Научная статья на тему 'Комплекс целевых программ как форма регулирования развития системы здравоохранения региона (на примере Белгородской области)'

Комплекс целевых программ как форма регулирования развития системы здравоохранения региона (на примере Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
355
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / КОМПЛЕКС / РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов К.В., Пинкус Т.М., Степчук М.А., Абрамова С.В., Боженко Д.П.

В статье проанализирован ход реализации комплекса целевых программ, регулирующих развитие здравоохранения региона на современном этапе (на примере Белгородской области). Cделан вывод о том, что целевой метод повышает эффективность использования федеральных средств, выделенных для развития регионального здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлов К.В., Пинкус Т.М., Степчук М.А., Абрамова С.В., Боженко Д.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс целевых программ как форма регулирования развития системы здравоохранения региона (на примере Белгородской области)»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

УДК 614.2

комплекс целевых программ как форма регулирования развития системы здравоохранения региона

(на примере Белгородской области)

к. в. павлов,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики E-mail: kvp_ruk@mail. ru Белгородский государственный университет

т. м. пинкус,

заместитель директора по экономическим вопросам E-mail: belmiac@mail. ru

М. а. степчук,

кандидат медицинских наук, заместитель директора по статистике E-mail: stepchuk@km. ru

с. в. абрамова,

начальник отдела медицинской статистики E-mail: belmiac@mail. ru Медицинский информационно-аналитический центр

д. п. боженко,

заместитель главного врача E-mail: bozhenkodp@mail. ru Чернянская центральная районная больница

В статье проанализирован ход реализации комплекса целевых программ, регулирующих развитие здравоохранения региона на современном этапе (на примере Белгородской области). Cделан вывод о том, что целевой метод повышает эффективность использования федеральных средств, выделенных для развития регионального здравоохранения.

Ключевые слова: реализация, целевые программы, региональное здравоохранение, комплекс, регулирование, Белгородская область.

До недавнего времени властные структуры и население нашей страны придерживались единого мнения: здравоохранение как федерального, так и региональных уровней — это дело государства. В государственной собственности должны находиться медицинские учреждения, медицинские работники обязаны являться государственными служащими, а финансирование и материально-техническое обеспечение лечебных учреждений — бюджетным.

Однако в условиях экономического кризиса, уменьшения валового внутреннего продукта, дефицита бюджета, отказа от регулирования цен на товары и услуги государственное финансирование здравоохранения уже не может обеспечить его нормальное содержание и дальнейшее развитие.

Низкий ypoвeнь дoxoдoв ocнoвнoй мaccы нaceлeния и фopмиpoвaниe ^упп c зacтoйнoй бeд-шстью являeтcя oдним из пpeпятcтвий, ж пoзвoля-ющих обecпeчить вoзмoжнocть шиpoкoмacштaбныx pынoчныx пpeoбpaзoвaний в здpaвooхранeнии, дocтaтoчный ypoвeнь финaнcиpoвaния, нeoбxoди-мый ж тoлькo для тeкyщeгo пoддepжaния дeятeль-нocти coциaльнoй cфepы нa ocнoвe рынoчныx мexaнизмoв, нo и для кopeннoй мoдepнизaции ee тexничecкoй бaзы. В связи с этим приходится решать следующие важные вопросы:

— обеспечивать в полном объеме финансирование здравоохранения;

— увеличивать доступность медицинской помощи всем слоям населения;

— повышать эффективность использования ресурсов медицины;

— улучшать качество медицинских услуг.

Научные исследования, отечественный и зарубежный опыт показали, что для решения экономических проблем здравоохранения в сложившихся условиях необходимо создать и использовать систему целевого финансирования как самую эффективную форму финансирования, в том числе здравоохранения — с жесткой системой контроля целевого использования средств и качества медицинских услуг. Программно-целевой метод планирования и управления является системной методологией, которая позволяет решать сложные многоцелевые проблемы, предусматривает согласование и эффективное использование финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов для достижения конкретных целей в определенные сроки. Целевые программы различаются по видам и формам и имеют следующие отличительные признаки:

— уровень принадлежности;

— источник финансирования;

— временная протяженность;

— тип заболевания;

— направление расходов;

— уровень масштабности;

— охват субъектов;

— оценка конечных результатов;

— территориальная распространенность.

В последнее десятилетие метод программно-целевого планирования и управления рассматривается как инструмент стратегического планирования в области здравоохранения [1]. Однако целевые программы на практике не всегда срабатывали, так как выпадали из системы финансирования. Отсутствие материально-технического и финансового обеспечения целевых программ или частичное их финансирование, а также недостаточно эффективный контроль за реализацией программных мероприятий приводили к дискредитации самого программно-целевого метода. В настоящее время отношение к методу программно-целевого планирования и управления меняется.

В системе здравоохранения были разработаны и реализуются федеральные целевые программы по актуальным приоритетным проблемам: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», «Дети России», «Дети-инвалиды», «Безопасное материнство», Национальная программа государственных гарантий, национальный приоритетный проект «Здоровье», разрабатывается проект программы «Модернизация здравоохранения» и др. Результаты реализации целевых программ свидетельствуют об эффективности целевого планирования и целевого распределения ресурсов.

Однако методология программно-целевого планирования и финансирования в современных социально-экономических условиях требует уточнений и адаптации метода для эффективного использования в здравоохранении. Теоретические предпосылки и основные принципы этого метода, которые достаточно интенсивно разрабатывались в прошлые годы, могут успешно использоваться и в настоящее время с учетом современных условий.

Программно-целевой метод бюджетирования на местном уровне позволяет обществу видеть, сколько средств и на что расходуется. Этот программно-целевой метод (ПЦМ) является инструментом управления бюджетным процессом в среднесрочной перспективе и ориентирован на комплексное разрешение вопросов и достижение долгосрочных целей. На местном уровне в условиях ограниченности финансовых ресурсов это особенно важно. Появилась возможность анализировать эффективность использования средств. Мониторинг позволяет обнаружить места неэффективного расходования средств, это открывает путь к их оптимизации. В настоящее время в статистической отчетности отсутствуют некоторые показатели, что усложняет

анализ реализации программ. Приоритетность проблемы подтверждается данными статистики, литературными источниками [2], а также повышенным вниманием государственных органов управления РФ. Ныне в здравоохранении существуют два основных механизма реализации программно-целевого метода:

— через национальную программу государственных гарантий;

— через федеральные целевые программы.

Одним из примеров является объект данного

исследования — федеральная программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 годы)», в частности ее подпрограмма «Артериальная гипертония».

В Белгородской области реализуется: 83 областных целевых программы, 12 подпрограмм, 2 проекта, 3 стратегии, 10 концепций. В том числе в социальной сфере — 13 программ. Кроме того, на территории области и муниципальных образований действуют целевая региональная программа государственных гарантий, приоритетный национальный проект «Здоровье» и ряд местных целевых программ (ЦП). Таким образом, здесь также используются два основных механизма реализации программно-целевого метода — через территориальную программу государственных гарантий и через совместную реализацию федеральных целевых программ и подпрограмм на региональном уровне. Некоторые областные целевые программы и подпрограммы реализуются в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Все они в основном ориентированы на достижение следующих целей:

— повышение качества и доступности медицинской помощи;

— улучшение демографической ситуации;

— увеличение средней продолжительности жизни;

— уменьшение медико-социальных последствий болезней.

Социально-экономическая эффективность использования федеральных средств на улучшение качества системы здравоохранения региона прослеживается на примере реализации федеральных целевых программ в Белгородской области. Так, федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 годы)» (далее — программа) включает в себя подпрограммы: «Сахарный диабет», «Тубер-

кулез», «ВИЧ-инфекция», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Психические расстройства», «Артериальная гипертония» и «Вакцинопрофилактика».

Задачами программы являются:

— снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях;

— увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями.

Достижение целей и решение задач программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств внебюджетных источников. Общие затраты на реализацию мероприятий программы составляют 81 895,4 млн руб. (в ценах соответствующих лет), из них за счет средств федерального бюджета—40 605,1 млн руб. (49,6 %), бюджетов субъектов Российской Федерации — 39 998,9 млн руб. (48,8 %), внебюджетных источников — 1 291,4 млн руб. (1,6 %).

Финансирование программы за счет средств федерального бюджета производится по следующим направлениям:

— капитальные вложения — 20 848,4 млн руб.;

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 1 530,4 млн руб.;

— прочие нужды — 18 226,3 млн руб.

Предполагается, что общий экономический

эффект от реализации мероприятий программы будет достигнут за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях.

Социальная эффективность реализации мероприятий программы проявится в достижении следующих результатов:

— улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных,

— сохранение трудового потенциала,

— формирование основ здорового образа жизни,

— снижение социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения социально значимых заболеваний.

Губернатор Белгородской области принял постановление от 29.01.2007 № 17, которым утвердил

одноименную областную программу. В нее вошли такие же подпрограммы, как и в федеральную программу. Главам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа было рекомендовано разработать и реализовать соответствующие местные программы.

Данная программа была принята в связи с тем, что в Белгородской области, как и в целом по Российской Федерации, сохранялась напряженная эпидемическая ситуация, связанная с высоким уровнем распространенности социально значимых заболеваний (туберкулез, сахарный диабет, вирусные гепатиты, злокачественные новообразования, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция, психические заболевания, артериальная гипертония). В то же время программно-целевой подход и реализация комплекса мероприятий в рамках областной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2002—2006 годы» позволили добиться положительных результатов и стабилизировать эпидемиологическую ситуацию с социально значимыми заболеваниями в области. Снижение заболеваемости населения большинством социально значимых заболеваний позволило улучшить качество жизни больных, повысить эффективность оказания медицинской помощи. Однако, несмотря на отдельные успехи областного здравоохранения, требуется принятие комплексных, более действенных мер по следующим направлениям:

— профилактика, раннее выявление, лечение и реабилитация больных с социально значимыми заболеваниями,

— укрепление материально-технической базы лечебных учреждений области,

— повышение квалификации медицинских работников.

Все эти меры предусмотрены областной целевой программой «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007—2011 годы» (далее — областная программа).

Цель, задачи и перечень показателей эффективности областной программы совпадают с показателями федеральной программы. Объем финансирования данной программы составляет 2 195 407,13 тыс. руб. В том числе:

— федеральный бюджет — 1 396 163,83 тыс. руб. (63,6 %);

— областной бюджет — 652 199,3 тыс. руб. (29,7 %);

— местные бюджеты — 127 044 тыс. руб. (5,8 %);

— внебюджетные средства — 20 000 тыс. руб. (0,9 %).

Реализация мероприятий областной программы к 2012 г. позволит:

— снизить заболеваемость, инвалидизацию и смертность населения от социально значимых заболеваний;

— стабилизировать эпидемиологическую ситуацию;

— увеличить продолжительность жизни населения;

— улучшить репродуктивное здоровье и как следствие — демографическую ситуацию в Белгородской области.

В результате реализации областной программы предполагается обеспечить совершенствование системы организации медицинской помощи больным социально значимыми заболеваниями, уменьшить неблагоприятное влияние последствий этих заболеваний на состояние здоровья населения области.

Одной из важных составляющих областной программы является целевая подпрограмма «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Белгородской области на 2007—2011 годы». Необходимость в ней появилась в связи с тем, что в Белгородской области сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием, принимающем характер эпидемии. В области в 2005 г. зарегистрировано 139 348 больных артериальной гипертонией, ее распространенность составляет 9 275,2 на 100 000 чел. взрослого населения. Ежегодно при обращении в лечебно-профилактические учреждения в области выявляются около 16 861 больных с артериальной гипертонией. Учитывая, что она является одним из основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, а у лиц с высоким артериальным давлением в 3—4 раза чаще развивается ишемическая болезнь сердца и в 7 раз — нарушение мозгового кровообращения, проблема является крайне актуальной для регионального здравоохранения. Особую тревогу вызывает высокий показатель це-реброваскулярной болезни. В Белгородской области он составляет 6 394,5 на 100 000 чел. населения

(2005 г.), что свидетельствует о необходимости дальнейшей активизации работы по выявлению и адекватному лечению гипертонической болезни.

В структуре общей смертности населения смертность от болезней системы кровообращения занимает первое место и составляет 62 %. Динамика данного показателя, как и в Российской Федерации в целом, имеет отрицательную тенденцию. За последние 5 лет уровень смертности от сердечно-сосудистой патологии в области возрос с 13 до 13,6 на 1 000 чел. населения. Этот показатель определяется главным образом двумя причинами:

— ишемической болезнью сердца;

— цереброваскулярными заболеваниями.

Их доля в структуре смертности от болезней системы кровообращения составляет соответственно 72 и 20 %. Хроническое течение большинства сердечно-сосудистых заболеваний обуславливает высокие показатели первичного выхода на инвалидность среди лиц, страдающих этой патологией (51 %), в том числе в трудоспособном возрасте (46,2 %). В структуре первичной инвалидности первое место занимают болезни системы кровообращения, при этом за пять лет отмечается рост в 1,5 раза. Особо следует отметить, что ведущая роль в профилактике и диагностике ранних стадий артериальной гипертонии отводится участковым врачам-терапевтам и врачам общей практики: простота диагностики данной патологии делает ее управляемой.

В результате проводимой в рамках целевой подпрограммы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии на 2002—2006 годы» (далее — подпрограмма) широкомасштабной профилактической работы, внедрения современных технологий оказания медицинской помощи впервые за пять лет снизился рост:

— общей заболеваемости населения ишемической болезнью сердца — на 4 %;

— заболеваний цереброваскулярной болезнью — на 1,4 %;

— случаев острого инфаркта миокарда — на 0,9 %.

Зафиксировано снижение смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний. В рамках федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения в настоящее время имеется возможность проводить амбулаторное лечение больных артериальной гипертонией с применением наиболее эффективных и более дорогостоящих пре-

паратов. Анализ результатов деятельности школ для больных артериальной гипертонией показал, что среди обученных больных доля пациентов, получающих постоянную гипотензивную терапию и достигших целевого уровня артериального давления, увеличилась в три раза; количество вызовов скорой помощи снизилось в два раза; уровень госпитализации пациентов, прошедших обучение, уменьшился в два раза; число пациентов, отказавшихся хотя бы от одной вредной привычки, увеличилось в 8 раз.

В то же время, несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем:

— недостаточное оснащение лечебных учреждений современным диагностическим оборудованием;

— отсутствие системного подхода к организации и качеству проведения профилактических мероприятий в первичном звене здравоохранения;

— отсутствие мониторинга результатов по проведению оздоровительных и лечебных мероприятий среди обследованного контингента.

Достигнуть намеченных результатов возможно только при интегрированном подходе к профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии, целенаправленных действиях всех заинтересованных структур.

Дальнейшая реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать снижению заболеваемости артериальной гипертонией и ее осложнений, уменьшению инвалидизации и смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний, позволит качественно повысить уровень оказания медицинской помощи больным кардиологического профиля.

Целью подпрограммы является комплексное решение в 2007—2011 гг. следующих проблем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— улучшение профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями;

— снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).

В подпрограмме предусмотрена реализация мероприятий по следующим приоритетным направлениям:

— совершенствование профилактики артериальной гипертонии;

— создание постоянно действующий информационно-пропагандистской системы;

— укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь кардиологическим больным;

— совершенствование методов диагностики, лечения и реабилитации оперативного лечения и реабилитации кардиологических больных;

— проведение непрерывного последипломного образования и повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии.

Мероприятия областной целевой подпрограммы расписаны по срокам, указаны ответственные и суммы выделенных средств (см. таблицу).

Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, позволит значительно улучшить качество оказания специализированной помощи больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, обеспечить проведение эффективной профилактической работы по снижению уровня воздействия факторов риска на развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы и их прогрес-сирование. Своевременная диагностика и квалифицированное лечение больных с артериальной гипертонией, эффективная первичная и вторичная профилактика позволят улучшить показатели здоровья населения области, снизить экономические потери, связанные с временной и стойкой утратой трудоспособности вследствие артериальной гипертонии и ее осложнений.

В результате реализации федеральных и региональных целевых программ и подпрограмм в 2007—2009 гг. в области произошло дальнейшее повышение качества и доступности медицинской помощи, укрепление здоровья населения, улучшение демографической ситуации. Были определены приоритеты социальной политики области, и их реализация осуществлялась на основе программно-целевого планирования. В течение последних лет активно проводились мероприятия по реформированию первичной медико-санитарной помощи по принципу работы врача общей практики, в деятельность амбулаторно-поликлинических подразделений

внедрялись стационарозамещающие технологии, развивались высокотехнологичные виды медицинской помощи в кардиохирургии, нейрохирургии, колопроктологии, травматологии и др.

Были организованы региональные мероприятия по профилактике и выявлению артериальной гипертонии среди населения в рамках текущей и дополнительной диспансеризации населения. Широко использовалась система информирования населения об опасности гипертонии и способах ее предупреждения. Во всех центральных районных больницах восстановлены и функционируют кабинеты медицинской профилактики. Активно работают 78 школ здоровья. В них обучены 4 462 чел.

Параллельно проводились мероприятия по реализации целевой подпрограммы «Профилактика, диагностика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний на 2007—2010 годы». Был создан и функционирует региональный сосудистый центр на базе областной клинической больницы и три межрайонных сосудистых отделения в муниципальных учреждениях здравоохранения Белгорода, Старого Оскола и Валуек общей мощностью 210 коек. Для оснащения сосудистых отделений за счет средств областного бюджета поставлены дыхательная и следящая аппаратура, функциональные кровати, реабилитационное и другое оборудование на общую сумму 56,7 млн руб. В настоящее время в первичных сосудистых отделениях введены в эксплуатацию три 16-срезовых рентгеновских компьютерных томографов и три цифровых ультразвуковых аппарата; в региональном сосудистом центре — 64-срезовый компьютерный томограф, ангиограф, ультразвуковая диагностическая система и нейрохирургическая операционная с навигационным оборудованием. Осуществлена профессиональная подготовка и переподготовка врачей для работы в сосудистом центре и отделениях. Внедряются методики медикаментозного тромболизиса при инсульте и инфаркте миокарда, а также новейшие технологии оперативного лечения сосудистой патологии и реабилитации больных, перенесших инфаркт или инсульт. С ян-

Финансирование подпрограммы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии

в Белгородской области на 2007—2011 годы» в 2007—2011 гг., тыс. руб.

Наименование Всего 2007 2008 2009 2010 2011

В целом на программу 73 890 12 480 11 280 12 570 14 970 22 590

Из федерального бюджета 46 660 7 200 8 110 9 450 10 700 11 200

Из областного бюджета 8 800 2 880 420 — — 5 500

Из местных бюджетов 18 430 2 400 2 750 3 120 4 270 5 890

варя 2009 г. осуществляется мониторинг целевых показателей реализации программы. В рамках реализации этих программ в области создана постоянно действующая пропагандистско-просветительская система, направленная на формирование культуры здорового образа жизни, воспитание у каждого белгородца потребности в сохранении и укреплении здоровья, обеспечение семейного здоровья на всех этапах жизнедеятельности.

Реализация мероприятий программ позволила снизить заболеваемость населения:

— цереброваскулярными болезнями — на 9 %: показатель составил 4 994,2 на 100 000 чел. взрослого населения (2007 г. — 5 487,5);

— острым инфарктом миокарда — на 3,3 %: показатель составил 100,0 (2007 г. — 113,8);

— эндартериитом, тромбангиитом облитери-рующим — на 27,2 %: показатель составил 405,8 (2007 г. — 457,5);

— ишемической болезнью сердца — на 1,6 %: показатель составил 10 667,6 (2007 г. — 10 837,6).

В целом заболеваемость болезнями системы кровообращения в сравнении с 2005 г. снизилась на 1,2 %: показатель составил 35 634,0 (2005 г. — 36 052,8).

Колебания показателя заболеваемости в 2007— 2009 гг. связаны с ростом выявляемости заболеваний, характеризующихся повышенным кровяным давлением. Снизилась также смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 6,5 %: показатель составил 953,0 на 100 000 чел. населения (2007 г. — 1 019,2). В том числе уменьшился уровень смертности:

— от инфарктов миокарда: показатель составил 88,1;

— цереброваскулярных болезней — 49,1;

— инсультов — 21,9.

Снизился на 16,3 % первичный выход на инвалидность от заболеваний системы кровообращения: показатель составил 28,7 на 10 000 чел. взрослого населения (2008 г. — 34,3).

Таким образом, на примере реализации этих программ наглядно продемонстрирована социально-экономическая эффективность использования федеральных средств на улучшение качества системы здравоохранения региона, социального здоровья населения, в том числе на укрепление здоровья трудовых ресурсов, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии области.

Впечатляющие результаты достигнуты и в результате реализации остальных подпрограмм. Так,

в рамках подпрограммы «Сахарный диабет» все больные сахарным диабетом снабжались современными сахароснижающими препаратами в полном объеме. Подростки, дети и беременные женщины были обеспечены средствами самоконтроля. Все районные больницы оснащены глюкометрами для проведения скрининга. Больные с диабетической ретинопатией получали консервативное лечение на базе отделения микрохирургии глаза ОКБ. Реабилитация больных сахарным диабетом проводилась на базе санатория «Красиво» и в Новотаволжанской областной больнице восстановительного лечения. Во всех районах области созданы и функционируют школы по обучению больных сахарным диабетом. В результате реализации подпрограммы:

— снизилось на 66 % число осложнений при сахарном диабете;

— увеличилась средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом I типа (мужчины — до 47,15 лет, женщины — 59,5);

— увеличилась средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом II типа (мужчины — до 70,25, женщины — 73,8 лет).

В рамках подпрограммы «Защита населения Белгородской области от туберкулеза на 2007— 2011 гг.» продолжена профилактическая работа. Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез составил 72,9 %. Проведено оснащение противотуберкулезных учреждений области медицинским и технологическим оборудованием, расходными материалами и высокоэффективными препаратами, мебелью, транспортом, средствами связи и информатизации на сумму 27,702 млн руб. (2008 г. — 19,195 млн руб.). В том числе:

— за счет средств федерального бюджета — 22 422 тыс. руб.;

— за счет средств областного бюджета — 5 280 тыс. руб.;

— за счет средств местных бюджетов — 928 тыс. руб.;

— за счет внебюджетных средств — 16 776 тыс.

руб.

В результате реализации мероприятий данной подпрограммы:

— смертность от туберкулеза снизилась на 27,5 %: показатель составил 3,7 на 100 000 чел. населения (2008 г. — 5,1),

— доля абациллированных больных туберкулезом (состоявших на учете на конец года) достигла 74,4 %,

— показатель клинического излечения впервые выявленных больных туберкулезом составил 77,4 %,

— охват лечения больных туберкулезом, зараженных ВИЧ-инфекцией, достиг 100 %.

По подпрограмме «Вакцинопрофилактика на 2007—2011 гг.» обеспечено проведение прививок Национального календаря всем детям дошкольного и школьного возраста, а также взрослому населению. Организовывался надзор за «управляемыми инфекциями», проводились скрининговые исследования отдельных возрастных групп на напряженность иммунитета. В результате реализации подпрограммы и приоритетного национального проекта «Здоровье» случаев заболеваемости дифтерией, полиомиелитом, корью в 2009 г. не зарегистрировано.

В соответствии с подпрограммой «О мерах по развитию онкологической помощи населению в Белгородской области на 2007—2011 гг.» было передано оборудование муниципальным учреждениям здравоохранения на сумму 448 537,83 тыс. руб. В области создан популяционный и госпитальный регистр онкологических больных. Во всех районах работают смотровые кабинеты, проводится цитологическое исследование мазков. В 11 районах установлены маммографы. В районах области и поликлиниках г. Белгорода введена компьютерная программа «Канцер-регистр». Проведена закупка современного диагностического и лечебного оборудования, в том числе для лучевой терапии. В результате реализации мероприятий подпрограммы доля больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет, увеличилась до 80 %. Доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, снизилась до 20,2 %. Смертность от злокачественных новообразований уменьшилась, показатель составил: мужчин — 234,8 случаев на 100 000 чел. населения (2008 г. — 238,4); женщин — 150 (2008 г. — 142,7).

Эффективно реализовывался комплекс мероприятий в рамках подпрограммы «Неотложные меры по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита (ВИЧ-инфекции) на 2007—2011 гг.» и приоритетного наци-

онального проекта «Здоровье» по профилактике ВИЧ-инфекции. Получили лечение 204 ВИЧ-инфицированных, а также 5 ВИЧ-инфицированных, у которых были выявлены гепатиты В и С. Проводилось тестирование на ВИЧ всех беременных женщин. В 2009 г. проведено 229 мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С. В том числе:

— 10 семинаров с медицинскими работниками;

— 23 совещания;

— 11 конференций;

— 120 лекций по профилактике ВИЧ;

— 9 «круглых столов»;

— 12 молодежных акций;

— опубликовано в СМИ 8 статей;

— организовано 10 выступлений по радио и ТВ;

— проведено 26 проверок лечебно-профилактических учреждений города и районов.

По подпрограмме «О мерах по предупреждению распространения заболеваний, передаваемых половым путем, на 2007—2011 гг.» организовано проведение запланированных мероприятий, что позволило снизить число заболеваний, передаваемых половым путем, на 13,5 %, показатель составил 518,7 на 100 000 чел. населения (2008 г. — 598,8). Случаев врожденного сифилиса не зарегистрировано.

В результате реализации мероприятий подпрограммы «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи в Белгородской области на 2007—2011 гг.» были достигнуты следующие показатели:

— снизилась заболеваемость психическими расстройствами на 19,8 %: показатель составил 311,0 на 100 000 чел. населения (2008 г. — 372,6);

— доля повторных госпитализаций в психиатрические стационары уменьшилась на 15,4 % и составила 12 % (2008 г. — 10,4 %, РФ — 19,0 %);

— снизился на 17,5 % первичный выход на инвалидность психических больных: показатель составил 28,8 на 10 000 чел. населения (2008 г. — 34,9).

В рамках подпрограммы «Защита населения Белгородской области от вирусных гепатитов на 2007—2011 гг.» в 2009 г. из федерального бюджета получены противовирусные препараты и медицинское оборудование на сумму 6,317 млн руб. Введено в действие реанимационное отделение областной инфекционной больницы. Применялись только карантинизированные препараты и компоненты крови. Внедрены современные дезинфекционные средства для проведения текущей и заключительной

дезинфекции в очагах вирусных гепатитов. С целью информирования населения в 2009 г. проведено 229 мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С. В результате отмечается снижение заболеваемости:

— острыми вирусными гепатитами В и С на 2,9 %: показатель составил 4,06 на 100 000 чел. населения (2008 г. — 4,18);

— хроническими вирусными гепатитами — на 14,1 %: показатель составил 55,6 на 100 000 чел. населения (2008 г. — 64,7).

Реализация федеральных целевых проектов и программ на региональном уровне доказала социально-экономическую эффективность использования федеральных средств на улучшение качества системы здравоохранения региона и социального здоровья населения. Метод целевого регулирования и управления в здравоохранении Белгородской области реализован через региональную программу государственных гарантий, федеральные целевые программы. Он стал инструментом управления бюджетным процессом в среднесрочной перспективе и ориентирован на

повышение качества здравоохранения региона в долгосрочной перспективе.

Реализация целевых программ в области также наглядно показала, что программно-целевой метод позволяет решать сложные проблемы здравоохранения, предусматривает согласование и эффективное использование финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов для достижения конкретных целей в определенные сроки. Проводимый мониторинг позволил обнаружить случаи нерационального расходования средств. Появилась возможность оптимизации данного процесса на основе анализа эффективности использования выделенных на нужды здравоохранения денежных и материальных ресурсов.

Список литературы

1. Развитие экономического потенциала разных регионов России: сравнительный анализ / под ред. К. В. Павлова, И. З. Юсупова. Ижевск: Митра. 2011. 661 с.

2 . Степчук М. А. О состоянии здоровья населения Белгородской области в 2009 году. Белгород. 2010. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.