Научная статья на тему 'Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан: место и роль в программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи'

Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан: место и роль в программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
735
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Флек В. О., Рейхтман Т. В.

Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан: место и роль в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Флек В. О., Рейхтман Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан: место и роль в программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи»

В.О.ФЛЕК,

д.м.н., профессор, Советник Секретариата Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, заведующий кафедрой управления и экономики здравоохранения и системы ОМС Института развития дополнительного профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, г.Москва Т.В.РЕЙХТМАН,

к.ф.н., начальник отдела нормативно-правового регулирования мер социальной поддержки уязвимых катего населения Минздравсоцразвития России, г.Москва

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН: МЕСТО И РОЛЬ В ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

К основным источникам финансирования лекарственного обеспечения граж дан в Российской Федерации относятся государственные источники фи нансирования (федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, средства обязательного медицинского страхования) и личные средства граждан.

Совокупные расходы на лекарственное обеспечение, изделия медицинского назначения, сопутствующие товары в Российской Федерации с 2000 по 2005 год утроились (рис. 1).

В соответствии со статьей 39 главы 2 Конституцией Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» каждому гражданину нашей страны гара тируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидност потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На реализацию прав граждан на получение социальной поддержки в случае болезни из средств бюджетов всех уровней выделяются финансовые средства на оплату расходов, связанных с приобретением лекарственных средств.

Соотношение затрат на медикаменты из государственных источников финанс рования и из личных средств граждан составило в целом по стране в 2005 году 45 и 55%,а в 2004 году эти показатели составляли 30 и 70%, соответственно (рис. 2).

Расходы государственных источников финансирования и личных средств граждан на данные цели возрастали непропорционально. В связи с принятием поправок к Федеральному закону от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной со-

© В.О.Флек, Т.В.Рейхтман, 2007 г.

1енеджер

здравоохранения, 2007,

«

циальной помощи» в 2005 году отмечен резкий рост расходов из государственных источников финансирования (табл. 1).

В структуре расходов здравоохранения в целом затраты на медикаменты и перевязочные материалы составили 14%. Распределение государст-

венных средств, направляемых

й

|на лекарственное обеспечение

за 2000-2005 годы, по источникам финансирования представлено в табл. 2 и на рис. 3.

Из государственных источников финансирования оплачиваются расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для оказания всех видов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий предоставления гражданам Российской

I Федерации бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации:

|при оказании амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой медицинской помощи и прочих видов.

Уменьшение государственного финансирования отмечено

Г только в отношении средств бюджетов субъектов Российской Федерации с 15,3 в 2004 году до 14 млрд. рублей в 2005 году (табл. 3).

Наибольший прирост расходов на медикаменты за 2000-

Рис. 1. Расходы на приобретение медикаментов, изделий медицинского назначения из государственных источников и личных средств населения в Российской Федерации за 2000-2005 гг.

Рис. 2. Соотношение расходов на лекарственные средства из государственных источников финансирования и личных средств граждан

Таблица 1

Расходы на лекарственное обеспечение в 2000-2005 гг. по источникам оплаты (млрд. руб.)

Источники финансирования 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Государственные 52,9 60,6 72,3 81,4 97,2 160,88

Личные средства населения (с учетом сопутствующих товаров) 64,7 93 119,4 147,9 173,2 200,6

енеджер

2007, №1

Таблица 2

Фактическое финансирование системы здравоохранения Российской Федерации за период 2003-2005 гг. (по источникам финансирования, млрд. рублей)

Источники финансирования Финансирование системы здравоохранения

2003 г. 2004 г. 2005 г.

абс. % абс. % абс. %

1. Федеральный бюджет 37,0 9 45,9 10 142,3* 22

2. Консолидированные бюджеты субъектов РФ 198,9 51 241,9 50 288,0 44

З.Средства системы ОМС 155,6 40 191,8 40 225,7 34

Итого 391,5 - 479,6 - 656,0 -

* В том числе расходы на дополнительное лекарственное обеспечение, социальную поддержку отдельныых категорий граждан

Таблица 3

Расходы на медикаменты и изделия медицинского назначения из государственных источников финансирования (млрд. руб.)

Наименование 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005 г.

При оказании амбулаторно-поликлинической помощи 10,3 11,8 15,1 11,4 12,7 70,92

При оказании стационарной медицинской помощи 23,4 26,8 30,4 40,8 57,8 70,35

При оказании скорой медицинской помощи 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 1,57

При оказании прочих видов медицинской помощи 9,8 12,8 13,7 14,9 11,1 4,03

Расходы субъектов РФ на льготное лекарственное обеспечение 9,2 9 12,8 14 15,3 14

Итого 52,9 60,6 72,3 81,4 97,2 160,88

Рис.3. Расходы на здравоохранение по государственным источникам финансирования в 2003-2005 гг. (в %)

2005 годы наблюдается при оказании амбулаторно-поликлини-ческой медицинской помощи (в 7,2 раза) в связи с введением в практику дополнительного лекарственного обеспечения в рамках Федерального закона 22.08.2004 №122-ФЗ (рис.4).

Выделение дополнительны финансовых средств из феде рального бюджета повлияло на сокращение в 2005 году п. сравнению с 2004 годом фактического числа посещений ам-булаторно-поликлинических учреждений на одного жителя Российской Федерации с 8,685 до 8,523. При сохранении прежних норм нагрузки на персонал расчетный показатель со-

С О //V

ставлял бы 8,66/ посещений на жителя в год.

С момента вступления в си лу с 1 января 2005 года Фе дерального закона от 22 авгус та 2004 года №122-ФЗ госу дарство гарантирует обе печение государственных со циальных гарантий отдельным категориям граждан в равном объеме на всей территории Российской Федерации. Дополнительное лекарственное обеспечение является частью гарантий установленных статьей 6.2 Фе дерального закона от 17 июл 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Дополнительное лекарственное обеспечение - одна из

овт

).

/енеджер

здравоохранения, 2007, №1

наиболее крупных программ, когда-либо реализуемых в здравоохранении. Создана единая система, интегрированная во все субъекты Российской Федерации, разработан меха-изм взаимодействия феде-альных и региональных влас-ей в решении социальных опросов и целевом использовании государственных финансовых средств.

В 2006 году из 143,5 млн. россиян 16,5 млн. человек имеют право на получение государственной социальной помощи из средств федерального бюджета, в том числе 8,2 млн. человек - на дополнительное лекарственное обеспечение, а также более 14,03 млн. человек получают социальную помощь, финансируемую из бюджетов субъектов Российской Федерации. В реализации дополнительного лекарственного обеспечения участвуют более 26 тыс. лечебно-профилактических учреждений (90%); более 235 тыс. врачей различ-ых специальностей и более 9 тыс. фельдшеров; 23 фармацевтических дистрибьютора федерального уровня, выигравших конкурсный отбор; 86 региональных складов, работающих в объединении с фармацевтическими дистрибьюторами федерального уровня; более 170 производителей, в том числе более 60 отечест-

2000 г.

2001 г.

2002 Г.

2003 Г.

2004 г.

2005 г.

Рис.4 Расходы на медикаменты из государственных источников финансирования при оказании амбулаторно-

поликлинической помощи за 2000-2005 гг. (млрд. руб.)

венных и более 110 зарубежных. Лекарственные препараты отпускаются более чем в 12 тыс. аптек и специализированных пунктах отпуска.

Кроме того, участниками системы ДЛО являются: органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Росздравнадзор и его территориальные органы, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды ОМС. При этом каждый из участников имеет свои функции:

♦ Минздравсоцразвития Российской Федерации - обеспечивает нормативную правовую базу, координирует деятельность участников;

♦ Пенсионный фонд Российской Федерации - осуществляет формирование и ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

♦ ФОМС - проводит экспертизу рецептов на отпущенные лекарственные средства, оплачивает счета фармацевтическим организациям;

♦ Росздравнадзор - осуществляет контрольные мероприятия за реализацией дополнительного лекарственного обеспечения на всех уровнях;

♦ фармацевтические дистрибьюторы федерального уровня - закупают и поставляют лекарственные средства;

♦ региональные склады - осуществляют хранение и доставку лекарственных средств;

енеджер

2007, №1

♦ аптеки - производят отпуск лекарственных средств пациентам;

♦ врачи (фельдшеры) - осуществляют назначение и выписку лекарственных средств отдельным категориям граждан.

Взаимодействие участников регулируется нормативными правовыми актами, регламентирующими дополнительное лекарственное обеспечение.

♦ Нормативная база дополнительного лекарственного обеспечения содержит более 65 документов, из них:

♦ 5 Федеральных законов;

♦ 12 постановлений Правительства Российской Федерации;

♦ 31 документ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (26 приказов, 5 писем);

♦ 25 документов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (18 приказов, 7 писем);

♦ 8 приказов Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

При практической реализации дополнительного лекарственного обеспечения возникали проблемные вопросы, требующие принятия оперативных мер организационного и контрольно-экспертного характера, разработки новых нормативных правовых актов, внесения изменений и дополнений в утвержденные нормативные документы.

По итогам реализации дополнительного лекарственного обеспечения в 2005 году в субъекты Российской Федерации поставлено лекарственных средств на сумму 46 млрд. руб., отпущено на сумму - 44,8 млрд. руб., что в среднем на одного гражданина составило 4,7 тыс. руб. Оплачено поставщикам на сумму 43,2 млрд. руб.

За период 2005 года выписано отдельным категориям граждан 155 млн. рецептов, обслу-

жено 147 млн. рецептов. В среднем на одного человека выписано 14 рецептов, средняя стоимость которых в течение 2005 года возросла со 184 руб. до 360 руб.

Уровень обслуживания граждан по предъявленным рецептам на конец года достиг 98-99%.

Для сравнения: уровень обслуживания рецег тов в 2004 году составлял 63,4%, лекарств по льготам было отпущено на сумму 7,89 млрд. руб.

Из 143,5 млн. россиян 14 826 006 граждан (около 10% общего населения России) имели право получения необходимых лекарственных средств в 2005 году. По данным Росстата численность лиц, воспользовавшихся своим правом на дополнительное лекарственное обеспечение, составила 10 289 644 человека (69,4%).

Своим правом на лекарственное обеспечение в большей степени воспользовались инвалиды - 75,2% от общей численности инвалидов. По другим категориям граждан доля получивших лекарственные средства колеблется от 50 до 70%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.2 Фе дерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон) в состав набора социальных услуг включена дополнительная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Специалистам здравоохранения, фармации и системы обязательного медицинского страхования уже стал привычным термин «дополни тельное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан», который отражает обеспечение необходимыми лекарственными средствами граждан, указанных Федеральным законом.

енеджер

здравоохранения, 2007, 1\Р1

С

тз з

4

1

'Л в 1

ли

Ф

Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, которое является составной частью государственного социального страхования. Значительное увеличение расходов за счет государственных источников финансирования отмечен в период с 2004 по 2005 гг. с принятием вышеуказанного федерального закона (рис. 5).

Обеспечиваются всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой через систему обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования (ст. 1 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). Система обязательного ме-ицинского страхования регулируется комплексом нормативных правовых актов, опирающихся на базовый федеральный закон - Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статьей 22 которого предусматривается разработка программ обяза-

250

200

2000 г.

21)1)1 г.

2(102 г.

2 0 ОД г.

20(1 <1 г.

2005 г.

♦ " 1 государственных источника* фи на НС нровання - * - нт личных срезов насс.теиня {с учетом сопутствующие товаров)

Рис. 5. Расходы на лекарственное обеспечения по источникам финансирования в 2000-2005 гг.

Рис.6 Фактические расходы из государственных источников финансирования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в стационарах в 2005 году (в среднем на 1 койко-день, по данным стат.формы №62) (руб.)

тельного медицинского страхования, в том числе базовой программы. До введения федерального закона от 22 августа 2004 №12-ФЗ основным видом медицинской помощи, в рамках которой осуществлялось предоставление гражданам лекарственной помощи, являлось лечение в стационарах. Расходы на лекарственные средства в стационарах составляли в 2005 году в среднем по России 102 рубля на один проведенный день

енеджер

2007, №1

Таблица 4

Установление необходимого объема финансовых средств, исходя из ранее существующих объемов

Средства на реализацию мер Количество

социальной поддержки отдельных граждан Норматив

категории Российской Норматив затрат на

граждан по обеспечению Федерации- затрат на одного

лекарственными средствами (п.1 получателей месяц на ДЛО гражданина на

ст.6.5, Федерального закона от НСУ на (руб.) год на ДЛО

17.07.1999 №178-ФЗ) 01.01.2006 (руб.)

(руб.) (млн. чел.)

1 2 3 4

424,0* 14,8** 350,0* 4200,0

А оав-

* Подлежит корректировке в соответствии с индексацией стоимости НСУ. ** Подлежит корректировке в соответствии с количеством граждан — получателей НСУ на 1 октября в разрезе субъектов Российской Федерации

лечения. По разным территориям России расходы составили от 47,1 руб. до 295,9 руб. (рис.6).

В свою очередь, Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий год, в том числе амбулаторно-поликлинической, включая обеспечение необходимыми лекарственными средствами.

В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденными Минздравом России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 28 августа 2001 г. №2510/9257-01-34, №31-59/40-1, расходы по статье «Медикаменты и перевязочные средства» оплачиваются из средств обязательного медицинского страхования.

Учитывая то, что объем финансовых средств федерального бюджета на оплату дополнительного лекарственного обеспечения составили в 2005 году 50,8 млрд. рублей или 72% от всех финансовых средств государства, направляемых на оплату лекарств, целесообразно осуществлять расчет и анализ расходования финансовых средств на медикаменты и перевязочные средства при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в системе ОМС с учетом расходов, предназначенных на оплату необходимых лекарственных средств отдельным категориям граждан.

Практика реализации дополнительного лекарственного обеспечения в 2005-2006 годах подтверждает необходимость введения в рамках программы государственных га рантий следующих механизм* регулирования расходов:

1. Определения для субъектов Российской Федерации лимитов финансовых средств федерального бюджета, предназначенных на оплату дополнительного лекарственного обеспечения через фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с количеством граждан - получателей соответствующей части набора социальных услуг, что должно быть отражено в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помо щи;

2. Включения средств федерального бюджета, предназна ченных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами в объем финансирования проекта Программы государственных гарантий оказани гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, исходя из четко установленного объема выделенных финансовых средств федерального бюджета

1енеджер

здравоохранения, 2007, №1

С1

: 01

С

1

п

г

Г: ф

С

на дополнительную бесплатную гед:ц:нскую погощь, установленную пунктог 1 стать: 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ, на одного гражданина Российской Федерации, учтенного в Федеральном регистре л:ц, :геющ:х право на государственную социальную погощь. Следует установить необходимый объег финансовых средств, исходя :з ранее существующих объегов (табл. 4).

Вгесте с тег целесообразно провест: ана-з обоснованности ранее установленной сто-гост: НСУ в част: дополнительного лекарственного обеспечения. В настоящ:й гогент на основе :геющ:хся стат:ст:ческ:х данных о факт:ческой потребност: отдельных категор:й граждан в лекарственной погощ: гожно осу-ществ:ть перерасчет сугг выделяегых :з федерального бюджета на оплату необход:гых лекарственных средств.

3. Поскольку в соответств:: с пунктог 2.5 Т:-повых прав:л обязательного гед:ц:нского стра-хован:я граждан, утвержденных Федеральныг фондог обязательного гед:ц:нского страхова-н:я 3 октября 2003 года №3856/30-3/:, при предоставлен:: отдельныг категор:яг граждан необход:гых лекарственных средств фонд обязательного гед:ц:нского страхован:я обес-еч:вает страхован:е отдельных категор:й граждан, представляется необход:гыг предус-готреть сфорг:рован:е ответствующ:х фондов (:л: резервы) для покрыт:я р:сков недостатка ф:нансовых средств.

Реал:зац:я Програггы государственных га-рант:й оказан:я гражданаг Росс:йской Феде-рац:: бесплатной гед:ц:нской погощ: на 2007 год с учетог данных предложен:й, позвол:т:

♦ повыс:ть ответственность спец:ал:стов агбулаторно-пол:кл:н:ческ:х учрежден:й, осуществляющ:х вып:ску необход:гых лекарственных средств отдельныг категор:яг граждан;

♦ :спользовать ф:нансовые средства фондов (:л: резервов) терр:тор:альных фондов обязательного гед:ц:нского страхован:я в случае превышена расходов по дополн:тельногу лекарст-венногу обеспечен:ю;

♦ провод:ть анал:з потреблен:я гражданаг:, получателяг: необход:гых лекарственных средств пр: разл:чных заболеван:ях;

♦ сфорг:ровать основу для осуществлен:я вне-ведогственного контроля качества реал:зац:: до-полн:тельного лекарственного обеспечен:я со стороны страховых гед:ц:нск:х орган:зац:й : за-щ:ты прав застрахованных в част: предоставле-н:я гарант:й по дополн:тельногу лекарственно-гу обеспечен:ю;

♦ осуществлять бюджет:рован:е дополн:тель-ного лекарственного обеспечен:я, результатог которого будет являться повышен:е качества оказа-н:я гражданаг Росс:йской Федерац:: агбулатор-но-пол:кл:н:ческой гед:ц:нской погощ:;

♦ повыс:ть за:нтересованность спец:ал:стов агбулаторно-пол:кл:н:ческ:х учрежден:й в сохранен:: гражданаг: Росс:йской Федерац::, прав на дополн:тельное лекарственное обеспече-н:е, сн:жен:: кол:чества подаваегых заявлен:й об отказе от набора соц:альных услуг.

Необход:го отгет:ть, что пр: освещен:: в пе-р:од:ческой печат: проблегных вопросов допол-н:тельного лекарственного обеспечен:я отдельных категор:й граждан встречаются терг:ны «програг-га дополн:тельного лекарственного обеспечен:я льготных категор:й граждан», который :геет, как г:н:гуг, две неточност::

♦ во-первых, дополн:тельное лекарственное обеспечен:е отдельных категор:й граждан - это не програгга, статус «програггы» устанавл:ва-ется законодательно;

♦ во-вторых, «льготных категор:й граждан» с введен:ег поправок, внесенных Федеральныг законог Росс:йской Федерац:: от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в Росс:йской Федерац::

енеджер

2007, №1

нет. Термин «льгота» исключен из большинства законодательных актов Российской Федерации, что нетрудно заметить из текста вышеуказанного федерального закона. Необходимо исключить эти слова и из практической деятельности участников дополнительного лекарственного обеспечения.

В перспективе представляется, что в рамках реализации мероприятий по предоставлению гражданам государственной социальной помощи необходимо предусмотреть механизмы стимулирования ведения гражданами здорового образа жизни.

Отсутствие вредных привычек, высокий уровень медицинской и профилактической активности населения должны стать основой для предоставления в рамках дополнительного лекарственного обеспечения наиболее эффективных, в том числе и оригинальных лекарственных и профилактических средств.

Кроме того, любой гражданин, который осознанно относится к своему здоровью, своевременно обращается к

врачу за медицинской помощью и проходит диспансеризацию, должен иметь возможность покупать лекарственные препараты в розничной сети по сниженным ценам.

Это позволит расходовать государственные финансовые средства более целенаправленно и эффективно, с учетом понимания гражданами роли и значения необходимости сохранения собственного здоровья.

VIII ВЫСТАВКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

ЭКСПОМЕД

ПЕТЕРБУРГ

23-25 марта 2007

Петербургский СКК пр. Гагарина, д.8

Организатор НП »Торговый Петербург» при официальной поддержке Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга

8 выставке принимают участие ведущие медицинские учреждения Санкт-Петербурга

ВХОД СВОБОДНЫЙ

www.infotrade.ru/expomed Тел. (812} 320-32-99

енеджер

здравоохранения, 2007, 1\Р1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.