СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
УДК 614
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ
К. В. ПАВЛОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики E-mail: kvp_ruk@mail.ru Белгородский государственный университет М. А. СТЕПЧУК, кандидат медицинских наук, заместитель директора по статистике E-mail: stepchuk@km.ru Т. М. ПИНКУС,
заместитель директора по экономическим вопросам E-mail: belmiac@mаil.ru С. В. АБРАМОВА, начальник отдела медицинской статистики E-mail: belmiac@mail.ru Медицинский информационно-аналитический центр, г. Белгород Д. П. БОЖЕНКО, заместитель главного врача E-mail: bozhenkodp@mail.ru Чернянская центральная районная больница по организации медицинской помощи населению района Белгородской области
В статье показано использование программно-целевого метода при разработке (с участием авторов) программы модернизации здравоохранения Белгородской области. Рекомендованы прогрессивные системы финансирования учреждений здравоохранения региона в целях их заинтересованности в конечных результатах своего труда и улучшения здоровья населения.
Ключевые слова: регион, здравоохранение, модернизация, программно-целевой метод управления, обязательное медицинское страхование (ОМС).
В период развития в стране бюджетно-страхо-вой и частной медицины, а также дефицита финансирования отрасли здравоохранения необходимо изыскивать новые формы и методы повышения эффективности работы каждого учреждения здравоохранения. Целесообразно при этом использовать прогрессивные системы финансирования учреждений здравоохранения и отрасли в целом. Сюда входит оплата труда медицинских работников, управление материальными, кадровыми и
финансовыми ресурсами, технологии и стандарты оказания медицинской помощи, оценки результативности работы учреждения, а также персонально каждого медицинского работника с целью повышения их заинтересованности в конечных результатах своего труда. Главной задачей остается повышение доступности медицинской помощи и удовлетворенности пациентов работой медперсонала [1]. В этих целях в Белгородской области внедряются целевой и одноканальный методы финансирования здравоохранении, подушевой принцип финансирования первичного звена, отраслевая система оплаты труда.
Белгородская область одна из первых приступила к реформированию здравоохранения и переносу объемов дорогостоящей стационарной медицинской помощи в амбулаторно-поликлини-ческое звено, реализации национального приоритетного проекта «Здоровье», пилотного проекта и международного проекта «Развитие ПМСП по принципу врача общей (семейной) практики». С 2006 г. используется принцип подушевого финансирования первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), а с января 2007 г. медицинские работники переведены на отраслевую систему оплаты труда. В 2008 г. финансирование здравоохранения проводилось по одноканальной форме.
Продолжают внедряться и совершенствоваться медико-экономические стандарты (МЭС) оказания медицинской помощи в стационарах и амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения области. Совершенствуются критерии оценки конечных результатов труда медицинских работников и учреждений здравоохранения. В целях повышения эффективности здравоохранения региона с участием авторов были разработаны и внедрены в практику некоторые новые формы и методы работы, которые нашли отражение в программе модернизации здравоохранения области на 2011—2012 гг. Данная программа была разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, отдельной целевой программой улучшения качества жизни населения Белгородской области, а также положениями Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006—2010 гг. позволила, сконцентрировав финансовые и административные ресурсы, улучшить состояние амбулаторно-поликлиническо-го звена и этапа оказания первичной медико-санитарной помощи населению, совершенствовать сис-
тему оказания медицинской помощи по отдельным направлениям. Кроме этого в рамках федеральных целевых программ осуществлялось строительство отдельных объектов здравоохранения, обеспечение медицинским оборудованием и лекарственными препаратами. Проблемными вопросами в системе функционирования здравоохранения являются:
— дефицит кадров по отдельным медицинским специальностям;
— отсутствие единства подходов в диагностике и лечении заболеваний;
— ограниченные возможности обмена информацией между лечебно-профилактическими учреждениями;
— низкая плотность населения во многих районах, вследствие чего снижается доступность медицинской помощи для лиц, проживающих в отдаленных населенных пунктах.
Мероприятия программы основаны на оценке ресурсного потенциала с учетом влияния внешних факторов, выработке способов решения наиболее острых и важных проблем, и направлены на максимальное обеспечение равного доступа к качественным медицинским услугам всех жителей области независимо от места проживания или уровня доходов [2].
Основными задачами программы модернизации здравоохранения Белгородской области на 2011—2012 гг. являются:
— совершенствование системы оказания этапной медицинской помощи населению области, включающей организацию межрайонных отделений, в том числе посредством укрепления материально-технической базы ЛПУ;
— развитие информатизации системы здравоохранения;
— внедрение единого подхода к диагностике и лечению заболеваний, т. е. единых стандартов оказания медицинской помощи.
В рамках программы планируется сконцентрировать усилия на дальнейшем повышении качества медицинской помощи населению по наиболее значимым для региона направлениям исходя из предполагаемого объема финансирования. Основой повышения качества послужит внедрение стандартов оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих необходимый набор помещений, оснащенных современным оборудованием и укомплектованных квалифицированными кадрами. Основными приоритетами реализации программы являются: совершенствование оказания медицинской помо-
щи беременным женщинам и детям; совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, новообразованиями, пострадавшим в результате воздействия внешних причин. При этом программой предусмотрено дальнейшее развитие системы этапного лечения больных, включающей профилактическую работу, развитие сети межмуниципальных центров, высокотехнологичной медицинской помощи, реабилитационного лечения. Программа реализуется по следующим направлениям.
1. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, включая капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение оборудования.
2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования в составе универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации; внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде.
3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи, в том числе установление дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам.
Основными мероприятиями в рамках первого направления являются:
— открытие областного кардиохирургического центра в этом году, что позволит снизить число больных, направляемых на консультацию и лечение в федеральные учреждения здравоохранения, на 20 %;
— создание межрайонных (кардиологических, травматологических, гастроэнтерологических) центров (отделений) по оказанию медицинской помощи позволит оснастить их в соответствии со стандартами и обеспечить квалифицированными медицинскими кадрами. При этом появится возможность получения населению более квалифицированной помощи вблизи постоянного жительства, что приведет к снижению сроков ожидания плановой медицинской помощи, что увеличит процент благоприятного медицинского и социального прогноза;
— оснащение санатория «Красиво» и Ново-Таволжанской больницы восстановительного лечения реабилитационным оборудованием позволит повысить эффективность восстановительного
лечения, снизить сроки временной утраты трудоспособности, первичный выход на инвалидность.
В целях совершенствования медицинской помощи наркологическим больным в 2012 г. на базе Старооскольского наркологического диспансера будет открыто реабилитационное отделение мощностью 20 коек.
Планируемое оснащение лечебно-профилактических учреждений рентгенодиагностическими комплексами и цифровыми флюорографами, проведение капитального и текущих ремонтов противотуберкулезных диспансеров и детского противотуберкулезного санатория позволит улучшить условия и качество оказания медицинской помощи, реабилитации больных, снизить до 2012 г. смертность от туберкулеза на 15,6 %, заболеваемость населения туберкулезом — на 0,4 %.
Дооснащение областного онкологического диспансера современным диагностическим и лечебным оборудованием, маммографами муниципальных лечебно-профилактических учреждений позволит снизить уровень запущенности онкологическими заболеваниями, улучшить исходы лечения, снизить смертность в течение года с момента установления диагноза злокачественного новообразования на 5,9 %, увеличить пятилетнюю выживаемость на 3,4 %.
Чрезвычайно важным компонентом является сохранение объема оказываемой первичной медико-санитарной помощи в центральных районных и муниципальных городских больницах, соблюдение условий доступности и качества медицинской помощи независимо от места проживания. Учитывая степень износа медицинского оборудования (40,7 % единиц оборудования эксплуатируется более 5 лет, в том числе 22 % — более 10 лет), в рамках программы планируется дооснащение стационаров согласно стандартам, а именно: целевая закупка рентгенологического, ультразвукового, лабораторного и другого оборудования в городские и центральные районные больницы, областные учреждения здравоохранения в соответствии с потребностями ЛПУ в целях выполнения стандартов обследования и лечения.
Определены первоочередные направления, включающие проведение текущего и капитального ремонта государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и завершение строительства ранее начатых объектов:
— завершение ранее начатого строительства;
— приведение в соответствие с требованиями по содержанию зданий межрайонных центров;
— приведение в соответствие с требованиями по содержанию зданий и помещений и проведение
модернизации ЛПУ, оказывающих специализированную медицинскую помощь (детство, онкология, туберкулез, инфекция, реабилитация и восстановительное лечение).
В рамках этих мероприятий планируется завершение строительства 1 объекта, осуществление капитального ремонта в 31, текущего ремонта в 24 ЛПУ. С учетом планируемого оснащения оборудованием лечебно-профилактических учреждений фондовооруженность учреждений здравоохранения области на штатную численность врача увеличится в 2011 г. до 413 511,1 руб., в 2012 г. - 499 692,7 руб., и фондооснащенность на 1 м2 площади в 2011 г. — до 3 274,7 руб., в 2012 г. — 3 957,2 руб. В целях совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи населению г. Белгорода в I квартале 2011 г. запланировано открытие городской поликлиники № 8 и поликлиники ЗАО «Макс-М» за счет средств страховой компании.
Внедрение современных информационных систем в здравоохранение. В настоящее время состояние технического оборудования, серверов и персональных компьютеров не соответствует требованиям к информационным системам. Большая часть персональных компьютеров не имеет лицензионного программного обеспечения. Не все сотрудники имеют выход в локальную сеть учреждения, а в корпоративную сеть здравоохранения подключено ограниченное количество медицинских учреждений. На один персональный компьютер приходится в среднем 5 медицинских работников. Недостаточна оснащенность учреждений скорой помощи современными программно-техническими комплексами, что затрудняет оперативное взаимодействие с другими службами. Доля учреждений, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, составляет 7,12 %, а удаленные подразделения центральных районных больниц вообще не имеют подключения к глобальной сети. Только 9 % учреждений здравоохранения оснащены информационными системами управления. К концу 2012 г. планируется увеличить показатель оснащенности медработников компьютерами 1 к 3. Кроме этого планируется приобретение 280 серверов различной мощности, из них 170 в 2011—2012 гг. (один сервер на одно здание, в котором имеются автоматизированные рабочие места). Десять серверов планируется использовать для развертывания регионального информационного ресурса (РИР). Общая сумма затрат на приобретение оборудования в 2011—2012 гг. составит около 346,4 млн руб. (в том числе на модернизацию локальной сети — 10 млн руб.).
Рабочее место врача планируется автоматизировать во всех поликлиниках районных и участковых больниц, женских консультациях, а также врачебных амбулаториях, центрах и отделениях врачей общей практики (ВОП). В стационарных отделениях областных и муниципальных учреждений здравоохранения планируется установить автоматизированные рабочие места (АРМ) заведующего отделением и старшей медсестры, АРМ сестринских постов и один-два АРМ врачей-ординаторов, при необходимости оснастить эти места сканерами штрих-кода. Больничные и внутрибольничные аптеки планируется оснастить в зависимости от их потребности. На каждый фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) планируется предусмотреть одно автоматизированное рабочее место с наличием сканера штрих-кода. Оборудование ФАП и подключение их к сети Интернет планируется осуществить в 2013— 2015 гг. В отделениях скорой медицинской помощи планируется установить АРМ диспетчера, старшего врача и старшего фельдшера. Выездные бригады планируется оснастить мобильными цифровыми устройствами связи. Все регистратуры поликлиник, имеющих мощность более 300 посещений в день, планируется оборудовать как минимум одним инфо-матом, одним информационным табло, АРМ регистратора с дополнительным оборудованием (чековый принтер, принтер этикеток и сканер штрих-кода), а каждый кабинет поликлиники, где ведется прием специалистами, оборудуют экраном вызова.
На каждом АРМ врача предусмотрен сканер штрих-кода. В приемных отделениях в зависимости от мощности стационара устанавливаются автоматизированные рабочие места заведующего отделением, врача, старшей медсестры, медрегис-тратора. Организационно-методические отделы оборудуются в зависимости от потребности. В параклинических отделениях предусматривается АРМ врача с наличием сканера штрих-кода и, при необходимости, АРМ лаборантов.
Приобретение операционных систем и прикладного программного обеспечения планируется только на имеющиеся в наличии компьютеры, которые удовлетворяют условиям. Для всех медработников, имеющих доступ в медицинскую информационную систему, предусматривается ^В-бре-лок для аутентификации пользователей, хранения электронной цифровой подписи, цифровых сертификатов. В 2011—2012 гг. планируется проведение обучения всех сотрудников, которые будут работать в информационной системе. Первоочередными задачами станут: прокладка сетей, организация на-
дежных каналов связи, оснащение оборудованием АРМ и внедрение медицинских информационных систем (МИС) в поликлиниках, диагностических и административных подразделениях. Для решения намеченных задач будет применяться комплексный подход, последовательные и согласованные действия всех участников процесса внедрения. Планируется утвердить график внедрения МИС приказом начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения области в зависимости от сроков ремонтов, прокладки локальных сетей и подключения Интернет.
Общий объем средств из областного и федерального бюджета, выделенных на реализацию первоочередных мероприятий информатизации здравоохранения, составит 383,5 млн руб., в том числе:
— 259,6 млн руб. — на модернизацию аппаратно-программных средств АРМ медперсонала поликлиник, стационаров, серверных, внедрение модулей «Поликлиника» и «Стационар»;
— 59,6 млн руб. — на внедрение модуля «Регистратура», модернизацию аппаратно-программных средств регистратур поликлиник, женских консультаций, приемных отделений и организационно-методических отделов;
— 44,9 млн руб. — на внедрение модуля «Парак-линика», модернизацию аппаратно-программных средств АРМ медперсонала параклинических отделений, кабинетов медстатистики, закупку оборудования и устройств подключения к сетям для обмена телемедицинскими данными, внедрение систем электронного документооборота;
— 19,4 млн руб. — на мероприятия по введению единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы, из них 13,3 млн руб. — на организацию регионального информационного ресурса.
Реализация всех перечисленных мероприятий позволит развиваться информационно-технологической инфраструктуре государственных и муниципальных медицинских учреждений, обеспечит широкополосный доступ медицинских учреждений к сети Интернет, доступность информации о деятельности медицинских учреждений. Результатом станет создание защищенного регионального сегмента информационной системы, содержащей данные об оказанной медицинской помощи и ресурсном обеспечении здравоохранения, наполнение которого осуществляется медицинскими учреждениями на основании первичных данных из медицинских информационных систем.
Использование стандартов медицинской помощи
обеспечивает осуществление оценки и контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях на основе единых подходов, позволяет производить расчет и обоснование необходимого уровня финансирования программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению и материально-технического обеспечения учреждений; обеспечивает формирование более высоких требований к материально-техническому и кадровому обеспечению ЛПУ [4]. В целях создания системы управления качеством в здравоохранении области, направленной на укрепление здоровья населения, постановлением губернатора области от 20.10.2003 № 140 была утверждена областная целевая программа управления качеством в здравоохранении на 2003—2007 гг. В рамках данной программы были определены задачи по развитию системы стандартизации в области. В 2003—2004 гг. были разработаны и утверждены территориальные стандарты стационарной медицинской помощи по 643 группам заболеваний взрослых и 526 группам детских болезней, включающих в себя 4 049 заболеваний и состояний для взрослого населения и 3 972 — для детского. Территориальные медицинские стандарты включают в себя перечень основных и дополнительных диагностических и лечебных мероприятий, необходимых для постановки (подтверждения) диагноза и контроля за жизненно важными функциями организма больного в процессе его лечения, а также кратность их применения. Сроки лечения, определенные стандартами, представляют собой средние статистические показатели, сложившиеся в ЛПУ области при лечении соответствующих заболеваний (групп заболеваний) с учетом сопутствующей патологии.
Помимо разработки территориальных стандартов в качестве важной задачи ставился переход от оплаты законченного случая лечения по стоимости профильного койко-дня к его оплате по рассчитанной стоимости стандартизованной технологии — медико-экономическому стандарту (МЭС). МЭСы предусматривают компенсацию затрат по основной нозологической форме на диагностические исследования, медицинские услуги параклинических подразделений, расходы приемного покоя, лечебных манипуляций. Тарифы разработаны с учетом возможностей материально-технической базы и уровня подготовки медицинских кадров по 4 группам:
— районные и сельские участковые больницы;
— центральные районные и городские больницы;
— центральные районные и городские больницы административно-территориальных центров;
— областные больницы.
В здравоохранении области были внедрены 2 федеральных стандарта по специализированной помощи при сахарном диабете и диабетической стопе, 28 — по скорой медицинской помощи, 20 — по амбулаторно-поликлинической помощи, 88 — по специализированной и 11 — по высокотехнологичной медицинской помощи (всего 149 федеральных стандартов). Оплата по 9 самым распространенным нозологическим формам (Е10, Е11, I21, I20, I63, I60, I61, I64, E11.4), а также по приоритетным направлениям развития здравоохранения области производится в соответствии с МЭСами, рассчитанным на основе федеральных стандартов медицинской помощи (заболевания сердечнососудистой, нервной и эндокринной систем). За 2009 г. сумма средств обязательного медицинского страхования (ОМС), направленная на оплату оказанной медицинской помощи по тарифам, рассчитанным на основе медико-экономических стандартов, составила 228,4 млн руб.
Дальнейшее развитие системы медицинских стандартов определяется сложившейся медико-демографической ситуацией, имеющейся и прогнозной структурой заболеваемости. В 2011—2012 гг. планируется внедрение 26 новых медико-экономических стандартов. По итогам 2009 г. в структуре распространенности ведущее место занимает патология органов дыхания (20,4 %), на второй позиции — кровообращения (17,5 %), на третьей — болезни костно-мышечной системы (9,8 %), на четвертом — пищеварения (6,6 %), на пятом — болезни нервной системы (5,5 %). Анализ законченных случаев оказания стационарной медицинской помощи больным в 2009 г. выявил структуру заболеваний, которые явились поводом для госпитализации: 1-е место — болезни сердца и системы кровообращения, 2-е место — болезни органов дыхания, 3-е место — болезни органов пищеварения, 4-е место — болезни мочеполовой системы.
Наряду с организационными мероприятиями и мерами, направленными на улучшение материально-технической базы медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и средних медицинских работников, рассчитана стоимость медицинских услуг по наиболее распространенным нозологическим формам в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными Минздравсоцразвития России, включающими медицинские технологии и медикаменты, доказав-
шие свою эффективность. Медико-экономические стандарты рассчитаны в соответствии с инструкцией по расчету стоимости оказания медицинских услуг, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации от 10.11.1999 № 01-23/4-10, и включают в себя статьи затрат в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования. Стоимость медико-экономического стандарта определялась суммой затрат профильного отделения на курс лечения, услуг параклинических отделений и услуг, выполняемых вне профильного отделения, с учетом частоты применения. Внедрение медико-экономических стандартов медицинской помощи требует дополнительного финансирования, обусловленного значительным превышением стоимости против утвержденного территориального стандарта, за счет расширения набора диагностических услуг и перечня применяемых лекарственных средств.
Общая сумма затрат в 2011—2012 гг. составит 1 255,0 млн руб., в том числе 928,4 млн руб. — средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Из них в 2011 г. — 270,1 млн руб., в 2012 г. — 658,3 млн руб., 326,6 млн руб. — средства областного бюджета, в том числе в 2011 г. — 143,4 млн руб. и в 2012 г. — 183,2 млн руб. Затраты на выполнение стандартов, принятых в 2011 г., будут полностью обеспечиваться за счет средств территориальной программы ОМС. Кроме этого, на дополнительные выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, оказывающим медицинскую помощь на амбулаторном этапе, в 2011 г. предусмотрено 143, 6 млн руб., а в 2012 г. — 167,5 млн руб.
Оплата медицинской помощи по рассчитанным медико-экономическим стандартам по наиболее распространенным заболеваниям позволит:
— улучшить обеспечение медицинских учреждений необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения;
— повысить уровень и качество оказываемых медицинских услуг посредством внедрения и более широкого применения современных диагностических и лечебных мероприятий (современных медицинских технологий остеосинтеза, тромболи-тической терапии, рентгенэндоваскулярных методик и высокотехнологичных нейрохирургических операций, использования имплантов);
— улучшить обеспечение необходимыми медикаментами;
— увеличить доступность медицинской помощи населению по высокозатратным нозологиям;
— повысить заработную плату врачам и средним медицинским работникам [5].
Оказание медицинской помощи в соответствии с принятыми стандартами позволит сократить сроки стационарного лечения, ускорить восстановление утраченных в результате заболевания и полученных травм жизненных функций пациентов, что в конечном итоге должно привести к снижению показателей летальности и смертности от болезней органов кровообращения, инсульта и инфаркта, вследствие травм, а также инвалидности. При этом будет продолжена работа по осуществлению текущего мони-торирования и отдельного учета случаев оказания медицинской помощи по нозологическим формам, оплачиваемым в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанных на основе региональных стандартов медицинской помощи, а также системно проводиться экспертиза ее качества.
Поскольку финансовые ресурсы ОМС ограничены стоимостью территориальной программы, регулятором, обеспечивающим финансовое равновесие в системе ОМС и потребность медицинских учреждений в ресурсах, является принятая система оплаты медицинской помощи. В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы госгарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи, в области применяются способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций (законченный случай лечения в стационарных условиях, подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи). Оплата стационарной медицинской помощи осуществляется с 2004 года по принципу «деньги за пациентом» по законченному случаю по тарифам на базе медико-экономических стандартов. С 2007 г. внедрен подушевой метод финансирования амбулаторно-поликлинической помощи по принципу частичного фондодержания [3]. Подушевые нормативы рассчитаны с учетом половозрастной структуры, уровня потребления медицинских услуг различными категориями населения, территориальной доступности медицинской помощи и включают расходы на оказание амбулаторно-поликлинической помощи по всем профилям, за исключением стоматологического и акушерско-гинекологического профиля, медицинских услуг, оказываемых консультативными поликлиниками областных учреждений и центрами здоровья, которые оплачиваются по посещениям. Способом оплаты медицинской помощи, оказанной в центре
здоровья, является оплата за комплексную услугу, за посещение в рамках динамического наблюдения. Способом оплаты медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов является оплата за законченный случай на основе нормирования числа койко-дней по профилям. Способом оплаты стоматологической помощи является оплата за условную единицу трудоемкости — УЕТ.
Целесообразно совершенствовать и развивать принятый на территории области способ оплаты стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, что позволит ориентировать систему здравоохранения на заинтересованность в оказании оптимального объема медицинской помощи и обеспечении качества; в уменьшении уровня госпитализации и сокращении длительности лечения в круглосуточном стационаре; предсказуемости расходов на здравоохранение; взаимосвязь спроса и предложения медицинской помощи; возможность прогнозирования общего объема финансирования медицинской помощи; формирование экономического интереса медицинских работников, связанного с прямой зависимостью дохода от объема деятельности. Вместе с тем, в механизме совершенствования системы управления здравоохранением важное место принадлежит созданию условий, способствующих повышению эффективности и качества труда медицинских работников, возможности его реальной и объективной оценки.
При этом важнейшим критерием оценки труда медицинского работника является состояние здоровья пациента после проведения соответствующих медицинских мероприятий. Одновременно система финансирования здравоохранения должна быть способна сдерживать рост объемов лечебных услуг и стимулировать профилактические мероприятия. С целью достижения указанных задач в области с 2007 г. внедрена отраслевая оплата труда медицинских работников, ориентированная на конечный результат. Разработана система оценки качества труда медицинских работников. С 2010 г. внедрена система экономического стимулирования амбула-торно-поликлинических учреждений за достигнутые результаты по реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. В 2011—2012 гг. планируется продолжить работу по совершенствованию принятых способов оплаты медицинской помощи и оплаты труда.
Включение в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС расходов на содержание учреждений здравоохранения (работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату
за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг) планируется с 2012 г. С этой целью, начиная с 2011 г., необходимо организовать:
— взаимодействие с департаментом финансов и бюджетной политики области по обеспечению размера страховых взносов на ОМС неработающего населения, необходимого для реализации Программы государственных гарантий;
— подготовку тарифного соглашения, регламентирующего порядок оплаты медицинской помощи в системе ОМС, порядок использования средств ОМС в учреждениях здравоохранения, порядок формирования тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС, включающего расходы медицинских учреждений на заработную плату, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла и прочих материальных запасов. Сюда же входят расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования, оплата организации питания предприятиям общественного питания (при отсутствии своего пищеблока), оплата договоров с врачами сторонних организаций, оказывающими консультативную помощь в рамках территориальной программы ОМС, оплата услуг связи и прочих услуг;
— расчет тарифов на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС, включающий расходы на содержание медицинских учреждений;
— обеспечение контроля использования средств ОМС посредством сбора, обобщения и анализа установленной статистической отчетности, проведением плановых и целевых проверок в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС.
Планируется провести диспансеризацию 15 113 детей подросткового возраста в 2011 г. и 14 597 детей — в 2012 г., а также создать центры медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Реализация данных мероприятий будет осуществляться муниципальными учреждениями здравоохранения за счет средств федерального бюджета.
Будут осуществлены мероприятия по включению с 2013 г. в территориальную программу ОМС дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения. Среди них следующие мероприятия:
1) осуществление финансирования медицинских учреждений на обеспечение оказания допол-
нительной медицинской помощи медицинскими работниками первичного звена в соответствии с порядком, определенным нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) обеспечение контроля использования средств на обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи медицинскими работниками первичного звена путем сбора, обобщения и анализа установленной статистической отчетности, проведением плановых и целевых проверок в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС;
3) подготовка нормативных документов по включению в территориальную программу ОМС дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена. Данные документы должны регламентировать:
— формирование и ведение регионального регистра медицинских работников;
— порядок финансирования медицинских учреждений по осуществлению дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена;
— порядок использования в медицинских учреждениях средств на осуществление дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена;
— порядок контроля использования в медицинских учреждениях средств на осуществление дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена.
Проводятся мероприятия по включению в территориальную программу ОМС дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С этой целью запланировано:
— финансирование расходов учреждений здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с порядком, определенным нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации;
— обеспечение контроля использования средств на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем сбора, обобщения и анализа установленной статистической отчетности, проведением плановых и целевых проверок в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС;
— подготовка нормативных документов по включению в территориальную программу ОМС
дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регламентирующих:
—проведение за счет средств ОМС дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— оплата за счет средств ОМС дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
—использование в медицинских учреждениях средств ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей -сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— расчет тарифов ОМС на оказание учреждениями здравоохранения услуг по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целях подготовки к включению с 2013 г. скорой медицинской помощи в состав территориальной программы ОМС в 2012 г. будет осуществлено утверждение методики расчета единицы стоимости оказания скорой медицинской помощи и тарифов в системе ОМС.
Источниками финансирования мероприятий программы модернизации являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленные бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию программы, а также средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и областного бюджета.
Общий объем финансового обеспечения программы в 2011—2012 гг. составит до 5 080,5 млн руб., в том числе:
— средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования — до 3 210,8 млн руб., из них в 2011 г. — до 1 586,7 млн руб., в 2012 г. — до 1 624,1 млн руб.;
— средства из областного бюджета составят 1 869,7 млн руб., из них в 2011 г. — до 748,3 млн руб., в 2012 г. — до 1 121,3 млн руб.
Всего объем финансирования программы в 2011 г. составит 2 334,9 млн руб., в том числе:
— на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений — до 1 618,2 млн руб., из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования составят
1 093,6 млн руб., а средства из областного бюджета — 524,6 млн руб.;
— на внедрение современных информационных систем в здравоохранение — до 159,6 млн руб., из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования — до 79,3 млн руб., средства областного бюджета — 80,3 млн руб.;
— на внедрение стандартов оказания медицинской помощи — до 557,1 млн руб., из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования составят 413,7 млн руб., а средства из областного бюджета — 143,4 млн руб.
Всего объем финансирования программы в 2012 г. составит 2 745,5 млн руб., в том числе:
— на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений—до 1 512,5 млн руб., из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования составят 717,1 млн руб., а средства из областного бюджета — 795,4 млн руб.;
— на внедрение современных информационных систем в здравоохранение — до 223,9 млн руб., из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования составят 81,2 млн руб., а средства из областного бюджета — 142,7 млн руб.;
— на внедрение стандартов оказания медицинской помощи — до 1 009,0 млн руб., из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования составят 825,8 млн руб., а средства из областного бюджета — 183,2 млн руб.
Объемы бюджетных ассигнований Белгородской области, направляемые на финансирование программы, не включают в себя бюджетные ассигнования, направляемые на финансирование иных программ в сфере здравоохранения в 2011—2012 гг., осуществляемое с учетом субсидий из федерального бюджета.
Эффективность модернизации здравоохранения области оценивается на основе анализа достижений целевых значений показателей результативности, установленных паспортом программы модернизации здравоохранения Белгородской области, разработанной с участием авторов. В результате реализации программы модернизации здравоохранения в Белгородской области будет осуществлено:
— приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи с учетом сбалансированности территориальной ПГГ по видам и условиям оказания медицинской помощи;
— внедрение полного тарифа оплаты медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования с учетом внедряемых
в 2011—2012 гг. стандартов оказания медицинской помощи;
— внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности;
— введение персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание;
— обеспечение принципа экстерриториальности, т. е. доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства.
Общим итогом реализации программы должно стать достижение к 2013 г. следующих показателей.
1. Показатели медицинской результативности:
— младенческая смертность — 4,6 чел. на 1 тыс. детей, родившихся живыми;
— смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения — 138 чел., от злокачественных новообразований — 80 чел., от травм — 136,4 чел. на 100 тыс. населения;
—смертность в течение года с моментаустановле-ния диагноза злокачественного новообразования — 19,0 на 100 тыс. населения;
— доля детей 1 и 2 группы здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, — 81,6 %;
— пятилетняя выживаемость больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза — 50,0 %;
— пятилетняя выживаемость лиц, перенесших острый инфаркт миокарда с момента установления диагноза, — 70,0 %;
— удовлетворенность населения медицинской помощью — 70,0 %;
— удовлетворенность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи — 75,0 %.
2. Показатели доступности медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения:
— среднегодовая занятость койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения — 330 дней;
— размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения — 1 840,4 руб. на 1 чел.;
— размер дефицита территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи — 0,0 %;
— размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, всего — 18,9 %, из них оказывающих амбулаторную медицинскую помощь — 13,0 %,
стационарную медицинскую помощь — 28,5 %, скорую медицинскую помощь — 19,8 %;
— среднемесячная номинальная заработная плата медицинских работников — 12 700 руб.;
— фондовооруженность учреждений здравоохранения — 572 руб. на штатную численность врача;
— фондооснащенность учреждений здравоохранения — 4 580,9 руб. на 1 м2 площади зданий и сооружений; количество зданий учреждений здравоохранения, прошедших капитальный ремонт из числа нуждающихся в нем, — 95 %;
— количество учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, — 15 ед.;
— количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, — 80 %;
— количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (информатов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения — 90 %;
— количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений — 90 %;
— количество неработающих пенсионеров, в отношении которых осуществлен платеж на медицинскую помощь за счет средств, предоставленных на финансирование дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам, — 100 %.
Список литературы
1. Подберезкин А. И., Подберезкин И. И. Стратегия реформирования здравоохранения. М.: Наследие.
2009.
2. Примерная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011—2012 годы. URL: http://www.zdrav.ru.
3. Проект программы модернизации здравоохранения Белгородской области на 2011—2012 годы. Белгород.
2010.
4. Степчук М. А. О состоянии здоровья населения Белгородской области в 2005—2009 гг. Областной доклад. Белгород. 2010.
5. Степчук М. А. Основные показатели деятельности ЛПУ и состояния здоровья населения Белгородской области за период с 2005 по 2009 гг. Стат. сборник. Белгород. 2005-2009.