А.Е. Лянник,
соискатель кафедры АХД и аудита, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет», г. Саратов, Россия, [email protected]
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАПРАВЛЕНИЕМ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ДЛЯ УЧАСТИЯ В РАБОТЕ ПРИЗЫВНЫХ КОМИССИЙ
УДК 614.251
Лянник А.Е. Классификация финансовых нарушений, связанных с направлением медицинского персонала для участия в работе призывных комиссий (ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет», г. Саратов, Россия)
Аннотация: Выполнен анализ законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и результатов контрольных мероприятий, проводимых в военных комиссариатах, который предназначен для работников бухгалтерии медицинских учреждений и военных комиссариатов. Систематизация типовых финансовых нарушений и недостатков позволит определить наиболее характерные нарушения при проведении военно-врачебной экспертизы и организовать предупредительную работу с разработкой конкретных рекомендаций по укреплению финансово-бюджетной дисциплины.
Ключевые слова: медицинское освидетельствование, военный комиссариат, медицинские учреждения, медицинский персонал, финансовые нарушения.
Разработанный и обсуждаемый в рамках данной статьи Классификатор предназначен для обеспечения единого подхода к выявлению и оценке нарушений и недостатков и их последствий при осуществлении медицинского освидетельствования или осмотра граждан, участвующих в выполнении мероприятий воинской обязанности.
В Классификатор включены нарушения и недостатки, допускаемые военными комиссариатами при получении и использовании денежных средств, а также нарушения и недостатки, допускаемые медицинскими организациями, использующими бюджетные средства Минобороны.
Нарушения с денежными средствами подразделяются на две категории:
— с выплатой среднего заработка и командировочных расходов врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу медицинских учреждений (далее — медицинский персонал) по коду 187.0203.2086100.880.290
«Прочие расходы» (внутриведомственная классификация расходов Минобороны — 4109 «Специальные расходы военных комиссариатов»);
— с оплатой приобретения медицинского инвентаря, имущества и медикаментов, а также диагностических исследований для обеспечения работы призывных комиссий (под призывными комиссиями понимаются призывные комиссии обособленных структурных подразделений военного комиссариата субъекта РФ в муниципальных образованиях, а также военно-врачебные комиссии военных комиссариатов субъектов РФ [1]) по кодам 187.0203.2070100.244.310 «Медицинское имущество и инвентарь», 187.0203.2070100.244.340 «Медикаменты и перевязочные средства», 187.0203.2070100.244.226 «Оплата диагностических исследований» (внутриведомственная классификация расходов Минобороны — 0629 «Медицинское обслуживание»).
А.Е. Лянник, 2013 г.
Нарушения, связанные с выплатой среднего заработка и командировочных расходов медицинскому персоналу
Суммы выявленного ущерба, отнесенные к данной категории нарушений, подлежат возмещению за счет виновных лиц добровольно в соответствии с трудовым законодательством или по решению суда.
К данной категории нарушений относятся:
1. Принятие военными комиссариатами к оплате расходов медицинских учреждений, не подтвержденных первичными учетными документами, а также нарушение порядка их оформления и составления, в том числе [2, ст. 9]:
— в табеле учета рабочего времени вместо показателя «Г» — выполнение государственных обязанностей значатся фактически отработанные часы или другие показатели [3];
— отсутствует записка-расчет среднего заработка или расчет составлен неверно [3];
— в сведениях о размере фактически понесенных расходов отсутствуют подтверждающие первичные документы [4, п. 5].
2. Нарушение порядка расчета среднего заработка:
— превышение расчетного периода более 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, за который сохраняется средний заработок [5, п. 4];
— исчисление среднего заработка в календарных днях (часах) в периоде, подлежащем оплате [5, п. 9; 9, ст. 139; 17, ст. 5];
— невключение субсидий, выплачиваемых медицинскому персоналу, в расчет среднего заработка [10, п. 2];
— необоснованное включение в расчет среднего заработка выплат, не относящихся к оплате труда [5, п.3].
3. Нарушение порядка и правил компенсации расходов, понесенных медицинскими учреждениями в связи с реализацией федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» [4, пп.4-5]:
— невыплата среднего заработка и командировочных расходов медицинскому персоналу по основному месту работы в медицинском учреждении;
— необоснованная выплата среднего заработка и командировочных расходов медицинскому персоналу медицинских учреждений в военном комиссариате, в том числе авансовых платежей;
— необоснованная выплата среднего заработка и командировочных расходов медицинскому персоналу, привлекаемому для участия в работе призывных комиссий, сверх установленных нормативов [6, п. 16];
— необоснованное начисление и выплата среднего заработка и командировочных расходов медицинскому персоналу при отсутствии документального подтверждения их фактической занятости в данном медицинском учреждении.
4. Незаконное привлечение медицинского персонала негосударственных коммерческих медицинских учреждений, в том числе подведомственных ОАО «РЖД», для участия в работе призывных комиссий [6, п. 10].
5. Неуплата или неполная уплата медицинскими учреждениями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при выплате среднего заработка медицинским работникам, а также налога на доходы физических лиц [8, ст. 44-45].
6. Невыполнение медицинскими учреждениями обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов на фонд оплаты труда медицинского персонала [8, ст. 24].
7. Несоблюдение порядка исчисления и установленных сроков уплаты налогов на фонд оплаты труда медицинского персонала [8, ст. 52-57].
8. Возмещение командировочных расходов медицинскому персоналу сверх установленных норм [4, 10]:
— возмещение суточных сверх установленных норм за счет экономии бюджетных средств или доходов от приносящей доход деятельности без издания приказа руководи-
№3 Менеджер
3013 здравоохранения /
теля медицинского учреждения и установления в трудовом (коллективном) договоре;
— возмещение суточных при командировках в местность, откуда медицинский персонал, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имел возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства;
— возмещение суточных за период нахождения в командировке, не вошедший в приказ руководителя медицинского учреждения;
— возмещение проезда по проездным документам неутвержденной формы и выше стоимости проезда, право на которое имеет медицинский персонал в соответствии с нормами, предусмотренными соответствующими руководящими документами;
— возмещение проживания в гостинице по документам неутвержденной формы и сверх установленных норм.
9. Возмещение командировочных расходов медицинскому персоналу по фиктивным документам, в том числе два раза — и в медицинском учреждении и в военном комиссариате [4, 10].
10. Прочие нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе недоплаты и переплаты заработной платы, влияющих на достоверность расчета среднего заработка медицинского персонала [9, ст. 419]. К переплатам и неположенным выплатам относятся:
— установление окладов и доплат в завышенных размерах;
— завышение тарифных разрядов;
— установление доплаты за исполнение обязанностей, не входящих в должностные инструкции;
— установление доплат стимулирующего характера, не предусмотренных локальными актами учреждения;
— необоснованное введение ставок в штатные расписания учреждений, содержание сотрудников на сверхнормативных должностях.
Нарушения, связанные с оплатой медицинского инвентаря, имущества, медикаментов и диагностических исследований для обеспечения работы призывных комиссий
Суммы выявленного ущерба, отнесенные к данной категории нарушений, подлежат возмещению за счет виновных лиц добровольно в соответствии с трудовым законодательством или по решению суда.
К данной категории нарушений относятся:
1. Необоснованное выделение медицинскими учреждениями медицинского оборудования, инструментария, санитарно-хозяй-ственного имущества и медикаментов для обеспечения работы призывных комиссий военных комиссариатов [17, ст. 5.1].
2. Необоснованный расход денежных средств на приобретение военными комиссариатами медицинской техники, имущества, медикаментов и перевязочных средств для работы на призывных пунктах военных комиссариатов клинической лаборатории, кабинета функциональной диагностики для снятия ЭКГ, процедурного кабинета для проведения забора крови, стоматологического кабинета для санации полости рта и т.п.
Проведение обязательных и дополнительных амбулаторных и стационарных медицинских обследований граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности должно производиться в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения, а не на призывных пунктах военных комиссариатов [7].
3. Необоснованный расход денежных средств на приобретение военными комиссариатами медицинского имущества, медикаментов и перевязочных средств для медицинского обеспечения штатных сотрудников военных комиссариатов [7, 14].
4. Нецелевое использование денежных средств военными комиссариатами, выделенных на приобретение медицинского инвентаря, имущества, медикаментов и предназна-
ченных для обеспечения работы призывных комиссий [14].
5. Приобретение военными комиссариатами медицинского имущества, медикаментов и перевязочных средств, в том числе без проведения торгов, по завышенным ценам — присвоение дополнительной стоимости, основанное на несправедливом завышении цены выше среднерыночной или отпускной цены (оптовой или розничной) предприятия-изготовителя [9, ст. 238].
6. Необоснованный расход денежных средств на приобретение военными комиссариатами медицинского имущества, медикаментов и перевязочных средств для обеспечения работы призывных комиссий сверх установленных норм [12, 13].
7. Необоснованный расход денежных средств военными комиссариатами по договорам с медицинскими учреждениями на оплату диагностических исследований, которые проходят граждане в связи с исполнением ими воинской обязанности.
Средства Минобороны в качестве источника финансирования диагностических исследований в законодательстве Российской Федерации не указаны. Бюджетные ассигнования выделяются Минобороны на основании перечня диагностических исследований, утвержденного совместным приказом Минобороны и
Минздрава [7], и отражаются в федеральном бюджете при его формировании на соответствующий период [14]. В настоящее время суды выносят решения в пользу медицинских учреждений и оплаты диагностических исследований за счет казны Российской Федерации [19].
На основании вышеизложенного мы полагаем, что до вступления в силу соответствующего постановления Правительства РФ, регламентирующего финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 статьи 5.1 закона «О воинской обязанности и военной службе», оплата диагностических исследований должна производиться за счет средств обязательного медицинского страхования [15, 16]. Кроме того, нам представляется, что в целях исключения случаев двойной оплаты, диагностические исследования граждан должны выполняться по назначению «лечащего врача» и оплачиваться только за счет средств обязательного медицинского страхования [18, 20].
Представленная работа является первой попыткой систематизировать и классифицировать указанные выше нарушения, далека от завершения и должна быть продолжена. Автор статьи будет искренне благодарен всем заинтересованным в решении обсуждаемых проблем коллегам за дальнейшее участие в обсуждении и развитии этой темы.
Литература
1. Положение о военных комиссариатах. Указ Президента России от 07.12.2012 № 1609.
2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
3. Перечень унифицированных форм первичных учетных документов. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.
4. Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 704.
5. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
6. Положение о военно-врачебной экспертизе. Постановление Правительства РФ от 25.02.2003 № 123.
№3 Менеджер
3013 '
здравоохранения
7. Медицинское обеспечение подготовки граждан РФ к военной службе. Приказ Минобороны России №240 и Минздрава России № 168 от 23.05.2001.
8. Налоговый кодекс РФ (часть первая). Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
9. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон от 30.02.2001 № 197-ФЗ.
10. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу. Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 № 1111.
11. О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729.
12. Нормы снабжения медицинской техникой и имуществом соединений и воинских частей ВС РФ на мирное время (Приложения № 3, № 4). Приказ Минобороны России от 22.01.2002 № 30.
13. Нормы снабжения медицинской техникой и имуществом военно-медицинских учреждений Минобороны России на мирное время (Приложения № 242, № 243). Приказ Минобороны России от 16.10.2006 № 420.
14. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ.
15. Расчет затрат, необходимых на проведение обязательного и дополнительного медицинского обследования граждан для определения годности к военной службе. Письмо Минздравсоцразвития России от 26.02.2006 № 944-Пр
16. Об оплате расходов медицинских организаций на проведение обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий граждан при постановке их на воинский учет и призыве на военную службу. Письмо директора ФФОМС России от 17.02.2006 № 1136/30-3/и.
17. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
18. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074.
19. Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ о взыскании с военкомата задолженности за медицинские услуги, оказанные по договору, в пользу больницы. Постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2009 № ВАС-9388/09.
20. ЛянникА.Е. Особенности контроля расходов военных комиссариатов по медицинскому освидетельствованию, обследованию (лечению) в связи с исполнением гражданами РФ воинской обязанности/Вестник Военного университета. — № 4. — 2009. — С. 92-97.
UDC 614.251
Ljannik A.E. Classification of the financial violations connected with the direction of the medical personnel for participation in work of the draft commissions (Saratov state Socio-Economic University, Saratov, Russia) Abstract. This article is prepared on the basis of the analysis of laws and other regulations of the Russian Federation and results of the control events held in military commissariats, and intended for employees of accounts department of medical institutions and military commissariats. Systematization of standard financial violations and shortcomings will allow to define the most characteristic violations when carrying out military-medical examination and to organize precautionary work with development of concrete recommendations about strengthening of the financial and budgetary discipline.
Keywords: medical examination, military commissariat, medical institutions, medical personnel, financial violations.