. Краснодар, 29 мая 2009 г. Краснодар: ИЭиУ МиСС, 2009. С. 177-181.

5. Столяренко Л. Д. Педагогика: учебник. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 448 с.

6. Михелькевич В. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие. Самара: Самарский ГТУ, 2001. 88 с.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

8. Кроль В. М. Психология и педагогика: уч. пособие. М.: Высшая школа, 2001.

9. Прозументова Г. Н., Малкова И. Ю. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7 (70). С. 13-17.

10. Соколова И. Ю. Технологии и условия качества подготовки педагогических кадров // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 2 (46).

С. 68-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логашенко О. И., кандидат педагогических наук, ассистент.

Кубанский государственный технологический университет.

Ул. Московская, 2, г. Краснодар, Краснодарский край, Россия, 350072.

E-mail: [email protected]

Материал поступил вредакицю 27.10.2010.

O. I. Logashenko

DESIGNING THE INNOVATIVE PEDAGOGICAL SYSTEM OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL ACTIVITIES

OF STUDENTS OF PSYCHOLOGY

The article deals with the basic conceptual items designing a new educational system in the professional training of teachers of psychology, its innovative signs and the place among the pedagogical techniques. The integrative model of scientific and practical activities is provided.

Key words: scientific and practical activities, the innovative pedagogical system, pedagogical support

Kuban State Technological University.

Ul. Moskovskaya, 2, Krasnodar, Krasnodar territory, Russia, 350072.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.