Научная статья на тему 'Развитие деятельности учреждений ВПО в контексте удовлетворения требований различных потребителей'

Развитие деятельности учреждений ВПО в контексте удовлетворения требований различных потребителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATION SERVICES / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / КАЧЕСТВО / QUALITY / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL EDUCATION SYSTEM / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батова Наталья Сергеевна, Шуварин Михаил Владимирович

Образование, как и другие отрасли социальной сферы, относится к сектору услуг. Оно производит и распространяет такие некоммерческие продукты как знания, мировоззрение, культурный опыт. Образовательные услуги можно рассматривать и в ряду других коммерческих услуг. Система профессионального образования испытывает сегодня серьезные перемены, которые связаны с меняющейся социокультурной ситуацией и ориентацией на общечеловеческие идеалы. Реформирование системы образования связано со сменой парадигм и образовательных технологий. В соответствии с этими переменами идет пересмотр места и роли высшего профессионального образования в образовательной системе страны. Введение новых стандартов на компетентностной основе требует пересмотра и перепроектирования всего процесса обучения и учебной среды образовательных учреждений. Новые механизмы финансирования и внедрение новых форм хозяйствования на принципах автономии способствуют расширению спектра образовательных услуг и повышение их качества в соответствии с наличными и перспективными потребностями регионального рынка труда. В традиционном образовании считается, что органы управления образованием и образовательные учреждения сами знают лучше обучаемых и их потребности, и если на уровне общего профессионального образования это еще согласуется с реалиями современной действительности (хотя специалисты, творчески работающие со школьниками и тут могли бы возразить), то на уровне высшего профессионального образования такая аксиома уже представляется анахронизмом, а что касается дополнительного образования то уже сегодня ясно, что программы в идеале должны формироваться (и непрерывно корректироваться) работодателями выпускников. Другая проблема связана с тем, что, к сожалению, обучающиеся и даже их потенциальные и реальные работодатели часто не в состоянии четко определить эти требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батова Наталья Сергеевна, Шуварин Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF MEETING THE REQUIREMENTS OF DIFFERENT CONSUMERS

Education, like other social sectors, belongs to the service sector. It produces and distributes such non-commercial products as knowledge, worldview, and cultural experience. Educational services can be seen in a number of other commercial services. The vocational education system is experiencing today major changes that are associated with the changing socio-cultural situation and focus on universal ideals. Reforming the system of education is associated with a change of paradigms and educational technologies. In accordance with these changes is a revision of the role and place of higher professional education in education-educational system of the country. The introduction of new standards on competence-based requires review and redesign the overall learning process and learning environment of educational institutions. New financing mechanisms and the introduction of new forms of management on the principles of autonomy contribute to the expansion of the range of educational services and improving their quality in accordance with the cash and future needs of the regional labour market. In traditional education is that the education authorities and educational institutions themselves know better learners and their needs, and if at the level of General professional education is more consistent with the realities of contemporary reality (though specialists, creatively working with students here could argue), then at the level of higher professional education, this axiom already seems to be an anachronism, and as to additional education it is already clear that the program should ideally be formed (and continuously updated) employers the graduates. Another problem stems from the fact that, unfortunately, students and even their potential and actual employers are often unable to clearly define these requirements.

Текст научной работы на тему «Развитие деятельности учреждений ВПО в контексте удовлетворения требований различных потребителей»

УДК 378.1

развитие деятельности учреждений впо в контексте удовлетворения

требований различных потребителей

© 2015

Н. С. Батова, преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» М. В. Шуварин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгино (Россия)

Аннотация. Образование, как и другие отрасли социальной сферы, относится к сектору услуг. Оно производит и распространяет такие некоммерческие продукты как знания, мировоззрение, культурный опыт. Образовательные услуги можно рассматривать и в ряду других коммерческих услуг. Система профессионального образования испытывает сегодня серьезные перемены, которые связаны с меняющейся социокультурной ситуацией и ориентацией на общечеловеческие идеалы. Реформирование системы образования связано со сменой парадигм и образовательных технологий. В соответствии с этими переменами идет пересмотр места и роли высшего профессионального образования в образовательной системе страны. Введение новых стандартов на компетентностной основе требует пересмотра и перепроектирования всего процесса обучения и учебной среды образовательных учреждений. Новые механизмы финансирования и внедрение новых форм хозяйствования на принципах автономии способствуют расширению спектра образовательных услуг и повышение их качества в соответствии с наличными и перспективными потребностями регионального рынка труда. В традиционном образовании считается, что органы управления образованием и образовательные учреждения сами знают лучше обучаемых и их потребности, и если на уровне общего профессионального образования это еще согласуется с реалиями современной действительности (хотя специалисты, творчески работающие со школьниками и тут могли бы возразить), то на уровне высшего профессионального образования такая аксиома уже представляется анахронизмом, а что касается дополнительного образования - то уже сегодня ясно, что программы в идеале должны формироваться (и непрерывно корректироваться) работодателями выпускников. Другая проблема связана с тем, что, к сожалению, обучающиеся и даже их потенциальные и реальные работодатели часто не в состоянии четко определить эти требования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательные услуги, система образования, потребитель, качество, оценка качества, образовательные учреждения, региональная система образования, регион.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.

Авторы исследования, направленного на определение социального заказа к системе образования [3], обращают внимание, что задачи образования сегодня не ограничиваются традиционной подготовкой к профессиональной деятельности, а включают и формирование социально приемлемых форм поведения по поводу различных аспектов жизнедеятельности (здоровья, создания семьи, решения образовательных проблем, трудовых и иных проблем). Исследователи (Давыдова Е. Л. к др.) выделяют факторы, которые влияют на стремление людей предъявлять спрос на образование: «высокий уровень заработной платы в течение последующей жизни; удовлетворение от избранной работы в течение жизни; достижение более высокого социального статуса; выбор профессии, сделанный друзьями или знакомыми; престиж того или иного вида и уровня образования; высокая оценка нерыночных видов деятельности и интересов, которые связаны с получением образования (процесса обучения, общения с друзьями, студенческой жизни)» [2].

Запрос личности к системе образования можно охарактеризовать следующими показателями: «понимание, уважение; признание; свобода выбора; комфортность условий, удовлетворение интересов; отсутствие перегрузок, возможность общения; досуг, развлечение; документ об образовании; владение технологией эффективного трудоустройства, способность к освоению смежных и новых видов деятельности» [8].

Отрасль высшего профессионального образования имеет свой контингент прямых и косвенных клиентов и заинтересованных сторон. Непосредственные потребители образовательных услуг - это учащиеся, которые рассчитывают по завершению образования успешно трудоустроиться. Поскольку основная масса выпускников идет на рынок труда, то отрасль высшего профессионального образования должна ориентироваться на его потребности, которые определяются работодателями.

Кроме прямых и косвенных потребителей на деятельность вузов оказывают влияние другие заинтересованные группы потребителей: родители и их организации; организации работодателей и трудящихся; обществен-

ные организации, занимающиеся проблемами населения; органы местного самоуправления; государственные органы, регулирующие образовательную деятельность. [11]

По мнению Н. Н. Петрова «разработка нормативов и инструментов обеспечения качества обречена на неуспех, если не учитываются интересы и возможности работников самой отрасли: её органов управления, научно-методических организаций и, конечно, непосредственных производителей образовательных услуг - образовательных учреждений» [7]. Многочисленные и зачастую несовпадающие интересы отнюдь не облегчает разработку стандартов качества процесса и результатов высшего профессионального образования.

Образовательные учреждения вписаны в образовательное пространство конкретных регионов и обслуживают жителей этих регионов. Особенности образовательного пространства конкретного региона определяют отличие его системы профессионального образования от других региональных систем образования. Региональное образовательное пространство - это совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных), средств массовой коммуникации, ориентированных на образование, общественность, вовлеченная в решение проблем образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию, функционирующие в конкретном регионе (Ю. П. Шабалин [19]. В. В.Рубцов [10]). «По сути образовательное пространство - это все физические и юридические лица региона, весь регион, только взятый в определенном аспекте - отношении к образованию» [10].

Спецификой процесса оценки качества образовательной услуги потребителем является то, что это процесс долговременный: обычно получение высшего профессионального образования происходит в течении четырех лет. В течение этого периода времени мнение потребителя о качестве получаемого образования может значительно меняться, оно часто не совпадает при выборе образовательной услуги (поступлении в ОУ) и при ее потреблении (обучении).

Именно потребитель в конечном итоге решает качественное образование, или нет, при этом его оценка является достаточно субъективной. Так, рассматривая процесс оценивания студентами качества образовательных услуг, Г. Ф. Ромашкина выделяет субъективность оценки качества образования и отмечает, что «причина заключается в недостатке информации о приобретаемой образовательной услуге. Некоторые студенты утверждали, что после того, как они поступили и ОУ, оказалось совсем не то, что они ожидали» конкурентоспособности, лежащих в основе выбора ОУ и специальности, были отмечены; тип ОУ (государственный), новая система обучения, универсальность образования; специфика специальности; наличие рабочих мест по данной специальности и другие[12].

Исследование Л. П. Карасева показало, что при оценивании качества образовать» в образовательном учреждении были выделены п основном другие факторы: «состояние учебных корпусов; техническая организация учебного процесса (компьютерные классы, спортзал, столовая, библиотека); квалификация преподавательского состава; месторасположение; учебные планы по специальностям и отдельные дисциплины» и т. д. [4].

Формирование целей статьи.

Провести теоретический анализ научно-методической литературы, с целью выявления принципов оценки качества образовательных услуг с участием потребителей.

Определить непосредственных потребителей образовательных услуг и их требования.

Выявить стратегию развития системы профессионального образования.

Изложение основных материалов исследования.

Рассматривая тенденции развития высшего профессионального образования перспективной является та система образования, которая будет ориентируется на образовательные потребности граждан региона и стараться превзойти их ожидания, а не на сиюминутный спрос на рынке труда. Учитывая личностные потребности выстраивается комплекс образовательных учреждений, разрабатываются образовательные программы, определяется баланс государственных и негосударственных образовательных учреждений, приемлемый уровень качества подготовки.

В настоящее время основным приоритетом является то, что в регионах увеличивается количество востребованных направлений подготовки, а также существенно вырос спрос на разно уровневую подготовку на всех ступенях профессионального образования. На сегодняшний день принципиально изменилось требования к качеству высшего профессионального образования в целом и качеству подготовки специалистов, способных работать в условиях инновационной экономики России.

Переход к экономике знаний руководители предприятий и бизнеса предают особое значение высококвалифицированным кадрам, которые способствуют развитию и повышению конкурентоспособности организаций. Современные тенденции развития науки и техники поменяли мировоззрение людей и сейчас высшее профессиональное образование начинает восприниматься как определенная ценность. Родители готовы вкладывать финансовые средства в образование своих детей вне зависимости от уровня доходов. Также существенно изменилось отношение учащихся к процессу обучения, они стремятся проявлять образовательную инициативу и самостоятельность. Значительно возросло количество взрослых людей, тратящих личные средства на собственную переподготовку и переобучение.

Учитывая такие условия потребности в образовательных услугах, учреждения ВПО начинают менять политику образования формируя кадры новой квалификации, которые обладают активной адаптацией к запросам быстро меняющегося мира и потребностям инновационной экономики. Ранее система высшего профессионального 150

образования выполняла заказ единого заказчика - государства, который сводился к достижению выпускниками системы ВПО определенного уровня профессиональной обученности. Теперь же появилось множество запросов, которым система регионального высшего профессионального образования должна отвечать. Реальными заказчиками системы регионального ВПО стали обучающийся, его семья, работодатели, общество, профессиональная элита, государство[13].

В ситуации таких разнонаправленных потребностей, учреждениям ВПО обязаны вести диалог со всеми потребителями образования для того, чтобы найти разумный компромисс, а также постоянно обновлять и расширять спектр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель. Региональные и местные органы власти и профессиональные союзы работодателей крайне заинтересованы в эффективности работы организаций, реализующих программы базового профессионального образования, и должны на нее влиять. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в России единые «внятные» требования работодателя к рабочим компетенциям персонала еще не сформированы.

В настоящее время экономика указывает на необходимость в специалистах, имеющих инновационные компетенции, способные обеспечить трудовую мобильность за счет новых знаний и возможности их междисциплинарного применения; социальные и личностные компетенции, обеспечивающие способность принимать решения в проблемных ситуациях, работать в коллективе, активно применять информационно-коммуникационные технологии, уметь повышать профессиональную квалификацию.

Работодатели заинтересованы в работниках, готовых в короткие сроки изменить (повысить) свою квалификацию в соответствии с требованиями развивающегося бизнеса. Показателями качественной подготовки специалиста, с точки зрения работодателя, являются количество времени, необходимое выпускнику для адаптации на рабочем месте в соответствии с заявленным направлением подготовки и количество смежных специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение.

Эти требования должны быть удовлетворены в процессе получения образовательных услуг. Данные позиции выступают в качестве критериев оценки образовательного процесса, как обладающего или не обладающего высоким качеством.

Интересы родителей формулируются как: понимание, уважение детей; удовлетворение интересов детей; возможность гордиться детьми; «хороший преподаватель»; комфортность условий; сохранение здоровья детей; отсутствие перегрузок; возможность не беспокоиться за детей («камера хранения», отсутствие наркотиков), документ об образовании; подготовленность к поступлению в учреждение профессионального образования следующей ступени.

Также люди, получающие образование, не знают своих прав и обязанностей и не в полной мере ощущают себя потребителями образовательных услуг. Только незначительная часть российской молодежи, обучающаяся на платной основе, признана в законодательном порядке потребителями образовательных услуг. В настоящее время нет действенных механизмов учета ни мнения родителей, ни самих учащихся в решении важных вопросов функционирования и развития образовательных учреждений ВПО[14].

На рынок образовательных услуг оказывает влияние также государство. Государство финансирует образовательные услуги учреждений ВПО, т.к. кадровый ресурс является одним из основных факторов успешного развития экономики. Сегодня на основе ФГОС для каждой специальности и формы обучения разработаны стандарты качества оказания государственных услуг в области Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

высшего профессионального образования. В данных документах определяются требования к информационному обеспечению получателей образовательных услуг, к срокам и объему оказания, к режиму работы образовательного учреждения.

Основные запросы и требования прямых и косвенных потребителей и заинтересованных сторон представлены в таблица 1[16].

Таблицы 1 - Требовании прямых и косвенных потребителей и заинтересованных сторон

Потребители образовательных услуг и заинтересованные стороны Требования потребителей и заинтересованных сторон к образовательным услугам

Экономические субъекты, работодатели и их организации Квалифицированные кадры, инновационный продукт

Учащиеся и их родители Общие и профессиональные компетенции, социальный капитал практический опыт, комфортные и безопасные условия

Органы государственной власти Культура, социализация, экономическая адаптации населения, грамотность, позиции в мировом сообществе, на региональном уровне - закрепление жителей на территории, реализация программ социально-экономического развития

Органы управления образованием Выполнение ФГОС, условия (САНпин, др.)

Общественные организации Гуманизация, доступность

Международные организации Признание, экспортный потенциал

Ключевыми идеями модернизации высшего профессионального образования являются: оптимизация и обновление структуры и управления ВПО, переход на личностно-ориентированные методы и технологии обучения. Условием вхождения России в мировое образовательное пространство является ориентация системы профессионального образования на удовлетворение «баланса» образовательных потребностей личности, общества, экономики. Приоритетным направлением модернизации профессионального образования и последнее время стало повышение его качества и инвестиционная привлекательность.

Нижегородская область - один из немногих регионов, который не только сохранил структуру подготовки кадров под заказ реального сектора экономики, но и активно развивает профессиональное образование, широко внедряя в этой сфере новейшие, самые прогрессивные технологии.В основе определения отраслевого состава кадровой подготовки лежит «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года».В современных условиях социально-экономического развития все большее значение приобретает интеграция профессионального образования и бизнеса как условие развития самостоятельности образовательных организаций [1].

Рисунок 1 - Структура подготовки рабочих кадров и специалистов по отраслям

В настоящее время на территории области действуют 13 высших учебных заведений, в которых реализуются 170 программ высшего образования, и 77 профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по 70 профессиям и 114 специальностям, наиболее востребованным экономикой на-

шего промышленного региона. Это, в первую очередь, такие специальности. Для обеспечения потребности экономики в квалифицированных кадрах формирование структуры и объема подготовки кадров среднесрочного и долгосрочного прогнозирования осуществляется на конкурсной основе с привлечением профессионально-отраслевых сообществ, инвесторов, предприятий, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. В данных стратегических документах особенности развития образовательных учреждений системы среднего профессионального образования предопределены не только перспективами развития социально-экономической сферы региона, но и сложившейся структурой занятости населения в основных отраслях хозяйства, тенденциями рынка труда, демографической ситуацией.

Безусловно, в ситуации нарастающих процессов глобализации, международного разделения труда от профессиональных образовательных организаций требуется обеспечение выпуска специалистов, соответствующих самым высоким международным требованиям и стандартам. И действующая ныне стратегия развития системы профессионального образования Нижегородской области в перспективе позволит это сделать [1].

Современная идеология системы подготовки рабочих кадров и специалистов строится на создании принципиально новой модели профессионального учебного заведения - открытой, самостоятельной, конкурентоспособной образовательной организации, призванной обеспечивать приток в экономику региона кадровых ресурсов нового формата. В этой системе педагог профессиональной образования перестает быть «транслятором информации» и приобретает функции наставника-коучера по формированию обучающихся компетенций и прикладных квалификаций.

Изменяется характер управления учреждений ВПО - появляются общественно-государственные формы управления (Попечительские, Наблюдательные, Управляющие советы). Обновляется деятельность методических служб, в структуре ОУ появляются новые службы (маркетинговые, стратегического планирования, проектные лаборатории, службы качества). Мерой времени является образование организационных структур, ориентированных на инновационные виды деятельности (центры трансферта технологий, рейтинговое агентство, бюро по трудоустройству и т. п.) [5].

Существенно меняются механизмы финансирования учреждений сферы образования. Новые механизмы предусматривают финансирование выполнения автономными учреждениями образовательных услуг в соответствии с потребностями регионального рынка труда.

Во многих образовательных учреждениях идет разработка системы менеджмента качества, и проводятся исследования удовлетворенности потребителей. Немало проблем возникает о практическом применении в учреждениях ВПО методов и инструментов менеджмента качества, хорошо зарекомендовавших себя в производственных организациях. Основные требования к любой системе менеджмента качества состоят в том, что процессы в организации должны быть определены (описаны) и стабилизированы (т. е. пройти стадию внедрения), после чего организация ставит своей целью постоянно улучшать результативность процессов.

Возрастает заказ к ресурсным центрам от взрослого населения. Этому способствуют следующие факторы: отсутствие системы подготовки кадров на производстве; расширение количества предприятий сферы услуг, работа в которых не требует длительного обучения; необходимость попущения профессиональных навыков работников малого и среднего бизнеса в короткие срока; появление новых требований работодателей к профессиональным навыкам: владение компьютером, навыки общения и т.д.: Чаще всего взрослое население оплачивает услуги самостоятельно, только меньшая часть

услуг оплачивается службами занятости и работодателями. Большое разнообразие потребителей и заказчиков образовательных услуг требует тщательного анализа потребностей клиентов в предоставляемых услугах.

Развитие социальной среды происходит за счет возрождения воспитательной работы, осуществления социальных проектов; участия общественных организаций в деятельности учреждении ВПО. Введение новых стандартов на компетентностной основе требует пересмотра и перепроектирования всего процесса обучения и учебной среды учреждений ВПО [20].

Таким образом, процесс изменений затрагивает все компоненты деятельности образовательных учреждений: цели, результат, субъекты, средства, методы. Основной «мерой» развернутых процессов модернизации является повышение качества образовании.

В образовании таким приоритетным свойством является его качество. Качество образовании - это «мера измерения удовлетворения будущего потребительского спроса на образовательную услугу, направленную на формирование способности личности к самореализации на рынке труда; мера соответствия результатов образования и предъявляемых к ним требовании; и основной показатель конкурентоспособности образовательного учреждения» [6].

К закономерностям повышения конкурентоспособности в новых условиях функционирования учреждений ВПО следует отнести следующие:

- Ориентация на потребителя. Важно, чтобы развитие новых специальностей было одинаково востребовано учащимися и производством. Фейгенбаум определяет качество как то, «что о нем говорит потребитель». Если вы управляете бизнесом, успех зависит от того, как продастся ваш товар, а продажи зависят от покупателя. Сам этот факт - то, что потребитель есть верховный арбитр качества - является, может быть, самым простым и самым убедительным доказательством важности качества» [15].

- Развитие инновационных технологий. Образовательные учреждения, которые способны без задержек внедрять инновации в образовательный процесс, сменяя устаревшие Технологии на новые, способны повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Технологический процесс превратил образование в стратегический фактор развития общества. Отличительной особенностью рынка образовательных услуг является быстрое устаревание технологий процесса и самих знаний, происходящее из-за увеличения объёма и скорости получаемой информации.

- Соответствие содержания образовательных программ будущему спросу на рынке труда. Руководство учреждения должно ориентироваться па прогнозные потребности экономики [17].

Проведенный анализ тенденций развития образовательных услуг показал, что для сохранения позиций на рынке и поддержания конкурентоспособности образовательные учреждения должны постоянно вносить изменения в свою деятельность в соответствии со скоростью изменения внешней среды.

Одной из эффективных форм участия работодателей в образовательном процессе и оценке качества были конкурсы профессионального мастерства, традиционно проводимые в системе профессионального образования. В качестве экспертов приглашались представители бизнеса и производства. Важным индикатором качества является практико-ориентированность дипломных проектов, подготовленных по темам, заявленным работодателями как значимые [18].

В последнее десятилетие в области оценки качества профессионального образования проявились такие тенденции как:

- комплексное рассмотрение проблем оценки качества профессионального образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования 152

путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (наличие образовательных стандартов, оценки достижения стандартов независимыми организациями, обеспечение автономии образовательных учреждений и пр.).

- развитие новых элементов системы оценки качества образования как сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства поддержки образовательного учреждения, а его развитии и др.;

В настоящее время реализуются следующие подходы к оценке качества образовательной деятельности:

- количественная оценка результатов освоения образовательных программ (стандартов);

- оценка востребованности образовательной деятельности субъектам и образования;

- оценка успешности выпускников как социокультурной и профессиональной адаптированности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Анализ отечественной литературы показал, что большая часть исследований посвящена изучению вопросов оценки качества с точки зрения государственных органов управления образования и самооценки образовательных учреждений общего и высшего профессионального образования. Исследования в основном касаются различных аспектов, систем, моделей оценки качества федерального, регионального и муниципального уровней общего образования, и в значительно меньшей степени - учреждении высшего профессионального образования.

Оценка качества образовательной услуги - это оценка условий, целей и результатов обучения непосредственными потребителями этих услуг:

- работодателями, ассоциациями работодателей;

- родителями и их организациями

- общественными организациями, занимающихся проблемами молодежи.

список литературы:

1. Апутина Е. И., Бармин Н. Ю. и др. Образование в Нижегородской области. Наша новая школа: развитие самостоятельности образовательных организаций. Н. Новгород. : Нижегородский институт развития образования, 2014. 140 с.

2. Давыдова Е. Л. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. М., 2004. № 5. С. 54.

3. Изучение социального заказа к содержанию базовых курсов основной и средней школы к уровню подготовки выпускников» М., НПО «Образование от А до 31». 2000. 121 с.

4. Карасев А. П. Исследование поведения потребителей // Организация и проведение маркетинговых исследовании на рынке образовательных услуг. Тезисы докладов семинара (Москва, 3 октября 2002 г.) М.: Изд-во МЭСИ, 2002. С. 15-18.

5. Никитин М. В., Новиков Л. М., Ломакина Т. Ю. Регионализация профессионального образования: управление учреждениями профессионального образования. Руководство для работников региональных органов управления образованием. М. : Логос, 2006. 168 с.

6. Палуба О. Ю. Методы повышения конкурентоспособности образовательных услуг в условиях Автореф. дисс. на соискание ученой степени к. эконом. наук, Санкт-Петербург, 2006. 26 с.

7. Петров Н. Н. От администрирования к управлению: Формирование нового типа взаимоотношений между органами управления и учебными учреждениями профессионального образования. / СПб. 2001. С. 73-74.

8. Петров Н. Н., Фишман Л. И., Дудников В. В. Управление развитием территориальной системы образования». М. : Логос, 2005. 113 с.

9. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления/ М.М. Поташник ; Рос. акад.

образования. М. : Пед. о-во России, 2002. 350 с.

10. Рубцов В. В. Развитие образовательной среды региона. / М. : 1997. С. 3-17.

11. Сагинов К. А. Маркетинг образовательных услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом № 5 2003. С.3 - 13.

12. Моисеев А. М. Стратегическое планирование системных изменении в образовании: Опыт разработки региональных проектов /М. : Россия, 2003. 175 с.

13. Клячко Т. Л., Краснова Г. А. Требования работодателей к системе профессионального образования/ред. : Москва: МАКС Пресс, 2006. 132 с.

14. Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г., Дударева И. Д, Пшеничная Л. В. Тотальное управление качеством. Часть 1.2 Практическое руководство. ИГЭУ. Иваново, 1999, 290 с.

15.Фейгенбаум Л. Контроль качества продукции / М. : Экономика, 1994.214 с.

16.Харькова Е. В. Модель потребительской оценки качества образовательных услуг Среднее профессиональное образование. 2010. С. 5-7.

17. Харькова Е. В. Особенности образовательных уснут в новых организационно-правовых формах // Профессиональное образование. Столица. № 7. 2010. С. 24-25.

18. Сергеева Т. А., Харькова Е. В. Проектирование и оценка качества инновационных образовательных программ // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образовании. Вып. 15. М. : МАПДО; ИНК госслужбы, 2009. С. 186-192.

19. Шебалин Ю. Е. Развитие профессионального образования и образовательное пространство региона // Департамент профессионального образования. 2009. № 5. С. 51-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Шкарлупина Г. Д. Образовательные услуги и нормы права // Право и образование. 2009. № 1. С. 71-81.

the development of institutions of higher education in the context of meeting the requirements of different consumers

© 2015

N. S. Batova, the teacher of the chair «Labour safety and security of ability to live» M. V. Shuvarin, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Labour safety and security of ability to live» Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Knyaginino (Russia)

Abstract. Education, like other social sectors, belongs to the service sector. It produces and distributes such noncommercial products as knowledge, worldview, and cultural experience. Educational services can be seen in a number of other commercial services. The vocational education system is experiencing today major changes that are associated with the changing socio-cultural situation and focus on universal ideals. Reforming the system of education is associated with a change of paradigms and educational technologies. In accordance with these changes is a revision of the role and place of higher professional education in education-educational system of the country. The introduction of new standards on competence-based requires review and redesign the overall learning process and learning environment of educational institutions. New financing mechanisms and the introduction of new forms of management on the principles of autonomy contribute to the expansion of the range of educational services and improving their quality in accordance with the cash and future needs of the regional labour market. In traditional education is that the education authorities and educational institutions themselves know better learners and their needs, and if at the level of General professional education is more consistent with the realities of contemporary reality (though specialists, creatively working with students here could argue), then at the level of higher professional education, this axiom already seems to be an anachronism, and as to additional education - it is already clear that the program should ideally be formed (and continuously updated) employers the graduates. Another problem stems from the fact that, unfortunately, students and even their potential and actual employers are often unable to clearly define these requirements.

Keywords: higher education, education services, education system, the consumer, quality, quality assessment, educational institutions, regional education system, the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.