Научная статья на тему 'Реализация национального проекта "Здоровье" показала, что система здравоохранения не утратила своей управляемости'

Реализация национального проекта "Здоровье" показала, что система здравоохранения не утратила своей управляемости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубов В. И.

Итоги и перспективы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация национального проекта "Здоровье" показала, что система здравоохранения не утратила своей управляемости»

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» ПОКАЗАЛА, ЧТО СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НЕ УТРАТИЛА СВОЕЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ

Выступление заместителя Министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубова на 2-м (внеочередном) съезде Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья, Москва, 6 декабря, 2006 год

Москве в начале декабря прошел 2-й (внеочередной) съезд Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья. С докладом «Итоги и перспективы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения» выступил заместитель Министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубов.

Он отметил, что проблемы здравоохранения сегодняшнего дня накапливались годами и являются следствием не только собственно организации здравоохранения, но и не в меньшей степени особенностей социально-экономического развития страны. Отражением этих проблем являются основные характеристики демографических процессов (табл.1). Лишь на исходе 2006 года впервые за последние пять лет наметилась положительная динамика в показателях смертности по основным классам болезней (рис.1).

За период с 2001 по 2005 гг. объем расходов на здравоохранение вырос в 2,5 раза и достиг в 2005 году

Таблица 1

Основные медико-демографические показатели

(на 1000 населения)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. За 10 месяцев

2005 г. 2006 г.

Рождаемость 9,8 10,2 10,4 10,2 10,2 10,4

Смертность 16,3 16,4 16,0 16,1 16,1 15,4

Младенческая смертность 13,3 12,5 11,6 11,0 10,9 10,4

Естественный прирост -6,5 -6,2 -5,6 -5,9 -5,9 -5,0

UCCI О бол t Ulli CJK I ГМ Ы Ulli III' IUI I II, I, II ГI': I 411: .1 III 'H '"l II; I .1111 II III .1 IUI II III .ф I 1,1111 II' 11' :> 11 II

in' "¡щи iiii -||'H4I iiii.i Ii м tu in tu псрилп-лрныс

(ПЛ1М

■ 2005 г. □ 2006 г.

Рис.1. Показатели смертности по основным классам болезней за девять месяцев 2005 и 2006 гг.

(на 100 тыс. населения)

енеджер

2007, №1

700 650 600 550 500 450 -100 }50 Ж1 250 200 150 100 50

а

656,0

2 55,Ц

2(ки г.

янв г.

21X14 г.

21Ю5 Г.

В Нес го

5 1;|| . I ■IV.! I. IIIIIIIIII III Р'И.И Н || I, IЧ ОМ11.1,,' I 'III || II 1.1'II[ |111 Р||| I Н «I 1.1Н Ф|' 11'|Щ IIИ >1

НСреДСТЫ ■ II 1.111 I I■ I I о М0.1Ни кнекого СГ['.|М|''.|Нни ( II .1 | н.| 11'|' '¡| |. 11 ■ : | Гни 14,|'| :|

Рис.2. Финансирование системы здравоохранения в 2001-2005 годы

39,7% ОМС

0.5% Федеральный

34,4% ОМС

21,7% Федеральный бюджет

фО-рех ном

сУ-Юй

уни-мер-

50,8% Субъект РФ 43,9% Субъект РФ

2003 г. 2005 г.

Рис.3. Структура финансирования системы здравоохранения Российской Федерации

656 млрд. рублей (рис.2), что составило 3% от ВВП. Рост доли государственных затрат на здравоохранение в ВВП будет иметь следующую динамику: в 2005 г. - 3%, в 2006 г. - 3,3%, в 2008 г. - до 4%. С учетом объема личных средств граждан (порядка 350 млрд. рублей) доля совокупных затрат на здравоохранение уже сегодня составляет порядка 5,5-5,6% от ВВП.

Изменилась и структура финансирования системы здравоохранения: выросла с 9,5% в 2003 году до 21,7% в

2005 году доля федерального бюджета (рис.3).

В.И.Стародубов прокомментировал делегатам съезда судьбу четырех законопроектов («Об обязательно; медицинском страховании», «О государственных гарантиях медицинской помощи», «Об автономных учре ниях», «О государственных (муниципальных) автономных некомм' ческих организациях»), подготовленных в 2004 году и широко обсужденных с профессиональным сообществом. Процесс их согласования с Минэкономразвития России и Минфином России оказался достаточно сложным и более продолжительным, чем это предполагалось. Поэтом

2006 году было принято решение осуществлять преобразования в здравоохранении в рамках существующего законодательства в соответствии с оритетами, намеченными эксперта развитие первичной медицинской помощи, развитие профилактической составляющей медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной помощью. Именно эти направления и начали реализовываться в рамках национального проекта «Здоровье».

С момента озвученной Президентом РФ программы преобразований в сфере здравоохранения до начала реализации проекта прошло лишь три месяца, и это, по мнению В.И.Ста-родубова, является подтверждением того, что система здравоохранения не

1енеджер

здравоохранения, 2007,

ципаль Хар лизаш

щ

ш

А

С О

утратила своей управляемости. Вместе с тем заместитель Министра подчеркнул, что действия, предусмотренные нацпроектом, противоречат 131 и 95 ФЗ, так как средства федерального бюджета направляются на муни-альный уровень здравоохранения.

рактеризуя основные итоги реа-ации проекта В.И.Стародубов

I остановился на ряде ключевых моментов. Объем финансовых затрат на реализацию ПНП «Здоровье» вырос в 2006 году с предполагаемых 60 до 96,8 млрд. рублей. Численность медицинских работников, получающих дополнительные денежные средства, составила 546 тыс. человек - это более четверти всего профессионального сообщества (27,9%). При этом увеличение заработной платы в первичном звене являлось не самоцелью, а средством повышения престижности этой категории медработников. Коэффициент совместительства участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров сократился до 1,2. Введен полицевой учет врачебных кадров первичного звена здравоохранения; на 10% сократилось число лиц пенсионного возраста. Выявле-врачи, работающие в нескольких тах на полный рабочий день, а так-специалисты, диплом которых дает основание усомниться в его подлинности. Установлен поименный перечень

I лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь; приведены в соответствие с нормативами численности обслуживания населения врачебные участки. С 2008 года будут введены критерии качества работы врачей первичного звена.

тего совм

Распределение по группам здоровья

Дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы в возрасте лет.

Л' ]]>|гги

И. 19% I I JJiiiiia 14,19%

Дополнительные медицинские IX. мот и ы работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

IV груши

3%

111 11" II

ИХ

II I llMIIII;

23% [ 59%

I группа * практически здоровые;

II группа - риск развития заболеваний;

III группа - нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в

амбулаторно-поликлинических условиях;

IV группа - нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в

стационарах субъекта Российской Федерации;

V группа - нуждаются в ДВМГЗ

Рис.4. Дополнительная диспансеризация

Рис.5. Количество обследованных новорожденных детей

Отвечая на вопрос собравшихся о перспективах выделения дополнительных средств из федерального бюджета на повышение зарплаты врачей-специалистов первичного звена, В.И.Стародубов подчеркнул, что повышение зарплаты врачей-терапевтов, врачей-педиатров, врачей общей

енеджер

2007, №1

Запланированный объем финансирования из федерального бюджета

2008 год

157,1 млрд. руб.

Необходимый объем финансирования за счет средств государственных внебюджетных фондов

200Э год

Общая сумма финансовых затрат

ЧК 2008 год

75,3 млрд. руб.

81,8 млрд. руб.

37,6 млрд.руб.

18,6 млрд, руб,

18,0 млрд. руб.

194,7 млрд.руб.

93,9 млрд. руб.

100,8 млрд. руб.

Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.6. Финансовое обеспечение приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2008-2009 годы

(семейной) практики - это декларация приоритетов федерального уровня, субъектовый и муниципальный уровени здравоохранения должны определить свои приоритеты и в качестве таковых может быть повышение зарплаты врачей-специалистов первичного звена.

В 2006 году осуществлялись поставки медицинского оборудования в учреждения здравоохранения для приведения их оснащенности в соответствие с табелем (стандартом) оснащения. В субъекты РФ поступило 22 000 единиц оборудования, к концу 2007 года эта часть проекта будет завершена.

Подведены первые итоги дополнительной диспансеризации (рис.4). На наличие ВИЧ-инфекции обследовано более 19 млн. человек, 8502 больного ВИЧ-инфекцией получают терапию. Проводятся скрининговые обследования новорожденных детей (рис.5), которые будут продолжены и расширены в 2008-2009 годах.

Существенно увеличивается объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП): с 8,4 млрд. руб. в 2006 году до 17,5 млрд. руб. в 2007 году. Стоимость одного пролеченного больного возрастет с 53 тыс. руб. в 2005 году до 123 тыс. руб. в 2009 году. Наиболее востребованными профилями ВМП на 2007 год признаны сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия и нейрохирургия.

«Повышение зарплаты врачей-терапевтов, врачей-педиатров, врачей общей (семейной) практики - это декларация приоритетов федерального уровня, субъектовый и муниципальный уровени здравоохранения должны определить свои приоритеты и в качестве таковых может быть повышение зарплаты врачей-специалистов первичного звена».

Единственным нереализованным мероприятием ПНП «Здоровье» является строительство федеральных центров. До сих пор остается несогласованной документация по модульному принципу их проектирования.

В 2007 году запланирован объем финансирования ПНП «Здоровье» из федерального бюджета в размере 107,8 млрд. руб. Определено финансовое обеспечение проекта и на 2008-2009 гг. (рис.6). В.И.Староду-бов признал справедливой критику Мнздравсоцразвития России за увлечение вопросами увеличения рождаемости и недостаточное внимание вопросам снижения смертности. Поэтому расширение ПНП «Здоровье» будет происходить по следующим приоритетным направлениям: совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (табл.2), при острых отравлениях (табл.3), оснащение стационарных учреждений родовспоможения диагностическим и

енеджер

здравоохранения, 2007, N°1

Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Таблица 2

Основные мероприятия т 2008 год 2009 год Всего

Количество (шт.) Объем финансирования (млрд. руб.) Количество (шт.) Объем финансирования (млрд. руб.) Количество (шт.) Объем финансирования (млрд. руб.)

Закупка реанимобилей 300 1,6 300 1,6 600 3,2

Закупка медицинского оборудования 2365 4,2 2702 4,3 5067 8,5

(

Таблица 3

Совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях

Основные мероприятия

2008 год

Количество единиц

Объем финансирования (млрд. руб.)

2009 год

Количество единиц

Объем финансирования (млрд. руб.)

Всего

Количество единиц

Объем финансирования (млрд. руб.)

Оснащение токсикологических и реанимационных отделений медицинским оборудованием

1500

1,2

1750

1,4

3250

2,6

Оснащение стационарных учреждений родовспоможения диагностическим и лечебным оборудованием

Таблица 4

2008 год 2009 год Всего

)сновные мероприятия Количество единиц медицинского оборудования Объем финансирования (млрд. руб.) Количество единиц медицинского оборудования Объем финансирования (млрд. руб.) Количество единиц медицинского оборудования Объем финансирования (млрд. руб.)

супка медицинской шики 2436 3,0 2434 3,0 4870 6,0

Таблица 5

Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

2008 год 2009 год Всего

Количество единиц Объем финансирования (млрд. руб.) Количество единиц Объем финансирования (млрд. руб.) Количество единиц Объем финансирования (млрд. руб.)

Закупка ангиографов стационарныж 25 1,1 75 3,3 100 4,4

Переподготовка кадров для работы в центрах малоинвазивной хирургии 200 врачей 400 м/с 0,1 200 врачей 400 м/с 0,1 400 врачей 800 м/с 0,2

Расходные материалы 0,7 0,7 1,4

Менеджер

здравоохранения, 2007, N°1

лечебным оборудованием (табл.4), совершенствование организации медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями (табл.5), развитие новых высоких медицинских технологий в ФСМУ, строительство перинатальных центров. Общая сумма расходов ПНП «Здоровье» в 2008-2009 годах составит 254 млрд. руб.

В 2007 году в 17 субъектах РФ запланировано проведение « пилотного» проекта. Его цели: продолжение создания персонифицированного учета медицинской помощи населению Российской Федерации, включая в этот процесс стационарное звено; перевод учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликли-ническую и стационарную помощь, на финансирование медицинской помощи по конечному результату с учетом критериев качества и повышение уровня оплаты труда; внедрение стандартов оказания и унифицированных методов финансирования медицинской помощи; создание преимущественно одноканальной системы финансирования здравоохранения; приведение существующей материально-технической базы медицинских учреждений в соответствие с табелем оснащения; выведение части объемов стационарной медицинской помощи и медицинских кадров в амбулаторно-поликлинические учреждения; внедрение элементов частичного фондодержания на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи. Для формирования модели отбора субъектов РФ для участия в пилотном эксперименте были использованы параметры, в основу которых положены макроэкономические показатели (ВРП на душу населения); финансовые показатели (отношение величины платежей за одного неработающего гражданина к величине средств ЕСН на одного работающего, доля средств ОМС в финансировании ТПГГ и другие); организационные показатели (средняя длительность пребывания на койке, число больничных коек на 10 000 населения в субъекте РФ).

В основу квалификационного отбора субъектов РФ для участия в пилотном эксперименте были положены готовность субъектов Российской Федерации к софи-нансированию расходов и проведению «пилотных» проектов; наличие системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи; наличие стандартов

г

«Мы должны четко понимать, какую систему страхования мы строим: социального страхования или социального обеспечения. Пока все признаки говорят о том, что это -система социального обеспечения».

медицинской помощи; наличие действенного механизма регулирования норматива финансовых затрат по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан; соответствие нормативной правовой базы по обязательному медицинскому страхованию в субъекте Российской Федерации федеральному законодательству.

По мнению В.И.Стародубова, введение одноканаль-ной системы финансирования позволит иметь согласованный объем медицинской помощи и поставить оплату труда в зависимость от качества оказываемой медицинской помощи, а также подсчитать необходимы!" объем средств для обеспечения Программы государственных гарантий.

«Опыт зарубежных стран показал», - отметил заместитель Министра, - «что рано или поздно от инди-

г

видуальной системы страхования они переходят к ко н-солидированной системе страхования. Поэтому нам нужно знать объем средств и иметь финансовые нормативы, которые должны идти на медицинское страхование. По нашим расчетам, норматив на работающее население не может быть менее 6,1%. За неработающее население платит субъект РФ, за работающего - работодатель, за самозанятое население и работающих в структурах с упрощенной системой налогообложения (таких 15-16 млн. человек) платят сами граждане. Мы должны четко понимать, какую систему страхования мы строим: социального страхования или социального обеспечения. Пока все признаки говорят о том, что это -система социального обеспечения».

Подготовила Н.Куракова

1енеджер

здравоохранения, 2007,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.