Научная статья на тему 'Анализ процесса реализации национального проекта «Здоровье» в 2006-2007 гг'

Анализ процесса реализации национального проекта «Здоровье» в 2006-2007 гг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
683
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Конопацкая О. М.

В статье анализируется ход реализации наиболее важных мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Здоровье» в 2006-2007 гг. Показаны основные проблемы, возникшие в процессе осуществления национального проекта, и сформулированы подходы к их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ процесса реализации национального проекта «Здоровье» в 2006-2007 гг»

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» В 2006-2007 гг.

В статье анализируется ход реализации наиболее важных мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Здоровье» в 2006-2007 гг. Показаны основные проблемы, возникшие в процессе осуществления национального проекта, и сформулированы подходы к их решению.

Ориентация российского здравоохранения во все предшествующие годы на развитие стационарной медицинской помощи привела к недофинансированию первичной медико-санитарной помощи, в том числе к недостаточной обеспеченности врачами участковой службы, низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь. Следствие этого - рост хронических и запущенных заболеваний, что в свою очередь приводит к высокому уровню госпитализации и вызовов бригад скорой медицинской помощи.

Ежегодно в РФ регистрируется более 100 млн. больных с диагнозом, установленным впервые в жизни. Наиболее распространены следующие заболевания (по данным за 2005 г.): болезни органов дыхания - 40,6%, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин - 12,4%, некоторые инфекционные и паразитарные болезни - 5,1%, болезни кожи и подкожной клетчатки - 7%, болезни мочеполовой системы - 6,4%, болезни глаза и его придаточного аппарата -4,6%, болезни органов пищеварения - 4,9%, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 4,6%, болезни уха и сосцевидного отростка - 3,3%, болезни системы кровообращения - 3,2%, болезни нервной системы - 2,1%, осложнения беременности, родов и послеродового периода - 2,4%, новообразования - 1,3%.

Показатели ожидаемой продолжительности жизни населения также оставляют желать лучшего: в 2005 г. они составили в целом 65,3 года, в том числе у мужчин -58,9 лет, у женщин - 72,4 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин - 100-е. Состояние здоровья населения в 2005 г. характеризовалось низким уровнем рождаемости (10,2 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16,1 случая на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Основными причинами смертности в 2005 г. являлись: болезни системы кровообращения -58%, внешние причины - 20, новообразования - 13, болезни органов дыхания - 4, болезни органов пищеварения - 4% [1].

В 2005 г. укомплектованность поликлиник врачами составляла 56%, коэффициент совместительства - 1,45; 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более пяти лет. Износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта достигал 65%. Оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием была недостаточной, что значительно увеличивало срок ожидания пациентами диагностических исследований. Финансирование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи составляло около 30% необходимого объема. Имело место недостаточное финансирование национального календаря прививок в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска.

Расходы консолидированного бюджета РФ на здравоохранение и физическую культуру составляли в 2000 г. - 153,4 млрд. руб. (2,1% к ВВП), в 2002 г. -

253,7 млрд. руб. (2,3%), в 2004 г. - 370,3 млрд. руб. (2,2%), в 2005 г. - 797,1 млрд. руб. (3,7%), в 2006 г. - 962,2 млрд. руб. (3,6% к ВВП) [2, 3].

В целях улучшения ситуации в здравоохранении и создания условий для его последующей модернизации был принят национальный проект «Здоровье». Его реализация в РФ началась с 1 января 2006 г.

При разработке национального проекта были определены следующие цели: укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности; повышение доступности и качества медицинской помощи; укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе; развитие профилактической направленности здравоохранения; удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Основными при этом являются следующие два направления: во-первых, развитие первичной медико-санитарной помощи, предусматривающей увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций; подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров; профилактику ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных, дополнительную иммунизацию населения; введение новых программ обследования новорожденных детей с целью выявления наследственных заболеваний; дополнительную диспансеризацию работающего населения; оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Во-вторых, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью за счет увеличения ее объемов в действующих учреждениях и строительства новых центров высоких медицинских технологий, подготовки для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала, что позволит снизить сроки ожидания и повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, особенно для детей и жителей сельских районов и отдаленных территорий.

Первоочередные меры в сфере здравоохранения планировалось осуществить в течение двух лет (2006-2007 гг.).

В 2006 г. на реализацию национального проекта «Здоровье» было выделено

96,8 млрд. руб. из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, что составляет 0,36% ВВП.

Реализация проекта в 2007 г. осуществлялась из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в соответствии с федеральными законами: от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год», от 29 декабря 2006 г. № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» и от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год». На реализацию мероприятий проекта в 2007 г. были предусмотрены денежные средства в объеме 127,3 млрд. руб., что составляет 0,39% ВВП.

Увеличение заработной платы медицинским работникам. Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по ока-

занию дополнительной медицинской помощи» и от 28 декабря 2006 г. № 825 «О порядке финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» были установлены дополнительные ежемесячные денежные выплаты в размере 10 тыс. руб. в месяц врачу-терапевту участковому, врачу-педиатру участковому, врачу общей практики (семейному врачу) и 5 тыс. руб. в месяц медицинской сестре участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестре участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестре врача общей практики (семейного врача), занимающих штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) и с соответствующей численностью обслуживаемого населения. При этом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями указанные денежные выплаты осуществлялись с применением соответствующих коэффициентов [4, 5].

Дополнительная диспансеризация. Действие приказа Минздравсоцразвития России от 22 марта 2006 г. № 188 «О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях» нацелено на раннее выявление и профилактику заболеваний, снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения. Диспансеризация проводится шестью врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований (в том числе анализ крови, электрокардиография, флюорография, маммография). Диагностика направлена на раннее выявление заболеваний: системы кровообращения, костно-мышечной системы, органов дыхания (в том числе туберкулеза), сахарного диабета и др., а также на снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью.

Диспансеризация проводится учреждениями здравоохранения в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков работающих граждан, подлежащих диспансеризации.

Врач-терапевт участковый с учетом заключений врачей-специалистов и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований определяет состояние здоровья граждан, прошедших диспансеризацию, и с целью планирования дальнейших мероприятий распределяет по пяти группам: от практически здоровых граждан (I группа) до граждан, имеющих показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи (V группа). В результате проведения диспансеризации снижается количество обострений и осложнений хронических заболеваний, запущенных случаев болезни, случаев временной нетрудоспособности, уточняется паспорт врачебного участка, формируется паспорт здоровья.

Раннее выявление заболеваний у обследованных работающих граждан в рамках проекта позволяет предотвратить их инвалидизацию, а возможно, и преждевременную смерть.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, были направлены на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских

сестер врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В приложении № 5 к приказу Минздравсоцразвития России от 22 марта 2006 г. № 188 о дополнительной диспансеризации на 2006 г. приведена методика расчета численности граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 г. Согласно этой методике общая численность работников бюджетной сферы равна 13348100 чел., из которых численность работников бюджетной сферы с закрытым случаем диспансеризации равна 4 млн. чел. Следовательно, более 9 млн. чел., работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, не смогут пройти дополнительную диспансеризацию в связи с отсутствием финансирования. Методика расчета исходит из суммы средств, которые государство может израсходовать на дополнительную диспансеризацию, а не на численность работающих в РФ. Также не предусмотрено в рамках дополнительной диспансеризации дополнительное обследование в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и соответствующее лечение для граждан, отнесенных к Ш-У группам по состоянию здоровья, т. е. для тех, кому необходимо дальнейшее обследование и лечение. В районной поликлинике или больнице, как правило, нет соответствующего оборудования для обследования, а для получения направления на обследование в областном центре уходит много времени (от полугода и больше), по истечении которого многим пациентам уже не нужна помощь в связи с неизбежным летальным исходом. Следовательно, если в ходе дополнительной диспансеризации у человека выявлено какое-то заболевание, то он может либо на платной основе проходить дальнейшее обследование и лечение с момента выявления заболевания, либо добиваться получения необходимой помощи через областные центры, и хорошо, если направление будет выдано, когда заболевание еще в той стадии, в которой можно его вылечить. При этом, поскольку дополнительную диспансеризацию проходят бюджетники, у которых заработная плата небольшая, значительная их часть вынуждена ждать получения направления на дальнейшее обследование и лечение.

В рамках проведенной дополнительной диспансеризации за 2006 г. было обследовано 1,4 млн. работающих граждан, что составило только 35% числа подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 г., соответственно лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) не получили 65% средств, подлежащих перечислению в рамках проекта (рис. 1).

Анализ данных, полученных в ходе дополнительной диспансеризации, показал, что только 18% обследованных практически здоровы, 20% подвержены риску развития заболевания, 61,9% нуждаются в дополнительном обследовании, а 0,1% - в оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 22 марта 2006 г. № 188 дополнительная диспансеризация в 2006 г. была предусмотрена лишь для граждан в возрасте 35-55 лет и только для части работников бюджетной сферы (4 млн. чел.). Приказом Минздравсоцразвития России от 17 января 2007 г. № 47 о дополнительной диспансеризации в 2007 г. предусматривалась дополнительная диспансеризация граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях независимо от их возраста.

Прошли ДД

Не про шли ДД 2,6 млн. чел., 65%

Рис. 1. Дополнительная диспансеризация (ДД) работников бюджетной сферы в возрасте 35-55 лет в 2006 г.

В 2006 г. ЛПУ были выделены средства в размере 500 руб. на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего, в 2007 г. - 540 руб. [6, 7].

Дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Приказом Минздрав-соцразвития России от 22 марта 2006 г. № 189 о дополнительных медицинских осмотрах работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами на проведение дополнительного медицинского осмотра одного работника государство выделило 535 руб. из средств Фонда социального страхования Российской Федерации [8].

Практика углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, направлена на раннее выявление и профилактику общих заболеваний. В 2006 г. дополнительные обследования прошли около 3,5 млн. чел. Это позволило оценить состояние здоровья работников, сформировать базу данных на основе персонифицированного учета для дальнейшего составления паспорта здоровья, а также помогло медицинским учреждениям за счет полученных средств за медицинские осмотры приобрести современное оборудование и увеличить заработную плату врачам-специалистам.

Из общего числа работников, прошедших углубленные медицинские осмотры в 2006 г., примерно 36% практически здоровы, 22,9 нуждаются в профилактических мероприятиях, 38 - в лечении в амбулаторных условиях, 3 - в лечении в стационарных условиях, 0,1% - в высокотехнологичных видах медицинской помощи (рис. 2).

За первое полугодие 2007 г. более 18 тыс. предприятий РФ направили своих сотрудников на углубленные медосмотры. К концу июля 2007 г. медосмотры прошли работники 47 отраслей: машиностроения и металлообработки - более 175 тыс. чел., транспорта и связи - более 138 тыс. чел., химической и нефтехимической - более 70 тыс. чел., черной металлургии - 65,3 тыс. чел., топливной - более 53 тыс. чел., строительства - 43,9 тыс. чел., сельского хозяйства - 42,8 тыс. чел.

Активнее других углубленные медицинские осмотры проводились в Приволжском федеральном округе (ФО). Здесь были обследованы 240527 чел., менее активно - 237109 чел. - в Центральном ФО и в Сибирском ФО - 163565 чел.

Рис. 2. Медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в 2006 г.:

I группа - практически здоровые; II группа - подвержены риску развития заболеваний;

III группа - нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в амбулаторно-поликлинических условиях; IV группа - нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в стационарах субъекта РФ; V группа - нуждаются в высокотехнологичной медицинской помощи

В 2006 г. государство выделило 535 руб. на обследование одного работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, между тем затраты ЛПУ на проведение такого медицинского осмотра составили около 1500 руб. В 2007 г. было по-новому организовано финансирование программы. Обязанность оплаты возложили на предприятие-работодателя, которое должно оплачивать дополнительные медицинские осмотры в размере 580 руб., в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [9], которые не достаточны для покрытия расходов на дополнительные медицинские осмотры. Однако для ЛПУ, проводящего дополнительные медицинские осмотры, такая сумма (580 руб. на человека) не покрывает расходов на проведение дополнительных медицинских осмотров. А главное, для работника не предусмотрены дальнейшее дообследование и лечение в случае необходимости, так как дополнительный медицинский осмотр направлен только на выявление заболевания.

Дополнительная иммунизация и вакцинация. Организована дополнительная бесплатная иммунизация и вакцинация населения. В 2006 г. массовой иммунизацией против гриппа было охвачено в 5,4 раза больше граждан РФ, чем в 2005 г., что позволило снизить заболеваемость гриппом в 1,8 раза и избежать возникновения эпидемии этой болезни. Впервые было охвачено первой прививкой против гепатита В и С около 10 млн. чел., заболеваемость гепатитом В в 2006 г. снизилась на 17%. В 2006 г. в рамках проекта 14,4 тыс. чел. больных ВИЧ получили лечение, в том числе 4950 инфицированных беременных женщин, что позволило уменьшить риск вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.

Медицинская помощь женщинам в период беременности, родов и детям. Важным направлением приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения является реализация программы «Родовой сертификат», направленной на охрану здоровья женщин и детей, создание конкурентной среды на рынке медицинских услуг и внедрение экономических стимулов для повышения каче-

ства медицинской помощи, предоставляемой женщинам в период беременности и родов государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

В целях осуществления в 2006 г. Фондом социального страхования Российской Федерации функций по оплате услуг медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения согласно приказу Минздравсоцразвития России «О родовом сертификате» от 28 ноября 2005 г. № 701 утверждена форма родового сертификата и порядок обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г.№ 852 «О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родам» был утвержден порядок финансирования в 2006 г. расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов: 2 тыс. руб. - учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам в период беременности, за каждую женщину, получившую такие услуги; 5 тыс. руб. - учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам во время родов, за каждую женщину, получившую такие услуги.

На эти цели на 2006 г. был предусмотрен объем финансирования в размере

10,5 млрд. руб. Правом на родовой сертификат обладают все женщины, имеющие гражданство РФ, а также гражданки, легально проживающие на территории РФ. Он выдается по паспорту или замещающему его документу. Женщины могут выбрать консультацию и роддом по собственному желанию в любом населенном пункте РФ.

Средства, полученные медицинскими учреждениями по программе родовых сертификатов, идут на выплату заработной платы персоналу, а также на улучшение качества медицинских услуг - закупку дополнительного оборудования, позволяющего расширить спектр оказываемой помощи, инструментария, мягкого инвентаря, изделий медицинского назначения, дорогостоящих лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов, выхаживания недоношенных новорожденных.

С 2006 г. во всех субъектах РФ в рамках национального проекта «Здоровье» осуществляется обследование новорожденных на раннее выявление в первые дни после рождения пяти наследственных заболеваний (фенилкетонурия, врожденный гипотериоз, адреногенитальный синдром, муковисцедоз, галактоземия). Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение позволят избежать тяжелых проявлений этих заболеваний, ведущих к инвалидизации.

Показатель младенческой смертности по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в целом по РФ за период с января по ноябрь 2006 г. снизился на 4,6% по сравнению с показателем за аналогичный период 2005 г. (с

10,8 случаев на 1000 родившихся в 2005 г. до 10,3 - в 2006 г.), показатель материнской смертности снизился на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

За период с января по май 2007 г. в РФ было зарегистрировано 136795 родившихся, что составляет 109,3% к уровню 2005 г. (прирост составляет 11695).

За период с января по май 2007 г. младенческая смертность снизилась на 11,3%. Показатель младенческой смертности за тот же период составил 9,4 случаев на 1000 родившихся живыми (за аналогичный период 2006 г. - 10,6 случаев).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 25 октября 2006 г. № 730 в 2007 г. стоимость родового сертификата увеличилась до следующих размеров [10]: в женской консультации она составила 3 тыс. руб.; в родильном доме -

6 тыс. руб.; в детской поликлинике - 2 тыс. руб. (1 тыс. руб. - через 6 мес. жизни ребенка и 1 тыс. руб. - через 12 мес. жизни ребенка - в 2008 г.). На эти цели объем финансирования на 2007 г. был предусмотрен в размере 14,5 млрд. руб.

В 2007 г. впервые было предусмотрено расходование средств учреждениями здравоохранения, в которых оказывалась амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, на обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20-33% средств, перечисленных учреждению на основании родовых сертификатов. Средства расходовались на обеспечение беременных лекарственными препаратами (поливитаминами, мультиминералами, препаратами железа, фолиевой кислотой и др.) в соответствии со стандартом медицинской помощи женщинам с нормальным течением беременности.

За время реализации программы родовых сертификатов произошло значительное улучшение в части обеспечения учреждений родовспоможения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Отмечено реальное увеличение заработной платы у врачей и среднего медицинского персонала. В крупных городах с населением более 400 тыс. чел., как правило, уже имеется конкуренция на этом рынке медицинских услуг. В таких городах женщины действительно выбирают посредством сертификата качественную медицинскую помощь. На сегодняшний день имеется возможность построения рейтингов роддомов и женских консультаций на основании количества погашенных сертификатов.

Позитивные результаты введения родового сертификата проявились в том, что количество посещений беременными женских консультаций увеличилось в среднем с 8 до 10-11 за период наблюдения; охват беременных женщин перинатальным скринингом (ультразвуковым и биохимическим) с целью выявления пороков развития плода увеличился в среднем на 7%; доля женщин, вставших на учет по беременности в женских консультациях в ранние сроки, увеличилась на 9%; объемы оказания стационарно-замещающей помощи (дневные стационары) на амбулаторно-поликлиническом этапе увеличились на 3-7%.

В то же время были выявлены случаи нарушения стандартов лечения и наблюдения беременных. Широко распространенное нарушение - это несоблюдение женскими консультациями условия о наблюдении за здоровьем женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе в течение не менее 12 недель. Кроме того, во многих регионах при физиологических родах практикуется ранняя выписка на 3-4-й день после родов, а иногда и на 2-й день. В этих условиях не проводится обследование новорожденных на наследственные заболевания. Чтобы избежать подобных нарушений, следует ввести механизмы финансового воздействия на учреждения родовспоможения при выявлении нарушений стандартов ведения и наблюдения за беременными женщинами.

Укрепление материально-технической базы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 871 «Об обеспечении в 2006 году машинами скорой медицинской помощи и реанимобилями учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации» утвержден перечень машин скорой медицинской помощи и реанимобилей, закупаемых в 2006 г. для учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации за счет средств федерального бюджета: автомобили для транспортировки пациентов (класс А), автомобили экстренной медицинской помощи (класс В), реанимобили (класс С), а также перечень продукции медицинского назначения и оборудования для оснащения машин скорой медицинской помощи [11]. Распределены средства федерального бюджета, направляемые в 2006 г. на централизованные закупки машин скорой медицинской помощи и реанимобилей для учреждений скорой медицинской помощи и санитарной

авиации, по субъектам РФ: от 214,5 млн. руб. Дальневосточному ФО до 792 млн. руб. Приволжскому ФО. В 2007 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 867 средства на закупки машин скорой медицинской помощи и реанимобилей для учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации распределены по субъектам РФ: от 240 млн. руб. Дальневосточному ФО до 897 млн. руб. Центральному ФО [12]. Центральный и Приволжский федеральные округа имеют наибольшую численность населения: 37218,1 тыс.чел. и 30346,2 тыс.чел. соответственно (на 1 января 2007 г.), Дальневосточный ФО - наименьшую (6508,9 тыс. чел.) [13].

В 2007 г. государством планировалось обновить около 70% санитарного автотранспорта. Однако в рамках проекта была произведена поставка в количестве 6722 автомобилей скорой медицинской помощи и 93 реанимобилей, что позволило обновить лишь каждую третью находящуюся на линии автомашину. В целом немного сократилось время ожидания больными бригад скорой помощи и повысилась эффективность скорой медицинской помощи - ее оказание начинается с первой минуты транспортировки. В то же время часть поставленных машин скорой помощи простаивает из-за нехватки средств на покупку бензина, отсутствия технического обслуживания, водителей и техперсонала, а также регистрации в ГИБДД.

Национальный проект «Здоровье» предусматривает комплексное оснащение медицинским оборудованием лечебных учреждений первичного звена. Это позволит ставить диагноз и проводить обследование на местах, не обращаясь в краевые и областные центры, что значительно сэкономит время и средства при оказании помощи пациентам.

С марта по декабрь 2006 г. был проведен конкурсный отбор поставщиков диагностического оборудования, осуществлены поставка и ввод в эксплуатацию 22652 ед. диагностического оборудования в 5512 учреждений. Более половины государственных контрактов (54%) было заключено с отечественными производителями медицинского оборудования. Ряд учреждений здравоохранения, особенно в труднодоступных, сельских районах, впервые получили ультразвуковое, эндоскопическое и лабораторное оборудование, для жителей этих населенных пунктов теперь нет необходимости выезжать для обследования в областные и городские учреждения здравоохранения. Одновременно с этим в городских амбулаторно-поликлинических учреждениях уменьшилось время ожидания обследования, а платность медицинских услуг снизилась на 30%. На поставленном диагностическом оборудовании в 2006 г. проведено более 1 млн. исследований, впервые было выявлено около 70000 случаев заболеваний на ранних стадиях (туберкулез, онкологические заболевания, сахарный диабет и др.).

В 2007 г. было поставлено 20243 ед. диагностического оборудования в субъекты РФ, из них: 2760 комплектов лабораторного оборудования, 2335 ультразвуковых аппаратов, 4223 рентгенологических аппарата (в том числе проявочных машин), 5649 ед. эндоскопического оборудования, 3677 электрокардиографов и 1599 фетальных мониторов.

Однако ЛПУ, в которых используется новое медицинское оборудование по назначению, - единицы. Главная проблема, с которой столкнулись медицинские учреждения, это отсутствие врачей и медицинских сестер, которые смогли бы работать с новой техникой. Денег на переобучение врачей-специалистов в рамках проекта предусмотрено недостаточно. Поэтому нередко обучение проводят инженеры пусконаладочных работ. Уровень подготовки лечащих врачей в «глубинке» очень низкий. Зачастую врачи не подозревают о возможностях нового оборудования и направлений на обследование просто не выписывают. Нередко лаборатория с огромной пропускной способностью простаивает «за ненадобностью» - ЛПУ настолько мало, что не может в должной степени загрузить новую аппаратуру.

На первом этапе реализации проекта оборудование в медицинские учреждения поступало по разнарядке «сверху», без учета реальных потребностей медицинских учреждений. Нередко регионы просили одно, а получали другое. Но полученное оборудование нельзя было обменять. Еще хуже, когда ЛПУ по объективным причинам оказывается не в состоянии принять «подарок» (например, нет подходящего по стандартам помещения для аппарата, а на ремонт существующего собственных средств не предусмотрено).

За счет собственных средств больницам приходится покупать и все необходимые расходные материалы: реагенты, тест-системы, одноразовый инструментарий. Нередко после удачного «старта» из-за отсутствия расходных материалов не могут функционировать новые установки даже в областных больницах (например, в крупной клинике Нижнего Новгорода) [14].

По данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Росздравнадзор), в связи с вышеперечисленными проблемами в настоящее время простаивают 2934 ед. техники и оборудования, поставленные в 2006 г., из них значительная часть - дорогостоящие, что составляет 13% всех поставок.

Подготовка и переподготовка медицинского персонала. Результативность и эффективность работы, направленной на достижение главной цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской помощи населению РФ, в значительной степени определяется кадровым потенциалом отрасли. В связи с этим включение в план основных мероприятий по реализации проекта в сфере здравоохранения блока «Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, педиатров участковых» является обоснованным и крайне необходимым.

С целью выполнения основных мероприятий по вышеуказанному блоку Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с территориальными органами управления здравоохранения, ректорами подведомственных образовательных учреждений проведена организационно-методическая работа. Были разработаны планы-графики проведения циклов тематического усовершенствования на 2006 г. (всего 1150 циклов, в том числе выездных - 350); определены объемы потребностей субъектов РФ в повышении квалификации и переподготовке врачей-специалистов на 2006 г.; определено количество молодых специалистов, заканчивающих в 2006 г. клиническую ординатуру по специальностям «терапия» (662), «педиатрия» (405), «общая врачебная практика» (167) и интернатуру по терапии (1717) и педиатрии (1265), а также проведена агитационная работа по привлечению их на работу в учреждения первичного звена здравоохранения.

Но несмотря на это в рамках проекта в 2006 г. прошли подготовку и переподготовку в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования 12805 врачей, из них по специальности: «терапия» - 5645, «педиатрия» - 4599, «общая врачебная практика» - 2561, что составляет 6% числа участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики и только 2% общей численности врачей в РФ.

По состоянию на начало июля 2007 г. в рамках национального проекта прошли подготовку и переподготовку в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования 5834 врача, из них по специальности: «терапия» - 2939, «педиатрия» - 2298 и «общая врачебная практика» - 597. Однако это составляет 3% числа участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики и менее 1% общей численности врачей в РФ.

Количество специалистов, направляемых на повышение качества профессиональной подготовки медицинских кадров первичного звена здравоохранения пока незначительно.

Высокотехнологичная медицинская помощь. В целях повышения доступности для населения РФ дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи Правительство РФ приняло постановление от 20 марта 2006 г. № 139 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий». Был утвержден перечень федеральных центров высоких медицинских технологий, строительство которых финансируется за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 г., в размере 12,6 млрд. руб., и за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 г., в размере 19,4 млрд. руб.

В 2007 г. в России введены в эксплуатацию федеральные центры высоких медицинских технологий: в Пензе и Астрахани - сердечно-сосудистой хирургии, в Чебоксарах - травматологии, ортопедии и эндопротезирования, где россияне смогут получить высококвалифицированную медицинскую помощь.

Предполагается, что заработная плата ведущих специалистов вышеуказанных центров будет достигать 200000 руб. [15]. При этом может возникнуть проблема нехватки кадров в обычных ЛПУ, так как сменить специализацию или место работы в своей области при желании можно, и как результат, будет избыток специалистов в области высоких медицинских технологий.

При реализации государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи возникает ряд трудностей. Сохраняется дефицит финансирования высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета; высока распространенность запущенных форм заболеваний; практикуется поступление больных в федеральные специализированные медицинские учреждения без необходимых обследований; не преодолена сложность направления новорожденных и детей раннего возраста на лечение с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи из отдаленных регионов.

Значительное число граждан не могут получить необходимую высокотехнологичную медицинскую помощь из-за отсутствия эффективного механизма ее финансирования, а также из-за ограниченности бюджетных средств.

Согласно отчету Росздравнадзора о результатах контроля за исполнением мероприятий национального проекта «Здоровье», в 2006 г. и первом полугодии 2007 г. было проведено более 4,5 тыс. комплексных проверок по вопросам реализации мероприятий национального проекта, проверено 4329 лечебных учреждений. По результатам проверок подготовлено 312 запросов в прокуратуру, 436 обращений в адрес поставщиков оборудования, сделано 3451 предписание руководителям лечебных учреждений, составлено 526 протоколов об административных правонарушениях. В федеральный бюджет взыскано более 8,5 млн. руб. штрафов.

Вместе с тем национальный проект «Здоровье» не учитывает проблемы многих отраслей медицины, в том числе онкологии. Во многих цивилизованных странах при правительстве созданы специальные службы по борьбе с онкологическими заболеваниями, однако в России такой практики нет. Между тем онкологические заболевания остаются в стране одной из главных причин смертности (в 2005 г. от новообразований умерли 13% общего числа умерших) наряду с сердечно'-сосудистыми заболеваниями и травмами. На сегодняшний день на учете в медицинских онкологических учреждениях России состоят 2,5 млн. чел., при этом каждый год раком заболевает порядка 1,5 млн. россиян. Средний ежегодный показатель смертности от

рака составляет около 300 тыс. чел. Уровень смертности от онкологических заболеваний может быть значительно снижен, если усилия российских онкологов получат поддержку на правительственном уровне. В частности, потребности онкологии должны быть учтены в дальнейшей реализации проекта.

Тем не менее, несмотря на некоторые отрицательные моменты в реализации проекта, благодаря целому комплексу мер, проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», в первом полугодии 2007 г. смертность взрослого населения уменьшилась, по предварительным данным, более чем на 52 тыс. чел. (по сравнению с соответствующим периодом 2006 г.).

Средний рост заработной платы в сфере здравоохранения в 2006 г. составил 37,9% и, по данным Росстата, в октябре 2006 г. средняя заработная плата в отрасли достигла 8590 руб. При этом заработная плата медицинских работников первичного звена здравоохранения увеличилась в среднем в 2,2 раза, врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений - в 1,8 раза, медицинских работников службы родовспоможения - в 1,6 раза.

В результате осуществления мероприятий данного проекта в сфере здравоохранения увеличилось количество врачей первичного звена здравоохранения на

6,5 тыс. чел. и медицинских сестер - на 7 тыс. чел. При этом к 1 января 2007 г. доля врачей пенсионного возраста уменьшилась с 30 до 20% и доля медицинских сестер с 25% до 13% соответственно. Такое изменение обусловлено в первую очередь приходом в амбулаторно-поликлинические учреждения выпускников медицинских вузов и медицинских училищ. Большая заслуга в этом и органов исполнительной власти субъектов РФ, создавших условия и предоставивших меры социальной поддержки молодым врачам, изъявившим желание работать на селе (Самарская область, Чувашская Республика, Воронежская область и др.).

Результаты реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения показали, что выбранные приоритеты и, прежде всего развитие первичного звена здравоохранения, оправданны. Итогом реализации мероприятий проекта в 2006-2007 гг. явились повышение качества, доступности и бесплатности медицинской помощи населению, увеличение заработной платы медицинских работников, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников, расширение перечня профилактических мероприятий, в том числе в рамках национального календаря прививок, осуществление мониторинга здоровья работающего населения, снижение показателей общей смертности и инвалидности населения РФ за счет повышения доступности и качества медицинской помощи.

Однако несмотря на положительный эффект от предпринятых мер говорить об укреплении общественного здоровья пока преждевременно.

Литература

1. Российский статистический ежегодник 2006. Стат. сб. М.: Росстат, 2006.

2. Здравоохранение в России 2005. Стат. сб. М.: Росстат, 2006.

3. Здравоохранение в России 2007. Стат. сб. М.: Росстат, 2007.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 2.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 825 «О порядке финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государ-

ственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1.

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 22 марта 2006 г. № 188 «О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 14.

7. Приказ Минздравсоцразвития России от 17 января 2007 г. № 47 «О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научноисследовательских учреждениях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 9.

8. Приказ Минздравсоцразвития России от 22 марта 2006 г. № 189 «Об утверждении правил финансирования в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 16.

9. Приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2007 г. № 23 «Об утверждении Правил финансирования в 2007 году проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 11.

10. Приказ Минздравсоцразвития России от 25 октября 2006 г. № 730 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом сертификате» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 48.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 871 «Об обеспечении в

2006 году машинами скорой медицинской помощи и реанимобилями учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 867 «Об обеспечении в

2007 году санитарным автотранспортом, в том числе реанимобилями и автомобилями скорой медицинской помощи на базе гусеничных тягачей, государственных и муниципальных учреждений и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь и специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1.

13. Россия в цифрах 2007. Краткий стат. сб. М.: Росстат, 2007.

14. Юдина Л. Рентген — на свалку? //Аргументы и факты. 2007. № 34 (1399).

15. Борта Ю., Мельников А. Интервью с М. Зурабовым // Аргументы и факты. 2007. № 30 (1395).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.