Научная статья на тему 'Мониторинг трудовой карьеры выпускников организаций профессионнального образования'

Мониторинг трудовой карьеры выпускников организаций профессионнального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / STANDARD OF EDUCATION / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРОГНОЗ / PROGNOSIS / УПРАВЛЕНИЕ / CONTROL / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ / РАБОЧИЙ ПЛАН / WORKING PLAN / ЗАДАЧА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ECONOMICAL DIRECTION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / UNIT OF MEASUREMENTS IS A DEGREE / TASKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лашманова Валентина Федоровна

Разработана схема проведения мониторинга рынка труда. Показано, что основными приоритетами для работодателя являются его профессиональные компетенции, а общекультурные отступают на второй план. Окончательный вывод о качестве образования может быть сделан, спустя некоторый период после начала трудовой деятельности выпускника образовательной организации. Состояние учебно-методической документации на кафедре мало влияет на качество образования. Указывается, что основными факторами повышения качества образования являются материально-техническая база вуза, состояние НИР и тесное сотрудничество с работодателями. Они позволяют внедрять инновационные достижения науки в учебный процесс. Основными задачами ЦСВ являются: 1) систематизация аналитических материалов о состоянии экономики и спросе рынка труда, разработка принципов и механизмов текущего и долгосрочного прогнозирования потребностей в кадрах в региональном, отраслевом и других аспектах; 2) выработка общих рекомендаций для корректировки перечня специальностей и выпуска специалистов в соответствии с тенденциями развития экономики и рынка труда региона; 3) обобщение имеющегося опыта установления связей высшей школы с производственной сферой, разработка концепции системы активного взаимодействия «ОПО рынок труда» для решения задач повышения кадрового потенциала региона. Основные задачи ЦСВ порождают необходимость введения образовательных программ для обучения специалистов ОПО и выпускников для адаптации последних к требованиям рынка труда. Обучающие программы могут реализоваться в виде постоянно или периодически действующих семинаров, практических занятий, деловых игр или дискуссий. Очевидно, что оптимальным решением этой проблемы может стать эффективное участие профессорско-преподавательского состава при осуществлении образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MONITORING OF THE GRADUATES’ EMPLOYMENT CAREERS OF PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS

The scheme of monitor the labor market was worked out. It is shown that the main priorities for the employer are his professional competences, and common cultural pale into insignificance. The conclusion can be drawn on quality of education, later some period after the beginning of work of the graduate of educational institution. It is shown that the condition of educational and methodical documentation on chair influences quality of education a little. It is specified that major factors of improvement of quality of education are the material base of higher education institution, a condition of research activity and close cooperation with employers. They allow to introduce innovative achievements of science in educational process. The main objectives of the CSV are:1) ordering of the analytical materials about the state of the economy and the demand of the labor market, the development of the principles and the mechanism of current and long-term forecasting staffing needs in regional, sectoral and other aspects; 2) the providing of general recommendations to adjust the list of specialties and admission of experts in accordance with the trend of the economy and the labor market in the region; 3) the generalization of the experience of establishing relations with the higher school of industrial sphere, the development of active cooperation system’s concept “OPO labor market” to solve the personnel potential problems. The main objectives of the CSV Generate the necessity to introduce educational programs for training specialists OPO, and graduates for adapt to the latest labor market requirements. Generalizing the program can be realized in the form of continuous or batch action seminars, workshops, business games and discussions. Obviously, the optimal solution of this problem may be the effective participation of the higher-education teaching personnel in the implementation of educational programs.

Текст научной работы на тему «Мониторинг трудовой карьеры выпускников организаций профессионнального образования»

УДК 371

МОНИТОРИНГ ТРУДОВОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОННАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Лашманова Валентина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика профессионального образования» Сургутский государственный университет (628412, Россия, Сургут, улица Ленина,], e-mail: lvf@ifc.surgu.ru) Аннотация. Разработана схема проведения мониторинга рынка труда. Показано, что основными приоритетами для работодателя являются его профессиональные компетенции, а общекультурные отступают на второй план. Окончательный вывод о качестве образования может быть сделан, спустя некоторый период после начала трудовой деятельности выпускника образовательной организации. Состояние учебно-методической документации на кафедре мало влияет на качество образования. Указывается, что основными факторами повышения качества образования являются материально-техническая база вуза, состояние НИР и тесное сотрудничество с работодателями. Они позволяют внедрять инновационные достижения науки в учебный процесс. Основными задачами ЦСВ являются: 1) систематизация аналитических материалов о состоянии экономики и спросе рынка труда, разработка принципов и механизмов текущего и долгосрочного прогнозирования потребностей в кадрах в региональном, отраслевом и других аспектах; 2) выработка общих рекомендаций для корректировки перечня специальностей и выпуска специалистов в соответствии с тенденциями развития экономики и рынка труда региона; 3) обобщение имеющегося опыта установления связей высшей школы с производственной сферой, разработка концепции системы активного взаимодействия «ОПО - рынок труда» для решения задач повышения кадрового потенциала региона. Основные задачи ЦСВ порождают необходимость введения образовательных программ для обучения специалистов ОПО и выпускников для адаптации последних к требованиям рынка труда. Обучающие программы могут реализоваться в виде постоянно или периодически действующих семинаров, практических занятий, деловых игр или дискуссий. Очевидно, что оптимальным решением этой проблемы может стать эффективное участие профессорско-преподавательского состава при осуществлении образовательных программ.

Ключевые слова: мониторинг, качество образования, компетенция, образовательный стандарт, модель, прогноз, управление, анализ, единица измерения, рабочий план, образовательный стандарт, задача, экономическое направление, инновационная деятельность

THE MONITORING OF THE GRADUATES' EMPLOYMENT CAREERS OF PROFESSIONAL

EDUCATION ORGANIZATIONS

© 2016

Lashmanova Valentina Fedorovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor

Surgut State University (628412, Russia, Surgut, st,Lenina,1, e-mail: lvf@ifc.surgu.ru) Abstract. The scheme of monitor the labor market was worked out. It is shown that the main priorities for the employer are his professional competences, and common cultural pale into insignificance. The conclusion can be drawn on quality of education, later some period after the beginning of work of the graduate of educational institution. It is shown that the condition of educational and methodical documentation on chair influences quality of education a little. It is specified that major factors of improvement of quality of education are the material base of higher education institution, a condition of research activity and close cooperation with employers. They allow to introduce innovative achievements of science in educational process. The main objectives of the CSV are:1) ordering of the analytical materials about the state of the economy and the demand of the labor market, the development of the principles and the mechanism of current and long-term forecasting staffing needs in regional, sectoral and other aspects; 2) the providing of general recommendations to adjust the list of specialties and admission of experts in accordance with the trend of the economy and the labor market in the region; 3) the generalization of the experience of establishing relations with the higher school of industrial sphere, the development of active cooperation system's concept "OPO - labor market" to solve the personnel potential problems. The main objectives of the CSV Generate the necessity to introduce educational programs for training specialists OPO, and graduates for adapt to the latest labor market requirements. Generalizing the program can be realized in the form of continuous or batch action seminars, workshops, business games and discussions. Obviously, the optimal solution of this problem may be the effective participation of the higher-education teaching personnel in the implementation of educational programs.

Keywords: monitoring, quality of education, competence, standard of education, model, prognosis, control, analysis, unit of measurements is a degree, working plan, standard of education, tasks, economical direction, innovation.

Проблема трудоустройства выпускников вуза в большинстве регионов Российской Федерации является одной из самых острых. Она обусловлена двумя главными причинами. Первая из них связана с тем, что рынок труда до сих пор не сформировался вследствие продолжающихся экономических реформ и череды ряда экономических кризисов. Вторая вызвана неоправданной конкуренцией на рынке образовательных услуг вследствие несогласованности планирования деятельности государственных вузов и разросшейся сети филиалов вузов, не обеспечивающих высокую квалификацию своих выпускников. Эти явления в меньшей степени затрагивают систему образования в ХМАО-Югре. Нетрудоустроенные выпускники ОПО (организация профессионального образования) округа составляют менее одного процента от числа подготовленных специалистов с профессиональным образованием. Специалисты с профессиональным образованием на территории ХМАО имеют возможность выбирать себе место работы и соответствующую

заработную плату.

Острота проблемы в других областях РФ породила необходимость для большинства учреждений высшего и среднего профессионального образования систему подготовки специалистов дополнить системой содействия выпускникам в трудоустройстве [1-5]. Большое число ОВПО (организация высшего профессионального образования) и ОСПО (организация среднего профессионального образования) Российской Федерации пытается организовать эту работу. Ведущие вузы страны создают центры содействия занятости студентов и выпускников, ими проводится большое количество обучающих семинаров и научно-практических конференций. В последние годы в научно-педагогической литературе появилось большое количество публикаций и методических пособий по концептуальным основам стратегического менеджмента вуза, реорганизации структуры управления вузом, вопросам мониторинга рынка труда и образовательных услуг, контроля качества образования. Среди

большинства специалистов сложилось мнение, что главной и актуальной задачей образовательных учреждений по обеспечению трудоустройства специалистов является тесная связь ОПО с государственными центрами занятости населения, бюро по трудоустройству и, прежде всего - с работодателями[6-11].

Мониторинг системы содействия трудоустройству. В широком смысле мониторинг - это специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза[12].

В социологии под мониторингом понимают определение некоторого множества показателей, отражающих состояние социальной среды, с последующим накоплением данных и анализом информации в динамике посредством сравнения анализируемых данных с нормативными показателями.

Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга развития системы содействия трудоустройству, сводятся к следующему:

- выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы, о качественных и количественных изменениях в ней;

- систематизация информации о состоянии и развитии системы содействия;

- обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в ней;

- информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы.

Мониторинг трудовой карьеры (МТК) - процесс многоплановый, включающий в себя мониторинг регионального рынка труда образовательных услуг (РРТОУ), исследование влияния индивидуальных способностей человека, выбора специальности и т.д. Условно методику проведения мониторинга, так как можно условно представить так, как это показано на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема проведения мониторинга рынка труда

Он включает в себя мониторинг рынка труда. Целью деятельности Центра сопровождения выпускников (ЦСВ) является исследование того сегмента рынка, в котором рассматривается фактическая и потенциальная востребованность специалистов, обладающих профессиональной подготовкой, полученной в организации профессионального образования (ОПО) различного уровня: СПО или ВПО.

Наличие или отсутствие конкурентов-претендентов

на рабочее место создают конъюнктуру рынка труда. Конъюнктура рынка труда характеризуется совокупностью определяющих показателей, которые отражают состояние рынка труда. Такими показателями являются: численность занятых и безработных, соотношение претендующих на работу и числа вакансий, динамика изменения этого соотношения и др.

Анализ состояния рынка труда и рынка образовательных услуг является необходимой частью работы по управлению учебно-методической работой организации профессионального образования [1321]. Оперативное и правильное реагирование организации профессионального образования на нужды экономической и социальной сферы региона не может быть осуществлено без понимания текущей ситуации на рынке труда и образовательных услуг. Предварительные численные эксперименты позволяют с уверенностью утверждать возможность точного предвидения ситуации на рынке труда на интервале в 5 лет[22].

Очевидно, что алгоритм анализа должен заключаться в получении и сравнении трех спектров данных: 1) распределение среднегодовой численности работников по укрупненным группам специальностей, сложившееся к настоящему времени; 2) распределение численности выпускников ОПО к концу текущего учебного года по укрупненным группам специальностей; 3) распределение среднегодовой численности работников по укрупненным группам специальностей, планируемое в связи со стратегическими планами развития ХМАО на среднесрочную перспективу (пять лет).

Разница между имеющейся и необходимой численностью работников, занятых в том или ином секторе экономики или социальной сферы, является основанием для принятия обоснованных управленческих решений по оптимальному планированию регионального заказа на специалистов с профессиональным образованием. В этом случае будет определена и цена вопроса по осуществлению государственного заказа в соответствии с формулой «количество - цена - качество».

Анализ должен проводиться по двум направлениям. Первое из них - необходимо получить и обработать достоверные статистические данные для построения указанных трех спектров. Каждый из трех спектров должен быть получен для текущего года и в динамике за обозримый прошедший интервал времени с годичным циклом. На основании обработки статистических данных о численности работников и выпускников ОПО требуется сформировать функции численности работников и выпускников в зависимости от номера укрупненной группы специальностей. Следующим этапом является построение одномерных массивов (матриц) полученных функций. Далее производится построение спектров и изучение их изменений на временном интервале.

Примерно такой же алгоритм используется при отслеживании траекторий выпускников ОПО предыдущих лет. Конечным итогом является построение базы данных о выпускниках, которые в дальнейшем должны быть введены для числовой обработки в программу, реализующую работу аналитической математической модели. Последняя призвана «вычислять» наиболее перспективные траектории карьерного роста для выпускников текущего года.

Возможность получения открытой информации предоставлена в доступных официальных источниках Правительства ХМАО, имеющихся на портале Интернет. Преимущество использования информации, систематизированной в одном источнике, заключается в уменьшении так называемой методической погрешности получения данных. Получение разрозненной информации из других источников: районных, городских центров занятости, методом опроса на предприятиях и т.п. увеличивает погрешность анализа в несколько раз. ЦСВ должен вплотную сотрудничать с общественными организациями и подразделениями ОПО, имеющими доступ к более точной информации о своих выпускни-

ках. Такой подход апробирован в Сургутском государственном университете на примере сотрудничества с Ассоциацией выпускников СурГУ, кафедры теории и методики профессионального образования, которая сумела наладить постоянную связь со многими преуспевающими выпускниками.

Мониторинг личностных качеств осуществляется с целью исследования возможности удовлетворить потребности работодателей, особенно представляющих небольшие фирмы и компании, где личность работника в тесном коллективе приобретает главную роль после профессиональных качеств работника. Мониторинг личностных качеств выпускника может осуществляться по результатам тестирования. Автор работы может сослаться на апробацию таких технологий в Центр «Гуманитарные технологии», созданном при Московском государственном университете. Пример подобных данных, имеющих значение для конкретного региона, представлены на рисунке 2. Результаты качественного мониторинга рынка труда, проведенного кадровыми агентствами различных территорий РФ, то есть не отнесенными к конкретной территории, представлены на рисунке 3.

Формирование спроса на выпускников конкретных направлений подготовки и специальностей, подчиняясь законам рыночных отношений, зависит как от общего социально-экономического положения в стране, так и от субъективных условий, складывающихся в отдельных административных образованиях. Таким образом, результаты мониторинга рынка труда и образовательных услуг позволяют скорректировать работу ЦСВ при формулировке ближайших целей:

- Цель №1: понять, какие специальности будут востребованы в ближайшее время и как корректировать планы приема (бакалавров, магистров, слушателей дополнительного профессионального образования), чтобы выпускать оптимальное количество нужных выпускников;

- Цель №2: создать такие качественные образовательные услуги в согласии с запросами рынка труда, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда, и, как следствие, формированию успешного имиджа вуза, стабильному потоку абитуриентов, дополнительным финансовым потокам, развитию вуза и удержанию преподавательского и научного состава: (фактически это продвижение культуры построения карьеры среди студентов и выпускников);

- Цель №3: привести в соответствие с запросами рынка деятельность и спектр услуг ЦСВ;

- Цель №4: введения образовательных программ для обучения специалистов ОПО, и выпускников для адаптации последних к требованиям рынка труда. Обучающие программы могут реализоваться в виде постоянно или периодически действующих семинаров, практических занятий, деловых игр или дискуссий.

Очевидно, что оптимальным решением этой проблемы может стать эффективное участие профессорско-преподавательского состава при осуществлении образовательных программ, основными темами которых должны быть:

- разработка принципов и методологии исследования рынка труда с учетом специфики развития экономики региона;

- организация работы ЦСВ организаций профессионального образования;

- организация сотрудничества с городским бюро по трудоустройству и другими заинтересованными органами, занимающимися вопросами анализа и прогнозирования потребности в специалистах;

- установление партнерских связей с организациями различных форм собственности, проведение анализа тенденций и развития с точки зрения кадрового потенциала, выявление текущего и стратегического прогнозирования потребностей в специалистах;

- организация и проведение мероприятий с участием представителей промышленных и деловых кругов с выработкой общей стратегии в адаптации системы подготовки специалистов к требованиям рынка;

- разработка и внедрение информационных систем с использованием компьютерных технологий для формирования базы данных о запросах рынка труда;

- разработка принципов взаимодействия «вуз - предприятие» (объединение предприятий) с целью активного воздействия на кадровую политику предприятия региона для решения поставленных задач на уровне современных требований.

Рисунок 2 - Результаты мониторинга личных качеств выпускников (по результатам опроса кадровых агентств и ЦСВ вузов, Центра «Гуманитарные технологии»)

- Кадровое агентство

- ОВПО

Таблица 1- Личные качества выпускников

Креативность и нестандартность мышления (уникальность) 1

Умение продавать себя, проходить собеседование 2

Успешный опыт работы и поставленные трудовые навыки 3

Потенциал 4

Хорошие знания и образование 5

Рисунок 3 - Результаты качественного мониторинга рынка труда по ответам на вопрос: «Какие профессии наиболее востребованы рынком на сегодняшний день?»

Таблица 2- Сфера деятельности

Сфера деятельности Сфера деятельности

Управленческие УПР

Творческие ТВОР

Экономические ЭКМ

Естественнонаучное ЕСТН

Гуманитарное ГУМ

Физико-математические ФМ

Технические и технологические ТЕХ

Социальные СОЦ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ермолаев В.В. Взаимодействие центров занятости населения с образовательными учреждениями по профессиональному обучению безработных граждан / В. В. Ермолаев // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докл. 2-й. Всеросс. научно-практ. Интернет-конф. -ПетрГУ. - Петрозаводск, 2004. - 248 с.

2. Плакидин А.Д. Профориентационные и психологические технологии в деятельности территориального центра профессиональной ориентации молодежи / А.Д. Плакидин // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докл. 2-й. Всеросс. научно-практ. Интернет-конф. - ПетрГУ.

- Петрозаводск, 2004. - 248 с.

3. Илясов Е.П. Организационные и методические основы создания и функционирования государственной системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования / Е.П. Илясов. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

4. Хохлов А. Проектно-ориентированный университет / А. Хохлов, Р. Стронгин, А. Грудзинский // Высшее образование в России. - 2002. - № 2. - С. 35-40.

5. Стронгин Р.Г. Взаимодействие с работодателями. Интегрирующая роль университета / Р.Г. Стронгин, С.Н. Гурбатов, А.В. Петров. - Н. Новгород, 2007. - 235 с.

6. Е.П. Илясов Организационные и методические основы создания и функционирования государственной системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования / Под общ. Ред. Б.А. Сазонова. - М.: НИИВО, 2004. -40 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 7).

7. Пузанков Д.В. Стратегический менеджмент

- ключ к динамическому развитию современного вуза / Д.В. Пузанков, В.М. Кутузов, В.М. Рябов, А.М. Мамонтов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 4. - С. 20-27.

8. Пузанков Д.В. Стратегический менеджмент в техническом университете / Д.В. Пузанков, В.М. Кутузов, В.М. Рябов, А.М. Мамонтов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 40-52.

9. Илясов Е.П. Трудоустройство выпускников - задача учреждений профессионального образования / Е.П. Илясов // Высшее образование в России. - 2004. - № 2.

- С. 84-93.

10. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004.

- № 8. - С. 26-31.

11. Мануйлов В. Модели / В. Мануйлов, И. Федоров // Высшее образование в России. 2004. - № 2. - С. 46-53.

12. Калмазан А. В. Мониторинг образовательного процесса как фактор повышения качества в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 4. С. 175180.

13. Шумилова О.Н. Мониторинг рынка труда как условие формирования эффективного имиджа вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 153-156.

14. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.

15. Сысоева Ю.Ю. Рейтинг эффективности работы вузов как показатель их конкурентоспособности // Вестник НГИЭИ. 2013. № 11 (30). С. 98-102.

16. Щербакова О.Ю. Вопросы взаимодействия потребностей кадрового потенциала региона и спроса рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 207-209.

17. Левина А.П. Формирование рынка труда выпускников вузов в условиях моноструктурной экономики:

социологический аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 46-49.

18. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

19. Сысоева Ю.Ю. Выбор стратегии управления вузом в условиях динамичной внешней среды // Вестник НГИЭИ. 2012. № 1. С. 141-150.

20. Хоменко А.Д. Тенденции конъюнктуры рынка образовательных услуг высших учебных заведений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 28-31.

21. Колодкина Н.Н., Сутягина Н.И. Применение метода наименьших квадратов в моделировании спроса и предложения на рынке образовательных услуг // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 157-161.

22. Лашманова В.Ф. О введении единицы измерения качества образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № С. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.