Научная статья на тему 'Востребованность выпускников на региональном рынке труда как показатель качества профессионального образования'

Востребованность выпускников на региональном рынке труда как показатель качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION / DEMAND FOR GRADUATES / REGIONAL LABOR MARKET / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Валентина Григорьевна, Иштерякова Татьяна Ивановна

В условиях перехода современной экономики к экономике знаний, обеспечение качества профессионального образования требует новых решений. Авторами рассматриваются различные подходы к его обеспечению образовательными организациями. Индикатором качества подготовки специалиста в указанном контексте является востребованность на рынке труда. Приведенные примеры мониторинга востребованности выпускников образовательными учреждениями ставят перед педагогической наукой задачи, требующие решения. По мнению авторов, востребованность выпускников целесообразно сопоставлять с потребностями регионального рынка труда. Учитывая востребованность специалистов на протяжении всей трудовой деятельности необходимопринимать во внимание матрицу навыков для профессий, востребованных в экономике знаний. В статье приведены данные по трудоустроенным выпускникам со средним профессиональным образованием в Оренбургской области, которые свидетельствуют о необходимости разработки научно-обоснованных условий повышения востребованности выпускников. Вместе с тем, анализ изменений на региональном рынке труда за 15 лет свидетельствует о перераспределении потребности в специалистах по определенным отраслям экономики. Соответственно в настоящее время образовательным организациям, реализующим программы профессионального образования, необходимо проводить ежегодный мониторинг востребованности выпускников, сопоставляя его со сведениями о потребности региона в кадрах соответствующей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REQUIREMENT OF GRADUATES ON THE REGIONAL LABOR MARKET AS THE INDEX OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

In the context of the transition of the modern economy to the knowledge economy, the problem of ensuring the quality of vocational education is topical. Various approaches to its maintenance by the educational organizations are considered. Indicator quality training specialist is his demand in the labor market. The above examples of monitoring the relevance of graduates to educational institutions put before pedagogical science the tasks that need to be addressed. According to the authors, the relevance of graduates should be compared with the needs of the regional labor market. Given the relevance of professionals throughout their work, it is necessary to take into account the matrix of skills for professions in demand in the knowledge economy. The article contains data on graduates with secondary vocational education in the Orenburg region who are employed, who testify to the need to develop scientifically grounded conditions for increasing the demand for graduates. At the same time, the analysis of changes in the regional labor market for 15 years indicates a redistribution of the need for specialists in certain sectors of the economy. Accordingly, at present, educational organizations implementing vocational education programs need to conduct an annual monitoring of the demand for graduates, comparing it with information about the needs of the region in the staff of the relevant qualifications.

Текст научной работы на тему «Востребованность выпускников на региональном рынке труда как показатель качества профессионального образования»

DOI: 10.25198/1814-6457-217-21

УДК 377

Гладких В.Г., Иштерякова Т.И.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: Tanya_ishter@mail.ru

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях перехода современной экономики к экономике знаний, обеспечение качества профессионального образования требует новых решений. Авторами рассматриваются различные подходы к его обеспечению образовательными организациями. Индикатором качества подготовки специалиста в указанном контексте является востребованность на рынке труда.

Приведенные примеры мониторинга востребованности выпускников образовательными учреждениями ставят перед педагогической наукой задачи, требующие решения. По мнению авторов, востребованность выпускников целесообразно сопоставлять с потребностями регионального рынка труда. Учитывая востребованность специалистов на протяжении всей трудовой деятельности необходимопринимать во внимание матрицу навыков для профессий, востребованных в экономике знаний. В статье приведены данные по трудоустроенным выпускникам со средним профессиональным образованием в Оренбургской области, которые свидетельствуют о необходимости разработки научно-обоснованных условий повышения востребованности выпускников. Вместе с тем, анализ изменений на региональном рынке труда за 15 лет свидетельствует о перераспределении потребности в специалистах по определенным отраслям экономики.

Соответственно в настоящее время образовательным организациям, реализующим программы профессионального образования, необходимо проводить ежегодный мониторинг востребованности выпускников, сопоставляя его со сведениями о потребности региона в кадрах соответствующей квалификации.

Ключевые слова: качество профессионального образования, востребованность выпускников, региональный рынок труда, экономика знаний.

Gladkih V.G., Ishteryakova T.I.

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: Tanya_ishter@mail.ru

THE REQUIREMENT OF GRADUATES ON THE REGIONAL LABOR MARKET AS THE INDEX OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

In the context of the transition of the modern economy to the knowledge economy, the problem of ensuring the quality of vocational education is topical. Various approaches to its maintenance by the educational organizations are considered. Indicator quality training specialist is his demand in the labor market.

The above examples of monitoring the relevance of graduates to educational institutions put before pedagogical science the tasks that need to be addressed. According to the authors, the relevance of graduates should be compared with the needs of the regional labor market. Given the relevance of professionals throughout their work, it is necessary to take into account the matrix of skills for professions in demand in the knowledge economy. The article contains data on graduates with secondary vocational education in the Orenburg region who are employed, who testify to the need to develop scientifically grounded conditions for increasing the demand for graduates. At the same time, the analysis of changes in the regional labor market for 15 years indicates a redistribution of the need for specialists in certain sectors of the economy.

Accordingly, at present, educational organizations implementing vocational education programs need to conduct an annual monitoring of the demand for graduates, comparing it with information about the needs of the region in the staff of the relevant qualifications.

Key words: quality of vocational education, demand for graduates, regional labor market, knowledge economy.

Современные тенденции экономики, инновационные технологии и наукоемкое производство актуализируют проблему качества профессионального образования. Соответственно, профессиональные образовательные организации предпринимают определенные действия: помимо усиления практикоориентированно-сти обучения, интегрируются опережающие организационно-педагогические и социальные инициативы. Этот ориентир связывается с осо-

знанием выпускниками неизбежного обновления технологий производства, стимулирующих их мобильность и усиливающих личную конкурентоспособность на отраслевом рынке труда. Данная тенденция по-новому характеризует проблему качества профессионального образования.

Исторически сложилось, что качество -важнейший аспект жизнедеятельности человека. К примеру, Г.В.Ф. Гегель рассматривал

«качество» двояко: в гносеологическом смысле оно определялось как начальная ступень познания вещей; с точки зрения онтологии категория «качества» «есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [2, с. 228]. В этом тезисе заложена специфика качества: это его сущее, которое вместе с тем рассматривается как динамическая характеристика, подверженная под влиянием «бытия» трансформации: с одной стороны, качество - стержневая доминанта объекта, а с другой - его перманентное состояние. Вместе с тем действительность разнообразна, а деятельность - многоаспектна, именно поэтому научные и эмпирические представления о качестве с течением времени уточняются, конкретизируются под влиянием ускорения темпов развития общества и экономики.

За последние десятилетия рынок труда, многоотраслевое производство предъявляют высокие требования не только к качеству продукта труда, но и к субъекту профессиональной деятельности, т. е. рабочему, специалисту. Данная позиция усиливает ответственность профессиональной образовательной организации как за процесс подготовки будущего специалиста (работника), так и за его результат, который характеризуется мерой соответствия квалификации выпускника требованиям работодателя. В этой связи повышаются требования к качеству подготовки определенных категорий работников, обеспечивающих насыщение рынка труда квалифицированными кадрами, способными адекватно реагировать на его социальные и экономические «вызовы». Применительно к разным объектам качество продуктов труда наполняется их спецификой и определяется, соответствием произведенных товаров, работ, услуг, требованиям стандартов, договоров, контрактов.

В профессиональном образовании качество рассматривается сквозь призму готовности выпускника образовательной организации к выполнению своих обязанностей, трудовых действий и операций, непосредственно обеспечивающих соответствие требованиям работодателей, занятых в сфере производства

конкретных продуктов труда. Во всем мире в образовательных организациях начали функционировать и постепенно совершенствоваться внутренние системы менеджмента качества образования, которые сравниваются в соответствии с требованиями ISO 9001 [8]. Таким образом анализируется качество образования как на внутреннем уровне (в образовательной организации), так и на внешнем (международном) уровне.

Указанные тенденции находят свое отражение в нашей стране: в последние годы ориентиром качества профессиональной подготовки становится наряду с Федеральным государственным образовательным стандартом профессиональный стандарт, аккумулирующий требования работодателя к будущему работнику конкретной отрасли или сферы деятельности, способному к производству качественного продукта труда. Помимо того, профессиональный стандарт унифицирует требования различных работодателей в определенной отрасли к качеству подготовки выпускника.

Проблема качества в педагогическом контексте представлена в исследованиях А.И. Су-бетто. Изучая качество жизни, он делает акцент на качестве образования, выдвигая следующий принцип: «... качество образования в широком смысле отражается в качестве человека» [6], которое воздействует на его профессиональную деятельность и ее результаты. Считаем необходимым подчеркнуть, что указанная взаимосвязь актуализируется в профессиональном образовании в силу его продуктивного экономического характера, а «потребление» результатов образования становится долгосрочной перспективой. Именно поэтому его качество по своей сути более емко, нежели соответствие стандартам.

Одной из наиболее показательных характеристик качества подготовки специалиста является его востребованность, которую рассматривают как индикатор, отражающий взаимодействие и сбалансированность регионального рынка труда и учреждений профессионального образования. Взамен отлаженной в прошлом системы распределения молодых специалистов аналогичные эффективные ре-шенияпока отсутствуют, однако активный их

поиск продолжается. На портале мониторинга трудоустройства выпускников1 представлены следующие данные по Оренбургской области: доля выпускников со средним профессиональным образованием, трудоустроенных в регионе составила 73%, 68%, 66% соответственно за 2014 г., 2015 г., 2016 г.; доля индивидуальных предпринимателей среди выпускников указанных лет составила 1,1%, 1,2%, 1,9%. Приведенные данные по Оренбургской области преимущественно отражают соответствующую динамику по другим регионам и в целом по стране, однако налицо необходимость разработки научно-обоснованных условий повышения востребованности выпускников.

В настоящее время учреждения, реализующие программы профессионального образования, проводят собственный мониторинг востребованности выпускников. За основу принимаются следующие данные: трудоустройство по специальности, трудоустройство не по специальности, открытие собственного бизнеса, призыв в армию, продолжение обучения на следующей ступени образования, декретный отпуск, нетрудоустройство.

Существуют различные подходы к расчету показателей востребованности. По мнению В.И. Сухочева, все группы, кроме нетрудоустроенных, следует отнести к числу трудоустроенных выпускников, т.к. необходимо выполнять конституционный и материнский долг, повышать свой образовательный уровень, поднимать экономику страны через создание собственного дела [7]. На наш взгляд, при оценке качества и востребованности профессионального образования необходимо учитывать трудоустройство по специальности, открытие собственного бизнеса и продолжение обучения. Пример расчета количественной оценки востребованности выпускников, учитывающего трудоустройство по специальности и не по специальности, предложен О.В. Забелиной, Т.М. Козловой, А.В. Ро-манюк [4]. Проводя подобный мониторинг востребованности выпускников, учреждения профессионального образования будут владеть объективным показателем качества своей деятельности.

Востребованность специалиста является характеристикой соответствия требованиям рынка труда на протяжении всей трудовой деятельности. Зарубежные исследователи профессионального образования отмечают, что развить у будущего специалиста навыки, необходимые для адаптации к быстро меняющемуся миру помогает создание инновационной учебной среды, где обучаемые берут на себя ответственность не только за свой учебный процесс, но и за свой карьерный рост [9]. Соответственно, при подготовке студентов важно учитывать изменение требований к работникам, которые происходят в связи с тенденциями мировой экономики. Практика убедительно свидетельствует о том, что на смену предприятиям с высокой численностью занятых приходят высокопроизводительные предприятия с небольшой численностью высококвалифицированных работников. Очевидна тенденция к увеличению доли квалифицированного труда в общей занятости. Именно поэтому при планировании приема абитуриентов необходимо учитывать изменения рынка труда, которые с высокой вероятностью произойдут в будущем.

Научному прогнозированию потребности рынка труда в специалистах способствуют так называемые форсайт-проекты. К одному из них относится стратегия «Россия 2025. От кадров к талантам». В нем представлен прогноз изменений рынка труда, который дифференцирует трудовые ресурсы на: профессии группы «правило», профессии группы «умения» и профессии группы «знание». В стратегии заявлена целевая модель компетенций 2025, которая аккумулирует разделы когнитивных, социально-поведенческих и цифровых навыков. Раздел когнитивных навыков включает: саморазвитие, организованность, управленческие навыки, достижение результатов, решение нестандартных задач, адаптивность. Раздел социально-поведенческих соответственно объединяет навыки коммуникации, межличностное и межкультурное взаимодействие. Цифровые навыки, в свою очередь, представлены специальными навыками управления информацией и создания систем. Данная матрица навыков нацеливает си-

1 http://graduate.edu.ru/ портал мониторинга трудоустройства выпускников.

стему профессионального образования на подготовку востребованных выпускников не только на современном рынке труда, но и в перспективе, устремленной в экономику знаний.

Изменения в мировой экономике, геополитическая ситуация не только направлены на будущее, но и в настоящее время оказывают влияние на региональный рынок труда. Соответственно, востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций обусловлена многочисленными факторами: в первую очередь это экономическая ситуация в регионе, потребность в квалифицированных кадрах, соответствующих его специфике, во-вторую - уровень безработицы, миграционные процессы и пр. По мнению Т.Э. Дусь и И.А. Мавриной изучение востребованности профессионального образования предусматривает рассмотрение его индивидуального и социально-государственного аспектов [3]. Мы считаем, что профессиональную востребованность необходимо рассматривать преимущественно на региональном уровне, т. к. различия в производственном и социальном секторах экономики России выявляют особенные показатели востребованности кадров в каждом отдельном регионе.

Введение регулярного мониторинга кадровой потребности региональной экономики убедительно фиксирует ее специфику. Вместе с тем использование его результатов для обоснованного прогнозирования кадровой потребности региона, формирования заказа для ее удовлетворения системе профессионального образования затруднено по ряду причин. Исследователи данной проблемы в их числе называют ограниченную информацию об отраслевой потребности в кадрах определенной квалификации, обусловленную невозможностью структурирования текущей и перспективной кадровых потребностей по видам экономической деятельности, а также уровням профессиональной подготовки и квалификациям специалистов [5]. В этой связи разработка методики проведения мониторинга и использование его результатов образовательными организациями остается задачей, требующей адекватного решения в настоящее время.

Сопоставление прогноза в кадрах определенных отраслевых разновидностей поддерживается на государственном уровне: меры по подготовке востребованных кадров регулируются приказом Минтруда России .№831 от 2 ноября 2015 г., утвердившим список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Однаково-стребованность кадров на региональном уровне имеет свою специфику. Один из возможных региональных аспектов подготовки востребованных кадров был изучен И. Д. Белоновскойи В.П. Ковалевским в 2003 г. В масштабе Оренбургской области они сопоставили структуры валового регионального продукта и выпуска специалистов учреждениями среднего профессионального образования по отраслевым группам специальностей [1, с. 111]. Данное исследование зафиксировало дефицит выпускников средней профессиональной школы по таким отраслям, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт. В таких секторах, как управление, торговля, экономика, право, здравоохранение и гуманитарно-социальный сложилась обратная ситуация, где количество выпускников со средним профессиональным образованием превысило долю соответствующей отрасли в структуре регионального рынка.

Нами проведен анализ потребности Оренбургской области на 2018-2022 годы в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, представленный на интерактивном портале службы занятости населения Оренбургской области2. Весь перечень представленных на нем профессий, специальностей приведен в соответствие с отраслями, группами специальностей предложенными И. Д. Бело-новской и В.П. Ковалевским. Цель анализа состояла в фиксации изменений структуры рынка труда за прошедшие 15 лет. В итоге, сопоставив данные 2003 и 2018 годов по Оренбургской области, мы получили следующие результаты: спрос специалистов в промышленной отрасли уменьшился на 5%, в сельском хозяйстве увеличился на 16,2%, в строительстве увеличился на 7%; в транспортной отрасли уменьшился

2 http://szn.orb.ru/ - интерактивный портал службы занятости населения Оренбургской области

на 2%; в отрасли управление, торговля, налоги, экономика и право спрос специалистов уменьшился на 8%, в здравоохранении, социальном обеспечении увеличился на 3%, в образовании, культуре, искусстве увеличился на 4%. Таким образом, мы пришли в выводу о том, что значительно возрасла потребность в специалистах сельскохозяйственного и строительного секторов, а снижается в специалистах для сектора управление, торговля, налоги, экономика и право. Принимая во внимание, что рынок труда представлен не только выпускниками, подобный анализ служит ориентиром в решении проблем востребованности и качества подготовки специалистов как для органов управления профессиональным образованием, так и для конкретных учреждений среднего профессионального образования.

В заключение предпримем некоторые локальные обобщения, так, качество подготовки специалистов - задача, которая рассматривается и решается на государственном уровне. Одним из показателей качества профессионального образования является востребованность его выпускников, транслируемая на всю трудовую деятельность специалиста. При подготовке таких выпускников нужно принимать во внимание матрицу навыков для профессий, востребованных в экономике знаний. Соответственно в настоящее время образовательным организациям, реализующим программы профессионального образования, необходимо проводить ежегодный мониторинг востребованности выпускников, сопоставляя его со сведениями о потребности региона в кадрах соответствующей квалификации.

18.01.2018

Список литературы:

1. Белоновская, И. Д. Профессиональное образование Оренбургское области: состояние, проблемы и перспективы: монография / И.Д. Белоновская, В.П. Ковалевский. - М.:НИИВО, 2004. - 280 с.

2. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. - Т. 1 - М., 1974.

3. Дусь, Т.Э. Результаты мониторинга системы непрерывного профессионального образования (выпускники образовательных организаций высшего образования) [Электронный ресурс] / Т.Э. Дусь // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2017. - №1 (27). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-monitoringa-sistemy-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-vypuskniki-obrazovatelnyh-organizatsiy-vysshego.

4. Забелина, О.В. Оценка востребованности выпускников вуза на региональном рынке труда [Электронный ресурс] / О.В. Забелина, Т.М. Козлова, А.В. Романюк // Вестник ТГУ. - 2014. - №9 (137). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-vostrebovannosti-vypusknikov-vuza-na-regionalnom-rynke-truda.

5. Разнова, Н.В. Мониторинг кадровой потребности региональной экономики как инструмент эффективного взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда [Электронный ресурс] / Н.В. Разнова, И.В. Филимоненко // Вестник КрасГАУ. - 2012. - №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kadrovoy-potrebnosti-regionalnoy-ekonomiki-kak-instrument-effektivnogo-vzaimodeystviya-sistemy-professionalnogo.

6. Субетто, А.И. Технологии сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования (на федеральном уровне) / А.И. Субетто. - СПб., М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 49 с. ISBN 5-7563-0141-0.

7. Сухочев, В.И. Востребованность выпускников как критерий качества образовательной услуги [Электронный ресурс] / В.И. Сухочев // Вестник ТГУ. - 2008. - №11. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vostrebovannost-vypusknikov-kak-kriteriy-kachestva-obrazovatelnoy-uslugi.

8. Elzbieta Wojnilko The relationship between the internal quality assurance system and the quality management system according to ISO 9001 / Elzbieta Wojnilko // General and Professional Education. - 2/2017. - С. 19-26. ISSN 2084-1469.

9. HSIA, HO & CHEN: Innovative Pedagogy: A Case Study - the Culinary Arts College in Taiwan // International Dialogues on Education. - 2017. - Т. 4. - №3. - С. 55-69. ISSN 2198-5944.

References:

1.Belonovskaya I.D., Kovalevsky V.P. Professional'noe obrazovanie Orenburgskoe oblasti: sostoyanie, problemy i perspektivy [Professional education Orenburg region: state, problems and prospects]. M.: NIIVO, 2004, 280 p.

2. Hegel G.V.F. EHnciklopediyafilosofskih nauk [Encyclopedia of Philosophical Sciences]. M., 1974, vol. 1.

3. Dus T.E. Results of monitoring the system of continuous vocational education (graduates of educational institutions of higher education). Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [Science of man: humanitarian research], 2017, no. 1 (27). Available at:https://cyberleninka.ru/ article/n/rezultaty-monitoringa-sistemy-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-vypuskniki-obrazovatelnyh-organizatsiy-vysshego.

4. Zabelina O.V., Kozlova T.M., Romanyuk A.V. Evaluation of the demand for graduates of the university in the regional labor market. Vestnik TGU [Bulletin of TSU], 2014, №9 (137). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7otsenka-vostrebovannosti-vypusknikov-vuza-na-regionalnom-rynke-truda.

5. Raznova N.V., Filimonenko I.V. Monitoring the staffing needs of the regional economy as a tool for effective interaction between the system of vocational education and the labor market. VestnikKrasGAU [Bulletin of the State University of Civil Aviation], 2012, no. 4. Available at:https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kadrovoy-potrebnosti-regionalnoy-ekonomiki-kak-instrument-effektivnogo-vzaimodeystviya-sistemy-professionalnogo.

6. Subetto A.I. Tekhnologii sbora i obrabotki informacii vprocesse monitoringa kachestva obrazovaniya (na federal'nom urovne) [Technologies of information collection and processing in the process of monitoring the quality of education (at the federal level)]. Saint Petersburg, Moscow: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2000, 49 p. ISBN 5-7563-0141-0.

7. Sukhochev VI The demand for graduates as a criterion of the quality of educational services. Vestnik TGU [Bulletin of TSU], 2008, №11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vostrebovannost-vypusknikov-kak-kriteriy-kachestva-obrazovatelnoy-uslugi.

8. Elzbieta Wojnilko The relationship between the internal quality assurance system and the quality management system according to ISO 9001. General and Professional Education, 2/2017, pp. 19-26. ISSN 2084-1469.

9. HSIA, HO & CHEN: Innovative Pedagogy: A Case Study - the Culinary Arts College in Taiwan. International Dialogues on Education, 2017, vol. 4, no. 3, pp. 55-69. ISSN 2198-5944.

Сведения об авторах:

Гладких Валентина Григорьевна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

E-mail:gladwal@yandex.ru

Иштерякова Татьяна Ивановна, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8247-2076 E-mail: Tanya_ishter@mail.ru

460018, г Оренбург, пр-т Победы, д.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.