кой конференции доклад одной из студенток по данной теме был признан лучшим, где высоко оценили научность и информативность выступления.
Групповая деятельность позволяет научить студентов общению, умению работать в команде, что является одним из основных требований при устройстве на работу современного специалиста. Овладение навыками самостоятельной работы полезно как в изучении иностранного языка, так и других предметов, например, при написании курсовых и дипломных работ.
Применение технологии проектного обучения позволяет также освоить методы самостоятельной работы, самоорганизации и организации, необходимые для развития различных видов мышления, на основе полученных знаний и личного опыта научиться самостоятельно решать поставленные задачи и проблемы, выработать потребности саморазвития. Данная технология является одним из инструментов формирования интеллектуальной культуры.
Таким образом, формирование интеллектуальной культуры способствует не только личностному, но и профессиональному росту по различным критериям: компетентность, активность, креативность, ответственность и т. п. Важно, чтобы каждый выпускник эффективно использовал свой интеллектуальный потенциал.
Примечания
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003. С. 104.
2. Там же. С. 105.
3. Боловина Т. Э. Активизация интеллектуального развития старших подростков на интегрированных уроках: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2006. С. 27.
4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово/Slovo, 2000. С. 39.
5. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu. ru/index.php?page_id=50&op= word&wid=825.
6. Капустина Н. М, Харунжев А. А. Базовая культура личности: метод. рек. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2002. С. 6.
7. Каган М. С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. С. 175-176.
8. Федеральный портал «Российское образование». URL: http:/ / www.edu.ru/ index. php?page_id=50&op= word&wid=825.
УДК 378.147.88
О. Н. Большакова
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлена разработанная автором модель подготовки студентов к самостоятельной творческой, инновационной деятельности, включенную в педагогическую систему вуза, основанную на принципе системного подхода и целостности образовательного процесса. Рассмотрена необходимость подготовки субъектов образовательного процесса вуза: преподавателей и студентов.
This paper presents the author's model of preparing students for independent, creative and innovative activities incorporated in the educational system of the university. The model is based on the princi ples of system approach and integrity of educational process. The necessity of training the subjects of educational process of high school is stressed.
Ключевые слова: самостоятельность, самопознание, самореализация, творческая активность, педагогическая система, субъекты образовательного процесса.
Keywords: autonomy, self-knowledge, self-actualization, creative activity, teaching system, subjects of educational process.
Формирование гражданского общества, рыночного сектора экономики, процессов регионализации, изменений в сфере занятости, перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы с учетом возрастания потребностей общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов - все это способствует пересмотру традиционных, устаревших подходов к профессиональному образованию молодежи в нашей стране.
На современном этапе развития нашего социума возникает необходимость реализации модели опережающего образования. В подготовке специалистов оно ориентируется, в отличие от традиционного, не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретение многофункциональных умений, а также обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.
А. А. Вербицкий выделил в исследовании проблем высшего образования следующие тенденции:
- осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерыв-
© Большакова О. Н., 2011
ного народного образования, где предполагается преемственность между школой и вузом, вузом и будущей производственной деятельностью студентов;
- индустриализация обучения (т. е. компьютеризация и технологизация);
- переход от информационных форм к активным методам и формам обучения (включая элементы проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы студентов);
- переход от жестко регламентированных, контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым, предполагающим стимуляцию, развитие, организацию самостоятельной творческой деятельности студентов;
- организация взаимодействия студентов и преподавателей как коллективная совместная деятельность с переходом с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.
Исследуя проблему управления и самоуправления в образовательных системах, А. Н. Атра-шенко дает определение системы: «это многоуровневая совокупность взаимосвязанных и целенаправленно взаимодействующих элементов и подсистем, обособленная от внешней среды и взаимодействующая с ней как целое, границы которой задаются пределами управления, отмечает, что «в связи с происходящими процессами гуманизации и демократизации, развитием рыночных отношений в России возникает много вопросов, связанных с самоуправлением и соуправлением в системе образования. Большое значение уделяется управлению и самоуправлению в образовании на государственном уровне» [1]. Так, в Законе РФ «Об образовании», как отмечает А. Н. Атрашенко, важная роль отводится разграничению полномочий между федеральными, национально-региональными, местными органами управления, а также образовательными учреждениями. Система образования характеризует социальную организацию образовательного субъекта, его состав, структуру, назначение, цель, функцию. Исследуя вопрос назначения образовательной системы, ученый отмечает, что она характеризует образовательный субъект с процессуальной стороны, описывает процесс становления личности, процесс создания образовательной среды при помощи педагогических средств, а уровни системы образования накладывают свой отпечаток на образовательные системы, функционирующие на этих уровнях. Так как в системе можно выделить три подсистемы: преобразовательную, вспомогательную и управления, то в системе образования преобразовательная систе-
ма будет образовательной системой, которая включает в себя субъект образования, объект образования и педагогическую систему, являющуюся средством преобразования (образования) личности обучающегося (объекта). В предлагаемой модели определяем педагогическую модель как субъект-субъектные отношения. В отличие от традиционной педагогической модели, где отношения субъект-объектные, педагог прямо воздействует на учащегося, «которого он должен преобразовать, доделать, переделать», субъект-субъектная педагогическая модель нацеливает педагога на создание благоприятной для учащихся образовательной среды. «Перед учителем видоизменяются задачи обучения: ему будет необходимо научить учащегося уметь извлекать знания из создаваемой учителем образовательной среды, то есть давать ему методологические знания, способствовать развитию самостоятельности, исследовательских, управленческих умений» [2]. Далее А. Н. Атрашенко отмечает признак образовательной системы, которым является «преобразование человеком самого себя в процессе образовательной деятельности при помощи педагогической системы, создающей специально организованную среду по формированию личности» [3].
В соответствии с новыми требованиями к высшему профессиональному образованию мы определили следующие исходные принципы, способствующие развитию образовательного процесса вуза:
- принцип непрерывности образования,
- принцип эффективности социального взаимодействия,
- принцип системного подхода,
- принцип целостности образовательного процесса.
Концептуальной основой нашего исследования является формирование у студентов самостоятельной деятельности инновационной направленности на личностной основе как интегратив-ной совокупности интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности студентов, способствующих развитию саморегуляции, самоактуализации, самосознанию, профессиональной ответственности, самосовершенствованию, саморазвитию, самоуправлению, самоконтролю, самооценке, обеспечивающих им успешное осуществление дальнейшей профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях становления социума.
Первым концептуальным положением, определяющим содержание нашего исследования, стало усиление взаимосвязи формирования научно практических умений и теоретических знаний на основе соединения теоретического обучения с потребностями студентов в самостоятельной де-
ятельности инновационной направленности, связанной с их личностно-ценностными ориентаци-ями.
Вторым концептуальным положением, определяющим содержание данного исследования, стало расширение возможностей психолого-педагогических воздействий, влияющих на процесс формирования готовности студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности, а именно: формированию качеств личности студентов, способствующих развитию саморегуляции, самоактуализации, самосознанию, профессиональной ответственности, самосовершенствованию, саморазвитию, самоуправлению, самоконтролю, самооценке.
Третьим концептуальным положением явилась проблема развития педагогического самосознания на основе единства научно-методической подготовки, развития собственного опыта научно-исследовательской и педагогической деятельности, а также саморазвития психолого-педагогических качеств личности, способствующих успешной организации подготовки студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности.
Четвертым концептуальным положением стала организация работы по формированию у студентов самостоятельной, творческой деятельности, способствующей подготовке к проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной деятельности, основанной на принципе системного подхода и целостности образовательного процесса.
На этапе становления нашего вуза (филиала Иркутского государственного университета в городе Братске, основанном в сентябре 1996 г., обозначаемого далее как «Филиал») педагогическая система представляла традиционную систему управления, характерную для постперестроечного периода образовательных учреждений РФ. Главным руководящим лицом являлся директор Филиала, в его подчинении работали: заместитель директора по научной работе, организатор по воспитательной работе и декан факультета очного (и заочного) обучения. На период организации работы Филиала начинали работать кафедры по вновь открывающимся специальностям. На период открытия Филиала функционировала одна кафедра по специальности «Юриспруденция». Сейчас Филиал готовит специалистов по 10 специальностям, в том числе: «Психология» и «Социально-культурный сервис и туризм», «Прикладная информатика (в экономике)», «Менеджмент организации», «Реклама», «Коммерция (торговое дело)», «Документоведение и докумен-тационное обеспечение управления», «Журналистика», «Связи с общественностью». Численность обучающихся в Филиале студентов составляет
4500-5000 человек. Город Братск достаточно молод, в этом году ему исполнилось 56 лет, и до недавнего времени в городе функционировал один вуз - Братский государственный университет, изначально готовивший специалистов технических специальностей, но со временем открылись и гуманитарные факультеты. Для молодежного города Братска одного вуза стало недостаточно, тем более что местоположение БрГУ (он находится за 30 км от центрального района г. Братска) неудобно для студентов, проживающих в Центральном районе города. Поэтому после 90-х гг. в центре малого промышленного города открываются филиалы вузов, крупных городов. В связи с открытием филиалов вузов возникает необходимость в научных кадрах, которыми город в тот момент не располагал в достаточном количестве. Филиал ИГУ в г. Братске тоже испытывал недостаток в научных кадрах, и сейчас привлекает к преподаванию в вузе, с одновременным обучением в аспирантуре, выпускников нашего вуза. Поэтому вопрос о методической работе с преподавателями нашего Филиала является актуальным, в том числе и по проблеме организации работы по подготовке студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности.
На данный момент важной является проблема подготовки выпускников общеобразовательных учреждений нашего города к обучению в вузе в следующих аспектах. Во-первых, современные требования к учебному плану вуза предполагают большой объем самостоятельной работы студентов, в том числе и контролируемой, до 50% объема учебной работы. Во-вторых, выпускники наших общеобразовательных учреждений в общей массе не подготовлены к самостоятельному обучению в вузе, а творческой исследовательской деятельностью, как правило, занимается небольшой процент школьников - участников научно-практических конференций молодежи. В-третьих, в общеобразовательных учреждениях города редко проводятся уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции и т. п., что затрудняет адаптационный период абитуриентов в вузе в новых для них условиях образовательного процесса, где основной формой обучения является лекция и сопутствующие ей семинары, практикумы, лабора-торно-практические занятия. Как показали наши исследования, у абитуриентов на недостаточно высоком уровне развиты качества личности, способствующие их готовности к самостоятельной деятельности инновационной направленности.
Исходя из намеченных нами путей организации работы по формированию у студентов самостоятельной, творческой деятельности, способствующей подготовке к проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной
деятельности, мы провели ряд психолого-педагогических исследований по данной проблеме; определили уровень педагогической подготовки к организации практической работы по обозначенной проблеме; выявили материальные условия и методическую оснащенность вуза, предоставляющие возможность организации работы в данном направлении в условиях малого промышленного города.
Для выявления готовности к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности нами проведено психолого-педагогическое исследование студентов, обучающихся по специальности «Психология», составивших экспериментальную группу, и студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», составивших контрольную группу, в филиале Иркутского государственного университета в городе Братске. Одновременно выявлена готовность преподавателей вуза к организации работы по формированию у студентов самостоятельной, творческой деятельности, способствующей подготовке к проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной деятельности.
Совместно со студентами-психологами старших курсов разработали следующие формы организации работы, составляющие модель организации работы по формированию у студентов самостоятельной творческой деятельности, способствующей подготовке к проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной деятельности:
- комплекс диагностических методик по выявлению уровня развития психологических качеств личности, способствующих успешной подготовке студентов к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности;
- психологическая коррекционно-развиваю-щая программа «Позитив»;
- программа службы психолого-педагогического сопровождения (поддержки) студентов в процессе их обучения и профессионализации «Общение»;
- программа «Логос», предусматривающая подготовку молодых и начинающих преподавателей, организацию работы временных творческих групп на кафедрах по проблеме формирования у студентов самостоятельной творческой деятельности, способствующей подготовке к проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной деятельности;
- творческие лабораторно-исследовательские группы среди студентов при кафедрах вуза;
- методические рекомендации по внедрению в учебный процесс самостоятельных творческих заданий.
Исходя из полученных результатов констатирующего этапа эксперимента, согласно концепту-
альной основе нашего исследования, нами разработана модель организации работы по формированию у студентов самостоятельной творческой деятельности, способствующей подготовке к проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной деятельности (см. рис. 1).
Созданная модель предполагает два направления работы по усовершенствованию механизма управления работой по формированию у студентов самостоятельной творческой деятельности, способствующей подготовке к проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной деятельности.
Первое направление - это подготовка педагогических кадров к решению проблемы организации работы по формированию у студентов самостоятельной творческой деятельности, способствующей подготовке к проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной деятельности. Данное направление включает в себя организацию работы по комплексно-целевой программе «ЛОГОС» (профессиональное совершенствование преподавателей), предусматривающей дифференцированный подход к подготовке педагогических кадров. Преподаватели объединяются в группы: «Школа молодого специалиста и начинающего преподавателя», «Временные творческие коллективы преподавателей при кафедрах», «Научно-исследовательские лаборатории студентов под руководством преподавателей», «Индивидуальное проектирование студентов и преподавателей» (ВКР).
Второе направление - это организация самоуправления студентов. Для решения проблемы самообразовательной деятельности разработана программа службы психолого-педагогического сопровождения (поддержки) студентов в процессе их обучения и профессионализации «ОБЩЕНИЕ» с деятельностью отделов: «Консультант» - лек-ционно-консультационный отдел по основам самоорганизации учебной деятельности, информационно-аналитический отдел - это газета "Alma-mater", организация работы по ознакомлению с профессией - «Введение в профессию», консультационно-психологический отдел - программа «ПОЗИТИВ», организация эффективного общения со студентами на сайте «КУРС».
Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня развития профессиональной ответственности, саморегуляции, самосознания, самоактуализации, самостоятельности, учебной мотивации у студентов-психологов, обучающихся в филиале Иркутского государственного университета в городе Братске, показали необходимость дальнейшей коррекцион-но-развивающей работы. Для этого исследовательской группой студентов-психологов разработана программа «ПОЗИТИВ», способствующая
«ОБЩЕНИЕ»
Служба психолого-педагогического сопровождения (поддержки) студентов в процессе их обучения и профессинализации
ОТДЕЛЫ
«КОНСУЛЬТАНТ»
Лекционно-консультационный по основам самоорганизации учебной деятельности
газета "Alma-mater" Информационно-анали-
тическии
Курс «введение в профессию»
Организация работы по ознакомлению с профессией
программа «ПОЗИТИВ»
Консультационно-психологический
сайт «КУРС»
Организация эффективного общения со студентами
цпп
НИРС
«ЛОГОС»
Комплексно-целевая программа - профессиональное совершенствование преподавателей
ГРУППЫ
«Школа молодого специалиста и начинающего преподавателя»
Временные творческие коллективы преподавателей при кафедрах
Научно-исследовательские лаборатории студентов под руководством преподавателей
Индивидуальное проектирование студентов и преподавателей (ВКР)
ГОТОВНОСТЬ
выпускников вуза к самостоятельной профессиональной деятельности инновационной направленности
Рис. 1. Модель подготовки студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности
психологической коррекции у студентов самостоятельности и профессиональной ответственности. Главной целью программы стало развитие таких качеств личности, как гибкость общения, самоконтроль, самопонимание и межличностное общение, формирование ценностных ориентаций, внешней и внутренней мотивации к получению образования в данной профессиональной деятельности, осознание студентами роли самоактуализации в будущей профессиональной деятельности. Для подбора комплекса диагностических методик и разработки занятий психологической кор-рекционно-развивающей программы были привлечены студенты-психологи, обучающиеся на старших курсах и участвующие в научно-исследовательской работе лабораторной группы. Кроме развития профессиональных навыков и умений студентов-старшекурсников поисковая работа способствовала развитию навыков самостоятельного поиска и решения проблем в научно-исследовательской деятельности, проявлению творчества.
Исследования готовности студентов-первокурсников к самостоятельной деятельности инновационной направленности показали недостаточно высокие результаты у основной массы абитуриентов вуза. Поэтому следующим шагом нашей опытно-экспериментальной работы было апробирование программы службы психолого-педагогического сопровождения (поддержки) студентов в процессе их обучения и профессионализации «Общение» (по идее Е. П. Кринчика) [4]. Работа службы предполагает скорейшую адаптацию студентов к учебно-познавательному процессу и развитие стремления к научно-исследовательской деятельности. Поэтому мы определили работу основных отделов службы:
1. Аекционно-консультационный отдел по основам самоорганизации учебной деятельности, действует с целью оказания помощи в самоорганизации учебной деятельности в вузе вновь поступившим студентам.
2. Информационно-аналитический отдел, действует с целью успешной адаптации и активизации деятельности студентов в данном вузе.
3. Отдел организации работы по ознакомлению с профессией, действует с целью оптимизации интереса к выбранной профессии и становления личности-профессионала согласно современным требованиям мирового сообщества, поэтому нацелен проводить различные формы работы по расширению и углублению знаний о профессии и способах организации ее освоения в вузе.
4. Консультационный отдел, действует с целью своевременного выявления студентов с повышенной степенью тревожности и организации психологического комфорта личности в студенческой среде.
5. Отдел организации эффективного общения со студентами в Интернет, действует с целью эффективного привлечения студентов вуза к общению для своевременного выявления проблем адаптации в студенческой среде, максимально используя современные средства коммуникации. Создан сайт под названием «КУРС».
Комплексная согласованная работа всех служб вуза, профессорско-преподавательского состава во взаимодействии со студентами, безусловно, способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов с последующим их привлечением к научно-исследовательской деятельности. Предварительно была определена стационарная группа студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Психология» и старшекурсников всех имеющихся в вузе специальностей. Такое взаимосотрудничество студентов способствует развитию самостоятельности вновь пришедших в вуз студентов, самоуправления, повышению уровня профессиональной мотивации и творчества. Работа службы психологического сопровождения (поддержки) профессионального становления студентов помогает не только в решении проблемы адаптации и профессионализации, но и в определении основных методов адаптации, разработке методик и программ психологического сопровождения студентов, новых форм организации работы со студентами и преподавателями вуза. Рациональным зерном в работе службы явился метод привлечения старшекурсников к разработке занятий разных форм, анкет, подбору методик диагностирования, созданию сайта, что способствовало их активизации в самоуправлении, развитию творческой поисковой деятельности, а также формированию ответственности, навыков взаимодействия с сокурсниками, общения со студентами младших курсов, для которых они являлись консультантами-проводниками.
В связи с новым подходом к образованию, преподаванию учебных дисциплин, организации самостоятельной деятельности инновационной направленности со студентами вуза в филиале внедрена авторская программа «ЛОГОС», предусматривающая подготовку молодых и начинающих преподавателей, а также организацию работы временных творческих групп преподавателей на кафедрах по проблеме формирования у студентов вуза самостоятельной деятельности инновационной направленности. Главное назначение программы - это развитие у преподавателей способности к личностному саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию. Необходимость осуществления работы по программе в том, что подготовка преподавателей к работе со студентами - это прежде всего комплексный подход, что предусматривает не
только личностное самосовершенствование педагога, но и освоение форм, методов и средств, способствующих эффективной работе со студентами в данном направлении. Для этого мы использовали такие формы работы с преподавателями по организации подготовки студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности:
- семинары-практикумы (школа преподавателя-исследователя);
- психолого-педагогические тренинги;
- работа ВТК (временных творческих коллективов);
- школа молодого и начинающего педагога;
- диагностическая коррекционная работа с педагогами.
В подтверждение эффективности внедрения программы «ЛОГОС» на рис. 2 представлены результаты работы с преподавателями вуза.
Внедрение в практику работы с преподавателями вуза программы «ЛОГОС» показало положительную динамику профессионально-личностного совершенствования по проблеме организации подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности.
Самостоятельная работа - это средство вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологическую потребность в систематическом самообразовании, это вид учебного труда, позволяющий целенаправленно формировать и развивать самостоятельность как личностное качество.
Самостоятельная работа на кафедре педагогики и психологии ФБ ИГУ разделена на обязательную и контролируемую, а также по выбору самих студентов. Мы считаем, что рационально разработанные аудиторные и внеаудиторные формы и виды самостоятельной работы, их интеграция в единую образовательную систему будут способствовать формированию полноценных знаний, способов умственного труда, творческого мышления, самостоятельности и активности, что, в свою очередь, способствует развитию культуры учебной деятельности и учебного процесса преподавателей и студентов. Автором разработано методическое пособие для преподавателей и студентов «Организация самостоятельной работы студентов». В пособии представлена специфика организации самостоятельной работы студентов в вузе в условиях реализации компе-тентностной парадигмы образования, а также личностно-ориентированного подхода. Методическое пособие содержит характеристику основных форм организации самостоятельной работы студентов в вузе. Интерес представляют предложенные автором разнообразные формы организации и виды СРС и возможность внедрения рейтинговой оценки, позволяющей более объективно подойти к характеристике выполнения студентами самостоятельной творческой работы. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать: выполнение самостоятельных и контрольных работ; решение задач; работу со спра-
До эксперимента
После эксперимента
нсв 1
нсв 2
нсв 3
нсв 4
нсв 5
нсв 1
нсв 2
нсв 3
нсв 4
нсв 5
Рис. 2. Показатели уровня готовности преподавателей к организации работы по подготовке студентов к самостоятельной деятельности инновационной направленности (%) Уровни: н - низкий; с - средний; в - высокий, 1 - интерес к данной деятельности 2 - осознание необходимости выполнения данных функций, 3 - наличие информации по проблеме организации данной работы, 4 - глубина, прочность, устойчивость организационных знаний и умений по проблеме, 5 - самостоятельность в организации подготовки студентов
к данному виду деятельности
вочной и методической литературой; защиту выполненных работ методом проектов; оперативный опрос; собеседование, коллоквиумы; деловые игры, круглые столы; доклады по УИРС; тестирование и т. д. В методическом пособии представлены разработанные и внедренные нами в практику образовательного процесса семинарские занятия и СРС для дисциплин «Педагогика», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Психология педагогического общения». Эти занятия организованы согласно исследованию В. С. Цетлина, посвященного конкретизации дидактического представления о течении процесса обучения. Он обосновывает три этапа процесса обучения, два из которых входят в так называемую урочную фазу, а третий составляет неурочную фазу. Эти этапы, по утверждению автора, различаются по целям учителя и учащихся, по полноте той системы, в которой выступает фрагмент содержания учебного материала, по характеру его связей с жизненной практикой и по тому, какими средствами на данном этапе осуществляется обучение. Первый этап представляет собой, по утверждению автора, организацию и самоорганизацию применения содержания в учебной практике, деятельность учителя направлена на создание наиболее благоприятных условий для ознакомления учащихся с фрагментом содержания учебного материала. Второй этап подводит учащихся к непосредственному участию в жизни общества путем применения учебных ситуаций, максимально приближенных к жизни: деятельность учителя направлена на усвоение учащимися фрагмента содержания до того уровня, какой необходим, чтобы использовать его в жизни. Наконец, третий этап - это этап организации и самоорганизации применения содержания в самой жизненной практике; деятельность учителя направлена теперь на непосредственное включение учащихся в необходимые для общества и для самой личности, ее полноценной жизни и всестороннего развития формы и виды деятельности. Связь с жизнью на этом этапе носит личностный характер, учащиеся приобретают непосредственный опыт труда и поведения в обществе [5].
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает опыт работы по организации исследовательской деятельности студентов. Прежде всего, это эффективные формы организации исследовательской деятельности студентов. К ним мы относим: творческие задания каждому студенту на аудиторных занятиях, привлечение студентов к участию в научно-практических конференциях, работу в лабораторных группах, работу над проектами совместно с производственными, образовательными и социальными организациями. В последнее время заинтересованные в помощи вуза по решению проблем
руководители предприятий сами проявляют инициативу, приглашая наших студентов на практику. Таким образом, формируется благоприятная среда для работы над проектами совместно с производственными, образовательными и социальными организациями, по их заказу.
Обосновывая опыт работы по развитию у студентов умений и навыков научно-исследовательской деятельности, проявлению творчества, самостоятельности и инициативы, определяем:
- организация научно-исследовательской и поисковой работы студентов не только на аудиторных занятиях, согласно учебному плану вуза, но и в специально созданных формах, таких как лаборатории при кафедрах, исследовательские кружки при лабораториях, совместная научно исследовательская работа в творческих группах преподавателей и студентов, активизирует познавательную деятельность;
- для согласованной творческой деятельности необходимо организовывать работу по сплочению исследовательских групп, формированию качеств личности, способствующих выработке навыков совместного творческого труда;
- участие студентов в научно-поисковой, исследовательской деятельности помогает осуществлению задачи формирования самостоятельности, саморегуляции, самоконтроля, профессиональной ответственности, а это способствует проявлению инициативы и самоактуализации в профессиональной деятельности.
Таким образом, организуя работу по подготовке студентов к самостоятельной творческой деятельности, способствующей проявлению инициативы в будущей профессиональной и инновационной деятельности, основанной на принципе системного подхода и целостности образовательного процесса, мы отмечаем существенные изменения психологических показателей в развитии самостоятельности студентов экспериментальной группы, обучающихся по специальности «Психология» (см. таблицу, рис. 3). (В контрольной группе обучаются студенты по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».)
Итак, приходим к следующему выводу. Спроектированная нами модель подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, органично вписанная в педагогическую систему вуза, может быть эффективна при соблюдении принципа системного подхода и целостности образовательного процесса. При этом возрастает возможность формирования личности-профессионала, отвечающей заказу современного социума, то есть самостоятельной, креативной, компетентной, готовой к инновациям. Безусловно, на наш взгляд, одним экспериментальным исследованием проблема подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельнос-
Сводная таблица динамики развития самостоятельности студентов до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (%)
Уровни развития Неустойчивый (низкий) Активный (средний) Устойчивый (высокий)
Курсы 1 5 1 5 1 5
Группы/эксперимент до после до после до после
Когнитивная сфера
Контрольная 24,5 17,7 64 62,5 11,5 19,8
Экспериментальная 20,8 0 62,5 40,5 16,7 59,5
Потребностно-мотивационная сфера
[=4 Контрольная 33,7 45,9 40,1 37,6 26,2 16,5
Рн Экспериментальная 21,3 6Д 53,2 38,9 25,5 55
Деятельностно-практическая сфера
Контрольная 12,2 0,9 66,8 70,2 21 28,9
Экспериментальная 14,4 0,2 63,8 40,8 21,8 59
%
80 60
40 -
эксп контр 1к 5к 1к 5к когнитивная
Рис. 3. Динамика развития самостоятельности студентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента
ти, способствующей проявлению инициативы в профессиональной сфере, не может быть решена полностью. Это только проект для дальнейшего поиска компромисса в построенной нами иерархии системы педагогического процесса вуза. Примечания 1. Атрашенко А. Н. Управление и самоуправление в образовательных системах: монография. Томск, 2008. С. 3.
1
эксп контр 1к 5к 1к 5к потр.-мотивац.
экспер контр 1к 5к 1к 5к деят.-практическая
■ 1-н
■ 1-ср п 1-в □ 0
■ 5-н □ 5-ср
■ 5-в
2. Там же. С. 42.
3. Там же. С. 43.
4. Кринчик Е. П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 1. Психология. 2006. № 1. С. 82-89.
5. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 1998.