ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВОСТРЕБОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ЦЕНТРОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лашманова В.Ф.
Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
г. Сургут, Российская Федерация
Сформулирована проблема выбора показателей для оценки уровня подготовки студента. Показано, что основными приоритетами для работодателя являются его профессиональные компетенции, а общекультурные отступают на второй план. Окончательный вывод о качестве образования может быть сделан, спустя некоторый период после начала трудовой деятельности выпускника образовательного учреждения.
Показано, что состояние учебно-методической документации на кафедре мало влияет на качество образования. Указывается, что основными факторами повышения качества образования являются материально-техническая база вуза, состояние НИР и тесное сотрудничество с работодателями. Они позволяют внедрять инновационные достижения науки в учебный процесс.
Ключевые слова: качество образования; компетенция; рабочий план; образовательный стандарт; модель; прогноз; управление; анализ.
BUILDING THE MODEL OF A DEMANDED SPECIALIST BY THE CENTER OF SECOND EXTRA EDUCATION
Lashmanova V.F.
Surgut State University of Khmao-Ugra, Surgut, Russian Federation
The problem of a choice of indicators for an assessment of level of training of the student is formulated. It is shown that the main priorities for the employer are his professional competences, and common cultural pale into insignificance. The conclusion can be drawn on quality of education, later some period after the beginning ofwork of the graduate ofeducational institution.
It is shown that the condition of educational and methodical documentation on chair influences quality of education a little. It is specified that major factors of improvement of quality of education are the material base of higher education institution, a condition of research activity and close cooperation with employers. They allow to introduce innovative achievements of science in educational process.
Keywords: Quality of education; competence; working plan; standard of education; model; prognosis; control; analysis; decision.
Термины «модель специалиста», «модель системы образования», «модель деятельности», «модель целевой контрактной подготовки специалистов» и др. в последние годы стали часто употребляемыми в связи с модернизацией всей системы образования в России. Под моделью любой из составляющих образовательного процесса понимают совокупность требований и условий, необходимых для реализации учебного процесса и получения качественного продукта — востребованного, высококвалифицированного специалиста.
Принципиальные изменения в экономике, обусловленные возрастающей ролью знаний, революцией в информационных технологиях, становлением рынка труда, а также политическими переменами, диктуют новые требования к специалистам. Среди наиболее важных из них:
- умение использовать приобретаемые знания в инновационных технологиях;
- умение пользоваться современными информационными технологиями;
- обладание мотивацией к обучению и самообразованию;
- обладание навыками научно-исследовательской работы;
- адаптация к переменам, обладание коммуникативными способностями.
Перечисленные требования должны развиваться в учебном процессе, реализованном в
учебных планах, программах, дидактических материалах, методах и средствах обучения. Современные учебные планы должны:
- обеспечивать возможность специализации в широких областях, закладывать предпосылки для повышения квалификации в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда;
- содержать знания, востребованные как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда;
- обеспечивать подготовку специалистов как по стратегическим направлениям, так и в соответствии с текущими потребностями;
- сочетать фундаментальную и инновационную подготовку.
Модель специалиста, согласно определению автора работы [3, с. 27] - это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает. Модели позволяют отличать одного специалиста от другого, а также уровни (качества) подготовки специалистов одного и того же типа. Модель выступает системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе. Автор работы [2, с. 46] выделяет 5 типов моделей специалистов по видам интегрированных программ. Классификация типов моделей, принятая в работе [2, с. 50], отличается конкретностью и целевой прикладной направленностью. Модель № 1 - подготовка специалистов по интегрированным образовательно-производственным про-
граммам. Модель предполагает достижение наиболее развитых связей учебного заведения и предприятия-работодателя. Она рассчитана на максимальную адаптацию молодого специалиста к конкретному производству. Модель № 2 - интегрированная программа на основе государственного, регионального, муниципального или отраслевого заказа. Модель этого типа реализуется на основе конкурсного отбора абитуриентов с учетом заинтересованности студентов в трудоустройстве, обеспеченном госзаказом. В соответствии с этим формируются учебные программы: закладываются недельная учебно-аудиторная нагрузка, целевая тематика курсовых и дипломных работ, специализированная подготовка на базе заказчика и т.д. Модель № 3 - интегрированная программа с включением курсовых работ и проектов, всех видов практик и дипломных разработок по заданиям заказчика специалистов. Программы модели № 3 формируются на период специальной подготовки для заказчиков с ограниченными финансовыми ресурсами. Модель № 4 - интегрированная программа целевой подготовки с элементами международного сотрудничества. Программа предусматривает совмещение академической подготовки с практической подготовкой студентов за рубежом. Модель № 5 - интегрированная программа образовательной, научной и инновационной деятельности студентов. Эта модель рассчитана на обеспечение кадрами научно-производственных объединений, отраслевых НИИ, инновационных структур. Программа отличается наличием дисциплин, способствующих развитию исследовательской и инновационной деятельности.
Очевидно, что в условиях конкретного региона модель востребованного специалиста должна сочетать в себе отдельные элементы перечисленных типов моделей. Необходимо строить несколько моделей, их разнообразие и востребованность каждой из них должна оперативно определяться результатами мониторинга рынка труда и образовательных услуг на текущий и не очень долгосрочный период (2-3 года). Минимальная длительность периода мониторинга обусловлена с одной стороны - изменяющейся конъюнктурой рынка (реорганизаций производств в регионе, сокращением или расширением числа рабочих мест, изменением условий использования рабочей силы вахтовым методом и т.д.), а с другой - длительностью цикла общеобразовательных дисциплин, определяемых государственным стандартом. Востребованность в наиболее распространенных специальностях в нефтегазовом и энергетическом секторах, жилищно-коммунальном хозяйстве, предприятий связи и транспорта, медицинских организациях и организациях образования определяет совокупность моделей специалистов, которых должны готовить вузы региона.
Функции службы востребованности специалиста. Центр дополнительного профессионального образования состоит из службы востребованности и качества специалиста (СВКС) и службы организации учебного процесса (СОУП). СВКС предназначена для анализа инфор-
мации, поступающей из ИАЦ с целью выработки некой модели «портрета» специалиста, который необходим на рынке труда на данный промежуток времени. Таких моделей может быть несколько в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка. Служба СВКС определяет самые важные и необходимые параметры в перечне профессиональных возможностей выпускника. СВКС взаимодействует с СОУП, которая вырабатывает рекомендательные предложения для их учета в учебный план. Предложения разрабатываются таким образом, чтобы «встроить» в учебный процесс соответствующие дисциплины для получения студентом дополнительных специальностей.
Предполагается, что на основании прохождения дополнительного образования, рекомендованного СОУП, выпускник получит документ о дополнительном профессиональном образовании и получении специальности из перечня лицензированных специальностей, которыми располагает вуз.
С целью обеспечения качества образования (подготовки) специалиста ЦДПО привлекает для аналитической работы специалистов кафедр. В разработанной модуляризованной схеме управления вузом функции службы востребованности специалиста включают в себя:
— формирование моделей востребованных специалистов;
— выделение совокупности профессионально-образовательных модулей, необходимых для описания всех моделей востребованных специалистов;
— отслеживание адекватности модели требованиям рынка труда;
— коррекция моделей;
— связь с вузами, совместная корректировка перечня специальностей.
В первой из перечисленных функций особое значение имеет оперативность изменения текущих моделей и точность в их определении. Успех в выполнении второй функции зависит от величины набора лицензированных специальностей, которыми обладает вуз. Третья функция заключается в оценке точности прогнозов относительно востребованности той или иной специальности и соответствия качества подготовки специалиста. Отслеживание адекватности модели требованиям рынка труда основывается на текущих результатах мониторинга, проводимого другим подразделением вуза — ЦСВ. Четвертая функция заключается в оперативном изменении учебных планов, курсов переподготовки и т.п. с целью «подстраивания» модели специалиста под текущие требования рынка труда. Пятая функция является необходимым элементом при долгосрочном планировании образовательной деятельности вузов округа. Она позволит исключить «пересечения» направлений подготовки специалистов и регулировать отношения вузов на рынке образовательных услуг.
Важным направлением работы службы востребованности специалиста является стимулирующее взаимодействие с ректоратом и подразделениями вуза с целью организации иннова-
ционной деятельности. Опыт работы других вузов показывает, что одно малое предприятие численностью от 5 до 20 человек имеет возможность принимать на работу от трех до пяти молодых специалистов в год с учетом текучести кадров и расширения производственных мощностей. Развитая сеть малых предприятий при высшем учебном заведении позволяет увеличить указанную цифру на порядок. Кроме того, работая сразу после окончания вуза по специальности, выпускник имеет возможность набрать опыт для своего дальнейшего карьерного роста.
Функции службы востребованности и качества специалиста. Служба качества подготовки специалиста (СКПС) разрабатывает и постоянно совершенствует методику оценки качества обучения. В критерии, определяющие уровень (рейтинг) подготовки специалиста входят:
- аттестационные оценки студента по результатам экзаменационных сессий;
— результаты производственных практик, оцененные специалистами из производственных предприятий;
— результаты научно-исследовательской деятельности с учетом публикаций и т.д.;
- участие и победы в профессиональных конкурсах, соревнованиях и т.д.
Особое влияние на качество образования оказывает материально-техническая база вуза, и состояние НИР, позволяющие внедрять инновационные достижения науки в учебный процесс [1,с. 22].
В разработанной в данной работе модуляризованной схеме управления вузом функции службы качества специалиста включают в себя: осуществление поиска сочетаний модулей; организация взаимодействия профессионально-образовательных модулей; выработка рекомендательных предложений по «встраиванию» модулей в учебный план; осуществление контрольных функций.
Служба востребованности и качества специалиста работает в тесном контакте с другими подразделениями вуза: учебно-методическим отделом, отделом магистратуры и экстернатуры, информационно-аналитическим центром (ИАЦ), научным отделом и аспирантурой, кафедрами.
Функции службы организации учебного процесса. Служба СВКС определяет самые важные и необходимые параметры в перечне профессиональных возможностей выпускника. СВКС взаимодействует с СОУП, которая вырабатывает рекомендательные предложения для их учета в учебный план.
СОУП организует взаимодействие стандартизованных модулей. Стандартизованный профессионально-образовательный модуль - автономная, содержательно-организационная образовательная единица. Она представляет собой совокупность учебных планов, удовлетворяющих требованиям государственного стандарта для данной специальности. В рамках вуза организационная часть стандартизованного модуля обеспечивается научно-педагогическим
потенциалом только одной кафедры или учебного подразделения (лаборатории). Укрупнение модуля путем привлечения других кафедр или подразделений нецелесообразно ввиду того, что в этом случае стирается специализированная направленность стандартного модуля. Таким образом, происходит автоматическая привязка профессионально-образовательных модулей к организационной структуре вуза.
Служба организации учебного процесса производит поиск возможных и необходимых сочетаний модулей с тем, чтобы построить наиболее подходящую модель будущего специалиста, наиболее востребованного на рынке труда. Затем разрабатываются конкретные предложения таким образом, чтобы «встроить» в учебный процесс соответствующие дисциплины для получения студентом дополнительных специальностей. Наиболее очевидный способ построения «мозаичной» модели специалиста показан на рис. 1. На схеме показан один из возможных вариантов взаимодействия между собой стандартизованных модулей. Например, на рынке труда в ближайший краткосрочный период требуются специалисты инженерного профиля, обладающие необходимым минимумом экономических знаний, способные ориентироваться в трудовом законодательстве. В этом случае СОУП без ущерба учебным планам и в полном соответствии с государственным стандартом организовывает такое взаимодействие стандартизованных модулей, при котором студент получает дополнительное образование в области менеджмента, бухгалтерского учета, государственного права и т. д.
Служба организации учебного процесса работает в тесном контакте с ЦСВУПО, службой востребованности и качества специалиста, кафедрами и стратегическими партнерами. Такое взаимодействие позволяет службе организации учебного процесса сформировать минимальный набор модулей для реализации образовательного процесса в целях подготовки востребованного специалиста. Структурная схема работы службы организации учебного процесса представлена на рис. 2.
Резюмируя, функции службы организации учебного процесса можно сформулировать следующим образом:
1) согласование модели востребованного специалиста с базовыми учебными планами;
2) организация учебного процесса дополнительного профессионального образования для реализации модели востребованного специалиста набором профессионально-образовательных модулей.
3) оценка трудозатрат по организации учебного процесса ДПО;
4) осуществление контроля за выполнением учебного процесса ДПО;
Работа служб востребованности специалиста, качества специалиста и организации учебного процесса осуществляется в контакте с ЦСВ.
Рис. 1. Пример взаимодействия профессионально-образовательных модулей
в модульной «мозаике»
Рис. 2. Структурная схема работы службы организации учебного процесса
Список литературы
1. Лашманова В.Ф. О введении единицы измерения качества образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № С. 20-25.
2. Мануйлов В. Модели / В. Мануйлов, И. Федоров // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 46-53.
3. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.