Научная статья на тему 'Консультации специалиста о порядке исчисления и уплаты единого социального налога'

Консультации специалиста о порядке исчисления и уплаты единого социального налога Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котова Л. А.

Статья содержит ответы на следующие вопросы: 1. Какую численность списочную или среднесписочную бухгалтер должен указывать в декларации и расчетах по ЕСН? В рекомендациях по заполнению декларации об этом ничего не сказано? 2. Следует ли начислять ЕСН на выплату среднего заработка лицу, которого призвали на военные сборы? Вправе ли военные комиссариаты требовать от бухгалтера организации документы по уплате ЕСН с такой суммы? Являются ли объектом налогообложения выплаты среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях по проведению военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования граждан? 3. Профсоюзная организация за счет членских взносов выплачивает своим членам материальную помощь. Облагается ли такая выплата ЕСН? 4. Облагать ли ЕСН выплаты среднего заработка работнику за дни сдачи им своей крови? 5. Следует ли облагать единым социальным налогом суммы оплаты жилой площади, отопления, освещения учителю в сельской местности? 6. Как применяются положения подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ к компенсационным выплатам работнику за использование его личного транспорта в служебных целях? 7. Сумму платежа по единому социальному налогу нужно рассчитывать в полных рублях или с копейками? Консультации специалиста Лермонтов Ю.М., консультант Минфина России Статья содержит ответы на следующие вопросы: 1. Подлежат ли обложению ЕСН суммы, выплачиваемые мировым судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, в виде надбавки в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания к заработной плате? 2. Правомерен ли расчет суммы акциза по вывезенным подакцизным товарам исходя из стоимости реализации, а не таможенной стоимости? 3. Правомерно ли учитывать в составе расходов, указанных в подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, затраты на оплату поездку лица, с которым налогоплательщиком заключен гражданско-правовой договор? Налогоплательщик заключил договор возмездного оказания услуг, по которому лицо оказывает консультационные и иные услуги налогоплательщику. В целях производственной необходимости налогоплательщик оплачивает данному лицу поездку в другой город на четыре дня для посещения делового семинара?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации специалиста о порядке исчисления и уплаты единого социального налога»

Вопрос — Ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА о порядке исчисления и уплаты единого социального налога

Л. Л. КОТОВА, заместитель начальника отдела налогообложения доходов граждан и единого социального налогаДепартамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Вопрос 1.

Какую численность — списочную или среднесписочную — бухгалтер должен указывать в декларации и расчетах по ЕСН? В рекомендациях по заполнению декларации об этом ничего не сказано?

Ответ.

При заполнении налоговой декларации по ЕСН налогоплательщиками-организациями в Разделе 2.1. «Распределение налоговой базы и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии» в графе «Численность физических лиц» следует указывать списочную численность работников с распределением по соответствующим интервалам налоговой базы, в которую попадают конкретные работники со своими выплатами.

Вопрос 2.

Следует ли начислять ЕСН на выплату среднего заработка лицу, которого призвали на военные сборы? Вправе ли военные комиссариаты требовать от бухгалтера организации документы по уплате ЕСН с такой суммы? Являются ли объектом налогообложения выплаты среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях по проведению военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования граждан?

Ответ.

В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан освобождать

работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, в случаях если в соответствии с ТК РФ, федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Пунктами 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-Ф3), в частности, установлено, что граждане на время медицинского освидетельствования для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Указанные выплаты не связаны с выполнением трудовых обязанностей в рамках трудовых договоров и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.

Учитывая изложенное, и на основании п. 1 ст. 236 НК РФ данные выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом.

«Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»,

утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №704 (далее — Правила), предусмотрено, что выплата указанных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами на основании предоставляемых получателями компенсаций соответствующих документов или их копий, подтверждающих фактические расходы.

Если какие-либо из поименованных в п. 2 Правил видов расходов, по которым организациями или гражданами может быть получена компенсация, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются.

Кроме того, военные комиссариаты не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций произвести уплату каких-либо налогов (в т.ч. ЕСН) с выплат работнику за время прохождения им военных сборов.

По вопросу налогообложения выплат среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Закона № 53-Ф3, следует учитывать, что такие лица при направлении в военный комиссариат для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования граждан продолжают исполнять свои трудовые обязанности только вне постоянного места работы.

Оснований, обязывающихврачей-специалис-тов и средний медицинский персонал участвовать в мероприятиях, связанных с реализацией Закона № 53-Ф3, вне рамок трудовых или гражданско-правовых отношений в настоящее время не имеется.

В связи с этим выплаты упомянутым врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу признаются объектом налогообложения единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Таким образом, в отношении указанного медицинского персонала военными комиссариатами на основании подп. 3 п. 2 вышеупомянутых Правил осуществляются компенсации расходов организации, связанные как с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, командировочных (суточных) расходов, так и с уплатой сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных на выплаты данного среднего заработка.

Вопрос 3.

Профсоюзная организация за счет членских взносов выплачивает своим членам материальную помощь. Облагается ли такая выплата ЕСН?

Ответ.

Выплаты, производимые профсоюзной организацией в пользу члена профсоюза, не являются объектом обложения единым социальным налогом на основании п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), т. к. они не являются выплатами по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

Если физическое лицо состоит в трудовых отношениях с профсоюзной организацией и одновременно является членом профсоюза, то необходимо разграничивать выплаты, производимые профсоюзной организацией в пользу данного физического лица как работника и как члена профсоюза.

Таким образом, материальная помощь, выплачиваемая члену профсоюзной организации, не является объектом обложения единым социальным налогом при наличии соответствующих документов (заявления от члена профсоюза на получение материальной помощи, решения уполномоченного органа профсоюзной организации о выплате материальной помощи члену профсоюза и т. п.). При этом необходимо отметить, что данные выплаты не должны носить регулярный характер.

Вопрос 4.

Облагать ли ЕСН выплаты среднего заработка работнику за дни сдачи им своей крови?

Ответ.

В соответствии со ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.

Данной статьей ТК РФ также предусмотрено, что при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Указанные выплаты работодатель обязан производить в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Учитывая изложенное, следует отметить, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха в соответствии с трудовым законодательством не могут считаться выплатами по трудовым договорам. Следовательно, указанные выплаты не включаются в объект обложения единым социальным налогом на основании положений п. 1 ст. 236 НК РФ.

Вопрос 5.

Следует ли облагать единым социальным налогом суммы оплаты жилой площади, отопления, освещения учителю в сельской местности?

Ответ.

В соответствии с подп. 2 п. 1ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат физическим лицам, связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, пользуются, в частности, правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Подобные льготы предоставляются также на основании законодательных актов субъектов Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, компенсационные выплаты в виде оплаты жилой площади и коммунальных услуг (отопления и освещения) учителей в сельской местности, установленные соответствующим законодательным актом субъекта Российской Федерации, не подлежат налогообложению ЕСН на основании подп. 2п.1 ст. 238 НК РФ.

Вопрос 6.

Как применяются положения подп. 2п. 1 ст. 238 НК РФ к компенсационным выплатам работнику за использование его личного транспорта в служебных целях?

Ответ.

Обязанность работодателя по выплате компенсации при использовании работником личного имущества, в том числе личного транспорта, а также по возмещению расходов, связанных с его использованием, установлена ст. 188 ТК РФ.

Выплата указанной компенсации производится в тех случаях, когда работа сотрудников по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.

Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и ведут учет служебных поездок в путевых листах.

Так как установления специальных норм компенсации работникам за использование личного транспорта для целей обложения единым социальным налогом НК РФ не предусмотрено, полагаем, что использование в этих целях норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.02 № 92 «Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», не будет противоречить положениям подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. При этом сами такие выплаты могут производиться в размерах, установленных локальным нормативным актом организации.

Таким образом, сумма компенсации за использование личного транспорта, выплачиваемая работнику в пределах норм, утвержденных указанным нормативным правовым актом, не облагается единым социальным налогом на основании подп. 2п. 1ст.238 НКРФ.

Учитывая положение п. Зет. 236 НК РФ, в соответствии с которым указанные в п. 1 данной статьи НК РФ выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, размер компенсации за использование личного транспорта, превышающий утвержденные нормы, также не подлежит налогообложению единым социальным налогом.

Вопрос 7.

Сумму платежа по единому социальному налогу нужно рассчитывать в полных рублях или с копейками?

Ответ.

Сумма ЕСН и авансового платежа по нему перечисляется в полных рублях без копеек и округляется по правилам арифметики как в декларации, так и в расчетах. Ту сумму налога (авансового платежа), которая указывается в декларации и расчетах авансовых платежей, следует перечислять в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.

С 2008 г. данная позиция законодательно закреплена в п. 4ст. 243 НК РФ поправками, внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 №216-ФЗ. Сумма менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля.

После суммирования в целом по организации и округления (один раз) до целых рублей показатели из сводных карточек переносятся в соответствую-

щие строки и графы форм расчетов по авансовым платежам (декларации) по единому социальному налогу.

Таким образом, округление до рублей налоговой базы, налогового вычета, исчисленных сумм единого социального налога (авансовых платежей по налогу), иных показателей производится не в индивидуальном учете, а после суммирования данных индивидуального учета в целом по организации.

Данные суммы будут отличаться от сумм, исчисленных организацией по всем индивидуальным карточкам, менее, чем на 50 коп. в сторону уменьшения или увеличения.

Если налогоплательщиком первичный учет показателей для целей исчисления единого социального налога по каждому физическому лицу осуществляется в рублях, что не противоречит гл.

24 НК РФ, то округления при перечислении единого социального налога в целом по организации не требуется.

Вопрос 1.

Подлежат ли обложению ЕСН суммы, выплачиваемые мировым судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, в виде надбавки в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания к заработной плате?

Ответ.

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ), а также по авторским договорам.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 245 НК РФ не включаются в налоговую базу для исчисления налога,

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации.

До 1 января 2005 г. норма, предусмотренная п. Зет. 245 НК РФ, распространялась на суммы денежного содержания только судей федеральных судов, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.

На суммы денежного содержания мировых судей вышеуказанная норма НК РФ до 1 января 2005 года не распространялась.

В соответствии с п. 1.1. «Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям» (утвержденной Верховным Судом РФ 29.07.2003, ВАС РФ 09.07.2003, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 03.07.2003) (далее — Инструкция) ежемесячное пожизненное содержание, не облагаемое налогом и выплачиваемое из средств федерального бюджета, назначается судьям, ушедшим (удаленным) в отставку, бывшим судьям, находящимся на пенсии.

Согласно п. 5.5. Инструкции аналогичный порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячного пожизненного содержания распростра-

няется на работающих судей, имеющих право на получение 50 % ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

В соответствии сп. 1ст. 10 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» (далее — Закон № 188-ФЗ) обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Закона № 188-ФЗ судья, достигший возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее

25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 188-ФЗ на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Проанализировав вышеприведенные нормы и Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ», можно сделать вывод, что при выходе в отставку мировые судьи обеспечиваются ежемесячным пожизненным содержанием за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств Пенсионного фонда РФ.

Стоит отметить, что ФНС РФ в своем письме от 02.04.2007 № 04-1-02/231 указывает, что ежемесячная надбавка к заработной плате, выплачиваемая судьям на основании ст. 3 Закона № 6-ФЗ, не облагается ЕСН только в части, направляемой в федеральный бюджет. В части, направляемой в фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации, указанная ежемесячная надбавка подлежит налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2006 № А56-27070/2005 суд делает

вывод, что включение денежного содержания мировых судей в налоговую базу по ЕСН противоречит нормативным актам, определяющим правовой статус мировых судей, и влечет необоснованное изменение этого статуса по сравнению со статусом судей федеральных судов (такие выводы суда можно применять в отношении действующего законодательства).

В постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2004 № А78-3908/04-С2-28/361-Ф02-5193/04-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2004 № А38-2889-5/348-2003 суд указывает, что федеральные суды не включают в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей (такие выводы суда можно применять в отношении действующего законодательства).

Поскольку судебная практика по рассматриваемому вопросу складывается в пользу налогоплательщика, но ФНС РФ придерживается немного иной точки зрения, можно сделать вывод, что отсутствие оснований для обложения ЕСН (в части, направляемой в фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации) сумм, выплачиваемых мировым судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, в виде надбавки в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания к заработной плате, налогоплательщику придется доказывать в суде.

Вопрос 2.

Правомерен ли расчет суммы акциза по вывезенным подакцизным товарам исходя из стоимости реализации, а не таможенной стоимости?

Ответ.

В соответствии с подп. 2 п. 1ст. 191 НК РФ при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки, определяется как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Согласно подп. 2 п. 2ст. 187 НК РФ налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, определяется как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, НДС.

Следовательно, в отношении ввозимых товаров при расчете суммы акциза (в части адвалорной ставки) принимается во внимание сумма таможенной стоимости подакцизных товаров и таможенной пошлины.

В отношении реализованных (переданных) товаров при расчете суммы акциза (в части адвалорной ставки) принимается во внимание стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, НДС.

Следовательно, налогоплательщик при расчете суммы акциза по вывезенным товарам исходит из стоимости реализации, а не таможенной стоимости.

Правомерность подобных выводов подтверждается также позицией ФАС Московского округа в постановлении от 26.06.2007, 02.07.2007 № КА-А40/4804-07.

Таким образом, расчет суммы акциза по вывезенным подакцизным товарам исходя из стоимости реализации, а не таможенной стоимости, правомерен.

Вопрос 3.

Правомерно ли учитывать в составе расходов, указанных в подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, затраты на оплату поездки лица, с которым налогоплательщиком заключен гражданско-правовой договор? Налогоплательщик заключил договор возмездного оказания услуг, по которому лицо оказывает консультационные и иные услуги налогоплательщику. В целях производственной необходимости налогоплательщик оплачивает данному лицу поездку в другой город на четыре дня для посещения делового семинара? Ответ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые являются обоснованными и документально подтвержденными и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности, на:

• проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наем жилого помещения — по этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере,

расходов на пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

• суточные или полевое довольствие;

• оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

• консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Понятие «командировки» НК РФ не устанавливает, поэтому действует правило п. 1 ст. 11 НК РФ, в силу которого институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

С 25.10.2008 на территории Российской Федерации действует Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение).

Положение определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств. В силу п. 2 Положения в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Положение не устанавливает понятие служебной командировки.

Данное понятие определено ТК РФ как нормативным актом более высокого уровня. В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Согласно ст. 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ст. 16 ТК РФ).

Из изложенного следует, что лица, работающие в организации по договорам гражданско-правового характера, не являются работниками этой организации. Они не состоят с ней в трудовых отношениях, то есть между ними и указанной организацией не заключен трудовой договор в порядке, установленном ТК РФ.

Минфин России в письме от 19.12.2006 № 03-03-04/1/844 разъяснил, что в соответствии с положениями ТК РФ и НК РФ российская организация вправе возмещать затраты по командировкам только для штатных работников, с которыми организация заключила трудовые договоры или коллективные соглашения.

По мнению Минфина России, действующим трудовым законодательством и законодательством о налогах и сборах не предусмотрено возмещение (компенсация) расходов, компенсирующих затраты по командировкам иностранным специалистам, оказывающим консультационные и информацион-

ные услуги согласно заключенным гражданским договорам.

Управление МНС России по г. Москве в письме от 27.09.2004 № 28-11/62835 разъяснило, что расходы на командировки лиц, работающих в организации по договорам гражданско-правового характера, нельзя включать в состав прочих расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Данные выводы сформированы официальными органами до начала действия Положения.

Напомним, что до вступления в силу Положения Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» устанавливала, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.

Учитывая п. 2 Положения, а также определение служебной командировки, установленное ТК РФ, представляется, что ранее применявшийся подход официальных органов следует распространить и на правоотношения, возникшие с 25.10.2008.

Таким образом, в составе расходов, указанных в подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, затраты на оплату поездки лица, с которым налогоплательщиком заключен гражданско-правовой договор, учитывать неправомерно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.