Научная статья на тему 'Концепция модели сети кадровых агентств при образовательных организациях'

Концепция модели сети кадровых агентств при образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МОДЕЛЬ / ПРОГНОЗ / УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ / РАБОЧИЙ ПЛАН / ЗАДАЧА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MONITORING / QUALITY OF EDUCATION / COMPETENCE / STANDARD OF EDUCATION / MODEL / PROGNOSIS / CONTROL / ANALYSIS / UNIT OF MEASUREMENTS IS A DEGREE / WORKING PLAN / TASKS / ECONOMICAL DIRECTION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашманова В. Ф.

Проведен обзор научно-методической литературы, посвященной деятельности существующих Центров занятости как отдельных подразделений учреждений профессионального образования. Особое внимание обращено на разработку организационной структуры Центра, взаимодействующего с другими подразделениями внутри образовательного учреждения, в системе городских и окружных служб занятости населения, а также с основными предприятиями-работодателями. Указывается, что основными факторами повышения качества образования являются материально-техническая база вуза, состояние НИР и тесное сотрудничество с работодателями. Они позволяют внедрять инновационные достижения науки в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT MODEL NET OF RECRUITMENT AGENCIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The scientific and methodological literature are reviewed, devoted to the work of existing employment centers as a separate unit of vocational education institutions. Particular attention is paid to the development of the organizational structure of the Centre, interacting with other departments inside the educational institution in the system of city and county public employment services and also with the main companies-employers. It is specified that major factors of improvement of quality of education are the material base of higher education institution, a condition of research activity and close cooperation with employers. They allow to introduce innovative achievements of science in educational process.

Текст научной работы на тему «Концепция модели сети кадровых агентств при образовательных организациях»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-123-127

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СЕТИ КАДРОВЫХ АГЕНТСТВ ПРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Лаишанова В. Ф.

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры, г. Сургут, Российская Федерация

Проведен обзор научно-методической литературы, посвященной деятельности существующих Центров занятости как отдельных подразделений учреждений профессионального образования. Особое внимание обращено на разработку организационной структуры Центра, взаимодействующего с другими подразделениями внутри образовательного учреждения, в системе городских и окружных служб занятости населения, а также с основными предприятиями-работодателями.

Указывается, что основными факторами повышения качества образования являются материально-техническая база вуза, состояние НИР и тесное сотрудничество с работодателями. Они позволяют внедрять инновационные достижения науки в учебный процесс.

Ключевые слова: мониторинг; качество образования; компетенция; образовательный стандарт; модель; прогноз; управление; анализ; единица измерения; рабочий план; образовательный стандарт; задача; экономическое направление; инновационная деятельность.

CONCEPT MODEL NET OF RECRUITMENT AGENCIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Lashmanova V.F.

Surgut State University of Khmao-Ugra, Surgut, Russian Federation

The scientific and methodological literature are reviewed, devoted to the work of existing employment centers as a separate unit of vocational

education institutions. Particular attention is paid to the development of the organizational structure of the Centre, interacting with other departments inside the educational institution in the system of city and county public employment services and also with the main companies-employers.

It is specified that major factors of improvement of quality of education are the material base of higher education institution, a condition of research activity and close cooperation with employers. They allow to introduce innovative achievements of science in educational process.

Keywords: monitoring; quality of education; competence; standard of education; model; prognosis; control; analysis; unit of measurements is a degree; working plan; standard of education; tasks; economical direction; innovation.

Проблема трудоустройства выпускников вуза в большинстве регионов Российской Федерации является одной из самых острых. Она обусловлена двумя главными причинами. Первая из них связана с тем, что рынок труда до сих пор не сформировался вследствие продолжающихся экономических реформ и череды ряда экономических кризисов. Вторая вызвана неоправданной конкуренцией на рынке образовательных услуг вследствие несогласованности планирования деятельности государственных вузов и разросшейся сети филиалов вузов, не обеспечивающих высокую квалификацию своих выпускников [ 1 ].

Начиная с 1999 г. в вузах России начали создаваться центры содействия трудоустройству выпускников. Поскольку их статус, характер решаемых ими задач, исполняемые функции, порядок финансирования, место в структуре вуза изначально не были определены, то они осуществляли свою деятельность, исходя из имеющихся условий, ресурсов и собственных представлений о своих задачах и функциях.

Работа Центра не должна ограничиваться только рамками своего учреждения. Ему придется сотрудничать с предприятиями-работодателями, с местными органами Минтруда России, комитетами по делам молодежи, СМИ и другими организациями, способными оказать помощь. Эту деятельность следует упорядочить и расписать в рамках Муниципальной программы содействия занятости.

Авторы работ [2—4] считают, что помимо уже существующих структур необходимы организации двух типов:

1. Региональные центры содействия трудоустройству. Они должны создаваться решением совета ректоров вузов региона на конкурсной основе в одном из вузов региона, который в этом случае становится головным в регионе по этой проблеме.

2. Вузовские центры содействия трудоустройству. Они должны создаваться во всех вузах.

Функции региональных центров содействия трудоустройству состоят: а) в информационной и целевой координации сотрудничества в проведении совместных семинаров, конференций, советов; б) анализе взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда; в) во внешних контактах с другими регионами, федеральными органами власти и т.п.

Функции вузовских центров содействия трудоустройству состоят: а) в разработке стратегии выпуска - целевая группа работодателей, специфики образовательных программ в вузе; б) профориента-ционной работе со студентами, дополнительные учебные курсы, предоставление информации; в) выработке рекомендаций для руководителей управлений по учебной работе по корректировке учебных планов в соответствии с текущими требованиями работодателей и перспективами рынка труда; г) в разработке стратегии взаимодействия с центрами повышения квалификации внутри вуза и вне его; д) взаимодействии с промышленностью.

Иерархическая структура связей Центров сопровождения выпускников в системе профессионального образования, главными элементами которой являются:

• Министерство образования и науки РФ;

• Федеральное агентство по образованию (Рособрнадзор);

• Совет ректоров вузов региона;

• Региональные центры занятости;

• ЦСВВПО (ЦСВ - Центр сопровождения выпускников, СПО среднего профессионального образования, ВПО - высшего профессионального образования).

В работах [5-6] предлагают создать в вузе как центр сопровождения выпускников, так и центр дополнительного образования.

На центр сопровождения выпускников предлагается возложить следующие функции: 1) организация стажировок, практик; 2) организацию временной занятости (во время обучения); 3) трудоустройство после окончания учебного заведения; 4) консультирование студентов и выпускников по вопросам трудоустройства; 5) реализация обучающих программ по развитию навыков эффективного поведения на рынке труда; 6) внедрение автоматизированной базы данных анкет-резюме студентов; 7) организация и проведение специализированных мероприятий по карьере; 8) взаимодействие с компаниями-работодателями, сотрудничество с другими образовательными учреждениями, другими ЦК (Центр карьеры).

На центр дополнительного образования возлагается решение следующих задач: 1) определение особенностей и актуальности программ обучения в вузе, сравнение их с программами других вузов, готовящих специалистов по той же тематике, выявление сильных и слабых сторон обучения в данном вузе, определение специфики, сегмента данного вуза на рынке образовательных услуг; 2) определение целевой группы предприятий; 3) выработка рекомендаций по корректировке программ обучения в вузе.

Центр сопровождения выпускников должен быть связан с Министерством образования и науки опосредованно. Нормативные документы, издаваемые Министерством образования и науки должны иметь рекомендательный характер для деятельности ЦСВ. Они лишь способствуют осуществлению непротиворечивости действий ЦСВ соответствующим статьям законов об образовании прав человека и т.п.

Функции ЦСВ:

• Организация стажировок и практик, временная занятость, трудоустройство по окончании учреждений профессионального образования;

• Создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и работодателей данными о рынке труда и рынке образовательных услуг;

• Работа с промышленными предприятиями и другими работодателями. Анализ спроса на специалистов. Прогноз развития ситуации. Определение специфики профессионального образования, на рынке образовательных услуг. Взаимодействие с другими образовательными учреждениями, органами власти, общественными организациями. Определение стратегических ориентиров и т.д. Из проведенного обзора литературы следует, что в работе подразделений СПО, ВПО на первый план выступает задача управления.

Список литературы

1. Лашманова В.Ф. Модель оценки качества образования - как элемент процедур лицензирования, аттестации и аккредитации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 13 (141). С. 16-20.

2. Калмазан А. В. Мониторинг образовательного процесса как фактор повышения качества в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 4. С. 175-180.

3. Стронгин Р.Г. Взаимодействие с работодателями. Интегрирующая роль университета // Нижний Новгород, 2007. 235 с.

4. Степанов В.И. Проблемы обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2013. № 6. С. 27-30.

5. Илясов Е.П. Трудоустройство выпускников - задача учреждений профессионального образования / Е.П. Илясов // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 84-93.

6. Ягудина Л.Р. Оценка качества высшего образования в Италии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9. С. 93-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.