Научная статья на тему 'Научно-педагогическая деятельность как вид социального творчества'

Научно-педагогическая деятельность как вид социального творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромазанова Елена Шамильевна

Выявлены особенности научно-педагогической деятельности в качестве одного из видов социального творчества, а также ее возможности в становлении самостоятельной личности, развитии и совершенствовании креативных потенциалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическая деятельность как вид социального творчества»

состоящий из стадий: наблюдения, анализа,

оценивания, коррекции. Примем для разных этапов может иметь место разная стадия цикла Деминга. Очевидно, что в стандарты вуза (СТП) . по проведению учебно-воспитательного процесса должны входить содержательные описания стадий работ на каждой стадии.

Ефимов Владимир Васильевич, доктор технических наук, профессор, окончіиі Ленинградский

механический институт, заведующий кафедрой «Управление качеством» Ульяновского

государственного технического университета (УлГТУ). Имеет монографии, учебные пособия и статьи в области менеджмента качества.

Рудичева Елена Евгеньевна, окончила Ульяновский государственный университет, аспирант кафедры «Управление качеством» Ул1ТУ. Имеет статьи в области качества образования.

УДК 378:37.013.2

Е. Ш. РОМАЗАНОВА

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Выявлены особенности научно-педагогической деятельности в качестве одного из видов социального творчества, а также ее возможности в становлении самостоятельной личности, развитии и совершенствовании креативных потенциалов.

В свете решения жизненно важных проблем высшего образования значимым является исследование содержания, структуры и функций научно-педагогической деятельности (НПД). НПД в высшей школе как вид социально-профессиональной деятельности образовалась на стыке двух областей -научного творчества и педагогической деятельности, что и определяет ее структуру. НПД выступает в единстве практической и теоретической составляющих, решает конкретные научнопедагогические задачи с целью удовлетворения определенных индивидуально-личностных и социальных потребностей. Результатами этой работы являются подготовка специалистов высшей квалификации, а также плоды научно-исследовательского поиска, имеющего конкретные формы (статьи, монографии, учебно-методические материалы, программные продукты, изобретения и

др.).

Современная ситуация в НПД характеризуется тем, что образование понимается не просто как передача и усвоение культурного опыта, а как совместная деятельность преподавателей и обучающихся, направленная на глубокое

познавательное, социальное и личностное развитие каждого из участников этой деятельности [1], что предполагает выход на творческие методы. НПД не чужда эвристическая методология, поскольку научно-исследовательская составляющая направлена на получение нового знания.

НПД неизменно реализуется в форме взаимодействия между процессом познания (генерированием идей, теоретическим осмыслением),

преподавательской практикой и жизненным миром, состоящим из повседневности, обыденности и опытно-чувственной реальности. То есть она находится на стыке между постижением, пониманием идей, адекватным их изложением, передачей и конкретными жизненными (суетно-будничными) ситуациями. На этой сфере (как на творчестве) лежит печать воздействия неразрывного единства теоретического и эмпирического, возможного и действительного, мыслимого и реализуемого. Здесь практически невозможно отделить, локализовать научно-педагогическую «работу» от других дел и событий. Она простирается в каждодневную жизнь, ежечасные заботы, растворяется в них, не теряя собственные черты, и в них же обретает себя, как бы заново становясь, возрождаясь к новому витку (но типу симбиотического сосуществования). Можно с уверенностью заявить, что это особый мир, б который погружен человек, где все связано со всем и все отражается во всем. В этом проявляется синкретизм творческого акта, что одновременно порождает множество проблем.

НПД является видом самодеятельности индивида в рамках социального института, благодаря которой он реализует творческие потенциалы, изменяет энергетический уровень всех жизненных систем человека и общества, совершенствует собственные навыки. НПД создает условия для свободы человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. Ситуация отсутствия жесткого внешнего принуждения, гнета, тотальных ограничений воли, уважения личностного начала способствует реализации творческих порывов.

НПД - целостное образование, выступающее как: I) сфера профессиональной деятельности; 2) феномен, который являет собой особый мир,

включающий определенный образ и стиль жизни, где наиболее полно проявляется творческая и свободная сущность человека. НПД - одна из областей жизни, способ бытия человека, один из возможных путей освоения мира, в котором человек открывает мир и сам раскрывается ему.

Научно-педагогическое творчество выступает как актуализация личности научно-педагогического работника и студента, предоставляет возможности и создает условия для ее раскрытия и

совершенствования. НПД служит не только

производству знаний, умений, навыков, но и воспроизводству самого человека. Эта особенность заключается в следующем: в деятельности,

творческих актах изменяются не только условия, но также и участники процесса меняются, поскольку «вырабатываюг» в себе новые качества, «развивают и преобразовывают себя, созидают новые способы общения, новые потребности и новый язык»[2].

НПД является одним из видов социального творчества (созидания и воссоздания человека и социальных отношений). НПД сближается с творчеством по ряду показателей: а)

неограниченности (нелокализованности) данной деятельности во времени и пространстве, т.е. научнопедагогический работник занят размышлением и освоением, подготовкой, генерированием и переработкой идей фактически круглосуточно; б) ориентацией на самопознание (созидание собственного образа и выражение собственных мыслей, представлений, эмоций в продуктах, результатах и самом процессе творчества).

Педагогическая практика, научно-

исследовательская деятельность и различные виды творчества в их единстве служат основой становления, применения, функционирования и развития системы образования. Специфика НПД состоит в ее творческой сущности, в том, что она выполняет функцию превращения научных знаний в основу развития гуманных человеческих свойств. НПД по своей сути имеет личностно-экзистенциальный и эвристический характер, выступает интегратором развивающих, креативных и преобразовательных элементов всех сфер жизнедеятельности человека и общества. Этим определяется особое значение аксиологического аспекта в НПД; отсюда вытекает повышенная ответственность научно-педагогических работников за эффективность и качество выполняемой ими работы, за обеспечение научно-педагогического процесса.

Особенность НПД состоит в специфике ее организации и проведения - в передаче знаний и в попытках прояснить смысл усвоенного, установить значение в современной духовно-практической жизни человека. Методически это одновременно самостоятельный* и совместный поиск, процесс размышления над поставленными вопросами,

нахождение взаимосвязей и отношений с реальной действительностью. Уникальность творческой деятельности научно-педагогического работника

состоит в специфическом объединении научного творчества и педагогического мастерства, в сочетании логики и эмоционально-чувственного восприятия.

НПД в качестве творческой не безмятежна, в ней есть место страстности, свободному волеизъявлению личности, подчас противоречивому. Ей не чужды естественные человеческие побуждения,

спонтанность, внеимперативность. Здесь также необходимы вдохновение (как высшее напряжение эмоциональных, волевых, интеллектуальных,

физических сил), порыв-желание для осуществления задуманного, либо идеи, существую щей в неявном виде на уровне интуитивного постижения. В то же время она требует от творящих высокой самоорганизованности, дисциплины и даже жертвенности (подвижничество). НПД

характеризуется как открыто-закрытая

(самостоятельная, автономная, относительно

независимая) система, целесообразная и

целеполагающая деятельность. Налицо совмещение деятельностной и творческой компонент.

Становление творческой личности,

индивидуальности в НПД предполагает как принятие и развитие определенных традиций, играющих роль стимула к самостоятельной работе, так и решительный отказ от традиций устаревших, консервативных. Таким образом, традиция и новаторство представляют собой диалектическое единство созидания и отрицания. НПД способствует самоутверждению человека, проявлению его самодеятельностных начал и саморазвитию, развитию аналитических способностей и критического

мышления специалиста. Это выражается в

стремлении и умении переосмыслить содержательно-функциональную сторону своей деятельности, проблемы образа и статуса современного педагога и исследователя, уяснить глубинный смысл

профессионального дела, осознать то общее,

инвариантное, интертекстуальное, что связывает людей, отыскать и отработать новационные методики и технологии.

НПД в системе высшего образования способствует развитию и мобилизации творческого потенциала

личности, служит основой подготовки профессионалов-гуманистов, определяет

социокультурный статус научно-педагогического

работника в ситуации перехода от техногенной цивилизации к антропогенной, ориентирует на ноосферный характер развития природы, техники, человека и социума, на реализацию этических императивов и эстетических критериев в собственной деятельности, на развитие нормативных представлений и профессиональной этики, этики гуманизма, на экологизацию и гуманизацию науки, техники и всех сфер жизнедеятельности человека и общества.

НПД, на наш взгляд, есть способ и форма существования индивидуального сознания в

общественном бытии. Процесс познания и преподавания здесь неразрывно слиты, посредством трансляции знаний и осуществления творческого процесса осуществляется истинность человеческих взаимоотношений. В процессе НПД становится, образуется, перерождается и сам человек, творящий обстоятельства и историю. Процесс движения зримо осуществляется в данной деятельности, воссоздавая всякий раз заново, обновляя мир человеческих взаимоотношений.

НПД помимо планируемых действий содержит незапланированные социальные действия, что позволяет менять общественную ситуацию. НПД содержит не просто элементы воспроизводства и адаптационные механизмы, но также (и в большей степени) творчество, самопорождение. Она связана со всеми жизненно необходимыми функциями, аккумулирует и связывает воедино многообразные формы человеческой жизнедеятельности, воссоздает материальные условия существования, производство идей и духовных ценностей, символов и знаков, человеческого сообщества с социальными связями и отношениями.

Для НПД в качестве одного из видов социального творчества характерны следующие особенности: а) при любых внешних условиях оно выступает как самодеятельность субъекта, как его самовыражение и самоутверждение; б) решающую роль играют не внешние, а внутренние стимулы; в) цели, условия и результаты деятельности не совпадают (как правило) в силу диалектики объективных условий и субъективных факторов творческой деятельности; г) происходит производство нового (наряду с воспроизводством); продуктом является объективно новое как единство субъективной (психологической) и социальной новизны.

НПД присущи инвариантные характеристики: а) экзистенциально-личностная значимость, т.е. научнопедагогическая сфера предстает через призму личностных особенностей педагога-исследователя, выявление условий и обстоятельств жизненного мира, образ жизни, душевно-психологический склад, черты сознания, самосознания и поведения, линию

биографии и других событий, что и составляет неповторимую, уникальную судьбу отдельного

человека; б) холистический принцип, синергийность и голографическая связность, что предполагает

конституирование и развитие научно-педагогической практики в качестве целостной, самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, но одновременно связанной со всеми остальными системами и подсистемами социума.

НПД обнаруживает и разрешает проблему сочетания традиций и новаций, старого и нового, репродуктивного и продуктивного. Творческие элементы отличаются оригинальностью и неожиданностью (неординарность) решений трудноразрешимых задач, а нетворческим свойственна рутинность, излишняя технологичность, чрезмерная процессуальность и схематизация методов, подходов и решений.

НПД структурирована из творческих (над-деятельностных) и нетворческих (деятельностных) элементов. Подобное деление весьма условно, т.к. данные компоненты вливаются и пронизывают друг друга. Деятельностные моменты сопровождают весь творческий процесс, под которым многие разумеют «вспышку», возникновение Нового. Творчество и деятельность - проявления разных видов активности человека, они сосуществуют на основе принципа взаимодо пол нител ьности, с и нтетич ес ко го

взаимопроникновения.

Четко отлаженная система организации труда -залог успеха творческой деятельности. Можно отметить наличие творческих компонентов в НПД и нетворческих элементов (рутинных операций): разработка научного плана исследования, поиск и составление методик, тем рефератов, вопросов для изучения, программ, проведение цикла лекций и семинаров, подготовка спецкурса, доклада, работа над статьей, чтение, размышление над проблемами; составление всевозможных отчетов, заполнение бланков и др. Безусловно, подобное деление символично, т.к. творческие и нетворческие элементы тесно переплетены. Деятельность становится творческой в случае превалирующей роли творческих компонентов в ней.

НПД связана с образованием, которое мыслится как: 1) формирование (деятельностное начало); 2) сотворение образа (идеи, человека). Научнопедагогическое творчество позволяет человеку устанавливать связи с миром, которые не нивелируют и уничтожают его индивидуальность, а наоборот, позволяют полно и целостно проявить СВОЙ личностные характеристики. Свобода выбора, подчинение внутренней логике личностного роста, развитие способности самовыразиться - вот характерные черты, присущие творческом}' процессу.

Особенность НПД заключается в том, что она интегрирует элементы различных видов творчества -научного, технического, художественного и социального, синтезирует наработки, новации, осуществляемые в них и воплощает их в своей деятельности. НПД связана и с материальным производством, т.к. готовит специалистов, которые будут востребованы практически в любых сферах общества. НПД стыкуется с каждым из тинов духовного и материального производства. Более того, поскольку НПД ориентирована на оригинальные, неожиданные решения, получение новых результатов, то она, взаимодействуя с различными типами и формами творчества, развивает общественную жизнедеятельность. Таким образом, НПД может быть охарактеризована как духовно-практическая

жизнедеятельность человека и общества.

Онтология научно-педагогического творчества определяется тем, что научно-педагогический работник находится в «зазоре» между познавательной деятельностью, исследовательской работой (создание, сотворение новой реальности), организационной, управленческой, учебно-методической и

воспитательной работой (помощь в становлении нового облика человека - специалиста,

профессионала и по возможности интеллигента) и обыденным миром.

Результаты научно-педагогического творчества являются предметом интерпретации (исполнителя, педагога, других научных сотрудников) и «тем самым идентичность и континуальность таких произведений открыты в будущее»[3]. Процедура интерпретации текста позволяет почувствовать себя соучастником творческого процесса, то есть «интерпретация может в определенном смысле считаться

постворчеством»[4], или продолжением творчества. Творчество порождает творческие импульсы у адресата, способно создать ситуацию сотворчества (в разных формах и видах).

НПД сродни творчеству символичностью, суггестивностью, воздействием на глубины душевной жизни человека, проникновением его плодов во внутренний мир человека, преображением душ познающих. Труд педагога в высшей школе находится на грани мастерства и искусства, ремесленного и творческого, художественного и научного. Это создает свои трудности, но и свои преимущества. НПД сопоставима с творчеством по таким параметрам, как: искусство подачи материала; эффектная речь, основатгая на знании приемов ораторского искусства; правильно подобранные темп и интонации; расстановка вопросов для обсуждения; распределение материала по определенному сюжету; выразительная внешность педагога в сочетании с внутренним содержанием.

НПД — относительно свободная творческая деятельность. Научно-педагогический работник обладает свободой, независимостью, автономностью - качествами, соотносимыми с содержанием своей профессиональной деятельности. Научнопедагогическому работнику желательно обладать независимостью мышления от стереотипов и внешнего влияния, самостоятельностью в выборе проблем и способностью к автономному их решению. Другими словами, необходимо иметь минимальный набор черт, присущих креативному типу мышления.

НПД совмещает в себе черты духовной и практической деятельности. В качестве практической деятельности данная сфера способствует преобразованию социально-экономических,

политических отношений, формированию соответствующих видов культуры, культуры управления, образования и воспитания; духовное освоение действительности предполагает ценностноориентированную деятельность, разработку идеалов, нравственных норм, воспитание культуры мышления, поведения, речи и чувств, опору на духовные ценности. НПД ориентирует на организацию, построение, развитие и преобразование Мира и человека по законам красоты, используя художественно-эстетические чувства.

В НПД идет постоянный поиск новых идей, идеалов, ценностей, норм, отношений и воплощение их в реальных проектах, деятельности, поступках.

Научно-педагогическое пространство предстает как место созидания человеком своего мира, как форма и способ бытия человека, условие становления Человека, способ самоопределения, самовыражения и самоутверждения человека в жизни общества. НПД в современной образовательной культуре связывается с новационными процессами. Она, будучи одним из видов социального творчества, представляет собой специфический род самодеятельности субъекта с постановкой научных, педагогических,

%

образовательных задач, поиском условий и методов их решения и получением объективно нового результата.

НПД - особый вид самодеятельности личности и коллектива, направленный на развитие сущностных сил человека в качестве творческого индивида, профессионала-гуманиста. Она включает постановку и выбор научно-исследовательских, педагогических задач, поиск средств, способов и методов их решения.

Благодаря НПД становится возможным непосредственное обращение к личности. Именно в человеке и через развитие его внутренних потенциалов, саморазвитие и самодеятельное активно-творческое начало видится возможное

обновление общества. Образование выступает основой и формой развития сущностных человеческих сил. НПД выполняет не только

функцию воспроизводства и адаптации, но также культуросозидательную функцию, функцию

самопроизводства, сотворению образа самого

человека, то есть творческую.

В качестве культуротворческой она способствует решению реальных задач: а) раскрытию единства этических и эстетических начал в структуре духовнопрактической деятельности, личности специалиста; б) выработке и усвоению профессионально-значимых нравственно-эстетических понятий, критериев

нравственно-эстетической оценки явлений как в сфере научного познания, так и в педагогической практике, в сфере приобщения к источнику знаний; в) формированию общей и профессиональной культуры педагогического корпуса, профессионально-

ценностных ориентаций студентов; г) формированию культуры мышления, поведения и общения, умению адекватно оценивать ситуации и решать насущные задачи; д) развитию творческих способностей студентов, поиску стимулов самостоятельной работы студентов, потребности в самовоспитании и самообразовании, не до конца осознаваемого стремления к совершенствованию себя, своих профессиональных навыков и умений, а также окружающего мира.

К творческим методам и навыкам НПД относятся: анализ, сравнение, оценка и самооценка, критическое восприятие. Задача преподавателя - разработка методик, направленных на становление и совершенствование творческих навыков,

формирование целостной, творчески

ориентированной личности. Первостепенными задачами образования являются: воспитание

самостоятельной творческой личности, умеющей

принимать решения и нести за них ответственность, критически мыслящей, умеющей дискутировать, аргументировать и учитывать точку зрения оппонента.

Деятельность научно-педагогического работника призвана осветить, очистить и внутренне преобразовать человека. НПД изначально нацелена на творческий подход к Делу, т.е. сотворение «образа» (себя и мира), поиск собственного лица. Смысл творчества научно-педагогического работника -учить размышлять над глубинными проблемами бытия человека в мире, творить, руководствуясь критериями Нового, ориентируясь на Истину, Добро и Красоту, высокие культурные образцы и достижения, учить строительству, преобразованию и совершенствованию не только внешнего по отношению к человеку, социального мира, но и перестройке, «выделыванию», «вырабатыванию» себя, своего внутреннего мира, подлинного «Я», созиданию и воскрешению духовного облика человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Поддьяков А. Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. -1999.-№ 8гС - 119.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во политической литературы, 1969. -Т.46, 4.1. - С. 483-484.

3.Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы

философской герменевтики Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1988-С. 165.

4. Там же. С. 166.

Ромазапова Елена Шамильевна, старший преподаватель кафедры «Философия» Ульяновского государственного технического университета. Окончила Ульяновский государственный

педагогический университет им. И. Н. Ульянова. Имеет публикации в области философии науки и техники, фгиюсофии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.