Научная статья на тему 'Особенности контроля расходов военных комиссариатов по медицинскому освидетельствованию, обследованию (лечению) в связи с исполнением гражданами Российской Федерации воинской обязанности. '

Особенности контроля расходов военных комиссариатов по медицинскому освидетельствованию, обследованию (лечению) в связи с исполнением гражданами Российской Федерации воинской обязанности. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
803
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
контроль расходов / бюджетные ассигнования / воинская обязанность / медицинское освидетельствование / медицинское обследование / военные комиссариаты / учреждения здравоохранения / органы власти / the control of expenses / budgetary assignments / a conscription / Physical Examination / medical examination / military commissariats / public health services establishments / authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лянник Александр Евгеньевич

Цель данной статьи на основе анализа существующей нормативной правовой базы помочь сотрудникам военных комиссариатов и работникам медицинских учреждений здравоохранения глубже понять происходящие проблемы в финансировании медицинского освидетельствования, обследования (лечения) в связи с исполнением гражданами воинской обязанности, повысить качество контроля за расходованием бюджетных ассигнований на эти цели. Автор утверждает, что эти проблемы обострились в 2005 году в связи с переводом содержания военных комиссариатов за счет средств Министерства обороны РФ и до конца не решены до настоящего времени. В статье основное внимание уделяется анализу законодательной базы и выработке основных методов контроля указанных выше расходов. Значительное место в работе отводится анализу арбитражной практики судов и результатов контрольно-ревизионной работы Финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of given article on the basis of the analysis of existing standard legal base to help employees of military commissariats and workers of medical institutions of public health services more deeply to understand occurring problems in financing of physical examination, inspection (treatment) in connection with execution by citizens of a conscription, to raise quality of the control over an expenditure of budgetary appropriations on these purposes. The author asserts that these problems have become sharp in 2005 in connection with transfer of the maintenance of military commissariats at the expense of means of the Ministry of Defence of the Russian Federation and up to the end is not solved till now. In article the basic attention is given to the analysis of legislative base and development of the basic quality monitoring specified above expenses. The important place in work is taken away to arbitration practice of courts and results of auditing work of Financial inspection of the Ministry of Defence of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности контроля расходов военных комиссариатов по медицинскому освидетельствованию, обследованию (лечению) в связи с исполнением гражданами Российской Федерации воинской обязанности. »

Лянник А.Е.

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ РАСХОДОВ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, ОБСЛЕДОВАНИЮ (ЛЕЧЕНИЮ)

В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа

2004 года № 122-ФЗ, в соответствии с которым проведение мероприятий медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан Российской Федерации в связи с исполнением ими воинской обязанности1 было возложено на военные комиссариаты. До этого данные функции выполняли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Однако, с принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», с 1 января 2006 г. были внесены соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности). В результате этих изменений и дополнений функции по медицинскому освидетельствованию остались за военными комиссариатами, а мероприятия по медицинскому обследованию были возложены на медицинские учреждения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития), статьи 16 и 30 Закона о воинской обязанности признаны утратившими силу.

С одной стороны все предельно ясно - на кого возложены функции, тот их и финансирует. Так, до 2005 г. мероприятия по медицинскому освидетельствованию и обследованию финансировали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в

1 Воинская обязанность граждан предусматривает - воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (см.: пункт 1 статьи 1 «Закона о воинской обязанности»). Для краткости воинская обязанность в статье рассмотрена на примере призыва граждан на военную службу. - Прим. авт.

2005 г. - военные комиссариаты. Вместе с тем, начиная с 2006 г. после перераспределения функций между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) по медицинскому освидетельствованию и Мин-здравсоцразвитием по медицинскому обследованию, финансирование последнего, в части обязательных диагностических исследований, по-прежнему осталось за военными комиссариатами. Вместе с тем, финансовое обеспечение медицинского обследования граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 7 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности), а не за счет средств Минобороны.

В соответствии со сводной бюджетной сметой Минобороны военным комиссариатам выделяются бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан призывного возраста по соответствующим показателям функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и внутриведомственной классификации расходов Минобороны:

187.0203.2070100.014.226 «Оплата диагностических исследований»;

187.0203.2070100.014.310 «Медицинское имущество и инвентарь»;

187.0203.2070100.014.340 «Медикаменты и перевязочные средства»;

187.0203.2086100.014.290 «Прочие расходы», где

код главного распорядителя бюджетных средств - 187 «Министерство обороны Российской Федерации»;

код подраздела - 0203 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка»;

код целевой статьи - 2070100 «Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию в связи с исполнением гражданами воинской обязанности» и 2086100 «Мероприятия в области национальной обороны»;

код вида расходов - 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности и национальной обороны».

Довольствующим органом по целевой статье 2070100 является Главное военно-медицинское управление Минобороны, внутриведомственная классификация расходов Минобороны - 0629 «Медицинское обслуживание», а по целевой статье 2086100 - Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,

внутриведомственная классификация расходов Минобороны - 4109 «Специальные расходы военных комиссариатов»1.

Порядок проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию, обследованию (лечению) в связи с исполнением гражданами воинской обязанности регламентирован Законом о воинской обязанности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (далее - Положение) и совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года № 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» (далее - Совместный приказ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (пункт 4 Положения).

Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, согласно требований пункта 6 статьи 5.1 «Закона о воинской обязанности», осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны по статье 187.0203.2086100.014.290 (4109) «Прочие расходы», в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 704, которым утверждены «Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Россий-

1 См.: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2008 года № 200дсп «Об утверждении Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации».

ской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 указанных правил, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные:

с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, а также с возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении медицинских мероприятий (освидетельствование, переосвидетельствование и осмотр);

с проездом граждан к месту прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья, выплатой командировочных (суточных), а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в случае исполнения воинской обязанности.

Выплата компенсации осуществляется военными комиссариатами на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.

Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Граждане представляют указанные сведения путем подачи заявления на имя военного комиссара соответствующего военного комиссариата.

При контроле указанных расходов по статье 187.0203.2086100.014.290 (4109) «Прочие расходы» особое внимание следует уделить:

порядку расчета среднего заработка - расчетный период независимо от режима работы составляет 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, за который сохраняется средний заработок; средний заработок работ-

ника определяется путем умножения среднего дневного заработка (среднего часового заработка) на количество рабочих дней (часов) в периоде, подлежащем оплате;

порядку оплаты проезда граждан - согласно пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 года № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» по проездным документам утвержденной формы, в размере стоимости проезда установленной территориальным органом Министерства транспорта Российской Федерации для соответствующего региона и вида транспорта;

порядку оплаты компенсации - правила запрещают непосредственные расчеты военных комиссариатов с работниками организаций, денежные средства перечисляются на расчетный счет работодателя в возмещение его фактических расходов. Исключение составляют неработающие граждане, для которых предусмотрена выплата компенсации проезда, найма (поднайма) жилья и командировочных (суточных) через военный комиссариат.

Также следует отметить тот факт, что при прохождении медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения по направлению военных комиссариатов листок нетрудоспособности не выдается, в этом случае по просьбе гражданина выдается выписка из медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного1.

Как видно из правил, они не определяют порядок оплаты военными комиссариатами диагностических исследований (медицинских анализов) учреждениям здравоохранения. Следовательно, бюджетные ассигнования по статье 187.0203.2070100.014.226 (0629) «Оплата диагностических исследований» Минобороны выделяются незаконно. Так, например, по результатам работы финансовой инспекции Минобороны в войсках Приволжско-Уральского военного округа в 2008 г. был выявлен незаконный расход денежных средств на медицинское освидетельствование в военных комиссариатах следующих субъектов Российской Федерации: Челябинской области в

1 См.: Пункт 27 «Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 514.

сумме 865,6 тыс. руб.; Свердловской области в сумме 8 325,8 тыс. руб.; Оренбургской области в сумме 1 290,6 тыс. руб.; Республики Татарстан в сумме 10 879,6 тыс. руб.

Во многих субъектах Российской Федерации (Брянской области, Пензенской области и т.д.) оплата обязательных диагностических исследований производиться за счет средств соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования. Так, по результатам проверки комплексной комиссией Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации с привлечением представителей Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны военных комиссариатов Брянской области в феврале 2008 г.1 было отмечено, как положительное, что финансирование диагностических исследований проводится за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджетные средства на диагностические исследования необходимо планировать и выделять Минздравсоцразвитию. Рассмотрим более подробно данный вопрос.

До медицинского освидетельствования военно-врачебными (призывными) комиссиями военных комиссариатов осуществляется обязательное медицинское обследование (диагностические исследования) в учреждениях муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медикосанитарную помощь (пункт 15 Положения), а дополнительное обследование в случаях невозможности вынесения заключения о годности к военной службе (пункт 4 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности) - частично там же, частично - в специализированных лечебно-профилактических организациях, относящихся к государственной системе здравоохранения.

Исходя из этого гражданин, прибывая в военный комиссариат на военно-врачебную (призывную) комиссию для освидетельствования, обязан пройти диагностические исследования и иметь на руках результаты медицинских анализов: флюорографии (рентген) грудной клетки в двух проекциях, анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов), анализ мочи (удельный вес, белок) и электрокардиографического исследования (см.: Совместный приказ).

1 Указание начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 315К/2/935.

В случае выявления при медицинском освидетельствовании заболеваний, требующих проведения лечебно-диагностических мероприятий, гражданин направляется военным комиссариатом в амбулаторно-поликлиническое учреждение Минздравсоцразвития по месту жительства для определения показаний и этапа (амбулаторный или стационарный) проведения обследования и лечения. В соответствии с приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года № 487 «Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» и приказом Министра здравоохранения СССР от 31 июля 1963 года № 395 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения», решение о направлении граждан в стационарное лечебно-профилактическое учреждение для проведения обследования и лечебно-профилактических мероприятий принимает врач амбулаторнополиклинического учреждения. При соблюдении указанной процедуры расходы лечебно-профилактических учреждений на обследование и лечение заболеваний граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности подлежат оплате из средств обязательного медицинского страхования.

Согласно статьи 20 Закона Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в редакции федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2006 - 2009 гг., включающие в себя базовые программы обязательного медицинского страхования (далее - Программы), утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 461, от 30 декабря 2006 г. № 885 от 15 мая 2007 г. № 286 и от 5 декабря 2008 г. № 913 на соответствующий год.

На основе Программ органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной меди-

цинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования1.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи должны предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи (например, диагностических исследований призывников перед медицинским освидетельствованием) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В случае, если у бюджетов субъектов Российской Федерации не достаточно собственных средств для финансирования мероприятий по медицинскому обследованию, то эти средства истребуются из федерального бюджета. Данная позиция была отражена в решении арбитражного суда Республики Коми от 5 октября 2007 г. № А29-4548/06-4э , в котором отказано в удовлетворении исковых требований государственного учреждения Республики Коми «Кардиологический диспансер» к военному комиссариату Республики Коми о взыскании денежных средств за диагностические исследования, ответчиком признана казна Российской Федерации, т.е. федеральный бюджет.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Методика расчетов затрат органами государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимых на проведение обязательного и дополнительного медицинского обследования граждан для определения годности к военной службе, была утверждена Минздравсоцразвитием в 2006 г.

1 Письмо директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17 февраля 2006 года № 1136/30-3/и «Об оплате расходов медицинских организаций на проведение обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий граждан при постановке их на воинский учет и призыве на военную службу».

2 Арбитражный суд республики Коми: официальный сайт. http://komi.arbitr.ru.

Письмо Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 февраля 2006 года № 944-Пр «О финансировании медицинского обследования граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности».

При контроле расходов по статьям 187.0203.2070100.014.310 «Медицинское имущество и инвентарь» и 187.0203.2070100.014.340 «Медикаменты и перевязочные средства» внутриведомственной классификации расходов Минобороны 0629 «Медицинское обслуживание» особое внимание обращается на целевой характер использования бюджетных ассигнований. По этим статьям расходов производится приобретение медицинского имущества, медикаментов и перевязочных средств на проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию в связи с исполнением гражданами воинской обязанности, согласно норм снабжения медицинской техникой и имуществом:

соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2002 г. № 30 (приложения №№ 3,4 к приказу);

военно-медицинских учреждений Минобороны на мирное время, приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2006 года № 420 (нормы снабжения №№ 242, 243).

Запрещено расходовать бюджетные ассигнования на приобретение медицинской техники, имущества, медикаментов и перевязочных средств для работы на призывных (сборных) пунктах военных комиссариатов клинической лаборатории, кабинета функциональной диагностики для снятия ЭКГ, процедурного кабинета для проведения забора крови, стоматологического кабинета для санации полости рта и т.п. Проведение обязательных и дополнительных амбулаторных и стационарных медицинских обследований граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности должно производиться в медицинских учреждениях Минздравсоцразвития, а не на призывных (сборных) пунктах военных комиссариатов.

Также, запрещено приобретать медицинское имущество, медикаменты и перевязочные средства для медицинского обеспечения военнослужащих и гражданского персонала военных комиссариатов.

На основании проведенного анализа нормативной правовой базы целесообразно сделать ряд выводов.

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и обязательного медицинского страхования с 1 января 2006 г. подлежат оплате расходы медицинских учреждений на медицинское обследование граждан, в том числе на обязательные и дополнительные диагностиче-

ские исследования, при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, и расходы на лечебно-оздоровительные мероприятия граждан, проводимые в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Средства Минобороны в качестве источника финансирования диагностических исследований в законодательстве Российской Федерации не указаны.

Вместе с тем, Министерство финансов Российской Федерации до настоящего времени продолжает финансировать диагностические исследования в связи с исполнением гражданами воинской обязанности через военные комиссариаты, что зачастую приводит к двойной оплате медицинского обследования.

С практической точки зрения и на основе опыта работы в финансовой структуре военного комиссариата автор убежден в необходимости дальнейшего совершенствования финансового обеспечения воинской обязанности граждан, направленного на передачу функций по медицинскому освидетельствованию, обследованию (лечению) от Минобороны местным органам власти и медицинским учреждениям Минздравсоцразвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.