ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1УДК 378.046.4 ББК 74.48
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Д. А. Гусев, О. В. Флеров
Аннотация. В статье демонстрируются механизмы влияния основных факторов развития дополнительного профессионального образования на функционирование данной образовательной системы. При этом проходит четкое разделение между двумя группами факторов: внешними (социальные, культурно-образовательные, демографические) и внутренние, которые представляют собой организационно-педагогические условия, непосредственно связанные с учебным процессом. Именно они являются гранью взаимосвязи собственно педагогического процесса со столь обсуждаемыми сегодня проблемами управления образованием. Последние, в свою очередь, взаимосвязаны с проблемами общества как внешней среды, где между организациями дополнительного профессионального образования сегодня проходит конкуренция в условиях коммерциализации образовательных учреждений и рынка образовательных услуг, которые они предоставляют.
Хотя многие проблемы в статье носят постановочный характер, ее новизна состоит в том, что они показаны во взаимосвязи в междисциплинарном контексте и могут дать пищу для размышлений и материал для более глубоких исследований по данной проблематике.
Ключевые слова: образование взрослых, экономика образования, экономическая ситуация, рынок труда, демография, организационно-педагогические условия, образовательная услуга.
Abstract. The article demonstrates mechanisms of main factors influencing the development of the system of continuing professional education. The authors clearly differentiate two groups of factors: external (social, cultural, demographic) and internal that are organizational pedagogical conditions immediately connected with educational process. They are the verge of interconnection of pedagogical process itself and educational management issues so popular nowadays. The latter in their turn are connected with the problems of society as an outer space where educational organizations compete under commercialization and educational services market.
Though many problems are only raised, its novelty consists in interconnecting them in an interdisciplinary context, so they can give food for thought and material for deeper researches in this matter.
Keywords: adults education, economics of education, economic situation, labor market, demography, organizational and pedagogical conditions, educational service.
CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN SOCIAL SPACE OF MODERN RUSSIA
D. A. Gusev, O. V. Flerov
Сегодня вектор исследований в области профессионального образования постепенно переходит от высшей школы к дополнительному профессиональному образованию (далее - ДПО). Все более очевидным становится то, что, каким бы эффективным ни было обучение в вузе, быстро изменяющиеся технологии требуют постоянной актуализации знаний, что вовлекает в образование не только становящиеся, но и уже зрелые, профессионально реализовавшиеся личности. Занятость и социальная активность взрослых людей диктует особый подход не только к методикам их обучения, но и к анализу ДПО как системы. Эти проблемы обусловлены особенностями развития современного общества, причем не только профессиональными, но и культурными.
Сейчас все большую популярность набирают междисциплинарные исследования проблем образования. Это можно объяснить тем, что образование, являясь важнейшим социальным институтом, зависит от очень многих непедагогических факторов и условий развития современного общества. Одной из групп таких условий являются социально-экономические.
Изучение ДПО в экономической парадигме актуализируется ввиду следующих причин:
1) коммерциализация образовательных систем в условиях рыночных отношений;
2) развитие исследований в таких междисциплинарных направлениях, как «экономика образования», «управление знаниями», «менеджмент в образовании» и пр.;
3) переход к инновационной экономике (экономике знаний), где знания и компетенции людей представляют основу формирования интеллектуального капитала.
Несмотря на то, что термин «экономика знаний» был введен Ф. Махлупом еще в 1962 г. применительно к одному из секторов экономики, сегодня этот термин используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста [1].
Экономическое осмысление ДПО в отличие от философско-гуманитарного носит ярко выраженный практический характер. Оно направлено в первую очередь на повышение эффективности функционирования образовательных учреждений, реализующих дополнительные профессиональные программы.
Именно инновационность и экономическая эффективность в наше время позиционируются как основные принципы развития таких образовательных организаций и их отдельных структур.
Важно отметить и то, что с экономической точки зрения образование рассматривается как услуга, и понятие «образовательные услуги» все прочнее входит в обиход, хотя педагогической общественностью воспринимается весьма неоднозначно, возможно потому, что в педагогике традиционно принято говорить об образовании как о социальной ценности, коммерческая же парадигма является для нас достаточно новой и непривычной. Кроме того, нельзя не признать, что экономическая эффективность образования далеко не всегда эквивалентны. С другой стороны, противоречия подобного рода служат стимулом как для теоретических исследований ДПО, так и для практической выработки идей и мер, направленных на решение конкретных экономико-педагогических задач и развития данного вида образования в целом.
Тем не менее из всех видов образования, существующих в нашей стране сегодня, ДПО-лучше всего можно рассматривать как услугу ввиду того, что оно юридически необязательно и ориентировано на взрослых, экономически активных людей, осознанно подходящих к своему образовательному выбору.
Специфика образовательных услуг проявляется как в сочетании их традиционных характеристик, отличающих их от товаров (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость), так и особых специфических черт (активное участи потребителя, отложенные ожидания результата, социальная потребность в образовании) [2].
Еще одним важным аспектом изучения ДПО в экономическом разрезе является рассмотрение образования как составной части интеллектуального и капитала организации, качественного показателя ее человеческих ресурсов.
Здесь можно говорить и о финансовой стороне ДПО (образование как вложение в будущее, окупаемость образования и пр.).
Важным представляется также и экономико-управленческое осмысление ДПО, то есть особенности менеджмента в соответствующих образовательных учреждениях.
Социально-экономическая сторона и факторы функционирования ДПО представляются первоочередными, поскольку именно решение проблем развития системы, возникающих в данном поле и в данных условиях, и есть, по сути, залог успешного образовательного менеджмента в данной сфере.
О взаимосвязи данных факторов и их связи с педагогикой ДПО пишет, в частности, Н. Е. Смо-льянинов. По его мнению, модель управления в системе ДПО строится на основе интеграции трех подходов: социально-экономического, образовательного (собственно педагогического)и административно-управленческого [3, с. 10].
Рассмотрим ниже экономические (социально-экономическую и административно-управленческую) стороны данной образовательной системы по отдельности.
Ю. С. Тюнников и М. А. Мазниченко в своем исследовании [4, с. 13-41] обозначают следующие основные аспекты социально-экономической стороны ДПО: 1) собственно экономический, 2) состояние рынка труда, 3) демографический, 4) культурно-образовательный, 5) научно-технический. По мнению исследователей, эти аспекты являются составляющими детерминантного контекста существования и развития ДПО в стране.
Экономический контекст развития системы ДПО определяется, с одной стороны, глобальными экономическими тенденциями, участником которых является Россия, а с другой - конкретными экономическими трудностями, которые испытывает отечественная экономика в настоящий момент.
К первым следует отнести переход страны к рыночным отношениям, к постиндустриальному обществу и к инновационной экономике. К последним относятся рост инфляции, снижение реальных доходов населения и, как следствие, уменьшение покупательской способности, замедление роста ВВП и темпов роста в различных отраслях, сокращения персонала, премий, зарплат, рост безработицы.
С одной стороны, в подобных условиях учреждения вынуждены сокращать расходы, а с другой - инновационная экономика диктует необходимость не просто в высококвалифицированных кадрах, но и в актуализации их знаний для наукоемких технологий и производства.
Тем не менее всем конкуренцию объективно не выдержать все равно. Как отмечают в своей ра-
боте О. И. Хомутов и А. В. Тюняев, сегодня наблюдается явное и скрытое высвобождение персонала [5]. Разумеется, необходимы меры по социальной поддержке безработных и малообеспеченных. В этом большую роль должна играть система ДПО, поскольку, находясь в сложной финансовой ситуации, человек вряд ли готов получать еще основное образование, затрачивая как минимум несколько лет и достаточно большие средства.
В условиях экономического спада в ДПО могут быть заинтересованы и те, кто имеет относительно стабильную работу. Дело в том, что некоторым специалистам в условиях объективно меньшей востребованности их услуг придется сочетать несколько работ, чтобы сохранить свой материальный достаток.
Естественным эффектом экономического спада является объединение мелких предприятий в более крупные. Крупные компании часто реализуют ДПО собственными силами в виде корпоративного обучения персонала. Эти предприятия могут также создавать учебно-методические центры на базе вузов, что усилит взаимодействие высших учебных заведений с непосредственными работодателями и пойдет на пользу не только ДПО, но и профессиональному образованию в целом. Такие центры позволяют синергийно использовать ресурсы вуза (лицензия на ведение образовательной деятельности, преподавательский состав, учебно-лабораторная база и пр.) и предприятия (материально-техническая база предприятия, привлечение ведущих специалистов предприятия к образовательному процессу).
Богат потенциал ДПО и в плане реализации ознакомления граждан с основами частного предпринимательства и создания собственного дела, что также облегчит ситуацию на рынке труда. Этот момент тесно связан с такой глобальной тенденцией, как переход России к рыночной экономике, обозначенной в качестве детерминанты развития ДПО выше. Переход к рынку изменил социальный заказ: потребовал новых профессий, квалификаций, специальностей, а переход к постиндустриальному обществу заставляет учреждения ДПО уделять все больше внимания повышению квалификации и переподготовке специалистов в сфере услуг. В то же время и само ДПО стало услугой со своим рынком, и в таких условиях развиваться могут только те образовательные учреждения, которые реагируют на его спрос.
В условиях СССР повышение квалификации регламентировалось и финансировалось государством. Сегодня большинство предприятий основаны на частном капитале и полностью зависят от финансовых возможностей своих потребителей. Повышение квалификации происходит теперь за счет самих компаний, что выдвигает на первый план такой вопрос, как качество образования в ДПО. В целом даже в условиях спада компании готовы платить за обучение сотрудников, однако результатом этого обучения должностать реальное повышение профессионального уровня персонала, которое выльется в усиление конкурентоспособности фирмы, повышение производительности и пр. «Формальное» повышение квалификации для отчетности для бизнеса не выгодно и неприемлемо.
Более того, сами учреждения ДПО все больше зависят от своих потребителей, в этой связи популярность образовательных программ среди слушателей - залог успеха и основной фактор развития учреждения ДПО или структуры образовательного учреждения, реализующей данные программы.
Ситуация на рынке труда является в большей степени фактором развития ДПО. Рынок труда представляет собой фактически лакмусовую бумажку эффективности ДПО. Не отвергая важность внутренних психологических и социальных факторов развития личности, получающей дополнительное образование, основным преимуществом ДПО как формального образования все же является документальное официальное подтверждение квалификации.
Т. А. Половова и О. С. Баталова отмечают, что действие производителей данных образовательных услуг происходит одновременно на двух рынках: рынке этих услуг и рынке труда [6]. Действительно, с одной стороны, успех ДПО как услуги зависит от того, насколько востребованы документы о таком виде образования. Здесь присутствует противоречие между возрастающей важностью ДПО в общем социально-экономическом контексте и нормативно-правовой «девальвацией» дипломов о ДПО, которые теперь могут быть только установленного образца, а не государственного. С другой стороны, реальная востребованность дипломов о ДПО на рынке труда может нивелировать отсутствие у них государственного статуса. Популяризация ДПО и повы-
шение его статуса в том числе в глазах работодателей усложняется с появлением магистратуры как возможности тоже в довольно короткие сроки получить второй уровень высшего образования по узкоспециализированной программе с дипломом государственного образца, позволяющим в том числе, согласно ФГОС, заниматься управленческой деятельностью.
С другой стороны, сама необходимость получения дипломов о ДПО (особенно о профессиональной переподготовке) во многом также определяется конъюнктурой рынка труда, то есть ДПО и влияет на него, и одновременно от него зависит.
Ю. С. Тюнников и М. А. Мазниченко отмечают, что высокая конкуренция на рынке труда-может сделать востребованными образовательные программы, обучающие технологии поиска работы, трудоустройства, прохождения собеседования [4]. Представляется, что такие компетенции можно было бы формировать в каждой дополнительной профессиональной программе применительно к конкретной профессии, тем более что в программах высшего образования такие курсы пока отсутствуют.
Также следует отметить, что сегодняшняя ситуация на рынке труда, особенно представителей квалифицированных профессий, является несколько неоднозначной: наличие большого числа претендующих на вакансию отнюдь не гарантирует легкость подбора подходящего сотрудника, особенно по критериям, которые сегодня являются весьма жесткими, в том числе и в квалификационном плане.
Н. М. Блинов, В. В. Валентинов и С. В. Кондратьев отмечают, что «экономика страдает от двух, казалось бы, несовместимых болезней - безработицы и нехватки кадров нужной квалификации [7]. В этой связи подобные знания пригодятся не только соискателям, но и сотрудникам кадровой сферы, что открывает новые просторы для разработки уже узкоспециализированных программ ДПО в сфере кадрового менеджмента, управления персоналом, корпоративной психологии и пр.
Таким образом, конъюнктура рынка труда как фактор развития ДПО актуализирует такой аспект его анализа, как демографический. Особенностью современной демографической ситуации является общее старение населения и снижение количества трудоспособного населения. ДПО может помочь реализовать такой ресурс, как трудоспособ-
ное население, не обладающее конкурентоспособностью на рынке труда. К ним можно отнести одиноких и многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, выпускников, впервые ищущих работу, граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после рождения ребенка, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей и пр.
Однако количественные характеристики населения не полностью отражают социально-экономическую ситуацию и не дают полного представления о роли ДПО в ней. Еще более важными представляются его качественные характеристики. Сегодня проблема заключается во многом в падении этих качественных характеристик по таким индикаторам, как здоровье (физическое, социальное, психическое), интеллектуальный и профессиональный потенциал и духовно-нравственные ценности и ориентации.
В этом контексте для экономики ДПО важным является культурно-образовательный аспект анализа. Эта сторона социально-экономической жизни страны представляет по своей сути образовательный и профессиональный фон, на котором четко видны и образовательные ценности, и мотивы населения.
Сегодня, несмотря на повышение спроса на высшее образование, наблюдается общее снижение культурно-образовательного уровня населения: люди стали меньше читать, посещать культурные учреждения и мероприятия и пр. Во многом это связано с тем, что культурно-образовательный уровень и интеллект не пропорциональны в нашем обществе материальному достатку, который в условиях капитализма является важнейшей составляющей статуса человека и во многом обуславливает его социально-экономические мотивы. Повышение культурно-образовательного уровня часто предстает, таким образом, личной инициативой человека, обусловленной внутренними факторами. Однако все равно в условиях большой занятости и озабоченности заработком денег многим людям найти на это время и мотивацию достаточно тяжело.
С одной стороны, это создает затруднения в развитии ДПО в плане его популяризации, а с другой - осознание важности собственного культурно-образовательного роста на общем фоне ведет людей в образовательное учреждение.
Снижение когнитивного интереса слушателей к повышению своего образовательного уровня существенно снижает результативность программ ДПО в плане их социальной значимости. Одной из наиболее существенных проблем ДПО является формальное отношение слушателей к участию в повышении квалификации и переподготовке. Действительно, иногда это необходимо для сохранения работы или для продвижения по службе, для повышения конкурентоспособности на рынке труда - то есть требования работодателей являются инструментами управления рынком ДПО как образовательной услуги. Тем не менее эти требования меняются, как и меняется конъюнктура рынка труда, в то время как культурная и духовная ценность образования остается неизменной. Представляется, что последнее способно обеспечить более устойчивую мотивацию взрослого населения к обучению по дополнительным профессиональным образовательным программам, тем более что карьерные факторы не могут быть значимы для тех групп персонала, чей уровень квалификации, например, объективно низок или для тех, кто планирует в скором времени завершать свою трудовую деятельность.
Мы привыкли увязывать культурно-образовательный уровень собственно с культурой (особенно для специалистов гуманитарных направлений), однако массовость информационных технологий в XXI в. заставляет считать научно-технический прогресс и соответствующие компетенции показателем и частью образовательного уровня любого человека в независимости от базового образования и рода деятельности.
Научно-технический аспект анализа ДПО актуален в первую очередь потому, что модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к изменению профессионально-квалифицированной структуры спроса на персонал. То есть и здесь мы видим взаимосвязь с рынком труда. В условиях ускоряющегося научно-технического прогресса работнику необходимо предоставить возможность широкого доступа к постоянному обновлению знаний и умений, качественной и консультациям профессионалов. Помимо этого огромные объемы информации, с которыми в современном мире сталкивается человек, требуют развития научно-исследовательских компетенций. Это возможно на основе взаимодействия ДПО с научно-
исследовательскими центрами, а также вовлечения учреждений и структур ДПО в научно-исследовательскую деятельность как в области образования взрослых в целом, так и в частнодидактиче-сих областях и в проведении прикладных исследований по заказу работодателей, что раскрывает инновационный потенциал ДПО.
Итак, мы видим, что социально-экономическое изучение ДПО позволяет не только оценить этот вид образования как услугу, но и имеет значение для разработки моделей организации работы соответствующих учреждений, что позволяет говорить уже об административно-управленческой стороне ДПО.
Первостепенной задачей в управлении ДПО является разработка стратегий развития образовательных учреждений для обеспечения их конкурентоспособности. С учетом того, что одной из основных тенденций развития профессионального образования в целом является сегодня коммерциализация, эти стратегии фактически являются бизнес-стратегиями и нацелены на обеспечение устойчивого развития учреждения ДПО в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности внешней экономической среды.
Опыт разработки стратегий развития организации в контексте учреждения ДПО обобщен Ю. П. Ольшанским [8, с. 92-117]. Формирование стратегии, по мнению исследователя, должно осуществляться в несколько следующих этапов.
1. Определение миссии учебного заведения. Миссией задаются основныеприоритеты деятельности учебного учреждения в долгосрочной перспективе, она направляет и стимулирует работу его руководства и сотрудников. Миссия должна формулироваться руководством Института на основе предложений сотрудников и преподавателей, а также рекомендаций профессиональных маркетинговых консультантов.
2. Формулирование видения. Видение -это одна из возможных формулировок ответа на вопрос, «чем и каким учреждение хочет стать в будущем». Видение, как и миссия, формулируется руководством на основе предложений преподавателей, сотрудников и профессиональных специалистов. При этом его необходимо довести до всех сотрудников Института через внутренние каналы (е-таП-рассылки, корпоративные издания, информационные стенды и т. д.), а
также до потенциальных обучающихся через интернет-сайт, плакаты, буклеты и пр.
3. Постановка стратегической цели. Стратегическая цель заключается в том, к чему конкретно стремится образовательная организация. Для некоммерческого образовательного учреждения решающее значение имеет стабильность и устойчивость работы, постоянное планомерное развитие и совершенствование всех ее элементов, повышение качества образовательных услуг, их практическая направленность и инновационный характер.
Стратегическая цель образовательного учреждения не может противоречить стратегической цели государства в области образования.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. [9] стратегическая цель образования обозначается как «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», при этом цель самой концептуальной программы - обеспечение необходимых условий для эффективного развития образования в данном направлении.
Помимо этого необходимо отметить, что стратегическая цель организации может быть только одна, а в рамках одной, главной, стратегической цели формулируются стратегические задачи, последовательное выполнение которых позволяет решить проблему.
4. Выявление и формулирование проблемы. В общем понимании проблема - это то, что мешает достижению цели. Научно и обоснованно сформулированная проблема позволяет почти наполовину выявить ее решение.Форму-лирование проблемы основано на анализе и осмыслении слабых сторон деятельности организации. Практическое исследование Ю. П. Ольшанского показало, что наиболее существенными типичными слабыми сторонами учреждения ДПО являются следующие.
1) недостатки стратегического управления; 2) слабость научного потенциала; 3) недостаточность дифференцированного охвата рынка услуг; 4) недостатки рекламной и РР-деятельности.
На основе метода синтеза основных недостатков и слабых сторон деятельности учреждения формулируется проблема, мешающая достижению стратегической цели.
5. Определение иформулировка стратегических задач для достижения стратегиче-
ской цели. Как правило, такими задачами являются следующие:
а) прогнозирование перспектив развития образования и определение спроса на различные образовательные услуги на краткосрочную и долгосрочную перспективу, разработка, регулярная корректировка стратегии, направленной на стабильное функционирование и планомерное развитие организации;
б) сегментирование рынка, выделение основных направлений подготовки, определение наиболее стратегически перспективного направления, позиционирование образовательных услуг в рамках основных целевых сегментов рынка и формирование комплекса маркетинга взаимодействия по каждому направлению подготовки и каждому сегменту рынка;
в) формирование качественных образовательных услуг на основе востребованных наукоемких, инновационных образовательных программ практической направленности;
г) обеспечение учебного процесса материальной базой, количественные и качественные характеристики которой отвечают требованиям потребителей и государственных органов контроля;
д) приведение организационной структуры и системы управления образовательным учреждением в соответствие с его миссией, стратегической целью и основными стратегическими задачами;
е) организация фундаментальных и прикладных научных исследований как базы подготовки аспирантов и качественных образовательных программ.
6. Определении локальной тактической цели в контексте выбранной стратегии. Такой целью может выступать постепенный (не скачкообразный) прирост дохода, сопровождающийся повышением качества образовательных услуг, их дифференциацией, диверсификацией деятельности организации, построения системы коммерческого и некоммерческого взаимодействия с потребителями, государственными органами, частными компаниями и общественными организациями.
7. Генерирование замысла. Основная идея, стратегический замысел, обеспечивающий достижение стратегической цели, вытекает из сформулированной проблемы и определяет основное направление решения стратегических задач.
В соответствии с поставленной целью, применительно к учреждению ДПО, стратегический замысел возможно формулировать следующим образом: выявить перспективные сегменты образовательного и смежных рынков, научных и учебно-методических работ, бизнес-консультирования, коммерческих, вспомогательных услуг; распределить ресурсы учреждения, эффективно обслуживая сегменты рынка, формировать при этом устойчивую систему некоммерческого и коммерческого взаимодействия с потребителями, государственными и общественными организациями в основных задействованных сегментах рынка.
Таким образом, выбор стратегии зависит не только от внутреннего состояния учреждения ДПО, но и от внешних факторов, основными из которых можно считать спрос на образовательные услуги, конъюнктуру рынка труда и инновационные тенденции в современной экономике.
Итак, грамотная стратегия является важным фактором успеха в перспективном развитии учреждения ДПО. Другим таким фактором выступают организационно-педагогические условия реализации функций ДПО в образовательном учреждении. Эти условия применительно к педагогической науке в целом подробно рассмотрены в работе О. В. Галкиной [10, с. 14-16]. В частном контексте учреждения ДПО с методологической опорой на указанную работу данные условия проанализированы О. С. Юдовым [11, с. 89-112].
По мнению данных исследователей, методологическая рефлексия философских воззрений в теории детерминизма позволяет рассматривать условия как звено в цепочке этих причинно-следственных отношений «причина -условие - следствие». С философской точки зрения условия превращают в действительность заключенную в причине возможность порождения следствия.
В этой связи отношения цель - условия - результат являются исходным основанием для выделения трех типов условий:
• условия-предпосылка, то есть предварительные условия в познаваемой и преобразуемой действительности, которые предполагают возможностьосуществления целесообразной деятельности субъекта;
• условие-обстановка, то есть совокупность условий, в которых субъект осуществляет целенаправленную деятельность;
• условия-требования, то есть совокупность условий в нормативной действительности, устанавливающих нормы и критерии, которым должны соответствовать результаты деятельности субъекта.
Методологический аспект рассмотрения понятия «условие» применительно к ДПО дополняется педагогическим содержанием. При исследовании педагогической действительности в рамках организационно-педагогического контекста в качестве объекта исследования целесообразно рассматривать педагогическую организацию. Педагогическая организация, представленная как структурная единица образовательного пространства, является иерархически выстроенной, целевой общностью субъектов педагогического взаимодействия, организованной в интегративное целое.
Организационно-педагогические условия в контексте педагогической организации группируются на основе трех уровней управления:
• институциональный уровень, где субъектом управления является руководитель, которым обеспечиваются организационные условия для взаимодействия учреждения с социумом; он несет ответственность за сохранение целостности организации;
• управленческий уровень, где субъектом управления тоже является руководитель, который в данном случае обеспечивает организационно-педагогические условия для реализации профессиональной деятельности педагогов и деятельности обучаемых;
• технический уровень, где субъект управления - педагог, но обеспечивает педагогические условия для реализации целесообразной деятельности обучаемых.
Таким образом, организационно-педагогическими условиями можно считать совокупность предпосылок (регулирующих норм), обстановки (совокупность фактов, явлений, технологий, форм) и требований (нормы и критерии, которым должны соответствовать результаты деятельности субъекта), созданных руководителем учреждения ДПО для обеспечения реализации педагогических целей.
Из данного определения следует, что организационно-педагогические условия можно представить в трех типах:
1. Организационно-педагогические усло-вия-предпосылка, то есть разработка предварительных условий для возможности осущест-
вления целесообразной деятельности: институциональные условия (положение об учреждении ДПО); организационные условия для взаимодействия учреждения с социумом (обеспечение социального партнерства).
Этот вид условий предполагает разработку предварительных условий для возможности осуществления целесообразной деятельности и включает два вида условий: институциональные условия и организационные условия для взаимодействия учреждения с социумом.
Рассмотрим с содержательной точки зрения эти виды по отдельности.
Институциональные условия следует рассматривать в аспекте нормативно-правового обеспечения деятельности учебного заведения системы ДПО. Нормативно-правовое обеспечение составляет положение об учебном заведении системы ДПО. В нем содержатся регламентирующие нормы относительно статуса заведения, его целевые ориентиры (целевой компонент), статус обучающих и обучаемых, их права и обязанности, структура подразделений, особенности и нормы обучения, порядок урегулирования спорных вопросов.
Организационные условия для взаимодействия учреждения с социумом следует рассматривать в аспекте обеспечения социального партнерства. ДПО может выполнить свои функции, если будет учитывать особенности экономического развития страны и конкретного региона. В условиях трансформации российского общества нужны новые технологии взаимоотношения со всеми сферами общественной жизни. Новые технологии, интеграция производственных процессов, освоение новых видов продукции и пр. вносят коррективы в квалификационные характеристики рабочих мест, стандарты образования и другие образовательные компоненты [12, с. 15].
Продуктивное взаимодействие всех заинтересованных лиц может осуществляться посредством социального партнерства как особого вида взаимодействия образовательных, научных учреждений, производства, представителей местного сообщества. Социальное партнерство в системе ДПО предполагает: учет требований работодателей к квалификации выпускников на всех этапах обучения; оценку результатов обучения независимыми экспертными комиссиями и их участие в разработке тестов.
Для реализации данных условий в структуру управления учебным заведением целесообразно ввести попечительский совет, состоящий из руководителей профессиональных ассоциаций, ведущих ученых по отраслям, работодателей, представителей региональных служб (центров) занятости населения. Все это позволит обеспечить сопряжение целей и функций личности, экономики и общества, реализуемых в учреждении ДПО.
2. Организационно-педагогические усло-вия-обстановка, подразумевающие создание условий для реализации целесообразной деятельности: информационно-регламентирующие условия (программы ДПО); учебно-производственные условия (формы организации обучения); образовательно-средовые условия (интенсификационная среда).
Учебно-производственные условия заключаются в аспекте разработки программ ДПО. Учебные заведения ДПО имеют статус самостоятельности в определении содержания программ.
Одной из отличительных особенностей современного ДПО в аспекте содержания программ является приоритет модульного принципа их разработки, где каждый модуль воспроизводит логически законченную единицу профессиональной деятельности, выраженную в структурных компонентах формируемой профессиональной компетенции как совокупности вопросов, в которых специалист должен быть хорошо осведомлен.
Сегодня превалируют представления о том, что содержание учебно-профессиональной деятельности определяется не только логикой науки, но и моделью будущей профессиональной деятельности, что придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Благодаря такому подходу к разработке учебных и учебно-методических материалов возможно формирование профессионального опыта, понимаемого как иерархия профессиональных ситуаций: от стандартных к проблемным (конфликтным) к критическим. В связи с этим необходимо применение активных и интерактивных форм организации учебных занятий (проблемные лекции, семинары, дискуссии и пр.), которые тоже входят в учебно-производственные условия.
Образовательно-средовые условия рассма-
триваются в аспекте теории образовательной среды, теории интенсификации. С функциональной точки зрения «среда» понимается как то, среди чего пребывает субъект и посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и типизирует личность.
Понятие «образовательная среда» включает в себя систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-временном окружении.
Данное понятие определяется профессионально-управленческой позицией, поскольку специфическим свойством образовательной среды является ее насыщенность образовательными ресурсами, создание которых, то есть организация развивающих возможностей образовательной среды, является ключевой управленческо-педагогической задачей.
Образовательную среду реализует удовлетворение ряда потребностей человека в ней, к которым относятся удовлетворение потребностей в безопасности, физиологических, социальных потребностей, потребностей в труде, в значимой деятельности, в сохранении и повышении самооценки, в преобразующей деятельности, в самостоятельном упорядочивании индивидуальной картины мира, а также возможности усвоения групповых норм и идеалов.
Организация подобной образовательной среды представляется одной из основных задач управления в ДПО. От успеха ее реализации во многом будет зависеть не только педагогический, но и экономический успех образовательной организации, поскольку ввиду социально-экономических реалий, описанных выше, именно краткосрочные программы ДПО являются наиболее востребованными.
3. Организационно-педагогические условия-требования, то есть создание условий для оценки результатов целесообразной деятельности: организационно-структурные условия (служба мониторинга и психологической поддержки); контрольно-регулятивные условия (технологии, методики осуществления контрольно-аналитической деятельности).
Контрольно-регулятивные условия реализуются посредством технологии и методик осуществления контрольно-аналитической деятельности.
В совокупность техник и технологий оценки качества ДПО, которые используются учебными заведениями, необходимо включать как технологии оценки уровня ключевых профессиональных компетентностей, так и удовлетворенности обучающихся и самих педагогов.
Организационно-структурные условия реализуются посредством внедрения в структуру учебного заведения ДПО службы образовательного мониторинга. Контроль качества подготовки специалистов должен осуществляться посредством диагностической системы - мониторинга качества образования, который подразумевает сбор, хранение, обработку и распространение информации о деятельности педагогической системы. Таким образом можно обеспечивать непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Заинтересованность в объективной оценке результатов обучения ориентирует на определение статуса данной службы как независимой, экспертной и прогностической структуры.
Из приведенного анализа организационно-педагогических условий нетрудно заметить, что он проведен посредством полностью педагогической, а не экономической терминологии. Если формирование стратегии развития учреждения ДПО вписывается в общеэкономическую парадигму и может считаться экономико-управленческим процессом, то создание организационно-педагогических условий - процесс управленче-ско-педагогический. Именно он представляет, по нашему мнению, грань слияния экономики и педагогики в образовании, поскольку без учебно-методического и личностно-воспитательного осмысления обучения в ДПО возможно лишь формальное управление образовательным процессом на основе формальных количественных показателей, которые не могут гарантировать качества образования, что в условиях конкуренции в любом случае будет решающим фактором успеха образовательного учреждения, причем успеха как экономического, так и педагогического.
Проведенный анализ показал, что предметом экономического анализа ДПО являются следующие его стороны и явления, связанные с ним: ДПО как услуга; экономическая ситуация в стране как внешняя среда для учреждения ДПО; рынок труда как фактор востребованности ДПО; научно-технический прогресс как фактор экономики знаний, демографическая и культурно-об-
разовательная ситуация в стране как детерминанты трудовых ресурсов, стратегии развития ДПО; организационно-педагогические условия реализации дополнительных образовательных программ в учреждении ДПО.
По мнению авторов статьи, установление граней взаимосвязи экономики и педагогики на примере ДПО позволяет по-новому взглянуть на традиционные проблемы образовательного процесса и осмыслить вопросы образования взрослых как экономически активного населения в более широком контексте.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белова, Е. Н. Теоретические аспекты непрерывного дополнительного профессионального образования университета [Текст] / Е. Н. Белова // Вестн. Омского ун-та. Сер. «Экономика». - 2014. - № 1. - С. 13-20.
2. Рибокене, Е. В. Теоретические аспекты конкурентоспособности и конкурентных стратегий организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Е. В. Рибокене, Л. А. Волошина // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. - М.: ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2016. - С. 760-763. - Режим доступа: https://istina.msu.ru/media/ pubHcations/artide/5fd/fb5/18593384/2015-12-16_Ves_sbornik_so_statej_Muhortova_ Nauka_i_obschestvo...-sbornikMNPK-2016. pdf (дата обращения: 12.09.2016).
3. Смольянинов, Н. Е. Совершенствование управления в сфере дополнительного профессионального образования специалистов [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н. Е. Смольянинов. - Екатеринбург, 2007.
4. Тюнников, Ю. С. Развитие системы дополнительного профессионального образования: современные вызовы, теория, практика [Текст]: моногр. / Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко. - М.: Флинта, 2014.
5. Хомутов, О. И. Дополнительное профессиональное образование - цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России [Электронный ресурс] / О. И. Хомутов, А. В. Тюняев. - Режим доступа: http://elib. altstu.ru/elib/books/Files/pa1998_1/pages/11/ pap_11.html (дата обращения: 12.09.2016).
6. Половова, Т. А. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования [Электронный ресурс] / Т. А. Половова, О. С. Баталова // Науч. Зап. НГУЭУ. - 2009. - № 2. - Режим доступа: https://nsuem.ru/science/publicatio ns/science_notes/issue.php?ELEMENT_ID=819 (дата обращения: 12.09.2016).
7. Блинов, Н. М. Актуальные проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования [Текст] / Н. М. Блинов, В. В. Валентинов, С. В. Кондратьев // Российское профессиональное образование - 2009. Профессиональные кадры России XXI. - М.: МГУ, 2009.
8. Ольшанский, Ю. П. Формирование стратегии развития учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) в условиях инновационной экономики [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / Ю. П. Ольшанский. - М., 2008.
9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
10. Галкина, О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. В. Галкина. - Самара. 2009.
11. Юдов, О. С. Реализация функций дополнительного профессионального образования в центре обучения взрослых [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. С. Юдов. - Калининград, 2010.
12. Салов, Ю. И. Психолого-педагогическая антропология [Текст] / Ю. И. Салов, Ю. С. Тюнников. - М.: Владос-Пресс, 2003.
13. Алехин, И. А. Историко-педагогический анализ проблемы интеграции информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза [Электронный ресурс] / И. А. Алехин, И. В. Тренин // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций: материалы междунар. науч.-практ. конф. - М.: ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2016. - С. 553-570. - Режим доступа: https:// istina.msu.ru/media/publications/article/5fd/ 1Ъ5/18593384/2015-12-16_^^Ъогш^о_ statej_Muhortova_Nauka_i_obschestvo...-
sbornikMNPK-2016.pdf (дата обращения: 12.09.2016).
14. Алехин, И. А. Инновационные технологии в профессионально-педагогической подготовке преподавателей правовых дисциплин [Текст] / И. А. Алехин, А. Д. Лазукин // Право и образование. - 2016. - № 3. - С. 4-13.
15. Зевеке, О. Ю. Программы маркетингового исследования удовлетворенности клиентов отеля (на примере отеля Solosokoshotelplace bridge) [Текст] / О. Ю. Зевеке // Актуальные проблемы науки: от теории к практике. - М., 2016. - С. 11-24.
16. Тенитилов, С. В. Проблемы профессионального становления начинающих преподавателей в образовательном пространстве [Текст] / О. К. Хайрова // Право и образование. -2010. - № 6. - С. 61-66.
REFERENCES
1. Belova E. N. Teoreticheskie aspekty nepre-ryvnogo dopolnitelnogo professionalnogo obra-zovaniya universiteta. Vestn. Omskogo un-ta. Ser. "Ekonomika". 2014, No. 1, pp. 13-20.
2. Ribokene E. V., Voloshina L. A. Teoreticheskie aspekty konkurentosposobnosti i konkurent-nykh strategiy organizatsii na rynke uslug dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. In: Nauka i obshchestvo v epokhu tekhnologiy i kommunikatsiy. Proceedings of International Conference. Moscow, 2016, pp. 760-763. Available at: https://istina.msu.ru/media/publica-tions/article/5fd/fb5/18593384/2015-12-16_ Ves_sbornik_so_statej_Muhortova_Nauka_i_ obschestvo...-sbornikMNPK-2016.pdf (accessed: 12.09.2016).
3. Smolyaninov N. E. Sovershenstvovanie upravleni-ya v sfere dopolnitelnogo professionalnogo obra-zovaniya spetsialistov. Extended abstract of PhD dissertation (Economics). Ekaterinburg, 2007.
4. Tyunnikov Yu. S., Maznichenko M. A. Razvitie sistemy dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya: sovremennye vyzovy, teoriya, praktika: monogr. Moscow: Flinta, 2014.
5. Khomutov O. I., Tyunyaev A. V. Dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie - tsivilizovannyy put resheniya problemy zanyatosti naseleniya Rossii. Available at: http://elib.altstu.ru/elib/ books/Files/pa1998_1/pages/11/pap_11.html (accessed: 12.09.2016).
6. Polovova T. A , Batalova O. S. Obrazovatelnaya usluga kak klyuchevoy element rynka obra-zovaniya. Nauch. Zap. NGUEU. 2009, No. 2. Available at: https://nsuem.ru/science/publica-tions/science_notes/issue.php?ELEMENT_ ID=819 (accessed: 12.09.2016).
7. Blinov N. M., Valentinov V. V., Kondratyev S. V. Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya sistemy dopolnitelnogo professionalnogo obra-zovaniya. In: Rossiyskoe professionalnoe obra-zovanie - 2009. Professionalnye kadry Rossii XXI. - Moscow: MGU, 2009.
8. Olshanskiy Yu. P. Formirovanie strategii razvitiya uchrezhdeniy dopolnitelnogo profession-alnogo obrazovaniya (DPO) v usloviyakh inno-vatsionnoy ekonomiki. PhD dissertation (Economics). Moscow, 2008.
9. Kontseptsiya Federalnoy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Ut-verzhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossi-yskoy Federatsii ot 29 Dec 2014. No. 2765-r.
10. Galkina O. V. Rol i mesto ponyatiya «organizat-sionno-pedagogicheskie usloviya» v termino-logicheskom apparate pedagogicheskoy nauki. PhD dissertation (Education). Samara. 2009.
11. Yudov O. S. Realizatsiya funktsiy dopolnitel-nogo professionalnogo obrazovaniya v tsentre obucheniya vzroslykh. PhD dissertation (Education). Kaliningrad, 2010.
12. Salov Yu. I., Tyunnikov Yu. S. Psikhologo-ped-agogicheskaya antropologiya. Moscow: Vla-dos-Press, 2003.
13. Alekhin I. A., Trenin I. V. Istoriko-pedagogi-cheskiy analiz problemy integratsii informatsi-onnykh i didakticheskikh resursov v obrazo-vatelnom protsesse voennogo vuza. In: Nauka i obshchestvo v epokhu tekhnologiy i kommuni-katsiy. Proceedings of International Conference. Moscow, 2016. Pp. 553-570. Available at: https://istina.msu.ru/media/publications/article/ 5fd/fb5/18593384/2015-12-16_Ves_sbornik_ so_statej_Muhortova_Nauka_i_obschestvo...-sbornikMNPK-2016.pdf (accessed: 12.09.2016).
14. Alekhin I. A., Lazukin A. D. Innovatsionnye tekhnologii v professionalno-pedagogicheskoy podgotovke prepodavateley pravovykh distsip-lin. Pravo i obrazovanie. 2016, No. 3, pp. 4-13.
15. Zeveke O. Yu. Programmy marketingovogo issledovaniya udovletvorennosti klientov otelya (na primere otelya Solosokoshotelplacebridge). In: Aktualnye problemy nauki: ot teorii k prak-tike. Moscow, 2016. Pp. 11-24.
16. Tenitilov S. V. Problemy professionalnogo stanovleniya nachinayushchikh prepodavateley v obrazovatelnom prostranstve. Pravo i obrazovanie. 2010, No. 6, pp. 61-66.
Гусев Дмитрий Алексеевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета; профессор кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте e-mail: [email protected]
Gusev Dmitry A., ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow State University of Education, Professor, Psychology, Pedagogy and Humanities Department, Witte Moscow University e-mail: [email protected]
Флеров Олег Владиславович, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего кафедрой психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте; магистрант кафедры сервиса Академии социального управления e-mail: [email protected]
Flerov Oleg V., PhD in Education, Deputy Chairperson, Psychology, Pedagogy and Humanities Department, Witte Moscow University; Post-graduate student, Academy of Social Management e-mail: [email protected]