МОНИТОРИНГ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
В. В. МОСКОВЦЕВ, Ю. С. ПРОВОТОРОВА
В статье приведен анализ данных мониторинга реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Липецкой области за 2009 г. и дано обоснование необходимости модернизации социально-экономической политики в сфере здравоохранения региона.
Ключевые слова: мониторинг, приоритетный национальный проект, модернизация.
Национальная безопасность России требует более целенаправленного подхода к политике реализации специализированных национальных проектов в сфере систем и отраслей здравоохранения, образования, жилищно-коммунального и сельского хозяйства. Поскольку регионы России существенно различаются по социально-экономическим и демографическим параметрам, возникает необходимость разработки дифференцированных подходов совершенствования социально-экономической политики в сфере здравоохранения.
Среди проблем российского здравоохранения основными являются: профилактика заболеваний населения, кадровая политика, развитие высокотехнологичной медицинской и первичной медико-санитарной помощи, состояние материальнотехнической базы. На решение этих проблем в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» было направлено внимание органов государственной власти и существенные финансовые вложения.
Первоначально реализация приоритетного национального проекта предполагала работу в следующих направлениях:
- развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;
- повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
С 2009 г., помимо существующих направлений, начинает действовать новое - формирование здорового образа жизни. Задачами данного направления являются формирование стандартов здорового образа жизни, снижение уровня злоупотребления алкоголем, распространенности табакокурения.
Решение новых задач требует и нового осмысления в вопросах распределения финансовых ресурсов в рамках реализации проекта, с одной стороны, и изыскания внутренних дополнительных источников - с другой.
Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» на областном уровне осуществляется на основании Соглашения о реализации приоритетного национального проекта, заключенного между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и администрацией области. Для создания условий по реализации программы в регионе губернатору области необходимо было принять ряд постановлений и распоряжений для создания соответствующей нормативной базы регионального уровня.
Особенностью реализации приоритетного национального проекта в Липецкой области в 2009 г. стало включение в первоочередные меры по реализации ПНП в сфере здравоохранения новых разделов, таких как: «Формирование здорового образа жизни», «Обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия», «Мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях», «Мероприятия, направленные на совершенствование онкологической помощи населению», «Мероприятия по развитию службы крови» и др.
Управлением здравоохранения областной администрации продолжается проведение мониторинга хода реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Так, в 2009 г. Липецкая область на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» получила
из средств федерального бюджета 534,9 млн руб., а региональное софинансирование составило
116.8 млн руб. (17,7 %).
Врачи, работающие на наиболее проблемных участках: первичное звено, родовспоможение, скорая помощь, получили дополнительные выплаты. В Липецкой области за 2009 г. 1375 работникам первичного звена здравоохранения, а именно 607 врачам общей (семейной) практики, и участковым врачам и 768 медсестрам, работающим с указанной категорией врачей, были осуществлены выплаты за фактически отработанное время. На дополнительные выплаты 458 медработникам фельдшерско-акушерских пунктов и 809 медработникам скорой медицинской помощи Липецкой области в 2009 г. было израсходовано 63 млн руб. из средств федерального бюджета. В области продолжается практика осуществления доплат за счет местных бюджетов школьным врачам-педиаторам, фельдшерам и медсестрам, а также водителям, диспетчерам и младшему медперсоналу станций и отделений скорой помощи. В 2009 г. на эти цели в Липецкой области было израсходовано 34,2 млн руб.
В рамках направления «Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов» (родовые сертификаты) ЛПУ Липецкой области за 2009 г. была оказана помощь 10 219 беременными женщинам и 12 267 родильницам. Также 14 550 детей прошли диспансерное обследование на первом году жизни. На реализацию данного направления программы из федерального бюджета были получены средства в размере
118.8 млн руб.
Широко организованная информационная работа со смещением акцентов на разъяснительный аспект позволила донести до населения важность и необходимость участия в таких мероприятиях, как диспансеризация и вакцинация. За два года работы в данной области (2008-2009 гг.) произошло снижение показателя первичного выхода на инвалидность на 18 %. В 2009 г. в Липецкой области обследованы 63671 чел., в том числе 33 057 чел. в рамках дополнительной диспансеризации работающих граждан и 30 614 чел. - в рамках углубленного медицинского обследования. За выполненную работу в лечебно-профилактические учреждения области было перечислено
54,6 млн руб.
В рамках проведения углубленных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в 2009 г. в Липецкой области были обследованы 30615 чел., на сумму 20 209 860 руб.
На реализацию проекта в федеральном бюджете на плановый период 2010 и 2011 гг. запланировано 271,8 млрд руб. (в том числе в 2010 г. -
136,6 млрд руб., в 2011 г. - 135,1 млрд руб.).
В повышении качества мероприятий здравоохранения в процессе реализации проекта все большее значение приобретают территориальные целевые программы в области охраны здоровья населения. Они позволяют не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем здравоохранения на основе межотраслевого взаимодействия. На государственном уровне это предполагает выстраивание приоритетов, построение стандартов и рекомендаций, стратегий, тактики, бюджетов, разработку и осуществление крупных проектов; на региональном уровне - проектирование, планирование и реализацию соответствующих программ.
В Липецкой области программа реализации национального проекта предусматривает продолжение мероприятий проекта в рамках существующих направлений:
- развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;
- повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
- совершенствование медицинской помощи матерям и детям, в том числе продолжение программы «Родовый сертификат».
В рамках этих направлений планируется начать новые мероприятия:
- совершенствование организации онкологической помощи населению;
- обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, проведение профилактических мероприятий;
- совершенствование медицинской помощи детям с нарушением слуха и инвалидам по слуху;
- диспансеризация детей-подростков в 20112012 гг.;
- пренатальная диагностика (обследование беременных женщин на наследственные заболевания).
Учитывая дефицитность бюджетных средств, основные усилия, на наш взгляд, должны быть сосредоточены на модернизации социальноэкономической политики в сфере здравоохранения Липецкой области.
Обеспечение финансирования всей требуемой работы является необходимым условием модер-
№ 2 (018), 2010
низации. Возможны определенные неожиданности и сложности после принятия решения о модернизации системы здравоохранения региона. Целесообразным представляется установление процедуры финансирования целевой программы реализации национального проекта в среднесрочной и долгосрочной перспективе, т. е., определить степень участия фондов, регионального и местного бюджета, государства, инвесторов и возможные риски на всех его этапах.
* * *
MONITORING OF CURRENT STATE OF
HEALTH CARE OF LIPETSK REGION
V. V. Moskovtsev, U. S. Provotorova
This article reports an analysis of the data from the monitoring of the implementation of a priority national project “Health” in Lipetsk Region for 2009. In addition, this article gives a justification to the necessity to modernize the socio-economic politics in the field of health care in the region.
Key words: monitoring, priority national project, modernization.