Научная статья на тему 'Приоритетный национальный проект «Здоровье»: первые итоги'

Приоритетный национальный проект «Здоровье»: первые итоги Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
650
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Виноградов К. А.

Итоги реализации ПНП «Здоровье» в 2006 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетный национальный проект «Здоровье»: первые итоги»

К.А.ВИНОГРАДОВ,

д.м.н., заместитель директора департамента развития медицинской помощи и курортного дела Миниздравсоц-развития России, заслуженный врач Российской Федерации

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»: ПЕРВЫЕ ИТОГИ

В своем обращении к Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.Путин отметил, что основной стратегической целью здравоохранения является повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи, ее профилактическая направленность и обеспечение населения высокотехнологичными видами медицинской помощи.

В 2006 году реализация главной цели социальной политики Российской Федерации -последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг, прежде всего качественной медицинской помощи и социального обслуживания - находились в центре внимания государства.

Важнейшие мероприятия, направленные на достижение этой цели, составили программу приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

В части повышения доступности, качества и эффективности медицинской помощи были предусмотрены мероприятия, направленные на развитие первичной медицинской помощи, включая:

♦ денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи;

♦ подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и участковых педиатров;

♦ оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием;

♦ оснащение учреждений скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом, в том числе реанимобилями.

Для развития профилактического направления медицинской помощи были предусмотрены такие мероприятия, как:

♦ проведение иммунизации населения в рамках национального календаря прививок;

♦ выявление и лечение инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом В и С;

© К.А.Виноградов, 2007 г.

енеджер

2007, №3

♦ обследование новорожденных детей;

♦ проведение диспансеризации работающего населения.

Что касается обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью, то было запланировано:

♦ увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

♦ строительство федеральных центров высоких медицинских технологий.

Общая сумма финансовых затрат на реализацию приоритетного национального проекта в 2006 году составила 96,8 млрд. руб. На реализацию Проекта в 2006 году было направлено средств федерального бюджета в объеме 65,7 млрд. руб., средств государственных внебюджетных фондов 25,8 млрд. руб. Субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение Проекта. В бюджетах некоторых субъектов Российской Федерации средства, направленные на финансирование здравоохранения в 2006 году составили свыше 20%.

Впервые за несколько десятков лет отрасль здравоохранения получила столь значительные финансирование и материально-технические ресурсы.

Впервые на общенациональном уровне Российской Федерации применен метод проектного финансирования. При этом объем средств, выделяемых из федерального бюджета, соответствует поставленным целям. Поэтому проведенную в 2006 году работу можно считать беспрецедентной по масштабам и объему материальных ресурсов, направленных в сферу здравоохранения.

Главным промежуточным итогом, очевидно, следует считать улучшение демографической ситуации в стране. Благодаря целенаправленным мероприятиям Проекта, в 2006 году в стране родилось больше детей, чем в предыдущем, уменьши-

лась младенческая смертность на 4,6% и смертность взрослого населения.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2006 году составила 66 лет против 65,3 в 2005 году. Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания в 2006 году состав ла 11,5 лет против 10,0 в 2005 году.

Окончательным итогом Проекта, запланирован ного на период до 2010 года, должно стать фо мирование количественно и качественно сильной здоровой нации, поэтому по истечении всего лишь первого года выполнения Проекта сложно подво

дить даже промежуточные результаты. И все же успехи первого года работы можно оценить по сте пени выполнения запланированных мероприятий, которые в 2006 году осуществлены полностью.

Одним из важнейших направлений реализации Проекта является повышение уровня профессиональной подготовки медицинских кадров, направленное на создание высококвалифицированного кадрового потенциала в амбулаторно-поли-клинических учреждениях, способного качественно оказывать медицинскую помощь.

На подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и участковых педиатров было направлено почти 105 млрд. руб.

Деятельность учреждений и факультетов допол нительного профессионального образования п реориентирована на подготовку и повышение ква лификации врачей первичного звена, с включени ем в учебные программы вопросов по раннему вы явлению социально значимых и хронических за болеваний.

В 2006 году в рамках реализации Проекта по высили квалификацию по специальностям «Терапия», «Педиатрия» и «Общая врачебная практика (семейная медицина)» 12,5 тыс. врачей, что почти вдвое превышает плановые показатели, в том числе 6,4 тыс. врачей-терапевтов участковых,

ел--а-

1енеджер

здравоохранения, 2007, №3

5,4 тыс. врачей-педиатров участковых и 1,3 тысяч врачей общей практики (семейных врачей).

Более 44 млрд. руб. было направлено на повышение уровня оплаты труда медицинских работников. Во всех субъектах Российской Федерации медицинские работники первичного звена получают дополнительные выплаты. Различные виды доплат в рамках национального проекта в сфере здравоохранения получили 680 тыс. медицинских работников, что составляет почти треть от списочного состава врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Кроме того, дополнительно к первоначальным планам повышена оплата труда 160 тыс. медработников фельдшерско-акушерских пунктов и станций «скорой помощи».

Благодаря реализации Проекта в 2006 году участковые терапевты, педиатры и врачи общей практики стали ежемесячно получать прибавку к зарплате по 10 000 руб., работающие с ними медицинские сестры - 5000 руб. Со второго полугодия 2006 года медицинский персонал фельдшерско-акушерских пунктов, врачи, фельдшеры и медсестры скорой медицинской помощи также стали ежемесячно получать дополнительно по 25005000 руб.

В целом по России средний уровень оплаты труда участковых врачей-терапевтов, педиатров и врачей общей семейной практики возрос в 2,22,8 раза, медицинских сестер, работающих с ними, - в 1,6-2,4 раза; врачей - специалистов рвичного звена - в 1,3-1,7 раза, младшего медицинского персонала - в 1,3-1,7 раза. Необходимо отметить, что уровень оплаты труда «узких» специалистов также повысился. Источником повышения являлись выплаты за участие специалистов проведении дополнительной диспансеризации аселения и медицинской помощи пенсионерам. Кроме того, внедрение родовых сертификатов позволило существенно повысить оплату труда врачам, среднему и младшему персоналу медицинских учреждений, оказывающих медицинскую

помощь женщинам в период беременности и родов.

Численность терапевтов, педиатров, врачей общей (семейной) практики и медицинских сестер, работающих с ними, возросла с 142,2 тыс. человек в январе 2006 года до 155,3 тыс. человек в декабре 2006 года. В частности, численность врачей возросла с 67,1 до 73,4 тыс. человек, а численность медицинских сестер - с 75,1 до 81,9 тыс. человек.

Результатом повышения оплаты труда стал приток кадров в первичное звено здравоохранения: шесть с половиной тысяч врачей и семь тысяч медицинских сестер пришли работать в поликлиники в

2006 году. Коэффициент совместительства снизился за год с 1,6 до 1,3. При сохранении такой положительной динамики численности медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, коэффициент совместительства в

2007 году составит 1,2, а в 2008 году - 1,1. Приток кадров в первичное звено осуществлялся в основном за счет молодых специалистов-выпускников медицинских учебных заведений и за счет возвращения медицинских работников с административных должностей в лечебно-профилактических учреждениях, а также возобновивших ранее прерванную медицинскую деятельность.

В 2006 году из федерального бюджета на закупку 22 652 единиц оборудования было выделено 14,3 млрд. руб. При этом более половины государственных контрактов (около 54%) заключено с отечественными производителями. В результате более пяти тысяч медицинских учреждений оснащены диагностическим оборудованием, что позволило сократить срок ожидания населением диагностических исследований с 10 до 7 дней.

Мероприятием, осуществление которого позволяет ожидать повышения эффективности и доступности скорой медицинской помощи, является поставка автомобилей скорой помощи и реанимобилей, в том числе оснащенных специальным оборудованием для оказания экстренной медицинс-

енеджер

2007, №3

кой помощи роженицам и новорожденным. В 2006 году удалось заменить одну треть устаревшего санитарного автотранспорта на современный, укомплектованный современным медицинским оборудованием, при этом предпочтение отдавалось российским производителям.

В 2006 году в Российской Федерации зарегистрировано 363 691 человек, живущих с ВИЧ-инфекцией. Было зарегистрировано 2025 установленных случаев СПИДа, из них 214 среди детей. Вновь заразилось ВИЧ-инфекцией 38 738 человек.

По Проекту запланировано ежегодное обследование 20 млн. человек на выявление ВИЧ-инфекции, фактически обследовано 21,6 млн. человек. Из 20 270 ВИЧ-инфицированных, нуждающихся в лечении, в 2006 году получили терапию 14 443 человек.

В рамках Проекта проводится работа по вакцинации населения, целью которой является снижение заболеваемости населения гепатитом В и гриппом, а также профилактика полиомиелита. В целях профилактики осложнений впервые в Российской Федерации всем детям с хроническими заболеваниями проводилась вакцинация против полиомиелита инактивированной полиомиелитной вакциной.

Впервые проведена массовая иммунизация детей против краснухи, что позволило не только стабилизировать заболеваемость краснухой в Российской Федерации, но и предотвратить в будущем врожденные заболевания, обусловленные повреждающим действием вируса краснухи, у новорожденных детей.

Проведение массовой иммунизации против гепатита В позволило добиться снижения заболеваемости, вызываемой данной инфекцией, в Российской Федерации на 17%, показатель составил 5,8 человек на 100 тыс. населения.

В Российской Федерации гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями ежегодно заболевало более 30 млн. человек. В настоя-

щее время, благодаря проведенной в 2006 году в рамках Проекта иммунизации против гриппа 21,9 млн. человек, ситуация по заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями в Российской Федерации стабилизировалась и не является эпидемической. В 2006 году заболеваемость гриппом снизилась в 1,8 раза по сравнению с 2005 годом.

В Проект включены мероприятия, расширяю щие массовое обследование новорожденных н наследственные заболевания. С 2006 года, поми мо проводимого обследования новорожденных де тей на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, было начато выявление адреногенитального синдрома, галактоземии и муковисцидоза.

Для обеспечения неонатального скрининга закуплены, поставлены и смонтированы многофункциональные автоматизированные лаборатории, комплекты специальных устройств для обеспечения подготовки и оптимизации исследований образцов крови и наборы тест-систем. В 29 субъектах Российской Федерации в 2006 году впервые начали самостоятельно проводиться обследования новорожденных детей на врожденные заболевания.

Своевременное выявление, профилактика и ле-

ь

чение таких заболеваний позволяют предупредить инвалидизацию детей как следствие развития умственной отсталости, слепоты, глухоты, карлико вости, бесплодия, почечно-печеночной недостаточ ности и других нарушений жизненно важных фун ций организма.

Обследование работников бюджетной сферы в возрасте 35-55 лет, в том числе в рамках диспансеризации, проводимой в дополнение к существующей диспансеризации лиц с хрониче кими заболеваниями, и осмотры с целью профи лактики раннего выявления и эффективного лечения заболеваний позволили диагностировать более 70 000 заболеваний на ранних стадиях, что способствовало предотвращению временной и стойкой утраты трудоспособности.

ы ск-

ск

и-

/енеджер

здравоохранения, 2007, №3

С

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью являлось одним из основных направлений реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 году.

Впервые были разработаны и внедрены стандарты оказания высокотехнологической медицинской помощи, что позволило вести расчеты с федеральными специализированными медицинскими учреждениями на основе нормативов финансовых затрат за пролеченного больного. Введение стандартов оказания высокотехнологической медицинской помощи позволило впервые в российской практике сформировать листы ожидания для учета потребности субъектов Российской Федерации в высокотехнологической медицинской помощи.

Начиная с 2006 года, финансирование высокотехнологичной медицинской помощи включает расходы на дорогостоящие медицинские изделия и дорогостоящие лекарственные средства.

По всем профилям высокотехнологичной медицинской помощи нормативы финансирования были величены как минимум на 25%, а по отдельным профилям - на 36%.

В 2006 году в федеральных специализированных медицинских учреждениях высокотехнологичные виды медицинской помощи оказаны более 128 тыс. больных. В 8 субъектах Российской Федера-ии началось строительство федеральных центров высоких медицинских технологий (сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезирования, детской гематологии, онкологии и иммунологии).

Благодаря снижению времени ожидания и повышению доступности медицинских услуг в рамках предоставления бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи повышается качество жизни больных, снижаются экономические потери за счет восстановления трудового потенциала, уменьшаются финансовые затраты на выплаты пенсий по инвалидности и пособий по временной нетрудоспособности.

Целый комплекс мероприятий призван улучшить ситуацию с оказанием медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным.

Внедрение в рамках проекта «родового сертификата» направлено на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка, повышение качества и доступности оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, создание условий повышения рождаемости и рождения здоровых детей, а также укрепление репродуктивного здоровья населения. Введение «родового сертификата» способствовало повышению уровня оплаты труда работников учреждений родовспоможения, сокращению платных услуг по обследованию и лечению патологии беременных женщин, выявлению на более ранних сроках беременности сопутствующих заболеваний, а также снижению перинатальной и материнской смертности. Активизировалась работа по профилактике абортов и формированию позитивного настроя на деторождение.

Учреждениями здравоохранения оказаны услуги по медицинской помощи: на амбулаторно-по-ликлиническом этапе - 1320 тыс. женщинам; в период родов - 1274 тыс. женщинам.

Увеличилось финансирование лекарственного обеспечения в родильных домах. Появилась возможность приобретения дорогостоящих жизненно важных препаратов для выхаживания недоношенных, реанимации новорожденных и борьбы с акушерскими кровотечениями. Значительно увеличилось число родильных домов, участвующих в мониторинге врожденных пороков развития плода.

Внедрение родовых сертификатов также способствует созданию конкурентной среды и внедрению экономических стимулов для повышения качества услуг, предоставляемых женщинам в период беременности и родов государственными учреждениями здравоохранения.

енеджер

2007, №3

В 2006 году внесены серьезные коррективы в законодательное регулирование вопросов здравоохранения. На федеральном уровне приняты нормативные правовые акты, касающиеся порядка организации медицинского обслуживания по участковому принципу, дополнительной диспансеризации, денежных выплат в 2006 году врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также разъяснения по реализации отдельных положений норм законодательства по вопросам установления порядка оплаты медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, на основании родовых сертификатов, расходования учреждениями здравоохранения средств, полученныхза оказание услуг медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.

В субъектах Российской Федерации проведена работа по принятию нормативных правовых актов в целях реализации Проекта.

В целях обеспечения доступности и повышения качества медико-санитарной помощи, повышения уровня обеспеченности населения медицинскими услугами, в 2006 году были начаты мероприятия, направленные на модернизацию системы здравоохранения, в том числе на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи населению имеющимся финансовым ресурсам.

Согласно данным социологического опроса в целом по России около 60% населения поддерживает проект, при этом количество положительных ответов по сравнению с январем 2006 года увеличилось в среднем в 2 раза. Еще в большей степени увеличилась удовлетворенность проектом в отрасли здравоохранения. Количество ответов респондентов об улучшении в области здравоохранения увеличилось за год в Самарской области в 3 раза, в Иркутской области в 2,8 раз, в Тверской области в 2,3 раза и т.д.

Результаты реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения показали, что выбранные приоритеты и прежде всего развитие первичного звена здравоохранения, оправданы. Об этом свидетельствуют предварительные социально-экономические пока затели 2006 года:

♦ снижение показателей смертности на 120 000 человек за счет повышения доступности и качеств медицинских услуг населению;

♦ снижение времени ожидания диагностичес ких обследований и скорой медицинской помощи;

♦ эффективность внедрения механизмов экономического и профессионального стимулирования медицинских работников;

♦ сокращение экономических потерь за счет восстановления трудовых ресурсов.

Итоги реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 году показывают необходимость продолжения мо дернизации здравоохранения, направленной на обеспечение публичных обязательств государства по охране здоровья граждан.

С учетом опыта реализации мероприятий проекта в 2006 году на 2007 год запланировано увеличение расходов по многим направлениям нац-проекта в сфере здравоохранения.

Увеличиваются расходы, связанные с подготов кой врачей первичного звена. Необходимо обес печение образовательных учреждений высшего дополнительного профессионального образовани современной учебной и научной литературой на сумму 0,3 млрд. руб.

На осуществление выплат персоналу первично го звена запланированы 21,1 млрд. руб. Рост объ ма средств связан с прогнозным увеличением численности указанной категории врачей и медсестер. Кроме того, в эти средства включены выплаты, осуществляемые учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук.

/енеджер

здравоохранения, 2007, №3

На выплаты медработникам фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи запланированы средства в объеме 11,2 млрд. руб. Рост расходов связан с уточнением в 2006 году численности медицинских работников фельд-ерско-акушерских пунктов, отделений и стан-й скорой помощи. В указанные средства также включены денежные выплаты учреждениям скорой медицинской помощи, подведомственным Федеральному медико-биологическому агентству.

Для завершения начатых работ по переоснащению амбулаторно-поликлинических учреждений требуется поставить диагностическое оборудование в более 5,5 тыс. учреждений, на это запланировано 15,4 млрд. руб. Благодаря этому сократятся сроки ожидания обследований, увеличится число выявленных заболеваний на ранних стадиях.

В 2007 году продолжится начатое в 2006 году оснащение медицинскими автомобилями, в том числе реанимобилями, отделений и станций скорой помощи. На это мероприятие запланированы средства в объеме 3,9 млрд. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо дооснастить подобными автомобилями более 6000 отделений и станций скорой медицинской помощи. Таким образом обновится практически весь санитарный автотранспорт и сократится время ожидания скорой медицинской помощи.

На мероприятия, направленные на обследование населения с целью выявления ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита В и

ГС, запланированы средства в объеме 7,8 млрд. руб. Рост расходов необходим в связи с увеличением расходов на лечение больных ВИЧ-инфекцией и гепатитами В и С и проведением мероприятий по профилактике. Это позволит снизить заболеваемость в целом по стране и, прежде всего - в группах риска.

На иммунизацию населения в рамках Национального календаря прививок, а также против гриппа запланированы средства в объеме 6,1 млрд. руб. Планируется провести иммунизацию населения против полиомиелита (5,9 млн. человек), дифтерии, столбняка, коклюша (не менее 21,0 млн. человек), кори и эпидемического паротита (3,0 млн. человек), краснухи (10,2 млн. человек), туберкулеза (2,1 млн. человек), гепатита В (не менее 16,5 млн. человек), гриппа (до 22 млн. человек).

Расходы на обследование новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и диагностику нарушения слуха остались на прежнем уровне при одновременном увеличении количества обследованных детей до 1,3 млн. человек.

Оплата медицинской помощи, оказанной во время беременности, родов и в послеродовом периоде женщинам и детям первого года жизни, увеличена до 14,5 млрд. руб., что связано с увеличением стоимости родового сертификата до 10,0 тыс. руб. и включением в него расходов по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, а также увеличением количества родов до 1,6 млн.

На проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан запланированы средства в объеме 4,0 млрд. руб. Увеличится число работающих граждан, которые пройдут диспансеризацию, до 7,5 млн. человек.

На строительство центров высоких медицинских технологий запланированы средства в объеме 19,4 млрд. руб. В 2007 году запланировано доведение до полной готовности к эксплуатации 4 центров.

На увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи запланированы средства в объеме 17,5 млрд. руб. На 2007 год запланировано увеличение количества больных, которым будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, до 170 тыс. человек.

енеджер

2007, №3

В запланированные средства включены действующие обязательства главных распорядителей федерального бюджета (Росздрава, Федерального медико-биологического агентства России и Российской академии медицинских наук) в сумме 5,5 млрд. руб.

На реализацию мероприятий, связанных с информационной поддержкой и управлением проекта, запланированы средства в объеме 0,7 млрд. руб.

В проекте бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год предусмотрены средства в размере 4,0 млрд. руб. на проведение пилотных проектов в субъектах Российской Федерации, направленных на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Отказ от привычной модели и переход на модель оплаты фактически оказанных медицинских услуг требует разработки нормативов и стандартов оказания услуг, принятия новых законов, регламентирующих систему государственных гарантий, государственного страхования и защиты прав граждан на получение медицинской помощи. Разработка стандартов оказания медицинской помощи, без которых расчет стоимости оказанной медицинской услуги невозможен, - это не только формализация стандартов оказания услуг, но и требований к инфраструктурной и кадровой оснащенности лечебно-профилактических учреждений.

Для этого в течение проведения пилотных проектов будут решаться задачи по созданию персонифицированного учета медицинской помощи населению (включая в этот процесс стационарное звено), осуществлению перевода учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно-по-ликлиническую и стационарную помощь, на оказание медицинской помощи по конечному результату с учетом критериев качества и повышение уровня оплаты труда, внедрению стандартов оказания медицинской помощи и унифицированные методы финансирования медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчи-

танных по стандартам оказания медицинской помощи, и другие.

Реализация приоритетного национального проекта предполагает не только выполнение важных мероприятий, направленных на повышение доступности, эффективности и качества оказания ме дицинской помощи населению, но и изменени системы здравоохранения в целом. Существующая система организации здравоохранения со всем ее недостатками является привычной для насел ния и медицинских работников. Это обусловлено формально бесплатной медицинской помощью в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, сметным характером финанс рования лечебных учреждений, который позволя ет, с одной стороны, жестко контролировать рас ходы, а с другой - не учитывает рыночной ситуа ции и препятствует созданию конкурентной сре ды в сфере оказания медицинских услуг населе нию, системой оплаты труда, построенной на единой тарифной сетке и отработанной системой простого нормирования.

При этом необходим механизм контроля з качеством и объемом оказываемых медицински услуг. Такими контролерами должны выступать: население, врачи первичного звена, страховщик и работодатели.

Возникнет необходимость создания персон фицированного учета социальных обязательств го сударства по отношению к конкретному челов ку, которые могут зависеть от социального стату са человека и финансироваться за счет различных государственных источников.

Решение поставленных задач требует большой работы органов законодательной и исполнител ной власти по созданию нормативного и законо дательного обеспечения системы здравоохране ния Российской Федерации, реформы организа ционной структуры здравоохранения, разработ ки методологии и стандартов оказания медицинс кой помощи населению.

енеджер

здравоохранения, 2007, 1\РЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.