Научная статья на тему 'Реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, на территории Владимирской области'

Реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, на территории Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
516
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, на территории Владимирской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, на территории Владимирской области»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Владимирская область вошла в число 19 субъектов РФ, в которых с 2007 года стартовал пилотный проект Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранении.

Еще в конце 2006 года в области была сформирована рабочая группа по реализации данного проекта, в состав которой вошли сотрудники департамента здравоохранения, руководители органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения муниципальных образований региона, представители территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций, территориального управления Росздравнадзора по Владимирской области.

В январе 2007 года по инициативе Администрации Владимирской области, поддержанной руководством Минздравсоцразвития РФ, на территории постоянного представительства Владимирской области в г.Москве под председательством заместителя Губернатора области С.А.Мартынова было проведено рабочее совещание, посвященное вопросам реализации пилотного проекта.

В совещании приняли участие представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, являющиеся идеологами проекта, сотрудники Федерального фонда ОМС, члены региональной рабочей группы.

Ключевыми вопросами, рассмотренными на встрече, были следующие:

♦ механизмы финансирования пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;

♦ о целевых показателях системы здравоохранения субъектов Российской Федерации при реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;

♦ подходы к совершенствованию организации оплаты труда работников бюджетной сферы;

♦ о механизмах реализации пилотных проектов в субъектах Российской Федерации, направленных на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

В ходе совещания было отмечено, что, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития российского здравоохранения и образования от 28 марта 2006 года №Пр-488, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было поручено:

♦ завершить на основе принципов стандартизации отработку финансирования, в первую очередь стационарных медицинских учреждений, с ориентацией на конечный результат, с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование;

енеджер

2007, №3

♦ выработать механизм взаимодействия между уровнями власти в части управления отраслью и источников ее финансирования;

♦ определить источники и порядок финансирования расходов на осуществление пилотных проектов в субъектах Российской Федерации в 2007 году.

Помимо этого, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 8 ноября 2006 года по итогам заседания президиума Государственного Совета 2 октября 2006 года №Пр-1946ГС, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручалось:

♦ определить размер минимального платежа на ОМС неработающего населения;

♦ изменить норматив отчислений на ОМС работающих граждан при применении специальных режимов налогообложения в целях их приведения в соответствие с размерами подушевого норматива финансирования ПГГ;

♦ разработать систему оплаты труда медработников в зависимости от объема и качества оказанной медицинской помощи;

♦ в рамках пилотных проектов по модернизации здравоохранения выработать подходы к эффективному управлению здравоохранением на уровне субъекта Российской Федерации.

К 16 ноября 2006 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации были получены заявки на участие в пилотном проекте, направленном на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, от 40 субъектов Российской Федерации. Критериями отбора пилотных территорий являлись следующие:

♦ готовность субъекта Российской Федерации к софинансированию расходов и проведению пилотных проектов;

♦ наличие системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования;

♦ региональный опыт работы по стандартам оказания медицинской помощи или его эквивалентов с це-

соответствие нормативной правовой базы, при-

лью внедрения единых федеральных стандартов оказания медицинской помощи;

♦ наличие действенного механизма регулирования норматива финансовых затрат по лекарственному обеспечению граждан, получателей набора социальных услуг, установленного бюджетом Федер ного фонда обязательного медицинского страхования

на 2007 год;

нятой по обязательному медицинскому страхованию в субъекте Российской Федерации федерально законодательству, в том числе в части взаимодействия со страховыми медицинскими организациями

1 декабря 2006 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике было принято предложение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о реализации «пилотного» проекта в сфере здравоохранения в 2007 году на территории следующих субъектов РФ: Центральный федеральный округ:

1. Белгородская область;

2. Владимирская область;

3. Калужская область;

4. Тверская область. Северо-Западный федеральный округ:

5. Вологодская область;

6. Калининградская область;

7. Ленинградская область. Южный федеральный округ:

8. Краснодарский край;

9. Астраханская область;

10. Ростовская область. Приволжский федеральный округ:

11. Республика Татарстан;

12. Республика Чувашия;

13. Пермский край;

14. Самарская область. Уральский федеральный округ:

15. Свердловская область;

енеджер

здравоохранения, 2007, №3

«Ксл рад пуб

16. Тюменская область;

17. Ханты-Мансийский автономный округ. Сибирский федеральный округ:

18. Томская область. Дальневосточный федеральный округ:

19. Хабаровский край.

Предусмотрены следующие условия финансирования пилотного проекта:

♦ софинансирование из федерального и регионального бюджетов - в Белгородской, Владимирской, Калужской, Калининградской, Вологодской, Ленинг-

адской, Томской областях, Хабаровском крае, Республике Чувашия;

предоставление федеральных грантов - в Астраханской, Тверской, Ростовской, Самарской, Свердловской областях, Краснодарском, Пермском краях, Республике Татарстан;

♦ финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе.

1С целью реализации пилотного проекта в 2007 году во Владимирскую область будет направлено из средств федерального бюджета (средства Федерального фонда ОМС) 346 650 тыс.руб.

Софинансирование проекта в размере 240 900 тыс. руб. предусмотрено в соответствии с Законом Влади-ской области от 27.12.2006 №186-ОЗ «Об област-

|ном бюджете на 2007 год».

Средства на финансирование пилотного проекта направляются сверх средств, предусмотренных на финансирование учреждений здравоохранения за счет бюджетов всех уровней и иных источников, а также средств, выделяемых на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом, указанные средства направляются на финансирование учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную помощь.

Одним из условий получения целевых федеральных средств является необходимость заключения в це-

лях взаимодействия и координации деятельности трехстороннего Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и субъектом РФ, участвующим в проекте. Важнейшим приложением к указанному Соглашению являются целевые показатели деятельности системы здравоохранения региона.

Основной целью пилотного проекта Минздрав-соцразвития РФ является реформирование здравоохранения субъектов Российской Федерации для выработки моделей эффективного управления отраслью, позволяющей реализовать публичные обязательства государства в сфере здравоохранения по единому на всей территории Российской Федерации стандарту.

Идеологами проекта определены механизмы достижения поставленной цели, к которым относятся:

♦ перевод на преимущественно одноканальное финансирование системы здравоохранения субъектов РФ;

♦ внедрение единых федеральных стандартов оказания медицинской помощи, табелей оснащения и кадрового обеспечения лечебных учреждений;

♦ введение отраслевой системы оплаты труда медицинских работников;

♦ совершенствование деятельности субъектов медицинского страхования;

♦ создание единого информационного пространства;

♦ выработка механизма взаимодействия между уровнями власти по управлению здравоохранением.

В течение всего времени проведения рабочей встречи сторонами заинтересованно обсуждались наиболее острые проблемы существующей в стране системы здравоохранения, предлагались различные механизмы реализации пилотного проекта, позволяющие максимально эффективно решать задачи, стоящие перед отраслью.

На многочисленные вопросы собравшихся в ходе совещания ответили:

/енеджер

здравоохранения, 2007, №3

♦ Г.Ч.Махакова, директор Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минзд-равсоцразвития РФ;

♦ Н.Н.Точилова, и.о. директора Департамента по вопросам государственной политики в сфере предоставления социальных услуг населению Минздравсоц-развития РФ;

♦ С.Ю.Горбарец, заместитель начальника отдела трудовых отношений и оплаты труда Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития РФ;

♦ Ю.Е.Михеева, заместитель начальника отдела проектов и программ развития Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития РФ.

Буквально по горячим следам после проведенной встречи в г.Москве в городе Гусе-Хрустальном Владимирской области состоялось, проведенное Департаментом здравоохранения администрации области, двухдневное расширенное совещание с приглашением руководителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения муниципальных образований регионов, а так же заместителей глав по социальным вопросам муниципальных образований области.

Открывая встречу, посвященную вопросам реализации пилотного проекта на территории области, заместитель Губернатора Владимирской области С.А.Мартынов особо подчеркнул, что участие в проекте является серьезным шансом по переходу регионального здравоохранения на качественно иной уровень.

В последние годы в области заметно активизировался процесс строительства и реконструкции учреждений здравоохранения, значительные средства бюджетов всех уровней (прежде всего - в рамках национального проекта «Здоровье»), направляются на укрепление материальной базы ЛПУ, на обновление автопарка службы скорой медицинской помощи.

В области внедряются и развиваются высокотехнологичные и дорогостоящие виды медицинской помощи, что позволяет более полно, сверх выделенных фе-

во-

сы, м,

деральных квот, обеспечивать население соответствующими методами диагностики и лечения целого ряда заболеваний.

В течение последних лет в регионе реализуются целевые программы, направленные на профилактику и лечение заболеваний, прежде всего, социально-значимого характера, осуществляются меры по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан.

Одним из приоритетов развития областного здравоохранения последнего времени является развитие системы единого ведомственного информационного п странства, позволяющей оперативно решать вопросы связанные с функционированием отрасли. Вместе с тем, основные показатели здоровья населения и демографическая ситуация в регионе не вызывают удовлетворения.

Существующая система здравоохранения характеризуется нарастающим кадровым дефицитом и хроническим недофинансированием отрасли, что обусловливает необходимость осуществления тщательно продуманных и взвешенных преобразований в отрасли, ее реформирование, направленное на создани эффективной системы охраны здоровья населения, соответствующей требованиям сегодняшнего времени.

Заместитель Губернатора области акцентировал внимание присутствующих на том, что основной целью «пилотного» проекта является выработка модели эффективного управления отраслью, позволяющей предостав-

нс-

ие сои.

став-скую

мс—

аа-ьно-

лять населению качественную бесплатную медицинскую помощь в объемах, гарантированных государством

В областном совещании приняла участие представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Ю.Е.Михеева, которая подробно рассказала участникам о финансовых механизмах реализации проекта. Юлия Евгеньевна подчеркнула, что реализовывать пилотный про-

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рноь--ого

ект предстоит в очень сжатые сроки - в течение одного года, при этом, основные его мероприятия начинаются со второго квартала 2007 года.

Финансирование проекта будет осуществляться из бюджета Федерального фонда ОМС, в котором на данные цели в 2007 году заложено 4 млрд. руб. По-

енеджер

здравоохранения, 2007, 1\РЗ

т

раз на |

V

мимо этого, предполагается дополнительно направить на цели проекта остатки средств на дополнительную оплату первичной медико-социальной помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальных программ ОМС в 2006 году.

В своем выступлении представитель Минздравсоц-азвития РФ подчеркнула, что федеральные средства на реализацию проекта поступят в регион при выполнении следующих основных условий: принятия областного закона, определяющего целевые расходные обязательства субъекта; подписания в рамках проекта соглаше-с Минздравсоцразвития РФ и ФФОМС, заключения соответствующие договоров между территориальным фондом ОМС и учреждениями здравоохранения, оказывающими стационарную помощь.

Средства будут переданы из федерального бюджета и аккумулированы в бюджете ФФОМС, территориям они предоставляются в размере 1/12 платежа ежемесячно в виде субсидий в бюджет территориального фонда ОМС. Деньги из областного фонда ОМС пойдут в ЛПУ не через страховые компании, а апрямую.

Ю.Е.Михеева сделала акцент на целевом финансировании проекта, указанные финансовые средства не могут быть направлены ни на погашение дефицита территориальной программы ОМС, ни на погашение задолженности территории по программе дополнительного лекарственного обеспечения.

Выделяемые средства должны направляться в ста-онарные учреждения здравоохранения. При этом, одна часть средств (предположительно от 40 до 55%)

полученных стационарами, будет расходоваться на повышение оплаты труда медицинских работников, другая часть - на оснащение ЛПУ оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения.

В своем выступлении, и.о. директора Департамента здравоохранения администрации Владимирской области И.А.Одинцова отметила, что если одной из целей национального проекта «Здоровье» является совершенствование амбулаторно-поликлинического зве-

на здравоохранения, то пилотный проект направлен на поднятие на качественно иной уровень медицинской помощи, оказываемой населению в стационарах.

Существующая система финансирования учреждений здравоохранения не позволяет в достаточной мере ориентировать медицинских работников на достижение конечного результата. Постепенный переход учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование с внедрением полного или частичного фондодержания поликлиниками заставит учреждения здравоохранения с одной стороны рачительно относится к имеющимся финансовым средствам, а с другой - создаст мотивацию у медицинских работников к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей.

Преимущественно одноканальное финансирование предполагает перераспределение средств, которые получает лечебное учреждение, между системой ОМС и бюджетом в пропорции 75% (ОМС) к 25% (бюджет). Что остается прерогативой бюджетного финансирования? Прежде всего оплата коммунальных услуг и капитальные вложения, - это полномочия и функция собственника зданий. В рамках пилотного проекта предполагается изменить наполнение тарифа в системе ОМС, ввести дополнительные к существующим статьи финансирования.

И.А.Одинцова подчеркнула, что одним из непреложных условий реформирования системы здравоохранения является достоверная и реальная оценка стоимости конкретной территориальной программы государственных гарантий.

Деньги в здравоохранение можно вливать до бесконечности, но должны быть рычаги воздействия на качество медицинской услуги. Задача создания таких рычагов как раз и ставится перед пилотными территориями.

Реализация в последние годы в системе здравоохранения двух глобальных проектов - Программы дополнительного лекарственного обеспечения и национального проекта «Здоровье» - позволили осуществить серьезный прорыв в системе информатизации в отрас-

енеджер

2007, №3

ли. Сегодня мы владеем достоверной информацией о кадровом потенциале первичного звена здравоохранения, о фондовооруженности учреждений здравоохранения, оказывающих населению первичную медико-санитарную помощь, о потребности региона в объемах лекарственных средств, необоходимых для обеспечения амбулаторного лечения льготных категорий граждан и т.д.

Внедрение в здравоохранении стандартизации с соответствующей информационной поддержкой создадут условия для формирования системы оказания медицинской помощи населению на качественно ином уровне.

Наша область, заключила И.А.Одинцова, вошла в пилотный проект. Перед нами стоит задача грамотного использования полученных средств с достижением целей, стоящих перед проектом.

В завершении, и.о. директора Департамента здравоохранения обратила внимание представителя Мин-здравсоцразвития РФ на целесообразность использования части средств, полученных стационарами по пилотному проекту, по статье медикаменты. - Существует известное напряжение в качественном и достаточном лекарственном обеспечении стационаров, - заметила Ирина Одинцова, - и добиться существенного улучшения результатов стационарного лечения больных мы можем лишь увеличив расходы по статье медикаменты.

И.А.Одинцова предложила разработчикам проекта еще раз продумать этот аспект.

Однако, не отвергая категорически возможности корректировок, Ю.Е.Михеева обосновала заявленную позицию - это средства на реформу, а не на покрытие дефицита. Перераспределяйте другие средства, мы Вам даем возможность маневра. Это средства Российской Федерации, и мы определяем правила игры.

Впрочем, окончательно вопрос по медикаментам еще не закрыт. А вот участие в пилоте негосударственных лечебных учреждений, в частности, больниц ОАО РЖД, категорически недопустимо. Минфин однозначно против того, чтобы бюджетные средства до-

ставались вневедомственным учреждениям здравоохранения.

Выступившая на совещании исполнительный директор Владимирского областного фонда ОМС О.М.Ефимова пояснила вопрос об участии в проекте страховых медицинских организаций.

Страховые медицинские организации не учас ют в схеме финансирования, но все же задействованы в «пилоте». Им отводится определенная роль в создании единого информационного пространства, в формировании персонифицированного учета заст| хованных по подобию системы пенсионного страхования. Предполагается формирование лицевых счетов с отражением всех, полученных застрахованным гражданином медицинских услуг. Наличие подобной информации необходимо, прежде всего, для осуществления качественного планирования в системе.

Для создания единой информационной системы все страховые организации региона должны иметь совместимые базы данных. Со временем персонифицированный учет коснется всех граждан РФ. На это понадобятся годы, но начинается все именно сегодня - I пилотных территориях.

В выступлении начальника отдела экономического развития, управления финансами и материальными ресурсами Департамента здравоохранения Н.Н.Без-лихотновой были подробно рассмотрены возможны пути повышения уровня заработной платы медицинских работников стационарных учреждений здравоохранения.

Отмечено, что материальное стимулирование трудников ЛПУ, ориентированное на конечный результат, должно быть четко взаимосвязано с поставленными целевыми показателями. Постепенный отход в системе оплаты труда от тарифной сетки и возрастание полномочий главного врача лечебного учреждения в определении ценности того или иного сотрудника являются отправными моментами как в повышения качества оказания медицинской помощи населению, так и в проведении структурных и кадровых преобразований в отрасли.

ые Ин-

раво-е со-

«

енеджер

здравоохранения, 2007, 1\РЗ

В ходе проводимого совещания заместитель директора Департамента здравоохранения С.В.Замко-вой остановился на таком важнейшем направлении пилотного проекта, как вопросы стандартизации в отрасли; директор Государственного учреждения здравоохранения Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр» М.И.Дегтерева

рассказала о возможностях и задачах региона по даль-

#

нен тем

О °

О

а

нейшему внедрению в здравоохранении системы информатизации с применением современных, в том числе оригинальных, программных продуктов.

Заместитель директора департамента здравоохранения И.А.Тихонов рассказал о предполагаемой системе мониторирования пилотного проекта, ориентированного на достижение конкретных конечных результатов.

Выступающий акцентировал внимание аудитории на предполагаемых целевых показателях проекта, упомянув при этом, что достоверная оценка качества медицинской помощи возможна лишь при анализе целого ряда критериев, разработка и внедрение которых требует достаточно длительного промежутка времени.

Был приведен пример Великобритании, имеющей более, чем полувековой опыт развития государственного сектора здравоохранения, и лишь в 1997 году заявившей о том, что правительство на основании анализа более 1,5 десятков клинических индикаторов в со-

I стоянии отчитываться не только о количестве оказанной медицинской помощи, но и о ее качестве.

И.А.Тихонов привел примеры качественных и количественных показателей, применяемых в различных субъектах РФ с целью оценки уровня региональной системы здравоохранения как в целом, так и отдельных ее звеньев. В заключении своего выступления заместитель директора Департамента здравоохранения предположил, что одним из конечных результатов реализации пилотного проекта может оказаться саморегулирование больничной сети, произошедшее в результате ориентации пациента на качественную медицинскую услугу.

В течение второго дня совещания, проведенного во Владимирской области, состоялась оживленная дискуссия между участниками встречи.

Выступавшие руководители муниципального здравоохранения, главные врачи учреждений здравоохранения, заместители по социальным вопросам глав муниципальных образований заинтересованно обсуждали все аспекты предполагаемого проекта, вносили предложения по отдельным направлениям его реализации.

Несмотря на то, что в отдельных выступлениях были высказаны опасения, связанные с предстоящей дополнительной нагрузкой на управленческий аппарат в отрасли (к имеющейся сегодня по Программе ДЛО и национальному проекту «Здоровье»), мнение присутствующих о дополнительных возможностях, открываемых для здравоохранения области участием в пилотном проекте, было единодушным.

Завершая двухдневное совещание, С.А.Мартынов подчеркнул, что область сама вправе решать в каких именно стационарах будут реализовываться направления проекта. «Скептиков никто насильно за рукав не потащит, - сказал, обращаясь к главным врачам, заместитель Губернатора области. - Мы будем работать только с теми, кто этого хочет».

Итак, во Владимирской области 2007 год может стать переломным для отрасли, но руководителям учреждений здравоохранения действительно есть о чем подумать. От дополнительных денег отказываться глупо, но все понимают, что они - вовсе не подарок, поскольку объем работы предстоит гигантский.

Однако представитель министерства Ю.Е.Михее-ва в отношении Владимирской области настроена оптимистично: «Мы рассчитываем, что в конце года вы окажетесь в числе тех субъектов, про которые мы скажем: «Да, пилот удался!» и будем не только в Тюмень, но и к вам направлять коллег за ценным опытом».

Подготовили М.И.Дегтерева, И.А.Тихонов

енеджер

2007, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.