Р. С. Никитина, Е. И. Винокурова
(Якутск)
МОНИТОРИНГ ТРАДИЦИОННЫХ ЗНАНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Авторы статьи раскрывают значение исследования традиционных знаний коренных народов Севера в условиях формирования социокультурных компетенций школьников. Приведены результаты мониторинга по выявлению характера и уровня владения традиционными знаниями.
Традиционные знания отражают многовековую мудрость жизненного опыта, душевную глубину аборигенных народов, являются результатом интеллектуальной и практической деятельности многих поколений, содержат умения, навыки, методы, воплощенные в традиционном образе жизни народов. Традиционные знания - это вся жизнь коренных народов, они не ограничены определенной сферой деятельности, имеют отношение к окружающей среде и к любой деятельности человека [5, 6].
В сохранении и возрождении традиционных знаний равные ключевые роли играют как хозяйственная, так и образовательная деятельность. Необходимо научное исследование проблем обучения традиционным знаниям и проектирование новых образовательных моделей на основе интеграции традиционных и научных знаний. При этом нужно учитывать как региональные и этнокультурные особенности, так и современные достижения науки и техники.
В Якутии этими проблемами занимается научное учреждение ФГНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия]».
Разрабатываются образовательные концепции, программы, учебно-методические комплексы (УМК] на основе традиционных знаний коренных народов Республики Саха (Якутия], способствующие формированию социокультурных компетенций у школьников.
Сущность социокультурной компетенции состоит в ценностном отношении к национальной культуре народов Севера и в стрем-
лении к диалогическому общению с другими народами и культурами. Основным структурным компонентом социокультурной компетенции является когнитивный компонент, предполагающий наличие глубоких и систематизированных знаний социокультурных особенностей народа, идей, представлений, верований, обычаев, традиций.
В сохранении и возрождении традиционных знаний особую роль занимает содержание образования, которое учитывает традиционные знания. Но основной нерешенной проблемой является отсутствие адекватной технологии обучения, оптимальных моделей внедрения традиционных знаний в образовательную среду.
В этой ситуации одним из приоритетных направлений научных исследований является проведение мониторинга владения традиционными знаниями учащимися общеобразовательных учреждений, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Целью такого мониторинга является выявление научных подходов к возрождению традиционных знаний коренных народов Севера и совершенствование системы их обучения в образовательных учреждениях.
Проведенный впервые, мониторинг выявил общую картину применения традиционных знаний в семье, школе и социуме Северной Якутии. В исследовании приняли участие 212 человек: 132 учащихся школ и 80 родителей.
Материалы исследования (свыше 30 вопросов для детей и столько же для родите-
лей] охватывают традиционные знания (в том числе экологические и основы безопасности], на которых базируются традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера и их основные виды хозяйствования. Например, по рыболовству - когда рыбы откладывают икру, почему в это время нельзя ловить рыбу; по оленеводству - какое насекомое откладывает личинки на оленях, в какое время года, как уберечь животное от личинок; по охоте - можешь ли ты определить пушных зверей по их следам; по собирательству - перечисли съедобные растения своего края и т.д.
В целях выявления преемственности передачи традиционных знаний в анкеты были включены аналогичные вопросы, сформулированные с учетом жизненного опыта респондентов. Например, для детей - с какого возраста ты научился рыбачить, знаешь ли ты, где охотятся отец и дед; для родителей -с какого возраста родители вас научили рыбачить, есть ли семейное наследуемое угодье, участки для ведения традиционных видов хозяйствования. Для учащихся, кроме общих вопросов, были подготовлены отдельные вопросы для мальчиков (какими способами лучше охотиться на куропаток, в каком возрасте ты научился пользоваться маутом, т.е. арканом для оленя] и девочек (знаешь ли ты способы обработки шкуры пушных зверей и пр.] с учетом их традиционных занятий, передаваемых от матери к дочери, от отца к сыну. Для родителей, кроме вопросов, направленных на выявление методов и форм передачи традиционных знаний, были подготовлены дополнительные вопросы, определяющие состояния оленьего стада, пастбищных угодий, готовность взрослых к природно-климатическим и социально-экономическим изменениям.
Исследование показало, что у половины респондентов в семье сохраняются традиции передачи традиционных знаний от старшего поколения к молодому. Основным способом передачи является совместная трудовая деятельность родителей с детьми. При этом особое место занимают привитие трудовых умений по оленеводству, рыболовству, охоте и собирательству, а также технологии шитья одежды, приготовления национальных блюд. Важно, что у детей сформированы такие базовые ценности, как уважение к труду, к истории своего народа, любовь к семье.
Вместе с тем у второй половины респондентов отмечается лишь частичное владение традиционными знаниями, наблюдается недостаточность знаний по безопасности жизнедеятельности в условиях Севера, недопонимание экологических проблем, недостаточное знание средств и орудий, используемых в традиционных видах хозяйствования, и способов их изготовления (например, снаряжения для езды на оленях].
Исследование показало, что владение детей традиционными знаниями зависит от состояния развития традиционных видов хозяйствования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Следует также отметить, что роль общеобразовательных учреждений и непосредственно педагогов всё еще низка - они принимают лишь частичное участие в передаче традиционных знаний детям.
В современных условиях при воспитании детей необходимо использовать новые подходы, способы, методы с учетом традиционного уклада жизни, традиционных знаний. Сегодня большее внимание необходимо уделять формированию соответствующих компетенций, что достигается прежде всего использованием универсальных учебных действий с практико-ориентированной направленностью.
Как свидетельствуют результаты анкетирования, дело сохранения и развития традиционных знаний в отдельно взятом социуме, районе даже с привлечением ресурсов различных государственных и общественных структур (министерств, ведомств, организаций, предприятий, муниципальных образовательных учреждений] еще не достигло желаемого результата.
В ближайшие годы во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начнётся внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в рамках которых предоставляется возможность формировать у учащихся социокультурные компетенции на основе традиционных знаний [2-4].
Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, разработанная на основе ФГОС, включает в себя обязательную часть и вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25] 2010
75
и их родителями]. Вариативная часть реализуется через уроки и внеурочную деятельность учащихся, проводимую в форме клубов, студий, кружков, секций, проектной и производственной деятельности. Таким образом, часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, является нормативно-правовой и финансовой базой для осуществления индивидуальной образовательной программы. В связи с этим у каждого образовательного учреждения, расположенного в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, есть реальная возможность изучать традиционные знания в рамках вариативной части основной образовательной программы. Для этого потребуется соответствующее учебно-методическое обеспечение, отвечающее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС учащиеся должны овладевать необходимыми компетенциями во внеучебной деятельности. Это определяется умениями организации самостоятельной деятельности. Поэтому особое место в проведении внеурочной деятельности занимает совершенствование ее содержания и технологии с учетом традиционных знаний.
В связи с этим нами была разработана образовательная программа, учебное пособие и электронное приложение, составляющие учебно-методический комплект «Умение жить на Севере», который раскрывает особенности традиционных знаний через традиционные занятия народов Севера - оленеводство, рыболовство, собирательство, охоту и изготовление одежды. Примерная программа курса «Умение жить на Севере» обеспечивается разнообразными методами деятельности: проведение игровой, практической, исследовательской, творческой деятельности, наблюдение за объектами природы и жизни северян.
Данный учебно-методический комплект входит в состав учебно-методического комплекса «Уроки предков в новой школе» для общеобразовательных учреждений коренных малочисленных народов Севера, направ-
ленного на формирование социокультурных компетенций и традиционных базовых ценностей коренных народов. Овладение традиционными знаниями организовывается как проекты совместной работы в рамках традиционных занятий. При этом внеурочная деятельность осуществляет деятельностно-направленный подход, формирует у учащихся социокультурные компетенции и базовые национальные ценности путем взаимодействия взрослых и детей (наблюдения за природой, привитие навыков традиционного природопользования и хозяйствования с учетом формирования знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности и экологии]. Содержательное наполнение УМК весьма обширно и охватывает все стороны традиционного хозяйства: учащимся необходимо знать территории с биологическими ресурсами, диких и домашних животных, съедобные и лекарственные растения; стационарные и вахтовые поселения, стойбища, маршруты оленеводческих стад; природноклиматические изменения, другую экологически значимую информацию; традиционный хозяйственный календарь; способы лова, сбора и обработки продукции; промысловые запреты; приемы изготовления орудий труда и предметов домашнего обихода, домашние ремесла.
Анализ материалов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что если дети с малых лет будут овладевать традиционными знаниями, то будет обеспечена возможность сохранения и развития этих знаний. При условии последовательной, непрерывной работы они будут передаваться следующим поколениям. Также исходя из результатов мониторинга можно сделать вывод о том, что в деле сохранения традиционных знаний и в традиционном хозяйствовании должны учитываться запросы и потребности населения (специфические, самобытные особенности этносов], возрастные потребности и ценностные ориентации учащихся и взрослого населения. При этом новые образовательные модели должны органично сочетать особенности традиционных знаний с достижениями современного общества.
Литература
1. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
3. Асмолов А. Г. и др. Концептуальная модель развития универсальных учебных действий. - М., 2007. - С.3.
4. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения / под ред. Л. Г. Петерсон. - М., 2010. - 160 с.
5. Барынина Л. А., Ионова Г. И. и др. Формирование социокультурной компетенции учащихся на основе межличностного общения с носителями языка и взаимной толерантности в рамках международного школьного обмена / Владимир. ин-т повышения квалификации работников образования [Электрон. ресурс]. -URL: http: //www.vipkro.wladimir.ru/opyt-2005/data/op14/ main. htm (дата обращения 03.11.2010).
6. Значение традиционных знаний для устойчивого развития коренных народов: пособие по сбору, документированию и применению традиционных знаний для организаций коренных народов / сост. О. А. Мурашко. - М., 2007. - 60 с.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25) 2010
77