Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 59-62. УДК 371
в. Ф. л ашманов а
Образовательные услуги вуза и потребности рынка труда
В данной работе показано, что решение проблемы трудоустройства выпускников в современных условиях становится самым главным условием выживаемости высшего учебного заведения и престижности образования по региону. В вузах России к настоящему времени сложилось несколько точек зрения на возможные направления модернизации системы профессионального образования в плане подготовки востребованного специалиста.
В качестве основных направлений выделены следующие виды деятельности: 1) создание внутривузовских центров дополнительного образования студентов; 2) реализация концепции стратегического менеджмента; 3) создание и реализация моделей подготовки востребованного специалиста; 4) создание и реализация моделей дистанционного и послевузовского образования; 5) организация маркетинговой работы вуза; 6) налаживание социального партнерства: работодатель - государственные службы занятости - система кадрового обеспечения.
Ключевые слова: качество образования, трудоустройство выпускников, компетенция, прогноз, управление, специалист, образовательный стандарт, задача, экономическое направление, инновационная деятельность
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 59-62.
V. F. Lashmanova
Educational services of the University and labor market needs
It is shown, that the solution of the problem of employing graduates in modern conditions becomes the most important condition for the survival of a higher educational institution and the prestige of education in the region. There are several points In the Russian universities of view on possible areas of modernization of the vocational education system in terms of training a sought-after specialist.
The following activities were identified as the main directions: 1) creation of in-university centers for additional education for students; 2) implementation of the concept of strategic management; 3) creating and implementing models for the training of a sought-after specialist; 4) creation and realization of models of distance and postgraduate education; 5) organization of marketing work of the university; 6) establishment of social partnership: employer - public employment services - personnel supply system.
Keywords: quality of education, employment of graduates, competence, forecast, management, specialist, educational standard, task, economic direction, innovative activity.
истема высшего профессионального обра/ зования, как любая самосогласованная си-V__<- стема должна постоянно реформироваться, отвечая вызовам времени и изменяющимся внешним условиям с одной стороны и разрешая внутренние противоречия - с другой. Разумное сочетание возможных в регионе видов деятельности позволит построить гибкую внутривузов-скую систему профессионального образования, способную успешно решать текущие проблемы трудоустройства выпускников вуза.
Решение проблемы востребованности выпускника вуза связано с экономическим ростом общества, расширением масштабов производства и увеличением объема знаний, используемых в промышленном производстве. В экономически развитых странах руководители предприятий треть своих инвестиций вкладывают в основанный на знаниях нематериальный капитал, а именно - в профессиональное образование кадров, НИОКР, патенты, лицензирование и маркетинг. Проблему безработицы и не востребованность своих выпускников ведущие европейские вузы увязывают с проблемами качества образования. В работе [1] отмечается, что в условиях рыночной экономики, бурного и несбалансированного развития отдельных стран потребности международного рынка труда могут стремительно меняться и их не удается точно спрогнозировать. Следствием этого является наличие безработицы, потеря привлекательности образования и снижение качества профессиональной подготовки. Эксперты Комиссии Европейского Союза пришли к выводу, что «... без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики» [1].
Курс на модернизацию российского высшего профессионального образования породил множество подходов и точек зрения на проблему трудоустройства выпускников вузов. В работе [2] сформулированы главные принципы модернизации, видимые автором в построении системы, на которой должен строиться учебный процесс. Система подразумевает тесную интеграцию учебного процесса, науки и производства, сохранение триады: «вуз - базовое предприятие -базовая кафедра». Схема реализации триады такова: Академия наук, предприятие, отраслевой институт или фирма создают базовую кафедру. Ее возглавляет первое лицо НИИ или предприятия. Ведущие специалисты базовых предприятий являются доцентами, профессорами, ассистентами такой кафедры. Студенты постепенно погружаются в реальную производственную жизнь той организации, в которой им предстоит работать. По мнению автора работы [2], может быть удастся найти новые формы в виде производственных договоров между студентами, предприятием и вузом. Это должно быть составной частью реформы, органично вписываться в
эволюцию системы высшего образования. Говоря о реформе, нужно прежде всего говорить о связи высшего образования и тех предприятий, которым студенты нужны в качестве специалистов. В работе [2] отмечается также, что все время перестраиваться в организации учебного процесса - неэффективно и невозможно.
Становление рыночных отношений в российской экономике, разрыв устоявшихся экономических связей обусловили формирование региональных рынков труда, предъявляющих новые требования к высшему профессиональному образованию. Во многих регионах страны возник избыток специалистов по отдельным отраслям производства за счет появления негосударственных вузов и сверхпланового платного обучения в государственных вузах. С середины 90-х годов подготовка специалистов стала зависеть от потребностей рынка труда и определяться не нуждами отраслей, а приоритетами развития каждого региона. Вот почему, что единой стратегии для всех вузов России быть не может в силу особенностей каждого отдельного региона. В связи с этим особо актуальным стал вопрос трудоустройства выпускников профильных вузов по полученным специальностям. В России рыночные механизмы регулирования занятости не заработали. Базы данных по вакансиям в сети Интернет еще только формировались, так что обеспечить массовое трудоустройство выпускников по всей территории России было затруднительно. Выход виделся в совместной деятельности Министерства образования и Министерства труда. Так, в соответствии с совместным приказом министра образования РФ и министра труда и социального развития РФ от 04.10.1999 г. № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда» была разработана «Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования».
Поведение вуза в условиях модернизации системы образования, колебаний темпов экономического развития определяется следующими факторами:
- ситуация на рынке образовательных услуг стимулирует поиск устойчивых конкурентных позиций;
- предприятия и организации начинают формировать заказ на выпускников технических университетов и готовы выделять средства для подготовки «заказных» специалистов;
- образование взрослых становится одним из перспективных направлений деятельности вузов;
- возрожденное государственное задание на подготовку специалистов предполагает конкурсный отбор вузов-претендентов на его выполнение.
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
Современный вуз должен быть развернут к экономическим реалиям общества, потребностям рынка и ориентирован на постоянный поиск новых форм устойчивого развития. При этом особое внимание нужно уделять совершенствованию управления системой образования на всех ее уровнях, включая планирование развития и эффективное использование ресурсов. Специалисты настаивают на необходимости стратегического подхода к управлению вузом.
В работе [3] сделан анализ занятости выпускников российских учреждений высшего профессионального образования. Автором [3] высказывается озабоченность в связи с ситуацией по использованию одного из главных ресурсов России, ее интеллектуального потенциала.
По информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, положение молодежи на рынке труда характеризуется ее экономической активностью, т.е. желанием и способностью к труду, различным видам деятельности (учебе, работе и т.д.). Но при этом значительная часть выпускников вузов трудоустраивается с потерей квалификации, а многие (особенно в регионах с кризисным положением в промышленности) не трудоустраиваются вообще.
Мониторинг, по данным Минобрнауки, показал, что количество выпускников российских вузов растет, трудоустроившихся после окончания учебы в 2013 г. составляет 75% [4]. И показатель уровня безработицы среди выпускников вузов растет, о чем свидетельствуют данные Российского статистического ежегодника за 2015 г.: с 20,5% в 2000 г до 26,7% в 2014 г. Общая численность безработных с высшим образованием выросла с 13,3% в 2000г. до 18,2% в 2014 г. и продолжает расти [5].
Молодежь работает практически во всех отраслях экономики, но наибольший интерес у нее вызывают (по данным Росстата) такие сферы как оптовая и розничная торговля 29,2%; строительство 24,5%; здравоохранение 15,6%; образование 16,2%; операции с недвижимым имуществом 23,8%; финансовая деятельность 34,4%; транспорт и связь 22,2%; гостиницы и рестораны 31,1%; сельское хозяйство, рыболовство 18,3%; производство и распределение электроэнергии 16,2%; в остальных отраслях 20-23%.
По информации Минобрнауки России в настоящее время действует свыше 300 организаций и учреждений, занимающихся вопросами занятости молодежи по линии Минобразования России. Работают молодежные биржи труда, центры трудоустройства в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, штабы студенческих отрядов кадровые агентства при органах по делам молодежи субъектов Федерации и другие.
Значительные проблемы с занятостью молодежи вызваны тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда происходят существенные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Спрос зачастую оказывается не согласованным с предложением. В соответствии с закономерностями развития постиндустриального общества усиливается потребность в специалистах для постоянно возникающих новых специальностей.
Таким образом, бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого специалиста по конкретной специальности, затрачиваются с крайне низкой эффективностью: экономика региона не получает необходимых специалистов; выпускники образовательных учреждений вынуждены переучиваться с учетом рынка труда; образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, уже не пользующимся спросом на рынке труда. Необходимо отметить, что в настоящее время очень часто спрос населения на специальности, получаемые в вузе, не соответствует спросу рынка труда. Иными словами, популярность некоторых специальностей у абитуриентов не соответствует конъюнктуре востребованных специальностей. Вуз оказывается перед дилеммой: отказаться от обучения студентов на бюджетной и платной основе или продолжать готовить специалистов, заведомо не востребованных в общественном производстве. С упразднением системы государственного распределения учебные заведения утратили информационную обратную связь и ответственность за подготовку «лишних» специалистов.
Нынешняя ситуация на рынке труда характеризуется с одной стороны снижением спроса на молодых специалистов, с другой - существенным ужесточением требований к их профессиональной подготовке, поэтому значительная часть выпускников учреждений высшего профессионального образования сталкивается с серьезными трудностями при трудоустройстве.
Молодые люди, получившие высшее образование, часто не имеют возможности применить свои знания, изучить особенности конкретных приложений своих знаний по специальности, что сказывается на их квалификации. В первую очередь это обусловлено тем, что информация о потребностях предприятий и организаций в трудовых ресурсах не систематизирована, а разбросана по разным источникам (периодическая печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости и т. д.). Примером тому служат всевозможные сообщения, валом идущие по различным информационным каналам: Интернет, e-mail переписке, радио, телевидению и т.д.
литература
1. Калмазан А. В. Мониторинг образовательного процесса как фактор повышения качества в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 4. С. 175-180.
2. Илясов Е.П. Организационные аспекты создания и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций, Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина) (Санкт-Петербург), 2014.
3. Степанов В.И. Проблемы обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2013. № 6. С. 27-30.
4. Подведены итоги мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов. URL:htt://минобрнауки.рф/новости/5864 (дата обращения: 17.05.2018).
5. Российский статистический ежегодник. 2015. М.,2015. (дата обращения: 17.05.2018).
1. Kalmazan A.V. Monitoring of the educational process as a factor of quality improvement in the system of additional vocational education. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2011. Issue. 4. pp. 175-180. (in Russian)
2. Ilyasov E.P. Organization al aspects of the creation and functioning of a system to promote the employment of graduates of educational organizations, Planning and provision of training for the industrial and economic complex of the region, St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI" named after V. I. Ulyanov (Lenin) (St. Petersburg), 2014. (in Russian)
3. Stepanov V.I. Problems of quality assurance of higher education in the framework of the Bologna Process. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2013. no. 6. pp. 27-30. (in Russian)
4. The results of monitoring the employment of graduates of Russian universities are summed up. Available at: http: //iminobrnauki. rf/news/5864 (accessed 17 May 2018). (in Russian)
5. Russian Statistical Yearbook. 2015. Moscow, 2015. (accessed 17 May 2018). (in Russian)
references
Информация об авторе
Лашманова Валентина Федоровна
(Россия, Сургут) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования. Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры E-mail: [email protected]
Information about the author
Lashmanova Valentina Fedorovna
(Russia, Surgut) Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy of Professional and Additional Education Surgut State University of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra E-mail: [email protected]