Научная статья на тему 'Педагогическая Поддержка личностно-профессионального становления будущего учителя в профессионально-динамической системе'

Педагогическая Поддержка личностно-профессионального становления будущего учителя в профессионально-динамической системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL DYNAMIC SYSTEM / TEACHER SELF-DEVELOPMENT / A THEME PLAN / PEDAGOGICAL FACTORS / PEDAGOGICAL CRITERIA / REFLECTION / PROFESSIONAL COMPETENCY / PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калнинш Людмила Михайловна

В статье раскрывается система педагогической поддержки личностно-профессионального становления будущего учителя на основе курса по выбору студентов, благодаря которому учителя-практики и выпускники педагогических вузов погружаются в систему взаиморазвивающего профессионального взаимодействия и общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support of Personal and Professional Formation of the Future Teacher in the Professional Dynamic System

The article considers the system of pedagogical support of personal and professional formation of the future teacher on the ground of the course dedicated to choice of students due to which working teachers and graduates of pedagogical universities plunge into the system of mutually developing professional interaction and communication

Текст научной работы на тему «Педагогическая Поддержка личностно-профессионального становления будущего учителя в профессионально-динамической системе»

Л. М. Калнинш

(Благовещенск)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В статье раскрывается система педагогической поддержки личностно-профессионального становления будущего учителя на основе курса по выбору студентов, благодаря которому учителя-практики и выпускники педагогических вузов погружаются в систему взаиморазви-вающего профессионального взаимодействия и общения

Новая стратегия образования предполагает на основе активизации мотивов личностно-профессионального роста вовлечь педагога в процесс постоянного профессионального самосовершенствования. Это актуализирует проблему создания профессионально-динамической системы саморазвития учителя (ПДССУ) в вузовском и послевузовском пространстве, которая способна погрузить будущих учителей (студентов старших курсов) и практикующих педагогов в единую систему подготовки и переподготовки [6]. Представленные материалы отражают сущность педагогической поддержки как педагогического условия профессионального саморазвития учителя в одной из подсистем - в среде вузовской подготовки.

Исследуя вопросы профессионального саморазвития учителя, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью более подробного рассмотрения процессов становления, развития и саморазвития с точки зрения философии, психологии, педагогики, ак-меологии и других наук.

Истоки процесса развития в ряде философско-психологических работ (К. А. Абуль-ханова-Славская и др.) определяются в экзистенциальной традиции на основе устремленности в будущее как природной предпосылки, заданной от природы. С этих позиций сущность становления представляется нам как начальный этап личностнопрофессионального восхождения учителя, которое происходит в силу наличия способности нести ответственность [1]. Ответственность понимается нами не как верность

формальному долгу, не следование принятым нормам, а готовность в профессиональной деятельности видеть, выделять, осознавать, заниматься поиском решений различных профессиональных проблем; доверие к нравственному содержанию своих чувств, готовность нести ответственность за действия и поступки не только свои, но и своих воспитанников, за характер своих взаимоотношений с другими людьми (И. С. Кон). По сути - это уже начавшийся процесс личностно-профессионального роста учителя, сопровождающийся инте-риоризацией - «примеркой» и присвоением необходимых личностных качеств, которые в современных условиях принимают значение профессиональных [10, с. 430].

Таким образом, теоретическое исследование феномена процесса становления учителя позволило представить его структуру следующими составляющими: наличие природных источников, внутренних и внешних мотивов к педагогической деятельности; самоукрепление - через принятие общечеловеческих ценностей, ответственности, воли; обретение начального профессионального опыта в деятельности, профессиональное самоопределение. Обозначенные компоненты процесса становления учителя своеобразно сплавлены, служат «накапливанию», «приращению» специальных компетенций и характеризуют начальный этап личностно-профессионального саморазвития.

Анализ целого ряда теоретических источников позволил выявить, что существует некоторое смешивание понятий разви-

тия и саморазвития личности. Появившиеся в последние годы работы по саморазвитию (В. И. Андреев, Л. Н. Куликова, Г. А. Федотова и др.) позволили рассмотреть сущность данного феномена в соотношении с развитием и становлением профессионализма учителя [3, 8].

С точки зрения психологии процессы развития протекают в соответствии с природосообразными явлениями развития человека. С педагогической - необходимо создание условий для саморазвития личностных качеств воспитанника. Позиции педагогов и психологов в рассмотрении соотношения этих двух понятий - «развития» и «саморазвития» - позволили сделать вывод об их соподчиненности. Если под развитием понимать самопроизвольное, природосообразное изменение личности под влиянием внутренних факторов и противоречий, с учетом опосредованного воздействия окружающей действительности [8], то развитие является базовым понятием. С позиции соподчиненности саморазвитие выступает высшим уровнем развития, на котором происходит не хаотическое, спонтанное, а целенаправленное, осознанное само-изменение, которое приводит к качественному приращению и преобразованию личности, появлению и усложнению динамических связей и взаимодействий со средой [8, с. 5-24].

Праксиологический подход к вопросу профессионального становления во главу угла ставит развитие деятельности и ее компонентов в динамике (В. Д. Давыдов,

Э. Ф. Зеер и др.). Важным для нашего исследования является положение праксиологии о признании саморазвития любой профессиональной деятельности - «она развивается функционируя и функционирует развиваясь. ...Становление деятельности можно интерпретировать как развитие и субъекта, и самой деятельности» [4, с. 49-50]. Профессиональное становление субъекта, по исследованиям Э. Ф. Зеера, выражается в развитии его личности и индивидуальности путем приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности; становление профессиональной деятельности - в развитии ее

приемов и способов совершенствования технологии, обогащении методологического инструментария [4, с. 50]. В результате непрерывного развития личности учителя ему становятся доступными более сложные профессиональные задачи. В итоге становления деятельности педагога формируются новые задачи и способы их решения.

Таким образом, включение будущих учителей в профессионально-ориетирован-ную педагогическую деятельность, наряду с личностно-профессиональным становлением, позволит создать дополнительные условия для становления их профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что важными составляющими профессионального становления учителя являются личностные характеристики педагога, которые, безусловно, связаны с профессиональной деятельностью. Авторская позиция на основе современных исследований в области акмео-логии (А. А. Деркач, Л. И. Катаева и др.) позволила принять ведущими в развитии специальных, а затем профессиональных и «акме»-характеристик учителя личностные процессы - становления, развития и саморазвития. Каждому из названных процессов соответствует содержание, характеризующее освоение педагогической деятельности: этапу профессионального станов-

ления - освоение специальных профессиональных компетенций и квалификаций; профессиональному развитию - освоение и присвоение ключевых профессиональных квалификаций и компетенций; профессиональному саморазвитию - «акме»-владение профессиональным мастерством, индивидуальный стиль деятельности, творчество.

Таким образом, профессиональное саморазвитие учителя - это непрерывный, управляемый им самим процесс, имеющий свою структуру, с набором взаимодополняющих, взаимообусловливающих, взаимопроникающих процессов личностного развития - становления, развития и саморазвития, каждый из которых имеет свое содержание, наполненное соответствующими компонентами профессиональной деятельности сообразно ее саморазвитию.

Анализируя феномен педагогической деятельности и принимая во внимание утверждения Э. В. Ильенкова, мы считаем, что педагогическая деятельность учителя только тогда может считаться результативной, когда ученик «начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне, - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни» [5, с. 398]. С позиции нашего исследования мы позволим себе утверждать, что результативность учителя проявляется и тогда, когда педагог-практик прорастает своим опытом в других коллегах.

Род занятий учителя-профессионала постоянно связан с высшей ценностью -человеком. Каждый из тех, с кем взаимодействует учитель - школьник, коллега-профессионал или будущий учитель - наделен своим неповторимым, уникальным внутренним миром, с огромными возможностями и потребностями для роста - это страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе [2]. Развертывание в будущих учителях потребностей и возможностей на пути к профессиональному развитию, к свободе в деятельности во многом зависит от глубины и содержания педагогического взаимодействия учителя-практика и начинающего педагога. Содержание организуемого взаимодействия направлено на взращивание лучшего в человеке, его уникальности и неповторимости, что придает особый гуманистический характер среде педагогического общения и взаимодействия и является фактором проектируемого процесса.

Выстраивая свое понимание действенности названного фактора, мы опираемся на размышления о гуманистической природе учительского труда выдающихся психологов и педагогов современности Ш. А. Амо-нашвили, А. А. Бодалева, Е. В. Бондаревской, Б. З. Вульфова и др. Их взгляды позволяют представить педагогическую поддержку как среду оказания помощи коллегами молодым в освоении профессионального опыта и создания взаимоотношений, в которых происходит «поднятие» педагога-практика до уровня начинающего учителя, до «со-

впадения», «со-бытия», «со-общения» друг с другом. В таких условиях будущий учитель не только готовится к профессиональной жизни и деятельности, но и живет полноценно «сегодня и сейчас», помогая решать профессиональные проблемы старшим педагогам и удовлетворяя свои актуальные потребности в учебе.

На первый план в деле личностно-профессионального становления будущего учителя встает оказание педагогической поддержки и помощи взрослеющему человеку в поисках смысла жизни и смысла профессиональной деятельности, принятии как личностных нравственных ценностей. Вышесказанное служит основанием для выведения следующего фактора: проживание в «культурных практиках» профессионального общения и взаимодействия.

Организация курса по выбору «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя» предоставляет возможность постепенного накопления педагогического опыта, приобретения опыта межличностных отношений не только в вузовской среде, но и в среде профессионального общения и взаимодействия. На основе приоритетов общечеловеческих ценностей создаются условия активного освоения специальных и профессиональных компетенций, которые позволяют творчески реализовать себя в профессии, постоянно работать над собственным внутренним миром, а также возможности для «прорастания» профессионального опыта учителей-прак-тиков в будущих учителях, коллегах. Последняя особенность дает возможность профессионального развития и взаимораз-вития по духовной горизонтали, при этом опыт других педагогов становится фактором личностно-профессионального становления будущего учителя и побуждает инициативу профессионального роста у коллег.

Процесс профессионального саморазвития педагога характеризуется непрерывной реализацией потенциальных возможностей, способностей и талантов, обеспечивая полное познание и принятие своей собственной изначальной природы. Потребность в личностном росте и самоактуализации является высшим уровнем в иерархии человеческих потребностей (по А. Маслоу).

Способом самовыражения своих внутренних возможностей и устремлений является творчество учителя, которое принимается нами как критерий его профессионального саморазвития.

Особую важность для нашего исследования представляет совпадение и принятие личностного профессионального развития и профессиональной самоактуализации. Наиболее сложным в решении данной проблемы является создание условий для поиска и принятия смысла профессиональной деятельности, и в целом смысла жизни, который, согласно исследованиям В. Франкла, не может быть навязан директивно, он может быть только личностным [11]. Процесс поиска смысла жизни и смысла профессиональной деятельности - это не застывшее явление, а процесс, развернутый во времени. Наибольшую значимость для нашей работы представляет то, что этот процесс ценен как сопровождающий духовное развитие личности педагога, его профессиональную самореализацию: «.это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления» [1, с. 72].

С точки зрения психологии развития профессиональная самоактуализация учителя сопровождается процессами экстерио-ризации, в которых происходят преобразования внутренних структур психики в устойчивые поведенческие акты [10, с. 430]. Вышесказанное позволяет проводить исследования процессов профессионального саморазвития учителя на основе проявления устойчивых поведенческих актов и принять в качестве критерия рефлексию -способность осмыслять события, явления, действия и поступки свои и других людей.

Итак, опираясь на вышесказанное, определим: понятие педагогическая поддержка представляет собой комплекс усилий, направленных на организацию курса по выбору студентов «Поддержка личностнопрофессионального саморазвития учителя». На основе создания гуманистической среды педагогического общения и взаимодействия со старшими коллегами будущие педагоги погружаются в атмосферу открытых и доверительных отношений, в кото-

рых происходит обмен педагогическим опытом и освоение активной практики решения актуальных проблем преподавания отдельных дисциплин в современных условиях. Организация педагогической поддержки обеспечит непрерывность процесса профессионального саморазвития деятельности учителя, позволит установить взаи-моразвивающие отношения между студентами и педагогами-практиками, активизирует позитивные изменения специальных личностно-профессиональных характеристик.

С целью погружения студентов старших курсов педагогических вузов в профессионально-динамическую систему саморазвития учителя необходимы организация и методическое обеспечение курса по выбору «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя», которые здесь представлены сокращенным вариантом программы и методическими рекомендациями к ее реализации.

Программа курса по выбору «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя» разработана для студентов 5-х курсов педагогических вузов в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель курса - обеспечение педагогической поддержки личностно-профессионального становления будущих педагогов; расширение профессиональной компетентности и квалификации; погружение будущего учителя в профессионально-динамическую систему саморазвития (ПДСС) учителя.

Задачи курса по выбору: изучить основные подходы к выстраиванию концепции профессионально-динамической системы саморазвития учителя, ее сущность принципы и особенности функционирования; обеспечить освоение технологии модульно-рейтинговой оценки качества профессиональных достижений учителя; обеспечить педагогическую поддержку и сопровождение становления и личностно-профессионального саморазвития будущего учителя на основе организации педагогического взаимодействия внутри Интернет-сообщества «ПЛПСУ».

Таблица 1

Тематический план курса по выбору «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя»

№ п/п Название темы Общее кол-во часов Лекции Практи- ческие работы Самост. работа

1 Теоретические основы профессионально-динамической системы саморазвития учителя 4 2 - 2

2 Сущность, принципы построения, особенности функционирования ПДССУ 8 2 2 4

3 Особенности модульно-рейтинговой оценки деятельности учителя, ее роль в профессиональном саморазвитии учителя 8 2 2 4

4 Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя 8 2 2 4

5 Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя 12 2 4 6

6 Творческая деятельность учителя - необходимое условие саморазвития школьников 8 2 2 4

7 Презентация опыта учителя-практика как результат профессионального взаимодействия членов Интернет-сообщества «ПЛПСУ» 14 1 6 7

8 Презентация авторских идей 14 1 6 7

9 Аутодиагностика личностно-профессиональных достижений будущего учителя 12 2 4 6

ИТОГО 88 16 28 44

Особенности реализации программы курса по выбору заключаются в организации различного рода педагогических взаимодействий, которые составляют практи-Благовещенского государственного педагогического университета http://www.bgpu. ги/р^и (руководитель проекта Л. М. Калнинш, программное обеспечение - Ю. Г. Вах-мянин) [7]. Ниже представлен тематический план (табл.1).

Перечень тем для практических занятий: разработка показателей модульнорейтинговой системы оценки достижений студента; организация педагогического взаимодействия с учителями-практиками; презентация опыта учителя-практика; разработка и презентация собственных идей решения школьных проблем преподавания предмета «Технология» в современных условиях; аутодиагностическое исследование личностно-профессиональных достижений будущего учителя.

Формы контроля. Контроль за деятельностью студентов при освоении курса

ческую часть программного материала и осуществляются на основе работы сайта, организованного при Интернет-ресурсе

по выбору проводится на основе совместно разработанной членами группы и преподавателем модульно-рейтинговой оценки достижений. Разработка критериев и показателей деятельности осуществляется на одном из первых занятий и заносится в технологическую карту.

Различные компоненты модульно-рейтинговой оценки, отвечающие за качественную характеристику показателей, принимаются и утверждаются всей группой студентов. Среди показателей могут быть качественные характеристики выполнения практических заданий, участие в конференциях, освоение тестов аутодиагностики и другие.

Таким образом, в статье представлены компоненты и содержание процессов профессионального саморазвития учителя, раскрыта сущность педагогической под-

держки как педагогического условия эффективного функционирования профессионально-динамической системы саморазвития учителя на этапе его становления, а также определены факторы, содействую-

щие организации творческого взаимодействия будущих учителей и учителей-прак-тиков с целью профессионального взаимо-развития всех участников педагогического сообщества.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991. -297 с.

2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. - М., 1990. - 560 с.

3. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. -608 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академический проспект; Фонд «Мир», 2006. - 336 с.

5. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М., 1991. - 398 с.

6. Калнинш Л. М. Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №5. - С.99-103.

7. Калнинш Л. М. Положение об Интернет-сообществе учителей // Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя: сайт [Электронный ресурс]. - URL: http:// www. bgpu. ru/plpsu/ (дата обращения 12.02.2009).

8. Куликова Л. Н. Теоретико-методологические основания саморазвития личности // Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве: Материалы научно-методической конференции / Под общ. ред. Е.В. Шишмаковой. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 5-24.

9. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов педагогич. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вен-та-Граф, 2005. - 368 с.

10. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Высшее образование, 2007. - 430 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 386 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.