Научная статья на тему 'Психологические основания взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога'

Психологические основания взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗДОРОВЬЕОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL FOUNDATION / PERSONALITY / COMMUNICATION / HEALTH PROVIDING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисов А. С.

В статье рассматриваются психологические основания взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональные качества педагога, выявляются особенности личности и направление ее развития в психологии образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers psychological foundation of the interaction between the health providing educational environment and personal and professional qualities of a teacher, describes the features of the personality and present the approaches its development in the psychology of education

Текст научной работы на тему «Психологические основания взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 377.06

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗДОРОВЬЕОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА

А.С. Фетисов

В статье рассматриваются психологические основания взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональные качества педагога, выявляются особенности личности и направление ее развития в психологии образования

Ключевые слова: психологические основания, личность, взаимодействие, здоровьеобеспечивающая

образовательная среда, психология образования, направление

Процесс взаимодействия здоровье обеспечивающей среды и личностнопрофессиональных качеств педагога требует осмысления психологического основания этого явления. Многоаспектность его связана, во-первых, с тем, что будущий педагог должен быть всесторонне образованным в своей области знаний, состояться не только как профессионал, но и как личность, включенная в физкультурно-оздоровительную деятельность. Во-вторых, проблема сохранения

биологического разнообразия и человека как вида, ставшего заложником развития техногенной цивилизации, обусловили необходимость изменения отношения человека к своему месту в мире, к взаимодействию между собой. В-третьих, взаимодействие здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога как процесс, взаимно детерминированный становлением и личностным профессионально-прикладным ростом, представляет собой психологопедагогическую проблему, требующую

творческого осмысления ее психологического содержания и анализа психологических подходов, теорий и идей.

Первый аспект охватывает специфические вопросы, связанные с особенностями личности педагога и становлением его мышления, которое включает в себя различные его типы.

Проблеме мышления посвящены работы, в которых специальному рассмотрению подвергнуты вопросы информационного взаимодействия, оптимизации трудовой

деятельности человека, создания для него комфортных и безопасных условий, сохранения

Фетисов Александр Сергеевич - ВОИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, e-mail: asfet-2011@mail.ru

здоровья и работоспособности в системе «человек-машина-среда» [1].

Мышление представляет собой синтез логического и образного мышления. Однако образное мышление педагогов высшей школы, в рамках традиционных подходов, развито недостаточно. Мышление специалиста в быстро изменяющихся условиях усложняется за счет включения смежных его типов: научного, эстетического, физического, экологического, экономического и т. д. Говоря о современных личностно-профессиональных качествах, следует подчеркнуть необходимость приобретения педагогом психологических знаний.

Второй аспект охватывает специфические вопросы, которые могут решаться на основе знаний в области психологии. Психолог Дж. Гибсон рассматривает психологию

окружающей среды и человека, которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности [2].

В частности, выявляются отношения человека со средой своего окружения, в которую входит природная и антропогенная среда, для чего изучается пространственное познание, поведение, восприятие качества среды, реакция человека на взаимодействие со средой и возникающие стрессы. Задача психологии окружающей среды — изучение взаимосвязи между переменными среды и поведением человека, его психологическими характеристиками. Методологические

основания психологии окружающей среды таковы: человек и среда рассматриваются целостно, как единая система, компоненты которой обладают возможностями взаимного влияния.

В соответствии с этим направлением в психологии взаимоотношений человека и

природы выделены следующие положения: природная среда не имеет твердо фиксированных границ во времени и в пространстве; природная среда одновременно воздействует на все органы чувств; восприятие природной среды обусловлено характером деятельности человека (восприятие природы людьми гуманитарных профессий отличается от восприятия ее специалистами технических отраслей); каждый элемент природы наряду с физическими и химическими характеристиками обладает социальным значением; восприятие природы во многом определяется этноцентрически, имеет нравственные корни; восприятие природы цельно, но вместе с тем и избирательно.

Таким образом, учет всех вышеперечисленных психологических

особенностей восприятия природы, осознание места человека в окружающей среде и ее влияние на его психическое состояние помогает вскрыть психолого-педагогические механизмы гуманистически-ориентированного процесса формирования личностнопрофессиональных качеств педагога в структуре ЗООС.

Для раскрытия третьего аспекта нам

необходимо определить, какое из направлений психологии и на какой стадии взаимодействия здоровьеобеспечивающей среды и личностнопрофессиональных качеств педагога дает необходимые идеи, объясняет механизм развития этой совокупности достижений человека и человечества.

Среди многочисленных направлений,

современных теорий в психологии образования для нашего исследования наиболее важны идеи, сформулированные представителями

гуманистической психологии.

Эти направления позволят вывести нас на понимание механизмов взаимодействия

здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога. Гуманистическая психология

помогает найти стратегию и тактику

взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностнопрофессиональных качеств по мере развития

психических качеств, личностных

характеристик будущего педагога.

Личность, по мнению исследователей, — это способ жизни и действия, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных

поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. [3]

Сущность человека в движении,

постоянном духовном преобразовании себя, в актах выхода за свои пределы, в самостроительстве, самовоспитании, поэтому становления физической культуры нет без становления личности, и становление личности не полно, если профессионал не возлагает на себя ответственность за действия, творимые им в природной и социальной среде.

Размышляя над проблемами личности, Л. С. Выготский отметил, что «личность становится для себя тем, что она есть через то, что она предъявляет к другим». [3]

Учет личностных особенностей будущего специалиста помогает в психологотеоретическом осмыслении механизмов становления его физической культуры. Эти механизмы детерминированы противоречиями между наличным состоянием физической культуры у студента неязыкового вуза и необходимостью удовлетворения требованиям, предъявляемых к нему, как к будущему профессионалу, способному самостоятельно, свободно и ответственно осуществлять свое предназначение в мире. Противоречие может быть разрешено за счет саморазвития, личностного роста обучающегося, осознание процесса становления и реализации его самости.

Идеи, сформулированные психологами в рамках различных теоретических направлений, дают нам объяснительный материал в понимании и реализации в педагогическом процессе механизмов формирования

личностно-профессиональных качеств педагога в структуре ЗООС через его саморазвитие.

Современная наука понимает

саморазвитие как целенаправленное

многоаспектное самоизменение личности, служащее цели ее максимального духовнонравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания; самостоятельное выстраивание себя для продуктивной самореализации в изменчивых условиях и успешного осуществления своего социального предназначения. Этот процесс представляется Л. Н. Куликовой как целостность и совокупность:

самопознание как движение от первоначального «образа Я» к развернутой «Я -концепции»;

самовоспитание как развитие своей воли и характера;

самосовершенствование как

дальнейшее укрепление волевых качеств и стабилизации характера;

духовно-нравственное самоукрепление как сознательное определение духовно-

нравственных приоритетов и ответственного следования им, способности духовно «собирать себя» в трудные периоды жизни;

самоопределение как непрерывный анализ своего «вписывания» в жизненные ситуации, во взаимодействие с окружающими;

самоактуализация как интеллектуальное выдвижение в зону интенсивного анализа для решения возникшей задачи, необходимых для этого личностных ресурсов, как своеобразного «заострения» внутренних сил выявлении уровня своей готовности ее решать;

самореализация как практическое проявление в деятельности, поведении своих возможностей с целью решения практических задач и одновременного развития своих потенциалов [4].

Особое место в теории саморазвития личности занимают проблемы представлений индивидуума о себе - Я - концепция. Первые попытки описания самости делает В. Джемс, который выделяет четыре формы «Я»: материальное, социальное, духовное и чистое. Ученый высказал идею о том, что самость («self») убывает и прибывает «в диаметре» вместе с полем социальной активности. Упоминание об этом уже было, когда анализировались взгляды психологов на структуру личности.

К проблеме самости подходили Н. Роджерс, Дж. Мид, К. Юнг анализировалb самость как результат структурных изменений отношений к миру, приобретаемых в процессе научения, общения социального действия и поведения групп, видя в ней две формы: собственно творческое «Я» и

объективированное «Я».

Саморазвитие - процесс

полифункциональный. Пониманию этого, в контексте становления физической культуры личности будущего инженера, способствовали работы представителей отечественной гуманистически ориентированной психологии.

Становлению «Я» профессионала как акту сотворения «самого себя» и «восхождению к самому себе лучшему» посвящены публикации Л. С. Выготского, М. С. Жомкочьяна, Е. А. Климова, С. Л. Рубинштейна, Э. А. Цветкова и др.

Процесс формирования личностнопрофессиональных качеств педагога

физкультуры и спорта в структуре ЗООС должен учитывать индивидуальные

особенности личности на интегральном уровне, базироваться на принципах синергетизма, дающих методологические обоснования процесса становления открытых систем,

каковыми являются человек, природа, образование. Ответы на эти вопросы мы находим в работах Л. С. Выготского, Л. П. Гримак, В. П. Зинченко, Р. С. Немова, П.

В.Симонова, Э. А. Цветкова, и др.

Важным моментом формирования личностно-профессиональных качеств педагога является учет того, что оно происходит в здоровьеобесечивающей образовательной среде и детерминировано этой средой. Причем среда, способствующая или препятствующая этому процессу, может быть социальной, включая педагогическую, природной и внутренней. Влияние здоровьеобеспечивающей среды на процесс развития человека отмечается в работах Л. И. Божович, В. С. Библера, Л. П. Гримак, П. Ф. Каптерова, И. С. Кона, Л. Н. Куликовой, А. Менегетти, Р. С. Немова, П. В. Симонова и др. Учет того, что «Я» всегда подразумевает лицо, т.е. субъекта, нечто уникальное, первичное связанное с душой или каким-то субстанционным носителем активности, которое, однако, обретает реальность бытия только в общении с каким-то другим лицом, с «ТЫ» позволяет перейти к самоосознанию будущим специалистом себя единым с миром, к формированию им гармоничного субъект - субъектного отношения с людьми и природой [5].

Активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала называется самоактуализацией [6]. Самоактуализирующая личность - это личность, достигшая полной реализации своего творческого потенциала. Самоактуализации посвящены работы Л.

И.Анцыферовой, Р. Ассаджиоли, К. Гольштейна, А. Маслоу, М. К. Тутушкиной, Э. Шострома и др.

Первый шаг к самоактуализации — это осознание своих внутренних желаний, мотивов. Самоактуализирующаяся личность - это человек, имеющий свободу творить себя и свою жизнь, превращая ее в праздник, в

увлекательную игру самую рутинную деятельность» (М. К. Тутушкин).

Самореализацию (в понимании А. Маслоу, это самоактуализация), как самоосуществление, как психический рост и созревание,

пробуждение и проявление скрытых возможностей человека в этических,

эстетических переживаниях и других форм деятельности или как самопостижение себя в качестве синтезирующего духовного -нравственного центра видит.

Особый интерес представляет духовный аспект физической культуры, влияющий на

нравственное созревание будущего педагога и может характеризовать развитие эмоционально

- чувственной, процессуальной сферы. Развитие нравственности связано с когнитивным развитием, и для того, чтобы будущий специалист мог вынести моральное суждение относительного какого-нибудь явления, поступка, необходимо, чтобы он проанализировал информацию о реальной действительности, принял решение. Истинная нравственность достигается только на постконвенциальном уровне (после 13 лет), т.е. когда человек может судить о поведении других и своем поведении «исходя из собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности».

Важным механизмом и источником формирования личностно-профессиональных качеств педагога физкультуры и спорта в структуре ЗООС является деятельность. В наше время нет недостатка в различных методологических подходах, теориях, концептуальных представлениях,

формализованных схемах, моделях

деятельности (учебной, предметной, включая физическую) и ее элементов. К проблемам умственной и материальной деятельности как обучающихся, так и обучающих обращались С. А. Губина, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Ю. П. Платонов, С. Л. Рубинштейн, С. Д. Смирнов, Д. Б. Эльконин и др.

Общим в их работах является то, что они определяли в качестве ведущей в юношеском возрасте учебно-профессиональную

деятельность. Такой подход к специфике деятельности педагога физкультуры и спорта в структуре ЗООС дает нам понимание расстановки акцентов в педагогическом процессе при создании условий для формирования личностно-профессиональных качеств педагога в структуре ЗООС. Главное — сделать для студента систему приобретения знаний, умений, навыков профессиональной, а следовательно, ценностно-значимой.

В изучении деятельности имеются как минимум два вектора: внешний

(прагматический) и внутренний (когнитивный), они различны по целям и способам их достижения, что порождает непонимание, неудовлетворенность, а то и конфликты между педагогами и психологами, инженерами и экономистами, организаторами производства и социологами. В психологии понятие человеческой деятельности выступает в различных аспектах: то, как объяснительный принцип, то, как предмет исследования, то, как

предмет оценки. В последние годы деятельность все чаще выступает как предмет организации, управления и проектирования.

Действие считается основной клеточкой или ячейкой психологии. «Такое признание означает, что в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии. Субъект в своих деяниях, в атаках своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере педагогики в большом стиле... Индивидуальность большого художника не только проявляется, она и созидается в процессе творчества ... Лишь в созидании... этического, социального целого созидается нравственная личность. Лишь в организации мира мыслей формируется мыслитель» (С. Л. Рубинштейн).

Особая разновидность деятельности — нравственное действие, или поступок, который, согласно С. Л. Рубинштейну, А. Н. Леонтьеву, является единицей анализа личности. Такой подход к пониманию действия как к критерию поможет в нашем исследовании выйти на оценку развитости физической культуры личности будущего специалиста.

Критериям развитости личностно-

профессиональных качеств педагога физкультуры и спорта в структуре ЗООС может выступить учебная деятельность, а точнее, результат теоретических и практических

знаний. Учебную деятельность нужно анализировать не саму по себе, а как составляющую учебной ситуации, как системообразующую переменную, которая выступает как элемент социального взаимодействия студента с преподавателями и друг с другом. Характер этого взаимодействия, в свою очередь, зависит от форм сотрудничества (В. Я. Ляудис).

Диалогичность общения - принцип

сопереживания в гуманистической педагогике и психологии, педагогике ненасилия, позволяет помочь обучающимся полностью раскрыть свой потенциал. Из всех ситуаций совместной учебной деятельности центральное место В. Я. Ляудис отводит совместной продуктивной

деятельности (СПД), возникающей при решении творческих задач и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процессе учения». Именно СПД обеспечивает мощную активизацию процессов целе - и

смыслообразования, являющихся главным условием успешности учебной деятельности и одновременно личностного роста участников процесса учения — как студентов, так и преподавателей. Развивая идеи Д. Б. Эльконина о ведущей деятельности и периодизации психического развития в онтогенезе, оригинальную концепцию учебной

деятельности - «развивающего обучения» предложил В. В. Давыдов. Хотя он создавал его на материале обучения школьников, она представляет теоретический интерес и для высшей технической школы. Учебную деятельность нельзя отождествлять с учением вообще, поскольку человек чему - то учится и приобретает опыт также в трудовой, игровой видах деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться. В учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному, т.е. развитие рассматривается как движение. (В. В. Давыдов).

Г лавным результатом учебной

деятельности в собственном смысле слова является выработка у студентов теоретического сознания и мышления. Деятельность учения есть «самоизменение, саморазвитие субъекта», превращение его из человека, не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками, в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий, при этом происходит поэтапная отработка и интериоризация информации.

Для педагогов физкультуры и спорта представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного становления у студентов (прежде всего на младших курсах). Самая большая сложность состоит в самостоятельном отборе содержательного материала, подлежащего усвоению. Для того чтобы достичь желательного результата, необходимо, чтобы воплощалась «Self» -концепция («Я - концепция»), были созданы условия для саморазвития,

самосовершенствования, самореализации, самоактуализации и т. д.

Любая деятельность, в том числе и физическая, должна включать в себя потребности, мотивы, цели, средства их достижения, и результаты. Наличие свободы в выборе и полагании целей с неизбежностью влечет за собой свободу в выборе средств и

способов достижения результата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретические основы рассмотрения понятия «субъект» заложил С. Л. Рубинштейн в работе «Принцип творческой

самодеятельности» [7]. Он отмечал, что субъект определяется через его взаимодействие с деятельностью подчеркивал возможность становления субъекта в процессе деятельности: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Важнейшими характеристиками субъекта, по С. Л. Рубинштейну, являются активность, способность к разви- 111 к > и интеграции, самодетерминации, саморегуляции и самосовершенствованию. [9]

К. А. Абульханова-Славская также подчеркивает и деятельностный характер субъекта: «Индивид является суъектом, т. к. он постоянно (вольно или невольно) участвует в развитии, заострении или ослаблении различного рода противоречий; само развитие противоречий связано со способами включения субъекта в жизнедеятельность».

Б. Г. Ананьев отмечал, что «человек -субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания». Становление субъектом определенной деятельности означает ее освоение и вы-полнение.[10]

По определению А. В. Брушлинского, «субъект - всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных,

социальных, общественных, индивидуальных и т. д. Личность, - напротив, менее широкое определение человеческого индивида. Оно обычно на передний план выдвигает его социальные, а не природные свойства».

Для нашего исследования важное значение имеет трактовка субъекта деятельности в работах Б. Ф. Ломова. Особое внимание он обращал на то, что различные функции психики: когнитивная, регулятивная,

коммуникативная - при высшем уровне

психического отражения перерастают в

свойства субъекта. Когнитивная функция реализуется в различных деятельностях субъекта и определяет их уровень: самодетерминации,

саморегуляции, самоорганизации и так далее, а также становление самого субъекта деятельности. Регулятивная функция на уровне

сознания проявляется как произвольность и реализуется в волевой регуляции деятельности (деятельности самосознания в том числе), определяет процесс развития субъекта самосознания и деятельности.

Коммуникативная функция при высшем уровне психического отражения реализуется через развитие качественно своеобразных форм человеческого общения.[11]

Итак, можно констатировать, что на новообразования юношества оказывают влияние личностно-профессиональные качества педагогов, а именно:

— реорганизация «физического Я», связанная с интенсивным развитием организма;

— половая идентификация;

— критичность мышления;

— развитие волевых качеств;

— ярко выраженная эмоциональность;

— стремление к самопознанию и самосовершенствованию;

— стремление к групповому

взаимодействию;

— отсутствие авторитета возраста;

— повышенный интерес к спорту.

Подводя итоги вышесказанного,

необходимо отметить, что на формирование

со

качеств студентами оказывает среда вуза, совокупность условий, компонентов,

личностно-профессиональных педагогов и взаимодействие существенное влияние

здоровьеобеспечивающая представляющая собой социально-педагогических физиологических способствующих реализации адаптивных возможностей студентов, факторов, влияющих на сохранение и развитие их здоровья. Выступая внешним фактором исследуемого процесса, здоровьеобеспечивающая среда вуза обладает следующими сущностными

характеристиками: благоприятное физическое

окружение, соответствующее индивидуальным особенностям студента; мониторинг здоровья и физического развития учащихся;

благоприятный социально-психологического климат; субъектное включение студентов в организацию процесса здоровьеобеспечения; физиологически оправданная организация учебного процесса; учебно-методическое обеспечение, соответствующее разным адаптационным способностям обучающихся; применение способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения; приоритет двигательной активности во всех сферах учебной и внеучебной деятельности; использование здоровьеобеспечивающих

технологий в учебно-воспитательном процессе педагогом.

Литература

1. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов - М.: Мир, 1968, 260с.

2. Gibson J. J. The perception of the visual world. Boston: Houghton Mifflin, 1951.

3. Выгопский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.

4. Куликова, Л. Н. Саморазвитие личности: психолого- педагогические основы : учеб. пособие / Л. Н. Куликова. - Хабаровск : ХГПУ,2005.

5. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения). — Вопросы философии, 1989, № 6.

6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики - СПб., 1997

7. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. №4. С. 89-95.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность,

- М., 1977

9. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии,

- 1984.

10. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

11. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. М.: пер сэ, 2002. С. 9-33.

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

PSYCOLOGICAL FOUNDATION OF THE INTERACTION BETWEEN THE HEALTH PROVIDING EDUCATIONAL ENVIROMENT AND PERSONAL AND PROFESSIONAL

QUALITIES OF A TEACHER

A.S. Fetisov

The paper considers psychological foundation of the interaction between the health providing educational environment and personal and professional qualities of a teacher, describes the features of the personality and present the approaches its development in the psychology of education

Key words: psychological foundation, personality, communication, health providing educational environment, educational psychology, approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.