Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN315.pdf DOI: 10.15862/52EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/52EVN315)
УДК 338.2
Конина Ольга Владимировна
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
Россия, Волгоград 1
Преподаватель кафедры «Менеджмент, маркетинг и организация производства»
Доктор экономических наук Профессор E-mail: [email protected]
Чичерова Ульяна Викторовна
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
Россия, Волгоград Студент - магистрант E-mail: [email protected]
Система дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества образовательных услуг в вузах России
1 40066, г. Волгоград, пр. Ленина, 28а
Аннотация. В современных условиях развития российского рынка образовательных услуг, а также напрямую связанного с ним рынка трудовых ресурсов наиболее актуальным становится вопрос уровня качества образования как основного фактора повышения профессиональной конкурентоспособности специалистов. Качество образовательных услуг является многогранным понятием и рассматривается с позиций заинтересованных сторон, являющихся также основными участниками рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и рынка труда: абитуриентов и студентов, работодателей, вуза и государства. В современном постиндустриальном обществе рынок труда, являясь «заказчиком» у рынка образовательных услуг высшего профессионального образования требует увеличения конкурентоспособности своих участников, повышения эффективности их взаимодействия посредством повышения качества услуг высшего профессионального образования. Одним из наиболее перспективных путей решения проблем сбалансированности спроса и предложения на рынке труда является получение более углубленного в конкретной профессиональной сфере дополнительного профессионального образования, включающего в себя такие виды как повышение квалификации, стажировка и профессиональная переподготовка. Активное развитие в учебном заведении системы дополнительного профессионального образования решает ещё также и вопрос приобретения дополнительных средств для вуза в условиях его финансовой самостоятельности.
Ключевые слова: качество образования; рынок образовательных услуг высшего профессионального образования; рынок труда; дополнительное профессиональное образование; высшие учебные заведения; эффективность взаимодействия рынков; пути повышения качества образовательных услуг.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Конина О.В., Чичерова У.В. Система дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества образовательных услуг в вузах России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/52EVN315
Современная развивающаяся Российская экономика отличается своей высокой монополизированностью, слабым развитием и сырьевым характером. На фоне перечисленных особенностей растёт диспропорция доходов граждан, которая имеет социальный характер и тесно связана в том числе с рынком труда. Взаимодействие рынка труда с рынком образовательных услуг в свою очередь приобретает всё более тесную связь. Эффективность их функционирования является одним из приоритетных направлений в работе государства, которое призвано обеспечить своих граждан социальными благами.
В условиях функционирования рыночной экономики система профессионального образования, несмотря на большое влияние со стороны государства должна стать автономной в той степени, которая необходима для её эффективного взаимодействия с рынком труда. Целью данной статьи является построение абстрактной модели, в которой рынок услуг высшего профессионального образования наиболее эффективно взаимодействует с рынком труда в условиях современной российской экономики.
Среди проблем современной российской экономики одной из самых острых является дисбаланс на рынке труда. Главное противоречие заключается в том, что рынок одновременно является перегруженным определенными профессиями (наблюдается несоответствие спроса и предложения на рынке труда), в то время, как в компаниях существует острая нехватка квалифицированных кадров.
Так, например, по данным исследователей группы компаний HeadHunter, за 2013 год дефицитность рабочего персонала достигла показателя конкурентоспособности 0,8 (на одну вакансию приходилось 0,8 резюме), в то время, как этот же показатель в топ - менеджменте достиг 8,0 (8 резюме на одну вакансию)2. Такое положение дел характерно не только для Центрального федерального округа, но и для всей России. Нынешняя молодежь не видит себя в рабочих профессиях, а закончив инженерные специальности идёт работать в другую сферу. Это подтверждают данные федеральной службы труда и занятости3: коэффициент напряженности на рынке труда в к сентябрю 2014 года составил 0,5 («Коэффициент напряженности на рынке труда - показывает какое число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учёте в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию, т.е. определяется соотношение спроса и предложения на рабочую силу;»4).
Данная проблема тесно связана с рынком высшего профессионального образования. Большой конкурс на юридические и экономические специальности сопровождается снижением конкурса на инженерные специальности, что впоследствии всё больше усугубляет напряженное состояние рынка труда.
Рынок высшего профессионального образования в России имеет свою специфику. Во-первых, процесс формирования рынка обусловлен историческим фактором: до распада Советского Союза образование в стране было абсолютно бесплатным для граждан, а на рынке труда спрос практически равнялся предложению, т.к. профессиональные учебные заведения формировали квоты на поступления исходя из госзаказа, а выпускники этих заведений получали рабочее место по распределению.
2 Электронный ресурс поиска вакансий HeadHunter. Режим доступа: http://hh.ru/article/14529 (дата обращения: 01.04.2015).
3 Федеральная служба по труду и занятости Роструд. Режим доступа: http://www.rostrud.ru/ (дата обращения 01.04.2015).
4 Областное казённое учреждение Центр занятости города Златоуста. Режим доступа: http://zlatczn.ru/labor_market/ (дата обращения 01.04.2015).
Во-вторых, в большинстве вузов России готовят специалистов широкого профиля, в связи с чем на рынке труда с каждым годом появляется всё больше выпускников, обладающих лишь общими знаниями в конкретной области, работодателю приходится «доучивать» своих работников. В связи с этим фактом, у абитуриента как у потенциального потребителя услуги, зачастую, отсутствует интерес к профессии как таковой, основная его цель - получение документа, подтверждающего окончание вуза. Так, например, по данным совместных исследований Высшей школы экономики и Росстата «Среди опрошенных 60 тысяч человек с высшим или средним специальным образованием только половина выпускников вузов и менее трети обладателей дипломов колледжей и ПТУ работают по специальности. Четверть выпускников вузов и половина выпускников ПТУ работают там, где их квалификация вообще не нужна»5.
Актуальность данного исследования подчеркивает постиндустриальный характер современной экономики: одним из самых важных ресурсов становится информация и человеческий капитал. Это наглядно демонстрирует такой макроэкономический показатель как индекс человеческого развития (ИЧР) - «комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций»6. При расчёте ИЧР используются такие показатели как средняя ожидаемая продолжительность жизни в стране, доля грамотных людей, а так же ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Система образования становится приоритетной сферой развития в государстве. Качественное профессиональное образование в современном обществе способствует повышению ИЧР и, как следствие, благосостояния населения страны.
Современные учёные дают разные определения понятию качества: «В соответствии с законом РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов)» [1]; «качество высшего образования -это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам» [2]; «Качество также можно рассматривать как одновременное соответствие стандартам и стоимости. Подход к качеству на основе затрат подразумевает действительную стоимость товара или услуги, исходя из их качественных характеристик. По существу, высококлассная услуга по разумной цене представляется более качественной, чем такая же услуга по более дорогой цене, сложившейся благодаря различиям в затратах». [3].
В свою очередь, качество образования является достаточно сложным и субъективным понятием. В современной литературе можно выделить следующие определения качества высшего образования: «Качество образования представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения потребностей обучаемого во всестороннем развитии личности» [4]. В других источниках качество образования рассматривается как характеристика не только результата
5 Консалтинговая компания Авенир. Режим доступа: http://www.hrmonitor.ru/index.php?pname=news&news_id=4866_(даmа обращения 01.04.2015).
6 Информационно - аналитический портал Центра гуманитарных технологий. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info_(дата обращения 01.04.2015).
услуги, но и как характеристика самого процесса получения образования: «Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания [5]. При этом, современные учёные говоря о качестве образования различают такие два понятия как качество образования и качество обучения. Подразумевается, что качество обучения, представляющее собой результаты учебного процесса и главным образом отражающее компетентность вуза и его преподавателей, является составляющей частью качества образования как оконченного результата обучения. Под качеством образования мы будем понимать качество той услуги, которая уже оказана с учётом различных экономических, политических и социальный условий.
Качество образования понимается в общем случае как соответствие стандарту, норме. Качество выступает одной из своих граней, аспектов, а именно, определяет полезность, ценность объектов, их пригодность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации целей, норм, доктрин, т.е. определяет адекватность требованиям, потребностям, нормам. [6].
При изучении такого сложного и многогранного понятия как качество образования необходимо чётко обозначить участников рынка образовательных услуг высшего профессионального образования, его объекты и субъекты, а так же особенности, обуславливающие его функционирование.
Итак, к особенностям рынка относятся:
1. Все ступени образования в Российской Федерации находятся под большим влиянием со стороны государства, которое законодательно определяет условия функционирования всей образовательной системы и рынка образовательных услуг высшего профессионального образования в частности, при этом не выделяя рынка образования. В Федеральном законе «Об образовании», вступившем в силу 1.09.2013 говорится лишь о взаимодействии системы образования с рынком труда.
2. Образовательный процесс является двунаправленным, то есть степень освоения студентом конкретных знаний зависит как от преподавателя, так и от самого студента. Причём, соотношение затрачиваемых усилий, необходимых для достижения определенного результата в каждом конкретном случае индивидуально. Данная особенность является одной из самых противоречивых, т.к. объективно не существует таких количественных показателей, которые смогли бы описать степень вовлеченности обеих сторон в образовательный процесс.
3. Высшее образование - достаточно протяженный по времени процесс, поэтому рынку образовательных услуг очень сложно соответствовать потребностям быстро изменяющегося рынка труда.
В научных источниках термин эффективность в большинстве случаев определяется как продуктивное (полезное) использование ресурсов при достижении цели. Основная цель рынка образования - подготовка профессиональных кадров, чьи навыки и умения должны отвечать определенным требованиям конкретной специальности. При этом, в целях обеспечения актуальности профессиональных навыков специалистов предоставленные им услуги образования должны иметь определённый уровень качества.
С течением истории в мире менялись подходы к понятию качества высшего образования. Как и в других странах, в России в доиндустриальную эпоху, высшее образование было элитарным, а уровень качества определялся исключительно требованиями к
его содержанию со стороны конкретного вуза и преподавателя. Определённый уровень качества в те времена обеспечивался путём личного взаимодействия преподавателя со студентом, при этом уровень полученных знаний преподаватель оценивал исходя из субъективных оценок. Межвузовская унификация и координация образования отсутствовали. Выпускники не были ориентированы на работу в промышленности, а трудились в основном в вузах или специализированных финансируемых государством и/или меценатами научных учреждениях.
В начале 20 века понимание качества образования вышло на принципиально новый уровень в связи с новым подходом к понятию качества как такового. Качество теперь определялось как соответствие товара или услуги конкретным параметрам (спецификации). Так в Советском Союзе в индустриальную эпоху качественное образование в вузе означало соответствие показателей типовым учебным планам, разработанным государством. Высшее образование было ориентировано на потребности промышленности, образовательные процессы чётко планировались и выполнялись. Была распространена практика распределения студентов на рабочие места. Фактически учреждения профессионального образования почти полностью обеспечивали кадрами предприятия страны. [7].
Качество образовательных услуг высшего профессионального образования в современной России рассматривается с разных сторон. С точки зрения маркетинга по отношению к элементам, взаимодействующим на рынке образовательных услуг можно рассматривать качество высшего образования с позиции студента, с позиции работодателя и с позиции государства.
Для абитуриента или студента получение услуг высшего образования рассматривается с точки зрения потребителя. Как получатель конечного результата студент нацелен на получение образования. Причём, специфика услуг высшего профессионального образования такова, что у конкретного студента своё индивидуальное понимание результата высшего образования: для одного это знания, для другого документ, удостоверяющий степень бакалавра или магистра, для третьего - опыт, полученный в процессе обучения.
С точки зрения государства результатом качественного оказания услуги высшего образования является студент, успешно сдавший экзамен. Именно успеваемость и другие количественные показатели (число публикаций, часов в дисциплине и т.д.) формально определяют уровень качества высшего образования в России с точки зрения государства. Это отражают в том числе и нормативные акты, принятые министерством образования и науки, а так же руководителями вузов с целью обеспечения качества образовательных услуг. Так, например, в Волгоградском государственном техническом университете существует отдел менеджмента качества образовательной деятельности, действующий в составе учебно-методического управления на основе руководства по качеству. В данном руководстве описаны общие положения системы менеджмента качества в ВолгГТУ, общие требования к ней, а также обозначены направления, в которых осуществляется менеджмент в области качества в вузе. Несмотря на то, что система менеджмента качества в вузе пытается охватить все функциональные сферы, она остаётся формальной, поскольку ориентирована на набор нормативных показателей. Из этого следует, что с позиции государства результатом оказания вузом услуги высшего образования является получение студентом диплома с максимально возможными показателями успеваемости. При этом, принято считать, что чем выше эти показатели, тем эффективнее оказываемая услуга.
С точки зрения работодателя качественно оказанной является такая образовательная услуга, при которой получивший её специалист имеет опыт работы в своей сфере достаточный для того, чтобы беспрепятственно трудиться на предприятии и приносить прибыль собственнику. Поэтому зачастую, работодатель, не желая тратить ресурсы на
специализированное обучение молодого специалиста, ищет сотрудника с опытом работы в конкретной сфере. Молодые специалисты, не востребованные на рынке труда вынуждены работать не по своей специальности или соглашаться на работу, требующую меньший уровень компетентности, надеясь, при этом, на туманные перспективы карьерного роста. Такое положение выпускников на рынке труда отражает различное понимание качественно оказанной услуги высшего образования с позиции государства и работодателя. В первом случае результат нацелен на соответствие нормативным показателям, во втором -определённый уровень опыта.
Как отмечалось раньше, в свою очередь студент имеет преимущество выбора: он сам определяет на что нацелен процесс обучения в вузе. В случае, когда приоритетом для студента является получение диплома с достойными оценками, он стремится соответствовать показателям: иметь высокую активность на занятиях, получать высокие оценки, посетить больше факультативов. Однако, такой студент не полезен ни самому себе, ни государству, ни работодателю, так как имеет цель ради цели.
Студент, ориентированный на получение знаний будет чуть более привлекателен для рынка труда, однако, при отсутствии способности применить свои знания на практике окажется для работодателя малополезным.
Случай, когда студент ориентирован на получение в вузе практических навыков наиболее выгоден для работодателя. Однако, зачастую, вуз, за неимением достаточного количества преподавательских, материальных и других ресурсов не способен дать студенту практический опыт в том объёме, который необходим для выхода на рынок труда. Выходом из сложившейся ситуации молодые люди видят в начале карьерной деятельности ещё в студенческие годы. При этом, случается так, что обучающиеся в вузе работники предприятий не замотивированы получать новые знания, так как считают, что необходимый уровень компетенции для своей профессии они либо уже получили, либо планируют получить работая дальше. Продуктивно совмещать учебную деятельность с профессиональной трудовой российским студентам достаточно трудно. Учитывая постоянные нагрузки в вузе и необходимость вовремя и качественно выполнять свои трудовые обязанности, студент, испытывая давление, зачастую, вынужден сделать выбор в сторону чего-то одного (карьеры или образования), жертвуя при этом своими успехами в другом.
К сожалению, сложившаяся система взаимодействия рынка образовательных услуг с рынком труда не позволяет предприятиям и вузам работать достаточно эффективно. Вузы готовят выпускников, не востребованных на рынке труда, работодатели вынуждены «доучивать» своих работников, тратя при этом человеческие и материальные ресурсы: замедляются внутрифирменные процессы, в том числе получение прибыли, что отрицательно сказывается на ВВП страны и в итоге на положении государства на мировой арене.
Перед высшим образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам и нормам. Для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм) и необходимые качественные ресурсы (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.), т. е. качество условий (вложений в образование)» [8].
На рисунке 1 изображены точки соприкосновения интересов студента, работодателя и государства в вопросе качества образовательной услуги.
Рисунок 1. Модель взаимодействия рынков образовательных услуг высшего профессионального образования с рынком труда в современной России (составлено автором)
Данная модель наглядно иллюстрирует, что у студента интересы могут соприкасаться с каким-либо одним элементом: либо с работодателем (студент получает профессиональные навыки в процессе непосредственного освоения специальности), либо с государством (студент с высокой успеваемостью оканчивает вуз, не имея практических навыков).
Очевидно, что для эффективного взаимодействия всех трёх элементов, необходимо внедрение такой модели, в которой имелась бы точка соприкосновения интересов всех участников.
Ранее мы выделили три возможных результата, на который нацелен студент в процессе получения высшего образования: практические навыки, соответствие нормативным показателям и знания. При обращении к рисунку 1 мы видим, что практические навыки и соответствие нормативным показателям в качестве точек соприкосновения интересов всех трёх элементов присутствуют, а знания нет. Таким образом, модель эффективного взаимодействия рынков образовательных услуг с рынком труда и государством, очевидно, должна выглядеть как на рисунке 2:
Рисунок 2. Оптимальная модель взаимодействия рынков образовательных услуг высшего профессионального образования с рынком труда в современной России (составлено автором)
Под экономическим эффектом подразумевается выгода, в которой заинтересованы все три стороны. Студент как будущий участник рынка труда заинтересован в получении практических навыков, чтобы быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Его выгода выражается в собственной прибыли (заработной плате). Выгода работодателя заключается в прибыли, которую ему приносит работник. Выгода государства заключается в том, чтобы отечественные организации работающие эффективно увеличивали ВВП, а следовательно, приносили прибыль в госбюджет в виде налогов.
Одним из путей повышения качества образовательной услуги является актуализация и своевременное получение профессиональных знаний. Как уже упоминалось выше, современное образование в России готовит специалистов широкой сферы, не является узко специализированным. Многие учёные видят в этом проблему: вчерашним выпускникам приходится «доучиваться» в процессе работы, а работодателю приходится тратить ресурсы на специализацию нового сотрудника. При этом очевидно, что перестройка такой системы может затянуться по времени и привести к новым трудностям. Поэтому рынок образовательных услуг должен подстраиваться под сложившиеся условия, находя новые ниши и пути развития.
В современных рыночных условиях российские вузы становятся не просто участниками образовательной системы, но и отчасти коммерческими структурами, в чьих интересах развитие за счёт получение прибыли. Не смотря на финансовую самостоятельность, законодательно основной деятельностью вуза является образовательная, поэтому, зачастую, в особенности менее крупным вузам, приходится изыскивать новые источники дохода. Одним из выходов в сложившейся ситуации является популяризация дополнительного профессионального образования (ДПО).
Для современного динамично развивающегося общества такой вид ресурсов, как знания приобретает особую значимость в условиях конкуренции на рынке труда. Для обеспечения своей конкурентоспособности, а так же для обеспечения конкурентоспособности своих работников специалисты и предприятия соответственно прибегают к помощи услуг дополнительного профессионального образования.
Дополнительное образование - «образование, получаемое дополнительно к основному общему или профессиональному образованию через дополнительные образовательные программы и услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства» [9].
Автор статьи «Дополнительное профессиональное образование как пространство реализации системы менеджмента качества вуза» Е.Е. Таратонова определяет понятие «дополнительное профессиональное образование» в «двух аспектах: в узком смысле как совокупность дополнительных профессиональных программ, реализуемых вузом (или самостоятельным учреждением дополнительного профессионального образования) с целью повышения квалификации, стажировки, переподготовки специалистов или получения ими второго высшего (в том числе параллельного) образования или дополнительного к нему; в широком смысле, как непосредственно или косвенно организованный и социально обусловленный процесс обучения (преподавания и учения) воспитания и развития человека, способствующий усвоению им научных достижений, а так же культурно - исторических и духовно - нравственных ценностей общества посредством освоения дополнительных профессиональных программ в соответствующем учебном заведении (или его структурном подразделении)». [5].
В свою очередь, дополнительные образовательные услуги определяются как «платные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, такие как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов с учащимися и другие услуги за рамками образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета» [10].
Для повышения уровня конкурентоспособности и обеспечения эффективности инновационных процессов в стране, современные специалисты должны обладать особой подготовкой и специфичными знаниями в своей профессиональной области.
Существуют следующие виды дополнительного профессионального образования:
1) повышение квалификации;
2) стажировка;
3) профессиональная переподготовка.
Цель повышения квалификации - обновление теоретических и практических знаний специалистов, связанных с повышением требований к уровню квалификации и с необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
1) краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение;
2) тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
3) длительное (свыше 100 часов).
Основная цель стажировки - формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
Целью профессиональной переподготовки специалистов является:
1) получение специалистом дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
2) расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов;
3) освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой государственной аттестацией слушателей, которая может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний7.
Система дополнительного профессионального образования является одним из главных элементов системы непрерывного профессионального образования и одним из направлений применения концепции непрерывного профессионального образования. Требования современного общества к профессиональному образованию наиболее полно и оперативно отражаются системой дополнительного профессионального образования, которая постепенно становится основным связующим звеном между интересами специалиста, его работодателя, общества и государства, а также остаётся одним из основных двигателей инноваций. «Если образовательное учреждение осуществляет перспективное планирование своей деятельности, оно может само стать источником инновационных идей, которые в дальнейшем могут изменить рыночную ситуацию (например, создание принципиально новых форм дополнительного образования, потребность в которых на рынке еще не сформировалась).
Инновации, реализуемые в системе ДПО, можно классифицировать следующим образом:
1. Личностная ориентация образовательного процесса, основанная на изучении потребностей слушателей.
2. Структурная дифференциация, создающая представление о профессиональной деятельности системы ДПО.
3. Уровневая дифференциация - организация ДПО в соответствии с социальными особенностями слушателей, уровня их подготовленности к обучению» [6].
Таким образом, в современных условиях развития российского рынка образовательных услуг, а также напрямую связанного с ним рынка трудовых ресурсов наиболее актуальным становится вопрос уровня качества образования как основного фактора повышения профессиональной конкурентоспособности специалистов. Одним из наиболее перспективных
7 Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 ноября 2000 г. 35-52-172ин/35-29. 11
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (май - июнь 2015)
http://naukovedenie.ru [email protected]
путей решения проблем сбалансированности спроса и предложения на рынке труда является получение более углубленного в конкретной профессиональной сфере дополнительного профессионального образования. Активное развитие в учебном заведении системы дополнительного профессионального образования решает ещё также и вопрос приобретения дополнительных средств для вуза в условиях его финансовой самостоятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаффорова, Е. Проблемы формирования целей вузовской системы качества / Е. Гаффорова, В. Балабан, И. Кравченко // Стандарты и качество. - 2002. - №4. -С. 32.
2. Никитина, Н.Ш. Управление качеством образования. Системный подход / Н.Ш. Никитина, М.А. Валеев, П.Е. Щеглов: материалы X симпозиума. - М., 2002. - С. 18.
3. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 24.
4. Менеджмент образования: учеб. пособие / под ред. А.П. Егоршина. - М.: Логос, 2009. - 308 с.
5. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический Проект, 2007. — 320 с.
6. Конина, О.В. Управление маркетинговой деятельностью в системе высшего образования на современном этапе: монография / О.В. Конина; ВолгГТУ. -Волгоград: РПК «Политехник», 2007. - 191 с. - 12 п.л.
7. Качество высшего образования / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2012. 291 с.
8. Щеглов, П. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов / П. Щеглов, Н. Никтина // Университетское управление. - 2003. - №1. - С. 48.
9. Таратонова Е.Е. Дополнительное профессиональное образование как пространство реализации системы менеджмента качества вуза / Е.Е. Таратонова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - N4. - С. 363-369.
10. Царькова Елена Анатольевна. Проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования на базе московских колледжей в условиях становления инновационной экономики столицы // научные исследования в образовании. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-na-baze-moskovskih-kolledzhey-v-usloviyah-stanovleniya (дата обращения: 25.05.2015).
Рецензент: Сидунова Галина Ивановна, д.э.н., профессор, декан факультета «Экономики и управления», заведующий кафедрой «Экономики и менеджмента», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально - педагогический университет».
Konina Olga Vladimirovna
Volgograd State Technical University Russia, Volgograd E-mail: [email protected]
Chicherova Uliana Viktorovna
Volgograd State Technical University Russia, Volgograd E-mail: [email protected]
The system of supplementary professional education as a tool to improve the quality of educational services
in Russian universities
Abstract. In modern conditions of development of Russian market of educational services, as well as directly associated labor markets the most pressing is the question of the quality of education as the main factor increasing competitiveness of professional specialists. The quality of educational services is a multifaceted concept and is viewed from the standpoint of stakeholders, who are also the main actors of the market of educational services of higher professional education (HPE DOC) and the labor market entrants and students, employers, and the state university. In today's postindustrial society, the labor market, as a "customer" at DOC VPO requires an increase in the competitiveness of its members, improve the efficiency of their interaction by improving the quality of higher vocational education. One of the most promising ways to address the balance of supply and demand in the labor market is getting more in-depth in a specific professional field of additional vocational training, which includes species such as professional development, training and retraining. Active development in the school system of additional vocational training also addresses more the issue of acquisition of additional funds for the university in terms of its financial autonomy.
Keywords: the quality of education; educational services market of higher education; labor market; additional vocational education; higher education; the efficiency of interaction of markets; ways to improve the quality of educational services.
REFERENCES
1. Gafforova, E. Problemy formirovaniya tseley vuzovskoy sistemy kachestva / E. Gafforova, V. Balaban, I. Kravchenko // Standarty i kachestvo. - 2002. - №4. - S. 32.
2. Nikitina, N.Sh. Upravlenie kachestvom obrazovaniya. Sistemnyy podkhod / N.Sh. Nikitina, M.A. Valeev, P.E. Shcheglov: materialy X simpoziuma. - M., 2002. - S. 18.
3. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: praktikoorientirovannaya monografiya i metodicheskoe posobie / pod red. M.M. Potashnika. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2004. - S. 24.
4. Menedzhment obrazovaniya: ucheb. posobie / pod red. A.P. Egorshina. - M.: Logos, 2009. - 308 s.
5. Korotkov E.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya. M.: Akademicheskiy Proekt, 2007. — 320 s.
6. Konina, O.V. Upravlenie marketingovoy deyatel'nost'yu v sisteme vysshego obrazovaniya na sovremennom etape: monografiya / O.V. Konina; VolgGTU. -Volgograd: RPK «Politekhnik», 2007. - 191 s. - 12 p.l.
7. Kachestvo vysshego obrazovaniya / Pod red. M.P. Karpenko. M.: Izd-vo SGU, 2012. 291 s.
8. Shcheglov, P. Kachestvo vysshego obrazovaniya. Riski pri podgotovke spetsialistov / P. Shcheglov, N. Niktina // Universitetskoe upravlenie. - 2003. - №1. - S. 48.
9. Taratonova E.E. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie kak prostranstvo realizatsii sistemy menedzhmenta kachestva vuza / E.E. Taratonova // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2009. - N4. - S. 363-369.
10. Tsar'kova Elena Anatol'evna. Problemy i perspektivy razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya na baze moskovskikh kolledzhey v usloviyakh stanovleniya innovatsionnoy ekonomiki stolitsy // nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-na-baze-moskovskih-kolledzhey-v-usloviyah-stanovleniya (data obrashcheniya: 25.05.2015).