Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в контексте здоровьесбережения'

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в контексте здоровьесбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / SCIENTIFIC AND PRACTICAL ACTIVITY / HEALTH / ADAPTATION POTENTIAL OF A THE BLOOD CIRCULATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логашенко Ольга Ивановна, Ломакина Людмила Иосифовна

В работе исследуется проблема влияния психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности на сохранение здоровья студентов в период профессиональной подготовки в вузе на этапе учебно-ознакомительной практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логашенко Ольга Ивановна, Ломакина Людмила Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of students' professional training within the context of health protectionInstitute the Economy and Management in Medicine and Social Sphere

The work studies the problem of effect of psychological and pedagogical support of research and practical activity on students' health protection in a period of professional training in a high school at the stage of educational and acquainting practice

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в контексте здоровьесбережения»

О. И. Логашенко, Л. И. Ломакина

(Краснодар)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

В работе исследуется проблема влияния психолого-педагогического сопровождения научнопрактической деятельности на сохранение здоровья студентов в период профессиональной подготовки в вузе на этапе учебно-ознакомительной практики

Анализ проблемы психолого-педагоги-ческого сопровождения профессиональной подготовки студентов в контексте здоровь-есбережения в современной литературе показывает ее недостаточную разработанность. Основное внимание исследователей сосредоточено на борьбе с вредными привычками, формировании здорового образа жизни, пропаганде занятий спортом [2, 3, 4,

6, 7]. Влияние психолого-педагогического сопровождения процесса обучения на психофизиологические показатели здоровья студенчества практически не исследовалось.

Цель настоящей работы - изучение влияния психолого-педагогического сопровождения (ППС) научно-практической деятельности (НПД) на показатели психофизиологического здоровья студентов.

На кафедре психологии и педагогики Института экономики и управления в медицине и социальной сфере г. Краснодара в течение ряда лет ведутся научные разработки непрерывной системы психолого-пе-дагогического сопровождения научнопрактической деятельности студентов.

Под научно-практической деятельностью мы понимаем деятельность студентов в области научных исследований, организуемую преподавателем в рамках учебного процесса и осуществляемую в ходе выполнения учебных заданий творческого характера, требующих обязательного использования результатов научного поиска (курсовые работы, задания по практикам, дипломные работы).

Научно-практическая деятельность носит междисциплинарный характер и осу-

ществляется студентами на четырех этапах учебного процесса:

- подготовительном (изучение и анализ деятельности психолога в образовательном учреждении);

- деятельностно-практическом (студенты осваивают принципиально новый для них компонент деятельности - педагогическое воздействие);

- научно-аналитическом (проведение законченного научного исследования и его анализ в условиях конкретного образовательного учреждения);

- завершающем, или квалификационном (студенты исследуют существующие проблемы и разрабатывают новые способы их решения).

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки - это система взаимодействия преподавателя и студента в вузе, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента-психолога, будущего преподавателя психологии [7, 9].

Инновационность разработанного нами психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности состоит в наличии у данной системы содержательной и организационно-методической направленности. Первая отражает поэтапную разработку, а вторая - формы обеспечения, которые используются для осуществления психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности.

Содержательная направленность пси-холого-педагогического сопровождения представляет собой:

а) на подготовительном этапе: создание научно-методической базы, составление плана организационных мероприятий, проведение психолого-педагогической диагностики уровня подготовленности студентов;

б) на этапе осуществления научнопрактической деятельности: коррекцию и индивидуализацию психолого-педагогиче-ских знаний, умений и навыков;

в) на этапе анализа: диагностику результатов психолого-педагогического сопровождения, осмысление и сравнение произошедших изменений содержательной базы, статистическую обработку полученных данных;

г) на заключительном этапе: обобщение и оценку эффективности предложенного психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности, разработку рекомендаций студентам и педагогическому составу [6].

Организационно-методическая направленность - это нормативно-правовое, пси-холого-диагностическое, научно-методическое, информационно-компьютерное, организационное, психосоматическое обеспечение и поэтапный мониторинг.

В эксперименте опробован и реализован каждый вид психолого-педагогическо-го сопровождения научно-практической деятельности студентов-психологов на этапе учебно-ознакомительной практики. Учебно-ознакомительная практика является начальным этапом практической подготовки психолога и начальным связующим звеном в теоретической и практической подготовке специалиста. Она проводится на втором курсе обучения параллельно или после изучения общетеоретических дисциплин и направлена на формирование первоначальных умений и навыков психолога-практика.

Психолого-педагогическое сопровождение научно-практической деятельности на этапе учебно-ознакомительной практики включает: разработку учебно-методического обеспечения на базе реализации межпредметных связей - выделение знаний, умений и навыков, которые необходимы студенту для реализации целей и задач

практики; разработку учебного пособия; определение «стартовой» подготовки студентов к прохождению учебно-ознакомительной практики путем тестирования и подбор индивидуального комплекса заданий; информационно-компьютерное обеспечение; поэтапный контроль динамики структурных элементов научно-практической деятельности; проведение тренингов для повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности и психоэмоционального напряжения; обучение студентов контролю за состоянием физического здоровья путем расчета адаптационного потенциала системы кровообращения [4, 10, 12].

Исследование проводилось со студентами очного и заочного отделения второго курса факультета психологии Института экономики и управления в медицине и социальной сфере - охвачено 133 человека в контрольной группе и 119 человек в экспериментальной группе.

В ходе исследования применялись следующие методы:

- медико-диагностическое обследование;

- определение стрессоустойчивости; метод подсчета адаптационного потенциала системы кровообращения [1, с. 49-51].

- методы статистической обработки полученных показателей.

Для тестирования использовались следующие методики:

- определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге (T. H. Holmes and R. H. Rahe) [10, с. 149-153];

- экспресс-диагностика невроза Хека и Хесса (K. Hock and H. Hess) [10, с. 169-171].

Для статистической обработки полученных данных использована нами компьютерная программа SPSS (статистический пакет обработки данных в психологии и социологии) [8].

Исследование организовывалось и осуществлялось в три этапа:

- диагностический (констатирующий) этап - до прохождения практики. Цели этапа: определение адаптационного потенциала организма; определение степени сопротивляемости стрессу (стрессоустойчи-

вость): определение предрасположенности к неврозу; выявление так называемой «группы риска», т.е. тех студентов, у которых снижена адаптация организма, выявлена низкая сопротивляемость стрессу и высокая предрасположенность к неврозу;

- формирующий этап. Основная цель этапа - разработка и внедрение психологопедагогического сопровождения научнопрактической деятельности студентов в период прохождения учебно-ознакомительной практики с целью сохранения и укрепления физического и психологического здоровья;

- контрольный этап, цель которого в выявлении эффективности исследований на основе сравнения изменений в «группах риска» разных лет обучения.

Диагностическое исследование показало, что более половины студентов в обеих группах испытывают адаптационное напряжение организма, имеют низкую сопротивляемость стрессу и высокую вероятность возникновения невроза. Для выявления «групп риска» нами применен кластерный анализ компьютерной программы SPSS. Кластерный анализ разделил студентов по состоянию физического и психологического здоровья. Хорошее состояние: контрольная группа - 38%, экспериментальная группа - 33%. Удовлетворительное состояние: контрольная группа - 16%, экспериментальная группа - 36%. «Группа риска»: контрольная группа - 46%, экспериментальная группа - 31%.

Выделенные нами студенты, входящие в «группу риска», имеют проблемы психологического и физического состояния здоровья и требуют повышенного внимания со стороны педагогов и психологов.

Предлагаемое нами психолого-педаго-гическое сопровождение призвано влиять не только на психологическое здоровье студента, но и на его физическое состояние. Поэтому оно не только обеспечивает психо-лого-педагогическую работу по развитию творческого мышления, внимания, памяти и волевой сферы, повышению эмоциональной устойчивости, формированию социальной адаптированности, но и включает мероприятия по обучению студентов методам самоконтроля и профилактики нервно-психических расстройств.

Для определения эффективности разработанной нами программы психолого-пе-дагогического сопровождения научнопрактической деятельности студентов на этапе учебно-ознакомительной практики проведено сравнение изменений в «группах риска» исследуемой выборки после практики.

Компьютерная математическая обработка полученных данных о состоянии физического и психологического здоровья студентов выявила следующие результаты: хорошее состояние: контрольная группа -34%, экспериментальная группа - 42%; удовлетворительное состояние: контрольная группа - 17%, экспериментальная группа - 37%; «группа риска»: контрольная группа - 49%, экспериментальная группа-21%.

Сравнение результатов позволяет говорить о том, что в контрольной группе изменения психологического и физического здоровья студентов практически не произошло (снизилось количество студентов с хорошим состоянием на 4%, увеличилась «группа риска» на 3%). В экспериментальной группе получены обнадеживающие результаты (увеличение студентов с хорошим состоянием на 9% и уменьшение «группы риска» на 10%). Это можно связать с разработанной и внедренной системой психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов.

Согласно современной концепции система образования должна обладать качествами целостности, преемственности, вариативности, адаптивности к возрастным и психолого-физиологическим особенностям учащихся, их запросам и интересам. Главная цель образования - заложить основы всесторонне, гармонически развитой здоровой личности.

Итак, разработанная инновационная педагогическая технология психолого-пе-дагогического сопровождения научнопрактической деятельности показала свою эффективность на этапе учебно-ознакомительной практики и имеет непосредственное отношение к здоровьесбережению, так как:

- структурирование и методическое обеспечение учебно-ознакомительной практики на основе межпредметных связей мотивирует студентов и активизирует познавательные потребности и профессиональный интерес, одновременно снижая проблему психической усталости и перегрузки;

Литература

1. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология (Серия «Гиппократ»). - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - С.49-51.

2. Аракелов Г. Г., Аршинова В. В., Жданова Г. Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2. - C. 52-60.

3. Барбараш Н., Кувшинов Д., Рыбникова О. Курение и успешность учебной деятельности студентов //»Alma mater» («Вестник высшей школы»). - 2008. - № 2. - С. 26-29.

4. Егорычев А. О., Титушина Н. В., Смирнова Ю. А. Мониторинг здоровья студентов в процессе профессионального образования : материалы 2-го Всеросс. форума «Здоровье нации - основа процветания России». Часть 2. - М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2006. - С. 79-80.

5. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 192 с.

6. Костенко С. Модели жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. -С. 90-94.

7. Мельникова М. М. Система организации здоровьеориентированного образования в вузе : монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - 98 с.

8. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. - СПб.: Питер. - 2005. -416 с.

9. Полякова О. Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. - 304 с.

10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Издат. Дом «Бахрах». - 1998. - 672 с.

11. Усманов Б. О разработке индивидуального индекса социального развития для студенческой молодежи // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). - 2008. - № 2. - С.15-17.

12. Хватова М. В., Дьячкова Е. С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 74-88.

- поощрение самостоятельной творческой работы, возможность индивидуализированного подхода к оценке результатов практики и другие педагогические приемы снимают обстановку неопределенности и тревоги, повышают нервно-психическую устойчивость обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.