УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Р01 10.15826/ит].2016.104.026
М. А. Боровская, И. К. Шевченко, Ю. В. Развадовская, А. А. Марченко
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Ключевые слова: платная образовательная услуга, образовательная программа, отрасль образования, рейтинги репутации вузов по направлениям, стоимость, качество образовательной услуги.
В современных экономических условиях одним из ключевых показателей конкурентоспособности высшей школы является качество предоставляемых образовательных услуг, определяемое системой параметров, в том числе востребованностью выпускника на рынке труда, наличием и широтой прикладных навыков у получателя образовательной услуги. Университетский менеджмент в этих условиях должен быть ориентирован на разработку новых инструментов оценки конкурентоспособности реализуемых образовательных услуг. В рамках данной статьи предполагается исследование основных, системообразующих элементов качества системы образования в высшей школе. В первую очередь предлагается подход к расчету стоимости образовательной программы, которая в отличие от образовательной услуги, рассматривается как в качестве «продукта» - с экономической точки зрения, так и в качестве «процесса» - с точки зрения ее социальной функции. Также в статье делается попытка оценить качество образовательной программы, с учетом установленной вузом стоимости, а также показателей, характеризующих оценку образовательной услуги со стороны работодателей и академического сообщества.
действующем на сегодняшний день законодательстве образование понимается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Являясь социально значимым благом, образование в современном обществе не может не являться
частью его экономической жизни. В виду необходимости изучения образования в его экономических аспектах, в современных исследованиях применяется термин «образовательная услуга» как источник и инструмент передачи знаний, навыков, компетенций, являющийся в тоже время продуктом образовательной организации, который, безусловно, требует оценки как с точки зрения его качества, так и с точки зрения экономической целесообразности реализации.
Актуальнейшим аспектом исследования системы образования и его элементов является научное обоснование категории «образовательная услуга», которая в современных исследованиях рассматривается с точки зрения удовлетворения
'Боровская Марина Александровна - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ЦНИ «ИМИСЭ» Южного федерального университета, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42, +7 (863) 263-31-58; [email protected].
Шевченко Инна Константиновна - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ЦНИ «ИМИСЭ» Южного федерального университета, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42, +7 (863) 263-31-58; [email protected].
Развадовская Юлия Викторовна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ЦНИ «ИМИСЭ» Южного федерального университета, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42, +7 (863) 263-31-58; [email protected].
Марченко Анна Андреевна - младший научный сотрудник ЦНИ «ИМИСЭ» Южного федерального университета, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42, +7 (863) 263-31-58; [email protected].
потребностей субъектов, а также в разрезе ее конечного потребителя - предприятия, государства [2, 3]. И если в первом случае основным элементом является социальная функция, а образовательная организация выступает в качестве субъекта, «определяющего мотивационную сферу деятельности человека, социальную направленность всех общественных преобразований» [4], то вторая рассматривает образовательную услугу с точки зрения экономических категорий, не исключая при этом важной общественно-социальной функции процесса образования. При этом имеющиеся в настоящее время теоретические исследования феномена услуги базируется в основном на сравнительных характеристиках услуги, ее материальной или товарной форм.
Следует заметить, что материально-экономический аспект образовательной услуги рассматривается с позиций рынка, на котором она представлена: стоимость образовательной услуги на данном рынке является одним из факторов ее конкурентоспособности, именно стоимость образовательной услуги определяет участие системы образования как отрасли экономики в ВВП государства. К тому же не менее важным является изучение международного рынка образовательных услуг, для которого в настоящее время характерны рост, интернационализация, усиление конкуренции [5] и с позиций изучения которого невозможно рассматривать образование в отрыве от его экономических характеристик. Названные аспекты обосновывают изучение образовательной услуги как товара, как продукта, выпускаемого образовательным учреждением.
В то же время особенностью образовательной услуги как общественного товара, выступающего элементом рыночных отношений, является неотделимость результатов его реализации от важнейших социальных и экономических показателей (увеличение продолжительности жизни, уровень образования в обществе, экономическое равновесие), что обусловливает использование нерыночных механизмов регулирования рынка образовательной услуги и собственно содержания образовательной услуги. Таким образом, можно сделать предположение, что образовательная услуга, с точки зрения материально-экономического аспекта, выступает в качестве «продукта», а с позиций ее социальных функций - в качестве «процесса». И вне зависимости от того, рассматривается ли образовательная услуга в качестве продукта или процесса ее качественные параметры определяют эффективность образовательной организации, ее конкурентоспособность на отечественном
и мировом рынке образовательных услуг. Несмотря на то, что во многих вузах разрабатываются и создаются системы управления качеством образования, в том числе качеством методического обеспечения учебного процесса, содержанием образовательной деятельности, являющиеся частью стратегического планирования и управления вузом, актуальной проблемой остается система управления образовательной услугой с позиций качества. Ключевой проблемой в области университетского менеджмента является построение системы управления вузом на принципах управления качеством образования [6]. При этом качество образовательной услуги определяется не столько ее востребованностью со стороны потребителей, сколько востребованностью выпускников на рынке труда, их способностью участвовать в процессах производства товаров и услуг, в том числе за счет освоенных компетенций. Именно понятием «компетенции» обозначаются те качественные параметры выпускника, которые позволяют ему на практике реализовать полученные умения, знания и навыки и встроиться в современную ему многофакторную социальную, политическую, экономическую жизнь. Выпускнику современного вуза необходимо уметь реально владеть методами, средствами деятельности, достигать посредством своих знаний и умений поставленных целей.
Таким образом, на процесс управления качеством образовательной услуги оказывают непосредственное влияние рыночные условия, а с другой стороны, меры государственного регулирования стимулирующего или ограничивающего характера. Так, относительное снижение государственных расходов на высшее образование (в расчете на одного студента) с одновременным ростом затрат на качественную реализацию программ высшего образования [6] непосредственно формируют условия стимулирующие образовательные организации высшего образования к управлению качеством образовательной услуги.
Со стороны государственного управления качеством реализации образовательных услуг можно отметить такой механизм, как федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивающий требования к минимальному порогу материально-технической, кадровой и экономической составляющих при реализации образовательной услуги [7]. Также федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются требования к качеству образовательной программы в виде состава общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, которыми должен обладать
выпускник, освоивший образовательную программу. В процессе реализации образовательной программы в течение всего срока ее реализации образовательная организация должна располагать необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, обеспечивающей доступ обучающихся к электронным, библиотечным, информационным ресурсам. И в связи с тем, что требования к материально-техническому обеспечению образовательной организации регламентируются на законодательном уровне, для расчета стоимости образовательной услуги образовательной организации необходимо отталкиваться не только и не столько от рыночных механизмов ценообразования, сколько от расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания образовательной услуги по реализации образовательной программы на весь срок обучения.
В то же время федеральными государственными образовательными стандартами устанавливается необходимость финансового обеспечения реализации программы в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации образовательной программы. Именно инструмент базовых нормативных затрат позволяет установить минимальные требования к экономическому обеспечению реализации образовательной услуги, а также возможность получения потребителем образовательной услуги на одинаковых условиях [8].
В рамках действующего законодательства под одинаковыми условиями оказания услуг понимается совокупность обязательных требований к условиям реализации образовательной программы, в том числе к виду, уровню и (или) направленности образовательной программы, включая общесистемные и специфические требования к реализации программы, такие как материально-техническая база, квалификация руководящих и научно-педагогических работников, учебно-методическое обеспечение, иные материальные, финансовые, нематериальные ресурсы с учетом формы обучения, формы реализации образовательной программы, сроков ее освоения (продолжительности обучения) и иных специальных условий в соответствии с требованиями ст. 99 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. При этом учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг, учитывая необходимость обеспечения одинаковых условий при оказании платных услуг и услуг, осуществляемых
в рамках выполнения государственного задания. Расчет стоимости платной образовательной услуги производится на основе экономически обоснованных затрат, связанных с реализацией данной услуги, то есть с полным возмещением затрат. При этом необходимо отметить, что расчет стоимости платной образовательной услуги подразумевает калькуляцию затрат на один год обучения, что предполагает необходимость расчета стоимости платной образовательной услуги, которая и представляет собой объект деятельности образовательной организации. В соответствие с п. 17 ст. 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ [1]. Если объектом договора об оказании платной образовательной услуги является образовательная программа, то образовательные организации в праве обоснованно учитывать все затраты, связанные с ее реализацией, в том числе нефинансовую часть активов, предо -ставленную учредителем для реализации образовательной программы.
Данное положение обосновывается нормами Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В том числе в соответствии с п. 3 ст. 11 федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона «Об образовании» в Российской Федерации примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы [1]. Соответственно, оказание образовательной услуги образовательной организацией ее непосредственному получателю подразумевает реализацию образовательной программы.
С точки зрения образовательной организации как хозяйствующего субъекта, формирование
Рис. 1. Схема расчета стоимости образовательной программы
стоимости реализуемой образовательной услуги подразумевает расчет материальных ресурсов, которые необходимо задействовать в целях реализации образовательной программы. Образовательный процесс в высшем образовании длится 4-6 лет. В связи с этим актуальным является выработка механизма, позволяющего рассчитать себестоимость образовательной программы на весь срок ее реализации с целью увязки расчета стоимости образовательной услуги по принятой в настоящее время практике ее установления на один учебный год. Схема расчета стоимости платной образовательной услуги представлена на рис. 1.
Расчет стоимости платной образовательной программы представляет собой расчет экономически обоснованных затрат, в состав которых включаются затраты, непосредственно связанные с оказанием образовательной услуги, а также затраты на общехозяйственные нужды [9].
В состав затрат, непосредственно связанных с оказанием образовательной услуги, включаются затраты на оплату труда (с начислениями) персонала, непосредственно принимающего участие в оказании услуги; затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания образовательной услуги; затраты на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
затраты на организацию производственной практики; затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы; иные затраты, непосредственно связанные с оказанием образовательной услуги.
В состав затрат на общехозяйственные нужды включаются затраты на оплату труда (с начислениями) персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании образовательной услуги; затраты на содержание имущества, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги; расходы по оплате налогов и сборов, относимых на себестоимость услуг; величина амортизационных отчислений, относимых к образовательной услуге; внутренние затраты на обеспечение имущественного комплекса; иные затраты, непосредственно не связанные с оказанием образовательной услуги.
Рассчитанная себестоимость образовательной программы является основой для формирования стоимости платной образовательной услуги. Установленная стоимость платной образовательной услуги распределяется равномерно по годам пропорционально сроку ее оказания, устанавливаемому в договоре на оказание платной образовательной услуги.
С целью исполнения требований законодательства, стоимость платных образовательных не должна быть ниже установленных учредителем
образовательной организации базовых нормативных затрат, рассчитанных в зависимости от стоимостной группы специальностей и направлений подготовки для соответствующего вида, уровня и (или) направленности образовательной программы. Кроме того, при формировании стоимости платной образовательной услуги образовательная организация может применять корректирующие коэффициенты по формам обучения (очно-заочная, заочная), формам реализации образовательных программ (сетевая), по используемым образовательным технологиям (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение).
Таким образом, стоимость образовательной программы отражает ее наполненность и качество предоставляемых услуг по ее реализации: уровень используемого оборудования, информационных баз данных и прочие параметры наполнения образовательной программы непосредственно влияют на ее стоимость и, в некоторой степени, могут служить барометром ее конкурентоспособности на рынке аналогичных образовательных программ.
Оценка качества образовательной программы может быть реализована посредством анализа ценовых параметров. Это связанно с тем, что реализация качественной образовательной услуги предполагает наличие высокотехнологичного оборудования, подключения к мировым наукометрическим базам, привлечения высококвалифицированных специалистов. С другой стороны, качество образовательной программы возможно оценить посредством рейтинговых показателей вуза по укрупненным направлениям подготовки.
В данной статье предпринимается попытка сопоставить стоимости платной образовательной услуги и оценки рейтинговых агентств. Предполагается, что более высокая цена на образовательную услугу приводит к более высокому качеству ее реализации. Отметим, что качество оказания образовательной услуги регламентируется основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта. В общесистемных требованиях к реализации образовательных программ отмечается, что «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать
возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее -сеть Интернет), как на территории организации, так и вне ее». Также отмечается, что «электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах» [10]. В соответствии с этим положением образовательная организация высшего образования обязана обеспечить обучающимся условия для доступа к информационно-библиотечным ресурсам. Необходимо отметить, что наиболее качественные библиотеч-но-информационные ресурсы, в том числе базы данных Scopus, Web of Science являются достаточно ресурсоемкими и, соответственно, не все образовательные организации могут обеспечить доступ к данным ресурсам. Соответственно, использование электронных информационно-библиотечных ресурсов в образовательном процессе приводит к увеличению стоимости платной образовательной услуги и характеризует ее качество. Также в расчет стоимости образовательной услуги может быть включено используемое в образовательном процессе высокотехнологичное оборудование и установки, обеспечивающие процесс подготовки качественных специалистов. Включение дорогостоящего современного оборудования в образовательный процесс не только обеспечивает повышение качества оказываемой образовательной услуги, но и увеличивает ее стоимость. В связи с чем можно предположить, что качество оказываемой образовательной услуги непосредственно связано с ее стоимостью, которая складывается из экономически обоснованных затрат, в том числе связанных и с повышением ее качественных характеристик.
Необходимо отметить, что для оценки качества оказываемой образовательной услуги используются различные рейтинговые технологии, которые включают комплекс показателей, в том числе оценку качества со стороны получателя образовательной услуги, оценки работодателя и академического сообщества. Для анализа зависимости между показателями стоимости образовательной услуги и ее качественных характеристик были использованы данные рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), которым был составлен рейтинг вузов по подготовке выпускников определенных направлений за 2015 год на основании сопоставления экспертных оценок студентов,
Таблица 1
Показатели рейтинговых оценок федеральных университетов в 2015 году,
по данным Эксперт РА
Вуз Технические, естественно-научные и точные науки Экономика и управление Технические науки, инжиниринг и технологии Математика и естественные науки Гуманитарные и социальные науки
Рейтинг по версии ИЛЕХ (баллы) С' 2015/2016 уч. год, тыс. руб. Рейтинг по версии ИЛЕХ (баллы) С 2015/2016 уч. год, тыс. руб. Рейтинг по версии ИЛЕХ (баллы) С 2015/2016 уч. год, тыс. руб. Рейтинг по версии ИЛЕХ (баллы) С 2015/2016 уч. год, тыс. руб. Рейтинг по версии ИЛЕХ (баллы) С 2015/2016 уч. год, тыс. руб.
СФУ 12,28 95 7,1 84
БФУ 1,2 90,8
ДВФУ 4,85 100,84 2,66 89,97
КФУ 9,49 102,72 8,13 121 8,77 96,75 11,12 96,3
СВФУ 3,11 146
СКФУ 0,65 70
УРФУ 18,98 104,68 10,94 121,97 38,61 104,68 9,75 99,96 12,47 98,35
ЮФУ 6,2 102 5,72 81
'С - средняя стоимость платных образовательных услуг
выпускников, работодателей и академического сообщества с присвоением, данным балльных оценок [11]. На основании данных по балльным оценкам групп направлений подготовки, полученных в результате ранжирования вузов агентством ЯЛЕХ и средней стоимости платных образовательных услуг по этим группам, произведено сопоставление зависимости рейтинга федеральных вузов России и стоимости образовательных услуг как одного из показателей качества реализуемых вузом образовательных программ. В табл. 1 представлены данные по рейтингам вузов, а также по средней стоимости платных образовательных услуг на 2015/2016 учебный год.
Для анализа зависимости между стоимостью платной образовательной услуги и качества ее реализации построим графики. На рис. 2, 3 видно, что при понижении цены платной образовательной услуги снижается рейтинг направления.
Для оценки образовательной программы со стороны высшего учебного заведения необходима методология, позволяющая ранжировать качественные и количественные характеристики, позволяющие оценить уровень образовательной программы с различных позиций. Образовательная услуга отличается от товаров и множества услуг социальной сферы тем, что представляет собой особую социальную ценность, само предоставление услуги неотделимо от непосредственного ее исполнителя - преподавателя, соответственно, она должна и может быть оценена экспертами,
имеющими знания и опыт в академической среде. Непосредственным получателем образовательной услуги является студент, чья оценка качества оказания данной услуги очень важна и должна быть учтена. Также необходимо учитывать, что конечный результат предоставления образовательной услуги по реализации образовательной программы будет проявлен в практической среде, именно в организации, где индивидуум, получивший
Рис. 2. Рейтинг федеральных вузов России / стоимость платных образовательных программ по техническим, естественно-научным и точным наукам
го
(№ЙТИНГ& ПС иерсии
Рис. 3. Рейтинг федеральных вузов России / стоимость платных образовательных программ по направлению экономика и управление
знания, сможет их реализовать. Необходимость оценки образовательной программы академическим сообществом, среди работодателей и в среде студентов формирует блок экспертных оценок.
Оценить образовательную программу по количественным характеристикам, которые также могут служить в качестве оценок ее качества:
- уровень научных наработок по направлению образовательной программы профессорско-преподавательского состава, реализующего данную программу: доля преподавательского состава, обладающего ученой степенью, количество публикаций преподавателей по тематике образовательной программы, индексы цитирования, количество защитившихся докторантов и аспирантов, участие профессорско-преподавательского состава в проектах по направлению образовательной программы;
- качество трудоустройства выпускников: количество и доля выпускников, трудоустроившихся по специальности, соответствующей полученной образовательной программе, в том числе востребованность выпускников на региональном, национальном и глобальном рынках труда: количество и доля специалистов, подготовленных в рамках договоров с работодателями о целевом обучении;
- качество приема может характеризоваться средним баллом по вступительным экзаменам, долей обучающихся, принятых из других регионов, количества зачисленных по конкурсу (победителей олимпиад), принятых на обучение по образовательной программе;
- международная интеграция - характеризуется количеством и долей иностранных студентов, количеством и долей иностранных
преподавателей, количеством и долей курсов, преподаваемых на иностранных языках, количеством программ двойных дипломов, сетевых программ.
Таким образом, на современном этапе развития системы образования, характеризующимся ростом конкуренции на рынке образовательных услуг, повышением требований к качеству предоставляемых образовательных услуг наблюдается зависимость между качественными параметрами образовательной услуги и ее стоимостью. Действующие нормы законодательства позволяют образовательной организации включать в расчет стоимости образовательной услуги все необходимые экономически обоснованные затраты. Весь набор материальных и нематериальных ресурсов, необходимых для реализации образовательной услуги может быть включен образовательной организацией в стоимость оказываемой услуги, что соответственно позволяет организации включать в образовательный процесс современные технологии и базы знаний, повышающие качество образовательной услуги. Парадигма современной системы высшего образования базируется на компетентностном подходе, который определяет необходимость разработки соответствующей системы оценки качества образования. Разработка и внедрение механизма оценки качества реализуемых образовательных программ в высшей школе может обеспечить повышение конкурентоспособности вуза за счет снижения доли образовательных программ, имеющих низкие рейтинговые показатели, то есть оцениваемые работодателями, академическим сообществом и получателем образовательной услуги как низкокачественные.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Рос. газета. 2012. 30 декабря.
2. Багаутдинова Н. Г. Инновационный потенциал высшей школы: анализ и оценка. М.: ЗАО «Издательство
"Экономика"», 2002. 21 с.
3. Социально-экономический механизм интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда: региональный аспект / под ред. М. А. Боровской. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 256 с.
4. Радугина О. А. Образовательная культура общества как целостный социальный феномен // Философия и общество. 2011. № 1. С. 130.
5. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 5 с.
6. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы / руководитель авт. коллектива В. М. Филиппов. 2-е изд. М.: Логос, 2006. 488 с.
7. Боровская М. А., Шевченко И. К., Развадовская Ю. В., Бечвая М. Р. Система стимулирования как инструмент повышения результативности научно-образовательной деятельности: опыт федеральных университетов // Университет. управление: практика и анализ. 2013. № 4 (86). С. 79-86.
8. Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания: Приказ Минобрнауки России № 1898 от 20 декабря 2010 г. // Рос. газета. 2011. 14 января.
9. Боровская М. А., Ястребова О. К., Цветкова А. В., Михалькова Е. Е. Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов // Высш. образование в России. 2012. № 6. С. 3-14.
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры: Приказ № 321 от 30 марта 2015 г. // Офиц. интернет-портал правовой информации www.pravo.gov. ru. 2015, 24 апреля.
11. Рейтинги репутации вузов по укрупненным направлениям (RAEX, 2015 год) [Электронный ресурс] URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/vuz_ reputation_2015/ (дата обращения: 05.08.2016)
DOI 10.15826/umj.2016.104.026
M. A. Borovskaja, I. K. Shevchenko, Ju.V. Razvadovskaja, A. A. Marchenko'
Southern Federal University, Rostov-na-Donu, Russia
ECONOMIC ASPECTS OF QUALITATIVE PARAMETERS OF THE EDUCATIONAL PROGRAM IN HIGHER EDUCATION
Key words: educational service, educational program, education, ratings, cost, quality of educational services.
In the current economic conditions one of the key parameters of competitiveness of higher education is the quality of educational services determined by the system parameters, including demand for graduates on the labor market, the availability and scope of applied skills of the recipient of the educational service. University management should be focused on the development of new tools for accessing competitiveness of educational services, including identification of the key parameters of the cost of paid educational services. In this article it is expected to study the basic, fundamental elements of quality of education system in higher education. First and foremost, the approach to calculating the cost of the educational program that is more comprehensive, unlike educational services, which, in turn, acts as a "product" from an economic point of view, and as a "process" - from the point of view of its social function. The article also attempts to assess the quality of the educational program, subject to the established University cost, and indicators of the evaluation of educational services on the part of employers and the academic community.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj za-kon ot 29 dekabrja 2012 N 273-FZ [On education in the Russian Federation": Federal law of 29 December 2012 No 273-FZ], Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 2012, December 30.
2. Bagautdinova N. G. Innovacionnyj potencial vysshej shkoly: analiz i ocenka. [Innovative potential of higher education: analysis and assessment], Moskow: ZAO «Izdatel'stvo «Jekonomika»», 2002, p. 21.
3. Social'no-jekonomicheskij mehanizm integracii rynka obrazovatel 'nyh uslug v rynok truda: regional 'nyj
aspekt. [Socio-economic integration mechanism of the market of educational services labour market: regional aspect] Pod red. M. A. Borovskoj, Taganrog, TRTU, 2005, р. 256.
4. Radugina O. A. Obrazovatel'naja kul'tura obshhestva kak celostnyj social'nyj fenomen. [The educational culture of society as a holistic social phenomenon] Filosofija i obsh-hestvo. [Philosophy and society], Volgograd, «Uchitel'», 2011, No 1, p. 130.
5. Galichin. V. A. Mezhdunarodnyj rynok obrazovatel 'nyh uslug: osnovnye harakteristiki i tendencii
*Marina A. Borovskaya, Doctor of Sciences (Economics), Professor, chief researcher of the SIC " IMISE", southern Federal University, 344006, Rostov-na-Donu, ul. B. Sadovaja, 105/42, 8(863)263-31-58, [email protected]
Inna K. Shevchenko, Doctor of Sciences (Economics), Professor, chief researcher of the SIC "IMISE", southern Federal University, 344006, Rostov-na-Donu, ul. B. Sadovaja, 105/42, 8(863)263-31-58, [email protected]
Yulija V. Rozwadowska, Candidate of Sciences (Economics), leading researcher of the SIC " IMISE", southern Federal University, 344006, Rostov-na-Donu, ul. B. Sadovaja, 105/42,8(863)263-31-58, [email protected]
Anna A. Marchenko, Without a degree, Junior researcher of the SIC " IMISE", southern Federal University, 344006, Rostov-na-Donu, ul. B. Sadovaja, 105/42, 8(863)263-31-58, [email protected]
razvitija. [International market of educational services: basic characteristics and development trends], Moskow, Izdatel'skij dom «Delo» RANHIGS, 2015, p. 5
6. Filippov V. M. Upravlenie v vysshej shkole: opyt, ten-dencii, perspektivy [anagement in higher education: experience, trends, perspectives], Moskow, Logos, 2006, p. 388.
7. Borovskaja M. A., Shevchenko I. K., Razvadov-skaja Ju. V., Bechvaja M. R. Sistema stimulirovanija kak instrument povyshenija rezul'tativnosti nauchno-obrazovatel'noj dejatel'nosti: opyt federal'nyh universite-tov [The system of incentives as a tool to improve the efficiency of scientific and educational activities: the experience of Federal universities]. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz [University management: practice and analysis.], 2013, No 4 (86), pp. 79-86.
8. Ob utverzhdenii Porjadka opredelenija platy dlja fizicheskih i juridicheskih lic za uslugi (raboty), otnosjash-hiesja k osnovnym vidam dejatel'nosti federal'nyh bjudzhet-nyh uchrezhdenij, nahodjashhihsja v vedenii Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, okazyvaemye imi sverh ustanovlennogo gosudarstvennogo zadanija, a takzhe v sluchajah, opredelennyh federal'nymi zakonami, v pre-delah ustanovlennogo gosudarstvennogo zadanija: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 20 dekabrja 2010 No 1898 [On approval of the Procedure for determining payment for physical and legal persons for services (works) related to key activities of the Federal budgetary institutions under the jurisdiction of the Ministry of education and science of the Russian Federation
rendered in excess of the established state task, and also in the cases defined by Federal laws, within the established state task: Order of the Ministry of education and science from 20 December 2010 No 1898], Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 2011, January 14.
9. Borovskaja M. A., Jastrebova O. K., Cvetkova A. V., Mihal'kova E. E. Gruppovye normativy zatrat po special'nostjam i napravlenijam podgotovki kak kljuchevoj jetap reformy finansirovanija vuzov [Group standards of expenses for specialties and the preparation directions as a key stage of reform of financing higher education]. Vysshee ob-razovanie vRossii. [Higher education in Russia], 2012, No 6, pp. 3-14.
10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel 'nogo standarta vysshego obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 38.04.01 Jekonomika (uroven' magistratury): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 30 marta 2015 N 321 [On approval of the Federal state educational standard of higher education in the direction of training 38.04.01 Economics (graduate level): Order of the Ministry of education and science from 30 March 30 2015 No 321] Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii www.pravo.gov.ru [The official Internet portal of legal information www.pravo.gov.ru], 2015, april, 24
11. Rejtingi reputacii vuzov po ukrupnennym napravlenijam (RAEX, 2015 god) [The reputation ratings of universities on the integrated areas (RAEX, 2015)] avalible at: http:// raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/vuz_reputation_2015/ (accessed: 05.08.2016)